в какой стране европы зародился ренессансный театр
и т а л и я
в какой стране зародился Ренессанс?
• «сапог», омываемый тремя морями
• государство в Европе
• родина Джордано Бруно
• сапог, топчущий Средиземное море
• стихотворение А. Фета
• страна, на автостраде которой в 1967 г. тяжело пострадала Анна Герман
• с этой страной Турция вела Триполитанскую войну в 1911-1912 гг
• какое государство имеет домен «it»?
• дирижабль, на котором экспедиция под руководством Умберто Нобиле совершила полет со Шпицбергена к Северному полюсу
• в одной из пушкинских строф «Сыны Авзонии счастливой / Слегка поют мотив игривый», а что это за страна Авзония?
• в какой стране зародился театр масок?
• в какой стране появился балет в сегодняшнем его виде?
• в какой стране зародился стиль барокко?
• в какой стране родился Буратино?
• страна — родина карнавала
• у какого государства столица Рим?
• страна, смахивающая формой на предмет обуви
• стихотворение русского поэта XIX века А. Майкова
• страна любителей пиццы и пасты
• страна, родина балета
• страна со столицей Рим
• соседка Австрии и Франции
• рядом с Австрией и Францией
• страна, полная любителей пиццы
• страна любителей пиццы и спагетти
• страна на Апеннинском полуострове
• южная соседка Австрии и Швейцарии
• страна с главным городом Рим
• киев — это Украина, а Рим?
• страна любителей пиццы и кетчупа
• южная соседка Швейцарии
• страна, окружившая Ватикан
• «макаронная» соседка Франции
• страна Сицилии и Сардинии
• дели — это Индия, а Рим?
• страна, смахивающая на сапог
• страна, импортирующая «Фиат»
• страна мартини и спагетти
• рим, Неаполь и Милан (страна)
• страна, производящая «Бугатти»
• страна падающей башни
• рядом с Фанцией и Австрией
• страна Корсики и Сицилии
• страна Авзония (поэтич.)
• страна, производящая «Фиат»
• страна, импортирующая «Феррари»
• территория вокруг Рима
• граничит со Швейцарией
• государство на юге Европы
• страна, импортирующая «Бугатти»
• рим и Милан (страна)
• страна любителей спагетти
• территория, окружающая Рим
• страна вокруг Рима с Ватиканом
• страна, полная «макаронников»
• страна бесконечно падающей башни
• родина Паганини и Муссолини
• Государство на юге Европе
• Дирижабль, на котором У. Нобиле совершил полёт к Северному полюсу (1928)
• Страна, смахивающая формой на предмет обуви
ВОЗРОЖДЕНИЯ ТЕАТР
ВОЗРОЖДЕНИЯ ТЕАТР – европейский театр в историческую эпоху позднего средневековья (16–17 вв.). Это было время формирования нового социального строя, замены феодальной общественной формации на капиталистическую. Эпоха Возрождения ознаменовалась не только формированием нового гуманистического мировоззрения, но и многими великими открытиями и изобретениями, а также – бурным всплеском развития культуры и практически всех видов искусства.
Термин «Возрождение» или «Ренессанс» (франц. renaissance – возрождение) ввел в культурный контекст Джорджо Вазари. В термине отразилась главная тенденция искусства той эпохи – ориентация на классические образцы античного искусства, которое на протяжении десяти веков (после падения Римской империи в 5 в.) фактически находилось под запретом.
Если в эпоху средневековья господствующее мировоззрение определяется конфликтом между духовным и плотским, между Богом и дьяволом, то в Возрождении основная доктрина заключена в гармонии, свободе, всестороннем развитии личности. На смену средневековым идеалам фанатического аскетизма приходят гуманистические идеалы, в центре которых – образ человека, свободного в своих мыслях и чувствах, хозяина своей судьбы, излучающего радость полнокровной жизни.
Ренессансный театр в разных странах Западной Европы имел свои индивидуальные особенности, прочно вписанные в социокультурный аспект развития своей страны и резко отличающие его от театра Возрождения иных стран. Наиболее интересно и показательно ренессансный театр развивался в трех странах Западной Европы, причем основные линии развития имеют между собой очень мало общего.
ИТАЛИЯ
Принципы ренессансного искусства – и театра в том числе – закладывались в Италии. Обращение к идеалам античности в итальянском искусстве началось практически на несколько веков раньше, нежели в остальной Западной Европе – сначала в литературе, потом в изобразительном искусстве (13 в. – Данте Алигьери; 14 в. – Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо; 15 в. – Микеланджело Буонарроти и Рафаэль Санти). Для итальянцев Ренессанс стал возрождением своих собственных традиций, своего собственного культурного наследия.
Однако история итальянского театрального Возрождения весьма парадоксальна: итальянский Ренессанс, с его непревзойденными шедеврами изобразительных искусств – живописи, скульптуры – не дал ни одного драматурга, равного по масштабам творчества Шекспиру (Англия), Лопе де Вега или Кальдерону (Испания). В культурологической и искусствоведческой литературе широко исследовались причины этого парадокса. Основными из них принято считать две – во многом взаимосвязанные.
Первая объясняет это явление с точки зрения видовых особенностей театра. В основе театрального действа всегда лежит конфликт – принципиальная движущая сила театрального произведения, как пьесы, так и спектакля. Однако понятие конфликта само по себе противоречит мировоззренческим идеалам гармонии, мощно звучащим в итальянской литературе и изобразительном искусстве.
Вторая причина основывается на принципах социального функционирования театрального искусства. Для его расцвета необходима некая идея, объединяющая разные слои общества, национальное самосознание, т.н. «широкий народный фон». Однако в 14–15 вв. итальянцы чувствовали себя скорее гражданами отдельных городов, чем всей страны.
И все же здесь, именно в Италии, были заложены основы нового гуманистического театра: возрождены комедия, трагедия, пастораль; создана опера; построены первые театральные здания; разработаны принципы профессионального сценического и площадного театра, дан толчок к теоретическому осмыслению драматургических канонов.
Развитие ренессансного итальянского театра в основном шло по двум линиям: т.н. «ученой комедии» – la commedia erudite (к этой же линии с некоторой натяжкой можно отнести и литературную трагедию) и народного импровизационного театра – Комедия дель арте, оказавшей огромное влияние на развитие всего мирового театрального искусства.
Итальянская «ученая комедия», к созданию которой обращались крупные писатели и мыслители 15–16 вв (Лудовико Ариосто, Никколо Макиавелли, Пьетро Аретино, Джордано Бруно), представляла собой преимущественно догматические перепевы античных сюжетов и была рассчитана скорее на академический интерес узкого круга ученых и просветителей. Те же тенденции свойственны и итальянской ренессансной трагедии (Джан-Джорджо Триссино, Джованни Ручеллан, Луиджи Аламанка, Торквато Тассо и др.). К концу 16 в. развитие итальянской ренессансной комедии и трагедии практически завершилось. Зато к этому времени окреп и получил большую популярность третий жанр итальянской драматургии – пастораль.
Самой же яркой страницей итальянского Возрождения был тогда и остается импровизационный уличный театр масок – комедия дель арте, по сути сформировавший первый в истории профессиональный театр.
Развитию всех жанров литературного театра итальянского Ренессанса сопутствовал перелом в мировой театральной архитектуре: разработка и практическое воплощение специальных театральных зданий нового типа, – «рангового» или «ярусного» театра. Отталкиваясь от принципов театральной архитектуры Витрувия (1 в. до н.э.) итальянский архитектор-реформатор Себастьян Серлио в своей книге Об архитектуре (1545) создал общую концепцию театрального строительства, включающую в себя обустройство сцены и зрительного зала как гармонического целого. Здесь же намечены и новаторские принципы театрально-декорационного искусства, в том числе – создание живописных декораций с перспективой. Поиски Серлио в 16–17 вв. были продолжены архитекторами Андреа Палладио, Винченцо Скамоцци, Джованни-Баттиста Алеотти, Бернардо Буонталетти.
АНГЛИЯ
В Англию Возрождение пришло поздно, но было изумительно мощным. При этом английский Ренессанс был именно театральным. Никогда – ни прежде, ни после – английское театральное искусство и европейский театр вообще не создавали подобных шедевров. Пиком английского ренессансного искусства стало творчество Шекспира, остающегося доныне самым репертуарным драматургом мирового театра. Именно в Шекспировском театре отразилась главная особенность английского Возрождения: не столько восстановление античных мотивов, сюжетов и схем, сколько выход на новый обобщающий философский уровень. Театр Шекспира стал универсальной, внеисторической моделью мироздания, где сосредоточились вечные проблемы взаимоотношения личности и общества. Кстати, этому в немалой степени способствовали и предельно условные постановочные принципы английского ренессансного театра: основной акцент переносился на смысловое содержание и на игру актеров. Это обусловливало мощный всплеск развития и драматургии, и актерского искусства.
Английский Ренессанс можно условно разделить на три этапа развития. Первый – конец 15 в. и первые три четверти 16 в. – начальный период формирования нового мировоззрения; в театре сопровождался переходом от средневекового моралите и интерлюдии (переходная форма от моралите к фарсу) к основным театральным жанрам – трагедии и комедии. Второй – конец 16 в. и начало 17 в., до смерти Шекспира в 1616 – наивысший расцвет английского театра эпохи Возрождения. Третий – от смерти Шекспира в 1616 до закрытия пуританскими властями театров в 1642 – знаменует кризис и упадок английского театра.
Отсчет английского театра Возрождения можно вести от любительских студенческих постановок Оксфорда и Кембриджа, где в конце 15 – начале 16 вв. ставились спектакли на латинском языке. Поворот к профессионализму произошел в конце 1580-х, когда в английскую драматургию практически одновременно вошел целый ряд драматургов, получивших прозвище «университетские умы»: Роберт Грин, Кристофер Марло, Джон Лили, Томас Лодж, Джордж Пиль, Томас Кид. Почти все они имели университетские дипломы Оксфорда и Кембриджа.
Пьесы «университетских умов», сформировав литературно-философскую концепцию утверждения индивидуальности, могущества человеческой личности, подготовили появление Уильяма Шекспира. Три этапа, на которые принято делить творчество Шекспира, предельно ярко отразили трансформацию общей идеологии Ренессанса – от торжествующе-ликующей веры в гармонию к усталому разочарованию.
Четверть века, прошедшие после смерти Шекспира до парламентского запрета на все публичные представления в 1642, дала плеяду интересных драматургов, в творчестве которых продолжился кризис ренессансного мировоззрения. Наиболее яркие и интересные из них – Бен Джонсон, Джордж Чапмен, Джон Уэбстер, Фрэнсис Бомонт и Джон Флетчер. Однако к 1630-м английский театр уже был совершенно непохож на театр-трибуну времен Шекспира. Блистательный период Ренессанса в Англии подошел к концу.
ИСПАНИЯ
Совершенно иначе история ренессансного театра развивается в Испании. Профессиональный театр здесь сформировался в 16 в., во времена движения Реконкиста (в буквальном переводе – «отвоевание»), ставящего своей целью освобождение страны от мавританского владычества, продолжавшегося около пяти веков, и возрождение национального самосознания.
Реконкиста была не только освободительной, но и религиозной войной, которая велась с захватчиками-мусульманами под знаменем христианства. Торжество победившего католичества обусловило чрезвычайно длительный период существования в Испании средневекового религиозного театра, и его основного жанра – ауто, спектаклей, разыгрываемых на празднике Тела Христова. Ауто, наряду со светским театром, существовали в Испании до второй половины 18 в.; их литературную обработку начал Лопе де Вега. Однако при этом ауто и ренессансный испанский театр существовали изолированно друг от друга, практически не поддаваясь взаимовлиянию. Эта «двойная жизнь» испанского театра в эпоху Возрождения очень интересно переплеталась и с судьбами драматургов.
Испанская церковь, после победы Реконкисты провозгласив себя оплотом католичества в Европе, особенно непримиримо относилась к светскому театру. При этом чуть ли не все значительные драматурги этого времени рано или поздно принимали монашеский сан. Они одинаково успешно писали и ауто, и светские пьесы; собственно, то же самое они практиковали и в личной жизни: монашеский сан нисколько не мешал многочисленным бурным интригам и мирским соблазнам Лопе де Вега, Тирсо де Молина. Похоже, что плутовские сюжеты, которыми изобиловала испанская ренессансная драматургия, были знакомы ее авторам отнюдь не понаслышке.
Создателем светской драмы в Испании был Хуан дель Энсина, придворный поэт и композитор герцога Альбы. Первый спектакль с актерами любителями из числа герцогской челяди Энсина поставил в 1492 – году победного завершения Реконкисты. Свои пьесы в стихах Энсина называл эклогами, позаимствовав это название у Вергилия. Сохранились 14 эклог Энсины, из них шесть написаны на религиозные темы, остальные разрабатывают чисто светские, любовные сюжеты (О сильных ливнях, Действо о потасовке, Пласида и Виториано и др.). Темы эклог и античные сюжеты были продолжены в работах последователя Энсины – Бартоломео Торрес Наварро (Диалог о рождестве, Хасинта, Солдатня, Людская, Акилана, Именео и др.). Наварро первый в Испании сделал попытку теоретического обоснования драматургии (предисловие к своему сборнику пьес Пропалладия).
Однако настоящая история испанского ренессансного театра начинается с Лопе де Руэда, актера, руководителя театральной труппы и драматурга. В его творчестве присутствуют две непересекающиеся жанровые линии: комедии, подражающие итальянской «ученой комедии» (Эуфемия, Армелина, Обманутые, Медора и др.), и фарсы, которые в Испании назывались пасос (Слуги, Маска, Гость, Платить или не платить, Честная потасовка, Страна Хауха и др.). В комедиях Руэды действуют гранды, благородные отцы, нежные влюбленные; в пасос – самые демократические круги населения. Пасос Руэды – яркие комические жанровые зарисовки, написанные сочным и ярким языком.
Следующий этап испанского ренессансного театра связан с именем Мигеля Сервантеса де Сааведра, автора великого Дон Кихота. Драматургические опыты Сервантеса были более скромными, что, в частности, связано с противоречиями его теоретических воззрений с собственной практикой. Выступая в качестве приверженца канонов ученой драмы, на практике Сервантес разрушает эти каноны – и не только в комедиях, но и в драмах (Алжирские нравы, Нумансия), которые скорее представляют собой драматизированный эпос. Наибольший интерес представляют его забавные фарсовые интермедии, написанные живым остроумным языком (Судья по бракоразводным делам, Вдовый мошенник, Бдительный страж, Бискаец-самозванец, Театр чудес и др.).
Пик театра испанского Возрождения приходится на творчество Лопе де Вега, создавшего огромное количество пьес, разнообразных как по жанрам, так и по тематике. Однако большинство его пьес строятся по единой сюжетной схеме – воссоединение влюбленных, преодолевающих самые разные препятствия. В театроведении существует любопытная гипотеза, что драматургия Лопе де Вега сформирована по принципам комедии дель арте: бесконечные вариации единого сюжета. В его творчестве присутствуют две основных линии: т.н. «крестьянская», народная драма, высшим достижением которой стала пьеса Фуэнте Овехуна; и «комедия плаща и шпаги» (Учитель танцев, Собака на сене, Валенсианская вдова, Девушка с кувшином, Глупая для других и умная для себя и др.) В обеих явственно чувствуются главные мотивы мировоззрения Ренессанса: жизнелюбие, стремление к гармонии, обостренное чувство достоинства, отвага, ум и изобретательность в достижении цели.
Лопе де Вега создал целую школу драматургов, среди которых были Гильен де Кастро, Хуан Руис де Аларкон, Тирсо де Молина. В произведениях этих авторов уже намечается некоторый кризис идеалов Возрождения: возникает тенденция к восстановлению сословных различий; переосмысливается понятие личной свободы, которая может не только вести к всеобщему благу, но и оказаться разрушительной силой; усиливается религиозная направленность.
Последним значительным драматургом испанского ренессансного театра был Дон Педро Кальдерон де ла Барка. В драматургии Кальдерона полностью трансформируется гармоничное мироощущение Ренессанса, здесь господствуют трагические мотивы неразрешимых противоречий, ясно ощутимые не только в поздних религиозно-символических и мифологических драмах, но и в ранних комедиях (Луис Перес, галисиец, Дама-невидимка, Стойкий принц, С любовью не шутят, Любовь после смерти, Жизнь – это сон и др.). Движитель сюжетов пьес Кальдерона – не свободная воля героев, но стечение обстоятельств, случай, рок, судьба.
Так в 17 в. подошел к концу один из самых интересных и значительных периодов истории театрального искусства Западной Европы – эпоха Возрождения (См. также ИТАЛЬЯНСКИЙ ТЕАТР; ИСПАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА; ТЕАТР; АНГЛИЙСКАЯ ДРАМА).
ТЕАТР ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ТЕАТР ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Театральное искусство Западной Европы достигло своего расцвета в эпоху Возрождения, или Ренессанса. В XV—XVI веках оно имело прочные позиции в Италии, создав новую драматургию и профессиональное сценическое творчество. После этого театр пережил так называемый золотой век в Испании, а затем достиг пика своего развития в Англии периода пьес Шекспира.
В этот период старая феодальная формация полностью пришла в упадок. На ее руинах была создана новая, капиталистическая. Стали возникать крупные национальные государства, т. к. сформировались европейские нации. Многовековой диктат церкви значительно ослабел, и победило «жизнерадостное свободомыслие». По словам К. Маркса, «это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством…».
Перемены были заметны в экономике, политике, науке, философии, литературе и искусстве. В области театра произошел очень значительный переворот. При сопоставлении мистериальных зрелищ с драмами Лопе де Вега или Шекспира можно было сказать, что средневековый период стал своего рода подготовительным этапом для дальнейшего развития театрального искусства, которое получило полное признание и стало высоким только в эпоху Возрождения.
В XIV—XV веках в Европе медленно, но неуклонно происходил поворот от старых феодальных производственных отношений к новому капиталистическому укладу. Все это происходило на фоне всеобщего подъема. Авангардом перемен стала буржуазия. Но действительным оплотом и движущей силой этого движения были городская беднота и крестьяне. Они в боях отстаивали свои права и гражданские свободы.
У людей возникло ощущение, что перемены пробудили все творческие силы в человеке. Это дало им повод назвать данный период эпохой Возрождения. Эпоха Возрождения – это возрождение античного царства ума и красоты, идеала свободной личности, который очень нравился людям нового времени.
Творческий потенциал этого периода был несомненно высоким. Например, в Италии пышным цветом расцвело искусство, ставшее отблеском классической древности. В Италии, Франции, Германии появилась первая современная литература, Англия и Испания также пережили классическую эпоху своей литературы.
Свободная, раскрепощенная личность стала идеалом эпохи Возрождения. Но под нажимом реального мира гуманистические мировоззрения общества рассеивались, и противоречия времени обязательно должны были сказаться на идеалах.
Сцена театра, бывшая до недавнего времени лишь местом примитивных увеселений или проповеди церковных догматов, превратилась в общественную трибуну. С этой трибуны все чаще звучали новые социальные идеи, показывались драматические коллизии века, подвергались анализу сложные психологические процессы и душевные переживания.
Театральные деятели эпохи Возрождения считали ориентиром народную аудиторию, объявляли зрителей партера главными судьями театрального искусства, оценку которых они считали разумной и справедливой. Главным героем театра эпохи Возрождения стал человек, имеющий яркие индивидуальные черты. Этот герой был либо представителем народа, либо его судьба была отражением трагической участи народа. Положительный герой ренессансного театра даже при трагическом завершении своей судьбы не терял уверенности в конечной победе идеалов гуманизма. Это было обусловлено оптимизмом знаменитых художников. Источником оптимизма служила вера в силу народа, в стремление людей превозмочь всевозможные тяготы на историческом пути развития.
Именно такой верой в личность и в народ была предопределена незыблемость идеалов гуманизма, которая сохранилась в творчестве художников, актеров, литераторов эпохи Возрождения.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Русская женщина эпохи Возрождения.
Русский театр эпохи Возрождения.
Русский театр эпохи Возрождения. Во второй половине XIX века в России завершается дворянский период русской истории, с выходом на авансцену разночинной интеллигенции и купечества, представителей городской культуры, ориентированных на просвещение народа, на свободу и
2. Сатанизм, конец света и средства массовой информации эпохи Возрождения
2. Сатанизм, конец света и средства массовой информации эпохи Возрождения В предыдущей главе было показано, как безмерный страх перед вездесущим дьяволом, являющимся первопричиной безумства и распорядителем ложного рая, ассоциировался в общественном сознании с идеей
Театр эллинистической эпохи
Театр эллинистической эпохи В период IV—I веков до н. э. классический греческий театр изменился довольно существенно. Изменилась не только драматургия, но и актерское исполнение, и даже архитектура самого здания театра. Все эти перемены были связаны с определенными
ТЕАТР ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
ТЕАТР ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В XVIII веке началась эпоха Просвещения, основным содержанием которой стала решительная борьба с феодализмом. Борьба эта была тем успешней, чем теснее сплачивались ряды революционно настроенной буржуазии и народных масс.Результаты этой борьбы
18. Живопись, архитектура и скульптура эпохи Возрождения. Крупнейшие живописцы Северного Возрождения
18. Живопись, архитектура и скульптура эпохи Возрождения. Крупнейшие живописцы Северного Возрождения Самой яркой страницей итальянского Возрождения стало изобразительное искусство, особенно живопись и скульптура. Проторенессанс (XIII-начало XIV вв.) – преддверие
Женщина эпохи Возрождения
Женщина эпохи Возрождения Существует понятие, вполне определенное, «человек эпохи Возрождения». При этом разумеется, как повелось искони, мужчина, ученый муж, поэт, художник, первооткрыватель новых земель, человек разносторонних интересов и великих страстей. Его кредо:
Музыка эпохи Возрождения
Музыка эпохи Возрождения Музыкальная эстетика эпохи Возрождения разрабатывалась композиторами и теоретиками столь же интенсивно, как и в других видах искусства. Ведь как Джованни Боккаччо считал, что Данте своим творчеством способствовал возвращенью муз и вдохнул
Философия Ренессанса, или эпохи Возрождения
Философия Ренессанса, или эпохи Возрождения Обычно пишут о философии эпохи Возрождения, упоминая о тех или иных мыслителях, поэтах и художниках, о философских работах и учениях, включая и богословские, и естественно-научные, вступавшие между собою в резкие
Глава 8. Антропология эпохи Возрождения
Глава 8. Антропология эпохи Возрождения Эпоха Возрождения – время, когда возник новый тип культуры, противостоящий Средневековью. Средневековая культура сформировалась в результате сплава трех основных «элементов»: христианства, варварских народов и культурного
2. «Гармонии стиха божественные тайны…» (Западноевропейский сонет эпохи средневековья и Возрождения) (8 Класс)
2. «Гармонии стиха божественные тайны…» (Западноевропейский сонет эпохи средневековья и Возрождения) (8 Класс) Цели ПРОВЕДЕНИЯ:1) ознакомление учащихся с такой поэтической формой, как сонет, его художественными возможностями, его тайной и магией;2) расширение знаний
ТЕМА 5. ИГРОВОЙ ХАРАКТЕР КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ТЕМА 5. ИГРОВОЙ ХАРАКТЕР КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Эпоха Возрождения (франц. Renaissance – Ренессанс, в Италии XIV – XVI вв., в других странах – конец XV – начало XVII в.) отличалась поразительным всплеском духовной активности личности, интересом к античной философии (эпикуреизм,