в какой форме осуществляется раскрытие сведений о конфликте интересов
В какой форме осуществляется раскрытие сведений о конфликте интересов
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Методика Генеральной прокуратуры РФ «Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе. Памятка для служащих»
При этом может возникнуть противоречие между личными интересами государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.
СЛУЖАЩИЙ ОБЯЗАН принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий обязан в письменной форме уведомить представителя нанимателя/работодателя.
В случае, если служащий владеет ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать их в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАНИМАТЕЛЯ/РАБОТОДАТЕЛЬ, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ и УРЕГУЛИРОВАНИЕ конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также может состоять в изменении должностного или служебного положения вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
НЕПРИНЯТИЕ государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его увольнение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Жесткость такой санкции обусловлена недопущением причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации и представляется оправданной с учетом последствий неурегулированного конфликта интересов.
За непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов служащие могут быть привлечены к следующим видам ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:
— увольнение в связи с утратой доверия;
— предупреждение о неполном должностном соответствии;
При решении вопроса о привлечении служащего к дисциплинарной ответственности должны учитываться характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть и обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.
ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ осуществляют надзор за исполнением федерального законодательства, в том числе законодательства о противодействии коррупции.
В частности, в рамках надзорной деятельности прокурорами выявляются факты конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
Так, в 2016 году прокурорами выявлено 2,5 тыс. нарушений антикоррупционного законодательства, связанных с неурегулированием конфликта интересов.
В целях их устранения прокурорами внесено более 1 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых 728 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, в том числе 56 государственных, муниципальных служащих и иных должностных лиц уволено в связи с утратой доверия.
В 2016 году за нарушения, связанные с неурегулированием конфликта интересов, по представлениям прокуроров привлечены к дисциплинарной ответственности следующие должностные лица:
МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ РЯД КЛЮЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ, В КОТОРЫХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫМ.
— выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;
— нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера;
— участие должностных лиц в коммерческих организациях, в отношении которых осуществляется контрольная или надзорная деятельность;
— заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего;
— предоставление со стороны служащего аффилированным лицам государственных или муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов;
— владение служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций).
Анализ показал, что во всех случаях конфликт интересов обусловлен определенными действиями (бездействием) чиновников в отношении аффилированных к ним лиц как физических, так и юридических. В основном выявленные факты связаны с возможностью оказания преференций себе либо близким родственникам.
Примеры ситуаций конфликта интересов
Выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.
Руководителем Управления Роскомнадзора по Республике Бурятия было рассмотрено несколько дел об административных правонарушениях в области связи и информации, совершенных ее супругом, который являлся руководителем направления республиканского филиала одного из крупнейших сотовых операторов России. В нарушение закона мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов чиновница не приняла и, имея личную заинтересованность в разрешении данных дел, самоотвод не заявила. В итоге по каждому из дел назначила нарушителю минимальные наказания в виде предупреждений. По требованию Генеральной прокуратуры приказом Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации чиновница была уволена в связи с утратой доверия.
Нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера.
Участие должностных лиц в коммерческих организациях, в отношении которых осуществляется контрольная или надзорная деятельность.
По представлению прокуратуры Ивановской области уволена в связи с утратой доверия начальник управления по делам наружной рекламы администрации города в связи с наличием у нее конфликта интересов, связанных с участием в коммерческих организациях, осуществляющих деятельность в сфере рекламы.
Заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего.
Предоставление со стороны служащего аффилированным лицам государственных или муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов.
Житель Пензенской области путем предоставления в областное Управление по развитию предпринимательства подложных документов получил как индивидуальный предприниматель государственную поддержку (грант) в сумме 300 тыс. рублей на развитие предпринимательской деятельности. Как установлено в ходе расследования уголовного дела (возбужденного по ч. 3 ст. 159 УК РФ по факту мошенничества), предпринимательскую деятельность он не осуществлял, в уполномоченный орган представил фиктивные договоры по ремонту автомобилей муниципального бюджетного учреждения. Выяснилось, что данные фиктивные договоры были подписаны по указанию начальника Управления социальной защиты населения администрации района, которая являлась матерью указанного индивидуального предпринимателя. После вмешательства прокурора чиновница уволена с муниципальной службы в связи с утратой доверия.
Прокуратурой Костромской области установлен конфликт интересов в деятельности главы муниципального района, повлекший злоупотребление служебным положением в целях получения выгоды в виде имущественных прав для своего сына. В нарушение требований земельного законодательства, предусматривающего порядок организации и проведения торгов по продаже земельных участков, глава района, действуя из корыстных целей, заключил договор купли-продажи земельного участка по выкупной цене чуть более 100 тыс. руб. со своим сыном, в результате чего земельный участок стоимостью не менее 700 тыс. руб. выбыл из распоряжения муниципального образования. По материалам прокурорской проверки в отношении чиновника возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 285 УК РФ, судом он отстранен от занимаемой должности.
Владение служащим ценными бумагами, банковскими вкладами.
Председатель Комитета градостроительства и архитектуры Вологодской области и его заместитель на протяжении нескольких лет принимали решения об использовании бюджетных средств в интересах связанных с ними коммерческих структур. При этом они не указали сведения о вхождении себя и членов своих семей в состав учредителей и владельцев долей в уставных капиталах этих организаций, а также не приняли мер к урегулированию конфликта интересов. По результатам рассмотрения представления прокурора должностные лица уволены губернатором области в связи с утратой доверия.
Заключение
Как показывает практика, в основе любого коррупционного правонарушения находится конфликт интересов лиц, занимающих публичные должности в системе государственного управления и обладающих в связи с предоставленными им государством полномочиями соответствующим влиянием, которое может быть использовано ими в личных интересах, в том числе вопреки интересам государства.
Основой правового регулирования конфликта интересов в любой сфере правоотношений является установление обязанности принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
В связи с этим стоящие перед органами прокуратуры задачи по осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в части урегулирования конфликта интересов на государственной службе представляют особую актуальность.
Обзор документа
Генпрокуратура РФ разработала памятку для служащих о конфликте интересов на государственной и муниципальной службе.
Так, служащий обязан не допускать любую возможность возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий должен письменно сообщить представителю нанимателя/работодателю.
Если служащие не принимают меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, то они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.
Приведены примеры ситуаций конфликта интересов.
Что такое конфликт интересов
И что с ним делать госслужащим и сотрудникам компаний
Бывает, что у человека в противоречие вступают два интереса.
Например, преподаватель дополнительно занимается со школьником как репетитор. Тогда на школьных уроках учителю может быть тяжело объективно оценивать ученика, от которого он получает деньги. Это и есть конфликт интересов.
Иногда с конфликтом интересов сталкиваются компании или органы власти. Например, юридическая фирма одновременно оказывает консультацию по судебному спору и истцу, и ответчику. Или другой пример: до мая 2020 года Банк России был одновременно и акционером, и контролирующим органом Сбербанка.
Конфликт интересов может возникнуть и у рядового сотрудника компании. Например, если он от лица фирмы, в которой работает, заказывает сайт у дизайн-студии своей жены. В некоторых компаниях для таких случаев даже существует политика урегулирования конфликтов интересов, чтобы избежать убытков.
Я юрист в области корпоративного права и с 2017 года работаю с конфликтами интересов. Расскажу, что это такое с точки зрения закона, когда может возникнуть конфликт интересов и как его урегулировать.
Конфликт интересов с точки зрения закона
Юридически конфликт интересов — это возможное противоречие между личными интересами представителя органа власти или сотрудника компании и интересами этого органа или компании.
За редким исключением, речь идет о конфликте интересов, который возникает у граждан. Для юрлиц — например, как в примере с юридической фирмой — этот вопрос на законодательном уровне не регулируется, но может решаться внутренним положением компании. Поэтому в статье я буду говорить о конфликте интересов граждан.
Конфликт интересов сотрудника компании или служащего органа власти — это два отдельных случая. Для каждого предусмотрен свой порядок урегулирования — подробнее о них расскажу ниже.
Не всегда конфликт интересов приводит к негативным последствиям. И главное — это не преступление, хотя конфликт интересов и создает риски противоправных действий.
Например, если сын губернатора подает заявку на субсидию от региона, это не нарушение. Но есть риск, что у него будет преимущество перед другими кандидатами из-за родства с чиновником. Урегулирование конфликта интересов позволяет минимизировать или исключить такой риск.
30% на все курсы весь октябрь
Причины конфликта интересов у служащих
В случае с государственными и муниципальными служащими конфликт интересов — ситуация, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей.
Личная заинтересованность — это возможность получить финансовую выгоду. Причем получить ее может как само должностное лицо, так и его родственники. А также люди и организации, с которыми он связан имущественными, корпоративными или другими близкими отношениями.
Вот представитель трудовой инспекции проверяет предприятие, в котором директором работает его близкий родственник. Это пример личной заинтересованности: если выявят нарушения, на директора должны наложить штраф. Но представитель трудинспекции может закрыть глаза на нарушение — и штрафа не будет.
При этом конфликт интересов у служащего возникает, если соблюдается несколько условий одновременно:
Определенная должность. Конфликт интересов может возникнуть не у всех должностных лиц, а только у некоторых, среди которых:
Выгода. Чтобы возник конфликт интересов, помимо определенной должности служащего, у него самого, его родственников или близких лиц должна быть возможность получить выгоду. Она может выражаться в получении денег, имущества и бесплатных услуг, продвижении по службе и т. д.
Риск нарушить интересы общества и государства. Конфликт интересов возникает, если есть именно риск, а не нарушение интересов, при котором наступает уголовная или иная ответственность.
Например, когда учитель дает школьнику частные уроки, то может относиться к ученику с пристрастием: ставить высокие оценки, выдвигать на конкурсы и олимпиады и т. д. Это может нарушать интересы других учеников. Именно поэтому педагогам запрещено оказывать платные услуги своим ученикам, если это приводит к конфликту интересов.
Конфликт интересов у должностных лиц компаний
В компаниях конфликт интересов имеет значение прежде всего при заключении сделок. Сделка, в которой есть конфликт интересов, называется сделкой с заинтересованностью.
Например, директор компании «А» заключает договор поставки товара по сниженной цене с компанией «Б», которой он владеет сам — это сделка с заинтересованностью. Такой договор может нарушить интересы миноритарных акционеров компании «А».
Заинтересованность при заключении сделок может возникнуть не у всех должностных лиц компании. Это касается тех, кто входит в органы управления юрлица или может контролировать деятельность фирмы, например:
При этом такие должностные лица или их родственники должны быть стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, которую совершает компания. Или входить в органы управления или контролировать деятельность контрагента.
Чтобы проверить основания заинтересованности, нужно установить круг лиц, которые могут создать конфликт интересов. Например, проверить, есть ли у директора родственники, свои компании, работает ли он в другой фирме на той же должности, есть ли у родственников директора свои компании т. д. Если, например, кто-то из них является стороной по сделке, то это сигнал о конфликте интересов.
Есть и исключения, когда сделка вроде с заинтересованностью, но законом такой не признается. Например:
Примеры конфликта интересов
Основная задача моей работы — урегулирование конфликта интересов, прежде всего в компаниях. Поэтому в своей практике я встречался с десятком примеров конфликтов интересов — вот некоторые из них.
На государственной службе. Сотрудник полиции проверяет информацию о преступлении в компании, которая принадлежит его брату.
Прокурор проверяет предприятие по производству сахара на предмет нарушения законодательства, а собственник предприятия до этого сделал сыну прокурора дорогой подарок.
На гражданской службе. Судья районного суда рассматривает дело о привлечении к административной ответственности компании, которая принадлежит его зятю.
Руководитель регионального отделения контролирующего органа руководит проверкой регионального банка. А банк недавно купил акции у отца руководителя.
На муниципальной службе. Сестру главы сельского поселения назначают генеральным директором компании — основного поставщика поселения.
Депутат Совета депутатов муниципального района вносит предложение изменить категорию землепользования участка, который ему принадлежит.
Генеральный директор ООО заключает договор займа с подконтрольным ему АО, по которому последнее получает 10 млн рублей на 10 лет под 2% годовых.
Председатель правления банка заключает договор уступки права требования с компанией, подконтрольной его дочери.
Как уведомить о конфликте интересов
Порядок для служащих. Как только служащему стало известно о конфликте интересов или о том, что он может возникнуть, служащий обязан письменно уведомить об этом. Порядок устанавливается соответствующим органом.
Порядок в ООО. Не все сотрудники должны уведомлять о конфликте интересов, а только директор, член совета директоров, член правления, контролирующее лицо и тот, кто вправе давать указания компании.
Уведомление направляется компании, а та направляет его незаинтересованным участникам. Если в обществе есть совет директоров и правление, уведомление также направляется им.
В документе должна быть информация о:
Уведомление нужно направить не позднее чем за 15 дней до даты сделки. Но в уставе ООО можно установить другой срок.
Также при подготовке к ежегодному собранию готовится отчет о заключенных в отчетном году сделках с заинтересованностью. Отчет должен предварительно утвердить директор, а также совет директоров и ревизионная комиссия, если они есть по уставу.
Порядок в АО. Те же лица, что и в ООО, в течение двух месяцев со дня, когда они узнали или должны были узнать о конфликте интересов, обязаны уведомить общество. Детальный порядок уведомления установлен указанием Банка России.
Как происходит урегулирование конфликта интересов служащих
Уведомление служащих о конфликте интересов, как правило, рассматривает подразделение кадровой службы государственного или муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Срок проверки — семь рабочих дней. По результатам подразделение готовит мотивированное заключение.
Заключение направляется председателю комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов. Такая комиссия есть как для государственных, так и для муниципальных служащих.
Комиссия по урегулированию конфликта интересов. В состав комиссии обычно входят председатель, его заместитель, секретарь и члены. У всех них равные права при принятии решений.
В федеральных органах власти состав комиссии немного отличается — в нее входят:
Число членов комиссии, которые не работают в госоргане, должно составлять не менее 1/4 от общего числа членов. Также руководитель госоргана может включить в состав комиссии представителя общественного совета организации ветеранов или профсоюза.
Комиссия рассматривает уведомление, материалы проверки и заключение в течение 20 дней со дня поступления документов. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее ⅔ от общего числа членов комиссии.
В итоге комиссия принимает решение, которое отражается в протоколе и носит рекомендательный характер. Например, признать, что конфликт интересов отсутствует. Или что личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов.
Протокол направляется руководителю служащего. В течение 30 дней с даты поступления руководитель принимает решение и уведомляет о нем комиссию — оно оглашается на ближайшем заседании и принимается к сведению без обсуждения.
Меры по предотвращению конфликта интересов, а также по его урегулированию может принимать сам служащий. Перечень мер открытый. Например, если речь идет о проверке компании родственника, можно взять самоотвод и возложить эту обязанность на своего заместителя. А если конфликт интересов связан с владением ценными бумагами, можно передать их в доверительное управление.
Порядок урегулирования конфликта интересов в АО и ООО
Конфликт интересов — не препятствие для заключения сделки.
Сделка с заинтересованностью по общему правилу не требует предварительного согласия на совершение, но некоторые лица могут его потребовать. Например, директор или член совета директоров, участник с долей не менее 1% от уставного капитала общества или акционер с 1% от количества голосующих акций.
Согласие, в зависимости от сделки, дает совет директоров или общее собрание участников (акционеров) большинством незаинтересованных лиц. Например, если продается имущество акционерного общества, которое составляет более 10% от балансовой стоимости активов, то сделку одобряет общее собрание акционеров.
Не во всех обществах действуют такие правила — в уставе может не быть положений о сделках с заинтересованностью или быть прописан другой порядок.
Зачем вообще нужно урегулировать конфликт интересов
Урегулирование конфликтов интересов — превентивная мера. Государству и компаниям необходимо понимать, что существует риск неправомерных действий.
Уведомление о конфликте интересов позволяет государству и компаниям понять:
Для лица с конфликтом интересов уведомление позволяет снять риск, что его действия признают недобросовестными и привлекут к ответственности. Например, если директор совершает сделку при конфликте интересов и не уведомил об этом, то может ответить за ущерб компании от сделки. А служащего могут уволить со службы.
Нужно ли урегулировать конфликт интересов в компаниях малого и среднего бизнеса
Урегулирование конфликта интересов в небольших фирмах полезно как минимум потому, что собственник может понять, где его бизнес работает неэффективно.
Урегулирование конфликта интересов можно распространить не только на директоров, но и на рядовых сотрудников компании. Например, есть чувствительные к потере прибыли должности вроде менеджера по закупкам. Менеджер может договориться с поставщиком о более высокой цене для компании и разницу забирать себе в карман.
Чтобы избежать конфликта интересов у сотрудников, можно принять внутреннее положение об этом. В нем следует определить:
Памятка о порядке урегулирования конфликта интересов
Памятка разработана на основании обзора типовых ситуаций конфликта интересов на государственной гражданской службе Российской Федерации и порядка их урегулирования, подготовленного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации
Введение
В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон «О противодействии коррупции») под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 27.07. 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации») конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее – гражданский служащий) влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
При этом под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов, супруги детей), а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Следует также учитывать, что личная заинтересованность гражданского служащего может возникать и в тех случаях, когда выгоду получают или могут получать иные лица, например, друзья гражданского служащего, его родственников.
Под указанные определения конфликта интересов подпадает множество конкретных ситуаций, в которых гражданский служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов гражданских служащих, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным. Тем не менее, можно выделить ряд ключевых областей регулирования, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:
выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего;
выполнение иной оплачиваемой работы;
владение ценными бумагами, банковскими вкладами;
получение подарков и услуг;
имущественные обязательства и судебные разбирательства;
взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;
явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).
При определении содержания функций государственного управления учитывалось следующее.
Частью 4 статьи 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что функции государственного управления организацией представляют собой полномочия гражданского служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
В настоящем обзоре осуществление функций государственного управления предполагает в том числе:
размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов;
осуществление государственного надзора и контроля;
организацию продажи приватизируемого государственного имущества, иного имущества, а также права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности;
проведение государственной экспертизы и выдачу заключений;
возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования;
представление в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным представляется, что в основе организации работы по урегулированию конфликта интересов на государственной службе лежит обеспечение исполнения гражданским служащими обязанностей, предусмотренных статьей 11 Федерального закона «О противодействии коррупции».
В частности, частью 2 статьи 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлена обязанность гражданского служащего в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов.
Причем, непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с государственной службы. Выяснение обстоятельств непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов осуществляется в рамках проверки, проводимой подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Типовые ситуации конфликта интересов
на государственной гражданской службе
и порядок их урегулирования
1. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего
Гражданский служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.
Меры по предотвращению и урегулированию
Гражданскому служащему следует уведомить в письменной форме представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности.
Представителю нанимателя рекомендуется отстранить гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и/или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего. Например, рекомендуется временно вывести гражданского служащего из состава конкурсной комиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности государственной службы является его родственник.
Осуществление гражданским служащим функций государственного управления или участие в принятии кадровых решений в отношении родственников является одной из наиболее явных ситуаций конфликта интересов. Существует множество разновидностей подобной ситуации, например гражданский служащий является членом конкурсной или аттестационной комиссии государственного органа (комиссии по урегулированию конфликта интересов, комиссии по проведению служебной проверки), которая принимает решение (проводит проверку) в отношении родственника гражданского служащего.
При этом необходимо отметить, что далеко не любое выполнение функций государственного управления в отношении родственников влечет конфликт интересов. В частности, если гражданский служащий предоставляет государственные услуги, получение которых одним заявителем не влечет отказа в предоставлении услуги другим заявителям, и при этом не обладает дискреционными полномочиями, позволяющими оказывать кому-либо предпочтение, вероятность возникновения конфликта интересов при предоставлении таких услуг родственникам в большинстве случаев является незначительной.
2. Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы
2.1. Описание ситуации
Гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
Меры по предотвращению и урегулированию
Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Уведомительный порядок направления гражданским служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя. Представитель нанимателя не вправе запретить гражданскому служащему выполнять иную оплачиваемую работу.
Вместе с тем в случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.
При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения гражданскому служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации гражданский служащий уже выполнял или выполняет в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации.
В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники гражданского служащего выполняют в ней оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.
В случае, если гражданский служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей в отношении организации, в которой гражданский служащий или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. При этом ситуация, при которой гражданский служащий получает или собирается получать материальную выгоду от организации, на деятельность которой он может повлиять своими действиями и решениями, является типичным примером конфликта интересов. В данном случае личная заинтересованность гражданского служащего может негативно влиять на исполнение им должностных обязанностей и порождать сомнения в его беспристрастности и объективности.
Действующее законодательство не устанавливает прямых ограничений на трудоустройство родственников гражданского служащего. Тем не менее ситуация, когда родственники гражданского служащего владеют проверяемой им организацией, работают в ней или устраиваются в нее на работу, по сути, схожа с ситуацией, рассмотренной в части 1 данной Памятки.
2.2. Описание ситуации
Гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, выполняют оплачиваемую работу в организации, предоставляющей платные услуги другой организации. При этом гражданский служащий осуществляет в отношении последней отдельные функции государственного управления.
Меры по предотвращению и урегулированию
При направлении представителю нанимателя предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы гражданскому служащему следует полно и подробно изложить, в какой степени выполнение им этой работы связано с его должностными обязанностями. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в организации.
В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, получающей платные услуги, родственники гражданского служащего уже выполняли оплачиваемую работу в организации, оказывающей платные услуги, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.
Представителю нанимателя рекомендуется подробно рассмотреть обстоятельства выполнения гражданским служащим иной оплачиваемой работы. Особое внимание следует уделять фактам, указывающим на возможное использование гражданским служащим своих полномочий для получения дополнительного дохода, например:
услуги, предоставляемые организацией, оказывающей платные услуги, связаны с должностными обязанностями гражданского служащего;
гражданский служащий непосредственно участвует в предоставлении услуг организации, получающей платные услуги;
организация, оказывающая платные услуги, регулярно предоставляет услуги организациям, в отношении которых гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления и т.д.
При обнаружении подобных фактов представителю нанимателя рекомендуется принять решение о том, что выполнение иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов, и отстранить гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, получающей платные услуги.
При регулировании подобных ситуаций особого внимания заслуживают случаи, когда организация, оказывающая платные услуги, предоставляет организации, получающей платные услуги, напрямую связанные с должностными обязанностями гражданского служащего, например, консультирует по порядку проведения проверок, проводит работы, необходимые для устранения нарушений, готовит необходимые документы для представления их в государственные органы. В этом случае гражданский служащий не только осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении организации, которая приносит или принесла ему (его родственникам) материальную выгоду, но и, по сути, оценивает результаты собственной работы.
2.3. Описание ситуации
Гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, выполняет оплачиваемую работу в организации, которая является материнской, дочерней или иным образом аффилированной с иной организацией, в отношении которой гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
Меры по предотвращению и урегулированию
При направлении представителю нанимателя предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы гражданскому служащему следует полно изложить, каким образом организация, в которой он собирается выполнять иную оплачиваемую работу, связана с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в материнских, дочерних и иным образом аффилированных организациях.
В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники гражданского служащего уже выполняли оплачиваемую работу в аффилированной организации, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.
Представителю нанимателя рекомендуется отстранить гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей в отношении организации, являющейся материнской, дочерней или иным образом аффилированной с той организацией, в которой гражданский служащий выполняет иную оплачиваемую работу.
2.4. Описание ситуации
Гражданский служащий на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является государственный орган, в котором он замещает должность.
Меры по предотвращению и урегулированию
Представителю нанимателя рекомендуется указать гражданскому служащему, что выполнение подобной иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов. В случае, если гражданский служащий не предпринимает мер по урегулированию конфликта интересов и не отказывается от личной заинтересованности, рекомендуется рассмотреть вопрос об отстранении гражданского служащего от замещаемой должности.
Важно отметить, что непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с государственной службы.
2.5. Описание ситуации
Гражданский служащий участвует в принятии решения о закупке государственным органом, в котором он замещает должность, товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.
Меры по предотвращению и урегулированию
Гражданскому служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется, по возможности, отказаться от участия в соответствующем конкурсе.
Представителю нанимателя рекомендуется вывести гражданского служащего из состава комиссии по размещению заказа на время проведения конкурса.
3. Конфликт интересов, связанный с владением ценными бумагами, банковскими вкладами
3.1. Описание ситуации
Гражданский служащий и/или его родственники владеют ценными бумагами организации, в отношении которой гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
Меры по предотвращению и урегулированию
В случае если, гражданский служащий владеет ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, он обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме, а также передать ценные бумаги в доверительное управление.
Необходимо отметить, что существует проблема выбора управляющей организации или доверительного управляющего, которым гражданский служащий может доверить управление принадлежащими ему ценными бумагами. Кроме того, передача ценных бумаг в доверительное управление необязательно повлечет исключение конфликта интересов, то есть не всегда может быть признана исчерпывающей мерой, в этой связи гражданским служащим может быть принято добровольное решение об отчуждении ценных бумаг.
В случае если родственники гражданского служащего владеют ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, гражданский служащий обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме. При этом в целях урегулирования конфликта интересов гражданскому служащему необходимо рекомендовать родственникам передать ценные бумаги в доверительное управление либо рассмотреть вопрос об их отчуждении.
До принятия гражданским служащим мер по урегулированию конфликта интересов представителю нанимателя рекомендуется отстранить гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей в отношении организации, ценными бумагами которой владеет гражданский служащий или его родственники.
Данная ситуация в целом аналогична рассмотренным ранее примерам с выполнением иной оплачиваемой работы. При этом необходимо учитывать, что в случае, если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги в доверительное управление.
Для родственников гражданского служащего ограничений на владение ценными бумагами не установлено. Тем не менее важно понимать, что наличие в собственности у родственников гражданского служащего ценных бумаг организации, на деятельность которой гражданский служащий может повлиять в ходе исполнения должностных обязанностей, также влечет конфликт интересов.
4. Конфликт интересов, связанный с получением подарков и услуг
4.1. Описание ситуации
Гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и/или организаций, в отношении которых гражданский служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления.
Меры по предотвращению и урегулированию
Гражданскому служащему и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от организаций, в отношении которых гражданский служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения.
Представителю нанимателя в случае, если ему стало известно о получении гражданским служащим подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых гражданский служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, необходимо оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей.
Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей, то в отношении гражданского служащего должны быть применены меры дисциплинарной ответственности, учитывая характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то гражданскому служащему рекомендуется указать на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации государственного органа, в котором он замещает должность, и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения.
В случае, если представитель нанимателя обладает информацией о получении родственниками гражданского служащего подарков от физических лиц и/или организаций, в отношении которых гражданский служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, рекомендуется:
указать гражданскому служащему, что факт получения подарков влечет конфликт интересов;
предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость;
до принятия гражданским служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей в отношении физических лиц и организаций, от которых был получен подарок.
Гражданским служащим установлен запрет получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.
Вместе с тем проверяемая организация или ее представители могут попытаться подарить гражданскому служащему подарок в связи с общепринятым поводом, например, в связи с празднованием дня рождения или иного праздника. В данной ситуации подарок не может однозначно считаться полученным в связи с исполнением должностных обязанностей и, следовательно, возникает возможность обойти запрет, установленный в законодательстве. Тем не менее необходимо учитывать, что получение подарка от заинтересованной организации ставит гражданского служащего в ситуацию конфликта интересов. Полученная выгода может негативно повлиять на исполнение им должностных обязанностей и объективность принимаемых решений. Кроме того, такие действия могут вызвать у граждан обоснованные сомнения в беспристрастности гражданского служащего и тем самым могут нанести ущерб репутации государственного органа, в котором он замещает должность, и гражданской службе в целом.
4.2. Описание ситуации
Гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, гражданскому служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.
Меры по предотвращению и урегулированию
Гражданскому служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
Представителю нанимателя следует оценить, действительно ли отношения гражданского служащего с указанными физическими лицами и организациями могут привести к необъективному исполнению им должностных обязанностей. Если вероятность возникновения конфликта интересов высока, рекомендуется отстранить гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, гражданскому служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.
4.3. Описание ситуации
Гражданский служащий получает подарки от своего непосредственного подчиненного.
Меры по предотвращению и урегулированию
Гражданскому служащему рекомендуется не принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения. Особенно строго следует подходить к получению регулярных подарков от одного дарителя.
Представителю нанимателя, которому стало известно о получении гражданским служащим подарков от непосредственных подчиненных, следует указать гражданскому служащему на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных обязанностей, в связи с чем подобная практика может повлечь конфликт интересов, а также рекомендовать гражданскому служащему вернуть полученный подарок дарителю в целях предотвращения конфликта интересов.
5. Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами
5.1. Описание ситуации
Гражданский служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, перед которой сам гражданский служащий и/или его родственники имеют имущественные обязательства.
Меры по предотвращению и урегулированию
В этом случае гражданскому служащему и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это гражданскому служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.
Представителю нанимателя рекомендуется, по крайней мере, до урегулирования имущественного обязательства отстранить гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей в отношении организации, перед которой сам гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, имеют имущественные обязательства.
5.3. Описание ситуации
Гражданский служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед гражданским служащим, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.
Меры по предотвращению и урегулированию
Гражданскому служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
Представителю нанимателя рекомендуется, по крайней мере, до урегулирования имущественного обязательства отстранить гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед гражданским служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.
5.4. Описание ситуации
Гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего, участвуют в деле, рассматриваемом в судебном разбирательстве с физическими лицами и организациями, в отношении которых гражданский служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
Меры по предотвращению и урегулированию
Гражданскому служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
Представителю нанимателя рекомендуется отстранить гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей в отношении физических лиц и организаций, которые находятся в стадии судебного разбирательства с гражданским служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.
6. Конфликт интересов, связанный с взаимодействием с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения с государственной службы
6.1. Описание ситуации
Гражданский служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную службу.
Меры по предотвращению и урегулированию
Гражданскому служащему в случае поручения ему отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную службу, рекомендуется уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о факте предыдущей работы в данной организации и о возможности возникновения конфликтной ситуации.
Представителю нанимателя рекомендуется оценить, могут ли взаимоотношения гражданского служащего с бывшим работодателем повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов. В случае, если существует большая вероятность возникновения конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей в отношении бывшего работодателя.
Гражданский служащий, поступивший на государственную гражданскую службу в государственный орган из организации частного сектора, может сохранить дружеские отношения со своими бывшими коллегами. Возможна и обратная ситуация, при которой гражданский служащий по тем или иным причинам испытывает неприязнь к бывшему работодателю.
И дружеское, и враждебное отношение к проверяемой организации может воспрепятствовать объективному исполнению гражданским служащим его должностных обязанностей.
При этом необходимо отметить, что наличие симпатии или антипатии к бывшему работодателю в соответствии с действующим законодательством не может считаться личной заинтересованностью, т.к. не влечет возможности получения доходов для гражданского служащего, членов его семьи или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Тем не менее следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.
6.2. Описание ситуации
Гражданский служащий ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной службы на работу в организацию, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления.
Меры по предотвращению и урегулированию
Гражданскому служащему рекомендуется воздерживаться от ведения переговоров о последующем трудоустройстве с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. При поступлении соответствующих предложений от проверяемой организации гражданскому служащему рекомендуется отказаться от их обсуждения до момента увольнения с государственной службы.
В случае если указанные переговоры о последующем трудоустройстве начались, гражданскому служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
Представителю нанимателя рекомендуется отстранить гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей в отношении организации, с которой он ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной службы.
С трудоустройством бывших гражданских служащих также связан целый ряд ситуаций, которые могут повлечь конфликт интересов и нанести ущерб репутации государственного органа, в котором он замещает должность, но при этом не они могут быть в необходимой степени урегулированы в рамках действующего законодательства, например:
бывший гражданский служащий поступает на работу в частную организацию, регулярно взаимодействующую с государственным органом, в котором он ранее замещал должность;
бывший гражданский служащий создает собственную организацию, существенной частью деятельности которой является взаимодействие с государственным органом, в котором он ранее замещал должность;
гражданский служащий продвигает определенные проекты с тем, чтобы после увольнения с гражданской службы заниматься их реализацией.
7. Ситуации, связанные с явным нарушением гражданским служащим установленных запретов
7.1. Описание ситуации
Гражданский служащий получает награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Меры по предотвращению и урегулированию
Гражданскому служащему запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.
Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или непредоставлении разрешения рекомендуется уделить особое внимание основанию и цели награждения, а также тому, насколько получение гражданским служащим награды, почетного и специального звания может породить сомнение в его беспристрастности и объективности.
7.2. Описание ситуации
Гражданский служащий в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий обнаруживает нарушения законодательства. Гражданский служащий рекомендует организации для устранения нарушений воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники гражданского служащего или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.
Меры по предотвращению и урегулированию
Гражданскому служащему при выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений законодательства рекомендуется воздержаться от дачи советов относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений.
Данная ситуация в целом аналогична ситуации, рассмотренной в пункте 2.2 При этом рекомендации, предоставляемые гражданским служащим проверяемым организациям, могут быть по-разному оформлены: они могут предоставляться в устной форме, в форме писем, перечни рекомендуемых организаций могут размещаться на сайте государственного органа и т.д. В любом случае, если гражданский служащий не просто информирует проверяемую организацию обо всех компаниях, предоставляющих в данном регионе услуги, необходимые для устранения выявленных нарушений, а выделяет какие-то конкретные организации, подобное поведение является нарушением и подлежит рассмотрению на заседании комиссии. Несмотря на то, что рекомендации гражданского служащего могут быть обусловлены не корыстными соображениями, а стремлением обеспечить качественное устранение нарушений, подобные рекомендации обеспечивают возможность получения доходов родственниками гражданского служащего или иными связанными с ним лицами и, следовательно, приводят к возникновению личной заинтересованности.
7.3. Описание ситуации
Гражданский служащий выполняет иную оплачиваемую работу в организациях, финансируемых иностранными государствами.
Меры по предотвращению и урегулированию
Гражданскому служащему запрещается заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или российским законодательством.
Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или непредоставлении указанного разрешения рекомендуется уделить особое внимание тому, насколько выполнение гражданским служащим иной оплачиваемой работы может породить сомнение в его беспристрастности и объективности, а также уточнить, какую именно работу он там выполняет.
7.4. Описание ситуации
Гражданский служащий использует информацию, полученную в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций.
Меры по предотвращению и урегулированию
Гражданскому служащему запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие(ую) ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Указанный запрет распространяется в том числе и на использование неконфиденциальной информации, которая лишь временно недоступна широкой общественности.
В связи с этим гражданскому служащему следует воздерживаться от использования в личных целях сведений, ставших ему известными в ходе исполнения служебных обязанностей, до тех пор, пока эти сведения не станут достоянием широкой общественности.
Представителю нанимателя, которому стало известно о факте использования гражданским служащим информации, полученной в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступной широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций рекомендуется рассмотреть вопрос о применении к гражданскому служащему мер дисциплинарной ответственности за нарушение запретов, связанных с государственной службой, учитывая характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения гражданским служащим деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется представителю нанимателя для решения вопроса о проведении служебной проверки и применении мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.