в каком возрастном периоде игра является ведущим типом деятельности

Особенности игры на разных возрастных этапах

в каком возрастном периоде игра является ведущим типом деятельности. 1fb9200bec78793cd0d391e2bda5df9f. в каком возрастном периоде игра является ведущим типом деятельности фото. в каком возрастном периоде игра является ведущим типом деятельности-1fb9200bec78793cd0d391e2bda5df9f. картинка в каком возрастном периоде игра является ведущим типом деятельности. картинка 1fb9200bec78793cd0d391e2bda5df9f. Лазарева Елена Особенности игры на разных возрастных этапах Лазарева Елена
Особенности игры на разных возрастных этапах

Тема: Особенности игры на разных возрастных этапах.

Игра непросто играет важную роль в развитии детей, она является ведущим видом деятельности, в которой происходит развитие ребенка. Игра – форма активного психического отражения ребёнком окружающего мира. В игре происходит физическое и психическое развитие ребенка.

Именно в игре развиваются психические процессы, и появляются важные психические новообразования, такие как: воображение, ориентация в мотивах деятельности других людей, способность к взаимодействию со сверстниками.

В играх у детей формируется внимание, активизируется память, развивается мышление, накапливается опыт, совершенствуются движения, создается межличностное взаимодействие. В игре впервые возникает потребность в самооценке, которая представляет собой оценку своих способностей по сравнению со способностями других участников.

Ролевые игры знакомят с миром взрослых, уточняют знания о повседневной деятельности, позволяют быстрее и глубже усваивать социальный опыт. Значение игры настолько велико, что её можно сравнить только с обучением. Разница в том, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, и без неё даже процесс обучения становится невозможным.

Мотив игры не в результате, а в самом процессе. Ребенок играет, потому что ему интересен сам этот процесс. Сущность игры в том, что дети отражают в игре различные стороны повседневной жизни, уточняют свои знания и осваивают различные субъектные позиции.

Но игра подразумевает не только выдуманные отношения (дочки-матери, продавец и покупатель и др., но и реальные отношения друг к другу. Именно в игре появляются первые симпатии, чувство коллективизма, потребность в общении ос сверстниками. В игре развиваются психические процессы.

Игра оказывает постоянное влияние на умственное развитие ребенка. Действуя с предметами-заместителями, ребенок наделяет его новым названием и действует с ним в соответствии с названием, а не по прямому назначению. Предмет-заместитель является опорой для мыслительной деятельности. Действия с заместителями служат основой для познания реальных предметов.

Процесс мышления связан с памятью, так как мышление опирается на опыт ребенка, воспроизведение которого невозможно без образов памяти. Ребенок получает возможность преобразования мира, он начинает устанавливать причинно-следственные связи.

Игра в первую очередь влияет на развитие памяти. Это неслучайно, так в любой игре у ребенка появляется необходимость в запоминании и воспроизведении информации: правила и условия игры, игровые действия, распределение ролей. При этом проблема незапоминания просто не возникает.

Развитие памяти происходит на протяжении всего дошкольного возраста и продолжается в дальнейшем.

Игра требует от ребенка сосредоточенности, совершенствуя внимание: произвольное и непроизвольное. У ребенка появляется необходимость сосредоточения при определении игровых правил и условий.

Кроме того, некоторые дидактические и подвижные игры требуют от ребенка внимания на протяжении всей игры.

Потеря внимания непременно приведет к проигрышу или недовольству своих сверстников, что сказывается на его социальном статусе.

Ролевые игры интерпретируются в принятии на себя роли соответствия ей. Поведение ребенка, его действия и речь должны соответствовать роли.

Чем больше развито воображение, тем интереснее и сложнее становятся образы, создаваемые ребенком. При этом сверстники часто дают друг другу независимую оценку, распределяя роли так, чтобы всем было интересно играть.

Это означает одно: проявление воображение приветствуется, а, значит, происходит его развитие.

Родители должны знать, что ребенок нуждается в игре, это ведущий вид его деятельности, а, следовательно, нужно создавать условия для игровой деятельности детей и развития самой игры. Главное – выбирать игры для детей таким образом, чтобы они несли развивающее значение.

С 1 года до 3 лет. Раннему детскому возрасту свойственна предметно-манипуляционная деятельность. Малыш учится общаться и пользоваться окружающими предметами с помощью общепринятых правил. Освоение предметов происходит с поддержкой взрослых, которые показывают принцип работы с этим предметом.

Малышом постигается смысл предмета и что этим предметом нужно делать.

В этот момент психологического развития и деятельности ребенка появляется первый кризис — «Я сам» (я личность).

Речь обогащается словарным запасом и выстраивается в предложения.

С 3 до 5 лет. Сюжетно-ролевая (игровая) деятельность является основой этого временного периода. В игре малыш осознает многообразие социальных взаимоотношений и функций в различных ситуациях. Проигрываемые сюжеты из жизни взрослых для ребенка приобретают особые свойства. Он учится замещать предметы, представляя себе функции настоящего объекта. Также малыш активно принимает роль в своем инсценированном сценарии.

Параллельно развиваются наглядно-действенное (наглядно-образное) мышление, произвольность, принятие правил нравственности, чувства и переживания.

Родители, занимайтесь с малышом пересказыванием различных жанров литературы.

Речь — становится более сложной в структуре предложений.

С 5 до 7 лет. Этот возраст играет важную роль в подготовке к школе.

Появляется Игра с правилами. На этом этапе детей интересует не просто роль как таковая, но и то, насколько реалистично она выполняется. Мотив игры сдвигается с процесса на результат («играть в больницу», «играть в парикмахерскую»).

Развитие игры идет от ее индивидуальных форм к совместным : с возрастом растет состав участников игры и длительность существования игрового объединения.

Младшие дошкольники чаще играют в одиночку, но уже у 3-летних детей фиксируются объединения группами в 2—3 ребенка. Продолжительность такого объединения коротка (всего 3-5 минут, после чего дети одной группы могут присоединиться к другим группам. За 30-40 минут наблюдения за игрой малышей можно зафиксировать до 25 таких перегруппировок.

К 4—5 годам группы охватывают от 2 до 5 детей, а продолжительность совместной игры здесь доходит до 40-50 минут (чаще около 15 минут). Обычно игра начинается одним ребенком, а затем к нему присоединяются другие. Дети уже могут согласовывать свои действия, распределять роли и обязанности.

У детей 6—7 лет уже есть предварительное планирование игры, распределение ролей до ее начала и коллективный подбор игрушек. Группы в игре становятся многочисленными и долговременными (иногда дети способны играть одну игру в течение нескольких дней, сохраняя игрушки и игровое пространство). Игровые отношения всё больше соотносятся с образцом отношений людей («Маму надо слушаться»). В ходе игры может принимать другую роль (если не хватает играющих, затем возвратиться к своей.

Игровые действия свертываются: иногда дети долго обсуждают, но не приступают к игре. К концу возраста игра порождает потребность в настоящей общественно значимой деятельности – это предпосылка для перехода к учению.

Консультация на тему «Особенности организации театрального центра в разных возрастных группах» Центр театрализации — это часть развивающей среды в оснащении группы, призванная сплотить ребят общей игровой деятельностью, в которой они.

Консультация в помощь педагогам «Задачи планирования игры в разных возрастных группах» Консультация в помощь педагогам «Задачи планирования игры в разных возрастных группах» подготовила воспитатель Шаповалова Евгения Викторовна.

Методика словарной работы в разных возрастных группах Словарная работа в детском саду, это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. В период.

Методики проведения подвижных игр в разных возрастных группах Программное содержание: Важнейшие образовательные ориентиры: • обеспечение эмоционального благополучия детей; • создание условий для формирования.

Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах Главная цель дошкольного образования создать все условия гармоничного развития ребенка. Решить задачу сплочения детского коллектива помогает.

Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах Консультация «Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах» Театрализованная деятельность является.

Особенности экспериментирования в разных возрастных группах Особенности экспериментирования в разных возрастных группах. Не бывает форм экспериментирования, специфических для той или иной возрастной.

Ознакомление детей разных возрастных групп с насекомыми Ознакомление детей разных возрастных групп с насекомыми Программа по ознакомлению с природой определяет объём сведений и представлений,.

Источник

Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста

в каком возрастном периоде игра является ведущим типом деятельности. a9a25f9a1ee7d2084b61da92c4189f94. в каком возрастном периоде игра является ведущим типом деятельности фото. в каком возрастном периоде игра является ведущим типом деятельности-a9a25f9a1ee7d2084b61da92c4189f94. картинка в каком возрастном периоде игра является ведущим типом деятельности. картинка a9a25f9a1ee7d2084b61da92c4189f94. Лазарева Елена Особенности игры на разных возрастных этапах Маргарита Бирюкова
Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Д. Б. Эльконин утверждал, что игра – это символико-моделирующий тип деятельности, в которой операционно-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны [3, 97].

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.

В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Ребёнок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребёнок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

Знания, поданные в готовой форме и не связанные с жизненными интересами дошкольника, плохо им усваиваются и не развивают его. В игре же как раз ребёнок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет.

Цель игры всегда имеет два аспекта: познавательный – то, чему мы должны научить ребёнка, какие способы действия с предметами хотим ему передать и воспитательный – те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребёнка [1].

Дети играют большую часть времени. За период дошкольного детства игра проходит значительный путь развития.

Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно-манипулятивный и конструкторский характер. Такую игру будет правильнее называть не сюжетно-ролевой, а сюжетно-отобразительной. В такой игре воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребёнок наблюдает. Примером для подражания служат родители и близкие знакомые. Сюжеты таких игр не особо разнообразны, заключаются в многократном повторении одних и тех же действий, игровые действия полностью имитируют реальные.

В средний период дошкольного детства ребёнку становится нужен сверстник, с которым он будет играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребёнок строго придерживается.Направленность игр разнообразна: семейная, где героями выступают мама, папа, бабушка, дедушка и другие родственники; воспитательная (няня, воспитательница в детском саду); профессиональная (врач, командир, пилот); сказочная (козлик, волк, заяц) и т. д. В игре могут участвовать как взрослые, так и дети, а может произойти их замена игрушками.

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил. Темы игр выходят далеко за рамки личного опыта детей. Предметы могут носить условный характер, и игра превращается в символическую, т. е.кубик может представлять различные предметы: машину, людей, животных – все зависит от отведенной ему роли. В этом возрасте во время игры дети начинают проявлять различные личностные качества, которыми определяются достающиеся ребёнку роли и функции. В игровом взаимодействии отражаются реальные взаимоотношения детей – дружба, лидерство, соперничество, вражда [3, 97].

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественным требованиям.

Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребенка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно с другими детьми. Воспитатель должен отчетливо представлять себе особенности игры детей в различные возрастные периоды, поскольку в каждый из них игра претерпевает качественные изменения. Эти изменения хорошо выявляются при сравнении игр детей в раннем и дошкольном возрасте.

Содержание игровой деятельности детей раннего возраста составляют различные действия с предметами, игрушками и их заменителями. В дошкольном детстве игровые действия – это действия общения.

Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать её непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает её важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организует игру и направляет её – он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей [2].

Изучая игры детей 3-7 лет, Д. Б. Эльконин выделил и охарактеризовал четыре уровня её развития [3].

— действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. Сюда входят действия «матери» или «врача», направленные на ребёнка;

— роли определяются действием. Роли не называются, и дети в игре не используют друг относительно друга реальные отношения, существующие между взрослыми или между взрослым и ребёнком;

— действия состоят из повторяющихся операций, например, кормление с переходом от одного блюда к другому. Кроме этого действия,ничего не происходит: ребёнок не проигрывает процесс приготовления пищи, мытье рук или посуды.

— основное содержание игры – действие с предметом. Но здесь на первый план выходит соответствие игрового действия реальному;

— роли детьми называются, и намечается разделение функций. Выполнение роли определяется реализацией действий, связанных с данной ролью;

— логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности. Количество действий расширяется.

— основное содержание игры – выполнение вытекающих из роли действий. Начинают выделяться специальные действия, которые передают характер отношений к другим участникам игры, например,обращение к продавцу: «Дайте хлеб» и т. д. ;

— роли ясно очерчены и выделены. Они называются до игры, определяют и направляют поведение ребёнка;

— логика и характер действий определяются взятой на себя ролью.Действия становятся разнообразнее: приготовление пищи, мытье рук, кормление, чтение книги, укладывание спать и т. д.Присутствует специфическая речь: ребёнок вживается в роль и говорит так, как требуется по роли.Иногда в процессе игры могут проявиться реально существующие отношения между детьми: начинают обзываться, ругаться, дразниться и т. д. ;

— опротестовывается нарушение логики. Это выражается в том,что один говорит другому: «Так не бывает». Определяются правила поведения, которым дети должны подчиняться. Неправильность выполнения действий замечается со стороны, это вызывает у ребёнка огорчение, он пытается исправить ошибку и найти ей оправдание.

— основное содержание – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети;

— роли ясно очерчены и выделены. Во время игры ребёнок придерживается определенной линии поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит четко ролевой характер;

— действия происходят в последовательности, четко воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребёнком;

— нарушение логики действий и правил отвергается. Ребёнок не хочет нарушать правила, объясняя это тем, что так есть на самом деле, а также рациональностью правил.

Таким образом, игра делает ребёнка счастливым, она развивает и радует его. Играя, ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его фантазия, воображения, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка.

Игра должна соответствовать возрастным особенностям психического и физического развития ребёнка, быть средством формирования положительных черт его личности.

Список использованной литературы

1. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М. : Просвещение, 1991. – 207 с.

2. Коссаковская, Е. А. Игрушка в жизни ребёнка: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. С. Л. Новоселовой. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1980. – 64 с.

3. Хилько, М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2014. – 200 с.

в каком возрастном периоде игра является ведущим типом деятельности. detsad 327085 1427039874. в каком возрастном периоде игра является ведущим типом деятельности фото. в каком возрастном периоде игра является ведущим типом деятельности-detsad 327085 1427039874. картинка в каком возрастном периоде игра является ведущим типом деятельности. картинка detsad 327085 1427039874. Лазарева Елена Особенности игры на разных возрастных этапах«Маленькие исследователи». Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста по природе своей-пытливые исследователи окружающего.

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

в каком возрастном периоде игра является ведущим типом деятельности. detsad 243210 1448118164. в каком возрастном периоде игра является ведущим типом деятельности фото. в каком возрастном периоде игра является ведущим типом деятельности-detsad 243210 1448118164. картинка в каком возрастном периоде игра является ведущим типом деятельности. картинка detsad 243210 1448118164. Лазарева Елена Особенности игры на разных возрастных этапахКонструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста (фотоотчёт) Конструирование – это процесс сооружения построек, конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов и способы.

Коррекеция тревожности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех основных направлениях: во-первых, по повышению самооценки ребенка;.

Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста ноябрь-декабрь Живая природа Кому лучше? выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы два одинаковых.

Открытая совместная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Удивительные камни» Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Программное содержание: 1. Обратить внимание на особенности камней.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста Дошкольники, как правило, бывают рады приезду в детский сад куколь- ного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли.

Творческий проект «Театрализованная деятельность для детей дошкольного возраста 6–7 лет» Творческий проект: «Театрализованная деятельность для детей дошкольного возраста 6-7 лет». Автор: Мешкова Лариса Анатольевна, воспитатель.

в каком возрастном периоде игра является ведущим типом деятельности. detsad 327791 1427085183. в каком возрастном периоде игра является ведущим типом деятельности фото. в каком возрастном периоде игра является ведущим типом деятельности-detsad 327791 1427085183. картинка в каком возрастном периоде игра является ведущим типом деятельности. картинка detsad 327791 1427085183. Лазарева Елена Особенности игры на разных возрастных этапахЭкспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Невидимые чернила» Экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста. «Невидимые чернила» Цель: • формировать способности детей видеть.

Источник

Статья «Игра-ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков в реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот) игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых. Взрослые часто используют игры, для того, чтобы ещё лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень «внутреннего Я» (спортивные игры) развить уровень интеллекта (сюжетно-ролевые игры) и др. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать (занимает) игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников. Отсюда постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребёнка, становлении у него творческих способностей.

Игра занимает значительную часть в жизни ребенка. А.С. Макаренко, известнейший в нашей стране педагог, говорил, что «игра для ребенка имеет тоже значение в жизни, что для взрослого имеет деятельность, работа, служба». Она оказывает многогранное влияние на его психическое развитие. В процессе игровой деятельности дети овладевают новыми навыками, знаниями и умениями, формируются морально-волевые качества, раскрываются многие происходящие в ребенке процессы, его жизненные ситуации, а главное только в игре осваиваются правила человеческого общения. Игра помогает ребенку научиться правильно, относиться к другим людям в реальной жизни.

Для ребенка игра не всегда милая забава, для него игра – это труд, в котором он преодолевает себя. Игра – это сама жизнь, это огромный мир.

Дошкольный возраст – период познания мира человеческих отношений, различных видов деятельности и общественных функций людей. Ребенок испытывает желание включиться во взрослую жизнь и активно в ней участвовать, что пока ему недоступно. В период дошкольного детства не менее сильно ребенок стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей-дошкольников, моделирующая жизнь взрослых.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе предпосылок, сложившихся в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). В рассматриваемом нами возрастном периоде интенсивно развиваются те психические функции, которые складывались в раннем детстве (сенсорика, перцепция, образная память, внимание, практическое мышление, моторика) и которые в то же время являются базовыми для построения новообразований в познавательной сфере и в формировании произвольного поведения.

В дошкольном возрасте психическое развитие осуществляется двумя основными путями. С одной стороны, продолжается развитие естественных форм психики, возникающих еще в раннем онтогенезе, с другой – появляются и интенсивно формируются социальные формы психики при непосредственном взаимодействии ребенка с предметами, когда познание окружающего мира опосредуется общением со взрослыми. Стимулирующее влияние на развитие как естественных, так и социальных форм психики оказывают различные сложные виды деятельности (игра, продуктивные занятия), где имеется возможность одновременного включения и активного функционирования многих психических образований.

Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не владеет способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, диалоги из фильмов, когда ребенок сопереживает их героям.

В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий – подготовки детей к школьному обучению. Наиболее трудный для запоминания материал ребенок может воспроизвести, играя. Например, взяв на себя роль продавца, он оказывается способным запомнить и вспомнить в нужное время длинный перечень продуктов и других товаров. Если же дать ему аналогичный список слов вне игровой ситуации, он не сможет справиться с этим заданием.

Для дошкольного периода характерна половая идентификация. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения, что ярко проявляется в играх. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе. У них появляются специфические игры – только для мальчиков и только для девочек.

Игровая деятельность, по словам Д.Б. Эльконина «не только впитывает в себя знания детей об окружающей их социальной действительности, но поднимает их на более высокий уровень, придает им более сознательный и обобщенный характер. Через игру мир социальных отношений, значительно более сложных, чем те, которые доступны ребенку в его неигровой деятельности, вносится в жизнь ребенка и поднимает ее на значительно более высокий уровень».

Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.

Блестящий исследователь игры Д.Б.Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Эльконин трактует ее как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.

Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Инновационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. Во многих играх «функция реального» присутствует то ли в виде срезовых условий, то ли в виде предметов – аксессуаров, то ли в самой интриге игры. А.Н. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.

По мере роста ребенка, меняются и его игры: от простого обмена игрушками, до разыгрывания ролей и затейливого «строительства».

Все виды игр имеют свои особенности и назначение, но между ними нет явно обозначенных границ – в каждой игровой ситуации они могут накладываться друг на друга.

Выделяют следующие виды игр:

Сенсорные игры. Цель этого вида игры: приобретение сенсорного опыта ради самого опыта. Благодаря этой игре дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, о свойстве вещей, которые их окружают.

Моторные игры. Этот вид игр предполагает постоянную смену ощущений движения. Для младенцев моторные игры являются одной из первых возможностей общения с окружающими.

Игра – возня. Подобный вид игр приносит детям немалую пользу. Она дает детям возможность поупражняться и выплеснуть энергию, но и учит сдерживать свои чувства, контролировать импульсивные желания и помогает избавиться от негативных привычек, они учатся видеть разницу между настоящим и изображаемым.

Языковые игры. Детей интересует сама речь, они играют со звуками, формами и смысловыми оттенками. Игра со словами дает возможность ребенку поупражняться в грамматике. Еще дети используют язык для того, чтобы контролировать свои шаги, структурировать свою игру.

Ролевые игры. Один из основных видов игр заключается в разыгрывании различных ролей и ситуаций – это сюжетно-ролевая игра. В ролевых играх дети проверяют свои социальные знания, развивают способность к символическому замещению конкретных объектов и событий символами. А также ролевая игра способствует лучшему пониманию, как других людей, так и самого себя. Именно в этом виде игры ребенку предоставляется возможность поставить себя на место другого человека.

Существуют также и другие виды игр:

1. Игра дидактическая. Это специально созданная игра с определенной дидактической задачей, скрытой от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Здесь сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями. Этот вид игр является одной из методических разновидностей обучения.

2. Игра-драматизация. Строится с опорой на сюжетную схему какого-либо литературного произведения, выбранного детьми. Здесь роли соответствуют действующим лицам разыгрываемого произведения.

3. Игра-развлечение. Здесь сюжет полностью отсутствует и целью является развеселение и развлечение участников данной игры.

4. Игра процессуальная. Этот вид игры характерен для детей младшего возраста. В процессе данной игры происходит овладение значениями предметов окружающего мира посредством условных действий с игрушкой-персонажем. С помощью реалистических игрушек ребенок воспроизводит привычные для него действия взрослых. В процессуальной игре у детей развиваются наглядно-образное мышление, воображение, речь, произвольность.

5. Игра режиссерская. Вид индивидуальной игры. Здесь ребенок сам придумывает сюжет, играет за себя и за игрушку, которая наделяется определенной ролью. Этот вид игры способствует развитию речи, мышления и воображения.

6. Игра с правилами. Как правило, такая игра групповая или парная. Особенностью данного вида игры является наличие правил, обязательных для всех играющих. Исторически сложившиеся правила передаются от старших детей младшим, но дети могут сами формировать новые правила для данной конкретной игры.

7. Игра деловая. Она направлена на освоение, осмысление так называемых инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретных целей. У детей происходит развитие навыков целеполагания и планирования действий, саморегуляции в процессе достижения цели, умения соотносить свою деятельность с деятельностью других людей.

8. Игра сюжетно-ролевая. Этот вид игры характерен для детей дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра представляет собой деятельность, в которой ребенок берет на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводит их деятельность и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых. Именно в ролевой игре ребенок реализует свое стремление жить общей жизнью с взрослыми, жизнью, которая захватывает его целиком.

В конце раннего периода детства из предметно-манипулятивной деятельности возникает игра с сюжетом. Первоначально ребенок был поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладел действиями, вплетенными в совместную деятельность с взрослым, он начал осознавать, что он действует сам и действует как взрослый. Собственно, он и раньше действовал как взрослый, подражая ему, но не замечал этого. Как пишет Д.Б. Эльконин, он смотрел на предмет через взрослого, «как через стекло». В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно.

Помимо необходимого уровня развития предметных действий, для появления сюжетно-ролевой игры нужно коренное изменение отношений ребенка с взрослыми. Игра не может развиваться без частого полноценного общения с взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым. Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заместителей других. Д.Б. Эльконин подчеркивал: нельзя выбрасывать бруски, железки, и прочий ненужный, с точки зрения мамы, мусор, приносимый детьми в дом. Тогда ребенок получит возможность более интересно играть, развивая свое воображение.

Детям дошкольного возраста присуще желание подражать всем сложным формам деятельности взрослого, его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми. Однако реально ребенок еще не способен осуществить свое желание. Именно этим объясняется расцвет в период дошкольного возраста творческой ролевой игры, в которой ребенок воспроизводит разнообразные ситуации из жизни взрослых, берет на себя роль взрослого и в воображаемом плане осуществляет его поведение и деятельность.

Творческая ролевая игра становится, по определению Л.С. Выготского «ведущей деятельностью дошкольника», в которой формируются многие его психологические особенности, среди которых важнейшей является способность руководствоваться этическими инстанциями. Ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Игра с сюжетом впервые возникает на границе раннего и дошкольного детства. Это режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом (кубик, провозимый с рычанием по столу, превращается в глазах ребенка в машину). Для режиссерских игр характерны примитивность сюжета и однообразие выполняемых действий. Позже появляется образно-ролевая игра, в которой ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но обязательным условием развертывания такой игры является яркое, интенсивное переживание: ребенка поразила увиденная им картина, и он сам в своих игровых действиях воспроизводит тот образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик. Примеры образно-ролевых игр описаны в работах Ж. Пиаже. Его дочь, наблюдавшая старую деревенскую колокольню, слышавшая колокольный звон, остается под впечатлением увиденного и услышанного долгое время. Она подходит к столу своего отца и, стоя неподвижно, воспроизводит оглушительный шум. «Ты же мне мешаешь, ты же видишь, что я работаю». – «Не говори со мной, я – церковь».

Режиссерская и образно- ролевая игра становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения. Дети играют друг с другом или с куклой как идеальным партнером, который тоже наделяется своей ролью. В играх с правилами роль отходит на второй план и главным оказывается четкое выполнение правил игры; обычно здесь появляется соревновательный мотив, личный или командный выигрыш (в большинстве подвижных, спортивных и печатных игр).

Каждой игре присущи свои игровые условия – участвующие в ней дети, игрушки, другие предметы. Подбор и сочетание их существенно меняет игру в младшем дошкольном возрасте, игра в это время в основном состоит из однообразно повторяющихся действий, напоминающих манипуляции с предметами. Например, трехлетний ребенок «готовит обед» и манипулирует тарелочками и кубиками. Если игровые условия включают другого человека (куклу или ребенка) и тем самым приводят к появлению соответствующего образа, манипуляции имеют определенный смысл. Ребенок играет в приготовление обеда, даже если он забывает, потом накормить им сидящую рядом куклу. Но если ребенок остается один и убраны игрушки, наталкивающие его на этот сюжет, он продолжает манипуляции, потерявшие свой первоначальный смысл. Переставляя предметы, раскладывая их по величине или форме, он объясняет, что играет «в кубики», «так просто». Обед исчез из представлений ребенка вместе с изменением игровых условий.

Сюжет – та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи, поэтому игры его связаны главным образом с семейными и бытовыми проблемами. По мере освоения новых областей жизни, ребенок начинает использовать более сложные сюжеты – производственные, военные и т.д. Более разнообразными становятся и формы игры на старые сюжеты («дочки-матери»). Игра на один и тот же сюжет становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по нескольку часов подряд, а некоторые игры растягиваются на несколько дней.

Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком, составляют содержание игры. Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность – режут хлеб, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате – для чего они это сделали, действия различных детей не согласуются друг с другом, не исключены дублирование и внезапная смена ролей во время игры. Для средних дошкольников важны отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому пятилетний ребенок, никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий – сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот. Исключены и параллельные роли, например, одного и того же мишку не будут осматривать два доктора одновременно, один поезд не поведут два машиниста. Дети, включенные в общую систему отношений, распределяют между собой роли до начала игры. Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется.

Сюжет и содержание игры воплощаются в роли. Развитие игровых действий, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами – к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами – и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. У старших дошкольников ролевая игра смыкается с играми по правилам.

Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игры выделяются две основные фазы или стадии:

Дети 3-5 лет. Воспроизведение логики реальных действий людей. Содержанием игры являются предметные действия;

Дети 5-7 лет. Моделирование реальных отношений между людьми. Содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Постепенно общение между детьми становится более продуктивным и интенсивным. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность. Если по какой-то серьезной причине распадается совместная игра, разлаживается и процесс общения. В эксперименте Курта Левина группу детей-дошкольников приводили в комнату с «некомплектными» игрушками (у телефона не хватало трубки, для лодки не было бассейна и т.п.) несмотря на эти недостатки, дети с удовольствием играли, общаясь друг с другом. Второй день был днем фрустрации. Когда дети зашли в эту же комнату, оказалась открытой дверь в соседнее помещение, где лежали полные наборы игрушек. Открытая дверь была затянута сеткой. Имея перед глазами притягательную и недостижимую цель, дети разбрелись по комнате, многие со злостью разбрасывали старые, ненужные уже игрушки. В состоянии фрустрации разрушились как игровая деятельность, так и общение детей друг с другом.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль – со стороны товарищей по игре. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно. К 7 годам ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила, регулирующие его поведение, образцы становятся более обобщенными (в отличие от образа конкретного персонажа в игре). При наиболее благоприятных вариантах развития детей к моменту поступления в школу они способны управлять своим поведением в целом, а не только отдельными действиями.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Но происходит не только расширение круга мотивов. Формирующаяся произвольность поведения облегчает переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, стоящим на грани сознательности.

В развитой ролевой игре с ее сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.

Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:

Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей дошкольного возраста.

Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.

Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.

Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.

Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

Современная гуманистическая школа нацелена на индивидуальный и межличностный подходы к каждому ребенку. Игра — неоценимый в этом помощник. В игре ребенок — автор и исполнитель, и практически всегда творец, испытывающий чувства восхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии. Важно наличие игр индивидуального, парного (дуэтного), группового, командного и массового характера, игр самобытных и комплексных.

В игре дошкольники учатся терпению и кооперативности – тем качествам, которые делают ребенка и взрослого партнерами, людьми, способными взаимно открыть друг другу мысли и чувства в интересах общего дела, без страха быть непонятым или обесцененным. Отношения с чужими взрослыми строятся по безличным правилам, предполагающим сохранение психологической дистанции, как бы очерчивающей границы территории, места, занимаемого каждым человеком. Это универсальные для организации любого взаимодействия правила руководства и подчинения, правила выражения собственной точки зрения. По отношению с чужим взрослым эти правила могут быть сформулированы следующим образом:

Определение дистанции связано для ребенка с восприятием позиции взрослого (кто он для меня?); обозначение дистанции – это правила воздействия (кому что можно и нельзя); сохранение дистанции – удержание границ своего психологического пространства от воздействия другого человека. Всему этому ребенок учится в групповой игре со сверстниками.

Именно освоение такого вида игры, как игра со сверстниками, является важной задачей развития дошкольного периода. Игра со сверстниками, где ошибки в определении и сохранении дистанции легко исправляются обеими сторонами, тем самым накапливается полезный взаимный опыт переживания сопротивления границ чужого психологического пространства и своего тоже. Любое выяснение отношений между сверстниками, даже драка, более честный и справедливый способ решения проблемы места в совместной деятельности, чем соблюдение поддерживаемых внешним контролем (присутствием взрослого). Детям 5-7 лет жизненно необходимы такие ситуации, когда взрослый находится рядом с ними, но не вместе. Осуществление таких игр детьми и с детьми от взрослого человека требует осознания его собственной готовности и возможности быть терпимым и проявлять стремление к кооперативности.

Игра со сверстниками для дошкольника – это и своеобразная групповая психотерапия, где он может хотя бы на время освободиться от отрицательных эмоций. Дети этого возраста охотно играют « в войну», при этом, если им предложить играть «в мир», то они просто не знают, как. Дело отчасти в том, что игра в войну выполняет функцию компенсации напряжения, которое так или иначе существует у ребенка в отношениях со взрослыми из-за демонстрируемого физического и психологического превосходства их над детьми.

Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, дошкольник учится общаться со сверстниками.

Дошкольное детство – период, в котором идет активное развитие высших психических функций и всей личности в целом. Стремительно развивается речь, появляется творческое воображение, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Это время первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы, наконец, появление первых сущностных связей с миром и основ будущей структуры жизненного мира – вот главные особенности личностного развития дошкольника.

Игра для детей дошкольного возраста – источник глобальных переживаний динамичности собственного Я, проба силы самовоздействия. Ребенок осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем, что дает импульс к развитию всей личности в целом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *