в какой социальной системе синергетический эффект будет отрицательным

Синергетический эффект: получение, результат

Синергетический эффект представляет собой повышение результативности деятельности за счет интеграции, соединения отдельных элементов в единую систему. Термин происходит от греческого слова synergys. Оно обозначает «вместе действующий». Рассмотрим далее подробно синергетический эффект организации. в какой социальной системе синергетический эффект будет отрицательным. 18005. в какой социальной системе синергетический эффект будет отрицательным фото. в какой социальной системе синергетический эффект будет отрицательным-18005. картинка в какой социальной системе синергетический эффект будет отрицательным. картинка 18005. Синергетический эффект представляет собой повышение результативности деятельности за счет интеграции, соединения отдельных элементов в единую систему. Термин происходит от греческого слова synergys. Оно обозначает "вместе действующий". Рассмотрим далее подробно синергетический эффект организации.

Общие сведения

У многих руководителей, оценивающих деятельность своей компании, возникают вопросы, касающиеся ее эффективности. Например, в штате присутствует несколько команд менеджеров. Одни добиваются успеха, а другие нет. У одной команды показатели по заключенным договорам выше, чем у другой. В начале 80-х годов прошлого века был выявлен и описан эффект экспоненциального роста. Так, некоторые компании, которые действовали на достаточно плотно заполненном рынке и не имели значительных финансовых ресурсов, в течение относительно непродолжительного времени существенно увеличивали оборот. В тот же период был введен термин «синергетический эффект слияния». Он означает способность нескольких управленцев (менеджеров) формировать в совокупности большую ценность, чем если сложить показатели их работы, проведенной в отдельности.

Основные направления

Получение синергетического эффекта, по мнению ряда исследователей, осуществляется через три основных процесса:

Все эти процессы можно объединить понятием «коллективное мышление». Оно может приводить к разным результатам. При этом необязательно они будут положительными, когда отмечается активный рост взаимодействия. Результат синергетического эффекта может быть и отрицательным при таком же резком падении активности. Многим знакомо понятие «французская забастовка». Оно предполагает действие каждого в соответствии с регламентами, но общая эффективность при этом будет нулевой. Это наглядно иллюстрирует негативное коллективное мышление.

Специфика взаимодействия

Исследователи выделяют 3 основных варианта сотрудничества специалистов предприятия:

Как достичь синергетического эффекта?

Существует достаточно распространенное мнение о том, что искусство управления интеллектуальными способностями заключается в том, чтобы грамотно объединять усилия людей. Выиграет в этом случае тот, кто сделает это лучше. У такого руководителя в компании все будет получаться гораздо быстрее, с меньшими затратами и с высоким качеством. Но чтобы возник синергетический эффект, необходимо грамотно подобрать команду. К сожалению, до сих пор не выработано конкретных критериев оценки менеджеров верхнего и среднего звена. До недавнего времени синергетический эффект можно было выявить только по факту развития и роста предприятия на протяжении продолжительного времени. Однако сейчас ситуация несколько иная.

Некоторые рекомендации

Существует несколько критериев, по которым формируется методика подбора персонала. Среди требований следует отметить:

Итог исследования

При проведении изучения рынка услуг руководитель должен решить ряд вопросов:

Руководителю, стремящемуся подобрать идеальную команду, необходимо проводить не только качественную, но и количественную оценку работы сотрудников.

Источник

Эффект синергии приведет к успеху в любом деле

Как использовать синергетический эффект в работе, бизнесе и творчестве. Удачные примеры объединения талантов, ресурсов и усилий.

Многие отечественные экономисты, маркетологи, руководители разных уровней и бизнес-тренеры любят использовать термин «синергия». Это слово часто встречается в названиях компаний или организаций. При этом лишь немногие знают точный смысл этого популярного термина, который приносит огромную пользу, если его воплотить в реальную жизнь. За понятие «синергия» мы должны быть благодарны языку греков. Складывается оно из пары составляющих: syn (вместе) + ergeia (работа, труд). Синергией называют сочетание эффектов, достигаемых при взаимодействии различных факторов. Они гораздо сильнее, чем эффекты, вызываемые отдельными факторами – ведь один музыкант не может сыграть музыкальное произведение так хорошо, как это сделает полноценный оркестр. Математически синергия определяется расчетом «1+1=3».

Часто возникает путаница понятий «синтез» и «синергия», хотя это не одно и то же. В синтезе несколько элементов соединены в общую целостную систему и его эффект отличен от синергии. В синтезе конечный результат – целостность, а взаимодействие факторов в синергии дает дополнительное качество. Разница этих понятий хорошо видна на наших руках. Одной рукой добиться чего-то определенного можно, но двумя работа выполняется в полной мере и гораздо объемнее. Вроде бы руки и две, но ведь они работают системно, что в результате дает совершенно новое качество.

Одной рукой музыкант на гитаре может лишь перебирать струны либо зажимать аккорды. Полноценная же музыка получается только при одновременной игре в две руки. Это касается и примитивной работы – когда гвоздь забивается в стенку. Органы чувств тоже взаимодействуют и позволяют полноценно жить в нашем мире, но по отдельности они выдают нам информацию совсем уж незначительную.

Можно привести множество примеров работы закона синергии. В природе по нему взаимодействуют мышцы, гены и кварки, совершая совместно сложные действия. В этом плане показательна фармацевтика, где каждый отдельно взятый препарат может многократно усилить действие другого (ибупрофен, к примеру, в разы усиливает действие кодеина). И другие подобные проявления синергии окружают нас отовсюду – в бизнесе, искусстве, спорте, на производстве и прочих сферах нашей жизни.

Синергия и рабочие задачи

«Целое есть большим, чем отдельные части в своей сумме» – непреложная истина синергетического закона. Хорошо это проявляется в любой работе:совместная деятельность двух сотрудников (или партнеров) в разы усиливает их эффективность и расширяет возможности. Другими словами – они представляют собой систему, где происходит взаимное усиление одного сотрудника (или партнера) другим.

Хорошо такой эффект иллюстрируется синектикой или мозговым штурмом. Если каждый из сотрудников может решить конкретно поставленную задачу по-своему, то вероятность получения списка непригодных для эффективной реализации проекта идей велика. Но если эти идеи будут генерироваться в группе, где каждый будет слышать и корректировать идеи других, то однозначно будет найден самый эффективный способ решения поставленной задачи. Ведь каждая отдельная мысль будет подхвачена, развита и дополнена другими участниками, что и даст в результате интересные и эффективные идеи, которые будут далее воплощены в жизнь.

Ярким примером такого взаимодействия является бизнес-модель компании Amazon, где предлагаемые потребительские блага синергетически скомбинированы для покупателей, что дает компании конкурентный эффект за счет формирования потребительской ценности, обеспечивающей в итоге лидерские позиции Amazon.

Синергия и бизнес-задачи

Маркетинг и консалтинг, управление и производство, финансы и множество других подобных элементов в совокупности являют собой понятие «бизнес». Фактически его можно представить как организм полноценного человека. Если концентрация внимания в компании будет направлена сугубо на производство продуктов, не учитывая при этом, что именно могут определить маркетинговые исследования, нужны ли эти продукты вообще потребителю, то это будет сопоставимо с отделением зрения от слуха. Если директорат будет избегать любых контактов с сотрудниками, то в организме фирмы мозг будет отделен от органов чувств. Если отдел корпоративных стратегий в компании отделить от службы маркетинговых коммуникаций, то в ее организме будут напрочь отсутствовать мускулы. Процветание предприятия любой величины напрямую зависит от полноценного синергетического взаимодействия всех его структурных составляющих.

Без законов синергии не обходится ни одно рыночное исследование, ими предпочитает пользоваться любой дальновидный управленец, ведь эти концепции позволяют извлечь из любых процессов взаимодействия максимальную пользу и прибыль. Продвижение конкретно взятого продукта по нескольким каналам сразу – яркий пример эффекта синергии, ведь при этом каждый из каналов органично усиливает другой и делает эту стратегию успешной. Если, к примеру, одновременно освещать новость компании в СМИ в виде электронных и печатных публикаций, подкрепляя их выходом видеорепортажей на телевидении, то новость достигнет максимального количества своей целевой аудитории.

Синергию можно ярко проиллюстрировать также на примере двух сильно выпивших друзей. Если один из них может самостоятельно одолеть всего десяток метров, то держась друг за дружку, они свободно «прошагают» до рюмочной в другом квартале. Обоюдная синергетическая выгода от совместных усилий здесь налицо!

3.0 версия современной концепции маркетинга твердит нам об отсутствии конкурентов, ведь каждое предприятие является потенциальным партнером другого в расширении рынка. Результаты применения этой стратегии могут приятно удивить, когда будет наблюдаться расширение рынка вопреки выводам маркетологов о его нынешней перенасыщенности. Объединение предприятий в ассоциации как раз и свидетельствует о правильном понимании концепции и применении синергетического эффекта, ведь именно такой вид совместной работы позволяет решать любые проблемы с максимальным эффектом и выгодой, а также (что немаловажно) мощно влиять на государственные законы.

Как видите, синергетический эффект однозначно будет вам во благо, даст преимущества на рынке и обеспечит должный успех, если вы сможете объединить воедино себя и своих прямых, а также косвенных конкурентов, создавая совместно с ними новые рынки сбыта.

Проявление эффекта синергии в творчестве

Любая творческая личность в ее искусстве гениально творить может только самостоятельно – для большинства эта истина непреклонна, но это далеко не так! Давайте обратим внимание на кинематограф – любые нашумевшие мировые блокбастеры являются сугубо синергетическим взаимодействием продюсеров, режиссеров, операторов и талантливой игры известных актеров, без чего такого хорошего кино просто не могло бы получиться. Каждый из них, бесспорно, хорош и по отдельности, но для выхода блокбастера этого недостаточно.

Проявление синергетического эффекта в искусстве часто можно увидеть при работе всего пары творцов, которые органично усиливают и дополняют качества своего партнера. Фильм «Девушка на мосту», где неудачница-самоубийца объединилась с метателем ножей, отлично иллюстрирует такой эффект. Итогом выступления такого творческого тандема стали успех и процветание, сделавшие неудачницу звездой сцены и вернувшие утраченную меткость разочарованному в жизни циркачу. Отдельно друг от друга они бы канули в небытие.

Как эффект синергии поможет изменить себя и окружающий мир

Проявлениям эффекта синергии не чужды ни духовная, ни физическая сферы, ведь православие этому понятию отводит немаловажную роль. Как человек, так и бог в нашей религии видят свою высшую цель в достижении духовного совершенства, где синергия в развитии человеческой души проявляется при совместных для этого усилиях высших сил и конкретной личности.

Любые положительные изменения в окружающем мире также невозможны без синергии – ведь только совместные усилия людей, наций или государств могут успешно решить эту глобальную задачу. Главное при этом – совместно мыслить, а также прикладывать все свои усилия и навыки в нужном направлении!

Надеемся, что теперь понятие «синергия» для вас не является чем-то недостижимым, и вы уже понимаете, как орудовать во благо синергетическим эффектом, ведь только совместные усилия помогают быстро и легко добиваться успехов в каждом из ваших дел.

Источник

Положительный и отрицательный синергетический эффект

Итак, как уже было отмечено, синергетический эффект может быть положительным или отрицательным. Потенциал организации зависит от каждого работника и их расстановки, технологической оснащенности и профессионализма руководителей.

Различные сочетания элементов этих потенциалов могут создать большой набор возможного потенциала организации: от очень низкого до очень высокого. Низкий потенциал может возникнуть, например, при приобретении организацией набора некомплектного оборудования и слабого профессионального уровня работников; при увольнении работников, генерирующих идеи; при приеме на работу конфликтного работника. Высокий потенциал может возникнуть, например, при приобретении организацией компьютера; при приеме на работу совместимых с коллективом работников; при совпадении целей организации с целями подавляющего большинства работников. При этом потенциал организации, т. е. возможность расширения объема услуг, повышения производительности труда, может меняться двумя способами) [3, c. 83-85]:

Синергетический эффект, его наличие, проявляется в характере динамики многих показателей. Например, если имеет место постоянный рост рентабельности, постоянное выполнение бизнес-плана, рост заинтересованности работников повышать свою квалификацию, устойчивые связи организации с внешним миром, если существует нормальный психологический климат в коллективе, то есть основание утверждать что данная организация сумела выявить и организовать положительный синергетический эффект. Трудность, проблема состоит в том, как определить долю синергетического эффекта в положительной динамике этих показателей, т.к. в этой динамике участвуют не только синергетические факторы, но и другие. Для того чтобы создать эффективный механизм использования закона синергии необходимо, прежде всего, знать, что такой закон существует. При этом действие закона должны знать не только управленцы, но и все работники организации, в этом случае можно достичь максимальных результатов. Если руководство организации решило приобрести станок, но не с самыми высокими показателями, у работников может возникнуть непонимание, негативное мнение. В действительности такие действия (покупка не самого лучшего оборудования) более целесообразна, т.к. соответствует параметрам использования оборудования.

В качестве элемента такой модели можно привести ряд признаков, характеризующих наличие синергии:

Таким образом, чтобы реализовать закон синергии, т.е. достичь положительного синергетического эффекта, руководитель должен создать в своей организации систему. Для успешной реализации закона синергии существует ряд методов, среди них: «вопросы и ответы», «конференция идей», «мозговая атака», «кейс-метод» [20]. Метод «вопросов и ответов» наиболее простой в организационном исполнении. Его реализация может быть частично формализована с помощью компьютера путем создания информационной базы возможных вопросов, ответов и последствий их реализаций. Весьма перспективным является метод «конференции идей», в основе которого лежит стимулирование процесса мышления на уровне сознания. С обычной конференцией у нее мало общего. Основные принципы данного метода следующие:

Метод «мозговой атаки» является наиболее распространенным в США. В основе его лежит стимулирование подсознания, которое является неиссякаемым источником человеческого духа, появления блестящих идей.

В рамках социальных организаций главной особенностью действия закона синергии является возможность управления приростом энергии. В связи с этим основная задача звена управления состоит в создании таких условий, при которых поставленная цель достигается за максимально короткий срок с использованием минимального объема ресурсов. Это является обязательным условием достижения значительного экономического эффекта, который позволяет продолжить дальнейшее развитие организации и способствует удовлетворению материальных и социально-культурных потребностей членов организации без ущерба для производства. В соответствующей тематической литературе часто проводят аналогию между процессом значительного повышения энергетического потенциала организации и известным нам из физики явлением акустического резонанса. И действительно, описывая синергетический эффект физическими терминами, мы бы сказали, что он представляет собой не что иное, как резкое возрастание силы звука при приближении частоты внешнего воздействия к некоторым значениям частоты колебаний, определяемым свойствами самой системы.

По аналогии с громким криком в горах, способным вызвать камнепад или сход лавины, в социальных системах резонансом считают значительное усиление результатов совместной деятельности в результате совпадения набора элементов и оптимального сочетания их характеристик. Однако, как уже ранее было упомянуто, в реальной жизни объединение усилий людей может послужить толчком не только к увеличению суммарной энергии, но и к ее уменьшению. В связи с этим задача управленческого звена организации, включая и менеджеров всех уровней, заключается в координации усилий всех членов организации для достижения единой цели.

Комплексная система мероприятий социального и экономического характера, ориентированная на получение положительного синергетического эффекта, должна разрабатываться и внедряться с учётом всех критических замечаний и требований к ней, с учётом специфики внешней среды и особенностей внутриорганизационных связей. Целенаправленная мобилизация потенциала членов коллектива оказывает решающее влияние на жизнедеятельность организации. В частности, к экономическим мерам, повышающим заинтересованность отдельных работников и коллектива в целом в достижении общей цели, относится привлечение их к участию в распределении общей прибыли и различные формы поощрения по итогам работы организации за установленный временной интервал. Также сюда можно отнести участие в акционировании, награждение бесплатными акциями (естественно, не в ущерб основной заработной плате) и т.п. [12, c. 66-69].

Гораздо более сложной задачей является проведение мероприятий социально-психологического характера. В социальном плане следует предусмотреть разработку специальных программ, связанных с проведением досуга и отпуска, бесплатное медицинское обслуживание, оказание помощи при решении личных и семейных проблем.

Что касается мероприятий психологической направленности, помимо встреч с представителями руководства, на которых подробно разъясняются цели и задачи, стоящие перед организацией, и рассказывается о состоянии общих дел, целесообразно введение в программу профессиональной учебы специального раздела, в котором каждому члену организации разъясняется важность его деятельности в рамках общих интересов. Более того, эти меры должны сопровождаться эффективной системой контроля и системой оперативной коррекции нежелательных отклонений.

Основная трудность управления эффектом синергии состоит в том, что, в отличие от физических систем, для которых приняты адекватные единицы измерения энергии и количественные методы оценки энергетического потенциала, для организационных систем способы объективной оценки уровня внутренней энергетики на данном этапе развития теории организации как науки отсутствуют. Это обстоятельство, идущее вразрез с постоянной необходимостью решения практических задач управления современной организацией, вынуждает многих исследователей вести активные поиски в направлении разработки таких оценок.

Реализация закона синергии может быть основана на:

Каждый подход позволяет «уловить» определенные факторы. Так, при оценке с позиции доходного подхода, во главу угла ставится доход, как основной фактор, определяющий величину синергетического эффекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем лучше гармонируют между собой части организации при прочих равных условиях. При этом имеет значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс. Оценщик, внимательно изучающий соответствующую рыночную информацию, пересчитывает эти выгоды в единую сумму текущей стоимости. В данном случае применяется оценочный принцип ожидания.

Хотя, как правило, доходный поход является наиболее подходящей процедурой для оценки синергетического эффекта, полезно бывает использовать также сравнительный и затратный подходы. В некоторых случаях затратный или сравнительный подходы могут быть более точными или более эффективными. Во многих случаях каждый из трех подходов может быть использован для проверки оценки синергетического эффекта, полученной другими подходами.

Сравнительный подход особенно полезен тогда, когда существует активный рынок сопоставимых объектов, иными словами, конкурентов. Точность оценки зависит от качества собранных данных, так как, применяя данный подход, оценщик должен собрать достоверную информацию о конкурентах рассматриваемой фирмы. Сравнительный подход основан на применении принципа замещения. Для сравнения выбираются конкурирующие с оцениваемым бизнесом объекты. Обычно между ними существуют различия, поэтому необходимо провести соответствующую корректировку данных. В основу приведения поправок положен принцип вклада.

Затратный подход наиболее применим для оценки объектов специального назначения, а также нового строительства, для определения варианта наилучшего и наиболее эффективного использования земли, а также в целях страхования. Собираемая информация обычно включает данные о ценах на землю, строительные спецификации, данные об уровне зарплаты, стоимости материалов, расходах на оборудование, о прибыли и накладных расходах строителей на местном рынке и т.п. Необходимая информация зависит от специфики оцениваемого объекта. Данный подход сложно применять при оценке уникальных объектов, обладающих исторической ценностью, эстетическими характеристиками или устаревших объектов.

Затратный подход основан на принципе замещения, принципе наилучшего и наиболее эффективного использования, сбалансированности, экономической величины и экономического разделения.

В целом, все три подхода связаны между собой. Каждый из них предлагает использование различных видов информации, получаемой на рынке, при рассмотрении предприятия в целом, а также данных внутри организации, при рассмотрении, например, отдельных частей (подразделений) фирмы. Например, основными для затратного подхода являются данные о текущих рыночных ценах на материалы, рабочую силу и другие элементы затрат. Доходный подход требует использования коэффициентов капитализации, которые также рассчитываются по данным рынка.

Затратный (имущественный) подход в оценке эффекта синергии рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек. Балансовая стоимость активов и обязательств предприятия вследствие инфляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых методов учета, как правило, не соответствует рыночной стоимости. В результате перед оценщиком встает задача проведения корректировки баланса предприятия. Для осуществления этого предварительно проводится оценка обоснованной рыночной стоимости каждого актива баланса в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и, наконец, из обоснованной рыночной стоимости суммы активов предприятия вычитается текущая стоимость всех его обязательств. Результат показывает оценочную стоимость собственного капитала предприятия.

Данный метод можно применять в случае, если: компания обладает значительными материальными активами; ожидается, что компания по-прежнему будет действующим предприятием.

Отличительной особенностью затратного подхода при оценке стоимости предприятия является то, что для целей оценки активы предприятия разбивают на группы, оценивают каждую часть, затем суммируют полученные стоимости.

Далее рассмотрим алгоритм данного подхода.

На первом этапе производят анализ активов предприятия и выделяют составные части, оценка синергетического эффекта которых будет производиться. Например, при оценке эффекта синергии предприятия, могут быть выделены следующие составные части: земля, здания, коммуникации, нематериальные активы, финансовые активы, сырье, материалы, машины, оборудование, персонал, структура организации, стиль управления руководителей и так далее. В каждой группе активов можно выделить подгруппы.

На втором этапе оценщик выбирает наиболее приемлемый метод оценки для каждой группы (подгруппы) активов, выполняет необходимые расчеты.

Определяется итоговая величина того, насколько взаимодействие отдельных частей структурных элементов усиливает или ослабляет индивидуальные возможности результативности функционирования каждого элемента системы.

Затратный подход основывается на изучении возможностей инвестора в приобретении имущества и исходит из принципа замещения, состоящего в том, что инвестор не заплатит за имущество большую сумму, чем та, в которую обойдется приобретение соответствующего имущества, аналогичного по назначению и качеству в обозримый период без существенных издержек.

При оценке зданий, сооружений, передаточных устройств применение затратного подхода заключается в расчете затрат на воспроизводство оцениваемых активов за вычетом всех форм износа, обесценивания и устаревания актива. Данными для оценки могут послужить: строительно-технические характеристики объектов на основании данных технических паспортов, подготовленных БТИ, а также по данным отдела капитального строительства оцениваемой компании; справочная информация: требуемые затраты на ремонт, затраты, связанные с восстановлением.

Рассматривая сравнительный подход, можно сказать, что он основан на рыночных ценах акций аналогичных компаний. Инвестор, действуя по принципу замещения (или альтернативной инвестиции), может инвестировать либо в эти компании, либо в оцениваемую. Поэтому данные о компании, чьи акции находятся в свободной продаже, при использовании соответствующих корректировок должны послужить ориентиром для определения цены оцениваемой компании.

Сравнительный подход предполагает, что ценность собственного капитала фирмы определяется той суммой, за которую она может быть продана при наличии достаточно сформированного рынка. Другими словами, наиболее вероятной ценой стоимости оцениваемого бизнеса может быть реальная цена продажи сходной фирмы, зафиксированная рынком.

Сравнительный подход обладает рядом преимуществ и недостатков, которые должен учитывать профессиональный оценщик.

Основным преимуществом сравнительного подхода является то, что оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи сходных предприятий. В данном случае цена определяется рынком, т.к. оценщик ограничивается только корректировками, обеспечивающими сопоставимость аналога с оцениваемым объектом. При использовании других подходов оценщик определяет стоимость предприятия на основе произведенных расчетов. Сравнительный подход базируется на ретроинформации и, следовательно, отражает фактически достигнутые предприятием результаты производственно-финансовой деятельности, в то время как доходный подход ориентирован на прогнозы относительно будущих доходов.

Другим достоинством сравнительного подхода является реальное отражение спроса и предложения на данный объект инвестирования, поскольку цена фактически совершенной сделки наиболее интегрально учитывает ситуацию на рынке. Вместе с тем сравнительный подход имеет ряд существенных недостатков, ограничивающих его использование в оценочной практике. стратегический синергетический эффект доходный

Во-первых, базой для расчета являются достигнутые в прошлом финансовые и другие результаты. Следовательно, метод игнорирует перспективы развития предприятия в будущем.

Во-вторых, сравнительный подход возможен только при наличии самой разносторонней финансовой и иной информации не только по оцениваемому предприятию, но и по большому числу сходных фирм, отобранных оценщиком в качестве аналогов. Получение дополнительной информации от предприятий аналогов является достаточно сложным и дорогостоящим процессом.

В-третьих, оценщик должен делать сложные корректировки, вносить поправки в итоговую величину и промежуточные расчеты, требующие серьезного обоснования. Это связано с тем, что на практике не существует абсолютно одинаковых предприятий. Поэтому оценщик обязан выявить эти различия и определить пути их нивелирования в процессе определения величины синергетического эффекта.

Список потенциально сопоставимых компаний всегда принадлежит одной отрасли, однако не все предприятия, входящие в отрасль или предлагающие свои товары на одном рынке, сопоставимы. Оценщик должен учитывать следующие дополнительные факторы.

Уровень диверсификации производства предполагает, что если какое-либо предприятие выпускает один вид продукта или какой-то товар существенно доминирует в производстве и обеспечивает 85 % общей прибыли, а сравнимая компания ориентирована на широкий круг товаров и услуг, либо рассматриваемый продукт дает не более 20 % от общей массы прибыли, то такие компании не являются для оценщика сопоставимыми.

Возможность перепрофилирования производства и заменимость производимых продуктов определяет как технологическое оборудование одного из предприятий может обеспечивать производство только конкретного продукта. В случае изменения ситуации на рынке, такое предприятие будет нуждаться в серьезном техническом перевооружении. Аналог выпускает сходный продукт на оборудовании, которое можно легко переналадить для производства новых товаров. Следовательно, предприятия не одинаково прореагируют на изменение ситуации на рынке.

Зависимость результатов деятельности от одних и тех же экономических факторов заключается в том, что стоимость капитала строительных компаний, работающих в районах массового строительства и в отдаленных экономических районах, будет существенно отличаться при достаточном сходстве других критериев, таких как численность работающих, состав парка строительных машин и механизмов. Необходимо отметить, что аналитик, выявив различия, может либо вычеркнуть предприятие из списка аналогов, либо рассчитать величину корректировки цены аналога для определения стоимости оцениваемой компании.

Стадия экономического развития оцениваемой компании и аналогов также является важным фактором. Опытная компания, проработавшая не один год, имеет неоспоримые преимущества и дополнительную прибыль за счет стабильного функционирования, хорошей клиентуры и поставщиков сырья и т. д.

Размер является важнейшим критерием, оцениваемым аналитиком при составлении окончательного списка аналогов. Оценка размера компании определяется по таким параметрам, как степень капитализации, численность персонала, объем реализованной продукции и услуг, объем прибыли, число филиалов и так далее. Однако принятие решения о включении компании в список только на основе размера может привести оценщика к неправильным выводам, так как объективно закрытые компании, наиболее часто нуждающиеся в оценке, обычно меньше, чем открытые. Кроме того, оценщик должен учитывать, что более крупная компания не будет автоматически иметь большую прибыль только за счет своего размера. Поэтому оценщик должен в первую очередь учитывать факторы, обеспечивающие величину прибыли, такие как географическая диверсификация, количественные скидки и ценовые различия по сходным товарам.

Оценщик должен определить фазу экономического развития предприятия, поскольку она оказывает влияние на соотношение доли дивидендных выплат и доли чистой прибыли, направляемой на развитие предприятия. Оценивая перспективы роста компании, аналитик должен учитывать влияние трех основных факторов: общий уровень инфляции, перспективы роста, отрасли в целом и индивидуальные возможности развития конкретной фирмы в рамках отрасли, динамика доли предприятия на рынке.

Эксперт должен внимательно изучить конкурентные преимущества и недостатки оцениваемой компании по сравнению с аналогами.

Решение вопроса о возможности использования зарубежных компаний в качестве аналогов осложняется несколькими причинами.

Во-первых, это зачастую несопоставимые объемы реализации и других финансово-производственных показателей отечественных и зарубежных компаний. Данное несоответствие можно частично нивелировать с помощью проведения процедуры логарифмирования показателей для устранения эффекта масштаба.

Во-вторых, это различия в условиях хозяйствования российских и зарубежных компаний, которые, в первую очередь, определяются макроэкономическими параметрами, а также различиями в системе учета хозяйственных операций и результатов финансово-хозяйственной деятельности. Выявленная несопоставимость требует внесения поправок, учитывающих различия в макроэкономической и политической ситуации в странах.

Перечень критериев сопоставимости, приведенный выше, не является исчерпывающим, и эксперт имеет возможность самостоятельно дополнять список дополнительными факторами. Рассмотрев все вышеперечисленные факторы, оценщик с большой точностью и полнотой может определить величину синергетического эффекта на предприятии.

Каждый из трех подходов открывает перед оценщиком различную перспективу. Хотя эти подходы основываются на данных, собранных на одном и том же рынке, каждый имеет дело с различным аспектом рынка. На совершенном рынке все три подхода должны привести к одной и той же величине синергетического эффекта на предприятии. Однако большинство рынков являются несовершенными, предложение и спрос не находятся в равновесии. Потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производители могут быть неэффективны. По этим, а также и по другим причинам данные подходы могут давать различные показатели стоимости.

Итак, попробуем на основе доходного метода оценить синергетический эффект одной из лидирующих организаций в области производства химической продукции в РФ ОАО «Казаньоргсинтез».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *