в какой стране ван гог находился в больнице для душевнобольных
В какой стране ван гог находился в больнице для душевнобольных
Saint Paul de Mausole – лечебница для души Винсента Ван Гога
«Мне не нужно ничего, кроме нескольких клочков земли, колосящейся пшеницы, оливковой рощи, кипариса — его, кстати, не так-то просто сделать».
Винсент Ван Гог, из писем брату Тео
Saint Paul de Mausole – психиатрическая больница в коммуне Сен-Реми-де-Прованс на юго-востоке Франции. Это комплекс древних и очень красивых зданий, первое упоминание о котором относится к XI веку. В 1807 году на территории располагающегося здесь монастыря доктор Меркюрен создал лечебницу для душевнобольных. Возможно, об этом живописном месте в наши дни знали бы единицы французов, столкнувшиеся к своему несчастью с недугом или болезнями близких, однако именно тут незадолго до своей смерти в течение года находился великий голландский художник Винсент Ван Гог, благодаря которому эта лечебница является всемирно известной. Именно в этом уголке Франции он создал одни из самых известных своих произведений.
Психиатрическая больница Saint Paul de Mausole. Фото: http://fr.academic.ru/
В настоящее время одну половину этого комплекса занимает монастырь, другую – психиатрическая больница. Сейчас это медицинское учреждение занимается лечением и реабилитацией женщин с психическими расстройствами. Оно разделено на два крыла: Clinique Saint-Paul и Pavillon Van Gogh.
Здесь с 1995 года действует художественная студия Valetudo, где пациентки проходят арт-терапию рисованием.
На территории Saint Paul de Mausole располагается музей и магазин, в котором продаются различные сувениры, кружки, открытки, календари с изображением самого художника и его работ, а также рисунки пациенток больницы.
В парке, окружающем больницу, растут розы, бегонии и, конечно, ирисы. С конца весны вокруг монастыря и лечебницы цветут маковые поля, а в июле – лаванда. Здесь находится «тропа Ван Гога»: репродукции его картин установлены на специальных панелях в тех самых местах, где они были придуманы автором.
Тропа Ван Гога. Фото: http://www.turpravda.ru/
На верхнем этаже главного здания воссоздана палата Винсента Ван Гога. Это небольшая комната, где есть простая односпальная кровать, деревянные стол и стул, окно с решёткой, из которого открывается вид на пшеничное поле. Рядом располагается комната с ванной из олова и креслом-коляской.
Палата Винсента Ван Гога. Фото: http://place-fact.com/
Винсент Ван Гог по собственному желанию приехал в психиатрическую больницу Saint Paul de Mausole 8 мая 1889 года. Доктор Пейрон после осмотра и изучения истории болезни художника решил, что он болен одной из форм эпилепсии, назначил лечение и позволил Ван Гогу работать на открытом воздухе под постоянным контролем медицинского персонала. За время пребывания в лечебнице у Ван Гога было три затяжных эпизода депрессии, во время одного из которых он попытался проглотить свои краски. Здесь он создал более 100 рисунков и 150 картин. Среди них «Ирисы», «Пшеничное поле с кипарисами», «Сиеста», «Звёздная ночь», серия «Оливковые деревья», «Цветущий миндаль».
Винсент Ван Гог, «Звёздная ночь»
О картине «Звёздная ночь» в своих письмах брату Тео художник писал: «Я по-прежнему нуждаюсь в религии. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звёзды». В наши дни она выставлена в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Винсент Ван Гог, «Ирисы»
«Громоотвод для моей болезни»,- так говорил о произведении «Ирисы» автор. Французский писатель Октав Мирбо приобрёл это полотно за 300 франков. В 1987 году «Ирисы» были проданы за 53,9 миллиона долларов и в течение 2 лет оставались самой дорогой картиной в мире. Сегодня её можно увидеть в музее Гетти в Лос-Анджелесе.
Винсент Ван Гог, «Цветущий миндаль»
«Цветущий миндаль» — это одна из самых необычных картин в творчестве Ван Гога. Она создавалась для брата Тео на день рождения его сына и по планам художника должна была висеть над кроватью супругов. Сейчас этот шедевр находится в Музее Винсента Ван Гога в Амстердаме.
Время, проведенное в Сен-Реми, является одним из самых важных в творчестве гениального художника. 16 мая 1890 года Винсент Ван Гог покинул психиатрическую больницу Saint Paul de Mausole.
Автор: Александр Красильников
На главной картина Ван Гога «Вид лечебницы и церкви в Сен-Реми»
Неизвестный Ван Гог. Какими были последние дни художника
Последний год жизни Винсент Ван Гог провел в психиатрической лечебнице Сен-Поль-де-Мозоль. Писем к брату Тео, из которых мы знаем подробности жизни художника, из Сен-Поля приходило мало. Ведущий британский специалист по Ван Гогу Мартин Бейли собрал данные из других источников и описал неизвестные ранее подробности жизни гения в иллюстрированной книге «Неизвестный Ван Гог, последние дни жизни художника». На русском языке она выходит в издательстве «Манн, Иванов и Фербер», а мы публикуем главу «В изоляции», в которой Ван Гог покидает лечебницу, и трагедия надвигается.
К зиме 1889/1890 года Ван Гог все больше хотел вернуться в Париж или его окрестности. К весне он пережил в лечебнице четыре приступа. Это вполне можно было считать поводом остаться там, однако пребывание в больнице ему не помогало.
Жизнь в этом месте повергала в депрессию, и Винсент жаждал поскорее избавиться от наводивших тоску местных ритуалов. Окрестности Сен-Поля восхищали художника, но он часто не мог там бродить. Кроме того, ему хотелось повидать брата и познакомиться с Джо и крестником.
Но важнее всего то, что Ван Гог обнаружил: пребывание среди «товарищей по несчастью» ухудшает его настроение. Пациенты вели однообразное существование, и он все сильнее страдал от тоски.
Как писал он Тео, «сборище этих сумасшедших в старом монастыре» опасно, и «рискуешь потерять последние остатки рассудка». Он все больше чувствовал, что «скорее перенимает болезни окружающих, чем лечит собственную».
Придя в себя после самого продолжительного приступа в конце апреля, Ван Гог был решительно, как никогда, настроен уехать, убежденный, что «слишком надолго задержался».
Позже он писал: «Мой последний кризис, который был ужасным, в значительной степени обусловлен влиянием других пациентов, — во всяком случае, эта тюрьма давила на меня».
В проникнутом сильными эмоциями письме Винсент объяснил Тео: «Окружение здесь начинает давить на меня мощнее, чем я могу выразить… Мне нужен воздух, я чувствую, что скука и горе причиняют мне вред». Трудно «жертвовать своей свободой, находиться вне общества и заниматься только работой». Годом ранее он ощущал, что пациенты не мешают ему трудиться, но ситуация изменилась, и «люди здесь слишком любопытны, праздны и невежественны в живописи, чтобы я мог заниматься своим делом».
К этому моменту Тео пришло в голову решение, которое оба брата сочли оптимальным, — переехать в деревню Овер-сюр-Уаз, в 30 километрах к северу от Парижа, где жил доктор Поль Гаше. Художник-любитель, коллекционер и друг многих импрессионистов, он казался идеальной кандидатурой, чтобы присматривать за Винсентом. Ван Гог мог жить в Овере свободно, в скромной гостинице, и иметь под рукой врача-единомышленника. Овер, окруженный восхитительной природой, находился всего в часе езды от Парижа на поезде, поэтому Винсенту было бы легко встречаться с Тео и его семьей.
Решение покинуть Сен-Поль было принято очень быстро, через несколько дней после выздоровления. Как только было определено, что Ван Гог переедет в Овер, он сделал последний рывок, взявшись за работу с прежним жаром.
В первые две недели мая, сразу после выхода из последнего кризиса, он написал восемь удивительных картин, половина из которых — натюрморты с цветами. Как художник писал Вил, он «трудится как одержимый, особенно над букетами».
Одной из двух первых картин Ван-Гога в Сен-Поле были «Ирисы», и почти год спустя он написал новые ирисы, на этот раз в вазе, совсем как в своих предыдущих натюрмортах «Подсолнухи». «Ирисы в вазе» — красочная картина, большой букет фиолетово-синих цветов и пучок похожих на кинжалы листьев на эффектно оттеняющем их желтом фоне. Один стебель только что сломался и свисает сбоку, нарушая симметрию и напоминая о скоротечности жизни.
Тринадцатого мая Винсент сообщил Тео, что «после заключительной беседы с господином Пейроном я получил разрешение упаковать багаж, который и отправил с товарным поездом». В тот день его доставили на вокзал в повозке, чтобы он отослал свой тридцатикилограммовый багаж в Париж. По пути он «наблюдал сельский ландшафт — очень свежий после дождя и покрытый цветами», задумчиво размышляя, чего мог бы достичь, поправив здоровье: «как много всего я бы сделал».
Три дня спустя — через год и восемь дней после приезда — Ван Гог наконец покинул лечебницу для душевнобольных. Утром 16 мая 1890 года доктор Пейрон написал медицинский отчет, где указал, что его пациент перенес «несколько приступов продолжительностью от двух недель до месяца», хотя в промежутках он был «совершенно спокоен, ясно мыслил и страстно отдавался живописи».
Врач пришел к выводу: «Он просит выписаться сегодня, чтобы жить на севере Франции, надеясь, что этот климат ему подойдет лучше». Затем добавил одно слово: «Излечен».
Ван Гог в последний раз прошел через ворота лечебницы. Он отправился на станцию в повозке, предположительно управляемой его знакомым Пуле. Вполне возможно, с ними поехал и доктор Пейрон, так как к этому времени он уже понял, какой необычный пациент ему достался. После прощания с консьержем они проехали мимо римских памятников, и Ван Гог снова окинул взглядом оливковые рощи на фоне Малых Альп. Затем они спустились к станции, чтобы в полдень успеть на поезд.
Пуле, вероятно, прокатился с Ван Гогом по узкоколейке до Тараскона, где им пришлось час ждать скорого поезда до Парижа. Винсент воспользовался возможностью и отправил телеграмму брату, сообщив время прибытия. Тео хотел, чтобы кто-то из работников лечебницы поехал с ним до места назначения, но художник отказался: «Справедливо ли, чтобы меня сопровождали, как опасное животное? Нет, спасибо, я против». Он благополучно прибыл в Париж на следующее утро, и Тео встретил его на вокзале Гар-де-Лион около шести утра. Год жизни в лечебнице закончился. Художника манила новая жизнь в Овер-сюр-Уаз.
Пребывание Ван Гога в Овере вышло слишком коротким. Казалось, что все идет хорошо, но 27 июля 1890 года с ним снова случился приступ во время пленэра на пшеничных полях у деревни.
Однажды Винсент написал из Сен-Поля: «Художник слишком поглощен тем, что видят его глаза, и его жизнь не может принадлежать ему до конца». Однако это не все. Ван Гог, возможно, винил себя и свою одержимость живописью, но явно страдал от реальных физиологических и психологических проблем. Несмотря на то что творчество поглощало практически все его силы, без этого призвания у него было бы гораздо меньше стимулов жить — и, вполне вероятно, его нить судьбы оборвалась бы намного раньше.
В какой стране ван гог находился в больнице для душевнобольных
Удивительные истории об удивительном художнике. Из новой, яркой и безумно интересной книги «Неизвестный Ван Гог».
Автопортрет с перевязанным ухом и японской гравюрой
Любовь между братьями — огромная поддержка в жизни, эта истина стара как мир
Ван Гог пригласил к себе в «Желтый дом» Гогена, понимая, что жить вдвоем дешевле, а работа рядом с коллегой будет продуктивнее. Гоген приехал в октябре 1888 года, и поначалу все шло хорошо. Но вскоре возникла напряженность, вызванная разными характерами и часто противоположными взглядами на живопись.
Автопортрет с перевязанным ухом и японской гравюрой. Январь 1889 года. Холст, масло. 60 × 49 см. Галерея Курто, Лондон (F527)
Катастрофа случилась вечером в воскресенье 23 декабря 1888 года, когда после бурной ссоры Гоген выбежал из дома. Ван Гог схватил бритву и в приступе отчаяния отрезал часть левого уха. Завернув кусок плоти в бумагу, он отнес этот жуткий пакет женщине в местном борделе. Этот вызывающий поступок станет самым известным из печальных эпизодов в истории искусства.
Фрагмент. Автопортрет с перевязанным ухом и японской гравюрой. Январь 1889 года. Холст, масло. 60 × 49 см. Галерея Курто, Лондон (F527)
Что послужило толчком к членовредительству? Есть веские доказательства того, что ранее в тот день Винсент получил письмо от брата Тео, в котором тот рассказал, что встретил девушку Джо и они собираются пожениться. Ван Гог пришел в ужас от того, что о нем могут забыть, его охватила сильная тревога. Тео — единственный родственник, с кем он был близок, и его мучил страх, что приезд Джо испортит отношения с любимым братом.
Сосна и фигура в саду больницы Сен-Поль
Насколько доктора мыслят практичнее и трезвее… чем художники
Главой клиники Сен-Поль был доктор Теофил Пейрон. Поначалу художник был критически настроен и жаловался, что, поскольку лечебница «несколько уныла, этот человек, похоже, получает мало удовольствия от своей работы». Однако их отношения вскоре стали теплее, и Винсент шесть раз именовал его «добрым».
Сосна и фигура в саду больницы Сен-Поль. Сентябрь — октябрь 1889 года. Холст, масло. 58 × 45 см. Музей Орсе, Париж (F653)
Доктор информировал Тео о прогрессе в лечении брата в своих ежемесячных письмах и нашел время навестить его во время краткого визита в Париж на Всемирную выставку и только что установленную Эйфелеву башню.
Фрагмент. Сосна и фигура в саду больницы Сен-Поль. Сентябрь — октябрь 1889 года. Холст, масло. 58 × 45 см. Музей Орсе, Париж (F653)
Ван Гог так и не написал портрет Пейрона, так как тот отказывался позировать, но доктор все-таки фигурирует на полотне «Сосна и фигура в саду больницы Сен-Поль» в виде элегантно одетого пожилого мужчины, стоящего в позе хозяина перед северным крылом. По словам Ван Гога, это был «маленький, страдающий подагрой человек в очень темных очках, овдовевший несколько лет назад».
Звездная ночь
Сегодня утром я наблюдал из окна деревенский пейзаж задолго до рассвета, и в небе сияла утренняя звезда, казавшаяся огромной
В выходные 15–16 июня 1889 года Ван Гог с удовольствием принялся за дело, и ко вторнику «Звездная ночь» была завершена. Он выложил полотно слоями густых мазков, не жалея красок, которые только что получил от Тео. В посылке, прибывшей за неделю до начала работы, были два очень важных цвета: ультрамарин, составивший большую часть неба, и кобальтово-синий, интенсивно оттеняющий луну. Результатом стала изумительная гармония оттенков синего.
Звездная ночь. Июнь 1889 год. Холст, масло. 74 × 92 см. Музей современного искусства, Нью-Йорк (F612)
Кроме того, Винсент заказал шесть крупных тюбиков белой краски, которые расходовал активно и выжал до последней капли всего за девять дней, причем изрядная часть ушла на небо «Звездной ночи». Изначально картина явно была сочнее, поскольку специалисты недавно определили, что белый цвет со временем потемнел.
Фрагмент. Звездная ночь. Июнь 1889 год. Холст, масло. 74 × 92 см. Музей современного искусства, Нью-Йорк (F612)
За десятилетия на многих полотнах мастера краски поблекли, и часто люди не учитывают, что при рождении произведений сочетания цветов были ярче и удивительнее.
Автопортрет (на фоне завитков)
Люди говорят… что себя сложно познать, — но нарисовать себя еще сложнее
После третьего приступа Ван Гог собрал кисти, посмотрел в зеркало и принялся за автопортрет. «Я начал в первый же день, как только встал на ноги, я был худой, бледный, как черт», — писал он Тео. За несколько недель до того он проглотил краску, пытаясь отравиться, но теперь те же самые тюбики использовал для создания великолепных автопортретов, погружавших зрителя в глубины его психики.
Автопортрет (на фоне завитков). Сентябрь 1889 года. Холст, масло. 57 × 44 см. Национальная художественная галерея, Вашингтон (F626)
Винсент, наряду со своим соотечественником Рембрандтом, по праву считается величайшим автопортретистом в истории живописи. Менее чем за четыре года, с 1886-го по 1889-й, он написал себя 35 раз, запечатлевая самые разные выражения и настроения.
Фрагмент. Автопортрет (на фоне завитков). Музей Орсе, Париж
Почему после выздоровления Винсент обратился к автопортрету? Он писал Тео, что это «из-за отсутствия других натурщиков», но была и более глубокая причина. Автопортреты несли посылы — пациентам, медперсоналу, родственникам и, главное, самому себе: выйдя из кризиса, он был полон решимости продолжить следовать призванию. Включение палитры и кистей в первый из них подчеркивает это желание.
Цветущий миндаль
Это, пожалуй, моя лучшая работа, сделанная с наивысшим терпением, спокойно и с большой уверенностью
«Цветущий миндаль» был подарком Винсента крестнику. Как Ван Гог объяснил матери, Анне, он написал эту картину для спальни парижской квартиры Тео и Джо, где будет колыбелька ребенка: «крупные ветви белого миндаля на фоне голубого неба».
Цветущий миндаль. Музей Ван Гога, Амстердам (Фонд Винсента Ван Гога)
В Провансе эти деревья расцветают первыми, в феврале, предвещая приход весны. Район Сен-Реми тогда был знаменит своими миндальными деревьями, поэтому период наверняка был прекрасным, когда рощи превратились в облака нежных белых лепестков с пьянящим медовым ароматом.
Фрагмент. Цветущий миндаль. Музей Ван Гога, Амстердам (Фонд Винсента Ван Гога)
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |