что такое реорганизация образовательного учреждения
Что такое реорганизация образовательного учреждения
Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций
1. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
2. Духовные образовательные организации создаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.
3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности, о государственной регистрации образовательной организации.
4. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.
5. Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.
6. Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом, муниципальным округом или городским округом).
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 114-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.
8. Образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией.
9. Для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации создаются образовательные организации (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа), порядок направления в которые и условия пребывания в которых несовершеннолетних граждан определяются Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
(часть 9 в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.
11. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.
12. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.
13. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
14. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
15. Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций
Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций
1. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
2. Духовные образовательные организации создаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.
3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности, о государственной регистрации образовательной организации.
4. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.
5. Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.
6. Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом, муниципальным округом или городским округом).
7. Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.
8. Образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией.
9. Для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации создаются образовательные организации (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа), порядок направления в которые и условия пребывания в которых несовершеннолетних граждан определяются Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
10. Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.
11. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.
12. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.
13. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
14. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
15. Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Раздел I. Реорганизация образовательных организаций
Существующую практику укрупнения образовательных организаций зачастую называют слиянием, однако слияния в том смысле, который вкладывает в этот термин ГК РФ, происходят достаточно редко. В большинстве случаев речь идет о присоединении одной образовательной организации к другой.
3. Последовательность действий при реорганизации образовательных организаций в форме присоединения:
Процедура
реорганизации образовательных организаций в форме присоединения
ГК РФ определены следующие основные правила проведения реорганизации в форме присоединения:
— уполномоченная образовательная организация в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ее реорганизации обязана в письменной форме сообщить в налоговый орган о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации (форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@);
— при присоединении образовательной организации к другой образовательной организации к последней переходят права и обязанности присоединенной образовательной организации в соответствии с передаточным актом;
— передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованной образовательной организации в отношении всех ее кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами;
— передаточный акт утверждается учредителями образовательной организации;
— при реорганизации образовательной организации в форме присоединения к ней другой образовательной организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения налоговым органом в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенной образовательной организации (налоговым органом будет направлено соответствующее уведомление).
5. Реорганизация образовательной организации в форме присоединения не влечет изменения наименования образовательной организации.
Вместе с тем, в случае необходимости можно изменить наименование реорганизованной образовательной организации с учетом специфики присоединенной образовательной организации путем внесения изменений в устав реорганизованной образовательной организации.
При этом необходимо помнить следующее.
Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
Следует отметить, что в соответствии с Законом об образовании (часть 1 статьи 22) образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций (организационно-правовые формы: учреждение, некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, общественная организация, фонд и другие).
Между тем, коммерческие организации (организационно-правовые формы: предприятие, открытое или закрытое акционерное общество (ОАО, ЗАО), общество с ограниченной ответственностью (ООО), общество с дополнительной ответственностью (ОДО) и другие) могут являться только организациями, осуществляющими обучение (часть 1 статьи 31 Закона об образовании).
7. В соответствии с Законом об образовании (статья 23) образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. При этом законом установлен исчерпывающий перечень типов образовательных организаций:
1) типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
— дошкольная образовательная организация;
— профессиональная образовательная организация;
— образовательная организация высшего образования;
2) типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
— организация дополнительного образования;
— организация дополнительного профессионального образования.
Деление образовательных организаций на виды действующим законодательством об образовании не предусмотрено.
8. В наименовании образовательной организации могут использоваться указания на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).
Наименования образовательных организаций, установленные на основании типов образовательных организаций, предусмотренных ранее действующим законодательством, подлежат приведению в соответствие с типами образовательных организаций, предусмотренными статьей 23 Закона об образовании.
По вопросу наименований муниципальных образовательных организаций ранее Министерство образования Омской области направляло муниципальным органам, осуществляющим управление в сфере образования на территории Омской области, методические рекомендации (письмо от 16.04.2013 N ИСХ-13/МОБР-5443).
9. Рассмотрим отдельные примеры реорганизации в форме присоединения.
Пример N 1. Общеобразовательная организация (ОО) реорганизуется в форме присоединения к ней вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения (ВСОУ).
В результате присоединения ВСОУ перестает существовать, при этом ОО получает право реализовывать образовательные программы, в том числе путем организации обучения в очно-заочной или заочной форме, и осуществлять образовательную деятельность по адресам, которые указаны как в лицензии ОО, так и в лицензии ВСОУ, но только после переоформления лицензии ОО.
Пример N 2. Общеобразовательная организация (ОО) реорганизуется в форме присоединения к ней дошкольной образовательной организации (ДОО) и организации дополнительного образования (ОДО).
В результате присоединения ДОО и ОДО перестают существовать, при этом ОО получает право реализовывать образовательные программы, в том числе образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, и осуществлять образовательную деятельность по адресам, которые указаны как в лицензии ОО, так и в лицензиях ДОО и ОДО, но только после переоформления лицензии ОО.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона
1. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
2. Духовные образовательные организации создаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.
3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности, о государственной регистрации образовательной организации.
4. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.
5. Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.
Информация об изменениях:
6. Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом, муниципальным округом или городским округом).
7. Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.
8. Образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией.
Информация об изменениях:
9. Для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации создаются образовательные организации (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа), порядок направления в которые и условия пребывания в которых несовершеннолетних граждан определяются Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
10. Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.
11. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.
12. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.
13. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
14. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
15. Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Что такое реорганизация образовательного учреждения
Комментарий к статье 22
Давая определение образовательной организации в ст. 2 комментируемого Закона (п. 18), законодатель устанавливает, что она является некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, может быть государственной, муниципальной или частной.
Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием уровня муниципального района или городского округа.
Частная образовательная организация создается в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями.
Законодательство запрещает создание частных образовательных организаций иностранными религиозными организациями (ч. 7 комментируемой статьи).
СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
1) потребительских кооперативов;
2) общественных организаций;
3) общественных движений;
4) ассоциаций (союзов);
5) товариществ собственников недвижимости;
6) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
7) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
8) фондов (в том числе общественных и благотворительных фондов);
9) учреждений (государственных, муниципальных и частных);
10) автономных некоммерческих организаций;
11) религиозных организаций;
12) публично-правовых компаний.
13) адвокатских палат;
14) адвокатских образований.
Перечни, содержащиеся в ГК РФ и Федеральном законе «О некоммерческих организациях», не являются исчерпывающими и дополняются путем принятия новых федеральных законов.
Современное состояние системы образования в Российской Федерации дает основание заключить, что наиболее часто используемой на практике организационно-правовой формой для образовательной организации (наиболее востребованной, но не единственной) является учреждение.
Основы законодательного регулирования данной организационно-правовой формы некоммерческой организации содержатся в статье 123.21 «Основные положения об учреждениях» Гражданского кодекса РФ.
Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц (ст. 123.21 ГК РФ).
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.
Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.
По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения.
Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления ст. 9.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.
Под бюджетным учреждением, в соответствии со ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», понимается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Легальная дефиниция автономного учреждения содержится в ст. 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях»): автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4238.
Ведомости Московской городской Думы. 18.02.2010. N 12. Ст. 398.
Собрание законодательства Республики Дагестан. 31.10.2008. N 20. Ст. 879.
Котельники сегодня. 19.02.2015. N 8; 26.02.2015. N 9.
Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
Имущество частного учреждения находится у него на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 296).
Порядок финансового обеспечения деятельности частного учреждения и права частного учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное частным учреждением, определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 123.23 ГК РФ и др.).
Законодательство об образовании может устанавливать особый порядок создания образовательных организаций в зависимости от их профиля (от реализуемых ими образовательных программ).
В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи устанавливается особый порядок создания духовных образовательных организаций.
СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.
Такое правовое положение согласуется с конституционными принципами светского характера Российского государства и отделения религиозных организаций от государства (ст. 14 Конституции РФ), свободой совести и свободой вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ), а также принципом государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, устанавливающим светский характер образования в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
В ст. 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» закреплены право каждого на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими, а также норма, в соответствии с которой воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. В этой же статье закреплено право религиозных организаций на создание образовательных организаций в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации.
Особенности организации и деятельности духовных образовательных организаций установлены в ст. 19 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»:
— исключительное право создавать духовные образовательные организации предоставлено централизованным религиозным организациям ;
Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций (ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
— установлено требование обязательной регистрации духовных образовательных организаций в качестве религиозных организаций ;
— наделение духовных образовательных организаций правом на реализацию образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, а также образовательных программ среднего профессионального образования и высшего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Особенности получения религиозного образования установлены также в ст. 87 комментируемого Закона.
Устанавливая особый порядок создания образовательных организаций, законодатель использует различные приемы.
В случае с духовными образовательными организациями регулирование этих отношений исключается из предмета законодательства об образовании и в качестве применимого права определяется другая отрасль законодательства (Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
Еще один прием создания особого порядка формирования образовательной организации состоит в ограничении круга лиц, которые могут создавать образовательные организации.
В этих целях законодатель может использовать запретительные нормы. Так, уже упоминалось, что в соответствии с ч. 7 комментируемой статьи иностранным религиозным организациям запрещено создавать на территории Российской Федерации частные образовательные организации.
Может устанавливаться исключительное право на создание образовательных организаций определенного профиля. Так, в соответствии с ч. 8 комментируемой статьи исключительным правом создания образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, наделяется Российская Федерация.
Таким образом, по действующему законодательству об образовании в Российской Федерации не могут быть созданы, например, частные (региональные, муниципальные) военные образовательные организации, не могут быть созданы частные или муниципальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным поведением.
СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3431.
Предмет комментируемой статьи, помимо вопросов создания образовательной организации, составляют также отношения по реорганизации и ликвидации образовательных организаций.
В отношении образовательной организации, с одной стороны, действует общий порядок реорганизации или ликвидации юридического лица, установленный гражданским законодательством а с другой стороны, законодательством об образовании устанавливается ряд особенностей.
Реорганизация образовательной организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Образовательная организация считается реорганизованной (за исключением случаев реорганизации в форме присоединения) с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций).
При реорганизации образовательной организации в форме присоединения к ней другой организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации.
Ликвидация образовательной организации влечет ее прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства ее прав и обязанностей к другим лицам.
Образовательная организация ликвидируется по решению ее учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Образовательная организация может быть ликвидирована по решению суда. В статье 61 Гражданского кодекса РФ перечислены иски, по которым судом может быть принято решение о ликвидации юридического лица (например, по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется, и т.д.).
Законодательством об образовании определены особенности процедуры реорганизации и ликвидации образовательной организации. Они касаются, прежде всего:
1) включения обязательным элементом процедуры реорганизации или ликвидации образовательной организации официальной оценки последствий такого решения;
2) включения обязательным элементом процедуры реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, учет мнения жителей данного сельского поселения;
3) особенностей реорганизации и ликвидации международных (межгосударственных) образовательных организаций.
Особенности процедуры реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, нацелено на сохранение сельских малокомплектных школ и создание благоприятных социальных условий проживания в сельской местности.
Правовые формы, в которых может учитываться мнение населения по вопросам местного значения, в том числе по вопросам реорганизации и ликвидации сельских школ, закреплены в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» : местный референдум (ст. 22), сход граждан (ст. ст. 25, 25.1), собрание граждан (ст. 29), опрос граждан (ст. 31), обращения граждан в органы местного самоуправления (ст. 32) и другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении.
СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
Официальный сайт администрации муниципального района «Вуктыл»: http://www.vuktyl.com. 17.09.2015.
Обязательным условием для принятия федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной или муниципальной образовательной организации является наличие положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (ч. 11 комментируемой статьи).
СЗ РФ. 2014. N 7. Ст. 681.
В Правилах, утвержденных упомянутым Постановлением Правительства РФ, определено, что решение о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации принимается в соответствии с установленным Правительством РФ Порядком создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений (Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» ) при наличии положительного заключения комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации.
СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4238.
Для проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя данной образовательной организации, до принятия соответствующего решения представляет в комиссию предложение о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации с приложением необходимых документов, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федеральной государственной образовательной организации, по согласованию с Минобрнауки России.
Последствия реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации оцениваются по совокупности следующих критериев:
а) в отношении федеральной государственной образовательной организации, относящейся к типу дошкольной образовательной организации:
— обеспечение продолжения предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных ФГОС (в случае принятия решения о реорганизации);
— обеспечение завершения обучения обучающихся федеральной государственной образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;
— обеспечение продолжения осуществления видов деятельности, реализовывавшихся только федеральной государственной образовательной организацией, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;
б) в отношении федеральной государственной образовательной организации, относящейся к типу общеобразовательной организации:
— обеспечение продолжения предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных ФГОС, федеральными государственными требованиями (в случае принятия решения о реорганизации);
— обеспечение завершения обучения обучающихся федеральной государственной образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;
— обеспечение продолжения осуществления видов деятельности, реализовывавшихся только федеральной государственной образовательной организацией, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;
в) в отношении федеральной государственной образовательной организации, относящейся к типу профессиональной образовательной организации:
— обеспечение продолжения предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных ФГОС, федеральными государственными требованиями (в случае принятия решения о реорганизации);
— обеспечение завершения обучения обучающихся федеральной государственной образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;
— обеспечение продолжения осуществления видов деятельности, реализовывавшихся только федеральной государственной образовательной организацией, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;
г) в отношении федеральной государственной образовательной организации, относящейся к типу образовательной организации высшего образования:
— обеспечение продолжения предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных ФГОС, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом (в случае принятия решения о реорганизации);
— обеспечение завершения обучения обучающихся федеральной государственной образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;
— обеспечение продолжения осуществления видов деятельности, реализовывавшихся только федеральной государственной образовательной организацией, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;
— обеспечение повышения качества проводимых научных исследований (в случае принятия решения о реорганизации);
д) в отношении федеральной государственной образовательной организации, относящейся к типу организации дополнительного образования:
— обеспечение продолжения предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных ФГОС, федеральными государственными требованиями (в случае принятия решения о реорганизации);
— обеспечение завершения обучения обучающихся федеральной государственной образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;
— обеспечение продолжения осуществления видов деятельности, реализовывавшихся только федеральной государственной образовательной организацией, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;
е) в отношении федеральной государственной образовательной организации, относящейся к типу организации дополнительного профессионального образования:
— обеспечение продолжения предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных ФГОС, федеральными государственными требованиями (в случае принятия решения о реорганизации);
— обеспечение завершения обучения обучающихся федеральной государственной образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;
— обеспечение продолжения осуществления видов деятельности, реализовывавшихся только федеральной государственной образовательной организацией, предлагаемой к реорганизации или ликвидации.
Значения вышеприведенных критериев с учетом отраслевой особенности деятельности, осуществляемой федеральной государственной образовательной организацией, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федеральной государственной образовательной организации:
— Приказ Минсельхоза России от 14 июля 2014 г. N 275 «Об утверждении значений критериев проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, подведомственной Министерству сельского хозяйства Российской Федерации» ;
Российская газета. 14.08.2014. N 182.
— Приказ Минобрнауки России от 3 апреля 2014 г. N 262 «Об утверждении значений критериев проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, находящейся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации» ;
Российская газета. 14.05.2014. N 106.
— Приказ Минкультуры России от 15 июля 2015 г. N 2000 «Об утверждении значений критериев проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, находящейся в ведении Министерства культуры Российской Федерации» ;
Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru. 13.08.2015.
Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru. 02.09.2015.
Вышеупомянутым Постановлением Правительства РФ утверждены Правила создания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации и подготовки комиссией заключений.
Положение о комиссии и ее состав утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федеральной государственной образовательной организации, в отношении которой рассматривается вопрос о реорганизации или ликвидации.
Официальный интернет-портал Республики Коми: http://www.rkomi.ru. 20.12.2013.
Официальный интернет-портал Республики Марий Эл: http://www.portal.mari.ru. 16.12.2013.
Камская новь. 23.04.2014. N 30.
Вестник Озерского муниципального района Московской области. 27.01.2014. N 1.
Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».
Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».
Так, например, в ст. 14 Межправительственного соглашения об условиях учреждения и деятельности в городе Ереване Российско-Армянского (Славянского) университета установлено, что Соглашение заключается сроком на 10 лет и вступает в силу после уведомления Сторонами друг друга о выполнении государственных процедур, предусмотренных внутренним законодательством государств Сторон. Его действие будет автоматически продлеваться на последующие десятилетние периоды, если ни одна из Сторон не заявит путем письменного уведомления о своем желании прекратить его действие не позднее чем за 6 месяцев до истечения очередного периода. В ст. 15 этого же Соглашения установлены особенности процедуры ликвидации Российско-Армянского (Славянского) университета: «В случае прекращения действия настоящего Соглашения Стороны обеспечивают завершение обучения студентов Университета, назначают ликвидационную комиссию, которая составляет ликвидационный баланс имущества Университета. Ликвидационный баланс представляется на утверждение Сторонам».