в каком возрасте ребенок может усваивать способы построения сюжета игры
Особенности методики руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников в разные возрастные периоды
Светлана Корнеева
Особенности методики руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников в разные возрастные периоды
При руководстве сюжетно-ролевымииграми перед воспитателями стоят задачи: развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания); использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей. Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая её, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приёмов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями.
Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.
Используемые воспитателем приемы руководстваиграми детей могут быть условно разделены : приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.
Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.
Комплексный метод руководства игройвключает взаимосвязанные компоненты: ознакомление с окружающий в активной деятельности ребенка; обучающие игры; организацию предметно-игровой среды; общение взрослого с детьми в процессе игры.
Ранний возраст:
— показ способов действий с предметами, сопровождающиеся речью взрослого
— совместные с воспитателем игровые действия
— включение воспитателя в игру ребенка (для решения определенных игровых задач)
— демонстрация, обучение использованию в игре предметов-заместителей, прорисованных маркеров игрового пространства, воображаемых предметов
— применение активизирующего диалога воспитателя с ребенком
Приемы косвенного руководства.
— подбор игрушек с определенными свойствами
— рассматривание предметов обихода и предметов ближайшего окружения, беседа о их назначении
— наблюдение за действиями взрослых, пользующихся предметами обихода и предметами ближайшего окружения
— разнообразные небольшие поручения ребенку (принеси стул, повесь полотенце на крючок)
— подключение малыша к посильному участию в трудовых действиях (уборка игрушек, вещей)
— рассматривание предметных картинок, небольших сюжетов и иллюстраций
— создание готовой игровой обстановки (подсказывающей ситуации – куклу и чашку кладут рядом)
— изменение знакомой игровой ситуации (замена игрушек, добавление новых)
— постановка педагогом проблемной ситуации
Вывод: В повседневной жизни ребенок приобретает практический опыт оперирования предметами и переносит этот опыт в самостоятельную игру. Игра в раннем возрасте носит ознакомительный характер и представляет собой предметно-игровую деятельность. К концу раннего возраста игра приобретает статус отобразительной игры в которой операции с предметами переходят в ранг действии, направленных на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта.
Младший дошкольный возраст:
Приемы прямого руководства.
Вторая младшая группа
Обучение способам игровогоотражения действительности:
— включение педагога в игру (с целью передачи игрового опыта)
— обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере
Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры:
— вопросы (Ты кто? Или Ты шофёр? Я опаздываю на работу, подвезите меня пожалуйста)
-побуждения к высказываниям (Ты спроси у дочки, она не голодная)
— помощь воспитателя для объединения в игре (Тебе наверное скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой)
— включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто)
— вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога)
Приемы косвенного руководства.
Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:
— внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений
— экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми
— создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения)
— чтение художественных произведений, драматизация сказок
— наблюдение за играми других детей
-напоминания об интересных фактах из жизни.
Организация предметно-игровой среды
— сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов, воображаемых игрушек
— внесение в среду новой игрушки
— изготовление детьми атрибутов для игры
Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни:
— ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин)
— создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими.
Организация воспитателем игр обучающего характера:
— игры типа «Угадай, кто пришел?» «Угадай, кого я изображаю?»
— дидактические игры «Кому что нужно для работы»…
— привлечение в игру малоактивных детей.
Вывод: На основе углубленных знаний об окружающем мире дети в игре творчески реализуют интересные замыслы. Игра претерпевает изменения от образно-ролевой игры до сюжетно-ролевой. К 5 годам дети хорошо осваивают способы предметно-игровых действий, свободно играют с игрушками, с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами, легко дают словесные обозначения, способны передать характерные особенности роли с помощью средств выразительности. Дети способны вступать в ролевое взаимодействие на более длительное время.
Старший дошкольный возраст:
Приемы прямого руководства.
Приемы косвенного руководства.
— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)
— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.
Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:
— создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста)
— расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами,
— включение с среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок,
— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.
— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность
— спланировать ход игры, последовательность действий
— распределить роли, согласовать замысел,
— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,
— наблюдение за игрой детей,
— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)
— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,
— создать игровую ситуацию,
— индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.
Вывод: к пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой.
Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в младшем дошкольном возрасте Конкурс методических разработок по педагогическому руководству сюжетно-ролевыми играми детей «Играем? Играем!» Номинация: «Методическая.
Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрой «Строители» в средней группе I. Задачи руководства: 1. расширить представления у детей о профессии строителя, каменщика, кровельщика, плотника, маляра, крановщика, водителя.
Консультация для воспитателей «Педагогические технологии руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников» Консультация для воспитателей. «Педагогические технологии руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников». Подготовила: воспитатель Пиляева.
Консультация для воспитателей «Педагогические технологии руководства сюжетно-ролевой игрой» Консультация для воспитателей. «Педагогические технологии руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников».[/b] Подготовила: воспитатель.
Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей 4–5 лет Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей (4-5 лет). В начале учебного года наша группа из младшего.
План руководства режиссерской игрой в разновозрастной группе Упражнение «Продолжи сказку» Цель: развитие творческого воображения посредством развертывания игровых действий с фигурками театра и мелкими.
Сообщение из опыта работы «Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой в разных возрастных группах» Игра является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра способствует всестороннему развитию личности ребенка. А. П.
Знакомство с сюжетно-ролевой игрой «Строители» Знакомство с сюжетно-ролевой игрой «Строители» Задачи: Образовательная: совершенствовать конкретные представления о строительстве, его.
Консультация «Возрастные особенности речевого развития дошкольников» «Возрастные особенности речевого развития дошкольников в контексте с ФГОС» В ФГОС ДО образовательные области представляют следующие направления.
Условия и способы развития сюжетно — ролевой игры у дошкольников.
Елена Ягудина
Условия и способы развития сюжетно — ролевой игры у дошкольников.
Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах со взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре.
Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений.
Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
Огромное значение игры для развития всех психики и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.
Особенности ролевой игры дошкольника
Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе связь ребёнка с миром взрослых. Наиболее характерным моментом роли является то, что она невозможна без практического игрового действия. Роль всадника, доктора или шофёра невозможно выполнять только в уме, без реальных, практических игровых действий.
Принято различать сюжет и содержание игры.
Основным источником ролевых игр является знакомство ребёнка с жизнью и деятельностью взрослых. Если дети, плохо знакомы с окружающим миром людей, они играют мало, их игры однообразны и ограничены. В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников.
Все эти варианты отражают то, что «вливается» в ребёнка из окружающей жизни. То, что делает мама со своей дочкой, дочка будет проделывать со своей куклой (или подружкой по игре).
Человеческие отношения и условия, в которых живёт ребёнок, определяют не только сюжеты, но прежде всего содержание детских игр. Таким образом, игра возникает из условий жизни ребёнка и отражает, воспроизводит эти условия.
Характер игровых действий
Выполнение роли Развитие сюжета в воображаемой ситуации
3 – 4 года Отдельные игровые действия, носящие условный характер Роль осуществляется фактически, но не называется Сюжет – цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый
5 – 6 лет Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых
6 – 7 лет Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество).Техника игровых действий условна Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми
Основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно-ролевыми играми:
1) развитие игры как деятельности;
2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.
Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре дети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба взаимопомощь и др.
Чем организованнее игра, тем выше ее воспитательное воздействие. Признаками хорошей игры являются: умение играть сосредоточенно, целенаправленно, учитывать интересы и желания своих товарищей, дружески разрешать возникающие конфликты, помогать друг другу при затруднениях.
3. Для развития сюжетно ролевой игры необходим педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.
Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития. Для детей младшего дошкольного возраста нужна игрушка, позволяющая развернуть игру в семью, детский сад и т. д. В группах детей среднего и старшего возраста подбор игрушек должен обеспечить развитие игр на трудовые темы и игр, отражающих общественные события и явления.
4. Приемы руководства играми детей могут быть условно разделены на две группы: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.
Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т. д, то есть без непосредственного вмешательства в игру. Одним из приемов такого косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры. Этот прием используется для того, чтобы вызвать интерес у детей к новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей. Внесение новых игрушек вызывает одновременно игровой и познавательный интерес детей
5. Три этапа формирования сюжетно – ролевой игры:
На первом этапе (1,5 – 3 года) педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами.
На втором этапе (3 года – 5 лет) формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметами на ролевую речь.
На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр. Для этого воспитатель может развернуть совместную с детьми игру – придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой – придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.
6. Основные моменты методики применения сюжетно – ролевой игры:
Выбор игры. Определяется конкретной воспитательной задачей.
Педагогическая разработка плана игры. При разработке игры воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребенка. Это с одной стороны. С другой стороны, важно определить предполагаемые роли и средства игровой организации которые бы способствовали выполнению намеченных воспитательных задач.
Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.
Распределение ролей. Педагог должен, стремится удовлетворять игровые потребности детей, то есть каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.
Начало игры. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие игры можно использовать некоторые методические приемы, например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода. Другим методическим приемом может быть такой: в начале игры главные роли распределяют между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.
Сохранение игровой ситуации. Существует некоторое условие сохранения у детей стойкого интереса к игре:
а) взрослый обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию (в военизированных играх – четкость и лаконизм команд, требовать ответное: «есть товарищ командир!» рапорт о выполненном поручении);
б) педагог должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива
д) в процессе игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива.
Завершение игры. Разрабатывая план игры, педагог заранее намечает предполагаемую концовку. Необходимо позаботиться о таком окончании, игры которое вызвало бы у детей желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.
Таким образом, можно сделать вывод, что через сюжетно-ролевую игру ребенок овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В ней ребенок получает навыки коллективного мышления.
Сюжетно-ролевая игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, т. к. здесь ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Сюжетно-ролевые игры могут стать той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог, применяя различные методы, формирует личность ребенка, ее духовную и общественную направленность.
«Оборудование для сюжетно-ролевых игр». Методические рекомендации для воспитателей. Представляю вам оборудование для развития сюжетно-ролевых игр, созданных в моей группе. Оборудование для развития сюжетно- ролевых игр.
«Технология развития ролевых связей и отношений у детей шестого года жизни» Одним из действенных средств развития умения строить положительные взаимоотношения с окружающими является сюжетно – ролевая игра. Но недостаточное.
Игра детей и возраст
Разобравшись в особенностях сюжетов детской игры, способах ее построения, можно задаться вопросом: когда и в какой последовательности они появляются у ребенка? Кстати, этот вопрос больше всего волнует и родителей, интересующихся детской игрой. Обращаясь к специалистам-педагогам, они часто спрашивают: как должен играть ребенок в 3 года (в 5 лет и т. д.)?
Игра не появляется у ребенка сама собой, а формируется у него (стихийно или целенаправленно). Поэтому вряд ли можно говорить о жестких соответствиях игры и возраста. Очень многое здесь зависит от конкретных условий жизни ребенка, условий его воспитания (игрового опыта, организации взрослым его познавательной и практической деятельности и т. п.).
На протяжении дошкольного детства (от 2 до 7 лет) ребенок поэтапно овладевает все более сложными способами построения игры в следующей последовательности:
предметно-действенный способ построения игры, ролевой способ построения игры, сюжетосложение.
Однако если условным предметно-игровым действием к 3 годам овладевает большинство детей, то усвоение более сложных способов построения игры в дальнейшем происходит у детей в разное время и не всегда в полной мере. Например, дети не всегда овладевают сложными формами ролевого поведения. Можно наблюдать и другую картину —застревание на простейшей ролевой имитации. Это часто бывает результатом неправильного педагогического подхода— требования от детей разыгрывания готовых, заданных взрослым сюжетов, что препятствует самостоятельному творческому построению ребенком сюжета игры.
Но с точки зрения воспитательной лучше, если ребенок овладеет всеми этими способами, так как каждый из них имеет важное, специфическое именно для него развивающее значение. Каждый из них по-своему позволяет ребенку вбирать в себя, осваивать разные аспекты окружающей жизни.
Не устанавливая жестких возрастных границ для каждого способа игры (как никакая другая деятельность, она требует учета индивидуальной ситуации развития ребенка), мы попробуем определить лишь примерно момент, когда можно приступать к его формированию.
Формирование самого простого способа построения игры — предметно-действенного — может начинаться, как только ребенок овладел рядом простых практических действий с предметами, т. е. освоил назначение бытовых предметов (ложкой — едят, расческой — причесываются и т. п.). Обычно понимание таких простых функций вещей становится доступным детям к полутора годам.
Переход к ролевому поведению в игре в значительной мере связан с возрастающими возможностями ребенка соотносить, сравнивать свои действия с действиями других людей, с развитием его речи, которая становится одним из важных средств реализации роли в игре. Ролевое поведение как способ построения игры можно формировать, начиная с 2,5— 3 лет.
На 5-летний возраст большинство исследователей указывают как на переломный в игре (переход детей к воссозданию сложных ролевых отношений, сложных событийных последовательностей). Простое воссоздание жизни взрослых через условные предметные действия и определенные роли перестает устраивать ребенка, сдерживает его активность в игре, мешает использовать расширяющийся опыт. Поэтому возраст в 5 лет может быть выделен как условная граница перехода к формированию сюжетосложения — способа построения игры, несущего на себе значительно большую, чем предыдущие способы, развивающую нагрузку.