что такое предлог 2 класс русский язык правило
Предлог как часть речи
Предлог — это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других. Предлоги выражают различные отношения между словами в словосочетании и предложении.
Рассмотрим, что такое предлог как часть речи в русском языке. Выявим признаки предлогов, какие отношения между словами они выражают и какими бывают по строению и происхождению.
Предлог — это служебная часть речи
В стройной системе частей речи русского языка различают слова, которые называют предмет (сторож, огонь), признак (хороший, яркий), действие (купаться), количество (два, трое) и т. д. Эти слова принадлежат к самостоятельным частям речи: имя существительное, прилагательное, глагол, числительное. Они имеют характерные морфологические и синтаксические признаки.
Наряду с ними в русском языке существуют служебные части речи:
Чтобы понять, что такое предлог, рассмотрим словосочетания:
В этих словосочетаниях употребляются слова самостоятельных частей речи и их формы. Обратим внимание на короткие слова, которые связывают их в словосочетание. Они также помогают именным частям речи (существительным, местоимениям, числительным) создавать падежную форму. Сами по себе эти коротенькие слова не имеют лексического значения. Они не изменяются, и поэтому у них нет грамматических признаков. Эти слова самостоятельно не являются членами предложения. К ним отдельно нельзя задать вопрос. Это признаки служебной части речи — предлога.
Чтобы убедиться в этом, рассмотрим предложение:
Предлоги «на» и «из-за» участвуют в создании падежной формы существительных «небо» и «облако». Смысловая и грамматическая связь слов в предложении осуществляется с помощью предлогов и падежных окончаний существительных. Если эти средства связи убрать, то предложение потеряет смысл и превратится в набор отдельных слов:
Значит, предлоги — это слова, которые вместе с косвенными падежами имен существительных, местоимений, числительных выражают различные отношения между элементами словосочетания и предложения.
Разряды предлогов
Предлоги не имеют полноценного лексического значения, как слова самостоятельных частей речи. Но они выражают различные отношения между ними, объединяясь в разряды по значению или происхождению.
1. Пространственные
2. Временные
3. Причинные
4. Целевые
5. Объектные
6. Уступительные
7. Сравнительные
Один и тот же предлог может использоваться для выражения различных отношений:
Предлоги по составу бывают:
Происхождение предлогов
Рассмотрим, как возникли предлоги.
Большую группу предлогов составляют непроизводные слова. По своему происхождению они не связаны с другими частями речи:
И напротив, ряд предлогов имеют связь с другими частями речи. Способом перехода из одной части речи в другую образована часть предлогов. В зависимости от того, от слов какой части речи возникли предлоги, их делят на:
1. отымённые, образованные от имени существительного:
2. отнаречные предлоги:
3. отглагольные предлоги:
Как подчёркиваются предлоги?
Производные предлоги отличаем от самостоятельных частей речи в контексте. К предлогу нельзя задать вопрос. Он составляет единое целое с тем словом, с которым употребляется в предложении. Самостоятельно предлог не является членом предложения. В предложении он подчеркивается соответствующей линией вместе с тем словом, падежную форму которого создает.
Примеры
Отец с сынишкой пошли на рыбалку.
В т ечение часа мы обсудили эту проблему.
Из-за леса выплыла сизая туча и скрыла солнце.
Видеоурок «7 класс. Предлог как часть речи. Морфологический разбор предлога»
Урок русского языка по теме «Общее понятие о предлоге». 2-й класс. УМШ «Школа России»
Класс: 2
Тема урока: “Общее понятие о предлоге”.
Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.
Оборудование: мультимедийные слайды; учебники “Русский язык. 2 класс.” Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся; сигнальные карты.
Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили сою работу и работу класса.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
Б*реза, п*щит, з*леный, м*ро*, под, м*стерит, за*ц, бл*стит, у*кая, б*льшая. Слайд 1.
а). Орфографическая зарядка.
б). Разделить слова на группы.
(Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде). Слайд 3.
Но мы не говорили о них подробно.
III. Работа над новым материалом.
2. Выполнение упражнения №83, стр. 54 учебника. Слайд 5.
Таблица 6.
Таблица 8.
3. Работа с текстом.
Кружатся снежинки ….. холодном воздухе. Катаются дети ….. коньках …. льду.
Весело детям ….. зимнее время …. улице. Слайд 8.
Ученики записывают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.
Таблица 9
Таблица 10
Таблица 11 Таблица 13 Таблица 14
(Схемы употребления предлогов с другими частями речи).
Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.
Таблица 11
за дерево – за высокое дерево; за (какое?) дерево. Слайд 12.
Таблица 7
Таблица 1
4. Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.
5. Составление алгоритма темы урока. Слайд 14.
1). Предлог – служебная часть речи.
2). Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.
3). Предлоги служат для связи слов в предложении.
4). Перед глаголами предлоги не употребляются.
5). Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
6). Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)
6. Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.
1 группа. (3 человека, слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).
Упражнение 87 стр. 56 учебника.
У Семёна с Саней в сетях сом с усами.
2 группа. (6 человек, учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).
Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)
3 группа. (4 человека, учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).
Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.
(Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде. Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием.) Слайды 18-20.
IV. Итог урока.
У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.
А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.
А. Перед именем существительным.
Б. Перед именем прилагательным.
В. Перед глаголом.
(с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?
А. Раздельно.
Б. Слитно.
А. по танцевал
Б. за школой
В. на писать
Взаимопроверка с образца. Сигналами покажите, кто справился без ошибок? У кого все задания выполнены не верно? Слайд 22.
V. Домашнее задание.
Таблица 3
VI. Рефлексия.
Сегодня первый день весны. Весной природа просыпается, оживает. С приходом весны появляются первые весенние цветы – подснежники. И мне хотелось бы, чтобы у нас в классе тоже наступила весна. У вас на партах лежат подснежники. Возьмите один из них и прикрепите на нашу поляну. Если вам урок понравился, у вас хорошее настроение – прикрепите цветок, который уже распустился, если что-то не понравилось, что-то не поняли – прикрепите цветок, который распустился наполовину, если урок вам не понравился совсем, у вас плохое настроение – прикрепите цветок, который еще не распустился совсем.
Таблица 5
Таблица 4
Общее понятие о предлоге 2 класс УМК Школа России
Учитель Матвиенко Н.Н.
Русский язык, 2 класс
Тема: Общее понятие о предлоге. (Урок «открытия» нового знания)
Цель урока : познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.
1.Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
2.Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
3.Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.
Проявлять осознание собственных достижений при освоении учебной темы.
Отличать предлоги от других частей речи и обосновывать своё мнение.
Строить предложение с предлогами и обосновывать своё мнение.
Выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Выполнять самопроверку и корректировку учебного задания.
Выполнять учебное задание с взаимопроверкой.
Формулировать высказывание, мнение.
Согласовывать позиции и находить общее решение (работа в парах).
Писать предложение с предлогами.
Писать слова с известными орфограммами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся строить сообщения в устной и письменной форме.
Задания, направленные на достижение запланированных результатов
I . Организационный (мотивация к учебной деятельности).
настрой на рабочий лад,
Будем мы писать красиво,
Будем дружно отвечать,
Будем думать, рассуждать,
Проговорить правила поведения на уроке, правильной посадки.
Объяснить, для чего нужно эти правила выполнять.
Напомнить правила правильной посадки, положения корпуса, рук, рабочей тетради.
Сегодня вам предстоит очень важная и серьезная работа на уроке. Чтобы ее выполнить, необходимо выполнять правила работы. Желаю вам удачи.
Принять правильное положение, приготовиться к работе.
Настроиться на учебную деятельность.
Записать в тетрадях число.
Договариваться о правилах поведения и общения на уроке, правильной посадке;
настроиться на совместную работу и общение с одноклассниками и учителем.
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности
II . Минута каллиграфического письма
отработка каллиграфического навыка
Образец прописывания заглавной и строчной буквы О.
Какая буква располагается в алфавите между буквами Н и П?
— Посмотрите на образец написания буквы о. (Показ буквы учителем на меловой доске)
-Давайте напишем в воздухе заглавную букву О.
— Заглавную букву О начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии. Руку ведем вверх, закругляя линию чуть влево, затем ведем округлую линию вниз; чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведём округлую линию до начала письма.
Запишите букву о в тетради. Дети, сейчас мы писали заглавную букву о. Назовите слова, которые начинаются с этой буквы. (Оля, Омск, Обь, Олег)
Прописать в тетради показ.
Закрепить навык каллиграфического письма буквы О.
Осуществлять действие по образцу и заданному правилу
III .Словарная работа
отработка правописания словарных слов,
тренировка в распределении слов по частям речи,
Чтение записанных слов:
Б..рёзовый, в..рона, д..журить, ж..лтый, на, за, р..ботать, в, т..пор, м..рковный, за..ц, з..водить.
Берёзовый, ворона, дежурить, жёлтый, на, за, работать, в, топор, морковный, заяц. заводить.
Прочитать записанные слова.
Запишите словарные слова в тетрадь, распределите их по частям речи, докажите правильность своих действий.
Записать слова, вставив пропущенные буквы, распределить их на три группы по изученным частям речи.
Повторить правописание словарных слов.
Повторить изученные части речи.
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Строить речевое высказывание в устной форме
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
IV . Формулирование темы урока, постановка цели
формулировка темы, цели урока.
Постановка проблемной ситуации
На какие группы можно разделить все слова на доске?
Какие части речи вы знаете?
На какие группы можно разделить все слова на доске?
Какие части речи вы знаете?
Что обозначает имя существительное? Имя прилагательное? Глагол?
Все ли записанные слова можно распределить в эти три группы?
Каковы цели нашего урока?
Для чего нужны предлоги?
Какую особенность имеет предлог?
Все слова делятся на три группы: сущ., прилаг., глагол
Повторить на какие вопросы отвечают записанные части речи.
Выяснить какая часть речи не попала в ранее изученные.
Один ученик работает на доске.
Работа в парах, взаимооценка.
Не записали В,НА, ЗА. Они не подходят ни в одну из групп.
Познакомиться с новой частью речи.
Узнать, как она называется.
Научиться правильно писать.
Узнать, для чего служат эти части речи.
Классифицировать слова по частям речи.
Называть признаки, вопросы частей речи.
Определить новую часть речи.
Самостоятельно определять и формулировать цель урока
Строить речевое высказывание в устной форме
Осуществлять учебное сотрудничество
Цель: релаксация и отдых
Физминутка с частями речи.
VI Построение выхода из затруднений
повторить и закрепить имеющиеся знания о предлогах,
развитие орфографической зоркости
на, под, за, к, из, по, об, от,
в, у, с, о, над, около, при,
Предлог – служебная часть речи. Предлоги не изменяются, к ним нельзя задать вопрос.
Предлоги пишутся
раздельно с другими
частями речи.
1. Предлог – служебная
часть речи.
2. Предлоги служат для
связи слов в
предложении.
1.Предлог – служебная часть речи.
Предлоги не изменяются, к ним нельзя задать вопрос.
2. Предлоги служат для связи
слов в предложении.
3. Перед глаголами предлоги
не употребляются.
4. Предлоги пишутся
раздельно с другими
частями речи.
-Как вы думаете, где же мы можем найти ответ на вопрос
« Что же это за часть речи?»
Откройте учебники на с.109.
Проверьте правильно ли мы определили тему и цели нашего урока.
-Действительно новая часть речи называется предлог.
Для чего служат предлоги?
Перед какими словами пишутся предлоги?
Перед какими словами никогда не пишутся предлоги?
-Прочитайте предлоги с буквой А.
-Прочитайте предлоги с буквой О.
-Прочитайте предлоги, которые состоят из двух слогов?
—Прочитайте предлоги, которые состоят из одного звука?
Отвечают на вопросы.
Выполняют упр.185 с комментированием
Определять части речи.
Выявить ведущую синтаксическую роль предлога.
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Планирование сотрудничества, уважительное отношение
Осуществлять действие по образцу и заданному правилу
VII . Закрепление изученного материала
принимать участие в обсуждении решения логической задачи
Набухли почки …. деревьях.
Выполнить задание на карточках.
Спишите, вставляя нужные предлоги.
Взаимопроверка. (Работа в парах)
Обсуждение полученных результатов работы, приведение доказательств
Доказывать свой выбор.
Осуществлять учебное сотрудничество
Осуществлять действие по образцу и заданному правилу
Осуществлять смысловое чтение
Выполнение логических действий
VIII . Рефлексия учебной деятельности на уроке
зафиксировать содержание урока;
организовать рефлексию собственной учебной деятельности.
Зафиксировать содержание урока.
Сегодня на уроке я….
Мне показалось важным…
Своей работой на уроке я….
Недоволен, потому что….
О какой части речи говорили сегодня на уроке?
Что нового узнали о предлоге?
Для чего служат предлоги?
Перед какими словами пишутся предлоги?
Перед какими словами никогда не пишутся предлоги?
Что понравилось на уроке?
Дайте оценку своей работе.
Продолжите мои предложения:
—Сегодня на уроке я….
Мне показалось важным…
-Своей работой на уроке я….
Недоволен, потому что….
Отвечать на поставленные вопросы.
Несколько человек дают оценку своей работе.
Логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
Уметь фиксировать свои достижения и неудачи, формировать адекватную самооценку
Оформлять свои мысли в устной форме
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его .
Строить речевое высказывание в устной форме
IX . Домашнее задание
организовать выполнение дифференцированного д/з.
2) Записать в тетрадь10 словарных слов с предлогами.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Цель урока : познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.
Задачи урока:
1.Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
2.Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
3.Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.
Личностные умения.
Проявлять осознание собственных достижений при освоении учебной темы.
Познавательные умения:
Отличать предлоги от других частей речи и обосновывать своё мнение.
Строить предложение с предлогами и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
Выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Выполнять самопроверку и корректировку учебного задания.
Выполнять учебное задание с взаимопроверкой.
Коммуникативные умения :
Формулировать высказывание, мнение.
Согласовывать позиции и находить общее решение (работа в парах).
Предметные умения:
Писать предложение с предлогами.
Писать слова с известными орфограммами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся строить сообщения в устной и письменной форме.
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс
Урок 78. Для чего служат предлоги в речи? Как пишутся предлоги
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Для чего служат предлоги в речи?
2) Как пишутся предлоги со словами?
Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении.
Предлоги всегда пишутся одинаково.
Вот какие предлоги есть в русском языке: в, без, до, для, за, через, над, по, из, у,
около, под, о, про, на, к, перед, при, с, между.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.–
М.: Просвещение, 2018 – С. 108–113.
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2 –
М.:Просвещение, 2018 – С. 52—54.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.:
Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Предлог – это часть речи. Вот такие предлоги есть в русском языке: в, без, до,
для, за, через, над, по, из, у, около, под, о, про, на, к, перед, при, с, между.
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе … волнах
Какие предлоги пропущены?
Давайте вставим их.
Теперь давайте прочитаем стихотворение с предлогами.
Ветер поморю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе вволнах
На раздутых парусах.
Для чего служат предлоги в речи?
Предлоги служат для связи слов в предложении.
С какой частью речи употреблены предлоги в этом стихотворении?
Предлоги употребляются в речи вместе с именами существительными. Перед
глаголами предлогов не бывает.
Обратите внимание на то, что предлоги со словами пишутся отдельно. Это
орфограмма. Предлоги всегда пишутся одинаково. К ним нельзя поставить вопрос.
Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.
у школы у (чего?) школы
с котёнком с ласковым котёнком
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Распределите слова на группы и заполните таблицу. В первую группу помести
имена существительные. В другую – местоимения, а в третью – предлоги.
Имена существ. Местоимения Предлоги
Слон он дом на ты через до парк она за весна я для юла мы
Подсказка: Вспомните определения частей речи.
Имена существ. Местоимения Предлоги
Прочитайте текст и выделите цветом предлоги вместе с именам
существительными, к которым они относятся.
Летом мы жили в деревне. За деревней протекала речка. Мы с ребятами часто
ходили купаться. За садом у тёти Вали стояли ульи. Я любил наблюдать за пчёлами.
Они трудились весь день. Вечером мы собирались всей семьёй на веранде и пили
Подсказка: Вспомните, для чего служат предлоги в речи и как они пишутся.
Летом мы жили в деревне. За деревней протекала речка. Мы с ребятами часто
ходили купаться. За садом у тёти Вали стояли ульи. Я любил наблюдать за пчёлами.
Они трудились весь день. Вечером мы собирались всей семьёй на веранде и пили