в каком году появилась нация азербайджанцы
От каких народов произошли азербайджанцы?
Азербайджанцы — это тюркоязычный народ, проживающий в Закавказье (Азербайджан) и в Передней Азии (Иран). Любопытно, что в Иране азербайджанцев около 15 млн человек, в то время, как в самом Азербайджане — всего около 8 млн человек. Тем не менее, по некоторым данным иранская цифра намного больше, и в мире представителей этого народа насчитывают до 35 млн человек. Именно официальная численность иранских азербайджанцев вызывает сомнения. Есть предположения, что она занижена.
Азербайджанцы по своему происхождению — тюрки. Это не вызывает сомнений, поскольку тюркский язык своих предков-кочевников они сохранили. Однако каждый скажет, что этот народ внешне совершенно не похож на тюрков-монголоидов, какими они были (есть и сейчас), когда пришли в эти места из Средней Азии. Типичные азербайджанцы — это представители каспийского типа европеоидной расы. Они вовсе не похожи на своих родственников по языку казахов, киргизов, якутов, хакасов, татар, башкир и других тюрок.
Какие же народы принимали участие в этногенезе азербайджанцев?
Во-первых, это коренное население северо-восточного Ирана (так называемой Атропатены), а также восточного Закавказья (Кавказской Албании). Племена, издавна там проживавшие, были ираноязычными. Есть мнение, что это были — древние мидяне, говорившие на языке индоевропейской семьи.
Во-вторых, в первом тысячелетии до нашей эры в эти места пришли кочевники-киммерийцы — тоже ираноязычный народ. Чуть позже к ним добавились ираноязычные же скифы и массагеты.
В-третьих, в первом тысячелетии нашей эры на эти территории пришли гунны — первый тюркский народ (точнее, союз племён), разбавивший местных иранцев. Затем были другие пришельцы-тюрки — сначала хазары, потом булгары, затем огузы и печенеги.
В 11 веке нашей эры сюда пришли сельджуки, которые и начали повальную и весьма успешную тюркизацию местного населения. А в 13 веке к ним добавились другие многочисленные тюркские племена, пришедшие вместе с татаро-монголами. Однако именно огузы считаются доминирующим народом, который стал культурным и генетическим ядром будущих азербайджанцев. Не случайно азербайджанский язык принадлежит к огузской группе тюркской ветви алтайской языковой семьи.
Кроме того, не нужно забывать, что на севере нынешнего Азербайджана, современной восточной Грузии и в южном Дагестане проживали — албаны (не путать с балканскими албанцами!). Албаны — это лезгиноязычный народ, говоривший на языке нахско-дагестанской семьи. Считается, что нынешний народы удины являются их прямыми потомками. Удины проживают как в России, так и в Азербайджане. Их около 10 тысяч человек, и они исповедуют христианство.
Кроме того, вместе с кочевниками-завоевателями в будущий Азербайджан и Иран пришла какая-то часть угорского и монгольского населения. Которые, впрочем, не сильно повлияли на генофонд азербайджанцев.
Что касается генетических исследований, то интересно: учёные выяснили, что и по мужской, и по женской линии азербайджанцы близки к другим народам Кавказа, а также к иранцам. А вовсе не к тюркам, как может показаться! В том числе, азербайджанцы являются кровными родственниками армянам. Вот такой парадокс.
Если понравилась статья, ставьте палец вверх, подписывайтесь!
Когда и где начали формироваться этнические азербайджанцы
21 июня 2020. Инфотека24. По меньшей мере странно, когда еще до начала формирования этнических азербайджанцев в АзССР, к середине 20-го века, кто-то пишет о существовании государственности этнических азербайджанцев, где-то на земле, например, в Закавказье, на Армянском или Иранском нагорьях. Странно также, когда азербайджанцы говорят и верят в существование азербайджанских ханств, стационарных городов и деревень, присущих оседлому образу жизни, опять-таки до начала формирования самих этнических азербайджанцев. Более того до середины 19-го века протоазербайджанцы (закавказские татары: айрумы, афшары, баяты, падары, каджары и др. тюркоязычные разноэтничные единицы) поголовно вели кочевой, а позже полукочевой образ жизни. При этом в городах и деревнях нашего региона люди вели оседлый образ жизни. Следовательно, не только азербайджанцы, но и протоазербайджанцы до середины 19-го века не могли проживать в существующих стационарных городах и деревнях нашей планеты.
Откуда берется вера азербайджанцев о существовании средневековых азербайджанцев и Азербайджана? Эта вера исходит из заведомо ошибочного утверждения со стороны некоторых этнографов и историков о том, что выше названные разноэтничные единицы (закавказские татары-протоазербайджанцы) являются субэтническими группами этнических азербайджанцев. Это сногсшибательное утверждение, не соответствующее действительности, впервые было сделано во второй половине 20-го века, после начала формирования этнических азербайджанцев. Причем выше указанные протоазербайджаские этнические единицы были известны с середины средневековья, правда, сначала в качестве туркменских племен (т.е. прототуркмен). Отсюда и из приведенного сногсшибательного утверждения делается ошибочное заключение о том, что формирование азербайджанского этноса на территории Восточного Закавказья и Северо-Западного Ирана завершился в основном к концу XV века (см. Википедию АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ).
Однако очевидно, что это заключение не соответствует действительности. Ведь с точки зрения логики научной этнографии говорить о той или иной субэтнической группе допустимо лишь тогда, когда заранее известно самоназвание той основной и самостоятельной этнической единицы, частью которой себя считают представители данной субэтнической группы. Причем очевидно, что в качестве самоназвания указанной основной этнической единицы нельзя считать наименование «азербайджанли», и тем более «тюрки». Ведь первое самоназвание было введено в обращение лишь с 1936г. по указу из Кремля. А наименование «тюрки» в качестве самоназвания османцев появилось лишь после распада Османской империи (1922-1923гг.), когда на базе разноэтничных тюркоязычных народностей с полукочующими племенными компонентами продолжался процесс этногенеза турок Малой Азии в отдельную этническую единицу. Произошло это лишь к началу 30-ых годов в Турецкой Республике, когда слово «тюрк» по-турецки успел приобрети и второе значение – не только относящийся к разноэтничным тюркам, но и к анатолийскому этническому турку, с самоназванием «тюрк». И, конечно, тоже самое произошло бы и с потомками тюркоязычных кочевников Закавказья, если путем вмешательства из Кремля в паспортах закавказских татар не закрепили бы этническое самоназвание «азербайджанли».
П.С. После соответствующего политического заказа из Кремля, выше отмеченные протоазербайджанцы сперва были названы субэтносами азербайджанцев. Однако впоследствии их стали называть этнографическими группами. Так же поступают в выше отмеченной Википедии об азербайджанцах. В чем причина? Фальсификаторы заметили ту брешь, которую выше я описал, исходя из понятия субэтноса. Поэтому впоследствии было введено в обращение понятие этнографической группы. Дело в том, что в отличие от представителей субэтноса представители этнографической группы, как правило, не осознают себя в качестве обособленной общности в составе той или иной основной этнической единицы. Поэтому эти группы выделяются исследователями искусственно, после этнографического изучения. Мол, в 15-ом, 16-ом или в 19-ом веках протоазербайджанцы просто не осознавали, что они являются этническими азербайджанцами. Но в то же время те же исследователи не указывают самоназвание той основной самостоятельной этнической единицы, частью которой они имели бы право, по сути, протоазербайджанцев считать этнографической группой азербайджанцев или некой другой основной и самостоятельной этнической единицы. Абсурд на лицо. И ясно, что после начала формирования этнических азербайджанцев в АзССР, например нынешние афшары Ирана или айрумы Азербайджана, безусловно, являются субэтносом азербайджанцев.
Азербайджанцы — народ без названия, но с древними корнями
Азербайджанцы покорили мир своим пением, искусством ковроткачества и тамбурной вышивки. Народ, в котором сочетаются персидские и тюркские особенности, долгие годы считал себя единым, хотя и не имел собственного названия. Сегодня Азербайджан, более 90% населения которого состоит из древних «мусульман», яркое, самобытное и современное государство, в котором узкие мощеные улочки старого города Ичери-шехер соседствуют с небоскребами центра Баку.
Название
Топоним «Азербайджан», производным от которого именуется народность «азербайджанцы», имеет древние корни и происходит от названия государства Мидия Атропатена. Оно существовало с III века до нашей эры и располагалось на территории современного Ирана и юго-востока Азербайджана. В искаженном виде оно представляло собой среднеперсидское слово «Адербадган», от которого и произошло современное название государства и народа.
Ряд исследователей обнаруживает связь с личным именем Адарбадор, означающим в Мидии «хранитель огня» или «храм огня». Эта версия подтверждается тем, что в регионе был развит зороастризм, культ которого предполагал наличие храмов с негаснущими огнями.
Примечательно, что сами азербайджанцы никогда себя так не называли. Более того, они объединялись не по национальному признаку, а по религиозному, называя себя общим словом «мусульмане». В связи с неоднородным, многонациональным составом проживавшей на одной территории народности, ее представители могли называть себя турками, татарами, кавказцами или тюрками.
Для более точного самоназвания народ использовал родовую или племенную принадлежность, например, авшары или айрумы: это было распространено у кочевников. Оседлые жители городов для этих целей использовали территориальную принадлежность, называя себя, например, карабахцы или бакинцы.
Еще более удивительно, что единого названия у нации никогда не было и на карте мира. Другие народы называли их тоже по-разному:
Где живут
Большая часть нации проживает в Азербайджане, составляя 91,6% населения страны. Значительная часть представителей народности занимает территории северо-западного Ирана: по некоторым данным, число азербайджанцев составляет одну треть численности государства.
В России азербайджанцы живут преимущественно в Южном Дагестане, однако представителей нации, мигрировавших или приехавших на заработки, можно встретить в любом регионе страны. Кроме того, значительные азербайджанские диаспоры есть в Грузии (юг и юго-восток), Турции, Туркмении. После развала СССР многие мигрировали в страны СНГ, Америку, Европу.
В Армении в 70-е годы прошлого столетия проживало больше 180 000 азербайджанцев. После межэтнических столкновений, результатом которых стал Карабахский конфликт, подавляющее большинство из них покинуло страну. Считается, что сейчас из них здесь постоянно проживает лишь несколько сотен.
Численность
Приблизительная численность азербайджанцев, которые сегодня проживают по всему миру, составляет 50 миллионов человек. Удивительно, но большая часть из них проживает в Иране — по некоторым данным, около 30 миллионов. Следующим в списке идет, собственно, Азербайджан — 8,2 миллиона.
По данным переписи 2010 года, число азербайджанцев в России составляет 603 000 человек. Эксперты считают, что фактически их в три раза больше — порядка 2 миллионов. Родиной для представителей нации стали такие государства, как:
Азербайджанский язык относится к большой группе тюркских, представляя ее юго-западную или огузскую группу. К ней также относятся туркменский, узбекский, турецкий языки, фонетически близок кумыкский. Язык сформировался после захвата персидских территорий огузскими племенами в раннем Средневековье. Чувствуется большое влияние арабского и персидского языков, родных для коренного населения этой местности.
Письменность у народа существовала с древних времен, а первые сохранившиеся памятники относятся к XIII столетию. Окончательные формы он приобретал в период XV- XVIII веков. К этому времени относятся произведения классических национальных поэтов Насими, Физули и Хатаи.
Алфавит в XX столетии менялся трижды по характерной для народов СССР схеме: с арабского перешел на латинский, а затем на кириллический. Современный алфавит азербайджанского языка различается в зависимости от регионов проживания. В Дагестане остался кириллический, в Иране пользуются арабицей, а в Азербайджане создали новый вариант: латинский на основе турецкого.
История
В Древности территории современного расселения народности занимали кочующие племена кавкасионского и каспийского антропологического типов. Позднее они формально объединились в Кавказскую Албанию, представлявшую собой союз из 26 живущих самостоятельно кочевых и полукочевых племен.
В IV веке до нашей эры в регион приходит Александр Македонский и основывает государство Мидия Атропатена. От него возникли название нации и территориальные границы основного ареала ее размещения. Государство просуществовало до VIII столетия нашей эры, когда ее покорил мощный Арабский халифат, принесший ислам, быстро сменивший господствовавший здесь веками зороастризм.
Следующий период, к которому исследователи относят выделение азербайджанцев как нации, это XI-XIII века. В регион начинают активно проникать огузские племена, говорившие на тюркском языке: поток увеличивается во время владычества татаро-монголов. Завершающим штрихом к формированию этноса стали пришедшие из Средней Азии туркмены. К XV столетию жители территорий современного Ирана и Азербайджана считали себя одним народом и говорили на одном языке.
С XVI до XVIII века правила мощная династия Сефевидов, во время которой империя переживала расцвет, облагала данью соседние регионы и посягала на чужие территории. Затем государство пришло в упадок и разделилось на множество ханств, борьбу за которые следующее столетие вели русские, иранцы, афганцы, Османский халифат.
После революции была образована Азербайджанская ССР, в 1991 восстановилась независимость страны. В Иране представители нации долгое время подвергались дискриминации, однако сегодня многие государственные посты занимают азербайджанцы.
Внешность
Азербайджанцы относятся к европеоидному типу, представляя его каспийский подтип, включающий признаки индо-афганской и средиземноморской рас. К отличительным признакам внешности нации относят:
Генетические исследования показали, что азербайджанцы близки к персиянам и народам Кавказа, а тюрки, выходцы из Малой Азии и представители индоевропейской группы оказали незначительное влияние на формирование внешних признаков.
Одежда
Национальный женский костюм состоял из многих компонентов. Нательная одежда включала:
Верхняя одежда была еще более разнообразна. Обязательные элементы — верхняя рубашка и архалыг: плотно прилегающий к телу короткий кафтан с высоким воротником. В регионах Шеки и Гянджи его заменяла леббаде: плечевая одежда без ворота и с короткими расклешенными рукавами, богато украшенная вышивкой и тесьмой. Архалыг дополняли поясами из кожи, серебра или золота. На ноги надевали разноцветные гетры и туфли с загнутым носом.
Особое внимание уделяли ярким аксессуарам из камней. Голову покрывали небольшой шапочкой, сверху укрывавшейся кялагаи — платком с традиционным набивным узором. Этот аутентичный предмет национального костюма в 2014 году был включен в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Завершающим элементом была чадра, которой укрывались, выходя из дома.
Мужской костюм состоял из нательной рубахи и кальсон, поверх которых надевали широкие штаны и архалыг с поясом. Дополняли наряд чухой — аналогом черкески, в холодных регионах носили бараньи шубы или бурки. Распространенный вариант зимней одежды — длинная шуба с фальш-рукавами до пола.
Мужчины
Нормы ислама издревле определили главенствующую роль мужчины. Его задача состояла в обеспечении семьи жильем и финансами. Участия в домашних делах и воспитании детей мужчина не принимал. Его слово было законом для жены и не оспаривалось, к женщинам относились пренебрежительно. Мужчинам разрешалось многоженство, практиковались левират и сорорат, допускались измены.
Азербайджанские мужчины отличаются спокойным и твердым характером, сохраняют серьезное выражение лица, держатся скромно и с достоинством. Они быстро принимают решения и четко им следуют, не допуская сомнений. Трепетно относятся к посягательству на честь семьи или собственную, держат слово, особую важность имеет общественное мнение, статус, внешний вид.
Женщины
Женщина у азербайджанцев всегда была на вторых ролях. Главная ее задача — следить за хозяйством, не выходить на улицу и воспитывать детей. Всю работу по дому женщины делали сами, в том числе кололи дрова и носили воду. После замужества им приходилось слушать не только мужа, но и всех его старших родственников. В родной семье, помимо отца, законом было слово братьев.
В женщине ценилась скромность, покорность, трудолюбие и красота. Первостепенную важность играла ее честь: ни до, ни после замужества она не должна быть замечена в порочащих связях с мужчинами: это считалось позором.
Семейный уклад
Главными в семьях и родовых поселениях были старики, которых называли аксакалами. Они принимали все общественные решения, к ним ходили за советом, их привлекали к разрешению споров, хозяйственных вопросов, просили помощи в сватовстве. В малых семьях ее глава имел решающее слово, ослушаться его не могли дети, жена, сестры и братья.
Брачный возраст для девушек наступал в 15-17 лет, иногда замуж выдавали и раньше. После свадьбы невеста приходила в дом мужа. Традиционно к этому времени родители готовили для сына отдельное жилье, в ряде селений принято было жить с родителями. Невестке запрещалось первой заговаривать со свекрами, а в случае диалога требовалось прикрывать рот уголком платка.
Рождение ребенка, особенно сына, было настоящим праздником. По традиции сразу после обрезания пуповины его купали в соленой воде, чтобы был чистым и смелым. После этого передавали матери, с которой тот не расставался до 7-10 лет. Имя выбирали обычно созвучное именам других детей, часто давали имена дедушки или бабушки.
Жилище
В горных районах азербайджанцы селились скученными поселениями, расположенными террасами. Дома строили из необработанного камня или сырого кирпича, покрывали дерном или делали двускатные крыши. Часто они стояли так близко друг к другу, что разъехаться двум всадникам было проблематично.
На равнинах практиковали хаотичное расположение домов, окруженных усадьбами или небольшими дворами. Их строили из тех же материалов, делали многокомнатными и двухэтажными. На первом размещали скот и хозяйственные помещения, на втором жили, дополняя его открытыми террасами. Их использовали, как мастерские или сушили в них фрукты.
Позже появились деревянные дома с двускатной крышей. Чердак использовали для хранения запасов или выращивания тутового шелкопряда. Спали на циновках прямо на полу: днем их сворачивали и убирали. Обогревали жилище очагом, типа камина, в холодное время года дополнительно затапливали печки.
Жизнь
Основные занятия азербайджанцев, живших на равнинных территориях, были связаны с сельским хозяйством. Выращивали пшеницу, овес, рожь, просто, кукурузу, ячмень, рис, занимались хлопководством, виноградарством, садоводством. Важную роль занимало разведение крупного рогатого скота и отгонное овцеводство.
Традиционные ремесла были связаны с обработкой металлов: меди, золота, серебра. Широко славились произведенные местными мастерами ювелирные украшения, клинки, кованые сундуки с изысканными узорами: в них собирали приданое невестам.
На весь мир до сих пор славятся здешние ковры с национальными узорами. Особо ценным ремеслом считалась тамбурная вышивка шелковыми нитями по бархату черного, синего, красного оттенков. Позволить себе ее могли только богачи, а Дюма-отец отмечал ее эталонное качество и низкую цену.
Культура
Архитектура Азербайджана привлекает хорошо сохранившимися замками-крепостями (например, на полуострове Апшерон), дворцами, среди которых выделяется шахский дворец в Нухе, создающими неповторимый городской облик мощеными улочками, мавзолеями, караван-сараями, домами из необработанного камня.
Во все времена особую роль для народа играла песня. В список Всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО внесено искусство ашугов: профессиональных певцов и сказителей.
В народных танцах участвовали юноши и девушки. Для первых характерны резкие, эмоциональные движения, вторые же танцевали плавно, элегантно, сдержанно. Типичное строение танца трехчастное: сначала участники двигаются по кругу медленно, затем застывают в символической позиции, а после продолжают круговое движение, но более эмоционально и выразительно.
Религия
90% азербайджанцев, проживающих на Кавказе, в Иране и Азербайджане, исповедуют ислам шиитского толка. Незначительная часть представителей нации относится к ханафитам, приверженцам суннитской ветви. В последние годы набирает популярность обращение в православие: по данным 2007 года, число представителей этой конфессии в Азербайджане насчитывало 5 тысяч человек.
Традиции
На весь мир известна прошедшая сквозь века традиция гостеприимства. Раньше важных гостей выходило встречать все селение во главе с аксакалами. Визитера угощали сладостями и чаем, развлекали народными песнями и танцами.
Любой путник найдет приют у азербайджанца, если его попросит. Первым делом его проводят в дом (на пороге необходимо снять обувь) и поят чаем из национального стакана армуду со сладостями.
В переводе слово «армуду» означает «грушеподобный», что соответствует его форме. Есть мнение, что его необычный вид отсылает к фигуре восточной красавицы. Ученые объясняют форму с научной точки зрения: благодаря узкой «талии», жидкость из нижней части не остывает, а выделяемая ей энергия подогревает напиток в верхнем отсеке.
Чайная церемония и сладости — это неизменные атрибуты любого застолья и праздника азербайджанцев. Чаем начинают и заканчивают любую трапезу, его пьют во время переговоров, отдыха, сватовства. В стране популярны чайханы, однако, в отличие от азиатских, в них подают лишь сладости и чай. Здесь вечерами собираются исключительно мужчины, чтобы отдохнуть и обсудить дела. Сладости символизируют сладкую жизнь: в огромном количестве они присутствуют на свадьбах.
Если же гостю чай не наливали, то это означало, что видеть его в доме не рады. А неожиданное вручение полного мешка еды говорило о том, что гостеприимством злоупотреблять не стоит и хозяева просят чужака покинуть дом.
Основу рациона народа составляли мучные, молочные и мясные продукты. Хлеб и лаваш пекли в тандырах, популярны были кутабы — пирожки из пресного теста с начинкой из зелени или творога. В повседневной жизни ели наваристые супы из баранины — бозбаш и пити. Особое отношение было к плову: национальная кухня насчитывает больше 30 его рецептов. Во всем постсоветском пространстве популярны такие азербайджанские блюда, как долма, люля-кебаб и шашлык.
Известные азербайджанцы
Вокальные данные азербайджанцев с приходом нового времени не пропали. Тому подтверждение известные певцы и музыканты Муслим Магомаев, Эмин Агаларов (EMİN), Бахтияр Алиев (Bahh Tee), Тимур Родригез.
Известности добились Эмин Гарибов — бывший капитан российской сборной по спортивной гимнастике, актер и модель Рустам Джабраилов, член сборной России по футболу Александр Самедов. Из женщин прославились журналистка Ирада Зейналова, гроссмейстер Эльмира Мирзоева, модель Гюнай Мусаева.
Видео
Понятия «азербайджанец» до 1918г. не существовало
Сразу оговоримся, что мы вовсе не намерены выяснять историю происхождения азербайджанского народа. Отметим только, что до 1918г. понятия «азербайджанец» не существовало, все называли их татарами или мусульманами.
Русский кавказовед Н.Зейдлиц в 1870г. писал: «Татары Бакинской губернии происходят от разных племен тюркских, переселившихся в этот край во время нашествий и управления краем владетелей сельджукских, монгольских, Черного и Белого Барана, тюркменских и сефевидских.
Различные племена эти составили при своем смешении с прежними обитателями края, как в восточном Закавказье, так и в северной части Персии, одно общее наречие языка тюрка, среднее между турецким (османских турок), кумыкским, ногайским и джагатайским.
…В состав же нового народа адербейджанских татар вошли, как доказывает исторический очерк губернии, представители разных рас человеческого рода».
1907г. эта же мысль повторяется в ежегоднике «Кавказский календарь»: «В Баку, как и вообще в Бакинской губернии, более всего живет татар азербайджанских. Принадлежат они к монгольской расе и тюркскому поколению, говорят наречием, подвергшимся влиянию персидского языка.
Поддерживаемые персидскими шахами, они в прошлом столетии из Адербейджана переселились в юго-восточную часть Закавказья и в приморскую часть от Баку до Дербента».
После этих цитат, дабы не оскорблять татар России и Крыма не вводить читателя в заблуждение, впредь мы будем использовать термин «азербайджанец».
Какова этимология слов Азербайджан и Баку? Азербайджан по-персидски означает: азер – огонь и байджан – страна, то есть страна огня. В армянском языке до 20-х гг. ХХ века вместо Баку использовалось слово Багу, происходящее, как нам кажется, от слова багин (капище, алтарь), то есть вновь очевидна связь с огнем.
Чем все это обусловлено? В VIв. д.Р.Х. здесь существовал культ огня. Капища огнепоклонников просуществовали до 624г., когда грузинский (иверийский прим. редакции Вне Строк) царь Ираклий через Муганские степи выступил в поход против персов и разрушил их, но через 12 лет эти алтари были восстановлены после завоевания Персии арабами.
По свидетельству арабского историка Истархие, в VIIIв. местные жители использовали вместо дров пропитанную нефтью землю. В одной из нефтяных скважин обнаружена выбитая на камне арабская надпись, согласно которой эту скважину в 1594г. обнаружил Аллах-Яр сын Мухаммед-Нура и отдал в пользование сеидам.
В 1723г. Россия отвоевала у Персии Бакинское ханство. Император Петр I в письме к завоевавшему Баку генералу Матюшкину писал: «Белой нефти тысячу пудов или сколько возможно прислать и поискать мастера».
О нефти есть еще одно, неизвестно почему преданное забвению, но весьма любопытное упоминание. Анания Ширакаци (VIIв.) в своем знаменитом «Ашхарацуйце» («Географический атлас мира») указывает полезные ископаемые и природные богатства Большого Айка: железо, уголь, нефть, салак, дзихк, кокс, дымчатый кварц, мышьяк, соли, горячие минеральные источники. Авторы посвященного Ширакаци труда отмечают:
«Все эти полезные ископаемые, исключая салак и дзихк, широко известны, и многие из них весьма распространены на Армянском нагорье. Салак и дзихк пока нам неизвестны. Однако можно предположить, что это какие-то нефтепродукты, поскольку оба эти вещества в «Ашхарацуйце» упоминаются вместе с нефтью».
Отрывок из книги Хачатура Дадаяна: Армяне Баку Читать также: Предисловие