в каком году появился термин психофизиология
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ — направления и задачи
Психофизиология – это наука о взаимосвязи физиологии человека и его психических процессов.
Название «психофизиология» состоит из трех корней, в переводе с греческого которые обозначают «душа», «происхождение от природы» и «наука».
Фактически, психофизиология это наука о психических процессах, имеющих физиологические основы. Это раздел психологии с узкой специализацией. Она изучает взаимосвязь реакций организма с органическим субстратом тела.
История психофизиологии
Зародилась психофизиология в XIX веке. Предпосылкой ее создания стала потребность в представлении об организме, как о едином целом. Ученым, для понимания человеческих проявлений, стало недостаточно отдельных знаний из психологии или физиологии. Требовалось объединить процессы, изучаемые обеими науками. Тогда, становилось понятно, на чем основывается психика. Появилась возможность строить предположения о природе психического.
Первопроходцем и признанным основоположником психофизиологии стал Александр Романович Лурия. Обладая знаниями из психологии и неврологии, он задумался о том, что процессы мозга могут пересекаться с психологической деятельностью.
После открытий, сделанных Лурией, произошел прорыв в психологическом знании. Раньше считалось, что мозг и психика не имеют ничего общего. Выводы, сделанные ученым, позволили утверждать, что психика тесно взаимосвязана с мозгом. Они неизменно дополняют друг друга.
Иван Михайлович Сеченов в рамках психофизиологии разработал естественно-научный метод изучения психического. Его принципы основываются на природном происхождении человека.
Иван Петрович Павлов в рамках физиологии сделал открытие рефлекторной дуги. Внешние стимулы поступают в головной мозг от рецепторов по чувствительным нейронам, где обрабатываются. После чего, к мышцам по двигательным нейронам проходит ответный сигнал, вызывающий реакцию. Это открытие дало понимание, как психика взаимодействует с внешним миром.
Вячеслав Борисович Швырков на базе психофизиологии создал системную психофизиологию. В рамках этого направления науки стало возможным объяснение сложных процессов более простыми процессами психики. Весь механизм состоит из простейших процессов, которые образовывают системы, функционирующие в организме.
Предмет психофизиологии
Психофизиология рассматривает человека, как многогранную систему. Она содержит несколько компонентов:
Александр Романович Лурия считал, что на уровне всех трех компонентов человек проявляет себя особым образом. Отсюда, предметом науки он выделил поведение живых организмов. При этом оно оказывается независимой переменной. Зависимой переменной, на которую влияет независимая, становятся физиологические процессы.
Если подходить к предмету психофизиологии масштабно, то его можно определить, как поведение и психику живых организмов, основанных на физиологических закономерностях.
Направления психофизиологии
Психофизиология изучает взаимосвязь и соотношение процессов психики с органическим субстратом. А также, оценивается влияние биологического воздействия на психику.
Для психофизиологии главными аспектами изучения являются:
В современном мире из психофизиологии выделяют отдельные научные области.
Значение психофизиологии
В современном мире психофизиология стала важным компонентом для других наук.
С учетом основ психофизиологии, ученые пытаются оснастить персональные компьютеры устройствами, считывающими состояние пользователя. Такие возможности позволят сделать безопасный для здоровья интерфейс.
В отраслях кибернетики и робототехники ведутся эксперименты по созданию искусственного разума. Такие смелые попытки однажды могут дать хорошие результаты. Мир станет более автоматизированным и производительным.
Для медицины разрабатываются протезы, которые смогут полностью реагировать на сигналы мозга владельца. Это позволит улучшить жизнь пациентов и сделать ее более комфортной.
В каком году появился термин психофизиология
Факультет психологии запись закреплена
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ, МЕСТО СРЕДИ ДРУГИХ НЕЙРОНАУК, ОТРАСЛИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
1. Появление термина «психофизиология»
2. Формирование психофизиологии как отдельной науки
Активно занялись изучением мозга после мировых войн, когда появилось множество людей с поражением головы. В начале ХХ века появилась энцефалография, которая изучает электрическую активность мозга, потом стали появляться методы по изучению мозга без проникновения. Сейчас уже разработаны безвредные методы, которые позволяют смотреть, где, как и что работает в мозге здорового человека.
Формирование психофизиологии как отдельной науки в СССР
Формирование психофизиологии как отдельной науки (в мире)
3. Психофизиология — наука, изучающая нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения.
Задача — исследование нейрофизиологических механизмов:
— психических процессов,
— психических состояний и
— поведения на системном, нейронном, синаптическом и молекулярном уровнях.
Глобальная задача: разрешение психофизиологической проблемы.
Практическая психофизиология — область психологической практики, использующая как традиционные психологические методы, так и методы, основанные на объективной регистрации физиологических показателей. Разрабатывает методический инструментарий и собирает новые экспериментальные данные проверки для выдвигаемых гипотез.
Теоретическая психофизиология формулирует основные принципы и законы работы мозга, реализуюшего психические процессы
Психофизиология составляет естественно-научный базис общей и практической психологии.
Психология, зародившаяся в гуманитарной науке, сближается с естественными науками.
Психофизиология — транслятор нейрофизиологических данных для психологии
Основные направления исследований и прикладных разработок:
— новые технологии объективной оценки воздействия рекламных и медиа-продуктов,
— нейромаркетинг,
— реабилитационная психофизиология,
— спортивная психофизиология и др.
4. Отрасли психофизиологиии
1) возрастная психофизиология. Предмет возрастной психофизиологии — онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека. Она стремится к раскрытию психофизиологического содержания последовательных этапов онтогенеза.
2) дифференциальная психофизиология — раздел, изучающий естественно-научные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека. В развитии дифференциальной психофизиологии В.М.Русалов выделяет 4 этапа: допавловский, павловский (с 1927 г.), тепловско-небылицинский (с 1956 г.) и современный (с 1972 г.). Последний связан прежде всего с развитием системных представлений в психофизиологии.
3) когнитивная психофизиология – наука, изучающая физиологические основы познавательной деятельности человека. Психофизиология ощущений и восприятий изучает нервные процессы в анализаторах, начиная с рецепторов и заканчивая корковыми отделами. Установлены специфические аппараты цветового зрения, специфические рецепторы и проводящие пути тактильной и болевой чувствительности, открыты нейроны, реагирующие на отдельные свойства зрительных и слуховых стимулов. Психофизиология речи и мышления изучает функциональную роль разных областей мозга и их взаимосвязей в осуществлении речевых процессов. Принципиально важным стало установление тесной связи мыслительных процессов с деятельностью речедвигательного анализатора.
Психофизиология внимания исследует нейрофизиологические корреляты внимания (изменение ЭЭГ и вызванных потенциалов, изменение кожно-гальванической и др. реакций). Психофизиология внимания тесно связана с проблемами изучения ориентировочного рефлекса и второй сигнальной системы. Психофизиология произвольных действий вскрывает физиологическую структуру и механизмы их осуществления.
Психофизиология эмоций исследует нейрогуморальные механизмы возниконовения эмоциональных состояний. Открыты нервные «центры» удовольствия и неудовольствия, расположенные в подкорковых областях мозга. Установлено, что важная роль в эмоциональном поведении принадлежит гормонам, выделяемым железами внутренней секреции (гипофизом, корой и мозговым слоем надпочечников и др.), а также различными биологически активными веществами.
4) сравнительная психофизиология – наука, нацеленная на установление и выявление различий в структурной и функциональной организации мозга, поведении и психике у животных разных видов и у человека
5) психофизиология профессиональной деятельности – наука, изучающая психофизиологические свойства человека, проявляющиеся в конкретной деятельности и влияющие на эффективность и качество этой деятельности
Психофизиология тесно взаимосвязана с нейропсихологией. Нейропсихология направлена на изучение мозговой организации психической деятельности. Теоретической её основой, разработанной Лурией, является теория системной динамической локализации психических процессов.
Психофизиология — часть нейронауки. Нейронаука — очень популярная область, в которой работают невероятное количество исследователей со всего мира. Когда ты занимаешься какой-то узкой темой и ищешь по ней статьи, то открываешь специальный поисковик и понимаешь, что, прежде чем приступить к изучению одного документа, надо прочитать ещё четыреста. На популярные темы могут быть написаны десятки тысяч статей.
Большое направление — это перепроверка уже полученных данных. Второе — моделирование работы мозга с помощью больших вычислительных мощностей. Один из самых разработанных проектов — это модель нервной системы плоского червя Caenorhabditis elegans. Учёные целиком воссоздали математическую модель его нервной системы и изучают уже её, а не червя. Известные западные проекты Brain Initiative, Human Brain Project, которые занимаются моделированием, получили по миллиарду долларов. Сторонники этого метода считают, что если мы сейчас всё смоделируем, то через десять лет будем точно знать, как работает наш мозг. Правда, те, кто занимаются экспериментами, так не считают. Ещё одна идея, которая сейчас всех вдохновляет, — нейропластичность, про то, что мозг изменяется. Но это не новая идея, так же как и идея о восстановлении нервных клеток.
Школа Самопознания
История психофизиологии
Фото: Baburov, Википедия
Основу для психофизиологии заложили работы и открытия 17-18 веков в физиологии, такие как:
Основой современной психофизиологии являются открытия и технологии в нейрофизиологии:
Термин «психофизиология» используется с начала 19-го века, его придумал французский философ Н.Массиас, хотя связь психики и физиологии была известна с древнейших времён.
В 1874 В. Вудт публикует «Основания физиологической психологии», что даёт мощный толчок к развитию науки. В 1879 создаёт первую «лабораторию экспериментальной психологии», которая в последствии станет институтом.
В 1891, Гуго Мюнстерберг создал серию психофизиологических тестов, для оценки пригодности кандидатов к различным профессиям. Им же введён термин «личностный фактор», означавший связь психофизических характеристик человека, и вероятностью аварий при управлении механизмами, и т.п.
В 1894, сотрудник Вудта, Джеймс Кеттелл переезжает работать в работать в Пенсильванский университет, где организует аналогичную лабораторию, и создаёт более 50 психофизиологических тестов («умственные тесты»), которые применялись для изучения внимания, памяти, психомоторики. В 1884 психиатр В.М. Бехтерев обучается у Вудта, а позже организует в Петербурге «Общество Психоневрологов», а в 1908 «Психоневрологический Институт».
В 1884 психолог П.Ф. Лесгафт опубликовал монографию: «Семейное воспитание ребенка и его значение»; им были описаны 6 «школьных типов», их характерные черты, и причины (биологического и социального плана) их порождающие.
Благодаря С. Холлу, система тестирования детей распространилась в США, где работало 27 лабораторий по изучению способностей детей.
Чарльз Мюррей, из монографии «Колоколообразная кривая»:
В 1917, в США, под руководством психолога Роберта Йеркса, начато тестирование новобранцев, для определения пригодности службы в разных родах войск; самых способных отправляли в офицерские училища. Всего тестирование прошло около 2 млн. человек.
Ключевые фигуры и открытия:
Психофизиология
В то время как психофизиология имела, вообще, широкое поле исследований в 1960-х и 1970-х годах, то сейчас она стала довольно специализированной наукой, и имеет разветвления в сферах subspecializations, таких как социальной психофизиологии, сердечно-сосудистой психофизиологии, в сфере когнитивной психофизиологии и когнитивной нейронауки или в сфере когнитивной неврологии, являясь академической сферой, связанной с научным исследованием биологических субстратов, лежащих в основе познания. [1]
Содержание
Введение
Психофизиология — научный раздел и дисциплина специализированных высших учебных и научно-исследовательских заведений, лабораторий в вопросах изучения психологии человека и животных на базе физиологических основ психологических реакций живого организма и изучающая нейрофизиологические механизмы внутренних и внешних процессов, состояний и/или общего поведения. [2] [3]
В сфере психофизиологии разрешаются проблемы:
В зависимости от научно-исследовательской области изучения предмета, выделяют — психофизиологию ощущений и восприятий, речи и мышления, эмоций, внимания, произвольных и автоматических действий, а также — дифференциальную психофизиологию.
Сама психофизиология имеет направления:
Вопрос взаимосвязи речи и мышления, его роли в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психофизиологии — психологии и смежных наук, связанных с этой проблемой. Анализ того, как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает реальный мир, в котором он обитает, как он получает субъективный образ объективного мира, составляет значительную часть психофизиологической науки. [6]
Русская школа психофизиологии
Доктор психологических наук Вячеслав Борисович Швырков, основатель научной школы «Системная психофизиология». [7]
Создатель русской, научной школы «Системная психофизиология» в лаборатории психофизиологии при Российской академии наук (РАН) доктор психологических наук Вячеслав Борисович Швырков, где свои многолетние исследования и его учеников привели к формированию новой дисциплины — системной психофизиологии, задачей которой является изучение закономерностей формирования и реализации систем, составляющих индивидуальный опыт, их таксономии (учение о принципах и практике классификации и систематизации), динамики межсистемных отношений в поведении и деятельности. Одним из наиболее важных этапных результатов на этом пути явилось решение психофизиологической проблемы, основанное на анализе с позиций теории функциональных систем материала, полученного в его собственных экспериментах и в экспериментах его учеников. Суть данного решения состоит в том, что психические и физиологические состояния являются различными аспектами описания единых общемозговых системных процессов. При этом психические и физиологические состояния сопоставляются не напрямую, как в традиционной психофизиологии, что ведет к редукционизму (от лат. reductio — возвращение, приведение обратно). Т.е. когда методологический принцип объясняет сложные явления, которые могут быть полностью раскрыты с помощью законов, свойственных явлениям более простым. Например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами и помещению психических функций в отдельные мозговые структуры. А через упомянутые системные процессы организуются элементарные механизмы в функциональную систему всего организима. Принципиальное значение методов исследований состояло также в принятии системной специализации нейронов. Важно, что это открыло новые возможности экспериментального исследования индивидуального опыта человека и животных.
В.Б. Швырков был одним из наиболее способных учеников академика Петра Кузьмича Анохина, автора теории функциональных систем, которая явилась основой системного подхода в изучении целенаправленного поведения человека и животных, своеобразным концептуальным мостом между психическими и физиологическими состояниями.
Академик Анохин Петр Кузьмич, советский физиолог. [8]
Психофизиология и зрение человека
Рис. 1. Физиология вегетативной нервной системы.
Реакция человеческого глаза на вспышку света, цвета — сужение, расширение зрачка — работа вегетативной нервной системы
Зрение человека (зрительное восприятие) — процесс психофизиологической обработки оптической информации от объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой человека. Зрение позволяет получать представление о величине, форме и цвете предметов, их взаимном расположении (перспектива) и расстоянии между ними, о скорости перемещения объектов.
Особенно важно рассматривать вопросы цветного зрения с точки психофизиологической. Цветное зрение, ощущение цвета, вообще, Цвет мы ощущаем чисто субъективно в результате работы нашего сознания, зрительных отделов головного мозга. (См. Зрительная кора).
Центральная и вегетативная нервная система.
Миндалины в разделах мозга.
Некоторые люди испытывают трудности различения психофизиологочической от физиологической психологии, двух очень разных точек зрения. Психологи заинтересованы в том, почему мы, возможно, опасаемся пауков en:Spider и физиологи могут быть заинтересованы в вводе / выводе en:Input/output системы миндалины. Т.е. миндалевидное тело, миндалина (лат. corpus amygdaloideum) — характерная область мозга, имеющая форму миндалины, расположенной внутри височной доли (Lobus temporalis) головного мозга. В мозге две миндалины — по одной в каждом полушарии. Психофизиолог будет пытаться связать два подхода.
Психофизиологи обычно изучают психологическую / физиологическую ссылку в неповрежденных человеческих субъектах. В то время как ранние психофизиологи почти всегда исследовали влияние психологических состояний на физиологические реакции системы, с 1970 года, психофизиологи также часто стали изучить влияние физиологических состояниий и систем на психологические состояния и процессы. Именно это — перспектива изучения интерфейса души и тела, что делает психофизиологов наиболее яркими.
В то время как психофизиология была дисциплиной, которая отклоняла направление психологической и медицинской науки до примерно 1960 и 1970, то в последнее время, психофизиология стала сама позиционироваться на пересечении психологической и медицинской наук, и её популярность и значимость расширились соразмерно с реализацией взаимосвязанности ума и тела.
Какими вопросами занимается современная психофизиология
Проверки сотрудником МРТ изображения. [11]
МРТ изображения в желтых областях показывают увеличение активности мозга. [12]
Психофизиологические средства познания
Обучабщая машина, механическое изобретение для автоматизации задач программированного обучения. Машина разработана Б. Ф. Скиннером — профессором психологии в Гарвардском университете с 1958г. [13]
Психофизиологические меры, средства часто используются для изучения эмоций и внимания к ответам на раздражители, во время физической нагрузки, и чаще всего, чтобы лучше понять когнитивные процессы или процессы познания, совокупности всех психических способностей и процессов, связанных со знанием, вниманием, памятью, а также и рабочей памятью, суждениями и оценками. Также психофизиологические меры связанны с рассуждениями и «вычислениями», решениями проблем и принятием решений, пониманием и созданием языка и др.. Физиологические датчики используются для обнаружения эмоций в школах [14] и в интеллектуальных обучающих системах. [15]
Психофизиологический вывод и физиологическая компьютерная деятельность
Психофизиологический вывод и физиологическая компьютерная деятельность в космонавтике. При космическом полете, особенно на старте, в начале полета и при возвращении на Землю, человек находится в аффектимвном состоянии, он подвержен значительным нервно-психическим нагрузкам (эмоциям). Нервно-психическая напряженность, в свою очередь, вызывает ряд физиологических изменений у экипажа космического корабля.
Физиологические вычисления представляет собой категорию аффективного (аффект — эмоциональные, сильные переживания, которые возникают при невозможности найти выход из критических, опасных ситуаций, сопряженные с выраженными органическими и двигательными проявлениями) вычисления, которая включается в режиме реального времени программного обеспечения для адаптации психофизиологической деятельности пользователя. Основная цель этой работы — создать компьютер, который отвечает на пользователя эмоциональностью, познанием и мотивацией. Подход заключается в обеспечении неявной и симметричный человек-компьютер связи, предоставляя доступ к ПО представлении психологического статуса пользователя.
Есть несколько возможных способов для представления на психологическое состояние пользователя (обсуждается в аффективной вычислительной странице). Преимущества использования психофизиологических показателей в том, что их изменения непрерывны, меры скрытой и неявные, и единственным доступным источником данных, когда пользователь взаимодействует с компьютером без явного устройства связи или ввода. Эти системы основаны на предположении, что психофизиологическая мера является точным один-к-одному представлениеем соответствующего психологического измерения, например, умственных усилий, участия задач и разочарований.
Основы психофизиологии
В учебном пособии изложены основные темы, раскрывающие содержание учебной дисциплины «Психофизиология», а также актуальные проблемы, привлекающие значительное внимание современных исследователей в этой области. Особое внимание уделено вопросам, знакомство с которыми часто остается за рамками аудиторных занятий при обучении студентов очно-заочной и заочной форм обучения. Учебное пособие отражает современное состояние психофизиологии и предназначено для студентов (бакалавриата, специалитета, магистратуры) и аспирантов психологических, психолого-педагогических направлений и специальностей высших учебных заведений, а также для всех, кому интересны достижения современной психофизиологии.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы психофизиологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Введение в дисциплину
Предмет, задачи, история становления и методы психофизиологии
1.1. Предмет, задачи, история становления психофизиологии как отрасли психологической науки
Психофизиология — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии. Предметом ее изучения являются физиологические механизмы психических процессов и состояний.
К задачам современной психофизиологии относят:
1) причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов;
2) исследование физиологических механизмов психических процессов и состояний на системном, нейронном, синаптическом, молекулярном уровнях;
3) изучение нейрофизиологических механизмов организации высших психических функций человека.
У современной психофизиологии два дня рождения — неофициальный и официальный. Первый связан с именем В. Вундта (1832–1920), поделившего в 1879 г. всю психологию на «психологию народов» и «физиологическую психологию». Второй день рождения ознаменован учредительным съездом (Первым Международным конгрессом) психофизиологов в г. Монреале в мае 1982 г., на котором было дано определение предмета психофизиологии, создана Международная психофизиологическая организация (International Organization of Psychophysiology — ЮР) и сформирован печатный орган «International Journal of Psychophysiology». На I Международном психофизиологическом конгрессе в 1982 г. психофизиология была официально определена как «наука о физиологических механизмах психических процессов и состояний, индивидуальных различий» (Черноризов А. М., 2007, с. 15).
Этому предшествовали многолетние исследования отечественных и иностранных ученых.
Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии.
Термин «психофизиология» был предложен в начале XIX в. французским философом Н. Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т. д.).
Поскольку психофизиология представляет собой естественнонаучную ветвь психологического знания, необходимо определить ее положение по отношению к другим дисциплинам той же ориентации:
1) физиологической психологии;
2) физиологии высшей нервной деятельности и
Наиболее близкой к психофизиологии является физиологическая психология — наука, возникшая в конце XIX в. как раздел экспериментальной психологии. Термин «физиологическая психология» был введен В. Вундтом для обозначения психологических исследований, заимствующих методы и результаты исследований у физиологии человека. В настоящее время физиологическая психология понимается как отрасль психологии, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до высших уровней ее организации (Марютина Т. М., Кондаков И. М., 2004). Следовательно, при практическом совпадении задач психофизиологии и физиологической психологии в настоящее время различия между ними носят в основном терминологический характер.
Однако в истории отечественной психофизиологии был период, когда терминологические различия использовались для того, чтобы обозначить продуктивность складывающегося в физиологии функционально-системного подхода к изучению психики и поведения человека. Выделение психофизиологии как самостоятельной дисциплины по отношению к физиологической психофизиологии было проведено А. Р. Лурией (1973), согласно представлениям которого физиологическая психология изучает основы сложных психических процессов — мотивов и потребностей, ощущений и восприятия, внимания и памяти, сложнейших форм речевых и интеллектуальных актов, т. е. отдельных психических процессов и функций. Физиологическая психология образовалась в результате накопления эмпирического материала о функционировании различных физиологических систем организма в различных психических состояниях.
В отличие от физиологической психологии, предметом которой было изучение отдельных физиологических функций, предметом психофизиологии, как отмечал А. Р. Лурия, было поведение человека или животного. При этом поведение оказывается независимой переменной, тогда как зависимой переменной являются физиологические процессы. По Лурии, психофизиология — это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности (Марютина Т. М., Кондаков И. М., 2004).
Теоретико-экспериментальные основы данного направления составляет теория функциональных систем П. К. Анохина (1978), базирующаяся на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, в которых отдельные механизмы объединены общей задачей в целые, совместно действующие комплексы, направленные на достижение полезного, приспособительного результата. Принцип саморегуляции физиологических процессов, сформулированный в отечественной физиологии Н. А. Бернштейном (1990), открывшим совершенно новый подход к изучению физиологических механизмов отдельных психических процессов, также непосредственно связан с идеей функциональных систем. В итоге развитие этого направления в психофизиологии привело к возникновению новой области исследований — системной психофизиологии (Швырков В. Б., 1995).
Рассмотрим теперь соотношение психофизиологии и нейропсихологии. Нейропсихология-это отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии, и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Теоретической основой нейропсихологии является разработанная А. Р. Лурией (1973) теория системной динамической локализации психических процессов.
В последние десятилетия появились новые методы (например, позитронно-эмиссионная томография), которые позволяют исследовать мозговую локализацию высших психических функций у здоровых людей. Поэтому можно отметить, что современная нейропсихология ориентирована на изучение мозговой организации психической деятельности не только в патологии, но и в норме. Соответственно этому круг исследований нейропсихологии расширился; появились такие направления, как нейропсихология индивидуальных различий, возрастная нейропсихология что фактически приводит к стиранию границ между нейропсихологией и психофизиологией.
Остановимся на соотношении физиологии ВНД и психофизиологии. Высшая нервная деятельность (ВНД) — понятие, введенное И. П. Павловым, в течение многих лет отождествлялось с понятием «психическая деятельность». Таким образом, физиология высшей нервной деятельности представляла собой физиологию психической деятельности, или психофизиологию.
Обоснованная методология и многообразие экспериментальных приемов физиологии ВНД оказали решающее влияние на исследования в области физиологических основ поведения человека, затормозив развитие тех исследований, которые не укладывались в «прокрустово ложе» физиологии ВНД. В 1950 г. состоялась так называемая «Павловская сессия», посвященная проблемам психологии и физиологии. На этой сессии речь шла о необходимости возрождения павловского учения. За уклонение в сторону от этого учения резкой критике подвергся создатель теории функциональных систем П. К. Анохин и некоторые другие видные ученые.
Официально положение дел изменилось в 1962 г., когда состоялось Всесоюзное совещание по философским вопросам физиологии высшей нервной деятельности и психологии, которое констатировало существенные изменения, произошедшие в науке в послевоенные годы. При характеристике этих изменений подчеркнем следующее.
В связи с интенсивным развитием новой техники физиологического эксперимента, и прежде всего с появлением электроэнцефалографии (ЭЭГ), стало увеличиваться количество экспериментальных исследований мозговых механизмов психики и поведения человека и животных. Метод ЭЭГ дал возможность заглянуть в тонкие физиологические механизмы, лежащие в основе психических процессов и поведения. Развитие микроэлектродной техники, эксперименты с электрической стимуляцией различных образований головного мозга с помощью вживленных электродов открыли новое направление исследований в изучении мозга. Возрастающее значение вычислительной техники, теории информации, кибернетики и т. д. требовали переосмысления традиционных положений физиологии ВНД и разработки новых теоретических и экспериментальных парадигм.
Благодаря послевоенным инновациям значительно преобразилась и зарубежная психофизиология, которая до этого занималась исследованием физиологических процессов и функций человека при различных психических состояниях (Марютина Т. М., Кондаков И. М., 2004).
Интенсивному развитию психофизиологии также способствовал тот факт, что Международная организация по исследованию мозга провозгласила последнее десятилетие XX в. «Десятилетием мозга». В рамках этой международной программы были проведены комплексные исследования, направленные на интеграцию всех аспектов знания о мозге и принципах его работы.
Переживая на этой основе период интенсивного роста, психофизиология вплотную подошла к решению таких проблем, которые ранее были недоступны, например к физиологическим механизмам и закономерностям кодирования информации, хронометрии процессов познавательной деятельности и др.
В облике современной психофизиологии Б. И. Кочубей (1990) выделил три новых характеристики: активизм, селективизм и информативизм.
Активизм — отказ от представлений о человеке как пассивно реагирующем на внешние воздействия существе, и переход к новой «модели» человека — активной личности, направляемой внутренне заданными целями, способной к произвольной саморегуляции.
Селективизм характеризует возрастающую дифференцированность в анализе физиологических процессов и явлений, которая позволяет ставить их в один ряд с тонкими психологическими процессами.
Инфоржативизж отражает переориентацию физиологии с изучения энергетического обмена со средой на обмен информацией (Кочубей Б. И., 1990).
На современном этапе своего развития психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, «нормальную» нейропсихологию и системную психофизиологию.
Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную психофизиологию. Каждая из них имеет собственный предмет изучения, задачи и методические приемы.
Предмет общей психофизиологии — физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний.
Предмет возрастной психофизиологии — онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека.
Дифференциальная психофизиология изучает естественнонаучные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека (Марютина Т. М., Кондаков И. М., 2004).
В наши дни происходит взаимное обогащение двух наук о человеке (психологии и физиологии) как теоретическими разработками, так и экспериментальными методами. На сегодня в распоряжении ученых имеется значительный набор методов исследования мозга.
В сферу интересов современной психофизиологии входят такие проблемы, как нейронные механизмы ощущений, восприятия, памяти и обучения, мотивации и эмоций, мышления и речи, поведения и психической деятельности, а также межполушарные отношения, диагностика и механизмы функциональных состояний, психофизиология индивидуальных различий, принципы кодирования и обработки информации в нервной системе, психофизиологические корреляты принятия решения, сознания и бессознательного, мозговые механизмы творчества (Дикая Л. А, Дикий И. С., 2015).
1.2. Современные методы исследований в психофизиологии
В психофизиологии основными методами регистрации физиологических процессов являются электрофизиологические методы. Со времени обнаружения Л. Гальвани (конец XVIII в.) «животного электричества» стало известно, что в физиологической активности клеток, тканей и органов особое место занимает электрическая составляющая. Помимо этого, в исследованиях также, как и раньше, используются вегетативные реакции (кожно-гальванический рефлекс, частота сердечных сокращений, артериальное давление и др.).
Электрическая активность кожи (ЭАК) связана с активностью потоотделения. Из центральной нервной системы к потовым железам поступают влияния из коры больших полушарий и из глубинных структур мозга — гипоталамуса и ретикулярной формации. У человека на теле имеется 2–3 млн потовых желез, наибольшее их число на ладонях и подошвах. Их главная функция — поддержание постоянной температуры тела. Однако некоторые потовые железы активны и при сильных эмоциональных переживаниях, стрессе и разных формах активной деятельности. Эти потовые железы сосредоточены на ладонях и подошвах и в меньшей степени на лбу и под мышками. ЭАК используется как показатель такого «нетипичного» потоотделения. Ее обычно регистрируют с кончиков пальцев или с ладони биполярными неполяризующимися электродами.
Существуют два способа исследования электрической активности кожи: метод Фере, в котором используется внешний источник тока, и метод Тарханова, где внешний источник тока не применяется (табл. 1, рис. 1).
Методы исследования электрической активности кожи
Рис. 1. Принципиальные различия активного (Фере) и пассивного (Тарханов) методов исследования электрической активности кожи
Раньше эти показатели ЭАК называли общим термином «кожно-гальваническая реакция». Сейчас же в случае приложения внешнего тока (метод Фере) показателем считается проводимость кожи, а показателем в методе Тарханова является электрический потенциал самой кожи. Так как выделение пота из потовых желез имеет циклический характер, то и записи ЭАК носят колебательный характер.
Электромиография — это психофизиологический метод исследования, основанный на регистрации электрических импульсов (потенциалов), возникающих в мышечных волокнах той или иной части тела под воздействием различных возбуждающих стимулов и/или в покое (рис. 2).
Рис. 2. Схема проведения метода миографии
Выделяют 2 основных типа электромиографии (ЭМГ):
1. Стимуляционная ЭМГ — метод, заключающийся в стимулировании нервных волокон специальным электрическим импульсом заданной интенсивности и регистрации получаемых мышечных потенциалов с помощью накожных электродов, расположенных на соответствующей мышце. Метод стимуляционной ЭМГ позволяет оценить возбудимость нерва и проведение по нему электрического импульса на различных участках двигательных или чувствительных нервов.
2. Игольчатая ЭМГ— малоинвазивный метод исследования, при котором одноразовый тонкий игольчатый электрод вводится в определенную мышцу с целью регистрации и анализа ее специфических потенциалов в состоянии полного расслабления и произвольного напряжения. Метод игольчатой ЭМГ позволяет оценить состояние мышцы и различных отделов периферической нервной системы.
Измерение локального мозгового кровотока (ЛМК). Этот метод основан на измерении скорости вымывания из тканей мозга изотопов ксенона, криптона или атомов водорода. Увеличение кровотока означает рост обменных процессов в каком-либо месте мозга. Именно в этом месте нейроны и обладают наибольшей активностью. Регистрация производится с помощью гамма-камеры. Изотопы вводят через сонную артерию (для одного полушария) или через дыхательные пути (на оба полушария). Этот метод обладает высоким пространственным разрешением, т. е. приемлем для выявления пространственной мозговой фоновой активности, но имеет низкое временное разрешение, т. е. малопригоден для изучения динамики мозговой активности.