Что такое уровень творческой одаренности
Что такое уровень творческой одаренности
Одарённые дети обладают высоким потенциалом в какой-либо сфере деятельности. Американский психолог Джозеф Рензулли (Joseph Renzulli) считает, что одарённость лежит на стыке способностей к какому-либо делу, креативности и мотивации.
Одарённых детей часто называют «вундеркиндами» (от немецкого «чудо-ребёнок»), но эти понятия следует различать.
Одарённые дети отличаются высокой нормой развития, то есть потенциалом, который может развиться в талант или заглохнуть. Одарённым в той или иной сфере считается каждый пятидесятый ребёнок.
Вундеркинды же с ранних лет опережают нормы развития и демонстрируют культурно значимые достижения. Например, Вольфганг Амадей Моцарт создал свои первые фортепианные произведения в пять лет, а математик Блез Паскаль в девять написал научный трактат. Вундеркинд рождается один на миллион человек.
Одарённость — это совокупность способностей, которые можно приложить к интересам ребёнка. Развивая лишь один навык, нельзя полагать, что вы совершенствуете одарённость.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
Типы одарённости
Единой классификации не существует, но чаще всего психологи выделяют пять типов одарённости:
Как выявить одарённого ребёнка
Одарённость — это результат сложного взаимодействия наследственности, воспитания и саморазвития. В 50% случаев особые способности ребёнка проявляются к 5–6 годам и к 8 раскрываются в полной мере.
На сегодняшний день не существует единого метода, который позволил бы точно определить, одарён ребёнок или нет. Как правило, используется комплекс разных тестов. Например, для оценки уровня интеллектуального развития применяют Стэнфордский тест достижений, а для выявления творческих наклонностей — тест Торренса.
В домашних условиях выявить одарённость ребёнка можно только наблюдая, как он проводит время и какие темы вызывают у него огонь в глазах, а также помогая ему искать себя в различных видах деятельности.
Вот некоторые факторы, которые могут указывать на одарённость ребёнка. Эти критерии не являются обязательными, но время от времени могут проявляться:
Выявление у ребёнка одарённости не должно быть самоцелью, но можно помочь раскрыть потенциал ребёнка. Для этого нужно поощрять его увлечения, даже если они не кажутся чем-то стоящим. Ребёнок, любящий выдумывать несуществующие слова, возможно, станет в будущем выдающимся лингвистом, а юный любитель рисовать в школьных тетрадях узоры имеет шансы вырасти популярным дизайнером.
Мир всегда предъявляет повышенные требования к тем, кто выбивается из стандартов. Социум реагирует активно: конкурсы, олимпиады, ожидания родственников и педагогов, зависть сверстников. Неудачи и конкуренция создают напряжение, которое не даёт сосредоточиться. Поэтому одарённым детям важно обращаться за психологическими консультациями — предвосхищать проблемы, чтобы не решать их потом.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
Школы для одарённых детей
Одарённые дети нуждаются в особом подходе, построенном на нескольких принципах:
Школ, отвечающих данным условиям, в России немного. Большинство расположено в крупных городах. Вот наиболее известные из них:
Один из вариантов обучения юных талантов — семейное образование. Родители могут подобрать для ребёнка подходящую программу и создать комфортные условия для занятий. Семейное обучение позволяет уделять больше времени дополнительным занятиям, совмещать учёбу с гастролями, спортивными соревнованиями или проходить программу быстрее сверстников.
В нашей онлайн-школе можно составить индивидуальный образовательный маршрут, готовиться к олимпиадам и осваивать школьную программу в ускоренном темпе. Проверьте, подойдёт ли вам наш формат обучения — активируйте демодоступ и исследуйте возможности «Фоксфорда»!
Советы родителям одарённых детей
Совместно с психологом Еленой Петрусенко мы подготовили несколько советов по воспитанию одарённых детей.
Совет 1. Обращайтесь к специалистам
Если вы заметили, что ребёнок демонстрирует нетривиальные способности, обратитесь к специалистам. Психолог поможет определить тип одарённости, а тьютор — подобрать подходящую программу развития.
Психолог может помочь выявить способности, оценить степень тревоги и напряжения, помочь родителю найти ресурс и расставить приоритеты в создании условий для развития сильных сторон ребёнка.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
Совет 2. Пробуйте разное
Развивайте таланты своего ребёнка, посещая кружки и секции. Там он не только сможет узнать больше о любимом деле, но и познакомиться с единомышленниками.
Совет 3. Не давите
Бывает, что ребёнок не хочет заниматься тем, к чему имеет предрасположенность. Например, обладая абсолютным слухом, ненавидит петь и обожает хоккей. Он имеет на это право.
Не стоит требовать от ребёнка безоговорочного успеха во всём, чем он занимается. Это ведёт к развитию синдрома отличника, который может иметь печальные последствия.
Совет 4. Хвалите, но не перехваливайте
Как бы ни впечатляли способности, не стоит постоянно подчёркивать исключительность ребёнка. Вера в собственное превосходство едва ли поможет ему влиться в какой-либо коллектив. А если с возрастом ребёнок перестанет опережать других в развитии, его может постичь тяжёлое разочарование.
Совет 5. Уравновешивайте развитие
Если ребёнок — интеллектуал, он всё равно должен много двигаться и регулярно бывать на свежем воздухе. Юному спортсмену, в свою очередь, важно не забывать про математику, правописание и другие дисциплины.
Совет 6. Ищите близких по духу
У развитых не по годам детей нередко возникают сложности с общением. Сверстники сторонятся их, либо они сами избегают контактов с другими детьми. Важно помочь ребёнку найти компанию, в которой он станет своим. Это необязательно должны быть ровесники, возможно, ему будет интереснее с ребятами постарше. Главное, чтобы они понимали его образ мыслей и разделяли его интересы.
Совет 7. Проявляйте чуткость
Не дайте одарённости ребёнка стать барьером между вами. Если его увлечения вам не близки и вы даже не понимаете, о чём он говорит, ищите другие точки соприкосновения и поддерживайте связь. Каким бы развитым ни был ребёнок — он всё ещё остаётся ребёнком, и ему необходимы ваша любовь, поддержка и одобрение.
Совет 8. Любите ребёнка таким, какой он есть
Если с возрастом способности ребёнка усреднятся — не расстраивайтесь. Половина одарённых детей к 15 годам перестают выделяться среди ровесников, и лишь немногие вырастают в настоящих гениев.
Одарённость в детстве не гарантирует успех во взрослом возрасте. В свою очередь, не все талантливые взрослые в детстве проявляли одарённость.
Наличие или отсутствие у ребёнка каких-либо талантов ни в коем случае не должно влиять на ваше отношение к нему. Любите его таким, какой он есть, позволяйте ему быть собой. Ведь главное — вырастить не гения, а психически здорового и счастливого человека.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
Виды одаренности — Одаренные дети
Виды одаренности. Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности.
К выделенным видам одаренности относятся следующее.
Художественная одаренность.
Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.
Общая интеллектуальная и академическая одаренность.
Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.
Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования. Творческая одаренность.
Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.
Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:
Социальная одаренность.
Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.
Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таим образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общее черты:
Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.
Типы одаренности, которые легко увидеть учителю:
Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственных акселератов, или, как их еще принято называть, «вундеркиндов».
Успеваемость интеллектуально одаренных учащихся не всегда совпадает с уровнем их способностей: среди интеллектуалов есть и блестящие ученики, а есть и троечники, и даже двоечники. Здесь все определяется не самим по себе интеллектом, а отношением к учению и вообще к школе.
2. Несколько отличается от интеллектуального тип одаренности, который принято называть « академическим». При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одаренности прежде всего умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы-мышления, памяти, внимания, некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности. Этот тип одаренности нельзя недооценивать. Именно из этих учащихся получаются впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.
3. Еще один тип одаренности, не представляющий при диагностике особого труда для учителей это — художественный тип одаренности. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности- в музыке, танце, живописи, скульптуре, в сценической деятельности. Учитель должен видеть эти способности, способствовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально заниматься с этим учеником.
Как и в предыдущих случаях, этот тип одаренности может проявляться у школьников с разной степенью широты: есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей, однако есть творческие личности и, соответственно, и дети лишь с одной ярко выраженной способностью такого рода.
4. Творческий тип одарённости. Главная особенность этого типа одаренности в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир. Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя.
У этих учеников легко можно увидеть их недостатки, их трудности, а вот увидеть в школьной деятельности их особые творческие способности очень трудно, а порой и невозможно без специальной работы в этом направлении. Очень часто ученики с этим типом одаренности не особенно хорошо учатся — к этому много причин- и пониженная мотивация к усвоению (придумать им бывает легче, чем усвоить готовое), и собственный, иногда очень причудливый познавательный мир, в котором не всегда есть место школьным урокам.
Для того, чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать особую деятельность, допускающую и активно предполагающую проявление их самобытности, необычного видения мира- будь то нестандартные темы сочинения, особые творческие задания или исследовательские проекты.
У творческой одаренности много различных вариантов: есть ученики, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают ученики, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере.
5. Еще один тип одаренности, который учителю сравнительно легко увидеть. Это так называемая лидерская, или социальная одаренность. Синонимом к этим словам будет являться понятие «организаторские способности». Эта одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими.
Существует много вариантов лидерской одаренности. Есть эмоциональные лидеры, своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим. Есть лидеры действия- они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, прямо ведут за собой.
6. Вряд ли стоит надолго останавливаться еще на одном виде одаренности, проявляющемся хотя и очень заметно, но в контексте средней общеобразовательной школы, вероятно, не представляющей все же специального интереса. Речь идет о психомоторной или спортивной одаренности. Ученики со спортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, но это связано прежде всего с недостатком времени и соответствующего желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут превосходно учиться.
Реферат «Творческие способности и одаренность»
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районная станция юных техников» Грачевского муниципального района Ставропольского края
« Творческие способности и одаренность »
Чвалун Ирина Ивановна,
педагог дополнительного образования
Определение понятий «творческие способности» и «одаренный ребенок» (с. 4)
Признаки одаренности (с. 6)
Виды одаренности (с. 8)
Принципы и методы выявления одаренных детей (с.9)
Факторы влияющие на развитие одаренности (с. 12)
Список литературы (с. 14)
В настоящее время наблюдается рост интереса к проблеме одаренности, проблеме выявления, образования и развитие одаренных детей, соответственно, к проблемам подготовки педагогических работников для работы с ними.
Цель: раскрыть понятия «творческие способности и одаренность» ребенка.
Сегодня одаренность определяется как способность иметь выдающиеся достижения в любой социально-значимой человеческой деятельности, не только в академической области. Талант должен рассматриваться как достижение и как возможность прогресса. Суть этого утверждения заключается в том, что необходимо принимать во внимание те способности, которые уже существуют
они появились, и те, что могут появиться.
Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Одаренность как наиболее общая характеристика
способностей требует комплексного изучения психофизиологической, дифференциально-психологической и социально-психологической стороны.
Система развития одаренности ребенка должна быть такой:
период становления способностей личности и бурные интегративные процессы на психоэмоциональном уровне. Уровень и широта применения интеграции характеризует формирование и зрелость самого явления – одаренности. Их интенсивность или, напротив, именно они определяют динамику развития
1. Определение понятий «творческие способности» и «одаренный ребенок»
Одаренность – это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешное выполнение деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.
Над вопросом одаренности ребенка каждый педагог задумывался хотя бы один раз в своей жизни. Достаточно сложно увидеть и не пропустить это маленькое чудо. Педагог, начиная работу с детьми 1-го года обучения, достаточно часто может задавать себе такой вопрос, обращая внимание на хорошо подготовленных детей. Для того чтобы разобраться, одаренный ли его ученик или у него есть какие-либо творческие способности, ему необходимо владеть понятиями «одаренность» и «творчество».
Анализ одаренности связан с необходимостью постановки проблемы и выявления ее связи с творчеством как закономерным ее результатом и с деятельностью ребенка. Развитие личности учащегося, его достижения в жизни теснейшим образом связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способность, деятельность, талант и одаренность. Наиболее ярко они проявляются в творчестве, позволяющем каждой личности с наибольшей полнотой выразить себя в нем. Поэтому проблемы, связанные с выявлением и развитием одаренных детей, становятся актуальными в современном мире.
Понятие «одаренный ребенок» в последнее время стало очень модным и не всегда для этого есть объективные основания. Это связано с тем, что, безусловно, каждый родитель любит своего ребенка и считает его самым умным и самым талантливым. Когда же это говорит педагог, то это свершившийся факт, на который будут ориентироваться другие специалисты и родители.
Для того чтобы ребенок считался одаренным, должны быть определенные основания. С одной стороны, все дети талантливы и каждый человек одарен по-своему, а значит, необходимо просто выявить способности ребенка и подобрать методы для их развития. При этом неясно, почему дети, демонстрировавшие свои неординарные способности в детском возрасте, взрослея, не всегда сохраняют свой талант. С другой стороны, одаренность понимается как дар «свыше», которым наделены избранные единицы. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова слово «одаренный» означает то же, что и талантливый, т.е. обладающий выдающимися врожденными качествами, особыми природными способностями [4].
Придерживаясь точки зрения единства соотношения понятий «творчество» и «одаренность», будем считать, что при одних условиях одаренность может иметь адаптивный, репродуктивный характер, а при других творческий, продуктивный. Рассматривая характеристики феномена «творчество», необходимо отметить, что практически все определения творчества подчеркивают самую характерную его черту новизну результата. Так, например, Л. С. Выготский отмечает, что творчество является деятельностью человека, при которой создается что-то новое, причем не имеет значения, будет ли это новой вещью внешнего мира или субъективным построением ума, чувства, обнаруживающихся в самом человеке [1].
Воспитание творчески одаренной личности заключается в развитии ее интеллекта и одаренности. Современная система образования направлена на развитие одаренности у детей, педагоги стремятся к развитию инициативы у учеников, поощряют их стремление к высказыванию собственного мнения.
2. Признаки одаренности
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка описан следующими признаками:
1. Наличие своеобразных стратегий деятельности. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее реализации:
быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
выдвижение новых целей деятельности за счет овладения предметом, ведущее к новому объяснению ситуации на первый взгляд, неожиданных идей и решений.
Для поведения одаренного ребенка характерен третий уровень успешности: новаторство, как выход за пределы требований выполняемой деятельности.
2. Сформированность своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности.
3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, сгруппированность способов действий в соответствующей предметной области, что проявляется в способности одаренного ребенка, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь среди большого количества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т.д.) и, с другой стороны, удивительно легко переходить от единичной детали (факта) к ее обобщению и глобализации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности в сложном видеть простое, а в простом – сложное.
4. Особый тип обучения. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим быстрым изменением направления знаний, представлений и умений.
3. Виды одаренности
Современные концепции одаренности выделяют разные стороны и даже виды интеллекта, различая виды одаренности. Так, например, Г. Гарднером были описаны особенности проявлений и примеры кинестетической, пространственной, логико-математической, музыкальной, лингвистической и социальной одаренности, а в Мюнхенском исследовании продемонстрирована независимость когнитивных факторов одаренности: интеллекта, музыкальных и сенсомоторных способностей, креативности, социальной компетентности.
В одаренности можно выделить качественный и количественный аспект.
Анализ качественных характеристик одаренности предполагает выделение различных качественно своеобразных видов одаренности в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностями их проявления в тех или иных видах деятельности. Анализ количественных характеристик одаренности выделяет степень выраженности психических возможностей человека.
Среди критериев выделения видов одаренности можно выделить следующие:
1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
2. Степень сформированности.
3. Форма проявлений.
4. Широта проявлений в различных видах деятельности.
5. Особенности возрастного развития.
По критерию вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер и, степени участия разных уровней психической организации. К основным видам: относятся практическая, теоретическая (познавательная), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой.
Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности.
Принципы и методы выявления одаренных детей
С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:
1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
3) анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
4) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические “преграды” и т.п.;
5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;
6) оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;
7) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.
Процесс установления одаренности нельзя основывать на единой оценке. При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми, специальные психодиагностические тренинги, экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями, проведение “пробных” уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей профессионалами, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п., проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть “пропущен” одаренный ребенок или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).
Навешивание ярлыков типа “одаренный” или “ординарный” недопустимо не только из-за опасности ошибок в диагностических заключениях. Как убедительно показывают психологические данные, такого рода ярлыки могут весьма негативно повлиять на личностное развитие ребенка.
Признание роли социальных условий, в которых развивается ребенок, требует создания специализированных методов выявления одаренности с учетом целого ряда факторов (экономических, культурных, национально-этнических, семейных, в том числе физического здоровья ребенка и особенностей его социализации).
Специальную область составляют экспериментально-психологические исследования одаренных, которые проводятся с целью получения новых теоретических и эмпирических данных о природе детской одаренности. Эти исследования могут использовать самые разнообразные психологические методики, направленные на выявление структуры разных видов одаренности, а также закономерностей взаимоотношений одаренного ребенка с окружающей социальной средой. Без таких исследований невозможен прогресс в практической деятельности, связанной с выявлением, обучением и развитием одаренных детей.
Итак, проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.
Факторы влияющие на развитие одаренности
Личность талантливого ребенка несет явные доказательства его уникальности, поскольку и уровень, и индивидуальная особенность деятельности ребенка в первую очередь зависят от его личности. Понимание личностных качеств одаренного ребенка особенно важно в случаях так называемой скрытой одаренности, которая до определенного времени не проявляется в успехе деятельности. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одаренностью, заставляют педагога или школьного психолога предполагать, что у такого ребенка повышенные возможности:
1. Неравномерность возрастного развития одаренных детей;
2. Семья талантливого ребенка;
3. Отношения талантливого ребенка со сверстниками и взрослыми;
4. Личность талантливого ребенка;
5. Проблемы одаренных детей.
Целый ряд психологических исследований и специальных наблюдений показывает, что одаренные дети в целом гораздо лучше процветают, чем другие дети: у них нет проблем с обучением, они лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой среде. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые еще с детства, служат хорошей основой для успешного личного и профессионального самоопределения. Правда, у этих детей могут возникнуть проблемы, если их расширенные возможности не учитываются: обучение становится слишком легким или нет условий для развития их творческих потенциалов.
Чаще всего возникают проблемы:
— коммуникации, социальное поведение;
— дислексия-слабое речевое развитие;
— отсутствие творческих проявлений;
— трудности в профессиональной ориентации;
Имея это в виду, все формы работы с одаренными детьми, педагоги должны в полной мере учитывать особенности личности одаренного ребенка и сосредоточиться на эффективной помощи в решении его проблем.
психологического и социально-психологического аспекта.
Чтобы судить о таланте ребенка, необходимо выявить ту комбинацию психологических свойств, которая присуща ему, то есть необходима целостная характеристика, полученная посредством разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения заключается в том, что оно может возникать в естественных условиях, тогда для наблюдателя могут быть открыты многие тонкости.
Система развития таланта ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована, и ее реализации должно хватить на благоприятный возрастной период. Детский возраст-это период формирования способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризуют становление и зрелость самого явления-таланта. Их интенсивность или, наоборот, остановка определяет динамику развития таланта.
Причины появления таланта и гения, их различные проявления, проблемы, проблемы развития одаренных детей-каждый из этих вопросов заслуживает отдельной работы. Многие деятели современной науки выделяют личностный фактор как единственный, через который человечество может двигаться вперед. Поэтому и за рубежом, и в нашей стране разрабатываются новые программы по развитию талантливых детей и подростков, дающие им возможность как можно скорее начать реализовывать свой потенциал.
Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как блестящий, творческий и одаренный человек. В. А. Сухомлинский сказал: «только эмоциональное пробуждение ума дает положительные результаты в работе с детьми» и если вы думаете об этих словах, то, вероятно, никто не может отрицать, что человек живет, опираясь на различные эмоции, поэтому необходимо развивать способности ребенка, даже опираясь на них, конечно, хотелось бы, чтобы они были только положительными.
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96
2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с. 60
3. Коваленко В. А. Творчество как ценность в мире А. Платонова // Вопросы философии. – 1999. – № 10. – С. 90 – 98.
4. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: Оникс; Мир и Образование, 2007. – 1200 с.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. – 3-е издание, стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 512с.