что такое родительский день
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Какого числа Родительский день в 2020 году и что нельзя делать на кладбище
Радоница – это поминальный день в Православной церкви. Еще его называют Родительским днем или Пасхой для умерших. Каждый год в этот день люди вспоминают усопших и ходят на кладбище. На какое число выпадает Родительский день в 2020 году, как правильно поминать и что нельзя делать на кладбище – читайте в материале amic.ru.
Радоница – это первый день поминовения после Пасхи. На Страстной седмице и Светлой Пасхальной неделе панихид не бывает. Поминальные молитвы начинают читать со второго после Пасхи вторника – на Родительский день. Он всегда выпадает на Фомину седмицу, поэтому иногда встречается название «Фомин вторник».
Считается, что название «радоница» пошло от слово «радость», потому что живые могут в этот день разделить вместе с умершими радость о Воскресении Господня.
Поминовение на Радоницу не предусмотрено церковным Типиконом (Уставом Русской православной церкви). В этот день, как писал проповедник и епископ Амвросий Медиоланский, «достойно и праведно есть, братия, после торжества Пасхи, которое мы праздновали, разделить радость нашу со св. мучениками, и им, как участникам страданий Господа, возместим славу воскресения Господа». (Его Слово, 77.)
Очень важно для верующих прийти в храм и помолиться. Церковь считает, что молитва за усопших – это самое большое, что живой может сделать для тех, кого с нами уже нет. Ведь умерший не нуждается ни в гробе, ни в памятнике. Его душа испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрые дела. «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага«, – пишет святитель Иоанн Златоуст.
В этот день проводится вечернее богослужение и литургия, а после полная панихида. Затем верующие идут на кладбище к могилам своих близких. Если нет возможности сходить в церковь, то помолитесь за близких дома или прочтите молитву за упокой на кладбище у могилы усопшего.
Оставляют, но это не церковный обычай. Традиция нести крашеные яйца, куличи и конфеты на кладбище – языческая. Тогда продукты питания использовались для задабривания богов и прошения у них более милостивого отношения к покойному. Называлась процедура тризной. С появлением христианства на Руси тризна практически полностью исчезла. Православная церковь считала еду на могилах недопустимой, хотя и призывала к поминанию усопших молитвой. Исключением считалась лишь поездка на христианский погост после церковной службы. Крестьяне приезжали поминать близких к вечеру – ехали долгой и опасной дорогой. В такой ситуации приносить еду на кладбище (освященные куличи и яйца) и есть ее там было более чем нормально.
Именно эта традиция и сохранилась в наши дни. Но все же, если речь идет о еде, то ее можно принести в храм или раздать нуждающимся. Не нужно ее оставлять на кладбище. Тем более нельзя там устраивать застолья и пить алкоголь. Усопшим нужна наша усердная молитва, но никак не водка. Лучше соберитесь дома с родными за столом, прочитайте перед едой молитву об умерших.
Радоница: что нельзя делать в родительский день
Откуда взялась традиция «подкармливать» усопших и почему на могилы нельзя приносить алкоголь
Во второй вторник после Пасхи православные христиане отмечают Радоницу. В этот день верующие приходят на кладбища, чтобы помянуть усопших и порадоваться вместе с ними Воскресению Христову. «ТВ Центр» выяснил, откуда взялась эта традиция и почему на могилах нельзя оставлять алкоголь.
Радоница, известная также как Пасха усопших или родительский день, отмечается спустя девять дней после празднования Светлой Пасхи. В 2021 году этот день приходится на 11 мая. Название «Радоница» происходит от слов «радость» и «род». Верующие впервые после Светлой Пасхи приходят на кладбище, чтобы вместе с усопшими порадоваться Воскресению Христову, а также переходу умерших в вечную жизнь. В этот день нет места скорби.
Считается, что до Радоницы и тем более на Пасху приходить к умершим нельзя. В Пасхальную неделю живым следует радоваться Воскресению Спасителя. Во времена Советского Союза многие начали отмечать Пасху и Радоницу в один день, да еще и на кладбище, что полностью противоречит церковным канонам.
По традиции, православные начинают Радоницу в храме молитвой, на которой поминаются все усопшие. За литургией следует панихида. Считается, что молитва окажется более действенной, если молящийся в этот день примет причастие.
После церковной службы верующие отправляются на кладбище. С собой люди несут живые цветы как символ жизни. На могилах ставят зажжённые свечи и вновь молятся об усопших родных и близких. Затем можно начать поминать ушедших – для этого люди приносят с собой специально приготовленную еду. Покойникам тоже достается часть трапезы. Пасхальные яйца разбивают о крест, очищают и оставляют рядом с могилами, чтобы бездомные или случайные прохожие могли помянуть умерших. Также существует традиция закапывать еду для почивших в землю. Такое общение с усопшими, выраженное через простые бытовые действия, отражает веру в жизнь души после смерти тела. Однако священнослужители советуют не оставлять продукты на кладбище, а вместо этого в честь праздника раздать их нуждающимся.
Что насчет традиции оставлять на могиле рюмку водки с куском черного хлеба или вовсе поливать место упокоения алкоголем, то это лишь оскорбляет память покойных. В Радоницу следует отказаться от спиртного и провести светлый праздник с чистыми мыслями и душой.
Нельзя в Радоницу и заниматься уборкой на кладбище. Прибрать мусор, помыть памятники и покрасить оградки следует заранее, чтобы сам праздник посвятить исключительно поминовению близких.
Также в родительский день не стоит печалиться, горевать и плакать по умершим, устраивать шумные застолья и гулянья. Не нужно скандалить, ссориться, отказывать кому-то в помощи или отзываться о людях плохо. Не приемлет Церковь в этот день и венчания. А вот физический труд, в отличие от многих других праздников, не возбраняется.
Кроме того, на Радоницу существует ряд примет, которые могут рассказать о будущем. Например, если в этот день идет дождь, то урожай окажется богатым. Дождевой водой можно и умыться – она принесет счастье. А молодым девушкам такая вода, пропущенная через золотое или серебряное кольцо, поможет сохранить молодость.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Когда Радоница в 2021 году и как правильно поминать умерших в этот день
Радоница – особый поминальный день у православных христиан. Каждый год верующие ходят на кладбище и поминают усопших. По-другому праздник называют Родительским днём или Пасхой для умерших. Рассказываем, на какое число Радоница выпадает в 2021 году, как правильно поминать близких и что ни в коем случае нельзя делать на кладбище.
Радоница – первый поминальный день после Пасхи в христианской традиции. Ни на Страстной седмице, ни на Светлой Пасхальной неделе никаких панихид не проводят. Поминальные молитвы принято читать со второго вторника после Пасхи. Родительский день всегда выпадает на Фомину неделю. А потому он имеет второе название – Фомин вторник.
Согласно легенде, название Радоница возникло от слова радость. В Церкви верят, что в этот день умершие могут вместе с живыми разделить радость о Воскресении Господа.
В Типиконе (Уставе Русской православной церкви) поминовение на Радоницу не предусмотрено. Но проповедник и епископ Амвросий Медиоланский писал: «Достойно и праведно есть, братия, после торжества Пасхи, которое мы праздновали, разделить радость нашу со св. мучениками, и им, как участникам страданий Господа, возместим славу воскресения Господа». (Его Слово, 77.)
Главное для верующих в этот день – прийти помолиться в храм. Считается, что молитва за усопших – самое большое, что живой может сделать для мёртвого. Ведь душа усопшего сама уже неспособна творить добрые дела, а потому нуждается в постоянной молитве. Святитель Иоанн Златоуст писал об этом: «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слёз, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага».
В храмах на Радоницу проводят вечерние богослужения и литургии, а затем – полную панихиду. После этого у верующих принято идти на кладбище, к могилам своих близких. А если в храм попасть не удалось, Церковь рекомендует молиться дома или прямо на кладбище.
По церковным канонам, на могиле нужно зажечь свечу и совершить короткую заупокойную службу – литию. Затем на могиле следует прибраться, чтобы почтить память умершего. Ну а напоследок – просто постоять рядом и помолчать, вспомнить покойного и его добрые дела.
Церковь категорически запрещает есть на кладбище и лить водку на могилу покойного – даже если он любил выпить. Этим оскорбляется память усопшего, считают верующие. А традицию оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба православные называют пережитком язычества.
Можно, но это тоже считается языческой традицией. Продукты использовали для того, чтобы задобрить богов и попросить их о милостивом отношении к покойному. Такой обряд называли тризной.
А когда на Руси появилось православие, тризна исчезла. Церковь считала недопустимым оставлять еду на могилах. Но у многих верующих не было выбора – они ехали на христианский погост после церковной службы. Причём добирались долгой и опасной дорогой. И приносить еду на кладбище (освящённые куличи и яйца) в такой ситуации считалось нормальным.
Традиция дошла и до наших дней. Церковь настаивает, что любители поесть всегда могут устроить небольшое застолье дома, после посещения кладбища. Перед этим лучше прочитать молитву об умерших, настаивают православные. А еду, которую вы взяли с собой на кладбище, рекомендуется раздать нуждающимся.
Родительский день традиции и обычаи
Родительский день празднуется на 9 день после Пасхи. Это тот самый день в году, когда каждый верующий должен почтить память родителей молитвой, привести в порядок место их захоронения.
Некоторые путают родительский день с родительскими субботами. На самом деле это разные даты. Родительских суббот всего пять, а родительский день только один. По Церковному обычаю в канонические даты нужно усердно молиться. После молитв в церкви люди идут на кладбище. Здесь проводят уборку, сажают цветы. Оставлять пищу и алкоголь не нужно – Церковь это не благословляет. Так же не нужно приносить искусственные цветы. Чтобы привести могилу в порядок, близкие усопшего красят ограды и кресты. Старые памятники меняют на новые более долговечные.
В родительский день испокон веков люди посещают кладбища. Если в любой другой день это можно делать по желанию, то считается что в родительский день каждый ребёнок обязан почтить память своих родителей. Наши предки в обязательном порядке возвращались в родные места, чтобы сходить на кладбище, мысленно пообщаться со своими близкими, попросить у них прощения, помолиться.
Как правильно вести себя на кладбище в этот день? Священнослужители дают следующие рекомендации:
Вы можете принести с собой еду для поминальной трапезы. Эта традиция очень старая. И, хотя, ей не следуют абсолютно все православные, некоторые люди трапезничают на месте последнего пристанища своих близких. Церковь не запрещает этого и не благословляет. Чего действительно не стоит делать, так это оставлять еду на могиле. Обычно это делают с той мыслью, что душа усопшего будет угощаться, но она бестелесна и такая традиция – всего лишь суеверие. Реальный запрет существует на распитие спиртных напитков. Пьянство в православии – большой грех. Некоторые люди делают так, думая, что раз человек любил выпить при жизни, ему стоит налить и после смерти. Это заблуждение. Ни пить самому, ни оставлять стопочку возле стелы не нужно!
Проводить уборку на могиле лучше не в родительский день, а немного заранее, но не на Пасху и не в пасхальную неделю. Тем не менее, Церковь не осуждает людей, которые в силу занятости не могут посетить кладбище дважды и прибирают могилы именно в Радоницу.
Стоит взять на кладбище свечу и лампадку, чтобы зажечь их. Это будет самым правильным поступком.
Родительские субботы в 2021 году – какого числа?
Из этой статьи Вы узнаете, какого числа будут православные родительские субботы в 2021 году. Также Вы узнаете о смысле этого Вселенского богослужения.
Родительские субботы в 2021 году
Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).
Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединен с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.
Родительские субботы в 2021 году выпадают на следующие даты:
Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов, павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.
Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти св. вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, и Димитриевская поминальная суббота превратилась в один из «родительских дней».
Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.
Разумеется, поминовение покойных не ограничивается несколькими днями. Панихиды служить можно, за редким исключением, круглый год, но есть такие субботние дни, в которые Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве о своих усопших. Чего греха таить – мы иной раз подзабываем поминать своих покойных даже на домашней молитве (родителей еще помним, но чем старше становимся, тем больше таких людей, которые оставили след в нашей жизни, да и покинули этот мир, а память наша, наоборот, слабеет), я уж не говорю о том, чтобы пойти в храм и на панихиду за них подать. Вот и нужны такие дни, когда больше некогда откладывать.
Есть и другой аспект заупокойного поминовения, отразившийся в наименовании этих суббот «родительскими»: родовая традиция, родовая связь поколений, связь живых и усопших, связь между собой живых, объединенных общими усопшими предками, общезначимыми для рода личностями, событиями, памятными местами. Это аспект общечеловеческий, дохристианский, находивший в древности мифологическое и ритуальное оформление в различных языческих культах, реминисценции которых поныне проглядывают в «народном православии».
И тут очень важно с одной стороны не путать христианскую традицию с вплетенным в нее языческим наследием, аккуратно выявляя и удаляя последнее, с другой же – бережно относиться к родительским субботам как средству единения людей именно потому, что христианская традиция поминовения усопших помогает осмыслить единство человеческого рода в Отце Небесном, к усыновлению Которому мы все призваны.
Люди осознают, «чьих они будут» в ограниченном плане близких и дальних родственников, задумываются (во всяком случае, получают повод задуматься) о том, что было в их роду достойного принятия и передачи, а что стоит помнить лишь для того, чтобы по наследственной предрасположенности не повторить.
Однако это – лишь начало, отправная точка осознания единства человеческого рода, произошедшего от прародителей, сотворенных Богом по Своему образу и подобию.
Осмысление всечеловеческого родства по плоти должно возводить к осмыслению родства в Боге; ограниченное единство по плоти – опорная точка для стремления обрести всечеловеческое единство во Христе.
И если этого не происходит, нет речи о единстве христианском. Это единство языческое, даже если осуществляется оно между людьми, принадлежащими к Церкви Христовой. Оно языческое по духу.
Кровь, родственные узы, национальная идентичность, геополитическое единство – все это прекрасно, пока не становится приоритетной ценностью, а то и самоцелью. А вера православная, религия, Церковь как институт низводятся тогда на уровень «главной государственной скрепы», которую защищают, да, но защищают в соответствующем духе – языческом, кощунственно используя православную атрибутику, подстраивая ее постулаты под абсолютизированные ценности преходящего мира.
Родительские субботы, посвященные нашим покойным – людям, опередившим нас в преставлении от мира суетного к жизни вечной, напоминают нам о главном: род наш – Божий (во-первых, по происхождению человека, по сущности его богоподобной природы, во-вторых, по родству во Христе, в Которого мы крестились и в Которого облекаемся жизнью по Его заповедям, освящаясь в Таинствах), и отечество наше – на небесах (Флп. 3:20), а все земное ценно настолько, насколько оно способствует исцелению души, ее преображению по образу Создавшего (Кол. 3:10).
Суббота – последний день седмицы. Да-да, день, завершающий седмичный цикл, который начинается не понедельником, как это принято считать в быту, а воскресеньем, или «неделей», по-славянски – днем, когда ничего не делают. По первому дню – название всей седмицы: «неделя». Понедельник, соответственно, – первый день по неделе, вторник – второй и т.д., а суббота (слово, сохраняющее схожесть с еврейским «шаббат») – заключительный день седмицы, как это и было в ветхозаветную эпоху, с той лишь разницей, что «неделание» перенесено на «неделю», т.е. на День Господень – на воскресенье. Но в память о субботнем покое именно в этот последний, завершающий, заключительный день седмицы принято по Уставу поминать усопших.
Субботой заключается седмичный цикл, но за этим днем – воскресный день – восьмой (число, символизирующее вечность) по отношению к предыдущему воскресенью – первому дню. Вот так: от Воскресения Христова к всеобщему Воскресению всех от века почивших – всех: праведных и грешных, верующих и неверующих… для разной участи в вечности в зависимости от того, кто кем оказался Христу по жизни (как сказал когда-то прот. Владимир Цветков: «Мы на Страшном суде будем не ужасаться, а удивляться»).
Смерть по плоти – лишь «промежуточная станция» на пути к всеобщему воскресению из мертвых. Главный смысл заупокойных текстов – преодоление во Христе смерти вечной в устремленности к всеобщему Воскресению.
Этот смысл подчеркнут самим установлением Димитриевской субботы, изначальное предназначение которой – в заботе о душах воинов, которые пали в сражении за достоинство жизни, понимаемое в свете Откровения – того достоинства, которое человек обретает по мере осознания себя образом Божиим, посильно уподобляясь Первообразу.
Хорошо бы не забывать изначальный смысл установления этой поминальной субботы и хоть сколько-нибудь оправдывать принесенную за нас жертву, прилагая усилия в становлении христианами, помня, что христианство (угроза которому на Руси возрастала по мере исламизации Орды), согласно свт. Василию Великому, это «уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой».
Вы прочитали статью Родительские субботы в 2021 году | Поминальные дни. Читайте также: