в каком журнале опубликовано произведение белые ночи
Тест с ответами: “Белые ночи” Ф.М.Достоевский
1. В каком году была опубликована повесть “Белые ночи”:
а) 1848 +
б) 1858
в) 1840
2. Сколько лет Настеньке:
а) 18
б) 17 +
в) 15
3. На какую оперу приглашает Настеньку ее “жилец”:
а) “Аида”
б) “Волшебная флейта”
в) “Севильский цирюльник” +
4. Сколько лет Мечтателю:
а) 26 +
б) 24
в) 22
5. Сколько лет Настенька ждет своего любимого “жильца” из Москвы:
а) 3 года
б) 5 лет
в) 1 год +
6. Сколько лет Мечтатель уже живет в Петербурге:
а) 6
б) 8 +
в) 4
7. Кто по роду занятий Мечтатель:
а) студент
б) учитель
в) служащий +
8. Как зовут служанку Мечтателя:
а) Матрена +
б) Фекла
в) Вера
9. В какой город уезжает работать любимый “жилец” Настеньки:
а) Киев
б) Псков
в) Москва +
10. Сколько раз встречается Настенька и Мечтатель:
а) 2
б) 4 +
в) 3
11. О чем Настенька просит Мечтателя:
а) не влюбляться в нее +
б) не обижать ее
в) не ругаться
12. С кем живет Настенька:
а) с теткой
б) с бабушкой +
в) с матерью
13. В какое время года происходит действие романа:
а) лето +
б) весна
в) осень
г) зима
14. Чье это описание: «это была ещё бодрая молодая старуха, но не знаю отчего, вдруг она представилась мне с потухшим взглядом, с морщинами на лице, согбенная, дряхлая…»:
а) Настенька в старости
б) бабушка Настеньки
в) Матрёна +
15. О ком идет речь: “неужели не она, в поздний час, когда настала разлука, не она лежала, рыдая и тоскуя, на груди его, не слыша бури, разыгравшейся под суровым небом, не слыша ветра, который срывал и уносил слезы с чёрных ресниц её?” :
а) о женщине из фантазий Мечтателя +
б) о Настеньке
в) о будущей любимой женщине Мечтателя
16. Где происходит действие “Белых ночей”:
а) в доме Настеньки
б) на набережной +
в) за городом
17. На каком языке Настенька читала бабушке:
а) на английском
б) на немецком
в) на французском +
18. Каким образом бабушка удерживала Настеньку дома:
а) запирала в комнате
б) пришпиливала платье булавкой +
в) привязывала к лавке
19. Определите жанр произведения «Белые ночи»:
а) повесть+
б) пьеса
в) роман
20. Главного героя повести зовут:
а) Выдумщик
б) Мечтатель +
в) Придумщик
21. Почему Настенька оказалась на мосту в первую ночь:
а) ждала своего любимого +
б) пришла на встречу с мечтателем
в) хотела броситься с моста
22. Какое событие в произведении можно назвать кульминационным:
а) свадьба Настеньки
б) согласие Настеньки быть с мечтателем, появление жильца +
в) истории героев, рассказанные друг другу
23. В каком журнале опубликовано произведение:
а) «Новый мир»
б) «Современник»
в) «Отечественные записки» +
24. Кто автор эпиграфа:
а) Пушкин
б) Тургенев +
в) Лермонтов
25. Чем любил заниматься главный герой после службы:
а) водными прогулками
б) чтением книг
в) прогулками по городу +
26. Что делают молодой человек и девушка во время второй встречи:
а) идут на выставку
б) слушают истории друг друга +
в) прогуливаются в тишине
27. Во сколько возлюбленный Настеньки должен был ждать ее на скамейке около канала:
а) в 10 вечера +
б) в 9 вечера
в) в 8 вечера
28. Куда возлюбленный Настеньки приглашал ее вместе с бабушкой, когда у них жил:
а) на творческий вечер
б) в филармонию
в) в театр +
29. Что Мечтатель согласился передать для жениха Настеньки:
а) письмо +
б) книгу
в) кулон
30. С чем пришло письмо Мечтателю наутро после того, как Настенька и ее жених воссоединились:
а) с приглашением на свадьбу
б) с просьбой о прощении +
в) с обвинением в холодности
Белые ночи (повесть)
повесть, сентиментальный роман
Содержание
История создания
«Белые ночи» были созданы писателем в сентябре-ноябре 1848 года и впервые опубликованы в журнале «Отечественные записки» (1848, № 12) с посвящением другу молодости Достоевского поэту А. Н. Плещееву. Повесть носит подзаголовок «Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя». Эпиграфом к произведению автор выбрал слова Ивана Тургенева из стихотворения «Цветок» (1843):
…Иль был он создан для того, чтобы побыть хотя б мгновенье, в соседстве сердца твоего?…
Произведение состоит из шести глав («Ночь первая», «Ночь вторая», «История Настеньки», «Ночь третья», «Ночь четвёртая», «Утро»).
По повести «Белые ночи» в 1967 году композитором Ю. Буцко написана камерная опера. Потом «Белые ночи» — снял режиссёр Мераб Джалиашвили (СССР, 1958).
Сюжет
Главный герой повести — мечтатель, одинокий и робкий человек. Белой ночью мечтатель случайно знакомится с девушкой Настенькой и влюбляется в неё, а она видит в нём родную душу, брата. Настенька рассказывает ему свою историю. Все свои ранние годы она прожила вместе со своей слепой бабушкой, попав к ней после смерти родителей. Бабушка не отпускала надолго от себя Настеньку и пришпиливала её за платье булавкой к своему платью. Жизнь Настеньки была однообразной и невесёлой. Но всё изменилось, когда к ним приехал постоялец, который пожалел девушку. Настя влюбилась и собиралась уехать вместе с ним, однако мужчина был очень беден и пообещал вернуться через год. Истёк срок, и он в городе, она знает об этом, она ждёт, а он всё не является к ней и не отвечает на её письмо. Решив, что возлюбленный её бросил, Настенька решает ответить чувствам мечтателя. Однако, при появлении возлюбленного, Настенька убегает от мечтателя и извиняется за предательство в письме. Главный герой прощает её и всё равно продолжает любить. Настенька — самое яркое событие в его жизни! А он — всего лишь опора в трудные минуты. Его счастье не состоялось, он вновь одинок.
Основные персонажи
Прототипом главного героя «Белых ночей» — Мечтателя — возможно стал А. Н. Плещеев, которому Достоевский посвятил эту повесть.
Мнения и отзывы критиков
А. В. Дружинин
Первые критические отзывы о произведении появились в январе 1849 года. А. В. Дружинин написал в «Современнике», что «Белые ночи» «выше „Голядкина“, выше „Слабого сердца“, не говоря уже о „Хозяйке“ и некоторых других произведениях, тёмных, многословных и скучноватых». Но и недостатки Дружинин тоже обнаружил, утверждая, что Мечтатель поставлен вне отчетливо обозначенного места и времени и что читателю неизвестны его занятия и привязанности. «Ежели б личность Мечтателя „Белых ночей“ была яснее обозначена, если б порывы его были переданы понятнее, повесть много бы выиграла».
С. С. Дудышкин
С. С. Дудышкин отнёс «Слабое сердце» и «Белые ночи» к лучшим произведениями 1848 года. Отметив ведущую роль психологического анализа в творчестве Достоевского, он писал, что с художественной точки зрения «Белые ночи» совершеннее предшествующих произведений писателя: «Автора не раз упрекали в особенной любви часто повторять одни и те же слова, выводить характеры, которые дышат часто неуместной экзальтацией, слишком много анатомировать бедное человеческое сердце. В „Белых ночах“ автор почти безукоризнен в этом отношении. Рассказ лёгок, игрив, и, не будь сам герой повести немного оригинален, это произведение было бы художественно прекрасно».
А. А. Григорьев
В 1859 году, в статье «И. С. Тургенев и его деятельность» по поводу романа «Дворянское гнездо», А. А. Григорьев упомянул о «Белых ночах». Он счёл повесть одним из лучших произведений школы «сентиментального натурализма», отметив при этом, что «вся болезненная поэзия» «Белых ночей» не спасла этого направления от очевидного кризиса.
Н. А. Добролюбов
Несколько отзывов о повести появилось в 1861 году после её переиздания. Н. А. Добролюбов в статье «Забитые люди» высказал мнение, что в Мечтателе «Белых ночей» предвосхищены черты героя романа «Униженные и оскорблённые» (1861) — Ивана Петровича. Протестуя против удовлетворения «вздохами и жалобами да пустыми мечтами», он писал: «Я признаюсь — все эти господа, доводящие свое душевное величие до того, чтобы зазнамо целоваться с любовником своей невесты и быть у него на побегушках, мне вовсе не нравятся. Они или вовсе не любили, или любили головою только. Если же эти романтические самоотверженцы точно любили, то какие же должны быть у них тряпичные сердца, какие куричьи чувства! А этих людей показывали ещё нам как идеал чего-то!».
Е. В. Тур
Характеристикой произведений Достоевского 1840-х годов открывалась и статья Е. В. Тур. Несмотря на то, что, по мнению писательницы, завязка повести «смахивает на сказку и никак не напоминает собою что-нибудь похожее на действительность», Е. В. Тур высоко оценила это произведение, назвав его «одним из самых поэтических» в русской литературе, «оригинальным по мысли и совершенно изящным по исполнению». [1]
Экранизации
Фильм Белые ночи (США, 1985) режиссёра Тейлора Хекфорда к повести Достоевского отношения не имеет.
В каком журнале опубликовано произведение белые ночи
Белые ночи — повесть Фёдора Михайловича Достоевского. «Белые ночи» были созданы писателем в сентябре-ноябре 1848 года и впервые опубликованы в журнале «Отечественные записки» (1848, № 12) с посвящением другу молодости Достоевского поэту А. Н. Плещееву. Повесть носит подзаголовок «Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя». Эпиграфом к произведению автор выбрал слова Ивана Тургенева из стихотворения «Цветок» (1843):
…Иль был он создан для того, чтобы побыть хотя б мгновенье, в соседстве сердца твоего…
Произведение состоит из шести глав («Ночь первая», «Ночь вторая», «История Настеньки», «Ночь третья», «Ночь четвёртая», «Утро»).
По повести «Белые ночи» в 1967 году композитором Ю. Буцко написана камерная опера. Потом «Белые ночи» — снял режиссёр Мераб Джалиашвили (СССР, 1958).
Главный герой повести — мечтатель, одинокий и робкий человек. Белой ночью мечтатель случайно знакомится с девушкой Настенькой и влюбляется в неё, а она видит в нём родную душу, брата. Настенька рассказывает ему свою историю. Все свои ранние годы она прожила вместе со своей слепой бабушкой, попав к ней после смерти родителей. Бабушка не отпускала надолго от себя Настеньку и пришпиливала её за платье булавкой к своему платью. Жизнь Настеньки была однообразной и невесёлой. Но всё изменилось, когда к ним приехал постоялец, который пожалел девушку. Настя влюбилась и собиралась уехать вместе с ним, однако мужчина был очень беден и пообещал вернуться через год. Истёк срок, и он в городе, она знает об этом, она ждёт, а он всё не является к ней и не отвечает на её письмо. Решив, что возлюбленный её бросил, Настенька решает ответить чувствам мечтателя. Однако, при появлении возлюбленного, Настенька убегает от мечтателя и извиняется за предательство в письме. Главный герой прощает её и всё равно продолжает любить. Насте
нька — самое яркое событие в его жизни! А он — всего лишь опора в трудные минуты. Его счастье не состоялось, он вновь одинок.
Прототипом главного героя «Белых ночей» — Мечтателя — возможно стал А. Н. Плещеев, которому Достоевский посвятил эту повесть.
Мнения и отзывы критиков
А. В. Дружинин
Первые критические отзывы о произведении появились в январе 1849 года. А. В. Дружинин написал в «Современнике», что «Белые ночи» «выше „Голядкина“, выше „Слабого сердца“, не говоря уже о „Хозяйке“ и некоторых других произведениях, тёмных, многословных и скучноватых». Но и недостатки Дружинин тоже обнаружил, утверждая, что Мечтатель поставлен вне отчетливо обозначенного места и времени и что читателю неизвестны его занятия и привязанности. «Ежели б личность Мечтателя „Белых ночей“ была яснее обозначена, если б порывы его были переданы понятнее, повесть много бы выиграла».
С. С. Дудышкин
С. С. Дудышкин отнёс «Слабое сердце» и «Белые ночи» к лучшим произведениями 1848 года. Отметив ведущую роль психологического анализа в творчестве Достоевского, он писал, что с художественной точки зрения «Белые ночи» совершеннее предшествующих произведений писателя: «Автора не раз упрекали в особенной любви часто повторять одни и те же слова, выводить характеры, которые дышат часто неуместной экзальтацией, слишком много анатомировать бедное человеческое сердце. В „Белых ночах“ автор почти безукоризнен в этом отношении. Рассказ лёгок, игрив, и, не будь сам герой повести немного оригинален, это произведение было бы художественно прекрасно».
А. А. Григорьев
В 1859 году, в статье «И. С. Тургенев и его деятельность по поводу романа «Дворянское гнездо», упомянул о «Белых ночах» А. А. Григорьев. Он счёл повесть одним из лучших произведений школы «сентиментального натурализма», отметив при этом, что «вся болезненная поэзия» «Белых ночей» не спасла этого направления от очевидного кризиса.
Н. А. Добролюбов
Несколько отзывов о повести появилось в 1861 году после её переиздания. Н. А. Добролюбов в статье «Забитые люди» высказал мнение, что в Мечтателе «Белых ночей» предвосхищены черты героя романа «Униженные и оскорблённые» (1861) Ивана Петровича. Протестуя против удовлетворения «вздохами и жалобами да пустыми мечтами», он писал: «Я признаюсь — все эти господа, доводящие свое душевное величие до того, чтобы зазнамо целоваться с любовником своей невесты и быть у него на побегушках, мне вовсе не нравятся. Они или вовсе не любили, или любили головою только. Если же эти романтические самоотверженцы точно любили, то какие же должны быть у них тряпичные сердца, какие куричьи чувства! А этих людей показывали ещё нам как идеал чего-то!».
Е. В. Тур
Характеристикой произведений Достоевского 1840-х годов открывалась и статья Е. В. Тур. Несмотря на то, что, по мнению писательницы, завязка повести «смахивает на сказку и никак не напоминает собою что-нибудь похожее на действительность», Е. В. Тур высоко оценила это произведение, назвав его «одним из самых поэтических» в русской литературе, «оригинальным по мысли и совершенно изящным по исполнению».
История создания повести «Белые ночи» Достоевского
«Белые ночи». Иллюстрация И. Глазунова |
Главными героями повести «Белые ночи» Достоевского являются два молодых жителя Петербурга – 26-летний Мечтатель и 17-летняя Настенька.
В этой статье представлена история создания повести «Белые ночи» Достоевского.
История создания повести «Белые ночи» Достоевского
Судя по всему, Достоевский активно работал над повестью «Белые ночи» в сентябре-ноябре 1847 г. Впервые повесть «Белые ночи» была напечатана в 1848 г. в журнале «Отечественные записки» (№12).
Среди прототипов Мечтателя литераторы называют А. Н. Плещеева, которому изначально посвящалась повесть. По словам ученых, в образе Мечтателя угадываются черты Плещеева – друга Достоевского в молодости.
История создания «Белых ночей» берет свое начало еще в 1847 году, когда Достоевский публиковал свои статьи о «петербургских мечтателях» в фельетонах «Петербургская летопись» в газете «Санкт-Петербургские ведомости» с апреля по июнь 1847 г. Молодой писатель Федор Михайлович публиковался практически анонимно, подписывая свои статьи инициалами «Ф.Д.». Современники практически не знали об этих работах. Однако исследователи со временем установили, что данные публикации в фельетонах принадлежали именно Достоевскому. Эти анонимные публикации легли в основу будущей повести «Белые ночи».
«. в характерах, жадных деятельности но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностию, и человек делается наконец не человеком, а каким-то странным существом среднего рода — мечтателем. » («Петербургская летопись» 1847 г.)
«. Мечтатель. не человек, а, знаете, какое-то существо среднего рода. » (повесть «Белые ночи»)
«В службе эти господа решительно не годятся и хоть и служат, но все-таки ни к чему не способны и только тянут дело свое, которое, в сущности, почти хуже безделья. Они чувствуют глубокое отвращение от всякой формальности. « («Петербургская летопись» 1847 г.)
«Селятся они большею частию в глубоком уединении, по неприступным углам, как будто таясь в них от людей и от света, и вообще, даже что-то мелодраматическое кидается в глаза при первом взгляде на них. «
Такова история создания повести «Белые ночи» Достоевского: интересные факты о произведении, прототипах и т.д.
Ф.М. Достоевский «Белые ночи»: история создания повести
В центре повести персонаж по имени Мечтатель. Молодой житель Петербурга, на пороге своего 26-летия он не добился ничего, ведь все свое свободное время тратить на мечты, любуясь улицами города или воображая себе скрытую жизнь его жителей. Однажды Мечтатель становится свидетелем преследования молоденькой и хорошенькой девушки пьяным человеком (очевидно, принявши её за женщину определенной профессии). Спасенная 17-летняя девушка рассказывает Мечтателю свою историю: она приехала в Петербург, так как ждет на набережной своего возлюбленного. Молодой человек назначил ей встречу на набережной год назад, на определенный день. Но время идет, девушка (Настенька) несколько дней прохаживается по набережной в тщетном ожидании. Она одинока и несчастна, и вот уже начала подвергаться позорным преследованиям.
Мечтатель выслушивает Настеньку, ободряет её, берется передать письмо её возлюбленному, а сам, конечно, влюбляется в девушку, не смея сказать ей о чувствах. Казалось бы, счастье близко, ведь возлюбленный всё не приходит, а Настенька начинает испытывать к Мечтателю что-то помимо благодарности. Но все же через несколько дней молодой человек появляется. После нескольких белых ночей тихого счастья Мечтатель остается один. Он чувствует светлую грусть вперемешку с опустошением.
История создания
Наиболее ранние даты, называемые исследователями творчества Ф.М. Достоевского в качестве старта работы над повестью – осень 1847.
Источником (можно сказать, «черновым вариантом» или наброском) повести стали изданные с сентября по ноябрь 1847 года фельетоны в литературной периодике.
Это подтверждается множеством сходных фрагментов в фельетонах и последовавшей повести. Сравним отрывок из фельетона: «В характерах… слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностию, и человек делается… не человеком, а каким-то странным существом среднего рода — мечтателем. » с отрывком из повести: «. Мечтатель – не человек, а… существо среднего рода. » и увидим почти дословное совпадение.
Первая публикация повести относится к 1848 году (издал журнал «Отечественные записки»). Кстати, современники не догадывались, что именно Достоевский – автор цикла фельетонов в «Отечественных записках», так как писатель шифровал подпись под ними, оставляя только инициалы. Связь стиля и соответствие отдельных частей была установлена позже.
(Обложка первого отдельного издания «Белых ночей» Достоевского, 1865 г.)
Этапы работы
Публикация произведения
(Обложка издания «Аквилон» Петербург, 1923 г.)
Повесть Достоевского была сразу высоко оценена критиками.
Критики А. В. Дружинин и С. С. Дудышкин в конце 1848 – начале 1849 годов отнесли повесть к числу лучших произведений Достоевского, называли её светлой, нескучной, практически совершенной, отмечая, пожалуй, лишь недосказанность в образе Мечтателя: по их мнению, повесть смотрелась выигрышнее, будь личность Мечтателя более проясненной.
Критика отмечала ведущую роль психологического анализа в повести, отмечали, что Достоевский отказался от неуместной, но присущей ему ранее экзальтации и стремления к препарированию человеческих душ.
Аполлон Григорьев первым отнес повесть к жанру «сентиментального натурализма», а Николай Добролюбов высказал мнение, что образ главного героя предвосхитил понятие «маленького человека» и в дальнейшем появление образа Ивана из романа «Униженные и оскорблённые».