Что такое форма бытового обслуживания
Что такое форма бытового обслуживания
Роль систематики в познании организации
Организационные процессы пронизывают все виды деятельности человека в экономической, социальной, политической, духовной, идеологической, семейно-бытовой и других сферах.
Роль руководителя в системе управления
Развитие отношений субъектов рыночной экономики требует современных подходов и форм к управлению персоналом. Термин управления персоналом возник в теории управления как дань важности выбора кадровой политики в случаях решений вопросов касаемо стратегии развития компании.
Разработка стратегии развития предприятия
Актуальность разработки стратегических планов развития для торгово-развлекательного комплекса «Континент» заключается в увеличении рентабельности, привлечении новых клиентов и повышению экономических показателей.
Разработка стратегии и структуры компании
В настоящее время важнейшей проблемой руководства отечественных предприятий становится поиск путей в условиях усиления международной конкуренции.
Разработка информационной системы офиса
Бытовое обслуживание: понятия и формы обслуживания
Понятие услуги и обслуживания
Как и в любой трудовой деятельности, бытовому обслуживанию населению присуще определенные принципы организации:
· более полное удовлетворение платежеспособного спроса населения на услуги;
· максимальное приближение услуг к потребителю;
· повышение внимания к заказчику, к его индивидуальным требованиям, вкусам и запросам;
· создание наибольших удобств и комфортных условий для заказчика при пользовании услугами;
· доведения услуг до потребителя с меньшими затратами.
В процессе общественного труда люди вступают между собой в различные отношения, в том числе по поводу предоставления (получения) бытовых услуг.
Услуга, являясь конечным продуктом труда работников сферы обслуживания, заключается в полезном действии той или иной потребительной стоимости. Она может воплощаться в товарах, то есть опосредоваться вещно, или выступать просто в качестве труда. Указанные при этом два способа оказания услуг обуславливают их деление на материальные и не материальные.
Формы обслуживания населения
Классифицировать формы бытового обслуживания населения можно по:
· способу приема заявок и заказов на услуги:
— по телефону и почте,
при непосредственном контакте с заказчиком,
бесконтактным методом (основанным на доверии),
с помощью автодиспетчера;
· месту оказания услуг:
— в стационарных подразделения,
передвижными мастерскими и приемными пунктами,
в общежитиях и гостиницах;
· сроком исполнения заказов:
в присутствие заказчика;
· методу организации взаимоотношений с заказчиком:
прокат на период ремонта,
обмен неисправных предметов на заранее отремонтированные,
по предварительной записи,
через специальные приспособления по месту жительства,
по образцам, чертежам и эскизам заказчика;
· способы расчета с заказчиком:
— до получения услуги,
после получения услуги,
Из всех способов доведения услуг до населения следует выделять прогрессивные.
Преимуществами прогрессивных форм бытового обслуживания населения являются:
· экономия времени заказчика на получение услуги;
· удобства и комфорт при пользовании услугами.
Это значит, что прогрессивная форма обслуживания, должна быть одинаково выгодна как населению, так и предприятию, оказывающему услуги. Только в этом случае она будет пользоваться спросом и развиваться предприятием бытового обслуживания.
Сфера услуг: бытовое обслуживание населения — что это такое?
Бытовое обслуживание – это важный сектор экономики, являющийся частью рынка платных услуг и работ для населения. Его доля в этом рынке составляет 8,4%. На уровне правительства, этому экономическому сегменту отводится важная роль, так как его считают социально значимым сектором экономики государства. Под бытовым обслуживанием понимаются платные виды деятельности для физических лиц производственного и непроизводственного характера.
Деятельность по бытовому обслуживанию направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей людей вне их общественно-политической и профессиональной деятельности.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Что это такое?
Условно, этот вид деятельности можно разделить на 4 большие направления:
Немного истории
Впервые, деятельность, попадающая под определение бытового обслуживания, появилась в Российской империи. Тогда на европейской территории страны в ней было задействовано 10% самодеятельного населения. Основным контингентом, занятым в этом виде работ и услуг, были:
После революции, формировать сферу бытовых услуг пришлось заново. До 1941-го года, в стране возрождали ремесленников и кустарей, после 1945-го года – началось укрупнение предприятий задействованных в этой экономической сфере обслуживания населения. Для подготовки кадров было открыто 4 высших учебных заведения и более 28 техникумов. К 1975-му году объем этого сегмента экономики СССР превысил 6,5 миллиардов советских рублей.
Далее, в 1993 году, было принято Постановление Совета Министров №536. Вслед за ним, в 1997 году, были пересмотрены правила работы в этом сегменте экономики страны и принято постановление Правительства РФ №1025. В 2012-ом году это постановление претерпело последнюю, на сегодняшний день, редактуру.
Подробнее о бытовом обслуживании в РФ читайте тут, а про объект бытового обслуживания узнайте в этом материале.
Сфера услуг
Услуга — действия, представляющие инструменты для производства ценностей. Они могут использоваться для создания ценностей, но сами по себе ценностью не являются.
В рамках бытового обслуживания, услугами является большая часть деятельности лиц и предприятий, задействованных в этом сегменте. Исключением являются производственные ниши: изделия на заказ.
Что относится к бытовым услугам? Рассмотрим примеры бытовых услуг:
Несмотря на то, что кухня – это продукт, ее установка – это услуга, которая требует отдельного документального оформления.
Обязанности работодателя
Так, например, работодатель обязан обеспечить:
Процессы и процедуры связанные с этими обязательствами по бытовому обеспечению наемных работников прописаны в ряде федеральных законов: №90 от 2006-го года, №267 от 2009-го года и №317 от 2013-го года.
Ответственность исполнителя перед заказчиком
Правила бытового обслуживания населения определены в Постановлении Правительства РФ №1025 от 1997-го года, с редакцией в 2012-ом году. Это постановление определяет основные правила, по которым принимаются и оформляются заказы, производится оплата услуг и работ, выполняются услуги и работы. Также в нем прописана ответственность исполнителя перед заказчиком.
Если кратко резюмировать содержание этого постановления, то можно выделить несколько основных моментов:
Выделяется несколько глобальных групп, являющиеся основополагающими видами бытового обслуживания:
Бытовое обслуживание. населения, часть сферы обслуживания, где населению оказываются непроизводственные и производственные услуги.
В целом, бытовое обслуживание населения – это неотъемлемая часть экономики государства. Оно четко регламентировано. Законодательно защищены обе стороны: и заказчик, и исполнитель, хотя судебная практика показывает, что заказчик в спорах находится в привилегированном положении.
Что это такое – объект бытового обслуживания? Как регулируется работа учреждений классификатором услуг населению?
Человек пользуется услугами, практически, всю свою жизнь. И это правильно, ведь в обществе все подчинено законам удовлетворения человеческих потребностей. С ростом благосостояния населения, роста доходов, появления дополнительного свободного времени, у человека, естественным образом, возросло желание облегчить многие виды домашней работы.
Как в целом представлена эта сфера и какими службами пользуется человек для усовершенствования и упрощения своей жизни, расскажет наша статья.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Что это такое?
Объектом бытового обслуживания населения является специально оснащенное помещение либо его часть, которое предназначено для оказания бытовых услуг населению (о том что такое бытовое обслуживание населения в Российской Федерации, читайте тут). Такой объект оснащен специальным оборудованием, которое обеспечит выполнение услуги. Часто подобным объектов выступают: цех, ателье, мастерская, фотосалон, пункт приема.
Состав и назначение зданий, помещений в различных сферах
Здания бытового обслуживание представляют собой многообразную группу отраслей, которые способны создать блага, удовлетворяющие различные общественные потребности. Как правило, результаты деятельности в подобных отраслях не принимают предметную форму. Они выступают в виде полезного эффекта, неотделимого от самой деятельности.
Развитие предприятий данной сферы – это принципиальный вопрос экономического развития городов. Немаловажное значение имеет развитие молодежного предпринимательства и создание новых рабочих мест в данной сфере.
Объектами бытового обслуживания производятся:
Торговля
Торговые предприятия осуществляют функционирование объектов:
Особенности выполнения функций торгового предприятия связаны со следующими направлениями:
Гостиничный бизнес
Гостиничное хозяйство – это элемент инфраструктуры, показатель обустроенности социального пространства в рамках города, культурно-деловых объектов, производства.
Индустрия гостеприимства:
Субъекты гостиничного хозяйства, используя сервисный характер действий, временное проживание людей превращают в надежную, эффективную меру по преодолению утомляемости.
Санитарно-гигиенический сервис
В комплекс санитарно-технических мероприятий на предприятии входит обеспечение работающих бытовыми помещениями и санитарно-гигиеническими устройствами.
К санитарно-бытовым объектам на предприятии имеет отношение:
О том, как организуется санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников на предприятии, узнайте в этом материале.
Комбинаты, салоны по оказанию различных услуг населению
Один из самых прибыльных и выгодных видов бизнеса – это, конечно, оказание различных услуг населению.
В состав данных услуг входят:
Общероссийский классификатор
Настоящие стандарты распространяются на организации бытового обслуживания независимо от их организационно-правовой формы и на индивидуальных предпринимателей, предметом деятельности которых является оказание бытовых услуг, и устанавливает основные положения и принципы классификации предприятий бытового обслуживания по категориям, определяет показатели отнесения предприятий к различным категориям, а также
устанавливает формы и порядок отнесения предприятий к различным категориям.
Какие учреждения не относятся к комплексу?
К сфере бытового обслуживания населения не относятся объекты, которые не являются подведомственными учреждениями других специализированных отраслей, таких, как:
Современный рынок бытовых услуг общество нуждается в определенном механизме удовлетворения своих потребительских запросов посредством высококвалифицированной и социально-ориентированной экономики, способной повысить качество и уровень жизни.
Оказание бытовых услуг населению: что это такое, классификация, виды и особенности
Аналогичный подход к определению социальных услуг как неформализованной помощи или функциональных задач учреждения закреплен и в других нормативных документах федерального и регионального уровней, определяющих вопросы социального обслуживания населения. Обобщенные формулировки услуг характерны и для уставов учреждений социального обслуживания всех типов.
Классификация бытовых услуг
Услуга — любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном не осязаемы и не приводят к завладению чем-либо.
Бытовую услугу можно представить как совокупность предметно или технологически законченных операций или трудовых приемов, производимых над объектами труда с целью удовлетворения определенной бытовой потребности человека в соответствии с его личными запросами.
Бытовым услугам, как и услугам в целом, присущи следующие свойства:
В настоящее время насчитывается свыше 900 возможных видов бытовых услуг, охватывающих различные стороны жизни, быта и отдыха человека. Поскольку бытовые потребности зависят от социально-экономических условий жизни людей, то круг услуг, направленных на их удовлетворение, меняется, постоянно расширяясь по мере улучшения условий жизни.
Бытовые услуги, близкие по потребительскому значению для целей учета, контроля, планирования, объединяют в группы. Характер производства отдельных групп услуг имеет много общего с точки зрения технологии и организации их выполнения, что позволяет объединить подобные группы по отраслевому принципу.
Выделяют две основные группы бытовых услуг:
Форма обслуживания — это организационная система доведения услуги до потребителя, которая определяется рядом признаков:
Данная классификация услуг важна при решении организационных проблемах их производства, размещения предприятий бытового обслуживания, что особенно важно, так как услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них, и получение их не должно быть связано с большими затратами времени.
Кроме того, существует ряд особенностей, которые присущи непосредственно услугам бытового характера. Так как одной из причин потребления бытовых услуг является увеличение свободного времени, то в этом случае важными потребительскими свойствами услуги будут ее доступность потребителю и минимизация времени обслуживания. Поскольку многие услуги быта связаны с каким-то материальным объектом, то ценообразование на них зависит от уровня цен на реальный товар.
Например, стоимость ремонта аналогичных товаров отечественного и импортного производства, как правило, выше для последних. Такое влияние обусловливается тем, что восстановление или создание более дорогой потребительной стоимости оценивается высоко, а также и по причине большей ответственности исполнителя работ в этом случае.
Следует отметить, что в настоящее время бытовые услуги используются в качестве способа повышения конкурентоспособности товаров. В качестве примера можно привести организацию сервиса по обслуживанию сложной бытовой техники фирм-производителей.
Классификация видов услуг
В мировой практике принято проводить классификацию отраслей сферы услуг на основе сочетания производственно-технического и функционального подходов.
Производственный подход исходит из принципа производственно-технической и технологической общности отраслевых направлений в сфере услуг, как собирательного вертикального структурного образования. Функциональный подход реализует разную профильную направленность – от обслуживания производства, общества, домашнего хозяйства, функции по распределению, хранению, обеспечению ресурсами и товарами до обслуживания личности.
По этому принципу услуг подразделяются на следующие группы:
В настоящее время в экономической литературе и классификаторах применяются различные новые критерии и в соответствии с ними предлагаются разные классификации услуг. Так, предлагаются классификации услуг по степени материализации и осязаемости, по степени потребительской ориентации, уровню личных контактов людей, трудоемкости услуг, по соотношению общественных и частных начал в сфере услуг. Каждая классификация предназначена для изучения отрасли с определенной целью.
Различия услуг вызваны их характером, целевым назначением, формами предоставления и способом оплаты.
По характеру оказываемые услуги имеют ярко выраженную отраслевую направленность:
По целевому назначению услуги подразделяются на следующие группы:
Особое значение имеет деление услуг на платные, бесплатные и смешанные. Эта классификация основывается на принятом делении экономического пространства на частный (рыночный) и общественный (нерыночный) сектора экономики.
В отличие от бесплатных услуг, платные услуги обладают следующими свойствами:
Соотношение этих групп услуг не является постоянным и зависит от степени развития рыночных отношений в стране.
По способу оплаты услуги можно сгруппировать следующим образом:
Функциональная классификация услуг по видам деятельности, на которые направлены услуги, предполагает деление услуг на пять групп:
Более систематичная классификация услуг делит их по принципу вещественности или невещественности на несколько классов:
По комплексности услуги подразделяются на простые и сложные (комплексное обслуживание). Многие услуги имеют комплексный характер. Например, услуги гостиниц – это не только предоставление жилья, но и услуги по питанию, бытовому обслуживанию, организации досуга потребителей. Их сложно отнести к определенной подгруппе, какая бы классификация не использовалась.
Смешанная услуга сопровождает товарно-материальные ценности, облегчая их обращение и делая их более привлекательными для потребителя. Это, например, предпродажный и послепродажный сервис, сопровождающий куплю-продажу товара.
В нормативных документах отражается классификация услуг согласно Общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН), основанная на использовании иерархической системы классификации с делением услуг на группы, подгруппы, которые, в свою очередь, подразделяются на виды деятельности по целевому функциональному назначению. ОКУН разработан взамен Общесоюзного классификатора бытовых услуг населению и Общесоюзного классификатора платных услуг населению на территории РФ. ОКУН введен в действие 1 января 1994 г.
Классификация включает следующие группы услуг населению:
Классификатор имеет 4 ступени деления. Классификатор выделяет 13 групп, группы услуг подразделяются на подгруппы, подгруппы – на виды, виды – на единичные услуги.
Структура кодового обозначения объекта классификации показана на рис. 1.7.1.
Рис. 1.7.1. Структура кодового обозначения объекта классификации по Общероссийскому классификатору услуг населению
Дополнительная информация:
— на основе цен (тарифов), содержащихся в прейскурантах на соответствующие виды услуг, ранее утвержденных органами ценообразования, с применением к ним повышающих коэффициентов, утверждаемых руководителем организации или органами ценообразования.
1. Предприятие сервиса – открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды. Деятельность всех структурных подразделений сервисной организации по производству, продвижению, сбыту осуществляется с учетом мнений, запросов потребителей и конкуренции на существующем рынке услуг.
В наше время, когда без компьютера ну совсем никак не обойтись, очень востребованными могут быть курсы по изучению ПК для начинающих. Поверьте, очень много людей не обладают даже самыми минимальными навыками по использованию компьютера, именно для них и будут Ваши курсы. Вы можете обучать одного человека или же набрать группу для занятий.
Для того, чтобы воплотить эту идею в жизнь, не потребуется много денег. Найдите просторное помещение с хорошим освещением и арендуйте его, установите зеркала, сделайте мягкий пол. Так же понадобятся мячи, коврики, гантели и обручи для фитнеса. Если у Вас есть спортивные данные и опыт, можете сами вести тренировки или же пригласите для этого подготовленного инструктора.
Практически у каждого здоровье стоит на первом месте. Медицинская сфера в России, к сожалению, развита недостаточно. Людям приходится стоять в длинных очередях, чтобы попасть к нужному специалисту. Все это стало толчком к развитию частной медицины. Каждый готов заплатить определенную сумму, чтобы получить качественное обслуживание.
К транспортным услугам относится также перевозка груза при переезде. Если нет собственного автомобиля с прицепом, можно воспользоваться помощью специальной фирмы. За небольшое вознаграждение не только доставят габаритный груз до места назначения, но и помогут занести его на этаж.
Социально-культурные услуги — это услуги, удовлетворяющие духовные, интеллектуальные потребности людей и поддерживающие их нормальную жизнедеятельность. Социально-культурные услуги обеспечивают поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам относятся медицинские услуги, услуги культуры, туризма и образования.
Результатом материальных услуг является выполненная работа или изделие. Результат социально-культурных дел (собственно услуг) не имеет материальной формы (результат туристического или экскурсионного обслуживания).
Классификация услуг и товаров позволяет лучше понимать изучаемое явление, выделять отличительные черты видов услуг, определять их специфику. На сегодня существуют различные классификации видов услуг, и каждая из них отражает специфику своего подхода к анализу сервисной деятельности. Удобнее выделять пять типов услуг:
Более систематичная услуги классификация разделяет их по принципу — на кого или на что направлена услуга, и является ли она осязаемой, или нет.
количество и профиль предприятий, масштабы их работы обусловлены прежде всего местными условиями (численностью, составом, плотностью населения, его покупательной способностью, транспортными условиями и т.д.).
Сокращение радиуса обслуживания, как правило, сопровождается уменьшением размеров и мощности предприятий. В отличие от промышленности, в сфере бытового обслуживания возникают специфические трудности в создании крупных предприятий.
Тема 4.2 Виды и формы обслуживания населения
Структура бытового обслуживания. Методы удовлетворения потребностей сферой сервиса, Виды обслуживания и формы оплаты в разных отраслях услуг (оптовая, розничная торговля, вендинг, продажа по каталогам, интернетобслуживание, высокотехнологичные услуги, и т.п.)
Классифицировать формы бытового обслуживания населения можно по:
Преимуществами прогрессивных форм бытового обслуживания населения являются:
— экономия времени заказчика на получение услуги;
— удобство и комфорт при пользовании услугами;
— увеличение прибыли от предоставления услуг.
Это значит, что прогрессивная форма обслуживания и режим работы должны быть одинаково выгодна как населению, так и предприятию, оказывающему услуги. Только в этом случае она будет пользоваться спросом населения и развиваться предприятием бытового обслуживания.
Процесс оказания услуги должен быть организован так, чтобы полностью соблюдать пропорциональность его различных частей (соразмерность затрачиваемого на них времени, сроков начала и окончания и т. д.). Она необходима как между отдельными цехами, мастерскими, участками, так и в пределах одного цеха (мастерской, участка).
При оптимальной организации процесса оказания услуги достигаются:
— минимальные затраты времени населением при получении услуги;
— максимальные удобства населения при пользовании услугами;
— минимальные сроки оказания услуги;
— высокая культура обслуживания населения и хорошее качество
— оказание услуги с минимальными затратами материальных, трудовых и энергетических ресурсов.
Повышение уровня обслуживания населения обеспечивается основным выбором и внедрением передовых, прогрессивных форм организации обслуживания и других мероприятий, к которым можно отнести:
— обслуживание населения с помощью организации комплексных приемных пунктов и домов бытовых услуг;
— обслуживание населения с помощью передвижных приемных пунктов;
— обслуживание на дому с приемом заявок на услуги по почте или телефону;
— срочное обслуживание, внедрение обслуживания по принципу сегодня на сегодня;
— внедрение рационального режима работы подразделений предприятий сферы услуг;
— обслуживание с применением обменных фондов бытовых машин, приборов, агрегатов, узлов, прокатного фонда бытовой техники и т.д.
Выбор тех или других форм обслуживания населения зависит от отраслевой группы услуг, конкретных видов услуг, местных условий: размещения предприятия и его подразделений, зоны обслуживания, типов населенных пунктов, заселенности территории, состояния дорог и т.д.