в какой срок нужно промаркировать табачную продукцию после получения кода
Изменились правила маркировки табачной продукции
С 1 июля 2019 года на территории РФ запрещены производство и ввоз немаркированной табачной продукции. Кроме того, данные о вводе в оборот, обороте и выводе из оборота табачной продукции должны передаваться в ИС «Честный знак». Порядок маркировки и передачи данных в ИС утвержден постановлением Правительства России от 28.02.2019 № 224 (см. подробный комментарий).
Однако с 5 октября 2019 г. эти правила скорректированы.
1. Уточнены коды сигарет, которые следует маркировать. Ранее это были сигареты с кодом ТН ВЭД 2402 20. Этот код включал в себя сигареты, содержащие гвоздику (2402 20 100 0), и прочие сигареты (2402 20 900 0). Теперь под маркировку подпадают только сигареты с кодом 2402 20 900 0 (п. 1, 3, 4 постановления № 1250).
2. Введено правило, согласно которому маркировка табачной продукции, произведенная до 1 июля 2019 года (то есть в рамках эксперимента), будет считаться надлежащей, если сведения о маркировке отражены в ИС на эту дату (п. 2 постановления № 1250).
3. Введен срок для маркировки продукции полученными кодами и передачи уведомления об этом в ИС «Честный знак». Он составляет 20 рабочих дней с даты получения кода. Если полученные коды не были использованы в срок, они аннулируются. Кроме того, маркировка не будет зарегистрирована в ИС, если уведомление подано с нарушением срока (пп. «з», «и» п. 5 постановления № 1250). Ранее срок не был установлен.
4. Новые правила предполагают оплату полученных кодов до внесения сведений в ИС о маркировке продукции. Если на момент подачи уведомления о маркировке нет подтверждения оплаты, то в ИС это не зарегистрируют (пп. «з», «и» п. 5 постановления № 1250). Ранее коды оплачивались до их получения. Если не было подтверждения оплаты, оператор просто отказывал в выдаче кода.
5. Ограничен 30 календарными днями срок, в течение которого розничный продавец обязан передать в ИС данные о продаже продукции (пп. «о», «п» п. 5 постановления № 1250). Речь идет о самостоятельной передаче данных в ИС продавцом (например, когда у продавца нет договора с ОФД или он применяет ККТ в автономном режиме, подробнее о том, кто может это делать, см. статью).
Кроме того, изменен перечень сведений, которые подают в ИС участники оборота (см. п. 32, 56, п. 74 постановления № 224).
Маркировка табака 2020: сроки, штрафы, требования, последние новости
Первый этап обязательной маркировки табачных изделий начался в июле 2019 года. На каждую пачку сигарет и папирос стали наносить коды Data Matrix, а данные о розничных продажах передавать в систему цифровой маркировки «Честный знак». Следующий этап стартует в июле 2020 года, и распространится на остальные виды табачных изделий: сигары, сигариллы, кальянный табак и др. Расскажем, что должны делать участники табачного рынка, чтобы выполнить все требования закона и не платить штрафы.
Какая табачная продукция подлежит маркировке
Под маркировку рано или поздно должны попасть все табачные изделия. Это следует из Правил маркировки табачной продукции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.02.19 № 224 (далее — Правила).
Но для разных видов изделий установлены свои сроки. Поэтому обязательная маркировка проходит в несколько этапов.
Этапы маркировки табака и табачной продукции
Всего выделяют четыре этапа.
Этап 1. Стартовал 1 июля 2019 года.
Начиная с указанной даты, производители и импортеры должны наносить уникальный код Data Matrix на каждую пачку сигарет и папирос.
Оптовики, закупающие сигареты и папиросы непосредственно у изготовителей или импортеров, стали получать универсальные передаточные документы (УПД) через систему электронного документооборота. Затем подписывать УПД своей квалифицированной электронной подписью и передавать сведения об этом в государственную информационную систему (ГИС) мониторинга « Честный знак ».
Розничные торговцы начали сообщать в ГИС мониторинга сведения о каждой реализованной пачке с кодом Data Matrix.
Сигареты и папиросы, произведенные до июля 2019 года (и по этой причине не маркированные), разрешили продавать без передачи данных в систему «Честный знак».
СПРАВКА. Сигареты — это продукция, которая имеет следующий код: 2402 20 900 0 по ТН ВЭД; 12.00.11.130 по ОКПД 2. Папиросы — это продукция, которая имеет следующий код: 2402 20 900 0 по ТН ВЭД; 12.00.11.140 по ОКПД 2.
Все прочие виды табачных изделий на первом этапе не маркировались.
Этап 2. Стартует 1 июля 2020 года.
Вступает в силу запрет на продажу немаркированных сигарет и папирос независимо от даты их производства или импорта. У розничных торговцев появится дополнительная обязанность: при приемке сигарет и папирос получить электронный УПД, подписать своей квалифицированной электронной подписью и передать сведения об этом в систему «Честный знак».
Изначально предполагалось, что после 1 июля участники оборота уже не смогут маркировать остатки сигарет и папирос. Но срок продлили до 1 декабря 2020 года. До этой даты можно хранить, транспортировать (но не продавать) немаркированные сигареты и папиросы, бывшие в обороте по состоянию на 30 июня 2020 года. Разрешено наносить на них средства идентификации (постановление Правительства от 30.06.20 № 953; см. «Продлен срок маркировки остатков сигарет и папирос»).
С июля 2020 года изготовители и импортеры будут наносить код Data Matrix на все виды табачной продукции, в том числе, сигариллы, сигары, кретек и проч. Оптовики, закупающие их напрямую у производителей и импортеров, станут получать и передавать в ГИС мониторинга УПД, а розничные торговцы — передавать данные о продажах в ГИС мониторинга.
Табачные изделия, кроме сигарет и папирос, произведенные или ввезенные в РФ до июля 2020 года (и по этой причине не маркированные) разрешат продавать без передачи сведений в систему «Честный знак».
Этап 3. Стартует 1 декабря 2020 года.
Прекращается маркировка сигарет и папирос, находившихся в обороте по состоянию на 30 июня 2020 года.
Этап 4. Стартует 1 июля 2021 года.
Вступает в силу запрет на продажу любой немаркированной «табачки» независимо от даты ее изготовления или импорта. Оптовых и розничных торговцев обяжут при приемке всей табачной продукции (а не только сигарет и папирос) получать УПД, подписывать его квалифицированной электронной подписью и передавать сведения об этом в ГИС «Честный знак».
Код маркировки табачной продукции
Как выглядит Data Matrix? Это двумерный штриховой код, состоящий из черных и белых модулей. Они помещены в сетку квадратной или прямоугольной формы. Data Matrix расположен на сигаретной (или папиросной) пачке и занимает относительно мало места.
СПРАВКА. Потребитель может считать код при помощи мобильного приложения. В результате он получит информацию о происхождении товара, а значит, уверенность в легальности поставки.
Требования к маркировке табака
Изготовителям, импортерам, оптовикам и розничным продавцам «табачки» необходимо зарегистрироваться в ГИС мониторинга. Для этого нужна усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Она понадобится также для подписания универсальных передаточных документов и передачи их в систему «Честный знак».
ВНИМАНИЕ. Усиленная КЭП, приобретенная для других целей (например, для участия в электронных торгах по госзакупкам или для сдачи отчетности по интернету) подойдет и для целей маркировки.
Плюс к этому не обойтись без подключения к системе электронного документооборота (ЭДО), ведь передача сведений в «Честный знак» проходит в онлайн-режиме. Как следствие, участникам табачного рынка нельзя обмениваться только «бумажными» документами.
Маркировка табака для ритейла
Помимо УКЭП и подключения к ЭДО магазинам и предприятиям общепита дополнительно понадобится оборудование и специальные сервисы:
ВНИМАНИЕ. Среди розничных торговцев табаком есть организации и ИП, освобожденные от применения онлайн-касс (подробнее см.: « Переход на онлайн-кассы с 1 июля 2019 года: кто получит новую отсрочку »). Но данное освобождение не распространяется на правила маркировки. Это значит, что компании и предприниматели, не использующие ККТ для продажи товаров, наравне с другими участниками табачного рынка обязаны передавать сведения в ГИС мониторинга. Но делать это они должны самостоятельно, а не через ОФД. То же самое относится и к продавцам, применяющим кассовую технику в автономном режиме.
Маркировка табака для оптовиков
Им, как и прочим участникам табачного рынка, следует получить УКЭП и подключиться к оператору электронного документооборота.
В отличие от ритейла, оптовикам не нужно заключать договор с ОФД, приобретать кассу и программное обеспечение для ККТ.
Нужен ли для оптовой торговли 2D-сканер, считывающий код Data Matrix? Строго говоря, не нужен, так как закон не обязывает сканировать табачную продукцию при приемке. Но многие оптовики все же приобретают такое оборудование. Оно позволяет контролировать наличие товара в каждой полученной партии и проводить сверку продукции на складе с изделиями, отраженными в системе.
Сроки маркировки табачной продукции
В Правилах установлены сроки совершения действий, необходимых для перехода на обязательную маркировку табачной продукции. Вот основные из них:
Штрафы за отсутствие маркировки
Административная ответственность предусмотрена статьей 15.12 КоАП РФ. В ней сказано, что попавший в оборот немаркированный товар будет конфискован. Также предусмотрены штрафные санкции (см. табл.).
Административные штрафы за несоблюдение правил маркировки
Нарушение
Размер штрафа
для организаций
для должностных лиц и ИП
Производство товаров без обязательной маркировки или с нарушением правил маркировки
от 50 000 до 100 000 руб.
от 5 000 до 10 000 руб.
Реализация, хранение, перевозка или приобретение с целью сбыта товаров без обязательной маркировки
от 50 000 до 300 000 руб.
от 5 000 до 10 000 руб.
За преступление, совершенное организованной группой лиц и (или) в особо крупном размере, уголовная ответственность будет еще суровей.
Маркировка табака: последние новости
Новости размещает на своем сайте оператор системы «Честный знак» (им является Центр развития перспективных технологий). В одном из сообщений говорится об эксперименте, который проведен в марте 2020 года. Оборот целой партии импортных сигарилл — начиная от ввоза в РФ и заканчивая реализацией в розницу — был зарегистрирован в ГИС цифровой маркировки. В июле этого года сигариллы наравне с другими видами табачной продукции (сигарами, табаком для кальяна и проч.) подпадут под обязательную маркировку.
Маркировка табака: какие требования обязаны соблюдать розничные магазины
Чтобы выполнить все условия, прописанные законодательством, розничным участникам оборота важно разобраться, какие сведения и на каком этапе подавать в систему маркировки.
В этой теме, на примере табачной продукции, помог разобраться эксперт Центра развития перспективных технологий Александр Кривоносов на онлайн-конференции «Обязательная маркировка товаров: как подготовиться к изменениям и внедрить».
Маркировка сигарет и розница
Если вы продаете табачную продукцию в розницу и принимаете маркированную продукцию, то без регистрации в системе «Честный знак» вести деятельность вы уже не сможете.
Регистрация для участников оборота табачной продукции стартовала еще в марте 2019 года. Они начали заявлять о себе через систему, используя для регистрации усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) руководителя компании.
С 1 июля 2019 года все розничные точки, осуществляющие реализацию табачной продукции, должны были начать сканировать код маркировки при продаже маркированных сигарет в розницу конечному потребителю. Код указывается в фискальном документе — чеке. И этот чек должен передаваться через оператора фискальных данных (ОФД) в систему маркировки.
Таковы ключевые требования к розничным точкам, и их нужно было применять еще до 1 июля 2020 года. А с 1 июля оборот немаркированной продукции прекратился полностью.
Еще одно требование для розничных магазинов и оптовых компаний — это обязательный переход на электронный документооборот (ЭДО) при получении табачной продукции. В рамках этого условия розничные торговые точки должны подключиться к оператору ЭДО, то есть заключить с ним договор и настроить свои учетные системы для работы с электронными накладными.
Теперь поставка маркированных сигарет в розничную точку и субдистрибьютору сопровождается электронными универсальными передаточными документами (УПД) с указанием кодов продукции при помощи систем ЭДО.
Поставщик, то есть оптовая компания, которая обеспечивает продукцией торговую точку, должна тоже работать в ЭДО и передавать электронную накладную в торговую точку.
Требования к альтернативной табачной продукции
Участники рынка, работающие с альтернативной табачной продукцией, так же обязаны пройти регистрацию в системе «Честный знак». С 1 июля 2020 года прекращен ввоз на территорию РФ и производство немаркированной альтернативной табачной продукции. То есть все сигары и кальянные табаки должны быть промаркированы.
Также участники оборота альтернативной табачной продукции должны подключиться к ЭДО, настроить ККТ для информирования системы «Честный знак» о выбытии маркированных сигар из оборота.
С 1 июля 2021 года прекратится оборот альтернативной немаркированной продукции, в том числе в оптовом звене. До этого срока нужно успеть промаркировать складские остатки.
Как работает система маркировки
Производитель или импортер подключается к системе маркировки «Честный знак» и получает уникальные коды, которые он наносит на потребительские упаковки и групповые упаковки (пачки сигарет, блоки сигарет) и информирует об этом систему.
После этого все участники оборота с 1 июля 2020 года должны были присоединиться к оператору ЭДО и начать оформлять при поставках электронные накладные. То есть с 1 июля 2020 года дистрибьютор обязан при поставке в розничную торговую точку оформлять электронную накладную, а розничная точка должна:
С 1 июля 2019 года торговая точка обязана информировать систему о выбытии маркированных сигарет из оборота, когда осуществляется их продажа конечному потребителю.
Требования к розничным торговым точкам
Чтобы выполнить все требования законодательства о маркировке, розничные магазины должны обратить внимание на ряд моментов в своей работе.
Торговая точка не подключена к оператору ЭДО — что делать?
Некоторые торговые точки работают с автономной ККТ. Им нужно выгружать данные с ККТ и переносить их в личный кабинет в системе «Честный знак». Такую операцию следует проводить не реже одного раза в 30 дней.
Так, если вы сегодня продали пачку сигарет, отсканировали код маркировки, то у вас есть 30 календарных дней на то, чтобы передать сведения об этой продаже в систему «Честный знак».
Функционал личного кабинета в системе «Честный знак»
После регистрации в системе маркировки «Честный знак» у участников оборота табачной продукции появляется личный кабинет.
С его помощью можно:
В личном кабинете доступна отчетность, которая позволяет контролировать действия участника оборота.
Как рознице работать с УПД
Есть два варианта работы с электронными документами:
Если помимо розничных продаж осуществляются оптовые, то этот вариант позволяет формировать УПД.
Особенности приёмки маркированной табачной продукции
Важно отметить, что нормативно-правовой документации, которая бы описывала и регламентировала сканирование каждого кода маркировки при приёмке товара, нет. Скорее участникам предоставляется возможность самим снизить ошибки и затраты в связи с логистикой.
Эксперт Центра развития перспективных технологий Александр Кривоносов обращает внимание на три сценария приёмки:
1. Доверительная приемка
Допустим, вы работаете в рамках одного холдинга и не проверяете коды маркировки, которые к вам поступили по УПД.
2. Частичная проверка
К вам поступила информация по электронной накладной, и вы можете через систему запросов получить данные о том, какие коды содержатся в транспортном коробе или блоке, и выборочно проверить их.
Такой функционал направлен на снижение количества ошибок, которые могут допустить сотрудники в рамках отгрузки или приёмки. Частичная проверка минимизирует количество возвратов.
Необходима в случае возникновения форс-мажора, когда нужно проверить всю поставку.
Для чего нужно приложение «Честный знак»
Это приложение (в App Store и в Google Play) полезно не только для потребителей, но и для самих участников оборота.
С его помощью можно проверять маркированную продукцию, которая приезжает на торговую точку. Так, например, вы можете проверить подлинность кода маркировки, а именно получить информацию по описанию, производителю, максимальной розничной цене.
Чек-лист для розницы в связи с новыми требованиями от 1 июля 2020 года
Чтобы идти в ногу с законодательством и спокойно продолжать деятельность, розничным магазинам, торгующим сигаретами, нужно:
Ведение бизнеса по закону. Сервисы для ИП и ООО
Как осуществляется приёмка продукции по УПД
С 1 июля 2020 года поставщик (оптовая компания) должна перейти на использование ЭДО. Это значит, что при формировании отгрузки розничной торговой точке поставщик должен отсканировать коды маркировки передаваемой продукции — коды коробов или коды блоков. Их необходимо указать в электронном УПД.
Когда товар фактически поступит на торговую точку, можно сверить данные (по качеству и количеству, кодам маркировки), которые указаны в электронной накладной с фактически полученным товаром. Но это необязательное требование — вы вправе действовать в рамках доверительной приёмки.
При обнаружении расхождений, магазин может запросить у поставщика корректировку или исправление.
Если расхождения не выявлены, накладная подписывается с помощью УКЭП и передается через оператора ЭДО поставщику, тем самым магазин завершает сделку. Также накладная должна поступить в систему «Честный знак», чтобы она была проинформирована о том, что данный магазин стал владельцем кодов маркировки.
Более подробно о маркировке табака — этапах, требованиях к участникам рынка и решениях для бизнеса.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Маркировка табака: для розницы и опта
С 1 марта 2019 года в России внедрена обязательная маркировка табака. Основная цель – ввести единую систему мониторинга товаров, которая поможет отследить движение табака от производителя до конечного потребителя, чтобы снизить долю фальсифицированного продукта на рынке. Рассказываем, как все работает и что нужно для работы по закону.
Нет времени разбираться? Поможем!
Что вы узнаете
Закон о маркировке табака
Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р включило табачную продукцию в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке.
Постановление Правительства РФ от 28.02.2019 № 224 утвердило правила маркировки сигарет. Оно обязывает маркировать табачную продукцию средствами идентификации, а участников оборота отчитываться в информационную систему маркировки и оборота табачной продукции (ИС МОТП) обо всех операциях с маркированными сигаретами.
Сроки
Сигареты и папиросы
Альтернативный табак
Никотинсодержащая продукция
Схема работы
1. Производитель получает коды в системе маркировки размещает их на пачках.
2. При отгрузке производитель отправляет дистрибьютору электронный УПД со всеми кодами с сигарет.
3. Дистрибьютор при приемке сверяет коды в документе с полученными по факту, утверждает УПД и передает данные в систему маркировки через оператора ЭДО.
4. Дистрибьютор, отгружая товар розничному магазину, также формирует УПД с кодами пачек.
5. Магазин при приемке сканирует всю партию товара и сверяет информацию с кодами, указанными в УПД. Если расхождений нет – подтверждает приемку товара.
6. При продаже кассир сканирует код маркировки с пачки, оператор фискальных данных добавляет его в чек и отправляет в систему маркировки. Код выбывает из оборота.
Специалист ЦРПТ расскажет, как работать в системе «Честный знак» с 1 июля 2020, а эксперт СБИС покажет весь процесс от приемки до продажи в СБИС.
Какую табачную продукцию маркируем
Вид продукции | ТН ВЭД | ОКПД 2 |
---|---|---|
Табак (с 1 июля 2019 года) | ||
Сигареты | 2402 20 900 0 | 12.00.11.130 |
Папиросы | 2402 20 900 0 | 12.00.11.140 |
Альтернативный табак (с 1 июля 2020 года) | ||
Табак для кальяна | 2403 11 000 0 | 12.00.19.130 |
Сигары, сигары с обрезанными концами (черуты) | 2402 10 000 0 | 12.00.11.110 |
Сигариллы (сигары тонкие) | 2402 10 000 0 | 12.00.11.120 |
Биди | 2402 20 900 0 | 12.00.11.150 |
Кретек | 2402 20 100 0 | 12.00.11.160 |
Табак курительный | 2403 19 100 0 | 12.00.19.110 |
Трубочный табак | 2403 19 100 0 | 12.00.19.120 |
Табак жевательный | 2403 99 100 0 | 12.00.19.140 |
Табак нюхательный | 2403 99 100 0 | 12.00.19.160 |
Никотинсодержащая продукция (эксперимент) | ||
Табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания | 2403 99 900 9 | 12.00.19.100 12.00.19.900 |
Курительные смеси для кальяна, не содержащие табак | 2403 99 900 9 | 12.00.19.500 |
Маркировка альтернативного табака и никотинсодержащей продукции
В 2020 году под маркировку попали сигариллы, трубочный, жевательный, нюхательный табак, табак для кальяна и пр., а в 2021 году начался эксперимент по маркировке стиков для электронных сигарет и курительных смесей для кальяна без табака.
Обо всех особенностях маркировки альтернативного табака и никотинсодержащей продукции подробно рассказали в ликбезе
Штрафы за несоблюдение правил маркировки
Код маркировки: что это и как выглядит?
Путь пачки сигарет от завода до конечного потребителя отслеживается по специальному цифровому коду — Data Matrix.
Производитель получает код у оператора ЦРПТ и наносит на дно пачки, он включает:
Маркировка блока сигарет состоит из 29 обязательных символов:
Код транспортной упаковки состоит из 33 символов и включает в себя:
Что нужно для работы с маркировкой табака
Зарегистрироваться в системе маркировки
Научиться принимать маркированные сигареты: подключиться к ЭДО и маркировке, приобрести оборудование для сканирования марок
Научиться продавать маркированные сигареты:
Маркировка под ключ
Приемка маркированных сигарет
Что понадобится
Подключение к ЭДО. Если вы только принимаете УПД, то вам достаточно подключить аккаунт СБИС за 500 рублей — все входящие документы будут бесплатно.
Подключение к системе маркировки, чтобы отправлять туда коды.
Оборудование для сканирования марок.
Как принимать
Вы получите от поставщика электронный УПД с кодами по ЭДО. Чтобы сверить марки из накладной с полученными по факту, отсканируйте все коды с блоков. Если все хорошо, подтвердите УПД, если есть расхождения — оформите возврат поставщику. Если хотите, можете сразу подтвердить получение без проверки.
Оборудование для ввода и проверки марок
Приложение на ваш смартфон
Для небольших складов
Просто установите на него приложение СБИС Доки.
+ работает без привязки к компьютеру
+ сразу видно результаты проверки
— небольшая скорость сканирования
2D-cканер от 3 100 ₽
Для средних складов
+ высокая скорость сканирования
— работа только с компьютером
— ограниченная дальность действия
Терминал сбора данных от 22 850 ₽
Для больших складов
+ работает без привязки к компьютеру
+ высокая скорость сканирования
Оптовая продажа маркированного табака
Что понадобится
Подключить ЭДО для обмена документами с контрагентами. Если входящие УПД бесплатные, то, чтобы отправлять накладные, нужно купить пакет документов.
Как отгружать
При отгрузке оптовики отправляют по ЭДО УПД с указанием кодов, а СБИС проверяет, все ли правильно, и отправляет данные в маркировку.
Розничная продажа маркированного табака
Что понадобится
Обновить прошивку онлайн-кассы, чтобы добавлять код маркировки в чек. Проверьте вашу кассу по инструкции. Обновить ПО можно у производителей и в авторизованных сервисных центрах. Тензор имеет статус АСЦ — обращайтесь.
Подключить кассу к ОФД, который умеет передавать в чеке коды в маркировку.