в какой стране появились первые почтовые ящики
История почтового ящика
Компактный почтовый ящик, намертво вмонтированный в стену, давно стал частью привычного интерьера и является самым удобным способом коммуникации в мире. Но так было далеко не всегда. В древние времена доставка корреспонденции была делом сложным и опасным, а форма и назначение коробов для сбора посланий претерпевали значительные изменения. Хотя патент на резные контейнеры был выдан в середине XIX века в США, изобретение по праву принадлежит европейцам.
Древний мир
Доставку личной корреспонденции в осуществляли пешие и конные гонцы. В Персии письмо передавалось по цепочке от одного курьера к другому, а вот в Греции ценное известие вез от начала до конца один человек.
В Римской Империи была развита система доставки депеш и даже разработаны условно короткие маршруты, но вместе с падением Рима исчезла и почтовая коммуникация. На многие столетия мир утратил возможность пересылки писем и ценных грузов на дальние расстояния.
Средние века
В Средневековье князья-феодалы отправляли своих представителей в другие уезды или государства, и таким образом обменивались информацией. Британских, голландских и португальских мореплавателей часто использовали для перевозки писем на морских и торговых судах. Сами моряки делились информацией с другими экипажами на Мысе Доброй Надежды. На берегу полуострова были устроены каменные «тайники», в которые и помещали записки члены команды.
«Башмак»
Однажды португальский караван под управлением открывшего Мыс Надежды мореплавателя Бартоломео Диаша, проплывал мимо полуострова и попал в сильнейший шторм. В результате погибли почти все суда. Уцелел только один корабль. Команда решила вернуться домой, но один из членов экипажа решил подробно описать случившееся на бумаге и оставил послание в башмаке на дереве, растущем на южноафриканском берегу. Через год письмо обнаружил Жуан де Нова, и в память о случившейся трагедии воздвиг часовню, около которой выросло новое поселение. Башмак еще долго служил контенером для писем, оставляемых моряками с проплывающих судов и населением. Спустя годы на берегу был установлен памятник одному из первых почтовых ящиков в мире.
Европейская почта
Почтовые линии Турн-и-Таксис
В средние века самыми известными каналами передачи корреспонденции были монастырская, королевская и университетская почты. Династия Турн-и-Таксис нанимала курьеров, которые лично доставляли письма европейским вельможам и частным гражданам в течение 400 лет (со второй половины ХV века до 1867 года) всего за 5 суток.
Венецианские и флорентийские тамбуро
В конце 16 века в Италии на фасадах городской ратуши и церквей начали появляться зловещие барельефы с отверстием для доносов. «Бдительные» горожане бросали в щели анонимные записки на «подозрительных» ученых, «предполагаемых» колдунов и обвинения на «врагов государства».
Триумфальное шествие по Европе
Средневековый «детектор лжи» стал прообразом почтовых ячеек во многих европейских странах:
1874 год. Шведский конструктор разработал универсальную конструкцию с металлическими направляющими, прикрепленными к подвижному днищу прямоугольного ящика. Принадлежность к тому или иному почтовому департаменту определялась по цвету ящиков.
Россия
До XIX века услуги доставки корреспонденции в России предоставляли ямщики. Кибитки останавливались на почтовых станциях (ямах), где забирали и оставляли письма.
Первый почтовый ящик классической формы шириной 34 и высотой 58 см был представлен в Санкт-Петербурге в 1848 году. Это была деревянная конструкция, обшитая металлом. В ячейки можно было опускать конверт с оттиском Почтового департамента России. Легкие ящики иногда уносили вместе с содержимым, поэтому было принято решение изготавливать тяжелые чугунные короба, вес которых достигал 40 кг.
В 1910 году конструктор Юрий Шабаров разработал модель небольшого железного контейнера с открывающейся донной дверцей. Металлические капсы намертво прикреплялись на стену.
В 1928 году на московских трамваях появились мобильные ящики для писем. Корреспонденция извлекалась на остановке рядом с главпочтамтом, но такая практика не прижилась.
Сегодня любой человек может получать почту на дом, через персональную ячейку или заказать курьерскую доставку.
История почтового ящика
Сейчас почтовый ящик известен всем. Даже можно констатировать тот факт, что его популярность в настоящее время постепенно падает. А все потому, что письма мы посылаем уже гораздо реже, их заменили современные средства связи.
Теперь в ящике можно найти квитанции для оплаты коммунальных услуг и рекламные буклеты. Как и все другие вещи в мире почтовый ящик имеет свою историю. Он является стартовой точкой любого письма.
Несколько столетий назад письмо передавалось посредством только одного почтового ящика. Так, автор письма оставлял его в почтовом ящике, а адресат забирал и читал. Таким способом в XVI веке обменивались письмами моряки. Их почтовые ящики больше напоминали тайники, но именно они и стали прообразами современных ящиков.
В современном мире человек может без каких-либо усилий разместить у себя дома почтовый ящик и получать корреспонденцию. Но раньше, когда морской путь из Европы в Индию или Китай проходил в обход Африки, все было сложнее. Во время этого длительного путешествия в районе мыса Доброй Надежды моряки приставали к берегу для пополнения запасов воды, провизии, а также, чтобы оставить почту, в установленных там каменных почтовых ящиках, для своих коллег с других кораблей, или забрать адресованную им корреспонденцию.
Первая городская почта была организована в XVII веке в Париже. Но существующая в то время почтовая система требовала значительных финансовых затрат на оплату курьерам, которые забирали и доставляли почту. Парижанин де Велайе решил приспособить для сбора почты флорентийские тамбуро (ящики для доносов), которые и стали первыми парижскими почтовыми ящиками. Однако почтовая система де Велайе просуществовала недолго.
Еще через полвека следующим этапом истории почтовых ящиков стало их использование в межконтинентальной пересылке писем: между Англией и Америкой. Так, капитаны судов, отправляющихся в плавание, вывешивали в гостиницах и кабаках холщовые мешки для сбора писем. Любой человек мог оставить свое письмо в мешке, оплатив его пересылку в Америку в размере всего 1 пенса. По прибытию капитан судна передавал свой мешок почтмейстеру.
Почтовые ящики завоевывали свою популярность очень медленно. Обычно люди не доверяли им. Только в середине XIX века они стали использоваться в Германии. Однако развитие научно-технического прогресса оказало свое влияние и на них. Уже в начале XX века в Англии появились автоматические почтовые ящики, так называемые «экспрессы». Они представляли собой автомат, в который опускались письма и монеты, после чего отправитель нажимал рычаг, которым вызывал курьера для того, чтобы тот забрал почту.
В Москве с 1928 года появились так называемые ящики-путешественники. Они крепились в трамваях, идущих по установленным маршрутам мимо почтамтов. Однако этот вид ящиков не прижился и вскоре был заменен на неподвижные ящики, закрепленные на стенах домов, заборах, столбах и др.
История почтового ящика
Письмами люди обменивались между собою с незапамятных времен. Сначала для передачи письменной информации пользовались услугами пеших или конных гонцов. Еще Юлий Цезарь организовал доставку корреспонденции при помощи государственной почты. По всей стране были организованы мелкие и крупные почтовые станции, где курьеры могли останавливаться на отдых и менять лошадей.
Каменный почтовый ящик
Почтовый ящик появился в обиходе значительно позже. Произошло это в 16 веке. В то время добраться из Европы в Индию можно было только морским путем, огибая Африканский континент. Путь был долгий. И голландские моряки останавливались на мысе Доброй Надежды, чтобы пополнить запасы пресной воды и еды. Вот здесь они и организовали свой первый почтовый каменный ящик, чтобы получать вести друг от друга. Они клали письма в деревянные ящики, а потом эти ящики оставляли в каменной нише. Так моряки с одного судна передавали вести для экипажей других судов. Таким почтовым ящиком моряки пользовались не одно столетие.
Почтовый ящик в ботинке
Однако первыми, кто начал пользоваться почтовым ящиком, стали португальские моряки. Однажды, проходя мимо мыса Доброй надежды, морской караван попал в сильный шторм. Почти все корабли разбились, а моряки погибли. Уцелел только один корабль, который и пристал после шторма к мысу. Один из моряков описал крушение кораблей, прибил к дереву свой башмак и положил в него свое послание.
Год спустя мыс посетили его соотечественники, которые нашли в башмаке его записку. На этом месте они соорудили часовню, вокруг которой в последствии образовалось поселение. Башмаком же в качестве почтового ящика продолжали пользоваться и дальше.
Ящик для доносов
Примерно в это же время, т. е. в конце 16 века во Флоренции, в церквях и соборах стали выставлять специальные ящики тамбуро. В них граждане должны были класть анонимные грамоты, в которых сообщали что-то о своих согражданах. Проще говоря, оставляли доносы. Написание доносов во Флоренции было достаточно прибыльным делом. Человек, написавший донос, разламывал напополам серебряную монетку. Одну половинку он клал вместе с анонимкой в тамбуро, а другую в качестве доказательства оставлял себе.
После ареста и взыскания штрафа с человека, на которого была составлена анонимка, автору письма выплачивалась четверть взысканного штрафа, после предъявления своей половинки разломленной монеты.
Попытка организации почты в Париже
Некий господин де Велайе в середине 17 века попробовал организовать почтовую службу в Париже. До этого почтовые услуги оказывались специальными курьерами, которые забирали и доставляли почтовые отправления по нужному адресу. Велайе же повесил несколько деревянных почтовых ящиков в разных местах в Париже. В них горожане должны были опускать письма вместе с оплатой за доставку. Оплата же была назначена значительно ниже, чем оплачивались услуги курьеров.
Но, тем не менее, данная почтовая система не прижилась. Бедные писем друг другу не отправляли, а богатые отправляли рассыльных со своей корреспонденцией.
Межконтинентальные почтовые сообщения
Спустя 50 лет похожими почтовыми ящиками стали пользоваться при доставке писем из Англии в Америку. Тогда организовались регулярные рейсы между этими странами. Капитаны судов, которым предстоял очередной рейс, вывешивали специальные холщовые мешки в кабаках и гостиницах. В них и складывали свою корреспонденцию обыватели. Вместе с письмами в мешки сразу же опускали плату за доставку писем, которая в то время оставляла всего 1 пенс.
Австрийский почтовый ящик
В середине 18 века в Австрии появился почтовый ящик, который вешался на спину почтальону. Тот совершал обход города по определенному маршруту, на котором горожане складывали в ящик письма вместе с оплатой доставки.
Первый ящик, прикрепленный на стену, появился в Вене только в 1871году.
Немецкая почтовая система
До начала 19 века любую корреспонденцию в Берлине можно было отправить только с Королевского почтамта. Так как это был единственный на весь город пункт приема писем, очереди в нем были огромными. Иногда горожанам приходилось дожидаться возможности отправить записку по несколько дней. Населению это не нравилось. Люди стали высказывать свое недовольство, появились беспорядки. Правительство приняло решение открыть еще 3 пункта приемки писем в разных частях города.
Только через 50 лет в Берлине появились деревянные ящики с изображением рожка, которые вешались на стену.
Почтовые ящики в России
В 1848 г первые почтовые деревянные ящики появились в Санкт-Петербурге, а затем в Москве. На них был изображен тот же почтовый рожок и орел.
В 1928 году в Москве создали передвижные почтовые ящики. Они крепились на стену трамвая, который по маршруту проходил мимо почтового отделения. Граждане должны были дожидаться прихода этого трамвая и опустить в него письмо. На трамвае собранные письма довозились непосредственно до пункта сортировки писем.
Интересные факты о почтовых ящиках
Первый почтовый ящик для сбора корреспонденции появился в Англии 23 ноября 1852 года. Был он сделан из чугуна и отличался приятным, как сообщают некоторые источники, тёмно-каштановым цветом.
Самый старый действующий почтовый ящик в мире находится в Сент-Питер-Порте на острове Гернси, Великобритания. Он начал работать 8 февраля 1853 года.
Самым первым и необычным почтовым ящиком считается простой башмак экспедиции Бартоломео Диаса.
В XVIII веке капитаны судов, ходивших из Англии в Америку, использовали для сбора корреспонденции холщовые мешки, которые вывешивались в холлах гостиниц и в кофейнях для сбора писем.
Последнее важное усовершенствование почтового ящика было произведено в 1896 году в Швеции. Там была придумана конструкция, когда в направляющие нижней части ящика вставлялась рамка мешка, после чего подвижное дно выдвигалось, и письма мгновенно сыпались в мешок. Эта система используется в большинстве почтовых ящиков по сей день.
Почтовые ящики для сбора обычных писем в нашей стране появились в 1848 году в двух крупнейших городах – Санкт-Петербурге и Москве. Первые ящики изготавливались из чугуна и весили около трех пудов, чтобы их не украли.
Выражение «почтовый ящик» в СССР означало не только емкость для сбора корреспонденции, но и секретное предприятие, у которого не указывался обычный адрес, а лишь номер почтового ящика.
В 2012 году в Великобритании было решено покрасить почтовые ящики в местах рождения британцев, выигравших золото на Олимпиаде в Лондоне, в «золотой» цвет.Интересные факты о почтовых ящиках
По виду использования и соответствующей конструкции различают две следующие основные категории почтовых ящиков: для исходящей корреспонденции и для входящей корреспонденции.
Для сбора исходящих писем и почтовых карточек почтовые ящики устанавливаются в почтовых отделениях, а также в ключевых точках жилого сектора.Для сбора почты определённого абонента или абонентов почтовые ящики устанавливаются по адресу жительства (для физических лиц) или фактическому адресу (для юридических лиц) и размещаются в доступных для почтальонов местах.
Первый почтовый ящик для сбора корреспонденции появился в Англии 23 ноября 1852 года. Был он сделан из чугуна и отличался приятным, как сообщают некоторые источники, тёмно-каштановым цветом. Кстати, все британские ящики тогда окрашивались в тёмно-коричневый цвет. В 1874 году стандартным цветом стал ярко-красный.
Помимо цвета у ящиков Королевской почты есть и свой опознавательный знак. По нанесенным на них буквам/цифрам видно, какой монарх правил страной, когда они были произведены. Первая буква, за которой иногда следуют римские цифры, символизирует имя короля или королевы, а буква R означает Rex (правящий монарх-король) или Regina (правящий монарх-королева).
Самый старый действующий почтовый ящик в мире находится в Сент-Питер-Порте на острове Гернси, Великобритания. Он начал работать 8 февраля 1853 года.
В Вене в XVIII веке почтовые ящики путешествовали по городу на спине почтальона. Такую почту называли «трещеточной». Чтобы оповещать о своем приближении, почтальону приходилось пользоваться специальной трещоткой. Горожане складывали в ящик письма вместе с оплатой доставки. Первый ящик, прикрепленный на стену, появился в Вене только в 1871 году.
На фото: Почтовая карточка Третьего рейха, выпущенная 12 января 1941 года ко Дню почтовой марки с репродукцией гравюры Иеронима Бенедикта «Письмоносец с трещоткой» (конец XVIII века) и надпечаткой немецкой оккупации Люксембурга на стандартной марке
В XVIII веке капитаны судов, ходивших из Англии в Америку, использовали для сбора корреспонденции холщовые мешки, которые вывешивались в холлах гостиниц и в кофейнях для сбора писем.
В Лондоне (Великобритания) были созданы ящики экспресс-почты. Отправитель опускал в такой ящик письмо и монету для оплаты услуг и нажимал на специальный рычаг, с помощью которого в ближайшее почтовое отделение подавался сигнал о поступлении письма. Получив сигнал, из почтового отделения отправляли курьера забрать письмо.
Последнее важное усовершенствование почтового ящика было произведено в 1896 году в Швеции. Там была придумана конструкция, когда в направляющие нижней части ящика вставлялась рамка мешка, после чего подвижное дно выдвигалось, и письма мгновенно сыпались в мешок. Эта система используется в большинстве почтовых ящиков по сей день.Почтовые ящики для сбора обычных писем в нашей стране появились в 1848 году в двух крупнейших городах – Санкт-Петербурге и Москве. Первые ящики изготавливались из чугуна и весили около трех пудов, чтобы их не украли.
В СССР в крупных городах страны почтовые ящики были двух цветов. Синие для междугородной корреспонденции и красные для писем внутри города.Выражение «почтовый ящик» в СССР означало не только емкость для сбора корреспонденции, но и секретное предприятие, у которого не указывался обычный адрес, а лишь номер почтового ящика.
История Азербайджана
Научно-популярный портал по истории Азербайджана
История появления почтового ящика
О.БУЛАНОВА
Когда не было интернета, а телефоны были стационарными и стояли далеко не в каждой квартире, люди на бумаге писали друг другу письма. Затем клали письмо в конверт и опускали в почтовый ящик. Проделав извилистый путь, который часто длился не одну неделю, письмо приходило к адресату.
Эта замечательная традиция – писать письма – зародилась очень давно. Но если традиция писать письма очень старая, то и почтовый ящик должен иметь не менее богатую историю. Он и имеет – богатую и интересную.
Любопытно, что в самом начале вполне хватало одного ящика. Т.е. письмо и с места не трогалось: один человек клал его в ящик, второй вынимал… Но кому могла понадобиться столь странная система связи?
Чтобы ответить на этот вопрос, перенесемся в XVI в. Еще не построен Суэцкий канал, долгий и опасный путь из Европы в Индию идет вокруг Африки.
Естественно, что, совершая трудный поход, моряки хотели получать какие-то весточки друг о друге. Так на мысе Доброй Надежды появился каменный почтовый ящик. Экипаж одного судна клал в него письма, адресованные товарищам с другого корабля. Подобная связь действовала четко в течение нескольких столетий.
“Голландцы имеют на пристани особое место и камень, в который они кладут письма, дабы приезжающие другие голландцы были извещены об их пути и странствиях, откуда и куда они плыли и что с ними особенного приключилось”, – так описывал это “почтовое отделение” знаменитый путешественник XVII в. Адам Олеарий.
Но на самом деле такой тайник первыми придумали португальцы, голландцы лишь воспользовались идеей. И был он поначалу не каменным. Началось все с того, что Бартоломеу Диаш, португальский мореплаватель, открывший за двенадцать лет до этого мыс Доброй Надежды, попал в жестокий шторм у берегов Южной Африки. В разбушевавшихся волнах погибло много моряков, в том числе и сам Диаш. Из всех кораблей уцелел только один.
Когда буря утихла, участники экспедиции решили вернуться на родину. Перед отплытием один офицер описал случившееся, засунул письмо в башмак, а башмак прибил к дереву – чтобы привлечь внимание: пусть и другие моряки прочитают послание и узнают о случившемся.
Год спустя тем же самым путем в Индию отправился другой мореплаватель, Жуан да Нова. Он пристал к берегу как раз в том месте, где на дереве висел башмак. Да Нова прочитал послание и воздвиг поблизости часовню. Около нее вскоре возникло поселение, а башмак еще долго служил местным жителям почтовым ящиком.
Впрочем, тайники моряков – отнюдь не единственные предшественники почтового ящика. В том же XVI в. ящики появились и по другую сторону экватора – в соборах и церквях Флорентийской республики. Тамбуро, как называли их флорентийцы, были страшными ящиками – они предназначались для доносов. Анонимного письма, опущенного в тамбуро, было достаточно, чтобы схватить и осудить человека.
Доносы во Флоренции – обычное, ничем не примечательное дело. Более того, доносчики поощрялись. Чтобы получать вознаграждение за подлость, автор анонимки, опущенной в тамбуро, ломал пополам серебряную монету. Одна половина сопровождала донос, вторая становилась своеобразной квитанцией для получения четвертой части штрафа, взысканного судом республики с человека, на которого написан донос. Так что тамбуро пользовались большой популярностью и никогда не пустовали. Клевета и оговор были отличным способом свести счеты с недругом.
Не мудрено, что о ящиках с такой мрачной славой не забыли даже в XVII в., когда городской почте, созданной в Париже неким господином де Велайе, понадобились ящики для писем.
Велайе тогда долго думал, как бы организовать в Париже почту. Существовавшая в то время почтовая система требовала значительных затрат на оплату курьерам, забиравшим и доставлявшим почту. Велайе решил поставить почтовое дело на поток и разместил по Парижу несколько ящиков типа печально известных тамбуро, куда горожане должны складывать письма и заодно плату за их доставку. Надо сказать, значительно меньшую плату, чем за курьерскую.
Однако сия почтовая система не прижилась – богатые по-прежнему пользовались посыльными, а бедные не отправляли писем. Средневековый предприниматель обанкротился, а парижская городская почта умерла, не родившись.
Второе дыхание почтовые отправления получили спустя полвека. Своеобразные почтовые ящики стали использовать в межконтинентальной пересылке писем, когда между Англией и Америкой начало развиваться регулярное морское сообщение. Капитаны судов, отправляющихся в рейс, вывешивали в гостиницах и кабаках холщовые мешки. Любой человек мог опустить письмо в такой мешок. Оплата пересылки в Америку составляла всего 1 пенс. По прибытию капитан передавал мешок почтмейстеру.
И еще полсотни лет прошло, когда очередной почтовый ящик появляется в Австрии. Он был деревянным и висел не на стене, а на… спине. Бедняга-почтальон таскал его на себе по заранее проложенному маршруту, а граждане дожидались его, чтобы бросить в ящик письма и заплатить за доставку.
Казалось бы, как просто прикрепить почтовый ящик к стене, но… украшенный изображением письма и почтового рожка солидных размеров деревянный ящик появился на стене одного из домов Вены только в 1785 г.
Так что простое рождалось непросто. Достаточно сказать, что до 1801 г. письмо из Берлина можно было отправить только с дворцового почтамта. Один приемный пункт на город с населением более 170 тысяч человек! Очереди были страшнейшие, на оформление отправки уходила масса времени, в очереди иногда стояли по несколько дней. Чаша терпения берлинцев переполнилась, начались недовольства и беспорядки.
Городской магистрат принял решение ассигновать 4230 талеров, чтобы открыть в разных концах Берлина еще три приемных пункта, но это оказалось очень дорого, и этот проект опротестовал тайный советник Пистор.
“Такое дорогостоящее учреждение, – писал он, – не соответствует ни требованиям местной публики, ни самому делу. Лучше обзавестись почтовыми ящиками и установить их, где нужно. Возражения, какие могли бы возникнуть против таких ящиков, по-моему, не заслуживают внимания. Можно подвесить ящики в местах, где они будут находиться под присмотром часового; почтальоны могут относить их три раза в день на почту и заменять другими. При ящиках должны быть печатные примечания о том, какие письма не доставляются неоплаченными; такое учреждение будет вполне отвечать требованиям публики и обойдется едва в 500 талеров”.
Более чем разумное предложение тайного советника Пистора осуществлялось еще полсотни лет, потому что берлинцы вновь оказались недовольны: как можно доверить письмо неодушевленному предмету? Так что почтовые ящики, привычные для нас – висящие на стенах, появились в Берлине только в 1851 г. На них тоже было изображение рожка.
Надо сказать, этот символ возник отнюдь не случайно. Рожок являлся эмблемой связи. Еще в начале XVI в. граф Турн-Таксис учредил первую в Европе регулярную почтовую линию Вена-Брюссель. Конные почтальоны, а потом кондукторы почтовых дилижансов пользовались сигнальными рожками. Услышав этот звук, все немедленно должны были уступать им дорогу. Звук рожка освобождал от подорожной платы на заставах, заставлял паромщиков немедленно и бесплатно перевозить почту через реку и “открывал” охраняемые городские ворота в любое время суток. А местные жители, услышав его, знали, что прибыл почтальон и собирает письма.
Почтовые рожки были символами почтовой связи во многих странах и до сих пор изображаются на немалом количестве почтовых ящиков в мире. В Российской Империи с 1666 г. официальными эмблемами российской почты стали одиночный почтовый рожок и государственный герб в виде двуглавого орла.
Кстати, в Российской Империи первые ящики установили в Санкт-Петербурге, а потом в Москве в 1848 г. В 1866 г. в Лондоне появилась экспресс-почта. Отправитель опускал письмо в ящик, клал монетку и нажимал рычаг. В ближайшем почтовом отделении срабатывал звуковой сигнал, тут же оперативно прибывал курьер и забирал корреспонденцию.
Довольно сложная система, а сложное не всегда хорошо. Такие ящики не прижились. Да и телеграф с телефоном сделали их просто ненужными. Неудачной оказалась также и попытка использовать ящики-путешественники, позволявшие ускорить доставку писем. В 1928 г. 200 таких ящиков установили на стенках трамваев московские связисты. По задумке корреспонденция сама должна была прибывать в сортировочный пункт и дальше отправляться по городам и селам.
В первую очередь эти ящики ставили на трамваях, проходивших мимо Главного почтамта. Т.е. письма сами ехали в руки связистов. Такая заманчивая, на первый взгляд, затея оказалась неудачной – бегать за трамваем или ждать его на остановке оказалось не очень приятным. Гораздо проще объехать на автомобиле обычные ящики, висящие на стенах, нежели прибегать к ящикам, висящим на трамвайной стенке. Ведь в такой ящик письмо можно опустить только на остановке, а когда трамвая нет, то нужно его дождаться… Тем более что обычные, висящие на стенках почтовые ящики никто, к счастью, не отменил.
Существовала и еще одна проблема, которая постепенно выявлялась в процессе совершенствования идеи отправлять письма через почтовые ящики. Во-первых, сохранность писем (мало ли какому хулигану придет в голову сорвать почтовый ящик и выкинуть в ближайшую канаву), во-вторых, сохранение тайны переписки. Так что, совершенствуя почтовые ящики, связисты заботились и о том, чтобы ящик мог сохранить доверенную ему тайну.
Внесли свою лепту в охрану тайны письма и русские связисты. Во второй половине XIX в. они предложили двойной ящик. При очистке корреспонденции внутренний ящик заменялся пустым, а ящик с письмами, не вскрывая, доставляли на почту. Эту сложную конструкцию вытеснил ящик с донной дверцей, изобретенной в 1910 г. конструктором П.Н. Шабаровым. Донная дверца открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный ящик.
Иногда, впрочем, в истории почтовых ящиков случались забавные выверты. Всем понятно, что почтовый ящик должен быть доступен для всех. Кому в голову придет вешать его для двух-трех человек? И тем не менее в начале ХХ в. такие индивидуальные ящики устанавливали подле домов богатых людей в Вашингтоне.
Как свидетельствовала одна из немецких газет, “посредством особого знака на ящике обращается внимание проходящего почтальона, имеющего у себя ключ, чтобы он открыл ящик. Затем он вынимает письма, и если в ящике находится записка с приложением денег, то он оставляет на эту сумму марки и снова закрывает ящик”.