что такое алгоритм управления в информатике
Учитель информатики
Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
§ 2.5. Алгоритмы управления
§ 2.5. Алгоритмы управления
Информатика. 9 класса. Босова Л.Л. Оглавление
Ключевые слова:
Управление — это процесс целенаправленного воздействия на объект; осуществляется для организации функционирования объекта по заданной программе.
В середине прошлого века выдающийся американский учёный Норберт Винер (1894—1964), изучавший различные технические и биологические системы, установил, что управление в них осуществляется по общей схеме. Винер считается основоположником науки об управлении — кибернетики.
Управляемым объектом (объектом управления) может быть техническое устройство (например, автомобиль), один человек (например, ученик, солдат) или коллектив (например, оркестр, работники предприятия).
Управляющим объектом (управляющей системой) может быть человек (например, шофёр, дирижёр оркестра, учитель, директор), коллектив (например, правительство, парламент), а может быть и техническое устройство (например, автоматический регулятор, компьютер).
Последовательность команд по управлению объектом, приводящая к заранее поставленной цели, называется алгоритмом управления.
Простейшие алгоритмы управления могут состоять из одной команды или представлять собой линейную последовательность команд. Более сложные алгоритмы управления содержат ветвления и циклы.
Обратная связь. Алгоритмы управления
Для управления нужна информация. Во-первых, управляющий объект должен получить информацию о том, что ему нужно, т. е. он должен знать цель своих действий. Во-вторых, управляющий объект должен знать, как можно достичь поставленной цели. Важно, что информация о цели и способах её достижения должна быть известна управляющему объекту до начала процесса управления.
Пример 1. Рассмотрим управление движением автомашин (объект управления) на перекрёстке с помощью светофора (управляющий объект). В этой ситуации управляющее воздействие формируется в зависимости от заложенной в управляющем объекте исходной информации. Светофор не воспринимает текущую информацию о состоянии движения на перекрёстке, он не изменяет алгоритм управления от того, что с какой-то стороны скопилось очень много машин и образовалась «пробка».
Обратная связь — это процесс передачи информации о состоянии объекта управления в управляющую систему.
Обратная связь позволяет корректировать управляющие воздействия управляющей системы на объект управления в зависимости от состояния объекта управления (рис. 2.5). Обратная связь предусмотрена в ряде бытовых приборов (например, утюг с терморегулятором, холодильник, кастрюля-скороварка), в живых организмах, в обществе.
В настоящее время очень часто роль управляющей системы отводится компьютеру, в память которого заложена программа управления, предусматривающая все варианты информации, которые могут быть получены по обратной связи.
Пример 2. Если вместо обычного светофора на дорожном перекрёстке будет установлен «интеллектуальный» светофор — высокотехнологичное устройство, оснащённое датчиками, фиксирующими скорость движения на дороге и плотность транспортных потоков, то управление движением станет более рациональным за счёт учёта информации, поступающей от объекта управления.
САМОЕ ГЛАВНОЕ
Управление — процесс целенаправленного воздействия на объект; осуществляется для организации функционирования объекта по заданной программе.Последовательность команд по управлению объектом, приводящая к заранее поставленной цели, называется алгоритмом управления.
Вопросы и задания к § 2.5. Алгоритмы управления
1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?
Управление. Алгоритмы управлени
|
В середине прошлого века выдающийся американский учёный Норберт Винер (1894—1964), изучавший различные технические и биологические системы, установил, что управление в них осуществляется по общей схеме. Винер считается основоположником науки об управлении — кибернетики.
Управляемым объектом (объектом управления) может быть техническое устройство (например, автомобиль), один человек (например, ученик, солдат) или коллектив (например, оркестр, работники предприятия).
Управляющим объектом (управляющей системой) может быть человек (например, шофёр, дирижёр оркестра, учитель, директор), коллектив (например, правительство, парламент), а может быть и техническое устройство (например, автоматический регулятор, компьютер).
|
Простейшие алгоритмы управления могут состоять из одной команды или представлять собой линейную последовательность команд. Более сложные алгоритмы управления содержат ветвления и циклы.
Тема урока: Алгоритм управления (9 класс)
Цель урока: ознакомить с алгоритмами управления
Проверка домашнего задания.
Основная часть урока.
Урок проводить при помощи презентации
Управление — это процесс целенаправленного воздействия на объект; осуществляется для организации функционирования объекта по заданной программе.
Существует большое количество различных определений понятия « кибернетика », однако все они сводятся к тому, что кибернетика — это наука, изучающая общие закономерности строения сложных систем управления и протекания в них процессов управления. Так как любые процессы управления связаны с принятием решений на основе получаемой информации, то кибернетику часто определяют ещё и как науку об общих законах получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах.
Управляемым объектом (объектом управления) может быть техническое устройство (например, автомобиль), один человек (например, ученик, солдат) или коллектив (например, оркестр, работники предприятия).
Управляющим объектом (управляющей системой) может быть человек (например, шофёр, дирижёр оркестра, учитель, директор), коллектив (например, правительство, парламент), а может быть и техническое устройство (например, автоматический регулятор, компьютер).
Последовательность команд по управлению объектом, приводящая к заранее поставленной цели, называется алгоритмом управления.
Простейшие алгоритмы управления могут состоять из одной команды или представлять собой линейную последовательность команд. Более сложные алгоритмы управления содержат ветвления и циклы.
Для управления нужна информация.
Во-первых, управляющий объект должен получить информацию о том, что ему нужно, т.е. он должен знать цель своих действий.
Во-вторых, управляющий объект должен знать, как можно достичь поставленной цели.
Важно, что информация о цели и способах её достижения должна быть известна управляющему объекту до начала процесса управления.
Управление движением автомашин (объект управления) на перекрёстке с помощью светофора (управляющий объект).
В этой ситуации управляющее воздействие формируется в зависимости от заложенной в управляющем объекте исходной информации. Светофор не воспринимает текущую информацию о состоянии движения на перекрёстке, он не изменяет алгоритм управления от того, что с какой-то стороны скопилось очень много машин и образовалась «пробка».
Обратная связь — это процесс передачи информации о состоянии объекта управления в управляющую систему.
Обратная связь позволяет корректировать управляющие воздействия управляющей системы на объект управления в зависимости от состояния объекта управления.
Обратная связь предусмотрена в ряде бытовых приборов (например, утюг с терморегулятором, холодильник, кастрюля-скороварка), в живых организмах, в обществе.
В настоящее время очень часто роль управляющей системы отводится компьютеру, в память которого заложена программа управления, предусматривающая все варианты информации, которые могут быть получены по обратной связи.
Если вместо обычного светофора на дорожном перекрёстке будет установлен «интеллектуальный» светофор — высокотехнологичное устройство, оснащённое датчиками, фиксирующими скорость движения на дороге и плотность транспортных потоков, то управление движением станет более рациональным за счёт учёта информации, поступающей от объекта управления.
Конспект урока в 9 классе ‘Алгоритмы управления’
в 9 классе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школе № 345 Невского района Санкт-Петербурга на тему «Алгоритмы управления»
Разработал: Калашник Е. Н.
слушатель курсов профессиональной переподготовки «Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Проверил: ___ Селькин С. Г.__
ФИО руководителя практики
Санкт Петербург 2020
Цели урока: Изучить некоторые алгоритмы управления.
Планируемые образовательные результаты:
предметные — представления о понятии управления, объекте управления, управляющей системе, обратной связи;
метапредметные — умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
личностные — алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.
Решаемые учебные задачи:
Выяснить, что такое управление и обратная связь
Рассмотреть примеры алгоритмов управления
Выполнить практическое задание из ГИА
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
презентация «Алгоритмы управления»;
демонстрационные варианты КИМ по информатике 9 класс ;
открытый банк заданий ОГЭ.
Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.
— формирование навыков самоорганизации
— развитие познавательной активности
Запись домашнего задания.
§ 2.5 С. 109-112, № 8 С. 112
Работа с дневниками
— Догадайся, как связано имя великого математика с темой урока?
-Подумай, как представленные объекты связаны с понятием «алгоритм»?
-Мы начали разговор об алгоритмах и исполнителях. Алгоритмы могут быть записаны различными способами.
Из всего сказанного определите тему урока:
— От его имени произошло слово Алгоритм;
— они являются исполнителями алгоритма;
Отвечают пословицы (приложение)
Формулирование темы и целей урока (по 1 баллу за каждый ответ)
Сформулируйте на их основе тему урока:
— Так какова будет тема урока?
Самостоятельно или с помощью учителя формулируют тему урока, его цели и задачи. Записывают текущую дату и название урока в тетрадь
— развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.
— формирование логического мышления
— умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка
Учитель раскрывает понятия кибернетика, управления, обратная связь
демонстрация управления роботом
Получают представления о понятии управления, объекте управления, управляющей системе, обратной связи
Запускают программу управления роботом
Записывают определения в тетрадь
— развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.
— развитие познавательной активности
— формирование навыков создания структурированного конспекта
Разминка (сопровождается музыкальным фоном)
Выполняет комплекс упражнений для кистей рук, глаз, туловища.
Выполняют гимнастику вместе с учителем
Практическая часть Компьютерный практикум
В приведённом выше списке помогает найти соответствие между управляющим и управляемым объектами и заполните таблицу
Учитель помогает определить тип управляющего алгоритма
Учитель помогает составить управляющие алгоритмы для исполнителя «Робот». Задания из ОГЭ по информатике, № 20.1 в структуре КИМа
Заполняют таблицу (приложение)
Учащиеся определяют тип управляющего алгоритма
Учащиеся составляют алгоритмы в среде Кумир. Возможна работа в парах
— формирование знаниевой компоненты по теме урока
— развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.
— умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной деятельности.
Итоги урока, выставление оценок.
Можете ли вы назвать тему урока?
— Вам было легко или были трудности?
— Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
— Какое задание было самым интересным и почему?
— Как бы вы оценили свою работу?
— подсчитывают баллы, выставляют оценки.
Литература для учащихся:
Л.Л. Босова А.Ю. Босова «Информатика 9 класс», издательство «БИНОМ» М. 2013
Литература и электронные источники для учителя:
Л.Л. Босова А.Ю. Босова «Информатика 9 класс», издательство «БИНОМ» М. 2013
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова « Информатика 8 класс». Бином. 2015. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Методическое пособие.7-9 класс
Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт.
Скупой платит дважды
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Задание 1
В приведённом ниже списке найдите соответствие между управляющим и управляемым объектами и заполните таблицу: оркестр, лошадь, тренер, наездник, актёр, дирижёр, водитель, режиссёр, спортсмен, автобус, светофор, автомобили.
Первоклассник пришёл домой и увидел, что мама оставила ему записку с информацией о том, как разогреть обед:
— достань из холодильника жёлтую кастрюлю,
— поставь кастрюлю на газовую плиту,
— налей из кастрюли суп в тарелку.
Задание 20.1 – 2012 
Составьте в среде Кумир алгоритм закраски отмеченных клеток. Размеры поля неизвестны.
В программе « Кумир » загрузите для робота поле
« 20.1-2012. fil »
(меню Робот-Загрузить обстановку )
В самом начале программы добавьте
строчку « использовать Робот »
Напишите и проверьте алгоритм
Составьте в среде Кумир алгоритм закраски отмеченных клеток. Размеры поля неизвестны. Ширина ступеньки 2 клетки, высота ступеньки 1 клетка. Количество ступенек неизвестны.
В программе « Кумир » загрузите для робота поле
« 20.1-2013. fil »
(меню Робот-Загрузить обстановку )
В самом начале программы добавьте
строчку « использовать Робот »
Напишите и проверьте алгоритм
Составьте в среде Кумир алгоритм закраски отмеченных клеток. Размеры поля неизвестны. Ширина и количество ступенек неизвестны.
В программе « Кумир » загрузите для робота поле « 130. fil »
(меню Робот-Загрузить обстановку )
В самом начале программы добавьте
строчку « использовать Робот »
Напишите и проверьте алгоритм
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс профессиональной переподготовки
Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-975329
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России предложили учредить День семейного волонтерства
Время чтения: 2 минуты
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по информатике на тему «Алгоритмы управления» (9 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
АЛГОРИТМЫ УПРАВЛЕНИЯ
АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Описание слайда:
Ключевые слова
управление
алгоритм управления
обратная связь
Описание слайда:
Описание слайда:
Объект управления:
техническое устройство
человек
коллектив
Управляющий объект:
человек
коллектив
техническое устройство
Последовательность команд по управлению объектом, приводящая к заранее поставленной цели, называется алгоритмом управления.
Описание слайда:
Информация и управление
Цель действий
Способы
достижения цели
Информация для
управляющего объекта
Пример. Управление движением автомашин (объект управления) на перекрёстке с помощью светофора (управляющий объект).
Управляющее воздействие зависит от заложенной в управляющем объекте исходной информации.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Вопросы и задания
Что такое управление?
Приведите примеры управляющих систем и
управляемых ими объектов.
Что такое алгоритм управления?
Приведите примеры ситуаций, в которых имеют место
линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы.
Что изучает наука кибернетика?
Какая информация нужна для управления?
Приведите пример.
Что такое обратная связь?
Опишите кибернетическую модель управления.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс профессиональной переподготовки
Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Практическая работа по формированию финансовой грамотности
Технологическая карта урока по теме «Базы данных»
Технологическая карта урока «Операции с фрагментами текста»
Технологическая карта урока по теме «Базы данных»
Рабочая программа «Архитектура аппаратных средств»
Самостоятельная работа по информатике на тему «Оценка количественных параметров текстовых документов»
Конспект урока информатики во 2 классе по теме: «Какая бывает информация»
С.р. «Единицы измерения количества информации»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5363556 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб
Время чтения: 2 минуты
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.