в какой форме реализуются обязывающие нормы

Что такое нормативный правовой акт

в какой форме реализуются обязывающие нормы. FI6d9mlMzCCJJHd90wMRDoAjYjPqBycf. в какой форме реализуются обязывающие нормы фото. в какой форме реализуются обязывающие нормы-FI6d9mlMzCCJJHd90wMRDoAjYjPqBycf. картинка в какой форме реализуются обязывающие нормы. картинка FI6d9mlMzCCJJHd90wMRDoAjYjPqBycf. Что такое нормативный правовой акт

Что такое нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.

В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:

Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

2. Международные договоры

Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)

По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.

Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.

Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.

Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.

4. Федеральные подзаконные правовые акты:

5. Конституции (уставы) субъектов Федерации

Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.

6. Законы субъектов Федерации

Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.

7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации

Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.

На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.

Источник

Как применять действие новых норм гражданского права во времени к договорным правоотношениям?

На практике случаются ситуации, когда неверно применяют действие норм во времени. Ошибочно применяют новые правила закона к уже возникшим правоотношениям и к заключенным договорам.

Краткое изложение сути правил действия норм во времени заключается в следующем: при наличии договора по общему правилу применяем ст. 422 ГК РФ, то есть нормы, действовавшие на период заключения договора. Если нет договора – ст. 4 ГК РФ.

Создается впечатление, что определять действие нормы во времени в конкретной ситуации легко и просто. В действительности периодически приходится сталкиваться с проблемой действия норм во времени. Часть вопросов решена, так больше не вызывает сомнений, что к договорам применяются нормы права, действовавшие на момент заключения. Тем не менее, при толковании действия норм во времени возникают новые вопросы, на которые еще предстоит найти ответы.

1. Общее правило применения гражданского законодательства во времени по ст. 4 ГК РФ.

Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (п. 1 ст. 4 ГК РФ).

Новые положения закона применяют в отношении прав и обязанностей, возникших после вступления в силу новых норм (п. 2 ст. 4 ГК РФ).

Правило содержит следующее исключение: действие закона может распространяться на отношения, возникшие до введения его в действие.

В этом случае такое указание должно содержаться непосредственно в законе.

Формулировка «в отношении прав и обязанностей, возникших после вступления в силу новых норм » без какого-либо дополнительного разъяснения законодателя, вызывает при применении новой нормы затруднения.

Иногда законодатель определяет в законе правила действия норм во времени.

Поэтому в новом законе следует обращать внимание на наличие в тексте закона специальных указаний о действии новых норм во времени (в статьях о порядке вступления закона в силу, переходных положениях).

В случае отсутствия указаний со стороны законодателя, толкованием действия новых норм во времени занимается правоприменитель.

2. Общее правило применения гражданского законодательства во времени к договорным правоотношениям (ст. 422 ГК РФ).

2.1. Норма п. 1 ст. 422 ГК РФ содержит указание на то, что договор должен соответствовать императивным нормам, действующим в момент его заключения. Аналогичное толкование должно быть в отношении диспозитивных или императивных норм, восполняющих договорное правоотношение теми или иными правами и обязанностями (п. 4, 5 ст. 421 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах» ).

Таким образом, в отношениях сторон, не исключивших применение диспозитивной нормы или не договорившихся об ином, диспозитивная норма становится частью договора.

Если стороны в договоре пришли к соглашению об ином, то будут применяться согласованные в договоре условия. Например, стороны включили в договор условие, согласно которому при изменении законодательства новые нормы будут применяться к их отношениям по договору на будущее.

Достаточно интересным является следующий вопрос: на какой момент следует учитывать императивные нормы в контексте их применимости к договору, например, в случае временного разрыва между тем, когда одна сторона (оферент) направит оферту, а другая сторона акцептует договор после появления новых императивных норм. Либо стороны заключили договор с отлагательным условием или отлагательным сроком, по которому согласованные условия созревают после изменения императивных норм. В судебной практике высших судов этот вопрос пока не прояснен.

2.2. Новый закон не применяется с обратной силой в отношении обязательств или иных длящихся правоотношений, возникших из ранее заключенных договоров (п. 2 ст. 422 ГК РФ). Из этого правила следует, что нормы договорного права применяются только к договорам, заключенным после принятия нового закона.

Правило содержит следующее исключение: действие закона может распространяться на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. В этом случае такое указание должно содержаться непосредственно в законе.

Так, в п. 83 Постановления Пленума Верховного суда от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» содержится указание на то, что положения Гражданского Кодекса Российской Федерации в измененной Законом № 42-ФЗ редакции, например, статья 317.1 ГК РФ, не применяются к правам и обязанностям, возникшим из договоров, заключенных до дня вступления его в силу (до 1 июня 2015 года). При рассмотрении споров из названых договоров следует руководствоваться ранее действовавшей редакцией Гражданского Кодекса Российской Федерации с учетом сложившейся практики ее применения (пункт 2 статьи 4, абзац второй пункта 4 статьи 421, пункт 2 статьи 422 ГК РФ).

Таким образом, договорные правоотношения даже после вступления в силу новых норм продолжают развиваться в рамках правил, действовавших на момент заключения договора. Это положение также касается новых императивных требований к форме договора или порядку его заключения.

Сторонам договорам следует проявить внимательность в случаях пролонгации договора, а также при внесении изменений в договор в части существенного увеличения объема взаимных предоставлений либо существенного увеличения объема обязательства по односторонне обязывающему договору. В случае если стороны не намерены применять к их договорным правоотношениям новые нормы, необходимо в заключаемом договоре или соглашении прямо предусмотреть исключение применения новых норм.

Судебная практика признала исключение из общего правила п. 2 ст. 422 ГК РФ: п. 1 ст. 395 ГК РФ ( в редакции Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации») .

При решении вопроса о начислении процентов за неисполнение денежного обязательства, возникшего на основании заключенного до 1 июня 2015 г. договора, в отношении периодов просрочки, имевших место с 1 июня 2015 г., размер процентов определяется в соответствии с п. 1 ст. 395 ГК РФ в редакции Закона № 42-ФЗ. То есть применяются правила расчета процента годовых вне зависимости от момента заключения договора.

За исключением п. 1 ст. 395 ГК РФ, к отношениям, возникшим из договоров, заключенных до 1 июня 2015 года, применяется ранее действовавшая редакция ст. 395 ГК РФ с учетом сложившейся практики ее применения (п. 6 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).

Так, к договорам, заключенным до 1 июня 2015 года, в случае нарушения, возникшего из договора денежного обязательства кредитор вправе предъявить либо требование о взыскании с должника процентов на основании ст. 395 ГК РФ, либо требование о взыскании предусмотренной договором неустойки.

3. Отдельные аспекты применения действия норм во времени к договорным правоотношениям.

По смыслу п. 2 ст. 422 ГК РФ речь идет о нормах, регулирующих права и обязанности сторон договорного правоотношения. То есть если норма закрепляет права и обязанности сторон договора по отношению друг к другу по общему правилу применяется п. 2 ст. 422 ГК РФ. Но если нормы относятся к общим нормам о недействительности сделок, о правах третьих лиц, в том числе публичных органов и пр., по общему правилу следует применять ст. 4 ГК РФ.

Но уже в случае, например, отказа от договора, который был заключен до 1 сентября 2013 года, непосредственно к сделке по отказу от договора (п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ) будут применяться новые правила о недействительности сделок.

Следует отметить, что требования к форме, например, уступки требования, зачета будут применяться на момент совершения. Но к самой возможности уступки или зачета будут применяться правила на момент заключения договора.

Более тщательного подхода с учетом разумного ожидания сторон договора требует применение новых норм в отношении должника в случаях возникновения третьего лица, в частности при уступке требования, залоге по новым нормам, если сделка (основное обязательство) была заключена по старым правилам.

В случае суброгации судебная практика признала исключение из общего правила п. 2 ст. 422 ГК РФ в отношении п. 2, п. 5 ст. 313 ГК РФ.

Так, с 1 июня 2015 года в силу ст. 313 ГК РФ кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом, в случаях, если должником допущена просрочка исполнения денежного обязательства, либо такое третье лицо подвергается опасности утратить свое право на имущество должника вследствие обращения взыскания на это имущество. К третьему лицу, исполнившему обязательство должника, переходят права кредитора по обязательству в порядке суброгации (п. 2, 5 ст. 313, ст. 387 ГК РФ).

Верховный суд в определении от 13 октября 2016 года № 305-ЭС16-8619 указал: новые нормы ст. 313 ГК РФ применяются к ситуациям, когда платеж третьего лица осуществлен после 1 июня 2015 года, несмотря на то, что момент возникновения основного обязательства возник до этого момента.

Принятое решение объясняется тем, что смысл нормы ст. 422 ГК РФ заключается в запрете на вторжение в уже существующие условия договорного обязательства, а ст. 313 ГК РФ не может подрывать разумные ожидания сторон договора.

В отношении ст. 313 ГК РФ судебной практикой определено еще одно исключение (т.н. «исключение из исключения»): «…на основании статьи 10 ГК РФ суд может признать переход прав кредитора к третьему лицу несостоявшимся, если установит, что, исполняя обязательство за должника, третье лицо действовало недобросовестно, исключительно с намерением причинить вред кредитору или должнику по этому обязательству, например, в случаях, когда третье лицо погасило лишь основной долг должника с целью получения дополнительных голосов на собрании кредиторов при рассмотрении дела о банкротстве без несения издержек на приобретение требований по финансовым санкциям, лишив кредитора права голосования (п. 21 Постановления Верховного суда РФ № 54 от 22.11.2016 года «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении»)».

4. Применение п. 2 ст. 422 ГК РФ к позициям высших судов.

Отдельно необходимо упомянуть случаи, когда в рамках устойчивой судебной практики судами выводилась правовая позиция, которая позднее находила отражение в законе.

В моей практике был случай, когда при взыскании неустойки по договору поставки суд первой инстанции применил ст. 395 ГК РФ. Данное решение было обосновано тем, что в первичных документах (товарных накладных) не было ссылки на договор поставки, заключенный до 1 июня 2015 года. То есть договор был заключен до даты введения ст. 429.1 ГК РФ. В связи с этим был сделан вывод, что сторонами были заключены разовые договоры поставки. Поэтому вместо договорной неустойки подлежит применению ст. 395 ГК РФ.

Апелляционная инстанция приняла во внимание следующий аргумент: судебная практика ранее 1 июня 2015 года признавала рамочные договоры ( постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 1162/13, пункт 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 165 «Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными»).

Решение первой инстанции в части взыскания процентов по ст. 395 ГК РФ было отменено, взыскана полностью неустойка по договору.

Более сложной будет ситуация, когда правило, содержащееся в новой норме, не подтверждается сложившейся судебной практикой. Стороны договора также не согласовали конкретное условие, которое исключило бы правовую неопределенность.

В этом случае правило из новой нормы может быть выведено путем применения гражданского законодательства по аналогии (ст. 6 ГК РФ).

Судебной практике также предстоит ответить на такой сложный вопрос: как следует применять правовые позиции высших судов, если они меняют прежнюю устоявшуюся практику толкования закона или закрепляют такое толкование, которое не вытекало из буквального смысла закона и становится неожиданным для участников оборота.

Полагаю, практикующие юристы сталкивались на практике с такими ситуациями. Если есть возможность, то стороны вносят изменения в договор либо его расторгают. Но если между сторонами возник конфликт, который передан на рассмотрения суда? Справедливо ли применять ретроактивно к отношениям сторон новые правовые позиции высшего суда? При отсутствии в разъяснениях Верховного суда РФ оговорки о применении правовых позиций, пересматривающих правовой режим договорных правоотношений к новым договорам, пострадавшей стороне остается только вести в каждом конкретном споре борьбу за право и справедливость.

Источник

Норма права

Норма права — это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения. Норма права — это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определённый круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам.

Содержание

Признаки нормы права

Правовые нормы имеют следующие признаки:

Структура нормы права

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если — то следует — иначе»). Правоприменительность норм права достигается при условиях наличия взаимосвязи:норм фиксирующих наличие юридического факта; норм, фиксирующих разнообразие процесса применения; норм права фиксирующих процессы исполнения и исполнения наказания.

Гипотеза (если…) — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.

В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:

В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические:

Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.

По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

По способу выражения в нормативно-правовых актах диспозиции делятся на:

Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые — категорическое значение санкции, относительно определённые — орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы) и альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму.

В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).

Изложение правовых норм в нормативных актах

Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

Излагая правило поведения, законодатель может:

Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативных правовых актов:

1) прямой (элемент нормы права прямо излагается в статье);

2) бланкетный (элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативным правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к «действующему законодательству» (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым);

3) отсылочный (элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативного правового акта).

Классификации норм права

Существуют также «специализированные нормы», которые направлены не на регулирование отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам. К специализированным нормам относятся:

Источник

Структура правовой нормы

Норма права как системное образование имеет определенную структуру. Под структурой нормы права понимается внутреннее строение нормы и связь ее элементов. Структурными элементами правовой нормы являются гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза — это часть правовой нормы, в которой содержится условие ее реализации. Например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: определенный возраст и вменяемость.

По характер у содержания различают общие и конкретные гипотезы.

Диспозиция — это часть нормы права, которая формулирует правило правомерного поведения либо признаки неправомерного поведения. В гражданском праве в ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения. В уголовном праве и других правоохранительных отраслях большинство диспозиции содержит признаки запрещенных деяний.

По способу описания различают диспозиции простые, описательные, бланкетные и отсылочные.

Санкция — это часть нормы права, в которой указаны правовые последствия: негативные либо позитивные. В уголовном и административном праве негативные санкции сформулированы как вид и мера наказания. Трудовое право и ряд других отраслей в качестве позитивных санкций предусматривают поощрительные меры.

По характеру последствий различают позитивные и негативные санкции.

В теории права различают логическую и фактическую структуру правовой нормы. Обязательным элементом логической структуры нормы права являются гипотеза, диспозиция, санкция. Указанные элементы формируют логическое содержание нормы, которое можно выразить формулой: «Если при определенных обстоятельствах (гипотеза) субъект совершит известное действие (диспозиция), то наступят предусмотренные последствия (санкция)».

Вопрос о фактической структуре нормы является дискуссионным. Одни ученые считают, что фактическая норма права состоит из двух элементов: гипотезы и диспозиции, либо диспозиции и санкции. При этом высказывается мнение, что гипотеза уголовно-правовой нормы сливается с диспозицией. Другие авторы полагают, что фактическая структура классической нормы права имеет трехчленное строение.

Источник

Реализация норм права

Реализация права: понятие и формы

Реализация правовых норм – это фактическое осуществление их предписаний в поведении субъектов. Реализация права связана прежде всего со структурой нормы права и предполагает непосредственное осуществление права самими субъектами права. Два основных уровня реализации права предполагают: реализацию диспозиции в правомерном поведении (нормальная реализация) и реализацию санкции (правообеспечительная реализация).

Реализация права предполагает осуществление юридических норм в фактическом поведении субъектов. «Реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, т.е. таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям». К основным способам воздействия права на поведение людей относятся – запреты, дозволения и предписания. Запрет – требование воздерживаться от определенного действия (бездействия). Дозволение – это указание в норме права на правовую возможность. Предписание – есть требование определенного поведения, по своей сути являющееся синтезом запрета и дозволения. Предписание распространяется только на активные действия и носит не всеобщий, а специальный характер, реализуясь в строго определенных законом случаях.

Реализация права связана с процессом правового регулирования, предметом и методом правового регулирования. Для каждой отрасли права определена специфика правового регулирования. Но в зависимости от сочетания запретов и дозволений различают два основных типа правового регулирования – общедозволительный и разрешительный.

Трем основным способам правового воздействия нормы права на поведение людей – запрету, дозволению и предписанию соответствуют три способа реализации права. Запрет осуществляется в его соблюдении, дозволение – в его использовании, а предписание – в его исполнении.

Соблюдение – это форма реализации права, при которой субъект строго следует установленным запретам, не совершает запрещенных действий. Реализация запрещающих норм – это воздержание субъектов от поступков, на которые нормой права наложен запрет. Соблюдение норм права связывается также не только с реализацией запрещающих норм, но и как соблюдение обязанностей, которое «всегда имеет не активный, а пассивный характер».

Использование – это форма реализации права, при которой субъект использует возможности, предоставленные ему юридической нормой. «Осуществление (использование) прав, или правомочий, выражается в активной реализации возможностей, предоставляемых субъектам различных общественных отношений нормами права. В пределах данной формы реализации права происходит осуществление субъективных прав участниками регулируемых с помощью права общественных отношений».Лица вправе осуществлять или не осуществлять права, предоставленные им законом (использование связано как с активным, так и с пассивным поведением субъекта). Использование выражается в осуществлении субъективных прав, с помощью которых лицо удовлетворяет свой собственный интерес, достигая определенного блага. Использование права – это реализация управомочивающих норм.

Исполнение – это форма реализации права, при которой субъект совершает активные действия по исполнению возложенной на него юридической обязанности. Исполнение связано с выполнением активных обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны. Исполнение связано с реализацией обязывающих норм.

Особой формой реализации права является применение, связанное с властной деятельностью специальных субъектов (государственных органов, должностных лиц). Применение права происходит в том случае, если юридическая норма не реализуется, т.е. созданы или сложились определенные препятствия для реализации права. В таком случае требуется вмешательство государственных органов. Применение санкции является только прерогативой государства.

Исходной формой реализации права является законотворчество. Конкретизацией права занимаются также высшие судебные инстанции. По общему правилу основной формой реализации права должностными лицами государства считается применение правовых норм. Своеобразной формой реализации права является толкование правовых норм.

Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной сторон. С объективной стороны она представляет собой совершенствование определенными средствами в известной последовательности, в определенные сроки предусмотренных нормами права правомерных действий. С субъективной стороны реализация права характеризуется отношением субъекта к реализуемым правовым требованиям, его установками и волей в момент совершения предписываемых действий. Реализация не состоится, если какое-либо одно из обязательных условий будет нарушено. Конечным результатом реализации права будет достижение полного соответствия между требованиями норм совершить или воздержаться от совершения определенных поступков и суммой фактически последовавших действий (Хропанюк.В.Н.).

Итак, соблюдение, исполнение и использование являются основными формами реализации права, которые соответствуют характеру правил поведения, зафиксированных нормой права. Нормы права в зависимости от характера реализуются непосредственно (соблюдение права) или опосредованно, через возникновение конкретных правоотношений (исполнение и использование права).

Применение как особая форма реализации права

Применение права как властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм необходимо в случаях, когда нормы права не могут быть реализованы непосредственно. «Применение права является особой формой реализации права, поскольку индивидуальное властное решение по делу лишь направлено на реализацию применяемой нормы права, но еще не реализует ее. Реализация наступает в результате исполнения правоприменительного решения».Применение права осуществляется относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально определенных лиц. Применение права происходит в случаях, когда нормы права не могут быть реализованы из-за правонарушения или в связи трудноразрешимой ситуацией (пробелы, коллизии в праве).

Правоприменительная деятельность осуществляется уполномоченными государственными органами и должностными лицами. Она является видом государственной деятельности (оперативно-исполнительной или правоохранительной формами), происходит в строго установленном законом порядке (процедуре, последовательности), в соответствии с общепризнанными во всех странах принципами (законности, социальной справедливости, целесообразности, обоснованности) и выражается в виде решения по конкретному делу (в актах применения – в исполнительных или в правоохранительных актах).

Правоприменение предполагает распространение права на отдельные жизненные обстоятельства (казусы). Круг фактических обстоятельств, которые выясняют правоприменительные органы, очерчен гипотезой юридической нормы. Установление названных фактических обстоятельств и их правовая оценка и образуют содержание правоприменительной деятельности государственных органов. С логической стороны правоприменение представляет собой силлогизм (умозаключение), когда из двух категорических суждений, связанных общим термином, получается третье суждение. Правоприменение во всех своих формах выражается в принятии решений по конкретному делу (актов применения). В целом, применение представляет собой подведение отдельных жизненных случаев под юридическую норму (общее правило поведения).

Применение права, связанное с изданием индивидуальных правовых актов, используется в основном в следующих случаях: при наличии спора о наличии и мере субъективных прав и юридических обязанностей, когда необходимо определить момент действия или факт прекращения чьих-либо прав и обязанностей, или необходимо определить предусмотренный законом контроль за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей. Другими словами, применение права не возникает без определенного властного волеизъявления компетентного государственного органа, когда дело невозможно решить без вмешательства государства, требуется официальное признание наличия или отсутствия юридических фактов или в случае, когда определенное общественное отношение в силу особой значимости должно пройти в обязательном порядке государственный контроль, регистрацию и т.д.

Применение права подразделяется на такие формы, как оперативно-исполнительная и правоохранительная деятельность. Под оперативно-исполнительной деятельностью понимается организация исполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов. Правоохранительная деятельность включает в себя охрану норм права от любых нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания и мер по предупреждению правонарушений.

Применение как особая форма реализации права характеризуется следующими признаками:

Условия применения норм права:

Применение права выступает одной из форм государственного руководства обществом, ему присущи, прежде всего, организационная и правоохранительная функции. Организационная функция связана с нормальной реализацией права. Правоохранительная функция связана с правообеспечительной реализацией права. Т.е. одновременно с организационной функцией правоприменительные органы осуществляют охрану прав человека, коллективных субъектов права. Правообеспечительная функция применения состоит в обеспечении способов непосредственной реализации права (соблюдения, исполнения, использования).

Стадии применения права

Правоприменение – состоит из многих стадий, которые располагаются в определенной последовательности:

1. Установление фактических обстоятельств дела. На этой стадии должны быть проанализированы фактические обстоятельства с достаточной полнотой и достоверностью. Необходимо здесь проанализировать всю юридически значимую информацию, относящуюся к делу.

Она начинается с определения круга фактических обстоятельств, необходимых для решения дела. Эти факты устанавливаются в законном порядке и называются юридическими доказательствами (сведения о фактах, сами факты и источники сведений о них). Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания (в теории доказательств необходимо соблюдать требования об относимости, допустимости и достаточности доказательств). Юридические факты образуют основу применения норм права. Установление фактических обстоятельств дела должно быть обоснованным и законным, от этого зависит правильность правоприменения. Сбор, анализ и оценка фактов, необходимых для разрешения дела, обычно проводятся с помощью определенных юридических средств, в установленных законом формах и порядке.

2. Выбор и анализ норм права, подлежащих применению в конкретном деле (установление юридической основы дела). На этой стадии происходит юридическая оценка выявленного фактического состава (правовая квалификация). Правовая квалификация отвечает на вопрос, на основе какой нормы права должен быть разрешен конкретный случай. Далее устанавливается подлинность (достоверность) ее текста, для этого норма права сверяется с контрольным текстом закона, выбирается соответствующая отрасль права, институт и норма права, регулирующие данное правоотношение, определяются пределы действия нормы права во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняется смысл и содержание юридических предписаний.

С точки зрения действия нормы права во времени необходимо выяснить, действует ли норма права в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное дело. Далее необходимо разрешить действие нормы по территории (по сфере действия) и уяснить, распространяется ли действие нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена.

Каждая норма права должна быть проанализирована, чтобы установить – сохраняет ли она юридическую силу или нет. Если правоприменительный орган обнаруживает, что исследуемый случай предусматривается двумя или несколькими нормами права, противоречащими друг другу, возникает коллизия правовых норм. Способы разрешения коллизии норм сводятся к следующему:

На этой стадии завершается процесс изучения конкретных норм права. В ходе толкования или анализа нормы права устанавливается ее действительный смысл. Правильная квалификация фактических обстоятельств дела необходима для вынесения решения компетентным органом.

3. Вынесение решения по делу и доведение этого решения до заинтересованных лиц.

На этой стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт, в котором в итоговой (резолютивной) части излагаются выводы решения. Это главная, решающая и наиболее ответственная стадия применения права. Именно в принятии на основе нормы права индивидуального акта властного характера (имеющего официальное значение) проявляется сущность применения права, тогда как предшествующие стадии лишь подготавливают условия для окончательного решения дела. Перед вынесением решения по делу необходимо исследовать обстоятельства дела правильно и с достаточной полнотой. Вынесение решения по конкретному делу не может ограничиваться чисто формальным подведением фактических обстоятельств дела под требования нормы (зафиксированные в гипотезах норм права). В некоторых случаях, кроме установления фактических обстоятельств дела необходимо, устанавливать и другие данные, которые не являются юридическими фактами, но влияют на правовую оценку рассматриваемых случаев (например, в процессе привлечения лица к уголовной ответственности исследуется не только состав преступления, но и социальные свойства личности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, особенности личности и психологических качеств, социальная среда и др.).

Доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц осуществляется или сразу после вынесения решения или по истечении установленного процессуальными нормами срока. На этой стадии процесс применения норм права завершается и начинается реализация акта применения нормы права (исполнительное производство, которое детально регулируется процессуальным законодательством, отдельными законами). Решения должны быть в обязательном порядке исполнены, кроме случаев, когда исполнение решения приостанавливается, откладывается или прекращается в связи с наступлением определенных обстоятельств, изменением обстановки, принятием нового законодательства, которое устраняет наказуемость действия (бездействия) и т.д. В любом случае, контроль за исполнением решений ложится на компетентные государственные органы (суд, прокуратуру и др.).

Акты применения правовых норм

Актом применения права называется официальный правовой документ (акт), который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.

Признаками акта применения права являются следующие:

Акт применения права оформляется в письменном виде (или протокольная форма устного решения). Акты применения органов судебной власти состоят из вводной, описательной, мотивировочной (или описательно-мотивировочной) и резолютивной частей. Акты применения органов предварительного следствия состоят из вводной (обвинительной), доказательственной и справочной части. Актами применения права не являются те официальные документы, которое хотя и имеют юридическое значение, но непосредственно не порождают правоотношений (дипломы, официальные справки и др.).

В зависимости от субъектов правоприменительной деятельности индивидуальные правовые акты делятся на акты представительных органов государственной власти, акты исполнительных, правоохранительных органов, акты органов государственного контроля.

В зависимости от содержания правоприменительные акты подразделяются на регулятивные (определяющие конкретные юридические права и обязанности в связи с осуществлением правомерной реализации права), и охранительные (издаваемые в связи с совершением правонарушения).

Правоприменительные акты можно классифицировать также – по форме (приговоры, решения), по субъектам (акты государственных и негосударственных органов), по юридической природе (основные, связанные с окончательным разрешением дела); вспомогательные (имеющие промежуточное значение по делу), по характеру (материальные и процессуальные), по предмету правового регулирования (гражданско-правовые, гражданско-процессуальные, уголовно-правовые и др.).

Общее между правовым актом и актом применения права состоит в том, что они являются правовыми актами, которые принимаются и обеспечиваются компетентными органами и являются властными по своему характеру документами. Основные отличия между ними состоят в следующем: индивидуальный акт применяется на основе нормативного акта, он конкретизирует норму права применительно к отдельному случаю, отношению, носит индивидуальный характер и рассчитан на однократное применение, выступая юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения определенного правоотношения.

Пробелы в праве: понятие и способы их преодоления

Пробел в праве – это полное или частичное отсутствие правовой нормы в действующем законодательстве при разрешении конкретных жизненных случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права.

Необходимо учитывать два основных условия пробельности:

Пробелы в праве рассматриваются со следующих позиций:

Правомерно также говорить о пробелах и в иных источниках права. Отсутствие или неполнота нормы в определенном акте есть и его пробел, и пробел права в целом.

Установление пробела связано прежде всего с правотворчеством. В процессе правотворческой деятельности проверяется необходимость урегулирования определенных отношений, констатируется наличие пробела, вырабатывается проект нормативного акта, принимается соответствующий акт, означающий положительное и окончательное установление и устранение пробела.

Для того чтобы устранить наличие пробела, исследуются материальные общественные отношения, подлежащие урегулированию, состояние действующего по этому вопросу законодательства, компетенция правотворческих органов или иных государственных органов, призванных устранить пробел, правоприменительная практика и другие моменты.

Наличие пробелов всегда является свидетельством несовершенства законодательства, объясняется недостатками системных связей и его систематизации, доказательством отставания законодательного регулирования определенных, особенно новых отношений, изъянами законодательной техники. В тоже время пробелы в праве объективно возможны, иногда неизбежны, потому что даже самое совершенное законодательство не в состоянии охватить все видоизменения юридической практики. Иногда приходится разрешать дела при отсутствии конкретных норм права.

Основным способом восполнения пробела в праве является издание недостающей нормы права. В случаях, когда правотворческий орган не устранил пробел, необходимо найти нормы права, регулирующие однородное отношение. Другими словами, преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, когда не создается новых норм права, но применяется аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона – это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не данный, а на сходные случаи в соответствии с общими принципами законодательства. «Необходимость применения данного приема заключается в том, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому если нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то надо отыскать норму, регулирующую сходные со спорным отношения. Правило найденной нормы и используется в качестве правового основания при принятии решения по делу». Если при наличии пробела аналогичной нормы права не найдено, то применяется аналогия права.

Аналогия права – это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права, если отсутствует норма, регулирующая сходные правоотношения. Особое значение в данном регулировании приобретают принципы права, закрепляемые в конституции и общих положениях (Общей части) отраслевого законодательства. Аналогия права должна применяться лишь в порядке исключения.

Для применения аналогии закона необходимы следующие условия:

Аналогия права допустима только при наличии пробела в законе, который не может быть восполнен с помощью аналогии закона.

В уголовном и административном праве аналогия исключается. В зарубежных странах применение аналогии также жестко ограничено. Отсутствие применения аналогии при привлечении к карательной (штрафной) ответственности – гарантия неприкосновенности личности, стабильности правового регулирования. Необходимо также, чтобы применение права по аналогии специально предусматривалось законодательством. Таким образом, применение аналогии в целом не восполняет пробела в праве, восполнение пробелов в праве относится к компетенции правотворческих органов. В связи с процессом постоянного совершенствования законодательства применение права по аналогии становится редким исключением.

Специальный юридический анализ пробелов в праве должен опираться на учет социальных факторов, потребностей общества. В современных условиях чаще всего встречаются пробелы, связанные с незавершенностью правотворчества, недостатками законодательной техники, развитием юридической практики. Наличие пробелов – не всегда есть свидетельство недостатков права, а чаще свидетельствует о динамике права (конструктивные пробелы). Пробелы в праве в итоге обязательно должны быть ликвидированы правотворческим органом, но до этого момента они могут быть восполнены путем аналогии на основе прямых указаний закона, во избежание правоприменительного произвола. Особым способом применения аналогии является субсидиарное применение закона (применение норм одних отраслей и институтов права к отношениям, регулируемым другими отраслями и институтами). В любом случае в процессе применения аналогии необходимо учитывать системные связи права.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *