в каком возрасте ребенок начинает петь слаженно с другими детьми
Тестовые задания по теории и методике музыкального воспитания
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тестовые задания по теории и методике
1. Композитор, написавший «Бабу Ягу»:
2. 0сновная форма организации музыкальной деятельности в ДОУ:
праздники и развлечения
самостоятельная музыкальная деятельность
музыка в повседневной жизни
3. В музыкальном воспитании детей главным методом является:
4. Какие игры наиболее эффективны для музыкального развития дошкольника.
5. Музыкально-дидактические игры способствуют :
развитие звуковысотного слуха, чувства ритма
развитие тембрового, диатонического слуха
развитие восприятия музыки
развитие музыкальной памяти
6. Б. М. Теплов выделял следующие основные музыкальные способности:
ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма
интонационный слух, чувство ритма, аналитический слух
мелодический слух, гармонический слух, чувство ритма, музыкальное мышление
7. Эмоциональная отзывчивость на музыку определяется как главный признак музыкальности в исследованиях:
8. Детям, какого возраста предлагается для слушания музыкальное произведение, в котором представлено взаимодействие двух-трех музыкальных образов?
детям раннего возраста
9. Сколько песен, как правило, планируется для работы с детьми средней группы на одном традиционном музыкальном занятии?
10. Допишите правильный ответ. Какие виды музыкально-ритмической деятельности используются в работе с детьми дошкольного возраста?
танцы, пляски, хороводы
На этапе работы по формированию навыков в любом из видов музыкальной деятельности более эффективно использование метода:
Метода проблемных ситуаций
Ценность использования колыбельной песни для развития ребенка определяется ведущим видом деятельности:
эмоционально-личностное общение со взрослым
Отметить разновидности словесного метода в работе с детьми дошкольного возраста
Ведущий вид музыкальной деятельности детей?
Восприятие у детей раннего возраста?
16.Что являются средствами музыкального воспитания и развития детей?
В каких видах музыкальной деятельности развиваются музыкально-слуховые представления?
Игра на музыкальных инструментах
В каких видах музыкальной деятельности развивается ладовое чувство?
Игра на музыкальных инструментах
Кем впервые была разработана система музыкально-ритмических движений:
20.В каком возрасте ребенок начинает петь слаженно с другими детьми?
21. Подбирая песню для детей пятого года жизни, необходимо ориентироваться на какие возрастные особенности их певческого диапазона?
Ре-ля первой октавы
Ми-ля первой октавы
Ре-си первой октавы
22. Подбирая песню для детей седьмого года жизни, необходимо ориентироваться на какие возрастные особенности их певческого диапазона?
Ре первой октавы – до второй октавы
до-си первой октавы
Ре-си первой октавы
Ре- ля первой октавы
23. Установить логику видов педагогической деятельности музыкального руководителя ДОУ.
стимулирование активности детей, (4)
анализ результатов (1)
контроль и регулирование, (5)
• непосредственная реализация намеченного
• организация своей педагогической деятельности
• анализ педагогической деятельности
• перспективное планирование процесса музыкального образования детей на учебный год и текущее календарное на ближайшие музыкальные занятия, а также планирование взаимодействия с педагогическим коллективом, родителями, учреждениями культуры социумом культуры
25. Какие структурные компоненты музыкального занятия берутся для его анализа?
• содержание деятельности педагогов и детей
• способы взаимодействия педагогов и детей
• материальные и психолого-педагогические условия
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-722623
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Студенты разработали программу для предупреждения опасного поведения в школах
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах
Время чтения: 1 минута
Минтруд предложил проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Начинайте с колыбели. Часть I
Когда начинать музыкальное воспитание ребенка. Как организовать слушание музыки?
Анатолий Зак детский психолог, автор книг для родителей
Лев Мадорский преподаватель музыкальной школы, автор книг о музыкальном воспитании детей
Многих родителей не удовлетворяет, если мы так неопределённо, словами, вынесенными в заголовок, отвечаем на их вполне конкретный вопрос «Когда начинать музыкальное воспитание?». И тогда мы приводим афористично-ёмкий ответ на тот же вопрос известного венгерского педагога и композитора Залтана Кодаи: «За девять месяцев до рождения ребёнка. А ещё лучше — за девять месяцев до рождения его матери»
Чем раньше, тем лучше
Это не просто красивый афоризм. Именно так дело и обстоит. Просим извинить, если подобным ответом несколько нарушили ваше душевное спокойствие. Ведь многие привыкли считать, что воспитание ребёнка, в том числе музыкальное, надо начинать значительно позже. А до трёх-четырёх растёт здоровеньким, и слава Богу. Новейшие психолого-педагогические исследования показали, что время, упущенное для воспитания в дошкольном возрасте, трудно восполнить. Особенно необратимые последствия имеет потеря первых лет. От момента рождения до 4-х.
Известный сторонник раннего активного развития детей Масаре Ибука (Япония), отстаивающий именно такую точку зрения, в своей книге «После трёх уже поздно» в качестве доказательства приводит примеры детей (только в Индии известно несколько подобных случаев), которые были в младенческом возрасте похищены волками, а в три-четыре года найдены и возвращены к человеческой жизни. Несмотря на все попытки учёных (история Тарзана — прекрасная сказка), эти дети не смогли подняться с животного уровня развития. Они не смогли научиться не только читать или считать, но даже членораздельно говорить.
Это, впрочем, не означает, что мы полностью согласны с максимализмом Масаре Ибука или его современного российского последователя Павла Тюленева, тоже утверждающего, что «после трёх поздно». Думаем, что всё обстоит не так драматично. Есть масса примеров, когда дети, ранним музыкальным воспитанием которых никто не занимался, впоследствии становились не только большими любителями музыки, но и профессиональными музыкантами. В том числе музыкантами высокого уровня. Кстати, вопрос о соотношении генетической предрасположенности и окружающей среды трактуется по-разному и до сих пор остаётся открытым.
И всё-таки многое говорит в пользу того, что ранний период в жизни ребёнка необычайно важен, что у детей до трёх-четырёх лет огромный жизненный потенциал. Их сознание — чистый лист. Оно не имеет стереотипных представлений и активно впитывает всё новое. Познаёт окружающий мир. Именно в это время клетки головного мозга усиленно развиваются. Дети до 4-х лет готовы учиться, хотят учиться, получают от учёбы удовольствие. Несомненно, что этот возрастной феномен необходимо использовать.
Масаре Ибука рассказывает об эксперименте, проведённом в Японии в центре раннего развития, который он возглавлял. Одной группе детей в возрасте 1-2 лет давали постоянно, но небольшими порциями, слушать классическую музыку (случайно выбор пал на музыку Бетховена), а другим не давали. Дети в «бетховенской» группе оказались более понятливыми и эмоционально восприимчивыми.
Что получается? То, чему дети постарше, как и взрослые, учатся годами, медленно и трудно, крошечные карапузы овладевают легко и играючи. Яркий пример — изучение иностранных языков. В семидесятые годы у авторов в Москве был знакомый афроамериканец. Его пятилетняя дочка свободно говорила на четырёх языках — русском, английском, французском и испанском, хотя ни одному из языков специально не училась. Просто папа говорил с ней по-английски, мама — по-русски, жившая с ними бабушка — по-французски, и, что особенно удивительно, другая бабушка на испанском. Удивительно потому, что эта испаноговорящая бабушка приходила к внучке только два раза в неделю на несколько часов. Сказанное выше в полной мере относится и к музыкальному воспитанию.
Первый год. Звуковое окружение
Итак, у вас в семье большая радость — родился ребёнок. Сынок или дочка. Как правильно создать музыкальную среду его обитания? Как развить в этом возрасте музыкальные способности? Как пройти между Сциллой насильственного навязывания своих представлений и Харибдой полного невмешательства?
С самого рождения младенец попадет в мир звуков. Это голоса близких, поскрипывание кроватки, звон погремушек, шум машин за окном и множество других самых разнообразных звуков — сердитых, нежных, резких, громких, взрослых, детских. Младенец вслушивается в мир звуков и старается его понять. Уже в два-три месяца у него появляется некоторое эмоциональное восприятие звукового окружения. Малыш поворачивает в сторону звуков голову, фиксирует глазами источник звука, а с 7-8 месяцев пытается имитировать то, что слышит — гулит, произносит отдельные звуки, иногда даже напевает. Ребёнок начинает понимать, что и звуки, которые издаёт он сам, вызывают реакцию окружающих.
К этому времени малыш, не улавливая ещё смысла слов, тонко чувствует интонацию, мелодику человеческой речи. На ласковый тон — улыбается, тянется ручками. Скажите то же самое сердито — пугается, плачет. Постарайтесь по возможности огородить его от звуков громких, диссонирующих, чересчур резких. Неокрепшей нервной системе малыша противопоказаны резкие звуковые эффекты. Услышав громкие звуки, например, шум дрели за стеной или, что ещё хуже, ссоры родителей, карапуз морщится, сердится, иногда плачет. Если подобных звуков много и они повторяются регулярно, ребёнок становится нервным, возбудимым, плохо кушает и спит. Мелодичные, тихие и нежные звуки, напротив, действуют на него успокаивающе, доставляют удовольствие. Поэтому важно создать вокруг малыша звуковое окружение, насыщенное такими звуками. Уместны колокольчики, погремушки, музыкальные игрушки. В том числе такие, которые висят над кроваткой и до которых он сам может дотянуться. Особенно благотворное влияние на раннее музыкальное развитие ребёнка оказывает пение матери.
С пением матери связаны первые важные музыкальные впечатления. Веками матери пели у колыбели ребёнка самые нежные, самые задушевные песни. И первые воспоминания о пении матери или няни (вспомните, какие добрые слова пишет Пушкин об Арине Родионовне) у многих из нас связаны с ощущениями счастья, любви, нежности.
Сегодня песня, в том числе у колыбели, уходит из семейной жизни. Некоторые стесняются своего голоса. Другие считают, что это ни к чему, когда есть такое огромное количество звучащей и поющей техники и что петь малышу несовременно. У многих в нашей суматошной жизни голова забита другим, и им не до песен. А жаль. Если хотите, чтобы ваши сын или дочка полюбили музыку, чаще пойте им. Пение мамы, пение других близких людей — самый лучший добиться того, чтобы ребёнок с рождения реагировал на музыку как на что-то приятное и радостное.
Знаем семью, в которой родители, заметив, что 11-месячный ребёнок пытается имитировать интонации их голоса и пения, стали разыгрывать дома целые оперные сцены, обращаясь к карапузу с импровизированными напевными речитативами.
— Вставай, маленький, любимый Сашенька, — напевали они утром на разные мотивы.- Как тебе спалось, сыночек? Давай будем одеваться. А где же наша рубашечка? И т.д. и т.п.
Результаты оказались поразительными. К двум годам Саша очень любил петь, а к трём распевал многие детские песенки: «Ёлочку», «Крокодил Гена», «Мы едем, едем, едем. » и др. Добавим, что примеров, когда певческий контакт родителей и детей помогал музыкальному развитию ребёнка, в нашей практике довольно много.
Иногда папа или мама спрашивают: «А как быть, если у меня нет слуха, и я пою фальшиво?» У педагогов на этот счёт нет единого мнения. Американский психолог, специалист по раннему воспитанию Глен Доман, например, считает, что в этом случае петь ребёнку нежелательно, так как музыкальный слух ребёнка может испортиться. На наш взгляд, главное в пении родителей — не точное интонирование, а эмоциональный контакт, музыкальная направленность общения, любовь к пению. А также, повторимся ещё раз, личный пример. Остаётся добавить: представление, что если у родителей нет слуха, то и у ребёнка не будет, не имеет под собой достаточных оснований.
Когда музыка звучит с первых дней
Из огромного мира звуков особенно влекут малыша музыкальные звуки. Выдающийся русский физиолог В. М. Бехтерев считал, что для развития музыкальности надо давать младенцу слушать музыку с первых дней жизни. Но как определить подходит ли данная музыка вашему ребёнку? Бехтерев предложил способ простой и надёжный: «Маленькие дети живо реагируют на музыку. Одни произведения вызывают плач и раздражение. Другие — радостные эмоции и успокоение. Этими внешними реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных произведений».
Музыка и движение
Музыка и эмоции тесно связаны. Уже в три-четыре месяца малыш не только прислушивается к музыке, но и воспринимает её эмоционально. При звуках колыбельной лежит тихо, спокойно. Под живую, весёлую музыку улыбается, радуется. Весёлая музыка побуждает самых маленьких к разнообразному проявлению активности: возгласы, подпевание, движения плясового характера. Такую активность надо всячески поддерживать. Вы доставите большое удовольствие крошечному, ещё не умеющему сидеть ребёнку, если возьмёте его за кисти рук и под весёлую музыку будете совершать разнообразные движения. Всё это не только способствует улучшению его настроения, развивает двигательную активность, но и создаёт важную эмоциональную связь: музыка — это радость и удовольствие.
Так музыка постепенно входит в жизнь ребёнка. Он уже затихает и внимательно смотрит на источник звука, который собираются включить родители. Он ждет музыку.
Опыт семьи Алферовых
Интересный пример раннего слушания музыки, описанный в педагогической литературе, опыт семьи Алферовых. И папа, и мама любили музыку, но не имели музыкального образования. Грише давали слушать музыку Баха (выбор композитора был случайным) начиная с одного месяца. Мальчику нравилось слушать: он поворачивал головку на звук музыки, улыбался. Уже с четырёх месяцев проявилась избирательная способность малыша. У него появились свои любимые произведения — скрипичные концерты Баха и Вивальди. Любопытно, что Грише нравились не все концерты Вивальди, а только некоторые. Родители уходили в другую комнату, занимались своими делами и узнавали об окончании звучания музыки по плачу младенца.
Опыт семьи Алферовых исключительно успешен. В девять месяцев Гриша с удовольствием слушал песни, пытался напевать. В год он уже чисто пел несколько простых детских песенок. К четырём годам песенный репертуар Гриши значителен. В нём как детские, так и взрослые песни. Он любит слушать и классическую музыку. Среди его любимых композиторов — Бах, Вивальди, Мусоргский, Гайдн. Мы не считаем Гришу вундеркиндом. Потому что знаем немало примеров, когда правильно организованное раннее слушание музыки, подкреплённое заинтересованностью родителей, способствовало активному развитию музыкального слуха, памяти, эмоциональной восприимчивости.
Итак, мы определились, какую музыку давать слушать малышу и всё ближе подбираемся к следующему вопросу.
Как слушание музыки организовать?
Без ответа на него все предыдущие рассуждения теряют смысл. Вот несколько основных правил.
— Музыка, даже самая замечательная, не должна звучать постоянно. В этом случае она не только перестаёт восприниматься как удовольствие и радость, но перестаёт восприниматься вообще.
— Музыка не должна звучать слишком громко.
— Не надо давать слушать музыку ребёнку, если по каким-то причинам он к этому не расположен. Вы это почувствуете по реакции малыша.
Сначала длительность слушания музыки не должна превышать 2-3 минут по 3-4 раза в день. Постепенно к 9-12 месяцам это время можно увеличить до 15-20 минут. К году, а, иногда и раньше ребёнок будет сам показывать на источник музыки и просить его включить. К этому возрасту его реакция на музыку (нравится/не нравится) станет более определённой.
И здесь нам поможет игра.
Игра первая. Малышу уже два-три месяца. В это время малыш начинает улавливать связь между звуком и его источником. Вы звоните в колокольчик или стучите в погремушку, которые находятся в поле зрения ребёнка. Потом отводите источник звука в сторону, чтобы малыш его видел. Он тянется взглядом и радуется, что обнаружил звучащие предметы снова.
Игра вторая. В пять-шесть месяцев, когда малыш начинает ползать, вы прячетесь с колокольчиком в руках и звоните. Малыш по звуку находит вас. Постепенно вы можете прятаться всё дальше и дальше.
Игра третья. В этом же возрасте в виде игры можно построить и слушание музыки. Вы включаете источник звука, ставите его на пол и слушаете секунд 20-30. Потом накрываете его легкой тканью и говорите маленькому слушателю: «Где музыка? Нет музыки?» Ребёнок с удовольствием принимает игру и, радуясь, что ситуация ему ясна, ползёт к источнику звука и снимает покрывало. Потом возвращается обратно и ждёт, пока вы снова включите музыку. После такого «подвижного момента» малыш слушает музыку с новым интересом.
От 1 до 4. Музыкальные игрушки.
Мы согласны с Никитиными, что «один год — стартовая площадка для запуска всех возможностей ребёнка». Это именно тот возраст, когда определяется дальнейшее развитие малыша. Почему? Во-первых, с этого возраста он начинает не ползать, а ходить. И поэтому видит окружающий мир значительно лучше и полнее. Во-вторых, кроха начинает говорить. Речевое общение с близкими даёт значительный толчок его развитию. И, наконец, в-третьих, после года малыш может брать в руки предметы и изучать их. Важную роль в этом возрасте приобретают музыкальные игрушки.
Таких игрушек (поющие куклы, детские компьютеры, машинки, проигрывающие мелодии и др.) сейчас выпускается огромное количество. И о них не надо забывать, когда вы создаёте для ребёнка, по выражению Марии Монтессори, «культурное пространство». Какими правилами необходимо руководствоваться, обеспечивая малыша звучащими игрушками?
Лев Мадорский,
преподаватель музыкальной школы
Анатолий Зак, детский психолог
ОБУЧЕНИЕ ПЕНИЮ В РАЗНЫХ ПО ВОЗРАСТУ ГРУППАХ
Первый год жизни. Задачи музыкального воспитания по пению, слушанию музыки и музыкально-ритмическому движению для этого возраста не разграничиваются. Пение сопровождает жизнь ребенка С самого раннего возраста.
После шести месяцев ребенок прислушивается к своему голосу, повторяет звуки, подражая взрослому, различает интонации голоса. Он уже может попасть в тот тон, который пропел взрослый. В это время пением следует воспитывать слуховое сосредоточение ребенка, двигательные и голосовые реакции, создавать у него радостное настроение. И к концу первого года он может повторить за взрослым простейший мотив из двух звуков.
Ребенок уже способен запоминать и узнавать мелодии и движения, связанные с музыкой, например «Ладушки». От девяти меся-i (ев до одного года следует продолжать воспитывать слуховое внимание ребенка, сосредоточенность при слушании пения, звучания музыкальных игрушек, инструментов.
Задачи по пению во II группе раннего возраста следующие:
♦ приучить прислушиваться к мелодии и словам песни, узнавать их;
♦ побуждать ребенка подпевать взрослому, воспроизводя отдельные слова;
♦ развивать первоначальные певческие реакции.
Для побуждения к подпеванию и пению должны быть подобраны специальные песни с повторяющимися простыми по звуковому составу словами, например, русские народные песни «Заинька-Зайка», «Идет коза».
Рассмотрим ход обучения пению на песне «Птичка», музыка М. Раухвергера.
Когда дети знают песню, ее можно исполнять, сопровождая рассказ о птичке только мимикой, жестами (грозить пальцем, на слова «Подожди, не улетай!» и разводить в стороны руки на слово «Аи!»). Таким же образом можно разучивать песенки «Машенька-Маша», народная мелодия, «Собачка», музыка М. Раухвергера, «Кошка», музыка Александрова. Подобную методику рекомендуется использовать при слоговом пении, т. е. на определенных повторяющихся слогах. Например: «Бай-бай», «Ля-ля-ля».
Если работа по музыкальному воспитанию ведется в детском саду систематически, к концу третьего года жизни ребенок может петь короткие несложные песенки.
Задачи по обучению пению в I младшей группе следующие:
♦ развивать певческие интонации;
♦ подпевать отдельные слоги и слова песни, подражать воспитателю;
♦ привлекать внимание к содержанию песен, создавать эмоциональный интерес к пению.
Для того, чтобы дети были активны в пении, необходимо использовать специально подобранный песенный материал, специальные методические приемы подпевания и пения. При обучении пению следует помнить, что дыхание детей этого возраста короткое. Большинство слов они произносят нараспев. Дети очень нуждаются в помощи взрослого: поют активнее, если видят движение губ взрослого, его одобряющую мимику, слышат пение, специально приспособленное к замедленному темпу исполнения, характерному для слабо развитой речи малыша. Обычно дети удовлетворенно улыбаются, получив похвалу взрослого (даже если она и не была вполне заслуженной), после чего становятся большими любителями пения. Поэтому педагогам необходимо как можно чаще стимулировать интерес детей к пению поощрениями.
Песенки, предназначенные для подпевания и пения, следует повторять как можно чаще, иначе дети не запоминают слов, а это и свою очередь тормозит развитие певческих умений. На примере песни «Бобик» (музыка Т. Попатенко, слова 3. Найденовой) рассмотрим методику обучения пению детей I младшей группы.
Занятие 1
После разговора с детьми педагог исполняет песню.
Занятие 2
Занятие 3
Педагог показывает Бобика и говорит, что сегодня все дети будут петь про него песенку. Идет пение песни по фразам всеми детьми.
Педагог (спрашивает): Какой Бобик?
Дети (поют) Славный пес.
Педагог: Какой у него лобик?
Дети. Черный нос. И т. д.
На последующих занятиях педагог разучивает песню, удел> внимание артикуляции, отрабатывая правильное дыхание.
Четвертый год жизни. По сравнению с предыдущей группой дети этого возраста более работоспособны. Запас слов у них увеличивается, но еще не все звуки они произносят чисто. Слуховое внимание неустойчиво, хотя дети могут узнавать знакомые песни. Певческие голоса не сформированы, дыхание поверхностно, прерывисто. Поэтому в работе используются песни, состоящие из коротких музыкальных фраз в диапазоне квинты (ре-ля первой октавы).
Занимаясь пением, педагог должен выполнять следующие задачи:
♦ учить детей петь естественным голосом, без напряжения;
♦ внятно и осмысленно произносить слова, протягивать продолжительные звуки;
♦ не отставать и не опережать друг друга при пении;
♦ интонационно точно петь мелодию в попевках и песнях;
♦ петь песни с помощью воспитателя с музыкальным сопровождением и без него.
Пятый год жизни. Внимание детей этого возраста становится более устойчивым. Возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения. Развиваются процессы запоминания и припоминания, совершенствуется зрительное и слуховое восприятие. Увеличивается запас слов, речь становится более связной и последовательной. Повышается способность откликаться на содержание песни. Дети этого возраста улавливают ритмический рисунок мелодии, тембр голоса, силу звучания, узнают и запоминают песни, пытаются передать их выразительные интонации. Поэтому и музыкальный язык песен становится более красочным и разнообразным. Возрастают певческие возможности детей. Дыхание становится более глубоким и продолжительным.
При обучении пению педагог в средней группе должен выполнять следующие задачи:
♦ учить детей петь выразительно, естественным голосом, без напряжения;
♦ петь протяжно, брать дыхание между короткими музыкальными фразами;
♦ произносить слова внятно, правильно;
♦ учить вместе начинать и заканчивать песню, интонационно точно исполнять мелодию, петь в пределах ре-си первой октавы, прислушиваться к голосам других детей;
♦ петь в сопровождении инструмента и без него.
В процессе обучения используются те же приемы, что и в предыдущей группе, но слово начинает играть все большую роль. После того как дети выучили песню, ее надо на некоторое время отложить. Дети сами попросят повторить ее. Если же это не произойдет, то педагогу необходимо найти интересный способ напоминания о песне. Знакомые, хорошо выученные песни надо чаще повторять без инструментального сопровождения. Это лучшее средство для выработки чистоты интонации, для включения песни в быт, в повседневную жизнь ребенка.
Шестой год жизни. У детей данного возраста совершенствуются процессы высшей нервной деятельности, возрастает роль коры головного мозга. Ребенок овладевает простейшими формами учебной деятельности: приобретает способность понимать задачу, поставленную воспитателем, самостоятельно выполнять указания. У детей уже больше знаний об окружающей действительности. Восприятие приобретает более целенаправленный характер, чем у детей младших возрастов. Возникает способность произвольного запоминания. В этом возрасте дети уже имеют определенный музыкальный опыт. Появляются элементы творчества в пении, музыкальных играх, плясках. Развивается способность анализировать песни и инструментальные музыкальные произведения. Высказывания ребенка приобретают связный характер. Совершенствуется дыхание, развивается голос, расширяется его диапазон.
У детей возникает известная система представлений о высоте, тембре, силе музыкального звука. В пении, музыкальной игре дети сознательно стремятся к выразительности создаваемых образов. Ребенок этого возраста представляет поставленную цель, подчиняет ей способ и порядок выполнения действий.
Обучая пению детей старшей группы, педагог выполняет следующее:
♦ приучает детей к выразительному пению без напряжения, легким звуком, плавно;
♦ приучает брать дыхание между музыкальными фразами;
♦ продолжает учить отчетливо произносить слова;
♦ учит одновременно начинать и заканчивать песню, выразительно передавать характер мелодии, петь со взрослыми без инструментального сопровождения и самостоятельно с сопровождением;
♦ учит петь хором и индивидуально в диапазоне ре-си первой октавы;
В этом возрасте детям называют фамилии композиторов, написавших песни, а также знакомят с некоторыми специальными терминами: напевность, отрывистость, дикция, ансамбль, сила звука, темп, форма песни, куплет, запев, припев, фраза, вступление, заключение и т. д.
В процессе обучения необходим живой, эмоциональный тон ре педагога, а иногда и вовремя сказанная шутка. Они активизируют внимание детей, повышают интерес к песне.
Седьмой год жизни. В течение этого года жизни происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка, повышается работоспособность нервной системы, появляется способность активного мышления. Формируется система оценок, восприятие становится целенаправленным. Овладение начальными формами учебной деятельности приводит к интенсивному развитию волевых и эмоциональных качеств личности. Становится достаточно развитой речь, дети свободно высказывают свои суждения о содержании песен. У них развиты музыкальный вкус и восприимчивость к оттенкам музыкальной выразительности. Ребенок может различать направление движения мелодии, понижение и повышение звуков, звуки различные по высоте и длительности, смену темпов в пении. Поэтому песенный репертуар для детей этого возраста становится очень разнообразным по тематике, ярким и красочным по средствам выразительности. Возрастают певческие возможности детей. Диапазон песен расширяется от до первой до ре второй октавы.
В связи с этим в подготовительной к школе группе детей обучают:
♦ выразительному пению: звонкости, напевности, легкости звучания;
♦ правильному дыханию, удержанию его до конца фраз;
♦ всем правилам ансамблевого пения;
♦ дети должны также выразительно петь песни из репертуара предыдущих групп с сопровождением и без него;
♦ различению движения мелодии вверх и вниз, долгих и коротких звуков; детей знакомят с названием нот, объясняют принципы их размещения на нотоносце;
♦ импровизация звукоподражаний («ау», «ку-ку») ипопевок на основе хорошо усвоенных певческих навыков;
♦ коллективному и индивидуальному пению с сохранением правильной осанки.
Методические приемы обучения пению в этой группе имеют много общего с приемами, используемыми в старшей группе. Еще большее место занимают беседы, которые становятся углубленными.
При обучении певческим навыкам слово педагога не всегда сопровождается показом, а только в тех случаях, когда возникают трудности в исполнении. Методика работы в основном направлена на то, чтобы как можно лучше развить в детях самостоятельность, активность, инициативу, осознанность в восприятии и исполнении музыкального произведения.
Песни поются всей группой, подгруппами, индивидуально, но ролям, по музыкальным фразам, по куплетам поочередно, каждой подгруппой и т. д.
Добиваясь интонационно и ритмически точного исполнения мелодии, педагог всегда обращает внимание на трудные мотивы, фразы и работает над ними. Часто перед исполнением песни он дает тонику на инструменте для ладовой настройки. В процессе обучения применяет дирижерские жесты.