в какой руке у рыцаря меч а в какой щит
Рыцарский баклер: почему кулачный щит считался универсальной защитой в Средневековье
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Внешний вид баклера не был однородным. Так, на некоторых экземплярах можно было найти выступы рукоятки в форме своеобразных «усов», которые давали дополнительное преимущество в бою: с их помощью появлялась возможность блокировать большее количество ударов противника. Однако щитом с таким «апгрейдом» могли управляться только опытные бойцы.
Изготовлялись кулачные щиты по-разному. Чаще всего из делали из дерева, окаймляли края кожей, а металлическим был лишь умбон. Однако можно найти у другие виды щитов, как, например, полностью кожаные с добавлением отдельных элементов из железа или наоборот, цельнометаллические.
Постепенно техника фехтования мечом и баклером стала приобретать популярность в странах средневековой Европы. Но наивысшей точки расцвета это искусство получило в Испании и Италии. Уже в начале 16 века баклер стал неотъемлемым атрибутом не только обмундирования представителя дворянства, но даже его повседневного образа, наряду с мечом. Кулачный меч также был обязательным элементом в дуэльных поединках между дворянами.
В Испании особенно активно баклеры применяли во время ведения боевых действий. Частые упоминания о таких битвах можно и сегодня найти в исторических источниках. Так, например, Никколо Макиавелли приводил подробности об использовании баклеров в победном для испанцев бою со шведскими наемниками. Отметилось применение кулачного щита и в легендарной битве при Равенне в 1512 году.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Рыцарь мог сломать копье, потерять коня, отбросить щит, но меч… «Как для рыцаря меч», — так говорят о самом дорогом для человека. Недаром идиома «сломать меч» навсегда стала синонимом поражения.
Конечно, элемент профессионализма и военной удачи никто, даже господь Бог, не отменяет. И всё же.
1. Щит нельзя развалить ударом меча. В лучшем случае меч затупится, в худшем сломается, может еще и в щите застрять. Если тупым мечом пытаться прорубить доспехи — ничего не получится…
3. Силу в бою тоже надо экономить: ни моргенштерн, ни чекан не весили больше, чем меч. Их вес — от 1,5 до 3 кг максимум. Зато они ударяют ограниченной поверхностью и их пробивная способность очень велика, по сравнению с мечом.
4. У меча есть одно только преимущество — им можно колоть, но у тех же чеканов часто делался сверху острый бивень — им тоже можно было колоть, как очень коротким копьем. Таким образом, преимущества меча сходят на нет, особенно против кольчужного доспеха, прекрасно защищающего от скользящих ударов.
5. Моргенштерн создает опасные для жизни контузии. Даже удары по щиту моргенштерном и то опасны, они могут создать тяжелые ушибы руки, которая держит щит, и щит повиснет на неподвижной руке…
6. И моргенштерн, и чекан крайне опасны при ударе в голову, их практически невозможно отбить — особенно у чекана. Каждый раз поднимать щит так высоко — устанет рука. А пытаться отбить моргенштерн мечом — без меча останешься… запутав меч цепью, его очень легко вырвать у противника. А меч в этой ситуации будет гораздо менее эффективен — он соскальзывает с поверхности шлема, не наносит контузии, хуже прорубает шлем на голове…
Вот такие вот соображения…
А уж как символу статуса мечу просто не было равных! Высокая стоимость хорошего длинного меча (по сравнению с другим оружием) делает его доступным лишь для состоятельных людей. Меч всегда находился при своём владельце, и по нему можно легко определить, с человеком какого социального уровня имеешь дело. Следовательно, именно меч выделял рыцаря из массы других людей, символизируя его социальное превосходство.
Человек, хорошо владеющий мечом, не задерживался долго на нижних ступеньках социальной лестницы. Кстати, посвящение в рыцари в те времена тоже производилось мечом. При посвящении в рыцари над посвящаемым делались некие «священные» манипуляции: хлопнуть его боковой стороной клинка по плечу или сделать что-то в этом роде.
А вот и ответ на вопрос, вынесенный в заголовок.
«Меч для рыцаря не просто инструмент, как топор для плотника или мастерок для каменьщика. Он друг. Потому что не только защищает, но и кормит. Попробуй, не окажи ему должного внимания — подведет в трудную годину.
Застрянет в кости врага, вывернется из руки… Заклинит в ножнах… Да мало ли.
Меч надо холить и лелеять. Точить оселком, смазывать в сырую погоду. И, конечно, упражняться, упражняться, упражняться! Ведь странствующие рыцари вынуждены полагаться только на силу рук, меч и копье, да на удачу и милость Господню».
Владислав Русанов. «Пасынок судьбы»
Рыцарское оружие
Холодное оружие
Каролингский меч или «меч викингов»
Каролингский меч приобрел широкую популярность в раннем средневековье и предположительно является развитием античной спаты. Из-за особенностей рукояти предназначались в основном для пешего боя и был плохо приспособлен для боя с противниками имеющими доспехи либо кольчугу.
Романский меч
Романские мечи можно разделить на две группы:
Готические мечи
Готические мечи также разделялись на две группы:
Эсток
Двуручные мечи
Фальшион
Копье
С XIV века копья стали делать в виде полой трубы, что облегчало их вес и упрощало слом при столкновении, а также приобрели конический щиток для защиты руки.
Боевой топор
Одним из поздних усовершенствований боевого топора являлось добавление острого шипа на обухе, что позволяло пробивать шлемы и пластинчатую броню.
Булава
Развитием простой булавы в XIII веке стал моргенштерн – металлический шар, снабженный шипами. Мог быть как насаженным на деревянную ручку или использовался как кистень (шар, соединенный с рукоятью цепью).
Молот
Полэкс
Длина древка составляла от 150 до 210 см и оканчивалась навершием с острым шипом. Также на навершии размещались молот и топор, или изогнутый клюв. Вдоль древка часто располагались металлические пластины, защищающие древко от перерубания. Главным отличием от алебарды было то, что «головка» полэкса была не цельнометаллической, а скреплялась на болтах или штифтах.
Помимо боевых действий полэкс часто применялся в турнирных схватках.
Кинжал
В средние века кинжал представлял собой клинок длинной 20-40 см, и так же, как и мечи, за время своего существования претерпел некоторые изменения.
Первые кинжалы походили на уменьшенную копию меча – обоюдоострые, с достаточно тонким лезвием.
Однако со временем появилась необходимость придать им прочность и пробивную силу, достаточные для нанесения раны сквозь доспех. Так появились трехгранные кинжалы, предназначенные для колющих ударов.
Оборонительное вооружение
Следует отметить – совершенствовалась не только атрибуты доспехов, но и их качество. Если первоначально кузнецами использовалось мягкое железо, то в позднем Средневековье при изготовлении основным материалом была сталь.
Сейчас рыцарь представляется человеком, закованным с ног до головы в броню, однако путь к подобному образу продолжался столетиями. Хотя основные типы доспехов (кроме латных) встречались задолго до возникновения рыцарей, в следствие потерь технологий кузнечного дела в Темные века (VI-X) многое пришлось воссоздавать заново. По сути, рыцари начали с доспехов, которые были известны более тысячи лет.
Кольчужный доспех
В Европе кольчуги использовались с раннего Средневековья и изначально представляли собой рубаху, сплетенную из маленьких стальных колец, покрывающую тело до локтей или запястий и доходящую до колен. Наибольшее распространение кольчужные доспехи получили в X-XIII века, когда ними покрывали все тело воина.
Пластинчатые доспехи
Пластинчатый доспех появился в Европе в XIII веке и получил название бригантина. Это были металлические пластины, прикрепленные на тканевую основу. Изначально применялась как дополнительный доспех поверх кольчуги.
Со временем в экипировку рыцаря стали добавляться латные элементы брони, защищающие руки и ноги, а нагрудник получил юбку, сделанную по типу ламеллярных доспехов. Такая броня получила название «латно-бригантинный» доспех.
С появлением латных доспехов в течении XIV века бригантина перешла в пехотные войска, уступив более совершенному типу брони.
Латные доспехи
Латные доспехи (Латы) стали вершиной мастерства средневековых кузнецов. Такой доспех представлял собой подогнанные по форме тела пластины, полностью облачающие рыцаря броню, оставляя незащищенными лишь сочленения пластин. Обладая прекрасной защищенностью латы получили широкое распространение среди средневековой Европы, хотя из-за высокой дороговизны оставались доступными только обеспеченному рыцарскому сословию.
Одной из отличительных особенностей лат являлись ребра жесткости, придававшие дополнительную прочность доспехам. Ярким примером такого усовершенствования можно считать максимилиановский доспех, названный в честь императора Максимилиана I.
Турнирный доспех
Особняком стоят доспехи, предназначенные для конных и пеших турниров. Они отличались узкой специализацией и не предназначались для войн.
Доспех для конной сшибки был примерно в два раза тяжелее боевого доспеха и должен был выдержать прямое попадание копьем. Шлем жестко крепился к доспеху и обладал малым обзором. Также для облегчения веса ноги не защищали, либо использовали щитки.
Доспешный гарнитур
Ввиду дороговизны доспехов в Средневековье появился доспешный гарнитур, являвшийся своеобразным «конструктором» и объединявший в себе возможность использовать один комплект брони для разных целей.
Доспешный гарнитур позволял носить различные шлемы – открытый для боевого похода, либо привинчивать к кольчуге турнирный шлем, с плохим обзором, но повышенной защитой. Также в доспехах была возможность усилить уровень защищенности дополнительными атрибутами для проведения конных или пеших турниров. Также любопытным моментом являлось то, что его можно было использовать и на парадах, с помощью различных съемных украшений.
Удивительно, но такая простая вещь как шлем претерпела массу изменений и усовершенствований на протяжении столетий существования рыцарства. Рассмотрим основные из них.
Норманнский шлем. Был распространен в Европе с X по XIII века, имел простую яйцевидную форму и имел защитную пластинку – наносник. Изначально склепывался из нескольких частей металла, а с развитием кузнечного дела начиная с XI века стал цельнометаллическим.
Топфхельм – кавалерийский шлем, возникший в конце XII века в период крестовых походов. Имел цилиндрическую форму, обеспечивающую защиту со всех сторон. Обзор обеспечивался узкими смотровыми щелями. Подобная форма и защищенность была вызвана увеличением значимости копейных ударов и предназначалась для защиты лица всадника при соскальзывании копья со щита.
Бацинет – этот шлем появился в XIV веке и изначально предназначался для внутренней маски при надевании на нее топлфхельма.
Со временем перерос в самостоятельную единицу обмундирования и приобрел множество вариаций. Представлял собой полусферическую каску с вытянутым забралом, либо без него.
В X-XIV веках в Европе применялся в основной массе каплевидный или миндалевидный щит, получил свое название от схожести с каплей или миндалем, острый конец был направлен вниз. Пришел данный тип щита предположительно из Византии, где их называли щитами-«коршунами».
Изготавливались из дерева и обтягивались кожей, для упрочнения конструкции по краям оковывались металлом. Размер щита начинался от трети роста воина и более, соотношение высоты/ширины было примерно 2:1.
В XII веке верх щита становится прямым, а размеры меньше. Это снижает вес и делает их более мобильными в бою. Очертания становятся больше похожими на треугольный щит.
Развитием каплевидного щита стал – экю, применявшийся в XIII-XV веках. Он отличается ярко выраженной треугольной формой и значительно меньшей высотой. Изготавливался по той же технологии, что и предшественник.
Латная защита конечностей
Разумеется, доспехи не состояли только из нагрудника, в них входило множество дополнительных деталей таких как набедренники, наколенники, наручи, рукавицы и т.д. Практически все эти элементы начинают встречаться в Европе с XII века, однако распространение они получили с развитием кузнечного дела.
Изначально латные руки и ноги применялась в комплекте с пластинчатыми доспехами, так как ковать кирасы после падения Рима европейские кузнецы еще не умели. Только в конце XIV века с появлением кирас эта амуниция собралась в единый латный доспех.
Меч – как символ Средневековья
Рисунок Альбрехта Дюрера 1521 года, изображавший ирландских наемников в Нижних землях. Один из двух двуручных, показанных здесь мечей, имеет характерное только для ирландских мечей кольцевидное навершие.
Конечно, многим христианам XXI века от такого сравнения может стать не по себе, но явная склонность к войне и насилию встречается нам не только в Ветхом, но также и в Новом Завете, где от имени абсолютного миротворца Иисуса говорится буквально следующее: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч». (Матфей 10, 34)
Навершие с гербом Пьера де Дре герцога Бретани и графа Ричмонда 1240 – 1250 гг. Вес 226.8 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Шпоры также являлись символом рыцарства. Сначала опоясывали мечом, потом привязывали к ногам шпоры. Это шпоры французского рыцаря XV века. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Так что именно наличие меча, пусть даже хотя бы и у седла, являлось в Средние века наглядным отличием свободного человека, имеющего благородное происхождение, от простолюдина или того хуже – серва.
Уже и в доспехах никто не сражался, но их продолжали по традиции делать… для детей и юношества! Перед нами доспехи юного инфанта Луиса, принца Астурийский (1707 – 1724 гг.). (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Меч 1400 года. Западная Европа. Вес 1673 г. Длина 102.24 см. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Меч XVI в. Италия. Вес 1332.4 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
А вот это совершенно уникальный индийский меч XVIII века. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Клеймор 1610 – 1620 гг. Длина 136 см. Вес 2068.5 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Кроме функции социального статуса меч являлся также знаком и административной власти. Например, в сборнике феодального права XIII века «Саксонское зерцало» есть изображение, на котором король получает меч мирской власти от Иисуса, тогда как папа награждается мечом духовной власти. И на церемонии посвящения в рыцари, и при коронации короля или императора меч вместе с короной и скипетром считался точно таким же символом верховной власти. Например, святого Маврикия – имперским мечом Священной Римской империи германской нации, германские короли опоясывались папой.
Чинкведея 1500 г. Италия. Вес 907 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Когда король выходил из церкви, его меч перед ним выносил специальный меченосец, как знак его светской власти и могущества, причем острием вверх. Поэтому должность королевского меченосца на протяжении всей эпохи Средневековья почиталась как одна из наиболее почетных.
«Городской меч города Дублина» символизирует административную власть городского мэра.
А так этот меч выглядит во всей своей красе. Ножны, правда, сделаны намного позднее. (Музей Дублина, Ирландия)
Меч палача 1688 года. Городской музей города Ротваль, земля Баден-Вюртемберг, Германия.
Вот так надо было положить голову на плаху, чтобы палач отрубил ее топором. Кадр из фильма «Каин XVIII».
В Англии почему-то «меч правосудия» так и не прижился, и там людей обезглавливали обычным топором. Но все-таки были казни, пусть и немногие, которые выполнялись мечом, что было наглядным свидетельством значимости и события, и инструмента, и того умения, которое для этого требовалось. Когда, например, король Генрих VIII в 1536 году задумал предать казни свою вторую жену Анну Болейн, то… ей отрубили голову именно мечом. Специально для этого вызвали палача из Сен-Омера под Кале. Он-то и обезглавил Анну Болейн всего лишь одним мастерским ударом.
О том, как важен был специалист для обеспечения безболезненности смерти казнимого, наглядно показывает случай, имевший место во Франции в 1626 году: тогда в роли палача выступал неопытный доброволец. Так вот ему понадобилось целых 29 (!) раз ударить мечом, чтобы отрубить голову графу де Шале. И напротив, в 1601 году уже профессиональный палач всего одним ударом сумел обезглавить сразу двух осужденных, связав их спина к спине.
«Мечи правосудия», как правило, имели двуручные рукояти и простые и прямые дужки крестовины. Острие им не требовалось, поэтому оно у них отсутствует. Так что клинок похож на отвертку. Обычно клинки мечей правосудия очень широкие (от 6 до 7 сантиметров), а их общая длина более всего соответствует мечу-бастарду. Весят такие мечи от 1,7 до 2,3 килограммов, имеют длину 900-1200 мм. То есть это нечто среднее между мечом-бастардом и обычным тяжелым двуручным мечом.
А вот так ее отрубали мечом. Сцена казни 1572 года.
На клинках нередко изображались символы правосудия и разного рода поучительные изречения типа: «Бойся Бога и люби право, и будет ангел твоим слугой». Один из мечей правосудия работы золингенского мастера Йоханнеса Бойгеля, сделанный им в 1576 году, на плоскостях клинка имеет следующую стихотворную надпись:
«Если будешь добродетельно жить.
Мечу правосудия твоей головы не рубить».
«Когда этот меч я поднимаю,
То бедному грешнику вечной жизни желаю!»
Снаряжение рыцаря 13 века
Читая о рыцарях, воинах тринадцатого века, мы часто сталкиваемся с упоминаниями об их доспехах и оружии. Как выглядели воинские доспехи 13 века, как воин надевал всё своё снаряжение, как он его использовал? Можно конечно обратиться к многочисленным справочным материалам, в которых содержится информация по этим вопросам, но ничто не сравнится с хорошей практической демонстрацией рыцарского снаряжения 13 века.
Практика показала, что для надевания всего снаряжения и полной экипировки воина 13 века понадобится много времени и помощь, как минимум, одного слуги-оруженосца, но лучше взять двух помощников, которые знают что делать.
Для начала рыцарь должен облачиться в нижнее бельё тринадцатого века.
Поверх нижнего белья воин надевает не цельные брюки, а две простёганные брючины, которые крепятся специальными кожаными ремешками к поясу. На ногах воина самодельная кожаная обувь, сшитая по старинным выкройкам.
Первый предмет кольчужного облачения рыцаря — это кольчужные поножи (англ. Chain Leggings), которые надевают «по ноге» поверх простёганных брючин.
Кольчужные поножи довольно трудно надеть, так как они должны достаточно плотно прилегать к ноге.
Если бы они были слишком свободными, рыцарю было бы трудно ходить, ноги цеплялись бы одна за другую.
Кольчужные поножи дают рыцарю возможность удобно сидеть на коне.
Крепятся кольчужные поножи специальными ремешками к поясу рыцаря.
Для того. чтобы предотвратить провисание кольчужных поножей, их поддерживают дополнительные кожаные ремешки, подвязанные вокруг колена и лодыжки.
Затем рыцарь надевает толстую мягкую стёганку (англ. gambeson — комбинезон), состоящую из множества слоев материала, ткани, ваты и конского волоса, вся стёганка прошита прочными нитками, поэтому он твердая на ощупь, и в то же время мягкая броня, как одеяло.
Хорошая стёганка может стоять сама по себе! Простёганная плотная ткань, как ватник, ослабляет силу любых ударов, которые могут поразить рыцаря, а также является смягчающим защитным слоем от жёсткого прикосновения железной кольчуги.
Стёганка очень тёплый и плохо «дышащий» материал, поэтому рыцарь становился очень горячим и потным во время движения или сражения в течение нескольких часов. Перед боем или перед походом воин должен был выпить достаточное количество воды, иначе он мог погибнуть от обезвоживания.
Затем рыцарь надевает мягкий простёганный подшлемник, скрывающий его волосы и служащий защитой головы от железной кольчуги.
Что характерно и для изготовления кольчуги этого периода?
Если вы внимательно посмотрите на крупный план, вы увидите, что он состоит из чередующихся рядов сплошных колец и заклёпанных звеньев.
Этот способ соединения колец немного быстрее, потому что не нужно клепать каждое кольцо, но это всё ещё очень трудоемкий процесс.
Сначала кузнец ковал сталь, делал отдельные звенья, правильно соединял их, выполняя клёпку.
Речь идёт о нескольких неделях работы квалифицированного мастера, а также о дорогих материалах. Именно поэтому кольчуга была очень дорогой, и заказать её мастеру было возможно только для состоятельных людей.
Кольчуга была изобретена приблизительно в середине I тысячелетия до н. э., но нельзя точно сказать, кто и где впервые изготовил её.
Надеть кольчугу воину самостоятельно тоже не просто. Хауберк довольно тяжёлый, но он также очень гибкий, поэтому рыцарь в нём может легко передвигаться.
С X века распространение кольчуг достигла своего максимума, когда были изобретены хауберки (англ. Hauberk), с капюшоном и рукавицами и рубахой (англ. mail shirt), покрывающей всё тело.
B XIII веке в Европе кольчуги иногда усиливали обширными наплечными и нагрудными пластинами.
Как видите, у хауберка есть встроенный капюшон, который должен быть зашнурован кожаным ремешком вокруг головы.
Кожаный ремешок удерживает капюшон на месте, и служит для того,чтобы он не падал вперёд на глаза, а держался бы на лбу рыцаря, когда он скачет на коне или сражается в бою.
Капюшон снабжён воротником, который защищает горло.
Гибкий воротник капюшона может быть закреплён в двух положениях — вверх и вниз.
Важной деталью экипировки рыцаря является ремень на поясе, который помогает распределить вес тяжёлой кольчуги.
Когда рыцарь надевает хауберк, весь вес железной экипировки, свисая, давит на его плечи.
Если воин поднимет руки, а слуга-оруженосец плотно завяжет ремень вокруг талии, то снова опустив руки, воин почувствует, что большая часть веса кольчуги теперь удерживается ремнём.
Неотъемлемой частью снаряжения рыцаря 13 века являются рукавицы.
На ладони кожаной рукавицы есть прорезь, для того, чтобы рыцарь мог вынуть руку из рукавицы, когда это необходимо.
Если вы посмотрите на современные иллюстрации боя, то увидите, что на рыцарях всегда надеты рукавицы, и для этого есть причина.
Рукавицы прикреплены к хауберку (англ.hauberk), но расположены так, что вы можете их снять или надеть. У них также есть кожаная завязка вокруг запястья, чтобы они удерживались на месте.
Поверх хауберка рыцарь надевает сорочку (англ. sur+coat — «сюркоат», отсюда происходит слово «сюртук»). Мнения исследователь расходятся относительно первоначальной цели ношения сорочки.
Исследователи воинского снаряжения считают, что верхняя сорочка защищала железную кольчугу от нагревания на солнце, ведь, кольчуга могла стать слишком горячей, или сорочка могла защитить кольчугу от дождя, ведь, железная кольчуга могла заржаветь. В любом случае, сорочка служила обеим целям.
Верхняя сорочка (Surcoat) использовалась для нанесения герба рыцаря, что было очень важно, так как очень трудно отличить одного воина от другого, когда на них надеты кольчужные шлемы и подняты воротники.
В начале 13 века геральдические символы были довольно простыми, в основном это геометрические рисунки или стилизованные изображения животных.
Поверх сорочки с гербом рыцарь надевал пояс с мечом. Меч в ножнах крепился с левой стороны, чтобы рыцарь мог быстро и легко схватить рукоять меча правой рукой.
Рыцарь мог бы в левой руке держать булаву или топор, и наносить сокрушительные, смертельные удары по противнику. В зависимости от ситуации, рыцарь мог использовать свой щит, держа его в левой руке.
Затем на голову рыцаря надевается дополнительная мягкая защитный головной убор, с вшитым кругом, наподобие эгалема, какие носят на голове арабы. Этот круг помогает удерживать кольчужный шлем на месте, так же, как эгалем удерживает мужской головной платок — куфью.
Теперь шлем. Начало тринадцатого века было своего рода переходным временем для шлемов: если вы посмотрите на современные иллюстрации, вы увидите старомодные носовые шлемы рядом с более поздним типом шлема- «маски». Однако самой современной модой 13 века был шлем с плоской верхней частью, дизайн которого был явным шагом назад, не очень хорошая идея для шлема, так как он может сильно помяться при попадании, что приведёт к серьезной травме рыцаря. В конце тринадцатого века дизайн шлема изменился, и стал похож на «сахарную голову», в последующие века шлемы почти всегда имеют округлую форму, что хорошо защищает голову, но при этом могут пострадать плечи. Кольчуги укрепляли плечевыми латами, защищающими плечи воина.
Ношение шлема не даёт воину большого диапазона обзора, и при этом не учитывается легкость дыхания. Необходимо достичь баланса между большей безопасностью и меньшим зрительным диапазоном, что в основном означало бы, что голова рыцаря была полностью закрыта. При большем диапазоне обзора, у воина должно быть более открытое и уязвимое для ранения лицо. Таким образом, результатом дизайна шлема 13 века стали узкие глазные щели и маленькие дыхательные отверстия.
Щит надевают на левую руку рыцаря.
В более ранние века копьё использовалось чаще во время боя, это видно на гобелене из Байе, где норманская конница Вильгельма сражается против англо-саксонской тяжеловооружённой пехоты Гарольда в битве при Гастингсе 14 октября 1066 года. Ударная сила копья всадника была гораздо выше силы удара копья пешего тяжеловооружённого воина.
К началу 13 века рыцари использовали технику удара копья, крепко удерживаемого под правой рукой всадника. Учитывая то, что рыцарь достаточно крепко сидел в седле своего коня, и весь вес всадника в доспехах и скачущего коня был сосредоточен на острой режущей кромке копья, которое приобретало убойную силу снаряда. Существуют достоверные известия современников событий, рассказывающих о том, что копьё пронзило противника в доспехах насквозь.
Какими были кони в армии 13 века? Вопреки распространенным мифам, боевые кони не были массивными животными, однако они были очень сильными, чтобы нести весь этот вес вооружённого рыцаря в доспехах.
Итак, рыцарь теперь вооружен и готов к бою.
Следует отметить несколько вещей, которые опровергают распространенные заблуждения, исходящие из голливудских фильмов или телевидения. Во-первых, для рыцаря физически невозможно самостоятельно надеть на себя всё необходимое воинское снаряжение и вооружиться. Как вы можете видеть на фотографиях, воин никак не мог бы надеть на себя снаряжение без посторонней помощи: ему нужен как минимум один, а лучше два помощника.
Во-вторых, на правильное вооружение рыцаря уходит довольно много времени. В современных условиях как минимум требуется около двадцати минут времени, при условии, если у вас есть два опытных помощника. При других условиях, понадобится, как минимум, полчаса, чтобы все надеть и завязать правильно и аккуратно, а не неряшливо и криво. В противном случае капюшон может спадать на глаза рыцаря, а рукава кольчуги съезжать на рукавицы, что было бы катастрофой для война во время сражения. Подготовка к бою должна быть основательной и тщательной, во время сражения это делать будет поздно.
И, наконец, вопросы веса и легкости передвижения. Да, броня тяжёлая — так и должно быть, иначе она вряд ли пригодится для защиты воина. Но давайте не будем забывать, что рыцарь тренировался, почти каждый день, с самого детства. Это означало, что он привык к доспехам и их весу, и вполне мог легко в них двигаться. Кольчуга достаточно гибкая, и у её владельца есть свобода движения.
Итак, вот он — бронированный рыцарь тринадцатого века.
Кольчуга на фото выполнена из металлического жгута, и является точной копией рыцарского снаряжения 13 века.
Вес различных деталей снаряжения рыцаря 13 века в современном исполнении:
Комбинезон (англ. Gambeson): 10 фунтов (4,5 кг)
Кольчуга (англ.Hauberk; Хауберк): 38 фунтов (17 кг)
Поножи (англ. Chausses — шоссес) : 18 фунтов (8 кг)
Шлем (англ.Helm) : 6 фунтов (2,5 кг)
Щит (англ. Shield) : 4 фунта (2 кг)
Ножны и пояс меча (англ. Scabbard and sword belt): 2 фунта (1 кг)
Меч (англ. Sword) : 3 фунта (1,5 кг)
Топор (англ.Axe) : 4 фунта (2 кг)
В общей сложности это 85 фунтов или 38,5 кг.
Рыцарь 13 века снаряжённый во все доспехи представлял собой «бронированный танк» своего времени — практически непобедимый и не убиваемый при всей железной защите. Очень немногие рыцари 13 века погибали во время сражения, гораздо больше погибало гражданского населения или легко вооружённых пеших воинов.
Большое спасибо рыцарю Колину Миддлтону (Colin Middleton) и его верному оруженосцу.