в какой стране формой правления является парламентская республика
В первом случае, упомянутом выше, форма исполнительной власти отличается от большинства других правительств и полупрезидентских республик, которые отделяют главу государства (обычно обозначаемого как « президент ») от главы правительства (обычно обозначаемого как « премьер-министр »,« премьер »или« канцлер ») и подчиняют последнего доверию парламента и снисходительному пребыванию в должности, в то время как глава государства лишен зависимости и наделяет любую должность большей частью исполнительной власти.
СОДЕРЖАНИЕ
Полномочия
В некоторых случаях президент может на законных основаниях иметь исполнительные полномочия, предоставленные им для осуществления повседневного управления правительством (как в Австрии и Исландии), но по соглашению они либо не используют эти полномочия, либо используют их только для выполнения по совету парламента или главы правительства. Таким образом, некоторые парламентские республики можно рассматривать как следующие полупрезидентской системе, но действующие в рамках парламентской системы.
Историческое развитие
Содружество Наций
После Лондонской декларации от 29 апреля 1949 года (всего через несколько недель после того, как Ирландия провозгласила себя республикой и исключила себя из Содружества), республики были приняты в члены Содружества Наций.
Другие государства стали парламентскими республиками после обретения независимости.
Определение парламентарной республики
Парламентская республика — вид государственного строя, где вся власть сосредоточена в едином специально созданном законодательном и исполнительном органе — парламенте. В различных государствах он может называться по-разному: в Польше — Сейм, в Австрии — Ландтаг, в Германии — Бундестаг.
Особенность этой формы правления характеризуется для начала тем, что именно парламент может формировать правительство, которое, в свою очередь, полностью ему подчинено и выбирает президента государства (чаще всего). То есть после завершения народных выборов в парламенте партии, которые выиграли, создают большинство в коалиции, с учетом этого начинают формировать новое правительство. Причем каждая фракция имеет определенное количество «портфелей» соотносительно своего веса в созданной коалиции.
К примеру, к «чистым» парламентским государствам относятся следующие страны: Австрия, Германия, Индия и Ирландия. С 1977 г. сюда входит Португалия, а с 1991 г. — Кабо-Верде (Африка).
Не нужно путать определения парламентская республика и монархия, хоть они значительно похожи друг с другом. Основное сходство состоит в том, что в этих формах правления главным государственным органом власти является парламент, а монарх или президент выполняет только представительскую роль, то есть это только некий символ государства. Но вот основное отличие между этими формами управления заключается в том, что в парламентской стране президент все время выбирается парламентом, а в монархии должность переходит по праву рождения.
По большому счету, бывает три разновидности республик. С учетом величины полномочий президента существуют парламентские и президентские страны. Классический пример президентской республики — это США, а парламентские государства — Чехия, Италия, Германия.
Также может формироваться еще одна разновидность республики — смешанная форма правления.
В этих странах обе ветки власти имеют приблизительно равные полномочиями и могут контролировать друг друга. В качестве наиболее частых примеров этих государств приводятся Румыния и Франция.
Особенности правления
Парламентское государство, как и президентская республика, также испытывает сегодня давление, которое направленно на «рационализацию» правления страной. Но в этом случае смысл такого управления заключается в усилении исполнительной власти, эта особенность состоит в том, чтобы появилась ограниченная возможность воспользоваться вотумом недоверия, поскольку это приводит к частому изменению состава правительства и, соответственно, к нестабильному развитию страны.
Основная задача «рационализации» заключается в том, чтобы сформировать стабильное правительство, избежать постоянного изменения министров (в Испании, к примеру, поменялось 62 кабмина со времени завершения Великой Отечественной войны, то есть в среднем одно правительство правило меньше года).
Для этого используют разные конституционные способы. Самым эффективным также считается «конструктивный вотум недоверия», который изначально предусмотрен в конституции Германии, а сегодня и в Италии, Польши, Венгрии. Так, перед нижней палатой отвечает не полностью правительство, а лишь его глава. Конкретным министрам недоверие нельзя выразить, они назначаются и снимаются с должности премьером.
Также парламент может выражать вотум недоверия лишь с условием, что проект резолюции, который был внесен, содержит несколько пунктов: рассмотрение недоверия действующего главы правительства и предложение о новом кандидате на эту должность. Вердикт выносится одновременно, то есть государство не остается сразу без правительства и премьера.
Список государств
Распространенность этого типа управления в мире довольно велика. Сейчас есть около 30 парламентских стран, причем нужно сказать, что точную цифру выделить невозможно. В определенных государствах трудно понять, какая именно у них форма правления.
На сегодняшний день существуют следующие парламентские республики:
Парламентских государств больше всего в европейской части.
Существует и другая особенность, которую можно заметить: многие их описанных стран (в первую очередь, если рассматривать Европу) являются успешными и экономически развитыми демократическими державами.
Если обратить во внимание на рейтинг стран с учетом развития уровня демократии, то нужно отметить, что из 30 государств, которые имеют самый высокий статус «полноценная демократия», двадцать — это парламентские монархии и республики. При этом они лидеры и в рейтинге МВФ по объемам ВВП. То есть можно говорить о том, что наиболее эффективной формой управления на сегодняшний день считается именно парламентская республика.
Все эти страны имеют одинаковые черты, среди них можно выделить следующие:
Преимущества и недостатки
Исходя из всех достоинств, парламентская республика совершенно неидеальна и имеет множество серьезных недостатков.
К главным преимуществам этой политической формы правления относятся следующие:
Но при этой форме государственного правления существуют и определенные недостатки, они отчасти появляются из преимуществ этого устройства системы.
Для начала это нестабильность коалиционных формирований, что не редко провоцирует политические кризисы (к примеру, можно выделить Грецию и Украину). При этом обычно коалиционному правительству нужно отказываться от важных для государства законов, чтобы соблюдать идеологическую линию соглашений в коалиции.
Другой значительный недостаток парламентского способа правления — возможность узурпации власти в стране правительством, когда парламент, по большому счету, становится обычной «штамповочной машиной» для создания разных законопроектов.
К примеру, можно кратко рассмотреть характеристики и особенности этой формы правления в наиболее популярных в мире парламентских странах: Германии, Австрии, Польши, Индии.
Германия и Австрия
Парламент в Германии выбирается на 4 года и состоит из 2-х палат: Бундесрат, который в себя включает 68 депутатов и Бундестаг, состоящий 623 человек. В первом правительственном органе находятся представители всех 16 территорий государства. Все федеративные округа имеют 2−7 представителей в парламенте (с учетом размеров определенного региона).
Они выбирают на должность канцлера Германии, он отвечает за исполнительную ветвь власти и, по большому счету, является главным представителем страны. С 2004 г. на этой должности находится Ангела Меркель — первая женщина канцлер за всю историю этого государства.
Парламент в Австрии называется «ландтаг», а депутаты в правительство также выбираются на срок 4 года. Центральный австрийский орган государства (Федеральные Сборы) в себя включает две палаты: Бундесрат, куда входит 63 депутата, и Национальрат, где находится 184 человека. Помимо того, свой ландтаг есть во всех девяти федеральных регионах страны. Непосредственно в государстве зарегистрировано приблизительно 720 партий, но на сегодняшний день в парламенте Австрии находятся лишь 5 из них.
Индия и Польша
Индия тоже является парламентской страной, где вся власть сосредоточена в руках парламента и правительства, созданного им. Этот правительственный орган состоит из Совета Штатов (Раджья Сабха) — он отвечает за интересы конкретных регионов и Народной Палаты (Лок Сабха).
В последнюю депутаты выбираются народным голосованием. Максимальное количество «портфелей» в Лок Сабха составляет 552 человека. Период работы ограничен сроком пять лет.
Но Народную Палату может распустить досрочно президент государства, а в некоторых случаях индийское законодательство позволяет продлить время работы на 12 месяцев. Возглавляет правительство спикер, который после получения этой должности должен выйти из партии, где состоит.
Совет Штатов создается за счет косвенных выборов, он состоит из 246 человек. Раз в 2 года состав изменяется на одну треть. Парламент в Польше тоже состоит из двух палат: это Сейм, где находится 462 депутата, и Сенат, куда входит 105 человек. Первый выбирается по пропорциональной системе. Причем получить портфель в Сейме смогут только кандидаты, набравшие не менее 5% голосов на народном голосовании (но это не относится к депутатам партий этнических меньшинств).
Парламентская форма устройства страны подходит не всем государствам. В первую очередь, необходимо учесть экономический и социальный фактор, а также исторический опыт. Из всех держав мира самой старой республикой с этим способом правления является Сан-Марино.
Парламентская республика – в каких странах существует, что означает термин
На планете существует около 200 государств и 140 из них по форме правления относятся к республикам. Распределение полномочий между президентом и высшим представительным органом может быть различным. Термином парламентская республика называют вариант государственного устройства, при котором существует перераспределение полномочий в сторону парламента.
Общая характеристика
При такой форме правления компетенция парламента охватывает:
Первой парламентской республикой из относительно крупных стран в мировой истории стала Франция после революции 1870 года. Парламент получил законодательную власть в соответствии с конституционными законами 1875 года. В историю Франции этот период вошел под названием “Третья республика”.
Рис. 1. Парламентская республика.
Глава государства может избираться парламентом или каким-нибудь органом с участием представителей региональной власти. В отдельных случаях, например, в Австрии, выборы президента стали всеобщими. Президент, выполняя функцию главы государства, часто не является руководителем исполнительной власти. Хотя существуют и исключения. В ряде парламентских республик главу государства избирает парламент и он же является главой правительства. Такое распределение функций власти встречается в следующих странах:
Рис. 2. Парламент Италии.
Современные парламентские республики
Среди стран бывшего СССР к ним относятся Армения (с 2018 года), Кыргызстан, Молдова, Эстония, Латвия и Грузия. Многие страны Европы имеют такой вид государственного устройства: ФРГ, Болгария, Греция, Албания, Италия, Финляндия, Чехия, Словакия, Австрия, Исландия, Мальта все республики бывшей Югославии и Швейцария. Самой маленькой парламентской республикой Европы является Сан-Марино.
В Азии к парламентским республикам относятся Израиль, Мьянма (с 2010 года и в период с 1948 по 1962), Сингапур, Ливан, Непал, Пакистан, Ирак, Индия. Последняя интересна тем, что является самым населенным государством с данной формой правления, свыше 1 млрд жителей.
Некоторые экзотические страны также стали парламентскими республиками, например, островные Фиджи, Вануату, Науру, Маврикий, Тринидад и Тобаго и континентальные – Сомали и Ботсвана.
Рис. 3. Парламент Мьянмы.
Что мы узнали?
Для понимания современной мировой политики необходимо знать, что такое парламентская республика. Данная форма государственного устройства подойдет не всем странам. Следует учитывать их исторический опыт и социально-экономический фактор. Из всех стран мира старейшей парламентской республикой можно считать Сан-Марино.
Парламентская республика
При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Эта статья описывает случаи, когда глава правительства не является главой государства.Глава правительства — это главное должностное лицо исполнительной ветви власти, зачастую стоящее во главе кабинета. В парламентской системе власти главу правительства часто называют премьер-министром, председателем правительства и т. д. В президентских республиках или монархиях глава правительства может быть главой государства, которого часто называют, соответственно, президентом или монархом.
Европейский союз — наднациональное объединение демократических государств. На саммите Европейского совета, состоявшейся в Копенгагене (Дания) 21-22 июня 1993 года Европейский союз определил Копенгагенские критерии относительно условий, которые должна выполнить страна-кандидат, чтобы иметь право на вступление в Европейский союз.
В странах с республиканской формой правления главой государства обычно является президент. В случае, если президент по каким-нибудь причинам не может исполнять свои обязанности, его полномочия переходят к другому должностному лицу. В разных странах это может быть премьер-министр (Россия), вице-президент (США), председатель палаты парламента (Французская республика).
Формы правления стран мира
Форма государственного правления — это способ организации верховной власти, определяющий систему ее высших органов, порядок их формирования и особенности распределения полномочий между ними, а также взаимоотношения с населением страны.
№ | Страна | Форма государственного правления¹ | Регион |
---|---|---|---|
1 | Австралия | парламентская конституционная монархия | Океания |
2 | Австрия | парламентская республика | Европа |
3 | Азербайджан | смешанная республика | Азия |
4 | Албания | парламентская республика | Европа |
5 | Алжир | смешанная республика | Африка |
6 | Ангола | президентская республика | Африка |
7 | Андорра | парламентская конституционная монархия | Европа |
8 | Антигуа и Барбуда | парламентская конституционная монархия | Северная Америка |
9 | Аргентина | президентская республика | Южная Америка |
10 | Армения | парламентская республика | Азия |
11 | Афганистан | президентская республика | Азия |
12 | Багамские Острова | парламентская конституционная монархия | Северная Америка |
13 | Бангладеш | парламентская республика | Азия |
14 | Барбадос | парламентская конституционная монархия | Северная Америка |
15 | Бахрейн | конституционная монархия | Азия |
16 | Беларусь | президентская республика | Европа |
17 | Белиз | парламентская конституционная монархия | Северная Америка |
18 | Бельгия | парламентская конституционная монархия | Европа |
19 | Бенин | президентская республика | Африка |
20 | Болгария | парламентская республика | Европа |
21 | Боливия | президентская республика | Южная Америка |
22 | Босния и Герцеговина | парламентская республика | Европа |
23 | Ботсвана | смешанная республика | Африка |
24 | Бразилия | президентская республика | Южная Америка |
25 | Бруней | абсолютная монархия | Азия |
26 | Буркина-Фасо | смешанная республика | Африка |
27 | Бурунди | президентская республика | Африка |
28 | Бутан | конституционная монархия | Азия |
29 | Вануату | парламентская республика | Океания |
30 | Ватикан | абсолютная монархия | Европа |
31 | Великобритания | парламентская конституционная монархия | Европа |
32 | Венгрия | парламентская республика | Европа |
33 | Венесуэла | президентская республика | Южная Америка |
34 | Восточный Тимор | смешанная республика | Азия |
35 | Вьетнам | однопартийная республика | Азия |
36 | Габон | президентская республика | Африка |
37 | Гаити | смешанная республика | Северная Америка |
38 | Гайана | президентская республика | Южная Америка |
39 | Гамбия | президентская республика | Африка |
40 | Гана | президентская республика | Африка |
41 | Гватемала | президентская республика | Северная Америка |
42 | Гвинея | президентская республика | Африка |
43 | Гвинея-Бисау | смешанная республика | Африка |
44 | Германия | парламентская республика | Европа |
45 | Гондурас | президентская республика | Северная Америка |
46 | Государство Палестина | смешанная республика | Азия |
47 | Гренада | парламентская конституционная монархия | Северная Америка |
48 | Греция | парламентская республика | Европа |
49 | Грузия | смешанная республика | Азия |
50 | Дания | парламентская конституционная монархия | Европа |
51 | Демократическая Республика Конго | смешанная республика | Африка |
52 | Джибути | президентская республика | Африка |
53 | Доминика | парламентская республика | Северная Америка |
54 | Доминиканская Республика | президентская республика | Северная Америка |
55 | Египет | смешанная республика | Африка |
56 | Замбия | президентская республика | Африка |
57 | Западная Сахара² | однопартийная республика | Африка |
58 | Зимбабве | президентская республика | Африка |
59 | Израиль | парламентская республика | Азия |
60 | Индия | парламентская республика | Азия |
61 | Индонезия | президентская республика | Азия |
62 | Иордания | конституционная монархия | Азия |
63 | Ирак | парламентская республика | Азия |
64 | Иран | президентская республика | Азия |
65 | Ирландия | парламентская республика | Европа |
66 | Исландия | парламентская республика | Европа |
67 | Испания | парламентская конституционная монархия | Европа |
68 | Италия | парламентская республика | Европа |
69 | Йемен | смешанная республика | Азия |
70 | Кабо-Верде | смешанная республика | Африка |
71 | Казахстан | президентская республика | Азия |
72 | Камбоджа | парламентская конституционная монархия | Азия |
73 | Камерун | президентская республика | Африка |
74 | Канада | парламентская конституционная монархия | Северная Америка |
75 | Катар | абсолютная монархия | Азия |
76 | Кения | президентская республика | Африка |
77 | Кипр | президентская республика | Азия |
78 | Киргизия | парламентская республика | Азия |
79 | Кирибати | смешанная республика | Океания |
80 | Китай | однопартийная республика | Азия |
81 | Колумбия | президентская республика | Южная Америка |
82 | Коморские Острова | президентская республика | Африка |
83 | Косово³ | парламентская республика | Европа |
84 | Коста-Рика | президентская республика | Северная Америка |
85 | Кот-д’Ивуар | президентская республика | Африка |
86 | Куба | однопартийная республика | Северная Америка |
87 | Кувейт | конституционная монархия | Азия |
88 | Лаос | однопартийная республика | Азия |
89 | Латвия | парламентская республика | Европа |
90 | Лесото | парламентская конституционная монархия | Африка |
91 | Либерия | президентская республика | Африка |
92 | Ливан | парламентская республика | Азия |
93 | Ливия | парламентская республика | Африка |
94 | Литва | смешанная республика | Европа |
95 | Лихтенштейн | конституционная монархия | Европа |
96 | Люксембург | парламентская конституционная монархия | Европа |
97 | Маврикий | парламентская республика | Африка |
98 | Мавритания | смешанная республика | Африка |
99 | Мадагаскар | смешанная республика | Африка |
100 | Македония | парламентская республика | Европа |
101 | Малави | президентская республика | Африка |
102 | Малайзия | парламентская конституционная монархия | Азия |
103 | Мали | смешанная республика | Африка |
104 | Мальдивы | президентская республика | Азия |
105 | Мальта | парламентская республика | Европа |
106 | Марокко | конституционная монархия | Африка |
107 | Маршалловы Острова | смешанная республика | Океания |
108 | Мексика | президентская республика | Северная Америка |
109 | Мозамбик | смешанная республика | Африка |
110 | Молдова | парламентская республика | Европа |
111 | Монако | конституционная монархия | Европа |
112 | Монголия | смешанная республика | Азия |
113 | Мьянма | смешанная республика | Азия |
114 | Намибия | смешанная республика | Африка |
115 | Науру | смешанная республика | Океания |
116 | Непал | парламентская республика | Азия |
117 | Нигер | смешанная республика | Африка |
118 | Нигерия | президентская республика | Африка |
119 | Нидерланды | парламентская конституционная монархия | Европа |
120 | Никарагуа | президентская республика | Северная Америка |
121 | Новая Зеландия | парламентская конституционная монархия | Океания |
122 | Норвегия | парламентская конституционная монархия | Европа |
123 | Объединенные Арабские Эмираты | абсолютная монархия | Азия |
124 | Оман | абсолютная монархия | Азия |
125 | Пакистан | парламентская республика | Азия |
126 | Палау | президентская республика | Океания |
127 | Панама | президентская республика | Северная Америка |
128 | Папуа – Новая Гвинея | парламентская конституционная монархия | Океания |
129 | Парагвай | президентская республика | Южная Америка |
130 | Перу | смешанная республика | Южная Америка |
131 | Польша | смешанная республика | Европа |
132 | Португалия | смешанная республика | Европа |
133 | Республика Конго | смешанная республика | Африка |
134 | Россия | смешанная республика | Европа |
135 | Руанда | президентская республика | Африка |
136 | Румыния | смешанная республика | Европа |
137 | Сальвадор | президентская республика | Северная Америка |
138 | Самоа | парламентская республика | Океания |
139 | Сан-Марино | смешанная республика | Европа |
140 | Сан-Томе и Принсипи | смешанная республика | Африка |
141 | Саудовская Аравия | абсолютная монархия | Азия |
142 | Свазиленд | абсолютная монархия | Африка |
143 | Северная Корея | однопартийная республика | Азия |
144 | Сейшельские Острова | президентская республика | Африка |
145 | Сенегал | смешанная республика | Африка |
146 | Сент-Винсент и Гренадины | парламентская конституционная монархия | Северная Америка |
147 | Сент-Китс и Невис | парламентская конституционная монархия | Северная Америка |
148 | Сент-Люсия | парламентская конституционная монархия | Северная Америка |
149 | Сербия | парламентская республика | Европа |
150 | Сингапур | парламентская республика | Азия |
151 | Сирия | смешанная республика | Азия |
152 | Словакия | парламентская республика | Европа |
153 | Словения | парламентская республика | Европа |
154 | Соединенные Штаты Америки | президентская республика | Северная Америка |
155 | Соломоновы Острова | парламентская конституционная монархия | Океания |
156 | Сомали | парламентская республика | Африка |
157 | Судан | президентская республика | Африка |
158 | Суринам | смешанная республика | Южная Америка |
159 | Сьерра-Леоне | президентская республика | Африка |
160 | Таджикистан | президентская республика | Азия |
161 | Таиланд | конституционная монархия | Азия |
162 | Тайвань 4 | смешанная республика | Азия |
163 | Танзания | президентская республика | Африка |
164 | Того | президентская республика | Африка |
165 | Тонга | конституционная монархия | Океания |
166 | Тринидад и Тобаго | парламентская республика | Северная Америка |
167 | Тувалу | парламентская конституционная монархия | Океания |
168 | Тунис | смешанная республика | Африка |
169 | Туркменистан | президентская республика | Азия |
170 | Турция | президентская республика | Азия |
171 | Уганда | президентская республика | Африка |
172 | Узбекистан | президентская республика | Азия |
173 | Украина | смешанная республика | Европа |
174 | Уругвай | президентская республика | Южная Америка |
175 | Федеративные Штаты Микронезии | смешанная республика | Океания |
176 | Фиджи | парламентская республика | Океания |
177 | Филиппины | президентская республика | Азия |
178 | Финляндия | парламентская республика | Европа |
179 | Франция | смешанная республика | Европа |
180 | Хорватия | парламентская республика | Европа |
181 | Центральноафриканская Республика | президентская республика | Африка |
182 | Чад | президентская республика | Африка |
183 | Черногория | парламентская республика | Европа |
184 | Чехия | парламентская республика | Европа |
185 | Чили | президентская республика | Южная Америка |
186 | Швейцария | смешанная республика | Европа |
187 | Швеция | парламентская конституционная монархия | Европа |
188 | Шри-Ланка | смешанная республика | Азия |
189 | Эквадор | президентская республика | Южная Америка |
190 | Экваториальная Гвинея | президентская республика | Африка |
191 | Эритрея | однопартийная республика | Африка |
192 | Эстония | парламентская республика | Европа |
193 | Эфиопия | парламентская республика | Африка |
194 | Южная Корея | президентская республика | Азия |
195 | Южно-Африканская Республика | смешанная республика | Африка |
196 | Южный Судан | президентская республика | Африка |
197 | Ямайка | парламентская конституционная монархия | Северная Америка |
198 | Япония | парламентская конституционная монархия | Азия |
Примечания:
1. Все указанные формы правления отражают ситуацию де-юре по состоянию на 2018 год.
2. Западная Сахара — признанна ООН. Оккупирована Марокко.
3. Косово — частично признанное государство. Украиной не признано.
4. Тайвань — частично признанное государство. Украиной не признано.