в каком году было учреждено министерство полиции

Министерство Полициии России (1811-1819гг.)

В стремлении усовершенствовать государственное устройство России Александр I и его ближайшие друзья доходили до обсуждения вопроса о возможности ограничения самодержавия, введения конституционной монархии. По поручению императора М. М. Сперанский подготовил проект реорганизации органов власти и управления – “Введение к уложению государственных законов”. Документ предусматривал создание выборной законодательной Государственной Думы, Государственного Совета и значительную реорганизацию министерств. Реализована была только часть проекта. В 1810 году создается Государственный Совет и почти одновременно издается Манифест “О разделении государственных дел по министерствам”, который предусматривал создание специального Министерства полиции. В задачи нового министерства помимо борьбы с преступностью должны были войти:

В силу важности функций, возлагавшихся на Министерство полиции, для него первого было разработано и одновременно с “Общим учреждением министерств” опубликовано “Учреждение и наказ министру полиции”, ставшее нормативной основой его организации и деятельности. Составной частью в нем были “Правила особенной ответственности министра полиции”. Действуя в “обстоятельствах чрезвычайных” (определение и условия “чрезвычайности” не давались), министр полиции мог требовать в свое распоряжение войска, причем минуя военного министра и давая непосредственные распоряжения командирам полков. Специальный параграф “Общего учреждения министерств” предусматривал освобождение министра от ответственности за превышение власти, если он действовал “в видах общей безопасности”.

Министерство полиции состояло из трех департаментов (Департамент полиции хозяйственной, Департамент полиции исполнительной, Медицинский департамент), а также общей и особенной канцелярий министра.

В компетенцию Департамента полиции хозяйственной входил контроль за соблюдением снабжения городов, особенно Петербурга и Москвы продовольствием, пресечение спекуляции, а также надзор за смирительными и работными домами.

Самым большим основным подразделением министерства стал Департамент полиции исполнительной, образованный на основе экспедиции государственного благоустройства МВД.

Наряду с отбором кадров в различные полицейские службы, Первое отделение Департамента полиции исполнительной собирало статистические данные, занималось регистрацией происшествий, фактов рождения и смерти, для чего были введены специальные формы учета.

Второе отделение осуществляло надзор за проведением следствия по уголовным делам, а также “полиции дел судных”, контролировало исполнение полицией судебных приговоров.

Третьему отделению было поручено содействовать в организации и проведении общих ревизий губерний. На него возлагались также содержание земского ополчения (милиции), поимка дезертиров и другие задачи.

Медицинский Департамент ведал санитарным надзором, организацией мер по предотвращению эпидемий и эпизоотий, снабжением лекарствами.

Кроме охраны внутренней безопасности Министерство полиции наделялось правом надзирать за “окончательным исполнением законов по всем вообще министерствам”. Министр полиции имел право требовать сведения от всех местных органов, минуя соответствующие им министерства. Указы, циркуляры, относящиеся к деятельности местных органов различных министерств, направлялись в губернии для чиновника Министерства полиции, который при помощи полицейских органов следил за их соблюдением. Тем самым полиция обособлялась от административного аппарата, стояла над ним, контролируя его деятельность. Такой порядок был зафиксирован в “Учреждении министерства финансов”, где указывалось, что “употребление сумм”, выделенных для местных губернских органов, должно производиться “под надзором» Министерства полиции”.

Образование Министерства полиции с неудовольствием было воспринято значительной частью влиятельных государственных и общественных деятелей. Н. М. Карамзин иронизировал по поводу того, что когда “заметили излишнюю многосложность Министерства внутренних дел” и провели очередную реорганизацию центральных органов, то и создали Министерство полиции “столь же многосложное и непонятное для русских”. “Непонятность” заключалась, прежде всего, в предоставлении Министерству полиции права контролировать местные органы других министерств, что ставило его как бы над местными учреждениями. Практика функционирования Министерства полиции доказала, что его учреждение не дало ожидаемого результата. Наоборот усложнило и запутало взаимодействие местных органов.

В слабости полицейского управления убедился и сам царь. Проведенные по его распоряжению ревизии полицейских учреждений выявили массу недостатков: полусгнившие дела обнаруживались, например, в навозе во дворе полиции, а в остроге арестанты спокойно изготовляли фальшивые ассигнации.

Ликвидация министерства была предрешена. Бывший министр внутренних дел В. П. Кочубей, в 1819 году вновь назначенный на этот пост, обосновал перед царем необходимость возвращения функций управления полицией в МВД, ликвидировав не пользовавшееся популярностью Министерство полиции.

После смерти в 1819 году министра полиции С. К. Вязмитинова нового назначения не последовало. Руководство министерством временно передавалось председателю Комитета министров. А управляющий Особенной канцелярией министра полиции докладывал о ее деятельности лично царю.

После реорганизации министерства внутренних дел в 1819 году существенных изменений в его структуре, функциях, компетенции до конца царствования Александра I не происходило. Ликвидация Министерства полиции и передача его функций в МВД большинством высших чиновников империи расценивалась как правильное решение. Но через несколько лет вновь рассматривался вопрос о создании Министерства полиции. Было это в самом начале царствования императора Николая I.

Источник

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В не­ко­то­рых стра­нах на МВД воз­ло­же­ны обес­пе­че­ние на­цио­наль­ной безо­пас­но­стии ре­гу­ли­ро­ва­ние во­про­сов им­ми­гра­ции, ох­ра­на мест ли­ше­ния сво­бо­ды, раз­ре­шительные функ­ции в сфе­ре обо­ро­та ору­жия, нар­ко­тических средств, цен­зу­ра в СМИ и др. В го­су­дар­ст­вах с фе­де­ра­тив­ным уст­рой­ст­вом МВД час­то име­ет под­раз­де­ле­ния на уров­не все­го го­су­дар­ст­ва и субъ­ек­тов фе­де­ра­ции. В различных стра­нах мо­жет иметь раз­ные на­зва­ния (например, в США функ­ции МВД вы­пол­ня­ют Министерство национальной без­опас­но­сти и Министерство юс­ти­ции).

МВД ве­да­ло служ­бой гу­бер­на­то­ров и все­го лич­но­го со­ста­ва уч­ре­ж­де­ний ми­ни­стер­ст­ва, кон­тро­ли­ро­ва­ло дея­тель­ность со­слов­ных уч­ре­ж­де­ний (в том числе дво­рян­ские и ку­печеские вы­бо­ры), ве­ло де­ла по про­ек­там из­ме­не­ния административного де­ле­ния им­пе­рии, де­ла о пе­ре­ме­не фа­ми­лий, о всту­п­ле­нии в российское под­дан­ст­во и вы­хо­де из не­го, раз­ре­ша­ло за­во­дить ча­ст­ные ти­по­гра­фии и ли­то­гра­фии, ра­зыг­ры­вать ло­те­реи, ут­вер­жда­ло ус­та­вы бла­го­тво­рительных, по­пе­чи­тель­ных, ху­дожественных и на­учных об­ществ, ссуд­но-сбе­ре­гательных касс, бирж (с 1905 года), ак­цио­нер­ных об­ществ (1902-1909 годы).

С мар­та 1858 года МВД про­во­ди­ло под­го­то­вительные ра­бо­ты для ос­во­бо­ж­де­ния кре­сть­ян от кре­по­ст­ной за­ви­си­мо­сти (смотрите Кре­по­ст­ное пра­во), а с августа 1861 года ру­ко­во­дило уст­рой­ст­вом об­щественного управ­ле­ния кре­сть­ян и их по­зе­мель­ным уст­рой­ст­вом, осу­ще­ст­в­ля­ло над­зор за дея­тель­ностью ор­га­нов кре­сть­ян­ско­го об­щественного управ­ле­ния и ме­ст­ных пра­ви­тельственных ор­га­нов по кре­сть­ян­ско­му де­лу (пер­во­на­чаль­но ми­ро­вых уч­ре­ж­де­ний, за­тем гу­берн­ских по кре­сть­ян­ским де­лам при­сут­ст­вий, а с ию­ля 1889 года так­же зем­ских на­чаль­ни­ков). По­сле про­ве­де­ния зем­ской ре­фор­мы 1864 года и городской ре­фор­мы (1870 год) на МВД был воз­ло­жен кон­троль за дея­тель­но­стью зем­ских и городских ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, к ко­то­рым пе­ре­шло не­по­средственное ру­ко­во­дство хо­зяй­ст­вом, со­ци­аль­ным обес­пе­че­ни­ем, медицинскими уч­ре­ж­де­ния­ми, про­до­вольственным обес­пе­че­ни­ем, уст­рой­ст­вом ме­ст­ных пу­тей со­об­ще­ния, стра­хо­ва­ни­ем.

По­сле Февральской ре­во­лю­ции 1917 года бы­ла уп­разд­не­на цен­зу­ра и тай­ная по­ли­ция, об­щую по­ли­цию на мес­тах за­ме­ни­ла ми­ли­ция. По­сле Октябрьской ре­во­лю­ции 1917 года функ­ции МВД пе­ре­шли к На­род­но­му ко­мис­са­риа­ту внут­рен­них дел (НКВД) Российской Советской Рес­пуб­ли­ки (впо­след­ст­вии РСФСР, с 1934 года СССР).

Спи­сок ру­ко­во­ди­те­лей ве­дом­ст­ва смотрите в при­ло­же­нии «Го­су­дар­ст­вен­ные уч­реж­де­ния Рос­сии, СССР, РФ» в то­ме «Рос­сия».

Источник

МИНИСТЕРСТВО ПОЛИЦИИ

Центральное государственно уч­реж­де­ние в Российской им­пе­рии в 1810-1819 годах, ве­дав­шее внутренней бе­зо­пас­но­стью го­су­дар­ст­ва, административно-по­ли­цей­ским ап­па­ра­том, про­до­вольственными де­ла­ми и уч­реж­де­ния­ми об­щественного при­зре­ния, а так­же вра­чеб­ным пер­со­на­лом и медицинскими уч­реж­де­ния­ми. Об­ра­зо­ва­но «Вы­со­чай­ше ут­верж­дён­ным раз­де­ле­ни­ем го­су­дар­ст­вен­ных дел по ми­ни­стер­ст­вам» от 17(29).08.1810 года [на долж­ность ми­ни­стра по­ли­ции 25.07(06.08).1810 года наз­на­чен А.Д. Ба­ла­шёв]. На мес­тах функ­ции Министерства полиции воз­ла­га­лись на гу­бер­на­то­ров. Министерство полиции со­стоя­ло из со­ве­та ми­ни­ст­ра, Кан­це­ля­рии, Осо­бен­ной кан­це­ля­рии, Медицинского со­ве­та и 3 де­пар­та­мен­тов: по­ли­ции ис­пол­ни­тель­ной, по­ли­ции хо­зяй­ст­вен­ной и ме­ди­цин­ско­го. В ве­де­нии Осо­бен­ной кан­це­ля­рии на­хо­ди­лись де­ла по ино­стран­цам и за­гра­нич­ным пас­пор­там, цен­зу­ра, а так­же «де­ла осо­бен­ные», то еесть вы­яв­ле­ние ан­ти­пра­ви­тельственной дея­тель­но­сти и по­ли­тических на­строе­ний сре­ди всех сло­ёв на­се­ле­ния, над­зор за дея­тель­но­стью ма­сон­ских лож (смотрите Ма­сон­ст­во) и ре­лигиозных сект; зна­чительная часть дел со­став­ля­ли раз­ра­бот­ки по иностранному шпио­на­жу. Ука­зом императора Алек­сан­д­ра I от 04(16).11.1819 года Министерство полиции бы­ло уп­разд­не­но, а Де­пар­та­мен­ты по­ли­ции ис­пол­ни­тель­ной и по­ли­ции хо­зяй­ст­вен­ной, а так­же Осо­бен­ная кан­це­ля­рия во­шли в со­став Ми­ни­стер­ст­ва внут­рен­них дел Российской им­пе­рии.

Источник

Министерство полиции

Министерство полиции — с 1810 по 1819 годы — государственный орган Российской империи.

Министерство было сформировано при преобразовании министерств в 1810 году. По замыслу М. М. Сперанского, министерство полиции должно было ведать внутренней безопасностью государства.

По учреждению министерства полиции, изданному 25 июня 1811 г., оно состояло из трёх департаментов: полиции хозяйственной (дела продовольственные и приказы общественного призрения), полиции исполнительной и полиции медицинской, медицинского совета и канцелярии министра. Канцелярия министра полиции делилась на две: общую, предметами ведения которой были медицинская и полицейская статистика и делопроизводство по бумагам, поступающим на имя министра, и особенную, ведавшую дела об иностранцах, по заграничным паспортам, цензурную ревизию и особенные дела, то есть «все те дела, которые министр полиции сочтет нужным предоставить собственному его сведению и разрешению».

4 ноября 1819 года министерство полиции присоединено к министерству внутренних дел, а особенная канцелярия министра закрыта в 1826 году, и вместо неё учреждено III отделение Собственной Е. В. канцелярии.

Министрами полиции были А. Д. Балашов (1810—1812 и 1819) и С. К. Вязмитинов (1812— 1819).

Министерство полиции в других странах

В большинстве государств заведование полицией принадлежит министерству внутренних дел. Особое министерство полиции существовало во Франции с 1796 по 1802 г.; в 1804 г. оно было восстановлено Наполеоном и удержалось до 1818 г., после небольшого перерыва в 1814 г. После декабрьского переворота 1851 г. министерство полиции было возобновлено, но просуществовало лишь до 21 июня 1853 г. Наиболее известен из французских министров полиции Фуше.

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Министерство полиции» в других словарях:

Министерство полиции — возникло у нас при преобразовании министерств в 1810 г., причем, по мысли графа Сперанского, М. полиции должно было ведать внутреннюю безопасность государства. По учреждению М. полиции, изданному 25 июня 1811 г., оно состояло из трех… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Министерство полиции Российской империи — Министерство полиции с 1810 по 1819 годы государственный орган Российской империи. Министерство было сформировано при преобразовании министерств в 1810 году. По замыслу М. М. Сперанского, министерство полиции должно было ведать внутренней… … Википедия

Министерство полиции ЮАР — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка ус … Википедия

Министерство полиции Пуэрто-Рико — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Министерство внутренней безопасности Израиля — Государство Израиль Эта статья из цикла статей: Политика и правительство Израиля … Википедия

Министерство — Исполнительная власть Исполнительная власть Глава государства Диктатор Монарх Президент Правительство Глава правительства Канцлер Глава исполнительной власти Премьер министр Кабинет министров Министерство Министр Система … Википедия

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ — (МВД), образовано 8 сентября 1802 г. В 1810 г. из него выделились Министерство полиции и Главное управление духовных дел для иностранных вероисповеданий, которые позже снова вошли в состав МВД. Было самым крупным и многофункциональным. В… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

Министерство внутренних дел Российской Империи — Министерство внутренних дел Российской Империи орган государственной исполнительной власти Кабинета Министров Российской Империи, осуществлявший административно распорядительные функции в сферах государственной безопасности, общественной… … Википедия

Министерство разведки и национальной безопасности (Иран) — (ВЕВАК) وزارت اطلاعات و امنیت ملی ایران Общая информация Дата создания 18.8.1984 Предшествующие ведомства САВАМА (до 1984 г.) САВАК Штаб квартира Тегеран Ответственный министр Хейдар Мослехи, Министр Министерство разведки и национальной… … Википедия

Министерство юстиции и полиции Швейцарии — или Федеральный департамент юстиции и полиции (нем. Eidgenössisches Justiz und Polizeidepartement; фр. Département fédéral de justice et police; итал. Dipartimento federale di giustizia e polizia) является одним из семи министерств … Википедия

Источник

НазадПубликации

История создания и особенности министерства полиции российской империи

Манифестом от 8 сентября 1802 г. были созданы министерства как строго централизованные бюрократические учреждения, возглавляемые единоначальниками – министрами. Они назначались непосредственно императором. Министерской системе были присущи новые формы управления, опиравшиеся на единоначалие и персональную ответственность министров, строгую ведомственную подчиненность по вертикали, функциональность, четкие рамки отраслевого управления.

Среди первых восьми министерств было и Министерство внутренних дел, которое возглавил ближайший сподвижник императора Александра I Виктор Павлович Кочубей. Большое внимание уделялось и полиции. Создание Министерства внутренних дел имело глубокие исторические предпосылки, и это, как отметил историк органов внутренних дел Р.С. Мулукаев, – «объективный исторический факт, в котором заключен глубокий социальный опыт поистине непреходящего значения».

Первый министр внутренних дел В.П. Кочубей пригласил на службу Михаила Михайловича Сперанского, которому суждено было стать крупнейшим государственным деятелем и реформатором Империи того времени, первым руководителем ведущего структурного подразделения Министерства внутренних дел – Департамента внутренних дел. В этот Департамент сначала входило четыре экспедиции, в одной из которых – Экспедиции спокойствия и благочиния – сосредотачивалось руководство полицией. Состояла она из двух отделений (столов). Первому отделению подчинялась сельская полиция, второму – городская. Первому отделению, на которое был возложен контроль за сельской полицией, вменялось наблюдение за «неповиновением крестьян законной власти», сбор ведомостей о происшествиях, предотвращение «ложных слухов», крамольных писем, распространения ересей. Второе отделение, как руководившее городской полицией, контролировало состояние и содержание полицейских и пожарных команд, соблюдение Устава благочиния и т.д. Главная общая задача заключалась в обеспечении безопасности подданных Империи, общественной безопасности и охране общественного порядка. В обязанности чиновников этого отделения входили «безопасность улиц от пожаров и воровства, содержание пожарной и вообще полицейской команды, чистота и освещение улиц и дворов, охрана добрых нравов» и другие важные вопросы.

Министерство внутренних дел начало издавать нормативные документы, относящиеся к деятельности полиции. Полиц­мейстерам и приставам вменялось в обязанность знакомить с ними своих подчиненных. Для офицеров полиции вводилась доплата за выслугу лет, их пенсии приравнивались к воинским. В 1803 г. Министерство внутренних дел подготовило Положение – Указ «О средствах к исправлению полиции в городах», утвержденный императором. Документ определял организацию полиции в городах в зависимости от их социально-экономического, административного, военного значения. Санкт-Петербург и Москва имели особое полицейское управление. В Указе были зафиксированы отношения полиции с местной городской властью. Министерство определяло штатную численность городской полиции в зависимости от финансовых возможностей города. Это штатное полицейское расписание утверждалось императором.

За короткий срок была проведена огромная работа, в итоге за первую четверть XIX века, время правления императора Александра I, изданы штатные полицейские расписания почти для 90 городов Империи. Нижнему земскому суду – административно-полицейскому органу, созданному в результате реформ Екатерины Великой, – было предоставлено право взаимодействия с высшими административно-полицейскими и иными учреждениями не только своей, но и других губерний, в случае необходимости.

Но не всё было так гладко для полицейских органов и Министерства внутренних дел в целом. В ведение Министерства внутренних дел, кроме собственно правоохранительных, были изначально включены и административно-хозяйственные функции (переданы целые отрасли – мануфактурная и медицинская коллегии, Главная соляная контора, Главное почтовое управление, Экспедиция государственного хозяйства, управление иностранными поселенцами), а в последующем даже контроль за духовными делами (кроме государственной православной конфессии). И это тоже наследие XVIII века. При наличии такого широкого диапазона трудно было концентрироваться на административно-полицейской деятельности.

Манифест императора Александра I от 8 сентября 1802 г. хотя и положил начало длительному реформированию всей управленческой системы, но не определил главного – роли, места и специфики каждого министерства в системе государственного управления. А раз не уточнены «особенные черты», «лицо» министерства, трудно провести разграничения между ведомствами, как это получилось в результате выделения Министерства полиции из Министерства внутренних дел. Кроме того, не были четко определены принципы внутреннего устройства и внутриведомственного взаимодействия. Всё это предопределило второй этап управленческой реформы. Причем и внешнеполитическое положение, и внутреннее состояние общества, развитие социально-экономических отношений требовали от императора решительных шагов в этом направлении.

Образование Министерства полиции

Новый этап реформы министерского отраслевого управления был проведен в 1810–1811 гг. Для созданного Министерства внутренних дел были типичны все общие недостатки, присущие другим ведомствам. Но еще глубже они стали видны в целом в правоохранительной системе. Основным звеном этой системы была полиция, что, безусловно, осознавалось реформаторами. Как и при Петре I, главной целью деятельности полиции стала государственная и общественная безопасность, это и предопределило выделение Министерства полиции в отдельное ведомство и закрепление за ним основной обязанности – «оберегания внутренней безопасности». В Манифесте от 25 июня 1811 г. по поводу учреждения Министерства полиции в параграфе 58 указано: «Существо власти, вверяемой министру полиции, состоит в том, чтоб действием его и главным надзором законам и учреждениям, к охранению внутренней безопасности установленным, доставить скорое и точное исполнение». В результате нового этапа реформы стали более четко определены особенности министерства, в частности, действия министров на случай чрезвычайных обстоятельств, и более всего это касалось Министерства полиции. Так, в параграфе 100 этого же документа подчеркивалось: «В обстоятельствах чрезвычайных… все министры уполномочены действовать всеми вверенными им способами, не ожидая разрешения. Изъятие сие от общих правил особенно принадлежит министру полиции, по вверенному ему охранению внутренней без­опасности».

Для реализации этого министру предоставлялись неограниченные полномочия, даже привлечение в случае необходимости войск: «требования сии должны быть удовлетворяемы по отношению его не только к военному министерству, но и прямо к шефам и командирам разных полков и команд». Эти положения документа прямо указывают на основное предназначение образующегося Министерства полиции.

Большой вклад в создание министерства, которое должно было сосредоточиться на обеспечении внутренней безопасности, борьбе с преступностью и охране общественного порядка, усилении роли политического сыска, поднятии престижа городской и земской полиции, внесли М.М. Сперанский, М.Л. Магницкий, М.А. Балугьянский, А.Д. Балашов.

Выдающийся государственный деятель и реформатор Михаил Михайлович Сперанский планировал сосредоточить все органы обеспечения безопасности государства в одном ведомстве. Великолепно себя зарекомендовавший на ниве активного реформаторства государственных институтов власти в ходе первого этапа образования министерств, М.М. Сперанский во время реформы государственного управления в 1810–1811 гг. представил свой проект «Введение уложения государственных законов», в котором с учетом Плана государственных преобразований указывал, что министерства в том виде, в каком они были созданы в 1802 г., нуждаются «в исправлении настоящего их несовершенства». Он раньше других отметил очевидные недоработки при проведении реформы государственного управления. «Существует некоторая неточность и несоразмерность в разделении дел между министерствами», – подчеркивал Сперанский. Предполагая новое перераспределение функций между министерствами, повторяя аргументы своей «Записки» 1803 г., он планировал создание нового министерства – Министерства полиции. Этой идее он оставался верен и в последующем. В Плане государственного преобразования Сперанский указывал, что после создания Государственного совета, в котором должен был быть рассмотрен общий план распределения функций между министерствами и «Наказ министерствам», необходимо предусмотреть в первую очередь создание Министерства полиции.

Во «Введении к уложению государственных законов» 1809 г. в части о создании центрального органа управления полицией М.М. Сперанский несколько упростил разделение полиции на «разные роды», выделив в итоге два комплекса мер для обеспечения «внутренней безопасности», предполагающих осуществление основных функций правоохранительного ведомства: предупреждение (упреждение) и пресечение (исполнение). В силу этого упрощения, он не стал делить полицию на общую и политическую. Изучив историю, сущность, современный опыт трактовки понятия «полиция» и исходя из общей посылки о роли полиции в обеспечении внутренней безопасности, Сперанский приходит к выводу о том, что «полиция не что другое есть, как средство, избранное правительством к сохранению действия закона в его непрерывности, способ удерживать деяния людей в порядке и пресекать всякое насилие». Отсюда последовало разделение полиции на так называемую высшую и общую, поскольку распределение их функций по разным ведомствам не имеет достаточных оснований с точки зрения внутренней безопасности государства, а потому и полицейский орган должен быть единым.

В силу важности вопросов, находящихся в компетенции Министерства полиции, было разработано «Учреждение и наказ министру полиции». Этот документ стал нормативной основой его организации и деятельности. В него вошли «Правила особенной ответственности министра полиции». В соответствии с этими правилами, в случае необходимости министр полиции мог даже потребовать в свое распоряжение войска без согласования с Военным министерством.

В структуру Министерства полиции входило три департамента: 1. Полиция хозяйственная. Здесь сосредотачивались дела продовольственные и приказы общественного призрения. 2. Полиция исполнительная. Этот департамент выполнял прямые организаторские и контролирующие «полицейские» функции. 3. Полиция медицинская. Помимо департамента включала в себя Медицинский совет. Кроме этого, образовались Общая канцелярия министра и Особая канцелярия Министерства полиции. Особая канцелярия выполняла функции политической полиции. Она занимала исключительное место в созданном министерстве и была наделена широкими полномочиями в области политического сыска. Это отвечало идее Сперанского о сосредоточении вопросов обеспечения внутренней безопасности в одном ведомстве. Возглавил Особенную канцелярию Яков Иванович де Санглен. В марте 1813 г. его сменил Максим Яковлевич фон Фок – известный государственный деятель, руководивший после упразднения Министерства полиции Особенной канцелярией в Министерстве внутренних дел до самой ее ликвидации в 1826 г.

Министром полиции стал Александр Дмитриевич Балашов, лицо, приближенное к императору. Руководство Министерства полиции с момента образования пыталось выстроить вертикаль власти и взаимоотношения с местными полицейскими органами. Правда, Балашову недолго пришлось руководить министерством, по приказу императора Александра I весной 1812 г. он убыл как генерал-адъютант сопровождать его в поездке к западным границам Империи. А руководство Министерством полиции на время (а как оказалось, до конца его существования) было приказано сдать бывшему военно-сухопутному министру Сергею Кузьмичу Вязмитинову. Сложилась своеобразная ситуация: министром полиции оставался А.Д. Балашов, но управляющим – первым лицом этого ведомства – назначался С.К. Вязмитинов, сменивший на посту Балашова и реально руководивший министерством. Вязмитинов находился в этой должности до самой своей смерти в 1819 г., и в этом же году структура была упразднена. Надо отметить, что в тяжелое для страны время Отечественной войны 1812 г. и освободительного похода русской армии в Европу в 1813–1814 гг. успешно руководил министерством именно Вязмитинов.

Так что идея создания отдельного министерства, где были бы сосредоточены дела полицейские, административно-полицейские и обеспечение внутренней безопасности империи была разумной. И еще неизвестно, как бы всё сложилось с детищем М.М. Сперанского, если бы он не оказался в опале, а затем и вовсе в ссылке.

Министерство полиции в период Отечественной войны 1812 г.

Во время Отечественной войны 1812 г., в ноябре, император поручил А.Д. Балашову важнейшее задание – «попечение о немедленном образовании полицейской части во всем государстве». Правда, к этому вопросу правительство вернулось только в сентябре 1818 г., когда Александр I повелел А.Д. Балашову представить сведения о состоянии полицейского законодательства. О том, насколько прозорливыми оказались предложения Балашова, говорит тот факт, что дворники, дворецкие, швейцары, лакеи, выполняющие агентурные и осведомительные функции, оставались включенными в полицейскую деятельность охранных и разыскных отделений даже в Первую мировую войну, до самой Февральской революции.

Балашов считал необходимым ввести должности губернского полицмейстера и двух его помощников в целях «сосредоточения под их начальством исполнительной части в губернии». Другими словами, Балашов был первым, кто поставил вопрос о начальнике полиции губернии, обладающем всей полнотой власти. По его мнению, такой шаг придал бы всей полицейской деятельности «ход простой, скорый и единообразный». На последнем слове необходимо сделать акцент, поскольку оно подразумевает и вертикаль власти, и сосредоточение полицейской власти в одних руках. Вообще характер деятельности министра полиции по взаимодействию с губернским руководством можно проследить по циркуляру, разосланному губернаторам в 1811 г., который обязывал последних докладывать министру полиции сведения о каждом происшествии и экстраординарном случае, произошедшем в губернии, «не позже первой почты». Такой же циркуляр получили коменданты, управляющие городской полицией.

Этот важный документ, как впрочем, и многие другие, свидетельствует о том, что руководство Министерства полиции с момента образования пыталось выстроить вертикаль власти и взаимоотношений с местными полицейскими органами. Еще 24 октября 1803 г. было Высочайше утверждено положение о Городской и Земской полиции, где говорилось о неудовлетворительном состоянии полиции. Опираясь на Положение 1803 г. «О средствах к исправлению полиции в городах», Министерство полиции «пересматривало полицейские штаты городов, подбирало на службу в полицию только достойных чиновников, контролировало правильность и целесообразность разделения городов на полицейские части и кварталы». Надо отметить, что эту кропотливую работу министр Балашов организовать просто не успел. Поэтому осуществлять данную деятельность пришлось уже Управляющему министерством Сергею Кузьмичу Вязмитинову, сменившему на посту Балашова и руководившему министерством до самого его упразднения в 1819 г.

Вязмитинов пользовался огромным доверием императора. Достаточно сказать, что в первом «министерском» правительстве ему был доверен портфель министра военно-сухопутных сил. Он был и членом межведомственного «Комитета для совещания по делам, относящимся к той части высшей полиции, которая имеет целью своей сохранение всеобщего спокойствия и тишины граждан». Комитет был секретным, «чтобы не возбуждать в обществе напрасных опасений», и состоял из трех лиц – министра внутренних дел В.П. Кочубея, министра юстиции П.В. Лопухина и министра военно-сухопутных сил С.К. Вязмитинова. А должность управляющего Министерством полиции во время войны и освободительных походов русской армии он совмещал с очень важной должностью Главнокомандующего в Санкт-Петербурге, о чем свидетельствует его подпись в государственных документах и служебной переписке того времени.

Отечественная война 1812 г. наложила существенный отпечаток на организацию деятельности Министерства полиции. Это обусловлено многочисленными факторами. И все они так или иначе связаны с тем, что страна вступила не просто в боевые локальные действия, а в широкомасштабную войну, которая стала серьезнейшим испытанием и для общества, и для экономики, и для государственного строя.

В первую очередь, полиции пришлось работать в экстремальном режиме, поскольку во время войн и революций происходит всплеск преступности, криминальная кривая ползет резко вверх, и надо усиливать борьбу с преступностью, в то время как противник стремится нанести максимальный урон состоянию общества, найти противоречия и сыграть на них.

Полиция оказывала помощь армии в рекрутском наборе, организации Земского ополчения, мобилизации населения, осуществлении военно-конской, военно-гужевой и других видов повинности, а также отвечала за поддержание порядка на призывных пунктах, местах скопления людей в связи с отправлением в действующую армию. Полиция занималась розыском и дознанием по преступлениям и противоправным действиям, происходившим на волне массового возмущения, социального психоза, шпиономании, как это было, например, в Москве во время наступления французских войск. Полиция осуществляла контрразведывательную деятельность и поимку шпионов, решала проблемы беженцев, эвакуации людей, гражданских служащих с прифронтовых территорий. Полиция пресекала слухи, панические настроения, к тому же во время войны ужесточились требования к цензуре. Полиция привлекалась к диверсионно-разведывательной работе и партизанской войне, обеспечивала безопасность тыла действующей армии и занималась ее снабжением. Например, обеспечение армии медицинскими препаратами и инструментами было закреплено за инспектором аптекарской части Министерства полиции. Полиция боролась с расцветающей во время войны спекуляцией, подорожанием продуктов и предметов первой необходимости, фальшивомонетничеством, пресекала происки врага по подрыву экономического потенциала Империи.

Также полиция занималась военнопленными, их рассредоточением и расселением по Империи, контролем за работой по восстановлению разрушенных городов. Министерство полиции организовало борьбу с дезертирами из армии и бродяжничеством («шерамыжничеством»), которое было очень распространено на оккупированной территории. Министерство полиции осуществляло борьбу с предательством и государственной изменой, что оказалось не редкостью в среде представителей дворянского класса нерусского происхождения, были предатели и среди католического клира.

И это далеко не полный перечень видов деятельности полиции в тот трудный период, когда страна находилась в состоянии войны. При этом полиция продолжала выполнять свои функции по обеспечению внутренней безопасности государства, заниматься поимкой особо опасных преступников, как, например, в Саратовской и Вятской губерниях.

Контрразведка во время войны с Наполеоном (помимо действующей армии) осуществлялась Особенной канцелярией министерства, наделенной широкими полномочиями в области политического сыска. И это отвечало идее М.М. Сперанского о сосредоточении вопросов обеспечения внутренней безопасности в одном ведомстве. Возглавил Особенную канцелярию Яков Иванович де Санглен. В марте 1813 г. его сменил Максим Яковлевич фон Фок – известный государственный деятель, руководивший после упразднения Министерства полиции Особенной канцелярией в Министерстве внутренних дел до самой ее ликвидации в 1826 г. Контрразведывательная работа ведомства проходила в тесном взаимодействии с другими государственными органами, круг которых был весьма широк: Военное министерство, Министерство иностранных дел, Министерство финансов, Министерство внутренних дел, пограничная служба, таможенное ведомство и др. Но самые тесные связи были, конечно, с военными, к тому же в действующей армии во время войны появились военные полиц­мейстеры. Особенная канцелярия создала и контролировала агентурную сеть для предотвращения шпионажа, отслеживала переписку и устанавливала лиц, сотрудничавших с французами во время оккупации страны.

Одной из форм работы Министерства полиции во время войны был усиленный полицейский надзор, особенно за лицами неблагонадежными или чем-то скомпрометировавшими себя. Инициатором установления полицейского надзора также нередко выступали военные власти. Так, Главнокомандующий М.И. Голенищев-Кутузов в октябре 1812 г. обратился в Министерство полиции с просьбой об установлении надзора за неким «оказавшимся подозрительным» штаб-ротмистром Булычевым. По распоряжению министра полиции, Булычев был направлен в Тамбов с предписанием «иметь за поведением его особый надзор и препровождать всюду». Вся корреспонденция поднадзорного направлялась непосредственно министру полиции.

Во время Отечественной войны 1812 г. полиция играла важную роль в такой сфере внутренней безопасности, как пресечение слухов, толков и панических настроений. На заседании Комитета министров с участием императора накануне войны в порядке принятия мер против «распространения слухов, толков и других обстоятельств, вызванных исключительным положением», было решено усилить полицию западных губерний, увеличив количество заседателей нижних земских судов (административно-полицейский орган) и выделив в их распоряжение значительные денежные суммы.

Создание центрального аппарата управления полицией именно перед началом Отечественной войны 1812 г. позволило развивать систему полицейских органов с учетом усложнения социально-политических и финансово-экономических процессов в военное время, особенностей полицейской службы в городах и селениях различных регионов страны, прежде всего оккупированных.

На территориях Империи, оказавшихся на военном положении, полиция подчинялась Главнокомандующему армии. Еще накануне войны, видимо, осознавалась ее неизбежность, были изданы «Правила для управления Главнокомандующим действующей армии в губерниях, объявленных на военном положении».

По окончании войны с Наполеоном одним из направлений деятельности Министерства полиции стало выявление российских подданных, сотрудничавших с французами. Постепенно политический сыск принимал всё больший размах. Так, весной 1815 г. Министерство полиции распорядилось установить негласный надзор за поляками, служившими во французской армии. 27 апреля 1815 г. соответствующие предписания были направлены волынскому, минскому, подольскому, киевскому губернаторам, правителю Белостокской области. В мае 1815 г. по согласованию с Министерством внутренних дел была начата перлюстрация их корреспонденции.

Большое значение в деятельности полиции во время и после войны придавалось реализации цензурной политики правительства. Этим тоже занималась Особенная канцелярия Министерства полиции. Наделение этого органа цензурными полномочиями, правда, противоречило Цензурному уставу 1804 г., согласно которому эта функция возлагалась на Министерство народного просвещения. Но условия войны заставили пренебречь этим. Министерство полиции получило право своего рода повторной цензуры. О книгах, хотя уже пропущенных через цензуру, но давших «повод к превратным толкованиям, общему порядку и спокойствию противным», министр полиции сообщал министру просвещения или докладывал непосредственно императору. Известны случаи запрета, по сути дела, целых направлений публицистики. В 1814 г. управляющий Министерством полиции Вязмитинов признал недопустимым намерение издателя «Духа журналов» освещать вопросы внутреннего положения России, «великих ее способов и выгод, некоторых недостатков и злоупотреблений», поскольку «упоминаемые предметы относятся до попечения самого правительства и отнюдь не могут подлежать суждению частных лиц публично». За пять лет, с 1811 по 1816 г., Министерство полиции запретило 53 театральных спектакля. Считалось, что война – не то время, когда стоит выискивать недостатки и спекулировать на этом.

Закат Министерства полиции

В целом Министерство полиции успешно справилось с возложенными задачами, во многом благодаря опыту его управляющего Сергея Кузьмича Вязмитинова. Это отмечали крупные государственные и общественные деятели, например, А.А. Аракчеев, который, судя по архивным данным, находился в постоянной переписке с Вязмитиновым.

А.И. Тургенев, имея в виду шпиономанию, охватившую в 1812 г. Москву, писал: «Сколько бесполезных жертв подозрения пало бы в Петербурге, если бы человеколюбие и опытность Сергея Кузьмича Вязмитинова не спасали легкомыслия и болтовни нашего юношества».

Закат Министерства полиции начал стремительно приближаться с окончанием заграничного освободительного похода российских войск в 1815 г. Отпала необходимость чрезвычайных мер, специ­фических военных условий работы, например, по рекрутскому набору, снабжению войск или поддержанию общественного порядка в тылу действующей армии.

Обнажились проблемы земской и сельской полиции, которые надо было незамедлительно решать. Но в 1818 г. была укреплена только полиция губернских городов – посредством увеличения частей и кварталов, численности полицейских чиновников. Еще в 1815 г. А.Д. Балашов был командирован для ревизии внутренних губерний и «приведения в законный порядок всего того, что найдет расстроенным». На основе этой ревизии помимо выводов, представленных в Комитет министров, он направил императору записку с предложениями о совершенствовании полиции. Они были достаточно радикальными, некоторые даже неприемлемыми, например, предложение военизировать полицию. И продолжения обсуждения по дальнейшему коренному реформированию полиции не последовало. Было и другое предложение – дельное и совершенно здравое, но неосуществимое в тот период времени: создать центральный орган по обеспечению внутренней безопасности при императоре Александре I, некий гражданский штаб с широкими полномочиями. Хотя если бы такой штаб был создан, скорее всего, деятельность тайных политических обществ, приведшая к декабрьскому вооруженному восстанию 1825 г., была бы сведена на нет.

За время своего руководства назначенный управляющим министерства С.К. Вязмитинов серьезных изменений в ведомстве не проводил, видимо, считал, что во время боевых действий и нахождения страны в состоянии войны с Францией это неуместно. Но само Министерство полиции подвергалось резкой критике со стороны первого министра внутренних дел, члена Государственного совета В.П. Кочубея, действующего министра внутренних дел, члена Государственного совета О.П. Козодавлева, а также влиятельных государственных деятелей Н.М. Карамзина и Д.П. Трощинского. Полицейское ведомство, с точки зрения Кочубея и Козодавлева, оказалось неудачным результатом реорганизации центрального аппарата управления, и, в конечном счете, его надо было ликвидировать. Козодавлев всеми силами пытался дискредитировать министерство, которое, по его выражению, «само по себе есть урод». Но это было, скорее всего, сведение счетов с реформатором М.М. Сперанским, детищем которого являлось Министерство полиции, руководство узковедомственными, а не общегосударственными подходами к оценке внутренней безопасности. Среди высокопоставленных чиновников происходила серьезная борьба за влияние на императора.

Сергей Кузьмич Вязмитинов по-прежнему пользовался доверием Александра I и поддержкой всесильного фаворита А.А. Аракчеева. Покидая страну, император назначил его Главнокомандующим в столице, а в 1816 г., когда была введена должность военного губернатора Петербурга, на нее также был назначен Вязмитинов, остававшийся руководить Министерством полиции. В 1818 г. он получил графский титул.

Министерство полиции упразднили уже после смерти Вязмитинова. При ликвидации ведомства Особенную канцелярию, как уже было сказано, сохранили, в полном составе передав ее в ведение Министерства внутренних дел. Продолжал возглавлять ее М.Я. фон Фок – профессионал своего дела, будущий управляющий III отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярией.

После упразднения Министерства полиции была назначена ревизия и обнаружено достаточно недоработок. Но никто не мог обвинить бывшего Управляющего в коррупции и казнокрадстве, император не зря доверял Вязмитинову. Характерен один документ о финансировании секретной полиции как раз накануне войны, когда Сергей Кузьмич только что стал Управляющим министерства. В датированной 2 апреля 1812 г. записке император писал, что, изучив отчеты Балашова «о суммах, издержанных на секретное потребление по полиции», он пришел к выводу, что из выделенной суммы должно было остаться 26 611 рублей. Эти деньги император распорядился передать Главнокомандующему в Санкт-Петербурге, Управляющему Министерством полиции С.К. Вязмитинову. Это не только забота о секретной полиции, но и высокое доверие преданному высокопоставленному чиновнику.

Департамент полиции исполнительной как самое важное звено в Министерстве полиции по делам полицейским и административно-полицейским, также как и Особенная канцелярия, был передан в существующее параллельно Министерство внутренних дел. Короткий век Министерства полиции закончился.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *