Что такое упражнение в педагогике
Упражнение как практический метод обучения
Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.
Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.
По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:
а) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления — воспроизводящие упражнения;
б) упражнения по применению знаний в новых условиях — тренировочные упражнения.
Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.
Рассмотрим особенности применения упражнений.
Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.
Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.
К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.
Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.
К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.
УПРАЖНЕНИЕ
Смотреть что такое «УПРАЖНЕНИЕ» в других словарях:
упражнение — упражнение … Нанайско-русский словарь
упражнение — повторное выполнение действия с целью его усвоения. В различных условиях обучения У. является либо единственной процедурой, в рамках которой осуществляются все компоненты процесса учения (научения) уяснение содержания действия, его закрепление,… … Большая психологическая энциклопедия
упражнение — См … Словарь синонимов
УПРАЖНЕНИЕ — УПРАЖНЕНИЕ, упражненияя, ср. 1. только ед. Действие по гл. упражнять. Этюд для упражнения левой руки. 2. Действие по гл. упражняться. Два часа в день он посвящал гимнастическим упражнениям. 3. Занятие (преим. умственным трудом; устар.). «Науки… … Толковый словарь Ушакова
УПРАЖНЕНИЕ — УПРАЖНЕНИЕ, я, ср. 1. см. упражнять, ся. 2. Занятие для приобретения, усовершенствования каких н. навыков; задание, выполняемое тем, кто упражняется в чём н. Гимнастические упражнения. Упражнения с гантелями. Упражнения на скрипке. Сборник… … Толковый словарь Ожегова
УПРАЖНЕНИЕ — англ. exercise; нем. Ubung. Повторение (часто многократное) действия с целью его усовершенствования; лежит в основе приобретения навыков и умений. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
УПРАЖНЕНИЕ — УПРАЖНЕНИЕ. Структурная единица методической организации учебного материала, используемого в учебном процессе. С помощью У. обеспечивается выполнение действий с материалом и формирование на их основе умственных действий. У. представляют собой… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
упражнение — занятия — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом Синонимы занятия EN exercise … Справочник технического переводчика
упражнение — ▲ развитие ↑ навыки упражнение повторное выполнение определенных действий, направленное на развитие и совершенствование определенных навыков и умений. упражнять, ся. отработать (# ружейные приемы). разучивать. репетиция. репетировать.… … Идеографический словарь русского языка
УПРАЖНЕНИЕ — повторное выполнение действия с целью его усвоения. В различных условиях упражнение является либо единственной процедурой, в рамках которой осуществляются все компоненты процесса учения уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и… … Профессиональное образование. Словарь
упражнение — делать упражнения • действие повторить упражнение • действие, повтор … Глагольной сочетаемости непредметных имён
Педагогика
Физическая техника речи — результат правильного дыхания, чёткой дикции, нормального голосоведения.
Мы прежде всего должны позаботиться, чтобы нас могли легко и без напряжения слышать. Для этого необходима внешняя организация речи, отвечающая следующим требованиям.
Старайтесь быть тактичными и следите за тем, чтобы словами и их смысл не обидеть других людей. Так, в широком обществе, которого вы не знаете, не стоит рассказывать истории, например, о то.
Показ как учебный прием часто используется во время организации и проведения занятий практическим методом, что имеет большое значение для всесторонней подготовки учащихся. Глубокое усвоение учащимися теоретического материала существенно зависит от практического его закрепления, потому что практика является критерием и показателем эффективности всего учебного процесса. Практические методы обучения обеспечивают формирование практических навыков и умений, закалка психики учащихся и ее развитие. К практическим методам относятся различные практические занятия (упражнения, лабораторные работы, практические работы, инструктажи). Они занимают важное место на всех уровнях образования.
Эффективность практических занятий обеспечивается качественной и всесторонней подготовкой, которая включает личную подготовку педагога, выбор места занятия, составление плана (плана-конспекта) проведения занятия, подготовку учащихся, подготовку материально-технического обеспечения.
Упражнения – это планомерно организованное, сознательно осмысленное многократное повторение определенных действий и приемов, которые усложняются с целью формирования, закрепления и совершенствования практических навыков и умений учащихся.
Используют такие виды упражнений:
подготовительные (предназначены для подготовки учащихся к восприятию новых знаний и способов их применения на практике);
вступительные (способствуют усвоению нового материала на основе различения родственных понятий и действий);
пробные (первое применение только что усвоенных знаний);
тренировочные (способствуют приобретению навыков учащимися в стандартных условиях);
творческие (способствуют формированию навыков применения полученных знаний в реальных жизненных ситуациях);
контрольные (преимущественно учебные).
Методика выполнения упражнений из разных учебных предметов, безусловно, отличается. Однако можно определить общие условия, которые способствуют успешному их применению:
– качественная подготовленность педагога, его умения учитывать индивидуально-психические особенности учащихся;
– понимание учащимися цели упражнения, содержания и последовательности ее выполнения;
– поддержания у учащихся постоянного интереса к упражнению, сознательного отношения к многократным повторениям однообразных действий;
– соблюдение доступного ритма, методически правильного чередования действий, требующих от учащихся усиленного умственного и физического напряжения;
– последовательность и систематичность в выполнении упражнений, постепенное повышение самостоятельности учеников во время их отработки;
– постепенное усложнение и изменение условий выполнения упражнений;
– систематический контроль за ходом упражнений и соответствующая постоянная помощь учащимся в преодолении трудностей и ошибок;
– формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки выполненных действий и тому подобное.
Следовательно, методически правильно применены упражнения несут не только дидактические функции, но и воспитательные. Они закаляют волю учеников, развивают у них настойчивость, наблюдательность, инициативность, самостоятельность, способствуют более глубокому освоению теоретического материала.
Упражнение
Смотреть что такое «Упражнение» в других словарях:
упражнение — упражнение … Нанайско-русский словарь
упражнение — повторное выполнение действия с целью его усвоения. В различных условиях обучения У. является либо единственной процедурой, в рамках которой осуществляются все компоненты процесса учения (научения) уяснение содержания действия, его закрепление,… … Большая психологическая энциклопедия
упражнение — См … Словарь синонимов
УПРАЖНЕНИЕ — УПРАЖНЕНИЕ, упражненияя, ср. 1. только ед. Действие по гл. упражнять. Этюд для упражнения левой руки. 2. Действие по гл. упражняться. Два часа в день он посвящал гимнастическим упражнениям. 3. Занятие (преим. умственным трудом; устар.). «Науки… … Толковый словарь Ушакова
УПРАЖНЕНИЕ — УПРАЖНЕНИЕ, я, ср. 1. см. упражнять, ся. 2. Занятие для приобретения, усовершенствования каких н. навыков; задание, выполняемое тем, кто упражняется в чём н. Гимнастические упражнения. Упражнения с гантелями. Упражнения на скрипке. Сборник… … Толковый словарь Ожегова
УПРАЖНЕНИЕ — англ. exercise; нем. Ubung. Повторение (часто многократное) действия с целью его усовершенствования; лежит в основе приобретения навыков и умений. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
УПРАЖНЕНИЕ — УПРАЖНЕНИЕ. Структурная единица методической организации учебного материала, используемого в учебном процессе. С помощью У. обеспечивается выполнение действий с материалом и формирование на их основе умственных действий. У. представляют собой… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
упражнение — занятия — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом Синонимы занятия EN exercise … Справочник технического переводчика
упражнение — ▲ развитие ↑ навыки упражнение повторное выполнение определенных действий, направленное на развитие и совершенствование определенных навыков и умений. упражнять, ся. отработать (# ружейные приемы). разучивать. репетиция. репетировать.… … Идеографический словарь русского языка
УПРАЖНЕНИЕ — повторное выполнение действия с целью его усвоения. В различных условиях упражнение является либо единственной процедурой, в рамках которой осуществляются все компоненты процесса учения уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и… … Профессиональное образование. Словарь
упражнение — делать упражнения • действие повторить упражнение • действие, повтор … Глагольной сочетаемости непредметных имён
Методическая трактовка понятия «упражнение», его структура
Введение
Актуальность темы исследования. Расширение экономического, политического и культурного сотрудничества между Россией и другими странами на современном этапе вызывает необходимость быстрого и эффективного овладения иностранным языком в общекультурных и специальных целях, что предъявляет новые, более высокие требования ко всем сторонам процесса обучения и, прежде всего, к основным средствам обучения.
Всё сказанное свидетельствует об актуальности темы курсовой работы.
Объект исследования – сам процесс обучения иностранным языкам.
Цель исследования — путем анализа методической литературы и современных УМК по английскому языку рассмотреть роль упражнений в процессе обучения иностранному языку.
Для достижения поставленной цели в исследовании решаются следующие основные задачи:
1. Дать сопоставительный анализ подходов ведущих исследователей к классификации упражнений; определить понятия «общая система упражнений», «частная система упражнений», «комплекс упражнений».
2. Определить требования к упражнениям, используемым в процессе обучения иностранному языку.
3. Проанализировать систему упражнений в УМК по английскому языку.
Глава 1. Проблема упражнения в методике обучения иностранным языкам
Методическая трактовка понятия «упражнение», его структура
Овладение речевой деятельностью на иностранном языке в любой школе возможно только в процессе выполнения разнообразных упражнений.
Так же здесь необходимо определить понятие «система упражнений».
Важность системы упражнений состоит в том, что она обеспечивает организацию процесса усвоения и организацию процесса обучения.
Мало знать методическую характеристику упражнений, их типы, виды и уметь подбирать наиболее адекватные из них. Это еще не гарантирует усвоения. В плане организации процесса усвоения система упражнений должна обеспечить:
а) подбор необходимых упражнений, соответствующих характеру того или иного навыка и качеству (механизму), того или иного умения;
б) определение необходимой последовательности упражнений : усвоение всегда проходит какие-то стадии и протекает на основе определенных методических принципов или правил.
в) определение соотношения упражнений тех или иных типов, видов, подвидов и вариантов, ибо это определяет успех не в меньшей степени, чем правильная последовательность упражнений:
г) регулярность определенного материала;
д) правильную взаимосвязь (соотношение и взаимодействие) на всех уровнях системы (между видами речевой деятельности, внутри них, между умениями общения в целом).
В сфере использования и толкования понятия «система упражнений» не существует единого мнения. Чтобы убедиться в этом, достаточно привести несколько терминов, используемых методистами: «Система упражнений для закрепления грамматического материала», «Система упражнений для семантизации грамматических явлений», «Система упражнений по развитию навыков устной речи», «Система упражнений устного вводного курса», «Система упражнений для усвоения прилагательных», «Система упражнений по предупреждению ошибок», «Система упражнений для усвоения альтернативных вопросов» и т. п. Очевидно, что во всех этих случаях понятие «система упражнений» далеко не идентично. И это вполне объяснимо, ибо за каждым из терминов стоят разные реальные объекты.
Использование для всех указанных случаев одного термина «система» приводит не только к неразберихе в терминологии, но и к невозможности решить даже чисто практические вопросы, например установить требования к тому или иному уровню системности. А требования эти будут, несомненно, разные, ибо у каждого уровня своя цель.
Представляется целесообразным определить следующие понятия.
Вполне понятно, что возможны простые и сложные комплексы; это зависит от речевого материала, его дозировки, от поставленной задачи.
Таким образом, упражнение – это регулярно повторяющееся действие, направленное на овладение каким-либо видом речевой деятельности.
Каждое упражнение состоит из нескольких компонентов:
— задание, установка и цель;
— специальная организация материала;
— обязательная направленность на совершенствование способа выполнения действия, для чего упражнение должно предусматривать многократное выполнение действий;
— адекватность: адекватность упражнения означает соотнесенность его качеств с содержанием намеченной цели и выражается в том, что каждый вид речевой деятельности усваивается при выполнении упражнений в том же виде деятельности.
Упражнения тесно связаны друг с другом, образуют свою собственную систему. Можно сказать, что система упражнений лежит в основе системы обучения и представляет собой организованные и взаимосвязанные действия учащихся, направленные на достижение конкретной учебной цели при формировании навыков и умений. Обязательными характеристиками системы упражнений являются: научность и коммуникативная направленность всей системы, взаимообусловленность упражнений, их доступность, последовательность и повторяемость языкового материала и речевых действий.