в каком веке жили гунны
Гунны — куда исчез народ, покоривший большую часть Европы?
О гуннах слышали многие, ведь их нашествие полностью изменило уклад жизни в Европе. Нередко их представляют свирепыми варварами, пришедшими из Азии, жестокими воинственными кочевниками, что с лёгкостью покоряли новые земли. Более того, они сумели окончательно разбить некогда могущественную Римскую империю.
Вот только сказать наверняка, какими были гунны, сегодня не может никто. В истории этого народа немало таинственных эпизодов, а вопросов прошлое гуннов задаёт гораздо больше, чем находится ответов. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что это были великие завоеватели своего времени. Как же появились гунны? И почему они исчезли?
Появление гуннов
О происхождении гуннов существует несколько версий, однако самым распространённым стало мнение о том, что их предками были хунну (сюнну), кочевые племена, занимавшие север Китая. Однако с китайскими народностями у хунну сложились непростые отношения.
Стремясь покорить новые земли, они постоянно атаковали границы Китая. Итогом стало поражение хунну, после чего народ разделился на несколько ветвей. Западная группа двинулась в направлении Монголии, России и европейских стран.
По пути, смешиваясь с местными этносами, хунну преобразовывались, а их культура приобретала заимствования. Так появились их потомки — гунны, что стали ещё более могущественными завоевателями, чем их прародители.
Воины-гунны. Цветная гравюра 1890 года
Первые упоминания о гуннах как народе встречаются в китайских источниках, датируемых II веком до нашей эры. В записях европейцев о гуннах говорится через четыре столетия, однако расцвет этого народа начинается в IV веке до нашей эры.
В этот период гунны успешно атакуют аланов, чьи земли располагались на Северном Кавказе, после чего переходят к наступлению на остготов, государство которых дрогнуло под натиском воинственных кочевников. Соседи покорённых племён, вестготы, узнав о нашествии гуннов, отступают к фракийским территориям.
Жорж-Антуан Рошгросс «Гунны» (фрагмент картины)
Гунны — народ воинов
Гунны славились как непобедимые воины, именно это подтолкнуло правителей Западной Римской империи вступить в союз с грозными племенами. Гунны успешно охраняли границы от германских племён, однако регулярно совершали набеги на окраины Восточной Римской империи.
Однако римляне не могли указывать гуннам. В V веке восточно-римским императором Феодосием II было решено выплачивать дань кочевникам — это помогало сдерживать их.
Империя гуннов ок. 450 года / © Slovenski Volk / ru.wikipedia.org
Как же гуннам удавалось так легко, поистине молниеносно завоёвывать новые земли? Мне кажется, причина крылась как в таланте полководцев и воинственном нраве самого народа, так и в образе жизни этих людей. Древнеримский историк Аммиан Марцеллин писал:
“Гунны никогда не прикрываются никакими строениями, питая к ним отвращение как к гробницам… Кочуя по горам и лесам, они с колыбели приучаются переносить холод, голод и жажду”.
Как и любой кочевой народ, гунны с трепетом относились к лошадям, которые были и соратниками в бою, и верными помощниками, и источниками пищи. При этом один только необычный внешний вид гуннов приводил в ужас греков и римлян.
Тот же Аммиан Марцеллин отмечает:
“Все они отличаются плотными и крепкими руками и ногами, толстыми затылками и вообще столь чудовищным и страшным видом, что их можно принять за двуногих зверей”.
Гунны под предводительством Аттилы
Я хочу отметить, что многие вожди гуннов подавали пример своим подданным. Они вели жёсткую политику, практически не шли на компромисс, требовали уступок со стороны даже самых сильных противников.
Так, к примеру, вождь Ругила, узнав о беглецах, которых укрывали в Восточной Римской империи, потребовал немедленно вернуть преступников, иначе войска гуннов выступят против императора. Но самым известным гуннским вождём стал племянник Ругилы, Аттила. Историк Приск Панийский в своих трудах отмечал:
“Аттила это человек, который рождён потрясти Мир”.
При этом вожде территории гуннов расширились до немыслимых пределов. Под его командованием войска взяли более полусотни крупных и укреплённых городов.Гуннам даже удалось вторгнуться в Италию и занять несколько регионов, однако римляне оказали серьёзное сопротивление, из-за чего армия Аттилы отступила.
Фрагмент фрески Делакруа «Аттила»
Падение империи гуннов
После смерти Атиллы в 453 году среди кочевников начинаются распри и борьба за власть. Ослабление гуннов становится прекрасной возможностью восстановить свои права для покорённых народов.
Первыми этим воспользовались гепиды, что начинают наступление на гуннов. Уже через год после кончины своего известного предводителя кочевники потерпели сокрушительное поражение.
Под постоянным натиском племён, что некогда вынуждены были подчиняться им, гунны отступали к берегам Чёрного моря. Несколько раз они предпринимали попытки прорваться на Балканский полуостров, однако все они завершились неудачно.
Атилла / © Andrzej Bogusz / abogusz.artstation.com
Оказавшись поверженными в период Великого переселения народов, гунны обречены были влиться в новые племена, прибывающие с востока. Они растворились среди них крайне быстро. Несмотря на это, даже в Средние века некоторые историки использовали название “гунны” как определение для кочевников, прибывших в Европу из Азии.
Известно, что в VI-VIII веках в Дагестане существовало объединение, называемое в некоторых древних источниках “царством гуннов”, однако исследователи до сих пор не могут точно сказать, были ли это те самые гунны-завоеватели, оттеснённые к горам, или местные племена, ошибочно названные гуннами.
Жорж-Антуан Рошгросс «Гунны»
Гунны были не просто народом-завоевателем, но и людьми, что вершили историю своего времени. Вторжение кочевников на территорию европейских стран и часть России остановило германских воинов, что успешно распространяли свою власть.
Племена остготов и вестготов вынуждены были отступить перед новым народом и новой культурой, носителями которой являлись потомки хунну. Не будь гуннов, неизвестно, какими были бы мы сегодня, ведь история могла развиваться в совершенно ином направлении.
Кто такие гунны и откуда они появились
Даже те, кто совсем не интересуется историей, должны были слышать о таком загадочном народе, «похоронившем» Древний Рим, как гунны. Неистовые варвары-кочевники, пришедшие с востока и ставшие одной из причин Великого переселения народов в Евразии. В своем движении на запад гунны стали одним из главных катализаторов исторических процессов на несколько столетий, а самое главное, они во многом предопределили будущий облик Европы и Азии, Средиземноморья и Кавказа.
Откуда же взялся этот загадочный народ и куда исчез?
Кто такие гунны?
Стоит сразу же сломать «интригу»: гунны – это не народ в привычном понимании. И это очень важно понять и уяснить, так как на самом деле гунны являются огромной племенной группой из множества кочевых и некогда оседлых народов, жителей Азии, а в последствии Европы и Кавказа.
Основу гуннов составила алтайская племенная группа, народы Азии, разговаривавшие на тюркских, тунгусо-маньчжурских и монгольских языках того времени. После начала переселения гунны подобно лавине будут гнать перед собой другие народы. Иные, будут даже включены в этот племенной конгломерат, сами став гуннами.
Основу гуннов составили тюркские, монгольские и тунгусские племена. |Фото: islamnews.ru.
Современные генетические исследования, подтверждают данный факт. Исследование останков и предметов, оставшихся от гуннов, указывают на то, что это была крайне разнообразная в вопросе генетики группа людей.
Как уже можно было догадаться, сами себя гуннами гунны не называли. Хотя бы потому, что это было огромное количество родов и племен, обществ с весьма примитивным устройством особенно по меркам античных империй Европы и Азии. Название «Hunni» к кочевым народам первыми стали применять римляне.
При этом в «греческой» части Римской Империи их называли не «Гунны», а «Унны». На Кавказе и среди варварских племен Европы для гуннов существовали свои собственные местные названия. Широко использовать сегодняшнее имя данного кочевого народа стали только с 1926 года после начала активного исследования Великого переселения народов.
Откуда гунны появились?
Предки гуннов столкнулись на востоке с китайской Империей Хань. |Фото: ya.ru.
В 206 году до нашей эры в долине рек Хуанхэ и Янцзы на руинах китайской Империи Цинь появилась новая сила – Империя Хань. Как и всякое другое высокоорганизованное рабовладельческое общество античности Империя Хань не могла не проводить агрессивной внешней политики с целью захвата рабов, населения и плодородных земель. Двигаясь на запад, китайцы с многочисленными кочевыми племенами хуннов.
Китайцы расширяли свою империю, хунны устраивали набеги на все соседние племена, а также на «оседлых слабаков» с востока. Длительное и ожесточенное противостояние между кочевниками и оседлыми к концу II века нашей эры закончилось победой Империи Хань, которая огнем и мечом начала выдавливать хуннов с их традиционных мест обитания. Тогда кочевники двинулись на запад в поиске спасения от заклятых врагов. Так упала первая планка домино, запустившая Великое переселение народов.
После столетий противостояния китайцы выдавили хуннов на запад. |Фото: livekavkaz.ru.
Хунны стали откочевывать на запад. Миграция была отнюдь не мирной: на пути следования хунны постоянно вступали в конфликты с другими племенами, в том числе для отъема скота и захвата рабов. Постепенно в волну кочевников злом и добром вливалось все больше народов: одни присоединялись у хуннам, другие бежали от них прочь, занимаясь впереди тем же самым, чем занимались их неистовые враги. Именно так и появилась волна племен, которую в последствии назвали гунны.
При этом важно подчеркнуть, что никакого единения среди гуннов по большей части не было. Долгое время все «единство» заканчивалось на небольших объединениях под рукой более-менее успешных вождей, а также по-родственному признаку. Переселение гуннов на запад было не скоординированным военным походом, а хаотичной миграцией.
Само собой, каждый племенной предводитель по объективным причинам старался собрать под своей рукой как можно больше кочевников. Процесс объединения гуннов продолжался несколько столетий: миграция племен то консолидировалась, то вновь распадалась на разрозненные группы. Лучше всех объединить разрозненные племен смог легендарный вождь варваров Аттила, который был правителем кочевников с 434 по 453 год нашей эры.
Начавшееся с бегства воинственных хуннов, великое переселение стало подобно лавине. |Фото: Pinterest.
При этом уже к началу V века нашей эры в миграцию гуннов так или иначе были интегрированы не только тюркские и монгольские племена. Туда вошли многие народы Кавказа, например, кочевники Аланы (сарматское племя), инкорпорированы в гуннскую среду были и племена германцев, кельтов, скифов и даже древних славян.
Куда делись гунны?
Великое переселение вылилось в многочисленные конфликты между варварами, кочевниками, персами и римлянами. ¦Арт: студия Creative Assembly.
Ничто не берется из ниоткуда и не исчезает никуда. Вот и воинственный народ гуннов отнюдь не растворился в воздухе. На протяжении всей миграции гунны подобно нашествию саранчи опустошали земли и рушили государства оседлых народов. Не повезло в первую очередь народам Кавказа, Малой Азии, а также не латинизированной части Европы.
Хлебнули горя от гуннов и римляне. Великое переселение народов стало одной из самых больших миграций в истории человечества и на многие столетия предопределила облик Европы. Без Великого переселения и прихода в Европу азиатских племен, без переселения под давления миграции гуннов германских племен сегодня не было бы привычных нам народов Старого Света: испанцев, итальянцев, немцев. Чего уж там, гунны и Великое переселение народов оказали немалое влияние и на последующий этногенез славян.
Миграция шла на спад, гунны создавали новые государства или вливались в уже существовавшие. |Фото: Twitter.
При этом гунны были отнюдь не «необузданной варварской силой», сметающей все на своем пути (хотя и занимались как раз этим!). Не стоит забывать о том, что в первую очередь миграция, начавшаяся во II веке нашей эры на границе с древним Китаем, все это время искала, где поселиться. В конечном итоге народы гуннской миграции так или иначе осели. Где-то они смешались с коренными обитателями, где-то стали завоевателями и построили собственные государства.
Переселение народов оказало огромное влияние на историю, даже Венеция появилась благодаря нашествию гуннов. |Фото: avto.goodfon.ru.
Например, на территории современного Дагестана часть гуннов создала свое собственное царство. На территории Ирана так называемые «белые гунны» еще в III веке нашей эры основали Эфталитское царство. Даже славный итальянский город Венеция появился благодаря гуннам.
Так как именно в результате Великого переселения народов в Венецианской лагуне начали селиться люди – гунны, вестготы и лангобарды (последние два – германские племена). К VI веку нашей эры великое переселение народов пошло на спад, а полностью завершилось уже в XVII веке. Потомки гуннов к этому моменту стали частью населения Европы, Кавказа и Малой Азии.
Материалы по теме
А вот ещё:
Наибольшим авторитетом среди отечественных воров пользовались карманники. Что же отличало этих «аристократов» и как они «работали»?
Еще в дореволюционной России во дворах бедных городских районов можно было застать такую идиллическую картину. Седобородый дед играет с дворовыми мальчишками: он повесил старое пальто на ветку дерева, прицепил к нему множество больших и маленьких жестяных колокольчиков, застегнул на все пуговицы, а во внутренний карман положил бумажную ассигнацию. Она достанется тому, кто сумеет вытащить ее из кармана, не звякнув ни одним колокольчиком.
«Зачем я стану убивать? Я природный карманник»
Карманный вор – преступная профессия, которой может научиться не каждый. Ее задатки проявляются еще в детстве, именно поэтому старые воры выбирали будущие воровские кадры среди мальчишек, привлекая их вышеописанной игрой или впечатляющими «фокусами». «Профессора воровского мира показывали тут же на площади, с какой ловкостью надо это сделать: вынимали у проходящих из карманов табакерку, нюхали табак и клали её снова в карман проходящего, а тот шёл, ничего не замечая», – такую историю приводит правовед-криминалист Леонид Белогриц-Котляревский.
«Карманником экстра-класса нужно родиться. Нужно получить от природы определенного склада нервную систему, мгновенную, точную реакцию, соответствующее устройство пальцев, ладоней, локтей и плеч, а также необходимую артистичность», – ]]> пишет ]]> исследователь преступного мира Александр Кучинский. И это только задатки, которые нужно было развивать годами тренировок, не менее сложных, чем тренировки фокусников или карточных шулеров. Кстати, когда о русских ворах говорят «гнуть пальцы», это как раз намек на тренировки пластичности пальцев, которыми воры занимались в тюрьме.
«Научить этому невозможно, – ]]> рассказывает ]]> Заур Зугумов, в прошлом – вор-карманник, – и тем не менее, за решеткой делились опытом. В лагерях, в рабочих зонах мы делали чучело, навешивали на него колокольчики — так и набивали руки в воровстве. На «тренировках» я с каждым разом старался приблизиться к моменту, когда не зазвенит ни один колокольчик».
Хитров рынок в Москве – биржа труда и центр московской преступности.
А зачем таким людям артистичность? Первые карманные воры появились в России, когда появились бумажные ассигнации и богатые нательные украшения – то есть, в XIX веке. «Работали» они прежде всего в местах скопления богатого народа – в театрах, банках, дорогих магазинах. Чтобы сразу же не вызвать подозрения своим видом и манерами, воры должны были выглядеть как аристократы. «Если бы кто-нибудь из читателей увидел такого вора, он с трудом поверил бы, что перед ним профессиональный преступник, – ]]> писал ]]> известный юрист-криминалист начала XX века Григорий Брейтман. – Такой вор скорее похож на доктора, адвоката, агента страхового общества: у него благообразная наружность, прекрасные манеры; на нем великолепный костюм, всегда от лучшего портного. Понятно, что такой вор, в особенности если он сидит в театре в первом ряду, не возбуждает ничьих подозрений».
В XIX столетии «аристократы» и полиция часто бывали знакомы. Города ещё не были такими большими, воров было не так много, к тому же карманники, как правило, работали в известных местах и участках. «Между этими ворами, – пишет Брейтман, – не наблюдается той общей испорченности, как среди других преступников. Почти каждый имеет свою семью, живет своим домом, воспитывает детей и бывает, что у многих из них дети вырастают порядочными людьми». В полиции на известных воров была заведена картотека, и к тому же их знали в лицо «филёры» – полицейские в штатском, работавшие на транспорте и в местах скопления народа. Но почему же тогда карманников не ловили?
Ширмачи, щипачи, рыболовы
Будучи образованными людьми и зная букву закона, воры понимали, что «взять» их можно только на месте преступления, в момент, когда они вытаскивают деньги из кармана жертвы. Если «филёр» или полицейский пропустит этот момент, он не сможет доказать, что деньги не выпали из кармана. А найти бумажник у самого вора через пару секунд уже невозможно – он или скидывает его на землю, мгновенно вынув деньги, или передает своему помощнику, который спокойно уходит. Вор же остаётся на месте и может даже с усердием помочь только что обворованному искать пропажу. Если же его заподозрят, «аристократ» начнёт артистично возмущаться, и действительно, при обыске у него ничего не найдут. Поэтому полиция царской России в основном задерживала карманников для предупреждения их преступлений. Вора могли после этого разве что выслать из города, но его «профессия» позволяла ему «гастролировать» в любых местах.
Конечно, многих все же ловили на горячем. Брейтман описывает, как сыщик задержал известную воровку-карманника «Анютку-Ведьму». В одном из петербургских театров за один вечер были совершены четыре карманных кражи. Сыщики сбились с ног, отыскивая мужчину-преступника, пока один из них не заметил подозрительно снующую в толпе пожилую даму.
«Он увидел, что дама запустила руку в карман одного господина. Обрадованный сыщик мигом схватил руку воровки и задержал ее в кармане. Господин в свою очередь набросился на сыщика и крикнул: «Вы забрались ко мне в карман!» «Извините, сударь, — ответил сыщик, — прошу посмотреть на мои руки». Присмотревшись, господин увидел, что рука сыщика поверх его платья сжимала находившуюся в его кармане руку прилично одетой дамы, которая делала напрасные усилия освободить свою кисть. «О! Сударыня!» — мог только воскликнуть изумленный господин».
Сотрудники городской милиции на Каменноостровском проспекте. 2 апреля 1917 года.
После Февральской революции Временное правительство амнистировало узников царского режима – на свободу вышли множество воров самых разных профессий. Кроме того, условия изменились – появился общественный транспорт, расширилась сеть железных дорог, мест скоплений людей стало гораздо больше, а народ – беднее. Изменились и карманники – они по-прежнему были аристократией преступного мира, так как не вредили своим жертвам физически. Но методы и масштабы стали другими.
«Щипачами» и «верхушниками» в воровском мире презрительно назывались те, кто воровал из карманов верхней одежды. «Они выходят на дело целой группой, – пишет Александр Кучинский, – и предпочитают массовые мероприятия – демонстрации, гуляния, рыночную торговлю. Пока одни щипачи отвлекают жертву, другие обирают ее карманы и сумки. Затем «команды» меняются ролями. При «шухере» карманные воры могут оттеснить возмущенную жертву, отвлечь внимание и даже организовать комедию с криками: «Держи вора!»
«Ширмачи» накрывали сумку или карман жертвы «ширмой» – свернутым плащом или букетом цветов, и той же рукой, в которой «ширма», доставали деньги, пока свободной рукой передавали билетик в транспорте, размахивали газетой, жестикулировали, отвлекая внимание жертвы. Тут, как встарь, требовался хороший «пант», артистичность. Зугумов вспоминает, как воровал пачку денег у рабочего, получившего зарплату. Деньги были в кармане штанов, надетых под рабочие брюки. «Как только подошел трамвай, я вместе с жертвой поднялся в салон. Убедившись, что деньги действительно имеются, стал «работать». Был момент, когда он заговорил со мной. Представьте мое положение: левая рука почти до запястья в ширинке у жертвы, кончики пальцев этой руки держат упаковку десятирублевок за уголок, и я, мило улыбаясь потерпевшему, веду с ним диалог. »
Существовали даже карманники-«рыболовы», поддевавшие рыболовными крючками на лесках кошелек из кармана или сумки. Они часто работали в поездах дальнего следования, забравшись на верхнюю полку и запуская крючок в карманы сумок и одежды соседа снизу.
Руки – это мой хлеб
Высшей кастой карманников стали «писари», которые разрезали (на жаргоне – «расписывали») в толпе одежду или сумку жертвы, чтобы стянуть содержимое. «Где-то до 70-х годов, – вспоминает Зугумов, – для этого затачивали полукругом 20-копеечную монету, четвертинкой этой монеты и «работали». Ее легко можно было спрятать во рту. Порой, забывая, с ней и ели, и спали».
Зачем прятать монету во рту? Советские законы стали более совершенными в отношении привлечения воров к ответственности – появилось понятие «кражи с применением технических средств». Заточенная монета – техническое приспособление для кражи, и при её обнаружении вору могло «светить» до десяти лет тюрьмы. Кстати, воры-«рыболовы» придумали способ избежать этой статьи, на глазах милиции раздвигая свои воровские удочки в полноценные удилища для ловли рыбы и утверждая, что с кражей это не связано. Их действия могли квалифицировать только как обычную кражу (до 5 лет тюрьмы).
Но главными инструментами вора были его психика и его руки. Поэтому враг вора – вредные привычки и старение. «Обильные застолья и бессонные ночи, проведенные в дамском обществе или за партией в преферанс, притупляют реакцию и бдительность, – пишет Кучинский. – Курение и переедание сказываются на чуткости пальцев. Старость ко всем перечисленным неудобствам прибавляет еще и закостенелость движений».
Конечно, больше всего воры боялись заключения в тюрьме или исправительно-трудовом лагере. Там испортят и психику, и руки. Советская исправительная система не носила оттенков благородства, как дореволюционная полиция. В 1920-е годы, времена разгула карманной преступности, карманникам могли просто сломать пальцы.
Тяжелая работа на строительстве ДнепроГЭСа или Беломорканала, плюс ужасные условия жизни в тюрьме – все это безнадежно портило пластичность пальцев, поэтому профессиональные карманники стали «уходить в отрицалово» – принципиально отлынивать от лагерной работы. Были разработаны «воровские понятия», одним из главных среди которых стал запрет для воров на любой физический труд, а впоследствии и на труд вообще. Так карманные воры продолжали оставаться элитой воровского мира и в XX веке, возглавив по сути тюремное движение против любого сотрудничества с администрацией.
Заур Зугумов, в прошлом отбывавший тюремный срок за воровство, ныне – писатель.
Методы карманников оставались примерно одинаковыми за всю историю профессии – менялись лишь виды добычи и места (а значит, и способы) краж. Сегодня, когда есть безналичный расчёт, а кража банковских карточек бессмысленна, «бизнес» карманных воров испытывает понятные трудности – по-настоящему крупных сумм с собой почти никто не носит.
«Карманников по большому счету — раз-два и обчелся. Верхушники одни, – не скрывает своего сожаления Заур Зугумов. – Воруют в основном у молодежи телефоны. Летом из задних карманов джинсов, зимой из верхних карманов курток. Затем их отдают за бесценок спекулянтам. Может, дело в том, что просто времена изменились. »