в каком веке исследователи обратили внимание на феномен предпринимательства
Технологии предпринимательской деятельности
Становление и развитие теории предпринимательства
1. Становление и развитие теории предпринимательства
1.История возникновения и эволюция теории предпринимательства
Теория предпринимательства развивалась с развитием хозяйственной деятельности человека.
В развитии теории предпринимательства выделяют три волны:
Ричард Кантильон был первым теоретиком в области предпринимательства, работы которого относятся к началу XVIII века. Он первый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения рыночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекулятивный доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений.
Около 1800 года Жан Батист Сэй следующим образом охарактеризовал предпринимателя: «Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области с более низкой в область с более высокой производительностью и результативностью». Адам Смит считал предпринимателем человека, который использует капитал собственника для извлечения дохода;
— вторая волна связана с выделением инновационности как основной отличительной черты предпринимательства. Основоположник – Шумпетер.
В конце XIX века произошло разделение понятий «предприниматель» и «собственник на капитал». В этот период большой вклад в развитие теории
предпринимательства внес Й.А. Шумпетер. В своей работе «Теория экономического развития» он рассмотрел экономическую систему не как пассивный процесс обращения фондов, а как постоянно развивающуюся динамическую систему. В основе такого развития лежат новые комбинации факторов производства. Осуществлять эти комбинации и должен предприниматель. В понятие «осуществление новых комбинаций» Шумпетер вкладывает следующие элементы:
1. Создание новых благ или новых их качеств.
2. Внедрение новых технологий или использование имеющихся технологий, но новым образом.
3. Освоение новых рынков.
4. Получение новых источников сырья и материалов. Эти источники могли существовать и ранее, но не быть вовлеченными в процесс производства.
5. Осуществление соответственной реорганизации производства.
— третья волна отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) Основоположники Тюнин, Найт и др.
Их заслуга заключается в подробной характеристике самого предпринимателя, как обладателя особых качеств. Кроме того, они проанализировали предпринимательский риск и предпринимательский доход. Эти же вопросы рассматривались Мизесом, Хайеком и Кришнером.
Современный этап можно рассматривать как четвертую волну, где акцентируется внимание на управленческом аспекте в анализе действий предпринимателя.
2.История и опыт российского предпринимательства
Предпринимательство начиналось еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов — звероловства и лесного пчеловодства (бортничества). Первыми массовыми представителями этого предпринимательства были купцы, прославившие его не только внутри страны, но и за ее пределами: на Кавказе, в Византии и Багдаде.
К XI веку на Руси появился первый документ, регулирующий предпринимательскую деятельность и отношения между предпринимателями и обществом. Это был кодекс «Русская правда», составленный изначально Киевским князем Ярославом Мудрым и дополненный затем его преемниками.
Характерной чертой этого документа являлось то, что в нем были зафиксированы принцип и право неприкосновенности собственности, предусмотрена возможность банкротства и принципы разрешения имущественных отношений при банкротстве. Например, купец, не вернувший долг по своей вине, мог быть продан в рабство.
Постепенно примерно к XV в. образовалось сообщество предпринимателей, состоящее из ремесленников, купцов, ростовщиков и им подобных. Именно в то время появился термин «предпринимательство», который относился ко всем лицам, занятым деятельностью, направленной на развитие производства, торговли, получение дохода.
В XV—XVI веках предпринимательство было распространено в основном в виде сельских промыслов, представленных изготовлением мочал, звероловством, рыболовством, лесным пчеловодством, смолокурением, солеварением, производством изделий из металлов. Впоследствии расцвела торговля, предметом которой стали смола, воск, меха, кожа, лес, лен, полотно, изделия из кожи и металла.
В XVI веке на Руси зародилась знаменитая Нижегородская ярмарка и начался расцвет торгово-промышленного предпринимательства, в частности, купечества.
Зарождаются поколения предпринимателей. Первым из них считают род Строгановых, ставших крупнейшими купцами и промышленниками в период с XVI поXX век.
Мощным импульсом развития предпринимательства в царской России стала, несомненно, эпоха Петра I. Достаточно сказать, что число мануфактур при Петре увеличилось с 10 до 230. Частично перенимая предпринимательские подходы в Европе, Петр и порожденное им новое поколение предприимчивых людей заложили основы торгово-промышленного бизнеса в царской России.
Дальнейший подъем предпринимательства был связан с отменой крепостного права и проведением земской реформы. С этого периода начинает развиваться капиталистическое предпринимательство, увязанное с купечеством.
Естественно, что царизм, дворянство, помещичий уклад в деревне, консервативная бюрократическая система и чиновничий произвол сдерживали расцвет предпринимательства в России.
Развитие предпринимательства в России прошло три основных этапа :
Специфические черты (особенно с 1649 – 1861 гг.):
— предпринимательство было основано не на свободном наемном труде, а на внеэкономическом принуждении, эксплуатации крепостных крестьян;
— именно «верхушечный» характер предпринимателей. Как правило, предпринимателями становились представители правящих сословий;
— предпринимательство было фактически неотделимо от государственной власти;
— меценатство и благотворительность;
— неурегулированность предпринимательской деятельности правом;
— оно строилось на личных связях, честном купеческом слове.
II. Советский (1917 – 1991 гг.).
После НЭПа вся экономическая жизнь жестко подчинена государству и плану.
Лишь начиная с 1965 года, ознаменовавшегося первой советской экономической реформой, раскрепощающей товарно-денежные отношения, произошло минимальное размораживание предпринимательства.
Новые перспективы для предприимчивых людей открылись с наступлением эпохи «перестройки» и «гласности». Но официальные черты гражданства предпринимательство приобрело только с распадом Советского Союза и провозглашением независимости всех входивших в его состав государств.
III. Современный (с 1991 года) – приватизация, создание правовой базы предпринимательства.
— массовые нарушения в период приватизации;
— широкое использование криминальных методов;
— низкая культура предпринимательства.
В основном сформирована правовая база предпринимательства, повысился уровень экономического развития, формируется культура предпринимательства, возрождаются лучшие традиции отечественного предпринимательства и т.д.
Простота основных потребительских изделий, несложная технология изготовления, относительно небольшие масштабы производства и потребления — вот та среда, в которой действовал предприниматель в прошлом, не подвергаясь особенному риску и имея небольшой капитал. На современной стадии развития экономики положение коренным образом изменилось.
Наряду с государственной, появились новые формы собственности: коллективная и частная. За последнее время почти полностью видоизменились производство и быт людей, а потребность поиска все более эффективных сфер приложения труда и капитала осталась. Поэтому надобность в предпринимательстве по-прежнему сохранилась, изменились лишь его формы, многократно увеличились масштабы, в основном в связи с развитием производительных сил.
Предпринимательство начиналось с развития малого бизнеса. Именно в малом бизнесе предприниматель активен и ориентирован, прежде всего, на какие-то достижения. Вкладывая в собственное предприятие огромное количество энергии, отдавая ему все свое время, он демонстрирует энтузиазм, усердие и преданность делу, что не всегда наблюдается у менеджеров больших компаний. Однако все чаще новое доходное дело оказывается не по силам не только одному человеку, но даже крупному предприятию. Поэтому предпринимательство становится делом коллективным. Конечно, остается место и малому, в том числе индивидуальному предпринимательству, но его деятельность ограничивается в основном коммерцией, сферой обслуживания и частично — сельским хозяйством.
Промышленность и финансы переходят в руки крупного капитала, представленного многочисленными коллективами.
Старое понятие «предпринимательство» в последнее время получило, таким образом, новое содержание. В современном мире предприниматель — это человек, способный понять перспективу и потребности рынка и сочетать это понимание со знаниями в области управления производством и использованием производственных ресурсов в расчете на получение дохода.
3.Нормативная и законодательная база предпринимательства
Правовой фундамент предпринимательства составляют:
— Конституция РФ от 12.12.1993 г., которая гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
— Конституция Республики Татарстан.
— Гражданский кодекс РФ (ч. I принята 21.10.94, ч. II – 26.01.1996) – это своего рода «конституция» предпринимательства, так как в нем унифицировано правовое регулирование рыночных отношений, закреплены основные принципы гражданско-правового регулирования, обеспечены неприкосновенность и равенство защиты всех форм собственности, гарантировано развитие не противоречащих закону видов предпринимательской деятельности.
— Налоговый кодекс РФ.
— Федеральные законы Российской Федерации специального назначения:
«Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. №202-ФЗ;
«О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. №7-ФЗ;
«О производственных кооперативах» от 8.05.1996 г. № 41-ФЗ;
«Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8.02.1998 г. № 14-ФЗ.
— Федеральные законы Российской Федерации общего назначения:
«О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 12.05.1995 г.,
«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 г.;
«Об инвестиционной деятельности» от 26.06.1991 г.;
«Об иностранных инвестициях» от 04.07.1991 г.;
— другие федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных и местных органов власти.
Не рассматривая критически существо этих документов, отметим, что в России создана современная, достаточная и полная нормативно-правовая база для предпринимательской деятельности.
Эволюция взглядов на феномен предпринимательства
Одно из первых определений предпринимателя принадлежит Ричарду Кантильону (1680-1734), который определял его как хозяйствующего субъекта, добровольно принимающего на себя обязанность несения различных рисков в процессе экономической деятельности. Эту точку зрения разделял и другой известный экономист – Адам Смит (1723-1790), который определял предпринимателя как собственника капитала, который ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли идет на экономический риск. Фактически в определении А. Смита мы видим все три основные составляющие деятельности предпринимателя:
прибыль – как цель деятельности;
коммерческая идея—как способ ее достижения;
риск – как неизбежное негативное условие всего процесса (Рис. 1.1).
В своем капитальном труде «Исследовании о природе и причинах богатства народов» Адам Смит определил человека как автономного индивида, движимого двумя мотивами – своекорыстным интересом и склонностью к обмену. А. Смит ратовал за свободное перемещение экономических сил, которое обеспечивает достижение благосостояния человека и общества. Разработав трудовую теорию стоимости, согласно которой стоимость товара определяется количеством воплощенного в нем труда, Смит стал основоположником научной экономической теории.
Рис 1.1. Сущность предпринимательства согласно возрению А. Смита.
Рис 1.2. Сущность предпринимательства согласно воззрению Ж.Б. Сея.
Французский экономист Жан Батист Сей (1767-1832) в отличие от А. Смита полагал, что не предприниматели–землевладельцы, а промышленные и финансовые предприниматели являются основной движущей силой развития экономики страны. По мнению Ж.Б. Сея, предприниматель – это экономический агент, который комбинирует факторы производства, перетаскивая ресурсы из сферы низкой производительности и прибыльности, в области, где они могут принести максимальный доход (Рис. 1.2).
Позже в конце XIX века возникла субъективно-психологическая концепция экономических отношений, в основе которой находится стремление человека удовлетворить свои потребности (К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер и др.). Согласно мнению этих экономистов, предпринимательская деятельность инициируется отдельными личностями, которые открывают для себя выгоду каких-то видов деятельности или экономических операций, после чего остальные участники экономического процесса имитируют успешные действия предпринимателей, которые затем подкрепляются силами привычки и законодательными актами. Таким образом, в рамках данной концепции, основную роль в предпринимательской деятельности играет творческий элемент сознания, позволяющий некоторым личностям открывать для себя наиболее выгодные способы получения прибыли.
Наиболее полно экономическая сторона деятельности предпринимателя разработана в трудах американского экономиста Й. Шумпетера, который отмечал, что предпринимательство не является профессией, а скорее отражает некоторое состояние, через которое проходит начинающий бизнесмен, создающий свое дело. К категории предпринимателей он относил «хозяйствующих субъектов, функцией которых является осуществление новых комбинаций, и которые выступают как их активный элемент» [26]. Согласно мнению Шумпетера, особенностью предпринимателей является создание ими чего-то нового, а также преодоление сопротивления социальной среды, препятствующей этим нововведениям. В этом определении мы видим скорее психологический подход, нежели экономический, так как отсюда с неизбежностью вытекают такие качества предпринимателей как креативность, целеустремленность и сильная воля. Помимо этих качеств Шумпетер считал неотъемлемыми свойствами предпринимателей также индивидуализм и лидерские качества. В своей книге «Теория экономического развития» Шумпетер отмечал, что предприниматель – это вовлеченный в экономический процесс человек, который делает не то, что делают другие и не так, как они. Таким образом, по мнению этого ученого, отличие термина «предприниматель» от близких к нему терминов «капиталист» и «бизнесмен» состоит в том, что для первого из них в обязательном порядке должны быть присущи атрибуции «инициативности», «дара предвидения» и «авторитета», что вовсе не обязательно для двух других социально-экономических групп людей. По его мнению, предприниматели составляют особый тип людей, которые выполняют функцию создания чего-то нового, и поэтому неизбежно сталкиваются с сопротивлением социальной среды [26].
Основатель современного менеджмента Питер Друкер в своих работах подчеркивал практический и интуитивный характер предпринимательской деятельности, полагая, что «науку предпринимательства» создать невозможно, ибо каждый предприниматель сталкивается с уникальным набором экономических и психологических факторов. По его мнению, принципиальное отличие предпринимательства от других форм малого бизнеса состоит в том, что предприниматель создает новый рынок и находит новых покупателей, формируя, таким образом, новый сегмент рынка. По мнению П. Друкера, главным инструментом предпринимателя являются нововведения, и от того, насколько грамотно и продуманно применяет инновации предприниматель, зависит успех его начинания.
В отечественной экономической литературе, мнения о характере предпринимательской деятельности, в целом совпадают с западными. Российские экономисты конца XIX-начала XX века (А. Каминка, А. Петражицкий), давая свои определения понятию «предприниматель», подчеркивали цель деятельности – получение прибыли, и особенности ведения экономических операций – за счет своих средств и на свой риск. В современной отечественной литературе встречаются различные определения рассматриваемого экономического явления – от кратких до весьма обстоятельных, однако, ни одно из них не может считаться исчерпывающим с точки зрения экономической психологии. Например, авторы учебника «Психология предпринимательства» Акперов И.Г., Масликова Ж.В определяют предпринимательство, как «особую деятельность, ставящую перед собой создание предприятия, которое ориентировано на получение прибыли» [2; С.164], что относится ко всем видам бизнеса. В учебнике «Предпринимательство» под ред. М.Л. Лапуста дается более расширенное определение, которое носит экономический характер, и слабо отражает психологические особенности данного явления: «Предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательством), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами» [16; С.21].
Существуют различные взгляды на феномен предпринимателя, включающие как экономические, так и психологические составляющие его деятельности:
стремление к коммерческому успеху и получению прибыли (А. Смит, Ж.Б. Сей, А. Каминка, Ф. Хайек, П. Друкер, Л.И. Абалкин и др.)
действие в условиях риска (Р. Кантильон, А. Смит, А. Петражицкий, Л.Абалкин);
совмещение функции собственника капитала, наемного управляющего и работника (Ж. Бодо);
наличие коммерческой идеи (А. Смит, П. Друкер);
комбинирование ресурсами и перемещение капитала в зону максимальной прибыльности (Ж.Б. Сей, Й. Шумпетер, П. Друкер);
определенный набор личностных качеств (Й. Шумпетер, И.Акперов, Ж. Масликова);
свобода в выборе направлений и методов деятельности (Л.Абалкин, И.Акперов, Ж. Масликова).
При этом предпринимателя, по мнению других ученых, отличает такие свойства:
наличие собственного капитала (А. Смит);
генерация новой идеи или технологии (П. Друкер);
предложение новой услуги или товара, освоение нового сегмента рынка (П. Друкер).
Эти свойства предпринимателя не являются ключевыми, так как предпринимательство возможно и без наличия собственного капитала (например, с использованием заемных средств или за счет государственных субсидий), с использованием чужих идей или уже существующих технологий и т. д. Конечно, наличие этих дополнительных преимуществ повышает шансы предпринимателя на успех, но они не являются ограничивающими.
Интегрируя все выше приведенные определения и атрибуты, можно определить предпринимательство как инициативную экономическую деятельность людей, направленную на получение прибыли, сопряженную с риском и осуществляемую под свою имущественную ответственность, а предпринимателя – как человека определенного личностного склада, который в своем стремлении к получению прибыли самостоятельно выбирает способ экономической деятельности, несет имущественную ответственность за ее результаты и на первом этапе своей деятельности совмещает функции собственника капитала, наемного управляющего и работника (Рис. 1.3).
Рис. 1.3. Важнейшие элементы предпринимательской деятельности
Специфической особенностью предпринимательской деятельности (в отличие от наемного рабочего) является неопределенность в выборе не только средств, но и целей деятельности. Отсутствие инструкций и жесткой регламентации приводит к необходимости очень часто принимать важные решения, что служит дополнительной психологической нагрузкой.
Кроме того, предприниматель одновременно выполняет несколько функций, разделенных на сложившемся предприятии. Он одновременно является владельцем предприятия, управляет бизнес-процессами и является работником своего предприятия, как правило, сам организует продажи, а иногда даже выполняет функцию бухгалтера, что создает дополнительную психологическую нагрузку.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Основы предпринимательской деятельности
Становление и развитие теории предпринимательства
1.История возникновения и эволюция теории предпринимательства
Теория предпринимательства развивалась с развитием хозяйственной деятельности человека.
В развитии теории предпринимательства выделяют три волны:
Ричард Кантильон был первым теоретиком в области предпринимательства, работы которого относятся к началу XVIII века. Он первый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения рыночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекулятивный доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений.
Около 1800 года Жан Батист Сэй следующим образом охарактеризовал предпринимателя: «Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области с более низкой в область с более высокой производительностью и результативностью». Адам Смит считал предпринимателем человека, который использует капитал собственника для извлечения дохода;
— вторая волна связана с выделением инновационности как основной отличительной черты предпринимательства. Основоположник – Шумпетер.
В конце XIX века произошло разделение понятий «предприниматель» и «собственник на капитал». В этот период большой вклад в развитие теории
предпринимательства внес Й.А. Шумпетер. В своей работе «Теория экономического развития» он рассмотрел экономическую систему не как пассивный процесс обращения фондов, а как постоянно развивающуюся динамическую систему. В основе такого развития лежат новые комбинации факторов производства. Осуществлять эти комбинации и должен предприниматель. В понятие «осуществление новых комбинаций» Шумпетер вкладывает следующие элементы:
1. Создание новых благ или новых их качеств.
2. Внедрение новых технологий или использование имеющихся технологий, но новым образом.
3. Освоение новых рынков.
4. Получение новых источников сырья и материалов. Эти источники могли существовать и ранее, но не быть вовлеченными в процесс производства.
5. Осуществление соответственной реорганизации производства.
— третья волна отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) Основоположники Тюнин, Найт и др.
Их заслуга заключается в подробной характеристике самого предпринимателя, как обладателя особых качеств. Кроме того, они проанализировали предпринимательский риск и предпринимательский доход. Эти же вопросы рассматривались Мизесом, Хайеком и Кришнером.
Современный этап можно рассматривать как четвертую волну, где акцентируется внимание на управленческом аспекте в анализе действий предпринимателя.
2.История и опыт российского предпринимательства
Предпринимательство начиналось еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов — звероловства и лесного пчеловодства (бортничества). Первыми массовыми представителями этого предпринимательства были купцы, прославившие его не только внутри страны, но и за ее пределами: на Кавказе, в Византии и Багдаде.
К XI веку на Руси появился первый документ, регулирующий предпринимательскую деятельность и отношения между предпринимателями и обществом. Это был кодекс «Русская правда», составленный изначально Киевским князем Ярославом Мудрым и дополненный затем его преемниками.
Характерной чертой этого документа являлось то, что в нем были зафиксированы принцип и право неприкосновенности собственности, предусмотрена возможность банкротства и принципы разрешения имущественных отношений при банкротстве. Например, купец, не вернувший долг по своей вине, мог быть продан в рабство.
Постепенно примерно к XV в. образовалось сообщество предпринимателей, состоящее из ремесленников, купцов, ростовщиков и им подобных. Именно в то время появился термин «предпринимательство», который относился ко всем лицам, занятым деятельностью, направленной на развитие производства, торговли, получение дохода.
В XV—XVI веках предпринимательство было распространено в основном в виде сельских промыслов, представленных изготовлением мочал, звероловством, рыболовством, лесным пчеловодством, смолокурением, солеварением, производством изделий из металлов. Впоследствии расцвела торговля, предметом которой стали смола, воск, меха, кожа, лес, лен, полотно, изделия из кожи и металла.
В XVI веке на Руси зародилась знаменитая Нижегородская ярмарка и начался расцвет торгово-промышленного предпринимательства, в частности, купечества.
Зарождаются поколения предпринимателей. Первым из них считают род Строгановых, ставших крупнейшими купцами и промышленниками в период с XVI поXX век.
Мощным импульсом развития предпринимательства в царской России стала, несомненно, эпоха Петра I. Достаточно сказать, что число мануфактур при Петре увеличилось с 10 до 230. Частично перенимая предпринимательские подходы в Европе, Петр и порожденное им новое поколение предприимчивых людей заложили основы торгово-промышленного бизнеса в царской России.
Дальнейший подъем предпринимательства был связан с отменой крепостного права и проведением земской реформы. С этого периода начинает развиваться капиталистическое предпринимательство, увязанное с купечеством.
Естественно, что царизм, дворянство, помещичий уклад в деревне, консервативная бюрократическая система и чиновничий произвол сдерживали расцвет предпринимательства в России.
Развитие предпринимательства в России прошло три основных этапа :
Специфические черты (особенно с 1649 – 1861 гг.):
— предпринимательство было основано не на свободном наемном труде, а на внеэкономическом принуждении, эксплуатации крепостных крестьян;
— именно «верхушечный» характер предпринимателей. Как правило, предпринимателями становились представители правящих сословий;
— предпринимательство было фактически неотделимо от государственной власти;
— меценатство и благотворительность;
— неурегулированность предпринимательской деятельности правом;
— оно строилось на личных связях, честном купеческом слове.
II. Советский (1917 – 1991 гг.).
После НЭПа вся экономическая жизнь жестко подчинена государству и плану.
Лишь начиная с 1965 года, ознаменовавшегося первой советской экономической реформой, раскрепощающей товарно-денежные отношения, произошло минимальное размораживание предпринимательства.
Новые перспективы для предприимчивых людей открылись с наступлением эпохи «перестройки» и «гласности». Но официальные черты гражданства предпринимательство приобрело только с распадом Советского Союза и провозглашением независимости всех входивших в его состав государств.
III. Современный (с 1991 года) – приватизация, создание правовой базы предпринимательства.
— массовые нарушения в период приватизации;
— широкое использование криминальных методов;
— низкая культура предпринимательства.
В основном сформирована правовая база предпринимательства, повысился уровень экономического развития, формируется культура предпринимательства, возрождаются лучшие традиции отечественного предпринимательства и т.д.
Простота основных потребительских изделий, несложная технология изготовления, относительно небольшие масштабы производства и потребления — вот та среда, в которой действовал предприниматель в прошлом, не подвергаясь особенному риску и имея небольшой капитал. На современной стадии развития экономики положение коренным образом изменилось.
Наряду с государственной, появились новые формы собственности: коллективная и частная. За последнее время почти полностью видоизменились производство и быт людей, а потребность поиска все более эффективных сфер приложения труда и капитала осталась. Поэтому надобность в предпринимательстве по-прежнему сохранилась, изменились лишь его формы, многократно увеличились масштабы, в основном в связи с развитием производительных сил.
Предпринимательство начиналось с развития малого бизнеса. Именно в малом бизнесе предприниматель активен и ориентирован, прежде всего, на какие-то достижения. Вкладывая в собственное предприятие огромное количество энергии, отдавая ему все свое время, он демонстрирует энтузиазм, усердие и преданность делу, что не всегда наблюдается у менеджеров больших компаний. Однако все чаще новое доходное дело оказывается не по силам не только одному человеку, но даже крупному предприятию. Поэтому предпринимательство становится делом коллективным. Конечно, остается место и малому, в том числе индивидуальному предпринимательству, но его деятельность ограничивается в основном коммерцией, сферой обслуживания и частично — сельским хозяйством.
Промышленность и финансы переходят в руки крупного капитала, представленного многочисленными коллективами.
Старое понятие «предпринимательство» в последнее время получило, таким образом, новое содержание. В современном мире предприниматель — это человек, способный понять перспективу и потребности рынка и сочетать это понимание со знаниями в области управления производством и использованием производственных ресурсов в расчете на получение дохода.
3.Нормативная и законодательная база предпринимательства
Правовой фундамент предпринимательства составляют:
— Конституция РФ от 12.12.1993 г., которая гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
— Конституция Республики Татарстан.
— Гражданский кодекс РФ (ч. I принята 21.10.94, ч. II – 26.01.1996) – это своего рода «конституция» предпринимательства, так как в нем унифицировано правовое регулирование рыночных отношений, закреплены основные принципы гражданско-правового регулирования, обеспечены неприкосновенность и равенство защиты всех форм собственности, гарантировано развитие не противоречащих закону видов предпринимательской деятельности.
— Налоговый кодекс РФ.
— Федеральные законы Российской Федерации специального назначения:
«Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. №202-ФЗ;
«О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. №7-ФЗ;
«О производственных кооперативах» от 8.05.1996 г. № 41-ФЗ;
«Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8.02.1998 г. № 14-ФЗ.
— Федеральные законы Российской Федерации общего назначения:
«О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 12.05.1995 г.,
«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 г.;
«Об инвестиционной деятельности» от 26.06.1991 г.;
«Об иностранных инвестициях» от 04.07.1991 г.;
— другие федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных и местных органов власти.
Не рассматривая критически существо этих документов, отметим, что в России создана современная, достаточная и полная нормативно-правовая база для предпринимательской деятельности.
1. Становление и развитие теории предпринимательства
1.История возникновения и эволюция теории предпринимательства
Теория предпринимательства развивалась с развитием хозяйственной деятельности человека.
В развитии теории предпринимательства выделяют три волны:
Ричард Кантильон был первым теоретиком в области предпринимательства, работы которого относятся к началу XVIII века. Он первый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения рыночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекулятивный доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений.
Около 1800 года Жан Батист Сэй следующим образом охарактеризовал предпринимателя: «Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области с более низкой в область с более высокой производительностью и результативностью». Адам Смит считал предпринимателем человека, который использует капитал собственника для извлечения дохода;
— вторая волна связана с выделением инновационности как основной отличительной черты предпринимательства. Основоположник – Шумпетер.
В конце XIX века произошло разделение понятий «предприниматель» и «собственник на капитал». В этот период большой вклад в развитие теории
предпринимательства внес Й.А. Шумпетер. В своей работе «Теория экономического развития» он рассмотрел экономическую систему не как пассивный процесс обращения фондов, а как постоянно развивающуюся динамическую систему. В основе такого развития лежат новые комбинации факторов производства. Осуществлять эти комбинации и должен предприниматель. В понятие «осуществление новых комбинаций» Шумпетер вкладывает следующие элементы:
1. Создание новых благ или новых их качеств.
2. Внедрение новых технологий или использование имеющихся технологий, но новым образом.
3. Освоение новых рынков.
4. Получение новых источников сырья и материалов. Эти источники могли существовать и ранее, но не быть вовлеченными в процесс производства.
5. Осуществление соответственной реорганизации производства.
— третья волна отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) Основоположники Тюнин, Найт и др.
Их заслуга заключается в подробной характеристике самого предпринимателя, как обладателя особых качеств. Кроме того, они проанализировали предпринимательский риск и предпринимательский доход. Эти же вопросы рассматривались Мизесом, Хайеком и Кришнером.
Современный этап можно рассматривать как четвертую волну, где акцентируется внимание на управленческом аспекте в анализе действий предпринимателя.
2.История и опыт российского предпринимательства
Предпринимательство начиналось еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов — звероловства и лесного пчеловодства (бортничества). Первыми массовыми представителями этого предпринимательства были купцы, прославившие его не только внутри страны, но и за ее пределами: на Кавказе, в Византии и Багдаде.
К XI веку на Руси появился первый документ, регулирующий предпринимательскую деятельность и отношения между предпринимателями и обществом. Это был кодекс «Русская правда», составленный изначально Киевским князем Ярославом Мудрым и дополненный затем его преемниками.
Характерной чертой этого документа являлось то, что в нем были зафиксированы принцип и право неприкосновенности собственности, предусмотрена возможность банкротства и принципы разрешения имущественных отношений при банкротстве. Например, купец, не вернувший долг по своей вине, мог быть продан в рабство.
Постепенно примерно к XV в. образовалось сообщество предпринимателей, состоящее из ремесленников, купцов, ростовщиков и им подобных. Именно в то время появился термин «предпринимательство», который относился ко всем лицам, занятым деятельностью, направленной на развитие производства, торговли, получение дохода.
В XV—XVI веках предпринимательство было распространено в основном в виде сельских промыслов, представленных изготовлением мочал, звероловством, рыболовством, лесным пчеловодством, смолокурением, солеварением, производством изделий из металлов. Впоследствии расцвела торговля, предметом которой стали смола, воск, меха, кожа, лес, лен, полотно, изделия из кожи и металла.
В XVI веке на Руси зародилась знаменитая Нижегородская ярмарка и начался расцвет торгово-промышленного предпринимательства, в частности, купечества.
Зарождаются поколения предпринимателей. Первым из них считают род Строгановых, ставших крупнейшими купцами и промышленниками в период с XVI поXX век.
Мощным импульсом развития предпринимательства в царской России стала, несомненно, эпоха Петра I. Достаточно сказать, что число мануфактур при Петре увеличилось с 10 до 230. Частично перенимая предпринимательские подходы в Европе, Петр и порожденное им новое поколение предприимчивых людей заложили основы торгово-промышленного бизнеса в царской России.
Дальнейший подъем предпринимательства был связан с отменой крепостного права и проведением земской реформы. С этого периода начинает развиваться капиталистическое предпринимательство, увязанное с купечеством.
Естественно, что царизм, дворянство, помещичий уклад в деревне, консервативная бюрократическая система и чиновничий произвол сдерживали расцвет предпринимательства в России.
Развитие предпринимательства в России прошло три основных этапа :
Специфические черты (особенно с 1649 – 1861 гг.):
— предпринимательство было основано не на свободном наемном труде, а на внеэкономическом принуждении, эксплуатации крепостных крестьян;
— именно «верхушечный» характер предпринимателей. Как правило, предпринимателями становились представители правящих сословий;
— предпринимательство было фактически неотделимо от государственной власти;
— меценатство и благотворительность;
— неурегулированность предпринимательской деятельности правом;
— оно строилось на личных связях, честном купеческом слове.
II. Советский (1917 – 1991 гг.).
После НЭПа вся экономическая жизнь жестко подчинена государству и плану.
Лишь начиная с 1965 года, ознаменовавшегося первой советской экономической реформой, раскрепощающей товарно-денежные отношения, произошло минимальное размораживание предпринимательства.
Новые перспективы для предприимчивых людей открылись с наступлением эпохи «перестройки» и «гласности». Но официальные черты гражданства предпринимательство приобрело только с распадом Советского Союза и провозглашением независимости всех входивших в его состав государств.
III. Современный (с 1991 года) – приватизация, создание правовой базы предпринимательства.
— массовые нарушения в период приватизации;
— широкое использование криминальных методов;
— низкая культура предпринимательства.
В основном сформирована правовая база предпринимательства, повысился уровень экономического развития, формируется культура предпринимательства, возрождаются лучшие традиции отечественного предпринимательства и т.д.
Простота основных потребительских изделий, несложная технология изготовления, относительно небольшие масштабы производства и потребления — вот та среда, в которой действовал предприниматель в прошлом, не подвергаясь особенному риску и имея небольшой капитал. На современной стадии развития экономики положение коренным образом изменилось.
Наряду с государственной, появились новые формы собственности: коллективная и частная. За последнее время почти полностью видоизменились производство и быт людей, а потребность поиска все более эффективных сфер приложения труда и капитала осталась. Поэтому надобность в предпринимательстве по-прежнему сохранилась, изменились лишь его формы, многократно увеличились масштабы, в основном в связи с развитием производительных сил.
Предпринимательство начиналось с развития малого бизнеса. Именно в малом бизнесе предприниматель активен и ориентирован, прежде всего, на какие-то достижения. Вкладывая в собственное предприятие огромное количество энергии, отдавая ему все свое время, он демонстрирует энтузиазм, усердие и преданность делу, что не всегда наблюдается у менеджеров больших компаний. Однако все чаще новое доходное дело оказывается не по силам не только одному человеку, но даже крупному предприятию. Поэтому предпринимательство становится делом коллективным. Конечно, остается место и малому, в том числе индивидуальному предпринимательству, но его деятельность ограничивается в основном коммерцией, сферой обслуживания и частично — сельским хозяйством.
Промышленность и финансы переходят в руки крупного капитала, представленного многочисленными коллективами.
Старое понятие «предпринимательство» в последнее время получило, таким образом, новое содержание. В современном мире предприниматель — это человек, способный понять перспективу и потребности рынка и сочетать это понимание со знаниями в области управления производством и использованием производственных ресурсов в расчете на получение дохода.
3.Нормативная и законодательная база предпринимательства
Правовой фундамент предпринимательства составляют:
— Конституция РФ от 12.12.1993 г., которая гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
— Конституция Республики Татарстан.
— Гражданский кодекс РФ (ч. I принята 21.10.94, ч. II – 26.01.1996) – это своего рода «конституция» предпринимательства, так как в нем унифицировано правовое регулирование рыночных отношений, закреплены основные принципы гражданско-правового регулирования, обеспечены неприкосновенность и равенство защиты всех форм собственности, гарантировано развитие не противоречащих закону видов предпринимательской деятельности.
— Налоговый кодекс РФ.
— Федеральные законы Российской Федерации специального назначения:
«Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. №202-ФЗ;
«О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. №7-ФЗ;
«О производственных кооперативах» от 8.05.1996 г. № 41-ФЗ;
«Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8.02.1998 г. № 14-ФЗ.
— Федеральные законы Российской Федерации общего назначения:
«О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 12.05.1995 г.,
«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 г.;
«Об инвестиционной деятельности» от 26.06.1991 г.;
«Об иностранных инвестициях» от 04.07.1991 г.;
— другие федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных и местных органов власти.
Не рассматривая критически существо этих документов, отметим, что в России создана современная, достаточная и полная нормативно-правовая база для предпринимательской деятельности.