в каком возрасте прокофьев написал оперу великан

СОДЕРЖАНИЕ

История композиции

Синопсис

в каком возрасте прокофьев написал оперу великан. 220px %D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0 %D0%90%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B8 %D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D1%8B%D1%85 %D0%BF%D0%B5%D0%B2%D1%86%D0%BE%D0%B2 %D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0%2C %D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82 2016 (1). в каком возрасте прокофьев написал оперу великан фото. в каком возрасте прокофьев написал оперу великан-220px %D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0 %D0%90%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B8 %D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D1%8B%D1%85 %D0%BF%D0%B5%D0%B2%D1%86%D0%BE%D0%B2 %D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0%2C %D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82 2016 (1). картинка в каком возрасте прокофьев написал оперу великан. картинка 220px %D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0 %D0%90%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B8 %D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D1%8B%D1%85 %D0%BF%D0%B5%D0%B2%D1%86%D0%BE%D0%B2 %D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0%2C %D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82 2016 (1). Опера, видимо, почти полностью утеряна, хотя Нестев цитирует некоторые музыкальные отрывки.

Опера, видимо, почти полностью утеряна, хотя Нестев цитирует некоторые музыкальные отрывки.

Ужасный Великан пытается похитить девочку Устиню, которую с помощью доброго Короля спасают ее друзья Сергеев и Егоров. Однако, по словам матери Прокофьева, опера закончилась поражением Короля Великаном. Она писала: «Теперь, во времена чрезвычайно строгой монархии, эта идея не была одобрена отцовской властью, и молодой композитор, очень огорченный этой цензурой, не согласился написать финал, предполагающий примирение». Возможно, это относится к более ранней версии, но ученые не продвинулись в этом сложном вопросе.

Прием

Композитор вспоминал, что «хотя я руководил репетицией [. ], я так нервничал, что, выйдя на сцену, начал петь не ту партию». Тем не менее, аудитория из шести человек аплодировала, а дядя композитора сказал: «Когда ваши оперы ставятся на императорской сцене, помните, что ваша первая опера была поставлена ​​в моем доме».

Источник

Двадцать три факта о Сергее Прокофьеве

в каком возрасте прокофьев написал оперу великан. 1023423949. в каком возрасте прокофьев написал оперу великан фото. в каком возрасте прокофьев написал оперу великан-1023423949. картинка в каком возрасте прокофьев написал оперу великан. картинка 1023423949. Опера, видимо, почти полностью утеряна, хотя Нестев цитирует некоторые музыкальные отрывки.

Рождение

в каком возрасте прокофьев написал оперу великан. 1020271746. в каком возрасте прокофьев написал оперу великан фото. в каком возрасте прокофьев написал оперу великан-1020271746. картинка в каком возрасте прокофьев написал оперу великан. картинка 1020271746. Опера, видимо, почти полностью утеряна, хотя Нестев цитирует некоторые музыкальные отрывки.

Выписка из метрической книги Петро-Павловской церкви села Солнцевки, Бахмутского уезда за 1891 год под № 20: «Тысяча восемьсот девяносто первого года, рождён пятнадцатого апреля, а крещён двадцать третьего июня Сергий; родители его: московский почётный гражданин Сергий Алексеев Прокофьев и законная жена его Мария Григориева: оба православные. Крестил священник Андрей Павловский с псаломщиком Евфимием Соколовским».

Родители

Когда родился маленький Сергей, его отцу Сергею Алексеевичу было 45 лет, а матери Марии Григорьевне 36 лет. К этому времени они похоронили двух дочерей, умерших в младенчестве. Ребёнок был долгожданным. Могилы скончавшихся сестёр и бабушки композитора находятся возле церкви, в которой крестили Сергея.

Сонцовка. Воспоминания Прокофьева о малой родине

«В начале XX века, то есть когда мне было лет десять-пятнадцать, Сонцовка представляло собою большое село с населением в тысячу душ. Пять улиц, некоторые до двух километров длиной, раскинулись пауком от центра в разные стороны. На пригорке стояла церковь, на другом склоне — школа. Дом, в котором мы жили, был одноэтажный, приземистый, белый с зелёной железной крышей. И всё-таки это был ещё захолустный угол: железная дорога — в двадцати пяти километрах, врач и больница — в двадцати трёх, почта — в восьми и работала дважды в неделю, шоссе отсутствовало, интеллигентные соседи тоже».

в каком возрасте прокофьев написал оперу великан. 1023424015. в каком возрасте прокофьев написал оперу великан фото. в каком возрасте прокофьев написал оперу великан-1023424015. картинка в каком возрасте прокофьев написал оперу великан. картинка 1023424015. Опера, видимо, почти полностью утеряна, хотя Нестев цитирует некоторые музыкальные отрывки.

Мать

По матери Прокофьев являлся потомком древнему боярскому роду Колычёвых, к которому принадлежал и канонизированный Русской православной церковью Митрополит Филипп — оппонент и жертва Ивана Грозного, играющий важную роль в фильме Сергея Эйзенштейна, музыку к которому композитор написал, не зная о своём родстве со святым.

в каком возрасте прокофьев написал оперу великан. 1021835655. в каком возрасте прокофьев написал оперу великан фото. в каком возрасте прокофьев написал оперу великан-1021835655. картинка в каком возрасте прокофьев написал оперу великан. картинка 1021835655. Опера, видимо, почти полностью утеряна, хотя Нестев цитирует некоторые музыкальные отрывки.

Способности

Музыкальные способности Прокофьева проявились в раннем детстве, в пять с половиной лет он сочинил первую крохотную пьесу для фортепиано «Индийский галоп». Это сочинение было нотировано матерью Сергея, последующие пьесы (рондо, вальсы, и так называемые юным дарованием «песенки») мальчик научился записывать самостоятельно.

в каком возрасте прокофьев написал оперу великан. 1023424048. в каком возрасте прокофьев написал оперу великан фото. в каком возрасте прокофьев написал оперу великан-1023424048. картинка в каком возрасте прокофьев написал оперу великан. картинка 1023424048. Опера, видимо, почти полностью утеряна, хотя Нестев цитирует некоторые музыкальные отрывки.

В январе 1900 года в Москве Сергей Прокофьев впервые слушал оперы «Фауст» и «Князь Игорь» и побывал на балете «Спящая красавица». В июне 1900 года девятилетний Сергей сочинил свою первую оперу «Великан».

Рояль

Когда Сергею было 9 лет, родители решили сменить музыкальный инструмент. За 700 рублей был куплен рояль фирмы Schrӧder. Со станции Гришино (сейчас Покровск) до Сонцовки рояль транспортировали с величайшими предосторожностями — «шагом все двадцать пять километров». Старый рояль был продан земскому врачу за 200 рублей.

Танеев

в каком возрасте прокофьев написал оперу великан. 1030861860. в каком возрасте прокофьев написал оперу великан фото. в каком возрасте прокофьев написал оперу великан-1030861860. картинка в каком возрасте прокофьев написал оперу великан. картинка 1030861860. Опера, видимо, почти полностью утеряна, хотя Нестев цитирует некоторые музыкальные отрывки.

Глиэр

Чтобы нанять Глиэра, Прокофьевым пришлось слукавить: они сказали, что имение располагается «неподалёку» от Екатеринослава. Добравшийся поездом до станции Гришино, Глиэр очень удивился, когда ему пришлось ещё довольно долго трястись на двуколке, но вида решил не подавать. Глиэр оказал очень большое влияние на становление Прокофьева как композитора. Когда они познакомились, Глиэру было 28, Прокофьеву 11 лет.

в каком возрасте прокофьев написал оперу великан. 1023424149. в каком возрасте прокофьев написал оперу великан фото. в каком возрасте прокофьев написал оперу великан-1023424149. картинка в каком возрасте прокофьев написал оперу великан. картинка 1023424149. Опера, видимо, почти полностью утеряна, хотя Нестев цитирует некоторые музыкальные отрывки.

Зимой 1903 года семья Прокофьевых прибыла в Санкт-Петербург, где произошла встреча с композитором и директором столичной консерватории Александром Глазуновым. В свои неполные четырнадцать лет Сергей Прокофьев был принят в консерваторию. Вступительный экзамен принимал Николай Римский-Корсаков, вначале возражавший против зачисления Сергея в музыкальный вуз. Однако, погоняв Прокофьева практически по всей программе вступительных экзаменов, Римский-Корсаков рекомендовал его к поступлению.

Шахматы

в каком возрасте прокофьев написал оперу великан. 1022607787. в каком возрасте прокофьев написал оперу великан фото. в каком возрасте прокофьев написал оперу великан-1022607787. картинка в каком возрасте прокофьев написал оперу великан. картинка 1022607787. Опера, видимо, почти полностью утеряна, хотя Нестев цитирует некоторые музыкальные отрывки.

Первое выступление

Первое публичное выступление Прокофьева состоялось 18 декабря 1908 года. Он выступил на традиционном музыкальном вечере в концертном зале Реформатского училища. Прокофьев сыграл 7 собственных пьес, о его выступлении написали несколько газет.

«В одну реку не входят дважды. А если жажда?»

в каком возрасте прокофьев написал оперу великан. 1023424243. в каком возрасте прокофьев написал оперу великан фото. в каком возрасте прокофьев написал оперу великан-1023424243. картинка в каком возрасте прокофьев написал оперу великан. картинка 1023424243. Опера, видимо, почти полностью утеряна, хотя Нестев цитирует некоторые музыкальные отрывки.

Маяковский

Маяковский и Прокофьев были знакомы и относились друг к другу с симпатией и интересом. Композитор бережно хранил экземпляр поэмы «Война и мир» с надписью: «Председателю земного шара от секции музыки — председатель земного шара от секции поэзии. Прокофьеву — Маяковский».

Как-то раз молодой Прокофьев играл в «Бродячей собаке», Маяковский сидел за одним из столиков и что-то увлечённо рисовал. В конце вечера Прокофьев получил шарж на себя с такой надписью: «Уважаемый Сергей Сергеевич, который играет на самых нежных нервах уважаемого Владимира Владимировича».

1910 год

1910 год оказался роковым для композитора, умирает отец. После 1910 года Прокофьев больше ни разу не был на своей малой родине.

в каком возрасте прокофьев написал оперу великан. 1023424185. в каком возрасте прокофьев написал оперу великан фото. в каком возрасте прокофьев написал оперу великан-1023424185. картинка в каком возрасте прокофьев написал оперу великан. картинка 1023424185. Опера, видимо, почти полностью утеряна, хотя Нестев цитирует некоторые музыкальные отрывки.

Первая мировая война

После начала Первой мировой войны молодой композитор работает над созданием оперы «Игрок» и балета «Ала и Лоллий». Сергей Прокофьев не подлежал призыву в армию, как единственный сын в семье.

Заграница

в каком возрасте прокофьев написал оперу великан. 1023360024. в каком возрасте прокофьев написал оперу великан фото. в каком возрасте прокофьев написал оперу великан-1023360024. картинка в каком возрасте прокофьев написал оперу великан. картинка 1023360024. Опера, видимо, почти полностью утеряна, хотя Нестев цитирует некоторые музыкальные отрывки.

Два месяца композитор добивался американской визы и 2 августа отплыл в США. 6 сентября Прокофьев прибыл в Нью-Йорк, где осенью 1918 года завершил своё первое сочинение заграничного периода — «Сказки старой бабушки».

Во второй половине 20-х и первой половине 30-х годов Прокофьев активно гастролировал в Америке и Европе как пианист и дирижёр. За время продолжительного пребывания композитора за границей истёк срок действия командировочного удостоверения, выданного Анатолием Луначарским в 1918 году. Прокофьев утратил советское гражданство.

Любитель роскоши

Прокофьев очень любил путешествия на авто. Называл их «гастрономическими турами», его не интересовали памятники старины, природа, музеи. Перед поездкой в какой-либо город он выяснял по справочнику «Мишлен», где находится лучший отель, а прибыв на место, где лучший ресторан. Попробовав лучшие блюда, он считал задачу выполненной, печалился, когда его спутники принимались осматривать достопримечательности.

в каком возрасте прокофьев написал оперу великан. 1023424272. в каком возрасте прокофьев написал оперу великан фото. в каком возрасте прокофьев написал оперу великан-1023424272. картинка в каком возрасте прокофьев написал оперу великан. картинка 1023424272. Опера, видимо, почти полностью утеряна, хотя Нестев цитирует некоторые музыкальные отрывки.

О любви

Первой серьёзной любовью Прокофьева была Нина Мещерская — дочь богатых родителей. Сергей несколько раз делал Нине предложение, но родители девушки были против. Не одобряла союз и мать Сергея. В итоге ничего не получилось. Композитор уехал за границу, где в 1919 году женился на певице Лине Кодиной. Лина родила двух сыновей. После возвращения в Советский Союз Прокофьев без развода женился на студентке Мире Мендельсон.

Человек-аэропорт

в каком возрасте прокофьев написал оперу великан. 1022401855. в каком возрасте прокофьев написал оперу великан фото. в каком возрасте прокофьев написал оперу великан-1022401855. картинка в каком возрасте прокофьев написал оперу великан. картинка 1022401855. Опера, видимо, почти полностью утеряна, хотя Нестев цитирует некоторые музыкальные отрывки.

Именем Прокофьева

В Донецке в честь Прокофьева названы: музыкальная академия, концертный зал и Академический симфонический оркестр филармонии.

Наследие

Творческое наследие Прокофьева включает в себя 11 опер, 7 балетов и 7 симфоний, 8 концертов для различных инструментов с оркестром, и большое количество произведений меньших форм, включая музыку для театральных постановок и кинофильмов.

Смерть

Первый инсульт с композитором случился 7 июля 1949 года. Второй стал роковым. Прокофьев скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке 5 марта 1953 года. Так как Сергей Прокофьев умер в один день со Сталиным, родственникам пришлось потрудиться, чтобы организовать похороны. Москва была перекрыта милицейскими постами, а многие люди просто не работали.

Источник

Сергей Сергеевич Прокофьев. Биографическая справка

в каком возрасте прокофьев написал оперу великан. . в каком возрасте прокофьев написал оперу великан фото. в каком возрасте прокофьев написал оперу великан-. картинка в каком возрасте прокофьев написал оперу великан. картинка . Опера, видимо, почти полностью утеряна, хотя Нестев цитирует некоторые музыкальные отрывки.

23 апреля исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося композитора, пианиста и дирижера Сергея Сергеевича Прокофьева.

Русский композитор, пианист и дирижер, Народный артист РСФСР Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля (по старому стилю 11 апреля) 1891 г. в имении Сонцовка в Екатеринославской губернии (ныне село Красное Донецкой области Украины).

Отец его был агрономом, управляющим имением, мать занималась домом и воспитанием сына. Она была хорошей пианисткой и под ее руководством начались занятия музыкой, когда мальчику не исполнилось еще пяти лет. Тогда же он делал первые попытки сочинения музыки.

В 6 лет он сочинял циклы маленьких фортепианных пьес, в 9-10 лет сочинил и записал оперы «Великан» и «На пустынных островах». В 11 лет мальчик был представлен музыканту и педагогу Сергею Танееву, который признал у него музыкальный талант и рекомендовал серьезно заниматься музыкой. В течение летних месяцев 1902-1903 гг. Сергей Прокофьев брал частные уроки теории и композиции у Рейнгольда Глиэра, который тогда только что окончил Московскую консерваторию. Благодаря этим занятиям, юный композитор сочинил оперу «Пир во время чумы», симфонию и еще несколько пьес.

В 1904 г. в возрасте 13 лет Сергей Прокофьев, будучи автором четырех опер, симфонии, двух сонат и нескольких пьес, поступил в Петербургскую консерваторию. Его учителями были Анатолий Лядов (композиция), Николай Римский-Корсаков (инструментовка), Николай Черепнин (дирижирование), Анна Есипова (фортепиано), Язеп Витол (музыкально-теоретические дисциплины) и другие.

Еще в годы учебы в консерватории он начал концертную деятельность. Его первое публичное выступление как пианиста с исполнением собственных произведений состоялось в декабре 1908 г. В 1914 г., уже оканчивая консерваторию, он сыграл с оркестром свой «Первый фортепианный концерт» и получил почетную премию имени Антона Рубинштейна.

Музыка Прокофьева стала предметом ожесточенных споров в музыкальных кругах, его музыкальное мышление было настолько новым, что Прокофьев часто оставался непонятым. Критики называли его «музыкальным футуристом».

С 1914 г. Прокофьев много ездил по миру, посетил Францию, Испанию, Англию, Америку, Японию, Кубу, где давал много концертов, исполняя собственную музыку. Помимо фортепианной музыки Прокофьев исполнял и оперы, дирижируя оркестрами разных театров.

События октября 1917 г. заставили Сергея Прокофьева покинуть страну на долгие годы. С 1918 по 1936 гг. он жил за рубежом. Отправившись в 1918 г. на гастроли в США, он в 1922 г. переселился в Германию, а в 1923 г. перебрался в Париж, где провел десять лет. За границей Прокофьев много работал, писал музыку, выступал с концертами, совершал длительные концертные турне по странам Европы и по Америке (выступал как пианист и как дирижер).

В 1921 г. в Чикагском театре состоялась премьера его оперы «Любовь к трем апельсинам». В Париже антреприза Сергея Дягилева «Русский балет» поставила его балеты «Стальной скок» (1927) и «Блудный сын» (1928). В 1925-1931 гг. появились Вторая, Третья и Четвертая симфонии и Четвертый и Пятый фортепианные концерты.

В 1930 г. им написана опера «Семен Котко» по повести Валентина Катаева «Я сын трудового народа», а также балет «На Днепре» для театра «Гранд-Опера».

В 1933 г. Прокофьев окончательно вернулся в Россию. В том же году он написал музыку к постановке «Египетские ночи» в Московском Камерном театре.

С 1933 г. он в течение нескольких лет вел занятия по композиции в Школе высшего мастерства при Московской консерватории.

Весной 1936 г. Сергей Прокофьев с семьей обосновался в Москве. Перед Великой Отечественной войной он обратился к народной историко-патриотической теме, сочинив кантату «Здравица» (1939).

Летом 1941 г. Прокофьев был эвакуирован на Северный Кавказ, где им был написан Струнный квартет № 2 (на темы из кабардинского музыкального фольклора).

Во время Великой Отечественной войны и после нее он создал ряд патриотических произведений. Важнейшей работой этих лет стала опера «Война и мир» по роману Толстого (1941‑1952). После войны состоялись премьеры Пятой (1945), Шестой (1947) и Седьмой (1952) симфоний. Была создана комическая опера «Обручение в монастыре» по комедии Шеридана «Дуэнья», балет «Золушка» (1946) и опера «Повесть о настоящем человеке» по повести Бориса Полевого (1947-1948).

В 1948 г. Прокофьев подвергся нападкам за «формалистический» стиль музыки и симпатии к «вырождающемуся» искусству Запада.

В конце 1940-х, начале 1950-х гг. Сергей Прокофьев создал Девятую сонату для фортепиано (1947), Сонату для виолончели и фортепиано (1949), вокально-симфоническую сюиту «Зимний костер» (1949) и ораторию «На страже мира» на тексты Самуила Маршака (1950), балет «Сказ о каменном цветке» по Павлу Бажову (1948-1950).

За всю свою творческую деятельность Прокофьев написал 8 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 9 инструментальных концертов, свыше 30 симфонических сюит и вокально-симфонических произведений, 15 сонат, пьесы, романсы, музыку к театральным постановкам и кинофильмам.

Обладая врожденным литературным и поэтическим талантом, Прокофьев написал почти все либретто к свои операм; писал рассказы, которые были опубликованы в 2003 г. В том же году в Москве состоялась презентация полного издания «Дневников» Сергея Прокофьева, которые были изданы в Париже в 2002 г. наследниками композитора. Издание состоит из трех томов, объединивших записи композитора с 1907 по 1933 год. В СССР и России неоднократно переиздавалась «Автобиография» Прокофьева, написанная им после окончательного возвращения на родину; в последний раз она была переиздана в 2007 г.

«Дневники» Сергея Прокофьева легли в основу документального фильма «Прокофьев: Неоконченный дневник», снятый канадским режиссером Иосифом Фейгинбергом.

Музей им. Глинки выпустил три прокофьевских сборника (2004, 2006, 2007).

Он был членом Национальной академии «Санта-Чечилия» (Италия, 1934), членом Шведской королевской музыкальной академии (1947).

В 1941 г. Прокофьев ушел от Лины и сыновей к Мире Мендельсон (1915-1968), на которой женился в 1948 г. без оформления развода. Во втором браке детей не было. После смерти Прокофьева Мира завещала весь архив композитора трем государственным учреждениям (Государственному центральному музею музыкальной культуры им. Глинки, Российскому Государственному архиву литературы и искусства и Детской музыкальной школе №1 им. Прокофьева) и его сыновьям.

Сергей Прокофьев скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг 5 марта 1953 г. в Москве в своей квартире в Камергерском переулке.

В память о композиторе на доме установлена мемориальная доска (скульптор Петрова). В июне 2008 г. был открыт музей-квартира композитора в Камергерском переулке Москвы.

В 1991 г. в ознаменование 100‑летнего юбилея со дня рождения композитора ЮНЕСКО объявил Годом Прокофьева.

Согласно завещанию композитора, в год столетия со дня его смерти, то есть в 2053 г., будут открыты последние архивы Сергея Прокофьева.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

ПРОКОФЬЕВ И ЕГО ДЕТСКАЯ МУЗЫКА

Музыкальные способности Сережи Прокофьева проявились очень рано. Во многом этому способствовала его мать Мария Григорьевна Прокофьева (в девичестве Житкова), которая поддерживала творческую атмосферу в доме Прокофьевых в имении Сонцовка, где отец будущего композитора был управляющим.

Ожидая своего третьего ребенка (две старшие сестры Прокофьева умерли во младенчестве), Мария Григорьевна бывало проводила за роялем по 6 часов: «будущий человечишка формировался под музыку», — пишет Прокофьев в своей «Автобиографии» (С. Прокофьев. Автобиография. — М.: Классика-XXI. С. 18).

С детства Сергей слышал произведения Шопена, Бетховена, Листа, Чайковского и А. Рубинштейна. И, как сам композитор признавался впоследствии, к 12 годам он «сознательно» презирал «легкую» музыку.

Занятия Марии Григорьевны на фортепиано, которые она продолжила после рождения сына, привлекли внимание маленького Прокофьева: видя, как мать играет упражнения и этюды, 4-х летний Сережа также подходил к роялю и начинал параллельно с игрой матери выстукивать в верхнем регистре свои «детские эксперименты» (С. Прокофьев. Автобиография. — М.: Классика-XXI. С.20). Мария Григорьевна всячески поощряла такой интерес сына к фортепиано и ненавязчиво наставляла и знакомила Сергея с инструментом и нотной грамотой.

«Слушание музыки и импровизирование за клавиатурой привели к тому, что я стал подбирать самостоятельные пьески. Тут линия творчества довольно пикантно раздвоилась: с одной стороны, я подбирал за роялем мотивчики, которые умел записать; с другой стороны, сидя за столом, писал ноты, которые ничего не обозначали. Писал, как орнамент, как дети рисуют человечков и поезда, потому что постоянно видел ноты на пюпитре». С. Прокофьев. Автобиография. — М.: Классика-XXI. С. 21

Первая самостоятельная пьеска, подобранная 5-летним Прокофьевым на фортепиано и бережно записанная его матерью на нотной бумаге, имела весьма необычное название: «Индейский галоп». Название это было связано с разговорами взрослых о голоде в Индии, которые произвели впечатление на юного композитора и отложились в маленькой головке.

«Индейский галоп» и все последующие композиторские опыты юного Сережи Прокофьева восторженно приняла младшая сестра Марии Григорьевны — Татьяна. Она же, погостив в доме сестры, увезла все пьески племянника в Петербург и отдала их профессиональному переписчику. Так появился альбом, на обложке которого золотом было выведено: «Сочинения Сереженьки Прокофьева».

ОПЕРА «ВЕЛИКАН»

В следующий раз опытный переписчик переписывал уже оперу юного композитора. На Прокофьева произвело большое впечатление посещение Москвы в 1900 г., где Сергей вместе с родителями посмотрел оперу Гуно «Фауст», оперу «Князь Игорь» Бородина и балет Чайковского «Спящая красавица». Театральные воспоминания привели к тому, что Прокофьев стал организатором собственных спектаклей в доме в Сонцовке. Его помощниками и соратниками в этом деле выступили дети: Стеша, Сережа Власовы, Егорка Шумейко, чьи родители следили за большим хозяйством, организованным отцом Прокофьева в Сонцовке. В импровизациях и театральных играх с юными друзьями и родился у 9-летнего композитора замысел оперы «Великан».

Сюжет оперы в трех действиях, полон хитросплетений: два храбрых друга Сергеев (Сережа Прокофьев) и Егоров (Егорка) спасают героиню Устинью (Стешу) от злого Великана и помогают королю организовать выступление против главного злодея оперы. В конце спектакля обезумевший от долгого противостояния с Великаном король заявляет, что не может больше бороться и закалывает себя ножом. Потрясенный народ, придя в себя, весьма неожиданно для зрителя, начинает петь славу Великану.

Первое представление оперы было дано в 1901 г. в доме тети Прокофьева (еще одной сестры Марии Григорьевны), Екатерины Раевской. В спектакле приняли участие сам автор (исполнял роль Сергеева), его двоюродные братья и сестры, а также уже известная нам тетя Таня (исполняла роль Великана).

К слову, своего «Великана» Сергей посвятил тете Тане по просьбе Марии Григорьевны, которая хотела таким образом хоть немного утешить сестру после смерти матери, бабушки Прокофьева.

Публика оценила по достоинству талант композитора, несмотря на возраст, ему удалось очертить характеры главных героев, каждый имел по два сольных номера, ярким получился образ Великана.

«Дядюшка Раевский, очень довольный представлением, смеясь и по привычке дергая себя за нос, сказал: — Ну, Сережа, когда тебя будут давать на императорской сцене, помни, что первый раз твоя опера была исполнена у меня в доме!» С. Прокофьев. Автобиография. — М.: Классика-XXI. С. 52-53.

После «Великана» последовала опера «На пустынных островах» (не окончена), она, по словам композитора, полностью завладела его творческим воображением и «проглатывала» более мелкие сочинения, появлявшиеся в это время. Затем была очередная поездка в Москву, где Прокофьев получил первые уроки гармонии и теории музыки у профессионального музыканта, и в этот же приезд юный Прокофьев был показан Сергею Танееву. Знаменитый композитор и уважаемый профессор посоветовал матери Прокофьева начать систематические уроки с Сергеем и сам подыскал для них учителя, которым стал молодой композитор, недавно окончивший консерваторию Р. Глиэр.

Глиэр, прожив в Сонцовке и прозанимавшись с Прокофьевым два лета подряд, оказал заметное влияние на юного композитора и ввел его в музыкальную среду. За это время познания Прокофьева в области композиции продвинулись вперед, и в 1904 г. 13-летний Сергей Прокофьев отправился с мамой в Петербург поступать в консерваторию, но это уже была другая история…

«К моему музыкальному развитию мать относилась с большим вниманием и осторожностью. Главное, поддержать в ребенке интерес к музыке и, сохрани бог, не оттолкнуть его скучной зубрежкой. Отсюда: на упражнения как можно меньше времени и как можно больше на знакомство с литературой. Точка зрения замечательная, которую надо бы, чтобы мамаши помнили». С. Прокофьев. Автобиография. — М.: Классика-XXI. С. 30

Источник

В Михайловском театре – опера «Великан» 9-летнего Сергея Прокофьева

23 мая в Михайловском театре оперы и балета в Санкт-Петербурге пройдёт премьера детской оперы «Великан», сообщается в афише театра.

Оперу «Великан» Сергей Прокофьев придумал и написал, когда ему было 9 лет. Юный автор только начал учиться играть на рояле и изучать нотную грамоту. Впечатление от «Фауста» и «Князя Игоря», услышанных в Москве, было таким большим, что, вернувшись домой в деревню Сонцовка Екатеринославской губернии, Сережа сообщил маме, что тоже собирается написать оперу! Он придумал сюжет и вскоре показал маме свои музыкальные наброски. К её удивлению, всё оказалось складным и даже занятным. Кстати, Моцарт свое первое оперное произведение сочинил в 11-летнем возрасте. Вскоре состоялось исполнение первого акта «Великана» под управлением и при участии автора в доме родственника Раевского. После этого родители помогли Сереже Прокофьеву начать профессионально заниматься музыкой.

Позднее композитор оставил в «Автобиографии» подробнейшее описание своего любимого первого крупного сочинения. Поэтому, хотя в архивах сохранилось всего 12 нотных страниц, через 110 лет «Великана» удалось возродить для сценического исполнения. Написанное для пения с фортепиано, детское сочинение Прокофьева реконструировано и оркестровано Сергеем Сапожниковым.

Премьера состоится 23 мая, и несмотря на камерный характер, ее с полным основанием можно назвать мировой премьерой. Постановщик спектакля – Аркадий Гевондов. Первыми слушателями станут дети, которые в рамках абонемента «Путешествие в закулисье» уже побывали в гостях у оркестра, оперы и балета. Возможно, кто-то из них после этого спектакля тоже решит стать композитором.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *