Что такое фулфрейм в фотоаппарате
“Кроп” (APS-C) против “Полного кадра” (Fullframe)
Вместо предисловия.
Меня зовут Олег Самойлов, я коммерческий фотограф, занимаюсь рекламной и портретной фотографией. Продаю свои фотографии в крупнейшие фотобанки и агентства.
C 2012 года я снимаю, только на камеры Fujifilm серии X с матрицами APS-C и мне хватает их для большинства задач, а когда мне нужно, что-то сверх высокого качества я использую средний формат Fujifilm GFX 50s.
У меня своя фотошкола и на занятиях я помогаю ученикам делать фотографии на разную технику, держу в руках камеры практически всех брендов.
Для себя давно сделал выводы по-поводу “полного кадра”, но хочу сравнить бок о бок, в похожих условиях фотокамеры с матрицей FullFrame и APS-C от Fujifilm, на которые сам снимаю.
Каждый день меня спрашивают, какую камеру лучше купить. На удивление некоторых советую не полнокадровую зеркалку, а системную APS-C камеру Fujifilm. И тут всплывает стереотип, что “кроп” это “не профессионально”.
Многие, собираясь купить фотоаппарат, настраивают себя на “полный кадр”, не понимания, что это на самом деле такое. Cложился некий стереотип: полный кадр — профессионально, кроп — для любителей.
Давайте начнем с понимания того, что такое полный кадр. Мы привыкли думать, что полный кадр это 36 на 24 мм — то, что было в пленочных мыльницах, да и в целом пленочных зеркалках. Это самый распространенный тип пленки для камер. И Fullframe это наследние пленочной эпохи, где объективы разрабатывались специально для пленочных фотокамер с размером кадра 36 на 24 мм и на APS-C зеркалках эти объективы показывают себя не очень хорошо. Возможно именно поэтому сложилось впечателение, что “кропнутые” камеры дают не очень хороший результат
Но давайте будем честны — есть и другие форматы, есть еще более полный кадр, который часто использовался в рекламной и портретной фотографии 4х5 дюймов (10 на 12 см).
А есть еще камеры 11х14 дюймов. Представляете, это негатив 27,94 на 35,56 см. Вот это полный кадр. А теперь сравните это с 36 на 24 мм. Не кажется ли вам, что это кроп?
Cтановится понятно, что разница между “полным кадром” в 36 на 24 мм и APS-C, который мы привыкли видеть и использовать, не столь велика. Например на камерах Fujifilm X вся оптика разработана специально для матриц APS-C формата и работает идеально, а также размер объективов при этом меньше.
А еще слышали, что такое формат “Super35”? Это самый распространенный формат для съемки кино! На самом деле это 35мм пленка, но кадры на ней расположены не вдоль, а поперек и составляют в ширину 24 мм. Что примерно соответствует формату APS-C, только уже. Есть еще телевизионный формат с соотношением сторон 4х3. Он тоже очень похож на APS-C.
Разница между “полным кадром” и “кропом” APS-C конечно же есть, но она не значительная. На мой взгляд сейчас это не является решающим фактором при выборе.
В чем например выражается разница: если взять два одинаковых объектива 35 мм, то на “Полном кадре” войдет больше всего в кадр. Но это не проблема, так как есть аналогичные объективы. Вместо 35мм можно использовать 23мм. А вместо стандартного портретника 85мм есть 56мм F1.2 или близкий к нему, более бюджетный и легкий 50мм F2
Чтобы выбрать камеру для себя, нужно смотреть на все плюсы и минусы системы в комплексе. Стоимость в соотношении цена/качество, размер камеры и объективов, цвет получаемых фотографий сразу в камеру, дизайн, то как камера лежит у вас в руках. Главное понять, что важно именно для вас.
Давайте посмотрим реальное сравнение качества фотографий на примерах ниже.
Я подготовил для вас наглядные примеры, чтобы вы сравнили результат получаемый на разные камеры.
Двигайте ползунки — делайте свои выводы!
Для начала я взял две самые популярные беззеркальные камеры среди фотографов на сегодняшний момент(по авторитетному рейтингу Открытой школы фотографии). И портретные объективы, которые чаще всего используются профессиональными фотографами.
Sony A7III полнокадровая системная камера, Fujifilm X-T3 системная камера APS-C. Fujinon XF 56mm F1,2 портретный объектив от Fujifilm, Carl Zeiss 55mm f/1.8 премиум портретный объектив с похожим фокусным расстоянием для Sony.
Fujifilm X-T3 vs Sony A7III
Fujifilm X-T3 Body — 106 990 ₽
Fujifilm XF 56mm f/1.2 R — 65 990 ₽
Итого комплект — 172 980 ₽
Sony Alpha ILCE-7M3 Body — 166 990 ₽
Sony SEL-55F18Z FE 55 mm f/1.8 ZA — 80 000 ₽
Итого комплект — 246 990 руб.
Ниже представлены внутрикамерные джипеги с камер с автоматическим балансом белого и стандартным стилем изображения.
Как видите на примере выше, не всегда полный кадр выигрывает по размытию заднего плана.
Такие портретные светосильные объективы чаще всего берут для красивого размытия заднего плана. Как мы видим на примерах у обоих объективах красивое размытие.
Светосильная оптика с малой глубиной резкости является преимуществом для создания объемного рисунка и недостатком, из-за больших шансов промахнуться с резкостью и навести фокус, например не на глаз, а на реснички. Такое бывает на любом объективе, чаще всего из-за того, что модель и фотограф постоянно немного двигаются.
Что касается детализации мне показалось при максимальном увеличении, что Sony имеет чуть большую детализацию, но это не значительно.
Fujifilm X-T3 по сравнению с Sony A7III гораздо удобнее держать в моей не маленькой руке. На Sony мизинец соскальзывает под батарейный блок, от этого рука напрягается. После Fujifilm X-T3 очень непросто смотреть в видоискатель A7III. Все потому, что разрешение видоискателя Sony 2,36 млн точек против 3,69 миллионов у Fujifilm X-T3. Таже история и с экраном. Управление камерой у Сони тоже очень запутанное, на мой взгляд(также это слышу часто от владельцев камер Sony). Но к этому, конечно, можно привыкнуть, ведь чаще вы используете только основные настройки.
Еще минус Sony, который проявился в нашем тесте, это некорректная работа автоматического баланса белого — часто уводил в желтый. У Fujifilm более правильная передача баланса белого, иногда уводящая в прохладные оттенки.
Преимущества полного кадра
Камеры с полнокадровым сенсором («full frame» камеры) пользуются сегодня большим спросом. Все больше и больше людей переходит с фотоаппаратов с кроп-фактором на камеры с большим 35 мм сенсором. Сегодня мы попытаемся понять, почему.
Что такое полнокадровая камера
Сенсоры фотоаппаратов отличаются по размеру. Матрицы камер в телефонах даже меньше тех, что встроены в большинство «мыльниц». В общем случае, чем больше сенсор, тем лучше качество изображения.
Полнокадровый сенсор так называется из-за того, что имеет тот же размер, что и полный кадр 35мм пленки. Вы, возможно, никогда не снимали на пленку, но должны знать, как она выглядит. Примеры полнокадровых камер – это Nikon D700 и Canon 5D. Камеры с кроп-фактором имеют сенсоры меньшего размера, «кропнутого» (от англ. «crop»), т.е. урезанного. В качестве примера можно привести фотоаппараты Nikon D40, D7000 и Canon Rebel T2i и 60D.
Картинка выше прекрасно иллюстрирует разницу между полнокадровыми камерами и камерами с кроп-фактором. Все изображение – это то, что видит ваш глаз. Область, обрамленная красным прямоугольником – то, что воспринимает камера с полнокадровым сенсором. Меньшая область внутри синей рамки – то, что мы увидим через тот же объектив, но на фотоаппарате с кроп-фактором.
Размеры сенсоров могут быть совершенно разными. Камеры с кроп-фактором часто называют «APS-C» (линейка Canon Digital Rebel). Размер, находящийся между полным кадром и APS-C принято обозначать как APS-H. Это тоже камеры с кроп-фактором (сенсор меньше размера кадра в 35мм пленке), но их матрица больше, чем в APS-C камерах. В настоящий момент камеры APS-H в целом ограничены линейкой Canon 1D, например, 1D Mark IV. Если вам интересно узнать больше технических подробностей о сенсорах фотоаппаратов, обратите внимание на эту статью.
Преимущества полного кадра
Теперь, когда мы имеем лучшее представление о том, что такое полнокадровые камеры, давайте рассмотрим несколько особенностей, которые делают их столь привлекательными.
Видоискатель
На мой взгляд, главное преимущество полнокадровых фотокамер, это качество видоискателя. Если вы когда-нибудь пользовались старой пленочной SLR, вы, вероятно, были впечатлены размером и яркостью видоискателя. Более того, одним из недостатков DSLR камер с кроп-фактором является относительно небольшой видоискатель. Полнокадровые камеры в этом сильно их превосходят.
Теперь, когда у меня есть полнокадровая камера, смотря в видоискатель фотоаппарата с кроп-фактором, мне отчасти кажется, будто я гляжу в туннель. Если вы еще никогда не проверяли, как работает полнокадровый видоискатель, попробуйте обязательно. С его помощью гораздо проще производить ручную фокусировку объектива и контролировать зоны резкости в сравнении с кроп-факторными оппонентами.
Фокусное расстояние
Вы, вероятно, знаете об эффекте умножения фокусного расстояния, который дают камеры с кроп-фактором.
Я предпочитаю вид, который обеспечивает полнокадровая камера, потому что мне нравятся широкие перспективы. На моей полнокадровой 5D я часто использую для съемки свадеб объектив 24мм f/1.4. На камере с кроп-фактором эффективное фокусное расстояние этого объектива составит 36мм. Чтобы воспроизвести аналогичную картинку, вам потребуется найти объектив 16мм для камеры с кроп-фактором; фикса 16 мм f/1.4 даже не существует. Короче говоря, светосильные широкоугольные объективы гораздо проще использовать на полном кадре.
Высокие значения ISO
Если и существует один показатель производительности, который я действительно ценю в полнокадровых камерах, то это съемка на высоких значениях ISO. Больший сенсор имеет технические преимущества. Говоря простыми словами, больший сенсор позволяет производителю не втискивать в него фотоэлементы, и поэтому камера способна снимать на более высоких ISO. Фотоэлементы могут быть крупнее, и каждый будет способен воспринимать больше света.
Изображение полнокадрового сенсора Canon 5D Mark II
Canon и Nikon по-разному подходят к этому вопросу. Компания Nikon выпускает камеры с большим размером сенсора, но сохраняет количество мегапикселей на довольно низком уровне, и действительно обеспечивает потрясающе высокую производительность ISO в своих аппаратах. Nikon D700, D3 и D3s – 12-мегапиксельные, однако с их помощью можно сделать удивительно качественные снимки. Canon также выпускает полнокадровые камеры с выдающимися показателями ISO, но выбирают путь высокой разрешающей способности, предлагая клиентам 21-мегапиксельную камеру 5D Mark II. В линейке Sony также присутствуют камеры этого типа, A850 и A900.
В общем говоря, полнокадровые камеры порадуют вас высокими значениями ISO ввиду большего размера сенсора. На рынке существует множество предложений от разных производителей, так что найдется что-то для каждого.
Недостатки
Полнокадровые камеры подходят не всем; некоторые фотографы выбирают камеры с кроп-фактором по ряду причин. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Зона досягаемости
Помните, выше мы говорили об эффекте умноженного фокусного расстояния объектива, который дает камера с кроп-фактором? Для некоторых фотографов увеличенная зона досягаемости объектива является серьезным преимуществом. Например, в случае со спортивными фотографами или теми, кто снимает дикую природу, большее приближение всегда будет весомым плюсом. Один мой знакомый фотограф однажды заметил, что снимать на камеру с кроп-фактором – это все равно, что получить бесплатный 1.6х телеконвертер.
Это телеконвертер, изготовленный компанией Canon. Он увеличивает фокусное расстояние, чтобы обеспечить большее приближение. Это тот же эффект, что получается при съемке на камеры с кроп-фактором.
Приобретение хорошей техники всегда бьет по карману. Хотя полнокадровые камеры становятся более популярными, и, следовательно, скоро появятся более доступные варианты. На данный момент флагманское предложение каждого производителя – это дорогостоящая полнокадровая модель.
Многие люди полагают, что чем более популярными будут становиться полнокадровые камеры, тем ниже будет цена, пока она, в конце концов, не придет к нормальному уровню. Учитывая преимущества полного кадра, нетрудно предположить, что в обозримом будущем все DSLR камеры будут полнокадровыми. Технология будет падать в стоимости и запросто может стать стандартным предложением на рынке.
Преимущество полного кадра состоит в том, что ввиду меньшего количества доступных полнокадровых моделей, на рынке подержанных товаров их можно приобрести по лучшей цене по сравнению с камерами с кроп-фактором.
Переход на полный кадр
Итак, вы решили, что готовы к переходу на полный кадр – что же выбрать? Если вы уже инвестировали деньги в определенную систему, имеет смысл продолжать использовать ту же систему, и остановиться на полнокадровой камере соответствующего производителя.
Как обсуждалось выше, полный кадр имеет множество преимуществ. Однако стоимость может быть непреодолимым барьером для многих людей. Если вы ищете наименее дорогой вариант для перехода на полнокадровую систему, обратите внимание на подержанный Canon 5D, он может стоить до 1000$.
Многие люди совершают ошибку, вкладывая весь доступный им бюджет в «тушку» камеры. Прежде чем вы перейдете на систему с полнокадровым сенсором, убедитесь, что у вас есть объективы, которые позволят использовать все преимущества нового фотоаппарата. Проверьте совместимость вашей камеры и имеющихся объективов.
Например, объективы Nikon DX несовместимы с полнокадровыми камерами типа D700. Если вы попробуете их использовать на таком аппарате, вы получите затененные углы, эффект виньетирования. На системе Canon, объективы EF-S не будут работать на полнокадровых камерах, таких как 5D.
Все снимки, представленные выше, сделаны на полнокадровую камеру, но с разной степенью приближения для иллюстрирования различий между изображениями, которые выдает один и тот же объектив при различных кроп-факторах сенсора. Кадр сверху снят на 70мм на полный кадр – следовательно, множитель кроп-фактора отсутствует. Ниже – кадр с кроп-фактором 1.3х. 70мм, умноженные на 1.3, эквивалентны примерно 91мм. И наконец, нижний кадр показывает, как будут выглядеть те же 70мм на камере с кроп-фактором 1.6x, что равняется примерно 112мм.
Как уже было сказано, вам необходимо выбирать совместимые объективы, но помимо этого, следует также обращать внимание на те стекла, которые смогут передать все преимущества большого сенсора. Зачастую полнокадровые камеры – это модели с высоким разрешением, например, 21 Мпикс 5D Mark II. Использование дешевых и некачественных объективов сводит на нет все улучшения качества изображения, которые может обеспечить полнокадровая камера. Нам нужны хорошие объективы, чтобы подчеркнуть все детали работы этих качественных сенсоров с высокой разрешающей способностью.
Я уверен, что вы уже слышали этот совет: сначала создайте коллекцию объективов. Я искренне верю в это правило…хоть и виновен в его нарушении. Моя коллекция объективов не смогла угнаться за тратами на обновление камеры. Если бы я проходил через это снова, я бы сначала сформировал набор хороших объективов на камеру с кроп-фактором, а потом перешел бы на полнокадровую модель. Если вы думаете, что уже совсем скоро перейдете на систему с полнокадровым сенсором, помните, что следует выбирать объективы, соответствующие этой цели.
Заключение
Полнокадровая DSLR камера – восхитительный инструмент, но это всего лишь инструмент, не более того. Имея множество серьезных преимуществ, она может помочь вам получить лучшие результаты при съемке в условиях слабого освещения. Все больше и больше камер с полнокадровым сенсором становятся доступными, так что, безусловно, это формат будущего для профессионалов.
Автор статьи: Andrew Childress.
35 мм в цифровой фотографии, или Зачем нужен Full Frame
Цифровая фотография прочно вошла в нашу жизнь. В самом деле, на потребительском рынке фототехники её триумфальное шествие длится уже лет десять – срок немалый, особенно для области, столь тесно связанной с электроникой. И за это время многие «детские» проблемы новой технологии были устранены – многие, да не все.
Вот он, великий и ужасный Полный Кадр!
Вот он, великий и ужасный Полный Кадр!
Перенесёмся мысленно в 1997 год. Итак, что мы имеем? Windows 95, Pentium II да жёсткий диск на пяток гигабайт. Плюс флеш-память – медленная, дорогая и малоёмкая. Негусто. И в этой обстановке идёт постепенное продвижение цифровой фотографии, так сказать, в массы. Производители ориентированы главным образом на две основные группы потребителей. Первая – любители различных технологических новинок, для которых выпускались компактные камеры. А вторая группа – которая нас, собственно, и интересует – фотографы-репортажники. Эти господа сразу оценили главное преимущество «цифры» – скорость. Действительно, цифровой снимок не надо проявлять и сканировать. Его можно быстро переслать по Интернету, пусть медленному и глючному, в редакцию. Не слишком высокое качество изображения – не беда, актуальность фотографии намного важнее. Поэтому появились цифровые зеркалки. Первым их представителем можно считать Kodak DCS-100 (под байонет Nikon F-mount), выпущенный аж в 1991 году. Камера была, прямо скажем, монструозная – тяжёлая; с LCD, вынесенным на здоровенный проводной внешний модуль; имела маленький (200 Мбайт) встроенный блок памяти – и это «счастье» стоило десятки тысяч долларов. Все недостатки были успешно устранены в её преемниках. Однако уже тогда была заложена одна особенность, сохранившаяся у зеркалок вплоть до наших дней, – «кропнутая» матрица. То есть такая, габариты которой меньше стандартного узкоплёночного кадра (36х24 мм). Несложно догадаться, почему прибегли к такому решению, – недаром я напоминал о плачевном состоянии средств обработки, хранения и передачи информации. К тому же стоимость матрицы возрастает при увеличении её площади не в арифметической, а в геометрической прогрессии – это связано с лавинообразным нарастанием количества брака, а также площади неиспользуемых обрезков кремниевой «вафли». А ведь даже кропнутая матрица наиболее распространённого ныне формата APS-C (25,1×16,7 мм) по меркам электроники весьма велика – площадь кремниевого чипа бытового процессора зачастую в 2-3 раза меньше. В общем, кроп позволил серьёзно удешевить цифровые зеркалки, а также снизить объём получаемых с них файлов.
Для репортёра кроп некритичен – он, как правило, снимает довольно удалённые сцены, то есть обрезаемые небольшой матрицей края изображения не столь важны. А вот «скорострельность» камеры, напротив, совершенно необходима. При съёмке динамичной сцены, чтобы поймать интересный момент, нужна быстрая и длинная серия кадров. Фотоаппарат генерирует огромные объёмы информации – а её надо обработать и записать при крайней скудости энергетических и вычислительных ресурсов. Посему потеря «лишней» информации по краям кадра в репортаже скорее плюс, чем минус.
Однако шло время. Цифровые зеркалки совершенствовались, дешевели – и потому стали использоваться самыми разными категориями фотографов. Это предопределило новые требования, к ним предъявляемые. Если для репортёра основной характеристикой была скорость, то для студийной или пейзажной съёмки важнее качество результата. А здесь кроп не на высоте. Изображение с него характеризуется довольно сильным шумом. А также низким динамическим диапазоном (ДД) – при съёмке высококонтрастной сцены затенённые участки могут получиться чёрными, а освещённые, наоборот, совершенно выбеленными. Это объясняется главным образом относительно малым размером как светочувствительного пикселя, так и потенциальной ямы – для хранения накопленного за время экспозиции заряда – под ним. Есть и другая проблема – для многих видов съёмки необходимы широкоугольные объективы. А большинство линз – как в линейках производителей, так и в кофрах фотографов – адаптированы под стандартный узкоплёночный кадр. Соответственно, значительная часть изображения по краям просто не используется, и широкоугольный объектив как бы превращается в нормальный. Производители выпустили линзы, специально разработанные под небольшую матрицу, но полностью проблему это не решило.
В такой ситуации фотографическая и околофотографическая общественность вспомнила о полном кадре (фулл-фрейме). И производители отреагировали на имеющийся спрос. В роли застрельщика опять выступил Kodak, выпустивший полнокадровые зеркалки под байонеты Canon и Nikon. Однако ж в силу ряда причин особой популярности они не снискали. Создал полнокадровый фотоаппарат – EOS 1Ds – и Canon. Это уже была серьёзная заявка – и до последнего времени в данном сегменте рынка Canon властвовал безраздельно. Да, собственно, долгое время и не было никаких конкурентов у EOS 1Ds и его преемника EOS-1Ds Mark II. Фотоаппараты замечательные, спору нет – да только вот стоили они 8000-10000 у. е. Дороговато, согласитесь.
И вот летом 2005-го всё той же фирмой Canon был выпущен новый фотоаппарат – EOS 5D. По ТТХ он сильно уступал полнокадровым «единичкам», но все недостатки искупала цена на уровне 2500-3000 у. е. Отныне фулл-фрейм стал доступен не только для профи, но и для обеспеченных любителей.
Следующее событие, заметно повлиявшее на нынешнее состояние рынка цифровых полнокадровых фотоаппаратов, произошло сравнительно недавно, в августе 2007 года. Nikon, извечный конкурент фирмы Canon, отказался от своих прежних утверждений о «ненужности» в цифровой фотографии фулл-фрейма. И выпустил-таки полнокадровый фотоаппарат – Nikon D3. Казалось бы, возникла долгожданная конкуренция, столь полезная для потребителя. Но более внимательный анализ ситуации несколько умерил первоначальный оптимизм. Итак, рассмотрим подробнее каждую из имевшихся в тот момент на рынке полнокадровых моделей.
Canon EOS-1Ds Mark III
Canon EOS-1Ds Mark III
Canon EOS-1Ds Mark III
Самый представительный из всей троицы. Создан, чтобы всерьёз конкурировать со среднеформатными камерами во многих областях фотодела. Характеристики впечатляют: отменная точность и цепкость автофокуса; большой и светлый видоискатель, охватывающий 100% площади кадра; полная пылевлагозащита, аккумулятор огромной ёмкости; 21 Мпикс, и при этом скорость серийной съёмки – 5 кадров в секунду. Естественно, генерируется огромный поток информации – и задача его обработки решена крайне оригинальным способом. Камера содержит два процессора DIGIC III. Просто-таки сервер, а не фотоаппарат.
Nikon D3
Новичок. Флагман системы Nikon. При этом в отличие от модельного ряда Canon одна камера сочетает в себе черты топовой студийной и репортажной камеры. В одной «тушке» соединены полнокадровая матрица и впечатляющая скорость серийной съёмки – до 9 кадров в секунду. И даже до 11 – если используется не вся матрица, а лишь центральная её часть. То есть мы имеем программный аналог кропа. Он, кстати, полезен ещё и тем, что позволяет использовать на данной «тушке» такие стекла, которые были разработаны под формат кадра APS-C.
В общем, Nikon D3, безусловно, сильная камера; и на первый взгляд может составить серьёзную конкуренцию 1Ds Mark III. Особенно если учесть заметную ценовую разницу в пользу Nikon. Однако не всё так радужно – есть один момент, который свёл конкуренцию между этими камерами практически на нет. Это, как ни странно, «презренные» мегапиксели – у Nikon D3 их всего 12. Казалось бы, это благо – сколько уже писалось о вреде безудержного наращивания значений данного параметра, о неизбежных запредельно высоких шумах и запредельно же низком динамическом диапазоне. Неужто врали? Нет, всё это абсолютно справедливо для среднего любителя. Который редко печатает фотографии крупнее А3, зато весьма часто снимает в условиях недостаточного и крайне неравномерного освещения. Но Canon EOS-1Ds Mark III – это не камера для любителя, это камера для профессионала-студийщика. Шумы и ДД ему не слишком важны, ибо в студии свет находится под полным нашим контролем. А вот возможность печатать полученные фотографии огромными форматами – вплоть до рекламных щитов на улицу – для него очень и очень полезна.
Canon EOS 5D
Интересен был прежде всего своей ориентацией на любительский рынок. Это добротная камера, но не следует от неё ждать каких-то выдающихся характеристик. К примеру, серийная съёмка – всего три кадра в секунду. Автофокус хороший, но не отличный. Пылевлагозащиты нет совсем. Так чем же он был столь привлекателен? Своей полнокадровой матрицей и ценой. В самом деле, это самая демократичная полнокадровая «тушка» – стоит уже заметно менее 3000 у. е. По сравнению с 1Ds иD3 это действительно немного.
Таким образом, несмотря на наличие некоего разнообразия на рынке полнокадровых цифрозеркалок, говорить о настоящей конкуренции в тот момент ещё не приходилось. Canon и Nikon умело развели свои продукты по разным сегментам, избежав столь приятной покупателю ценовой войны.
Однако такая ситуация не могла продлиться долго. Амбиции новых в данном сегменте игроков – Nikon и Sony – должны были быстро привести к нарушению статус-кво. Так и случилось. Нынешним летом, менее чем через год после выхода на рынок D3, Nikon анонсировал D700. Этот аппарат построен на той же матрице, что и топовый D3, обладает отменной системой фокусировки, магниевым пылевлагозащищённым корпусом, при этом значительно компактнее своего «старшего брата». При всём при этом рекомендованная производителем цена составляет всего три тысячи долларов. Нет, конечно, кое-что и урезали, например – видоискатель покрывает 95% площади кадра, а не сто; да и скорострельность без батарейной ручки не так велика, всего пять кадров в секунду. Однако при такой стоимости грех жаловаться.
Понимая потенциал сегмента, не смогла остаться в стороне от делёжки пирога и фирма Sony. Ею была представлена другая полнокадровая камера, A900. Она, пожалуй, несколько уступает D700 от Nikon, прежде всего в том, что касается системы автофокуса и надёжности корпуса. Впрочем, такие «вкусные» фичи, как встроенный стабилизатор изображения (среди полнокадровых камер стабилизация картинки реализована за счёт подвижек матрицы только у A900) или охватывающий 100% кадра видоискатель, в значительной мере исправляют ситуацию. Следует обратить внимание и на огромное количество мегапикселей – их почти двадцать пять. Впрочем, сказать однозначно, к добру это или к худу, нельзя – всё зависит от области применения фотоаппарата. В студии или при съёмке хорошо освещённого пейзажа лишние пиксели скорее на пользу, а вот тёмной ночью – скорее во вред. Цена новинки также составит три тысячи долларов.
Видя такую ситуацию, возроптали фанаты Canon – неудивительно, ибо они привыкли видеть свою систему безоговорочным лидером в рассматриваемом сегменте, а теперь выходило так, что легендарная «пятёрочка» из уникальной камеры превратилась в явного старичка-аутсайдера, неспособного конкурировать с новичками. Даже зазвучали отдельные голоса, утверждавшие неизбежность радикального ослабления позиций Canon, превращение его в «номер два», если не в «номер три». Разумеется, фирме не оставалось ничего иного, как подтвердить свой могучий потенциал, посрамив паникёров. Что и было сделано – недавно вышел анонс Canon 5D Mark II. Новинка основана на 21-мегапиксельной матрице от 1Ds Mark III, и в неё даже внесены некоторые усовершенствования. По сравнению с предшественником добавлены пылевлагозащищённый корпус, индивидуальная подстройка системы автофокуса под каждую линзу, система очистки матрицы от пыли, улучшенный экранчик и батарея увеличенной ёмкости. Правда, скорость серийной съёмки маловата – всего 4 кадра в секунду, да и в видоискателе отображается лишь 98% будущего кадра. Зато и цена установлена на уровне двух тысяч семисот долларов.