в какой спортивной игре есть рокировка
Рокировка в шахматах
Почему рокировка — самый интересный ход? Очень просто: это единственный возможный по правилам ход в шахматах, который делают сразу две фигуры! В рокировке участвуют король и ладья, и ее цель — спрятать короля в надежное укрытие и вывести в бой ладью.
Как делать рокировку в шахматах
Рокировка в шахматах делается так: король прыгает к ладье через клетку, а ладья — через короля.
В результате король оказывается спрятан за своими пешками.
Рокировка возможна с обеими ладьями: рокировку с ближней ладьей (h1) называют короткой, а рокировку с дальней ладьей (а1) — длинной.
Важно, что при любой рокировке король перепрыгивает всего через одну клетку, а ладья всегда перелетает через короля и оказывается на соседнем поле. Поэтому при длинной рокировке ладья совершает большой прыжок на 3 клетки.
Правила рокировки в шахматах
Правило №1
Рокироваться можно, только если король и ладья стоят на своих начальных местах и они еще не ходили.
Обратите внимание: если король покинет свою начальную клетку, а потом вернется назад, рокировку делать в этой партии он все равно уже не сможет. А если начальную клетку покинула одна из ладей, то рокироваться можно только со второй ладьей.
Правило №2
Рокировка возможна только в том случае, если между королем и ладьей на доске нет других шахматных фигур.
Правило №3
У начинающих шахматистов порой возникает вопрос — можно ли делать рокировку после шаха? Ответ: нет, такой ход запрещен правилами игры в шахматы.
Нельзя рокироваться в тот момент, когда королю объявили шах.
Обратите внимание: если удалось защититься от шаха, не сходив королем, то на следующих ходах рокировку делать можно.
Правило №4
Король при рокировке не имеет права прыгать через битое поле.
Битым полем в шахматах называют поле, которое атаковано фигурой противника. Король не имеет права перелетать через клетку, атакованную соперником. А вот ладья при длинной рокировке имеет право перелететь через битое поле b1.
Правило №5
Конечно же, король не может рокироваться под шах. Рокировку невозможно сделать, пока поле g1 (или с1 — для длинной рокировки) атаковано одной из фигур соперника.
Рокировка — очень важная часть партии. Считается, что именно после нее заканчивается дебют и партия переходит во вторую стадию — миттельшпиль. Для того, чтобы рокировка была удачной, в начале партии не стоит ходить пешками f и g (если нарушить это правило, можно получить быстрый мат). В дебюте мы выводим центральные пешки, а пешки f, g и h после рокировки становятся забором для короля. А после центральных пешек развиваются конь и слон, чтобы освободить место между королем и ладьей — только тогда можно рокироваться.
Мат с помощью рокировки
Обычно рокировка выполняется в течение первых 10–15 ходов партии. Однако бывает, что этот ход делают уже в конце партии, и с помощью рокировки можно даже поставить мат. Это происходит из-за того, что рокировка вводит в игру ладью, которая сможет атаковать короля соперника. Пример мата с помощью рокировки можно увидеть на диаграммах: белые начинают и ставят мат в 1 ход.
Напоследок расскажем короткий стишок про рокировку в шахматах:
Еще больше наглядных объяснений, понятных даже ребятам дошкольного возраста, вы встретите на онлайн-занятиях по шахматам в школе Skysmart. Уроки проходят на современной онлайн-платформе в удобное для ученика время один на один с опытным и внимательным тренером. При первой оплате дарим до 3 бесплатных уроков!
Рокировка
Рассказываем все самое важное о рокировке:
Что такое рокировка?
Так как же выполнить рокировку? Сейчас узнаем!
Как выполнять рокировку?
В рокировке участвуют король и ладья. Как упоминалось, с рокировкой связано много правил: король и ладья (которая участвует в рокировке) не должны до этого ходить, и между ними не должны находиться другие фигуры. На следующей диаграмме мы видим, что между белым королем e1 и белой ладьей h1 нет других фигур.
Между белым королем e1 и ладьей h1 нет других фигур.
Белые могут рокировать, потому что ни король, ни ладья еще не делали ходов, и между ними нет других фигур! Как происходит рокировка? Король пересекает два поля (идет с e1 на g1), а белая ладья идет с h1 на f1. На сайте Chess.com можно просто перенести короля с поля e1 на g1, и ладья автоматически займет поле f1. Вот какая позиция возникает после рокировки:
Рокировка на королевский фланг выполнена!
К рокировке на ферзевый фланг применяются те же правила, что и к рокировке на королевский фланг. На следующей диаграмме мы видим, что между белым королем на e1 и белой ладьей на a1 нет других фигур и ни ладья, ни король еще не ходили:
Между белым королем e1 и ладьей a1 нет других фигур.
Как сделать рокировку на ферзевый фланг? Король вновь проходит два поля (с e1 на c1), а ладья идет с a1 на d1. На сайте Chess.com можно просто перенести короля на поле c1, а ладья автоматически окажется на d1. Вот какая позиция возникает после рокировки:
Рокировка на ферзевый фланг выполнена!
Мы узнали, как выполнить рокировку. Теперь пора узнать и другие правила.
Другие правила рокировки
В некоторых позициях два первых правила выполняются (между королем и ладьей нет фигур, и ни король, ни ладья не ходили), но рокировать все же нельзя. Рассказываем о дополнительных правилах рокировки:
1) Нельзя делать рокировку, если королю шах. Сначала нужно защититься от шаха, потом делать что-то еще. На диаграмме слон с поля b4 дает шах белому королю, поэтому белые не могут рокировать.
Никакой рокировки из-под шаха!
2) Нельзя делать рокировку, если король проходит через поле, атакованное фигурой противника. На диаграмме белый король не может рокировать на королевский фланг, потому что черный слон, расположенный на поле a6, атакует поле f1.
Нельзя рокировать через шах!
3) Нельзя рокировать под шах. Это правило легко запомнить, поскольку ставить короля под шах в принципе запрещено правилами! На диаграмме белый король не может выполнить рокировку, поскольку черный слон с поля c5 атакует поле g1.
Нельзя рокировать под шах!
Вот как легко запомнить правила рокировки: нельзя рокировать из-под шаха, через шах и под шах!
Внимание: Эти правила относятся только к королю. Ладья может проходить через битое поле b1 (b8) при рокировке в длинную сторону и рокировать, если она атакована.
В чем значение рокировки?
Мы разобрались, как и когда мы можем выполнить этот особый ход. Теперь обсудим его значение. Рокировка позволяет увести короля из центра под защиту пешек. Рокировка также позволяет ввести в игру ладью. В следующей позиции белые только что сделали рокировку на королевский фланг:
Рокировка позволяет увести короля из центра и развить ладью.
Заключение
Мы узнали, что такое рокировка, как рокировать, когда рокировать, и в чем значение рокировки. Используем рокировку в своих партиях. Пусть наш король будет в безопасности, а ладьи активны!
В большинстве вариантов шахмат тоже возможна рокировка. Как выполнять рокировку в шахматах Фишера, где расположение фигур отличается от обычного? Узнаем в статье!
Смотрим видео
Рокировка
Рокиро́вка (фр. roque) — особый ход в шахматах, заключающийся в горизонтальном перемещении короля в сторону ладьи своего цвета на 2 клетки и затем ладьи на соседнюю с королём клетку по другую сторону от короля. Каждая из сторон может сделать одну рокировку в течение партии.
Смысл рокировки в том, что она позволяет одним ходом значительно изменить позицию короля (переместив его в менее опасное место), одновременно выводя на центральные вертикали сильную фигуру — ладью.
Содержание
Описание хода [ ]
Рокировка — двойной ход, который выполняют король и ладья, ни разу не ходившие.
Рокировка считается одним ходом, несмотря на то, что передвигаются две фигуры. Некоторые книги для начинающих [1] описывают рокировку как «ладья пододвигается вплотную к королю, а король перепрыгивает через неё» — так действительно проще научиться делать двойной ход, но правило «руку отнял — ход сделан» требует начинать рокировку именно с короля, так как передвижение короля сразу на два поля не может быть истолковано иначе как начало рокировки.
Рокировка возможна в двух направлениях — в сторону королевского фланга (в короткую сторону) и в сторону ферзевого фланга (в длинную сторону). При короткой рокировке король оказывается на начальной позиции коня, ладья — на позиции королевского слона. При длинной — король на позиции ферзевого слона, ладья на начальной позиции ферзя (см. диаграмму).
Условия рокировки [ ]
Этикет [ ]
Если один из игроков сделал рокировку с нарушением правил, то он обязан поставить короля и ладью на их первоначальные места и сделать какой-нибудь ход королём, если такой ход возможен.
В шахматах Фишера в результате рокировки король и ладья встают на те же поля, что и в обычных шахматах. При этом, в зависимости от начальной расстановки фигур, двигаться могут и обе фигуры, и только король, и только ладья. Поэтому в них вышеописанное правило не действует и игрок вправе перемещать рокируемые фигуры в любом порядке; рокировка считается сделанной, когда переключены часы. Если игра идёт без контроля времени, то, во избежание дезориентации партнёра, рокирующийся игрок должен перед тем, как передвинуть фигуры, сказать «рокируюсь» или «делаю рокировку».
Нотация [ ]
История [ ]
Рокировка — относительно недавнее европейское нововведение в шахматы, которое датируется XIV—XV вв. Поэтому более ранние азиатские версии шахмат (сянци, чанги, сёги) не имеют такого хода.
Изначально слон и ферзь были очень слабыми фигурами, и король отлично чувствовал себя в центре доски. Около XIII века слон стал дальнобойным, поэтому некоторые правила давали королю первый ход как у коня или на две клетки — поэтому играющий мог подвести ладью, а следующим ходом перепрыгнуть через неё, это и стало «прото-рокировкой». Впоследствии два хода объединили в один.
Нынешние правила рокировки утвердились не сразу. В некоторых европейских странах долгое время не действовало правило о запрете на рокировку с переходом короля через битое поле и на рокировку из-под шаха. Также не везде требовалось, чтобы между ладьёй и королём не было фигур (то есть была возможна длинная рокировка при наличии фигуры на втором от края поле ферзевого фланга). Дольше всего нестандартные правила рокировки в классических шахматах продержались в Италии — там к общепринятым сейчас правилам перешли только в начале XIX века, когда итальянским игрокам пришлось выбирать: либо хранить верность национальным правилам шахмат, либо участвовать в международных турнирах.
Варианты [ ]
Правила рокировки отличаются в некоторых «неклассических» вариантах шахмат. Например:
Рокировка в шахматных программах [ ]
В компьютерных шахматных программах, чтобы совершить рокировку, надо передвинуть короля на требуемое место. Компьютер автоматически передвинет ладью.
В некоторых вариантах компьютерной записи партий рокировка записывается «O-O-O», с латинскими буквами «O» вместо нулей.
Рокировка
Рокиро́вка — особый ход в шахматах, заключающийся в горизонтальном перемещении короля в сторону ладьи своего цвета на 2 клетки и затем ладьи на соседнюю с королём клетку по другую сторону от короля. Каждая из сторон может сделать одну рокировку в течение партии.
Смысл рокировки в том, что она позволяет одним ходом значительно изменить позицию короля (переместив его в менее опасное место), одновременно выводя на центральные вертикали сильную фигуру — ладью.
Содержание
Описание хода
Рокировка — двойной ход, который выполняют король и ладья, ни разу не ходившие.
Рокировка считается одним ходом, несмотря на то, что передвигаются две фигуры. Некоторые книги для начинающих [1] описывают рокировку как «ладья пододвигается вплотную к королю, а король перепрыгивает через неё» — так действительно проще понять двойной ход, но правило «тронул — ходи» требует начинать рокировку именно с короля.
Рокировка возможна в двух направлениях — в сторону королевского фланга (в короткую сторону) и в сторону ферзевого фланга (в длинную сторону). При короткой рокировке король оказывается на начальной позиции коня, ладья — на позиции королевского слона. При длинной — король на позиции ферзевого слона, ладья на начальной позиции ферзя (см. диаграмму).
Условия рокировки
В задачах и этюдах рокировка по умолчанию считается возможной, только если нельзя совершенно точно доказать с помощью ретроанализа, что король или ладья уже ходили.
Этикет
Если один из игроков сделал рокировку с нарушением правил, то он обязан поставить короля и ладью на их первоначальные места и сделать какой-нибудь ход королём, если такой ход возможен.
В шахматах Фишера в результате рокировки король и ладья встают на те же поля, что и в обычных шахматах. При этом, в зависимости от начальной расстановки фигур, двигаться могут и обе фигуры, и только король, и только ладья. Поэтому в них вышеописанное правило не действует и игрок вправе перемещать рокируемые фигуры в любом порядке; рокировка считается сделанной, когда переключены часы. Если игра идёт без контроля времени, то, во избежание дезориентации партнёра, рокирующийся игрок должен перед тем, как передвинуть фигуры, сказать «рокируюсь» или «делаю рокировку».
Нотация
История
Рокировка — относительно недавнее европейское нововведение в шахматы, которое датируется XIV—XV вв. Поэтому более ранние азиатские версии шахмат не имеют такого хода.
Нынешние правила рокировки утвердились не сразу. В некоторых европейских странах долгое время не действовало правило о запрете на рокировку с переходом короля через битое поле и на рокировку из-под шаха. Также не везде требовалось, чтобы между ладьёй и королём не было фигур (то есть была возможна длинная рокировка при наличии фигуры на втором от края поле ферзевого фланга). Дольше всего нестандартные правила рокировки в классических шахматах продержались в Италии — там к общепринятым сейчас правилам перешли только в начале XIX века, когда итальянским игрокам пришлось выбирать: либо хранить верность национальным правилам шахмат, либо участвовать в международных турнирах.
Варианты
Правила рокировки отличаются в некоторых «неклассических» вариантах шахмат. Например:
Рокировка в шахматных программах
В компьютерных шахматных программах, чтобы совершить рокировку, надо передвинуть короля на требуемое место. Компьютер автоматически передвинет ладью.
В некоторых вариантах компьютерной записи партий рокировка записывается как «O-O-O», с латинскими буквами «O» вместо нулей.
Интересные факты
1.e4 e6 2.d4 d5 3.Be3 Nf6 4.e5 Nfd7 5.f4 c5 6.c3 Nc6 7.Nf3 Qb6 8.Qd2 c4 9.Be2 Na5 10.O-O f5 11.Ng5 Be7 12.g4 Bxg5 13.fxg5 Nf8 14.gxf5 exf5 15.Bf3 Be6 16.Qg2 O-O-O 17.Na3 Ng6 18.Qd2 f4 19.Bf2 Bh3 20.Rfb1 Bf5 21.Nc2 h6 22.gxh6 Rxh6 23.Nb4 Qe6 24.Qe2 Ne7 25.b3 Qg6+ 26.Kf1 Bxb1 27.bxc4 dxc4 28.Qb2 Bd3+ 29.Ke1 Be4 30.Qe2 Bxf3 31.Qxf3 Rxh2 32.d5 Qf5 33.O-O-O Rh3 34.Qe2 Rxc3+ 35.Kb2 Rh3 36.d6 Nec6 37.Nxc6 Nxc6 38.e6 Qe5+ 39.Qxe5 Nxe5 40.d7+ Nxd7, белые сдались.
Рокировка
Король бесценен! Если на него нападают, то он должен немедленно уйти от опасности, а если его невозможно обезопасить, игра проиграна. В начале шахматной партии обычно происходит битва за центр доски, поэтому рекомендуется переместить короля в безопасное место ближе к углу, а ладью поставить на середину доски, где она сможет принять участие в битве. Рокировка позволяет это сделать всего в один ход.
Сколько раз можно делать рокировку во время партии? Увы, только один раз.
Короткая и длинная рокировки
Шахматную доску можно разделить вертикально на две части. Если посмотреть на доску со стороны белых, то левую сторону мы называем ферзевым флангом, а правую — королевским флангом. У короля есть выбор, в какой угол он уйдёт; он может скрыться в замке как на королевском фланге (что происходит чаще), так и на ферзевом.
Во время рокировки король «прыгает» через клетку влево или вправо, а ладья «прыгает» через короля и становится рядом с ним.
На приведённой ниже диаграмме ни один из королей ещё не рокировался.
Ни один из королей ещё не рокировался
Белый король скрылся на королевском фланге — сделал короткую рокировку. Он перепрыгнул через клетку вправо, а ладья встала слева от него. В шахматной нотации короткая рокировка записывается двумя нулями О-О
Белый король укрылся на ферзевом фланге — сделал длинную рокировку. Король прыгнул через клетку влево, а ладья встала справа от него. В шахматной нотации длинная рокировка записывается тремя нулями О-О-О
В книге «Учебник шахматной игры» третий чемпион мира Хосе Рауль Капабланка написал:
Рокировать следует преимущественно в короткую сторону, так как после
этого король обычно стоит безопаснее.
0-0 — короткая рокировка
0-0-0 — длинная рокировка
Пять случаев, когда рокировка невозможна
I. Рокировка невозможна, если король или ладья ранее сделали ход.
Король не может рокироваться в длинную сторону, так как ферзевая ладья уже ходила. Даже если ладья с поля c1 вернется на поле a1, то и тогда делать рокировку на ферзевый фланг запрещено
II. Рокировку нельзя сделать, если между королём и ладьёй находится какая-либо фигура.
Король пока не может рокироваться в длинную сторону, так как между королём и ладьёй находится конь
III. Делать рокировку запрещено, если король находится под шахом.
Рокировка невозможна, так как белый король атакован чёрной ладьёй — ему объявлен шах
IV. Рокировка невозможна, если после её выполнения король мог бы оказаться на атакованном поле — под шахом.
Король не может рокироваться в короткую стону, так как поле g1, на которое должен встать белый король, атаковано чёрным слоном
V. Король не может рокироваться, если во время рокировки он должен пересечь поле атакованное вражеской фигурой.
Ферзь атакует поле d1 — длинная рокировка невозможна, так как король не может перейти через атакованное поле, т.е. во время выполнения рокировки, король не может оказаться под шахом
Всегда ли нужно делать рокировку?
Отвечая на поставленный вопрос, бывалые шахматисты ответят, что не всегда следует делать рокировку. Во время шахматных партий возникают позиции, когда и без рокировки королю ничего не грозит. Однако поскольку данная статья предназначена для начинающих шахматистов, советуем не пренебрегать рокировкой.
Знаменитый гроссмейстер и остроумный журналист Савелий Тартаковер назвал рокировку «первым шагом к регулярной жизни».
Видео
Вспомним три основных правила дебюта:
Очень часто, нарушение правил дебюта приводит к поражению.