в каком веке была армения
Историческое развитие Армении
Армянская история и исторические периоды Армении
История Армении – это уникальная мировая сокровищница, полная летописей великих цивилизаций, жизнеописаний легендарных людей, драматических моментов, связанных с стоками становления христианства. Много раз терпела Армения иноземные нашествия завоевателей, не раз казалось, что само имя Армении стерто с карты. Но армянский народ выстоял, отстояв свое существование в тяжелейшей борьбе.
Тридцать тысяч квадратных километров, которые занимает сегодня Республика Армения, составляют лишь малую часть, менее одной десятой, той, огромной исторической Армении, хроники которой стали отдельной главой в мировой истории и культуры.
Через Армянское нагорье проходили важнейшие торговые и военные пути Древнего мира, связывающие Восток и Запад. Столь выгодное положение Армении привлекало к ней и многочисленных завоевателей. Поэтому границы Древней Армении подвергались частым изменениям, а армянам приходилось осваивать все новые земли. Вот почему история Армении богата и бесконечна. Но самыми важными событиями можно назвать следующие…
Древнейшие племена на территории Армении
Урарту
В начале I тысячелетия до н.э. возникает классовое общество. Племена Армянского нагорья объединяются в племенные союзы (Уруатри, Наири, Дайани и др.) на основе которых в XI веке до н.э. образуется могущественное древнейшее рабовладельческое государство Урарту со столицей Тушпа (Ван). В этот период происходит интенсивное этническое единение племен Армянского нагорья и формируется армянская народность.
В течение IX-VI веков до н. э. народами Урартского царства была создана высокая древняя цивилизация, определившая культурное будущее древней Армении. О высотах этой цивилизации свидетельствует не только существование письменности, развитие земледелия, скотоводства и металлургии, но и высокая техника строительства крепостей-городов – Эребуни, Тейшебаини, Аргиштихинили и др.).
Однако внутренние противоречия, отсутствие единства, вторжение ассирийцев привели в начале VI века до н.э. к падению Урарту.
Ервандуни
Ахемениды
В 520 году до н.э. Армянское царство было завоевано персами и оставалось в составе империи Ахеменидов как вассальное государство вплоть до походов Александра Македонского (330 г. до н.э.).
Великая Армения
После падения персидской державы, с началом эллинистической эпохи, возникшей благодаря завоевательным походам Александра Македонского, начинается новая эпоха в развитии древней Армении. Читать далее.
Раздел Армении между Римом и персами и принятие Арменией христианства.
В первые четыре века новой эры Армения постепенно утрачивает самостоятельность. Правление в Армянском царстве делят две могущественные империи – Римская империя и персидское государство Сасанидов. Читать далее.
Дробление на княжества. Падение Сасанидов.
В течение V-VI веков Армения оставалась разделённой между Восточно-Римской империей (Византией) и персидской державой Сасанидов. Читать далее.
Арабский Халифат. Объединение Армении под домом Багратидов.
Опустошительные набеги арабов вынудили бывшую персидскую Армению признать власть Арабского Халифата. Читать далее.
Упадок Армении. Нашествие Византии и турок-сельджуков.
Киликийская Армения
Начало Киликийского царства относят к 1080 году, его основала династия Рубенянов (Рубенидов), ведущей начало от князя Рубена. Читать далее.
Армянское княжество Закаридов в составе Грузинского царства.
В то время как Армянское царство переместилось ближе в Европе на исторических армянских землях (Кавказская часть Армении) начинает возрождаться государственность. Происходит это в XII веке. Читать дале.
Армения под гнетом Османской империи и Персии.
В конце XIII века Осман-бей основал своё государство на окраинах Малой Азии. Так родилась новая великая Османская империя. К концу XIV века они завоевали Малую Азию и Балканский полуостров. Читать далее.
Помощь России в борьбе за освобождение.
Советская Армения
28 мая 1918 Российская Армения была провозглашена независимой республикой. В сентябре 1920 Турция развязала войну против Армении и захватила две трети ее территории. В ноябре в Армению вошли части Красной Армии, и 29 ноября 1920 была провозглашена Армянская ССР. Читать далее.
Независимая Армения
23 августа 1990 на 1-й сессии Верховного Совета Армении была принята декларация «О независимости Армении». В результате была упразднена Армянская Советская Социалистическая Республика и провозглашена независимая Республика Армения. Читать далее.
История Армении (с фильмом)
А рмения, являясь одной из колыбелей цивилизации, с древних времен находилась в центре контактов и взаимодействия между европейскими и восточными цивилизациями. Армянский народ, контактируя с соседними цивилизациями, сохранил и развил свою уникальную культуру, национальную самобытность и сущность. Благодаря этому армяне сквозь тысячелетия достигли нынешнего этапа истории человечества.
История армянского народа охватывает пять тысяч лет. Содержательным стержнем армянской истории являлась история армянской государственности, которая тесно связана с теми же цивилизационными проблемами.
В хронологическом аспекте история Армении делится на несколько эпох:
Древнейший период — с древних времен до падения Ванского царства (до VI века до нашей эры)
Древний период — от создания царства Ервандидов до провозглашения христианства государственной религией (VI до н.э. — IV вв. н.э.)
Средневековье – от провозглашения христианства государственной религии до подъема армянского национально-освободительного движения (с IV века до XVII века). Согласно армянской историографии, средневековье делится на три этапа: раннее средневековье (IV — IX вв.), развитое средневековье (с середины IX в. до конца XIV в.). позднее средневековье (XVв. — середина XVII веков).
Новый период начинается с армянского освободительного движения и длится до провозглашения Республики Армении (с XVII века до 1918 года)
Новейший период включает историю республики в Армении, а также историю НКР (с 1918 года до наших дней).
Дальнейшее развитие земледельческой культуры, падение родоплеменного строя, укрепление власти военных старейшин, формирование городской жизни в III тысячелетии до н.э. приводят к образованию первых государственных образований на Армянском нагорье. На основе единого индоевропейского пранарода возникают новые этнические группы, говорящие на армянском языке и ставшие базой для формирования государственных образований, которые, объединившись под внешними угрозами, привели к формированию первого общеармянского государства на Армянском нагорье — Ванского или Араратского царства (Урарту). Весь этот процесс подтверждается археологическими, лингвистическими, этнографическими, фольклорными, клинописными, антропологическими и другими источниками. За время существования Урартского царства (IX-VII вв. до н.э.) в Армении формируется одна из важнейших цивилизаций Древнего мира государственного уровня, ставшая впоследствии основой последующих древних армянских царств Айказун-Ервандидов, Арташесидов и Аршакидов.
Мужественно защищая родину в древние времена и средневековые, сохраняя национальные ценности и создавая новые, армянский народ продолжил цивилизационный путь становления под руководством и покровительством царских и княжеских домов, а также Армянской апостольской церкви.
На протяжении веков армянский народ противостоял внешним угрозам не только военной силой, но также духовными и культурными ценностям, первым приняв христианство государственной религией (301г.) и созданием Маштоцкого алфавита (405г.). После падения династии Аршакуни в Великой Армении (428г.) носителем государственности стала система нахарарств (княжеские дома).
В течение нескольких столетий армянский народ вел неравную борьбу против иностранных захватчиков. Эта борьба увенчалась восстановлением государственности в 885 году под властью династии Багратидов. Однако целостность армянского государства длилось недолго, и оно, распавшись на несколько крупных феодальных владений, постепенно было завоёвано Византией. После 20-летней борьбы династия Багратуни в 1045 году пала.
Армянскому народу удалось восстановить свою государственность за пределами Армянского нагорья, в Киликии (1080-1375). Коронацией великого князя из рода Рубенянов Левона II в 1198 году Киликийская Армения стала царством. Между Киликийской Арменией и странами Западной Европы установились военно-экономические связи, благодаря которым Киликия приняла институт рыцарства, познакомился с новыми стилями одежды, французскими словами и титулами. В то же время в общественной системе укоренились феодальные отношения. В свою очередь крестоносцы также переняли многое от армян, в частности — строительство башен и некоторые элементы церковного зодчества. У Киликийской Армении была сильная экономика, о чем свидетельствует один из величайших портов того времени — Аяс, через который совершал свое путешествие Марко Поло.
Начиная с XI века, Армения подвергается продолжительным нашествиям и разрушениям различных кочевых племен (сельджуков, монголов, туркмен). Для страны стало судьбоносной борьба между Османской и Сефевидской империями в XVI-XVII веках.
Новая эра истории привела армянский народ с середины XVII века к усилению освободительной борьбы против иностранного ига, во главе которого встала Армянская Апостольская Церковь. Новый этап освободительного движения начинается в начале XVIII века, когда национальный деятель Исраэль Ори связал идею восстановления армянской государственности с Россией.
Центрами борьбы против иностранного господства являются меликства и сгнахи Сюника и Арцаха, несущие в себе многие черты армянской государственности. Их последующее укрепление в 1720-1740-х гг. приводит к восстановлению армянской государственности и международному признанию на определенный период в этой части Армении.
В конце XVIII века армянские общественные деятели продолжили развивать идею по восстановлению армянской государственности с помощью России. Программа представителя армянского просвещения и освободительной. идеологии Шаамира Шаамиряна, проживающего в Индии, предлагала прогрессивное для своего времени устройство Армении после восстановления государственности – республику с конституцией.
В начале XIX века Россия начала осуществлять свою экспансионистскую политику в Закавказье. Армянский народ связывает освобождение от турецко-персидского ига с Россией, оказывая всестороннюю поддержку российским войскам в войне в Османской империей и Ираном. Однако после присоединения Восточной Армении к России, царский двор отказывается от программ по освобождению Армении.
В отличие от восточных армян, которые получают определенные гарантии для жизни в условиях российского господства, западные армяне продолжают подвергаться в Османской империи национальному, религиозному и социальному преследованию. В последней четверти XIX века центральной осью армянской общественно-политической жизни становится поднятый в 1878 году на дипломатических площадках Сан-Стефано и Берлина и подписанных договорах вопрос проведения реформ в областях Османской империи с преимущественно армянским населением, который в международной дипломатии получает название «Армянский вопрос».
Армянская общественность, воспринимая «Армянский вопрос» как основу для освобождения Западной Армении из-под османского ига, постепенно направляет весь свой потенциал на его реализацию. Формируются освободительные объединения и национальные партии, расцветает армянское освободительное движение. Интернационализация «Армянского вопроса» оказывает свое благотворное влияние на разносторонний и беспрецедентный подъем армянской культуры в конце XIX века.
Однако власти Османской империи предпочитают собственное и уникальное решение «Армянского вопроса» — геноцид армянского населения. Программу по уничтожению всех армян империи, начатую султаном Абдулом Гамидом II, в 1908 году продолжает пришедшая к власти партия «Единение и прогресс» младотурков. Во годы Первой мировой войны, установив в стране националистический экстремистский режим, они проводят чудовищную политику уничтожения и депортации армян. Только в течение нескольких месяцев 1915 года было уничтожено основное коренное население Западной Армении – порядка 1,5 млн. человек, уничтожено все культурно-историческое наследие армянского народа.
Во время ужасных годов Геноцида армянский народ продолжает свою упорную борьбу против турецкого ига. Армянские мужчины героически сражаются против османских армий в добровольческих отрядах, спасая женщин и детей от произвола турецких властей и натравливаемых ими курдских банд, освобождая группы депортируемых. Благодаря самообороне, организованной в ряде районов Западной Армении (Ван, Сасан-Муш, Шапин, Карахисар, Урфа) и Киликии (Сутия, Хаген и в других местах), многие армяне были спасены от резни.
В возникших после революции в России сложных геополитических условиях в 1918 году перед лицом уничтожения оказалось также население Восточной Армении. Воспользовавшись исходом русских войск с Кавказского фронта, турецкая армия начинает широкомасштабное вторжение в Закавказье, которое сопровождается массовым уничтожением армянского населения. Благодаря нечеловеческим усилиям и общенационального единения армянскому народу удалось избежать последних аккордов продолжающегося геноцида и, организовав серьезное сопротивление движению превосходящих многократно турецких войск, остановить их в мае и разбить.
Сражения у селений Сардарапат и Баш-Апаран стали не только эпизодами героической обороны и пресечения геноцида, но и восстановления армянская государственности формированием Республики Армения.
В новейшую эпоху армянский народ вступает с восстановленной государственностью. Первая страница новейшего периода истории Армении была открыта в мае 1918 года славными победами армянского народа против турецких войск в Восточной Армении. На базе провозглашенной в 1918 году республики, в 1920-1921 годах сформировалась Советская Социалистическая Республика Армения.
В первые годы его существования, особенно до вступления в 1922 года в состав Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики (ЗСФСР), а затем — Союз Советских Социалистических Республик, Армения сохраняет свой суверенитет и некоторые функции суверенного государства. Независимо от того, насколько политическая система Советской Армении отличалась от республики 1918-1920-го года, (отсутствие возможности осуществлять независимую политику, реализации демократических ценностей), она являлась проявлением государственности и обеспечивала гарантии национальной идентичности армянского народа, его безопасности, экономического и культурного развития.
В 1920-х и 30-х годах как во всем Советском Союзе, в Армении также создалась однопартийный, диктаторский режим. Многочисленные невинные армяне становятся жертвами репрессий сталинского периода. Они особенно усилились в 1930-х годах, когда руководство СССР отказалось от новой экономической политики, в значительной степени способствовавшей оживлению экономики, и перешла к индустриализации и насильственной коллективизации сельского хозяйства.
Тем не менее, в составе Советском Союзе Армения добилась серьезных достижений: создаются десятки крупных промышленных предприятий, сделав страну из аграрной в промышленную, определенный прорыв переживает культурная жизнь, в 1920-х годах репатриировали тысячи армян из диаспоры. В 1936 после роспуска ЗСФСР, Армянская ССР непосредственно вступает в состав СССР.
Армянский народ принимает активное участие во Второй мировой войне. Более полумиллиона армян борются с фашизмом на разных фронтах, и более ста армян были удостоены звания Героя Советского Союза. Из шести армянских национальных войск, проходя славный путь, столицы Германии Берлина достигает 89-я Таманская дивизия.
В ночь на 14 июня 1949 года в Закавказье одновременно арестовали десятки тысяч армян, причем брали не отдельных «врагов народа», а семьями, включая детей и стариков. Большая их часть (3837 семей или более 15700 человек) была переселена в Алтайский край и другие регионы Восточной Сибири.
После смерти Сталина и «разоблачения культа личности» общественно-политическая жизнь в Армении активизируется. По случаю 50-летия Геноцида армян в 1965 году начинается армянское пробуждение, укрепляются связи между Арменией и диаспорой, новые стимулы обретает экономическая и культурная жизнь страны. Однако этот процесс не только остановился в 1980-х годах, но и погрузился в глубокий застой. В Армении формируется национальное диссидентское движение, целью которого является признание Советским Союзом Геноцида армян, реализация в Армении европейских конвенций по правам человека, а в месте с тем и восстановление независимости.
В ночь на 14 июня 1949 года в Закавказье одновременно арестовали десятки тысяч армян, причем брали не отдельных «врагов народа», а семьями, включая детей и стариков. Большая их часть (3837 семей или более 15700 человек) была переселена в Алтайский край и другие регионы Восточной Сибири.
После смерти Сталина и «разоблачения культа личности» общественно-политическая жизнь в Армении активизируется. По случаю 50-летия Геноцида армян в 1965 году начинается армянское пробуждение, укрепляются связи между Арменией и диаспорой, новые стимулы обретает экономическая и культурная жизнь страны. Однако этот процесс не только остановился в 1980-х годах, но и погрузился в глубокий застой. В Армении формируется национальное диссидентское движение, целью которого является признание Советским Союзом Геноцида армян, реализация в Армении европейских конвенций по правам человека, а в месте с тем и восстановление независимости.
В условиях открытости и гласности объявленной в 1985 году политики «Перестройки», в Советском Союзе поднимают голову десятилетиями скрытие национальные вопросы, которые становятся одним из ключевых причин распада СССР.
Начавшееся в 1988 году мощное движение в Нагорном Карабахе (Арцах) за выход из состава Азербайджанской ССР и вхождения в состав Армянской ССР проводит к погромам армянского населения в Сумгаите, что дает толчок для начала межэтнического противостояния, нерешенного по сей день. На почве борьбы за право обеспечения безопасности армянского населения в Армении новые обороты обретает движение за независимость. 23 августа парламент Армянской ССР декларирует о независимости, а референдум 21 сентября 1991 года официально закрепляет статус независимого государства.
2 сентября 1991 года формируется Нагорно-Карабахская Республика, независимость которой закрепляется референдумом 10 декабря 1991 года, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана. Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над самим Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами. С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек, и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома. Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.
История армянского народа с древнейших времен до наших дней.
Важнейшие исторические события
Формирование армянской народности
Армяноговорящие племена жили в юго-восточных областях Армянского нагорья с конца II тысячелетия до н. э. Вероятно в исторической области Мелитена. Они мигрировали в эту область с запада, согласно основной Курганной гипотезе с Балкан, или, возможно, согласно Анатолийской гипотезе с западной части Малой Азии.
В этот же период, в конце II тысячелетия до н. э. в центральной части Армянского нагорья проживали хурриты, оставшиеся после распада государства Митанни, хетты и ливийцы, оставшиеся после распада Хеттского царства, и урарты, мигрировавшие на Армянское нагорье из области Рeвандуз, находящейся в настоящее время на северо-западе Ирана, в пределах озера Урмия.
Эти народы стремились защититься от регулярных набегов ассирийцев с юга, и постепенно в XIII—XII веках в окрестностях озера Ван возникает союз племён наири, на основе которого к IX веку до н. э. возникает государство Урарту, во главе которого стояла урартскоязычная знать, и которое включило в себя ряд областей смешанного национального состава.
Следуя из этих обстоятельств, можно утверждать, что армяне являются наследниками, как исконных жителей Армянского нагорья, так и тех народов, которые переселились сюда с запада Малой Азии.
История древней Армении
После падения Урарту на армянском нагорье произошел регресс, возврат к общинно — племенному быту, и территория к концу VI века до н. э. попала под сильное влияние империи Ахеменидов, распространивших здесь свои культурные традиции и зороастризм. Всю территорию расселения армян со времён античности разные соседи называли именами, связанными с Мелитеной.
Первые упоминания об Армении встречаются в клинописях персидского царя Дария I, правившего в 522 — 486 гг. до н. э., также у Геродота (V в до н. э.) и у Ксенофонта (V в до н. э.), который в своем сочинении «Анабасис» описал отступление греков через Армению к Чёрному морю в 401-400 гг. до н. э.
В «Киропедии» Ксенофонт повествует об армянском царстве VI в. до н. э., подчиненном Мидии, но стремившемся к независимости. Царь Армении не назван по имени, но упомянуты его сыновья — Тигран (товарищ Кира) и Сабарис, военачальник Эмбас; отмечены немалые богатства и военные силы царства, приведены интересные подробности о быте древних армян. Кир, тогда ещё мидийский полководец, приводит Армению к повиновению мирным путём и даже регулирует её отношения с северо-западными её соседями — халдами (халибами).
В дальнейшем Кир опирается при свержении Мидийского и основании собственного царства также на армянские войска во главе с Тиграном. Сведения Ксенофонта в некоторой степени совпадают с сообщениями Мовсеса Хоренаци о союзе Кира с армянским царем Тиграном, сыном царя Ерванда, направленным против Мидии.
Во всяком случае, в 521 год до н. э. (год, событиям которого посвящена Бехистунская надпись Дария I) мы видим Армению уже сатрапией Ахеменидской державы, причём сатрапией, восставшей против персов в пользу самозваного мидийского царевича, из чего явствует, что армяне считали своими законными правителями мидийцев.
Автор надписи, Дарий I, впервые упоминает здесь Армению под её нынешним именем Армина (в вавилонском тексте все ещё фигурирует старое название «Урарту»). Восстание усмиряется в пяти сражениях двумя полководцами Дария (один из которых, Дадаршиш, был армянином). Согласно Геродоту, армянские земли были включены в две ахеменидские сатрапии: 13-ю и 18-ю.
Ксенофонт, отступивший в 401 г. до н. э. через Армению вместе с 10 тыс. греков после битвы при Кунаксе, упоминает сатрапа Армении Ерванда (Оронта), женатого на дочери персидского царя, и Тирибаза, гиппарха Западной Армении. Персидское владычество в Армении длилось более двух столетий (550—330 гг. до н. э.). При последних персидских царях династии Ахеменидов Армения наслаждалась миром и благоденствием. Правители империи мало интересовались внутренними армянскими делами, торговля и сельское хозяйство процветали.
В IV—II веках до н. э. стала формироваться сложная система армянского язычества. Кроме прославленных храмов Солнца и Луны в Армавире, армяне возвели и содержали целый ряд святилищ и алтарей в священном лесу под Артишатом, в провинции Тарон недалеко от Муша. Там было расположено несколько храмов, самый известный из которых посвящался богине Анахит.
Пантеон древних армян был синкретическим. Местных богов почитали наряду с привнесёнными из греческой мифологии и персидских верований вкупе с древними культами, пережившими падение Урарту. Часто существовали две или три ипостаси одного и того же божества: ярким примером этого служит Арай — Арамазд/Ахурамазда — Зевс. Среди наиболее употребительных культов древних армян следует отметить поклонение Михру/Митре, которого отождествляли и с Солнцем (Гелиосом), и с Аполлоном, и с Гермесом.
Древние армяне придавали большое значение всяческим оракулам, предзнаменованиям и божественным откровениям. Существовала вера в духов и мифических существ (вишапы, дэвы и др.)
После принятия христианства в Армении в качестве официальной религии языческие традиции жестоко преследовались из-за чего сегодня имеется мало сведений об армянском язычестве.
Армения оставалась под властью Персии до тех пор, пока Александр Великий не присоединил к своему государству всю Персидскую монархию, а вместе с нею и Армению (в 330 г. до н. э.). Впрочем, его власть над Арменией была чисто номинальной, так как по территории Армении македонцы не проходили, и, как результат, после смерти Александра сатрап Восточной Армении Оронт (Ерванд) провозгласил себя царем. Это самостоятельное «Араратское царство» со столицей в Армавире было ликвидировано Антиохом Великим; однако после поражения Антиоха от римлян поставленные им местные правители (видимо из старого царского рода) Артаксиас (по-армянски Арташес) и Зариадрес (Зарех) в 189 году до н. э. провозгласили себя царями.
В результате возникли три армянских царства, получивших названия соответственно: Великая Армения (к востоку от Евфрата до Араратской долины включительно, во главе с Арташесом), Малая Армения (к западу от Евфрата, где правил Митридат, родственник и союзник Антиоха) и Софена, по-армянски Цопк, (в районе нынешнего Диярбакыра, там правил Зарех).
Вслед за этим, заключив военный и родственный союз с Митридатом Евпатором, за которого он выдал свою дочь Клеопатру, Тигран занял Сирию и Палестину, ликвидировав царство Селевкидов. В новозавоеванной области он отстроил новую столицу Тигранакерт, куда насильственно переселил жителей множества греческих городов. Тигранакерт стал второй столицей, соперничавшей с Арташатом.
На самом гребне успехов Тигран сталкивается с римлянами под предводительством сначала Лукулла, а затем Помпея и к 63 году до н. э. теряет почти все свои завоевания. Его сын Артавазд был вероломно захвачен в плен Антонием.
При Августе Армения безусловно была частью зоны римского влияния, но после его смерти на влияние в Армении начинает претендовать Парфия, тем более что династия Арташесидов пресеклась в конце I века до н. э. со смертью царицы Эрато, и армяне сами стали обращать взгляды на близких к ним в культурном и бытовом отношении парфян. С этого времени начинается длительный период противоборства Рима/Византии и Парфии/Персии за господство в Армении
География Армении в древности.
Великая Армения и Малая Армения.
История Великой Армении — вкратце
Армянское государство на территории Великой Армении существовало до 428 г., когда было ликвидировано Сасанидским Ираном. В средние века территория Великой Армении завоевывалась арабами, византийцами, сельджуками, монголами. В конце XV века Армения была персидской провинцией, западную часть которой спустя век завоевал турецкий султан Селим II. Со времён русско-персидских войн (1813, 1828) и русско-турецкой войны (1878) эта восточная часть перешла во владение русской державы. Ныне на территории части исторической Восточной Армении расположена Республика Армения. Западная Армения находится на территории Турции.
История Малой Армении — вкратце
Династия Митридата царствовала в Малой Армении до конца I в. до н. э., когда Митридат Евпатор присоединил страну к своему царству. Разгромив его, Помпей отдал страну своему союзнику Дейотару, тетрарху Галатеи. После смерти сына этого царя римляне передавали страну различным властителям и потом обратили её в римскую провинцию. Как римская провинция она отошла при разделе Римской империи к Восточной империи. Впоследствии входила в состав Османской империи и Турции.
Армения при Аршакидах,
принятие армянами христианства
В результате Нерону пришлось признать Тиридата царем Армении ; уступка (чисто престижная) со стороны парфян заключалась в том, что Тиридат доложен был получить сан из рук самого Нерона и с этой целью совершил поездку в Рим. С этого момента Великая Армения на некоторое время превращается в буферное государство между Римом и Парфией, под управлением армянской ветви династии Аршакидов. Возрождение иранских обычаев и верований при Тиридате подорвало тенденцию романизации, явно заметную в Армении и Парфии предыдущего столетия.
Траян, начавший войну с Парфией, объявил в 117 г. Армению римской провинцией, но Адриан отозвал римские легионы за Евфрат. Отношения между Арменией и Ираном при Аршакидах стали враждебными, когда Аршакиды были свергнуты Сасанидами. С точки зрения Сасанидов армянские Аршакиды были последышами смещенной ими ненавистной династии, которую надлежало искоренить. Хосров I долгое время воевал с Арташиром, основателем династии Сасанидов. В середине III в. Арташир на некоторое время подчиняет себе всю Армению.
Святой Григорий Просветитель
Первостепенную роль в принятии христианства армянами сыграл святой Григорий Просветитель, ставший первым Католикосом Армянской Церкви (302—326). Вначале христиане подвергались гонениям, но когда Тиридат сам принял христианство (в 301 г.), оно было сделано государственной религией и, не без кровавых распрей, изгнало традиционную национальную армянскую религию, связанную в основном с древнеиранскими верованиями.
В 332—338 годах царём Армении был Хосров Котак. Ввиду изменения русла Аракса и ухудшившейся экологической обстановки, царь построил город Двин и переселил жителей туда. Мовсес Хоренаци говорит об этом следующим образом: «Ибо в то время Арес сопутствовал солнцу, и дули знойные, зараженные зловонием ветры. Не будучи в состоянии вынести это, жители Арташата добровольно согласились на переселение.»
Аршак II, желая укрепить центральную власть и навсегда покончить с сепаратизмом нахараров, прибег к решительным мерам. Он основал у южного подножия горы Арарат город, названный Аршакаваном. В нём могли находить убежище бежавшие от своих хозяев крепостные и рабы, а также неоплатные должники. Таким образом царь рассчитывал увеличить за счёт подвластных нахарарам людей собственное податное население. Нахарары резко протестовали и требовали от царя, чтобы им вернули их слуг, тем более что существовал закон о возвращении беглых. Но Аршак запретил применять этот закон в окрестностях нового города. Тогда нахарары во главе собственных отрядов двинулись к Аршакавану и взяли его штурмом. Все двадцатитысячное население было поголовно истреблено.
Аршак вступил с мятежниками в ожесточенную борьбу. Он отнял у вождей нахараров Камсараканов Гирак и Аршаруник, занял крепость Артагерс и истребил весь род Камсараканов. После этого многие нахарары отдались под покровительство Ирана. Угроза персидского завоевания возрастала с каждым годом. Между тем Римская империя ослабла. Персы постепенно вытеснили римлян из Месопотамии, а в 361 г. император Иовиан подписал с шахом Шапуром II мир, согласно которому обязался не оказывать больше никакой помощи армянам.
Спустя некоторое время сперва от Аршака отошло Алдзникское нахарарство, потом восстали и перешли на сторону персов владетели других окраинных областей. Ввиду этих многочисленных измен царское войско оскудело людьми. Из-за смуты продолжать военные действия стало невозможно.
В 360-х годах Армения вела ожесточенную борьбу против Персии. Персы вторглись в Армению, взяли и разрушили Тигранакерт, а затем, перейдя реку Арацани и продвигаясь по течению Евфрата, заняли Ани-Камах. Но в решительном сражении на Араратской равнине армянские войска, руководимые Васаком Мамиконяном, наголову разбили врага. В войне наступил перелом, и все попытки персов продвинуться вглубь страны были отбиты.
Однако распри между царем и нахарарами, утихшие было на время, вспыхнули с новой силой. Ввиду тяжёлого положения внутри страны, Аршак принужден был искать мира. В 367 г. Шапур пригласил армянского царя и Васака Мамиконяна в Ктесифон, якобы для заключения мирного договора. Здесь обоих вероломно схватили. Васак был казнен, а Аршак II заключен в темницу.
Войны между Римом и Персией за Армению
Царь Пап
Но в то время, когда Армянское царство казалось уже окончательно сокрушенным, прибыл Пап с большим римским войском. Вокруг него стали объединяться разрозненные отряды патриотов, и вскоре ожесточенная война возобновилась. Потерпев несколько поражений, персы отступили. В 369 г. вместе с Мушегом Мамиконяном (сыном казненного персами Васака) царь вошёл в Арташат. В 371 г. Шапур опять напал на Армению.
Решительное сражение произошло у подножия горы Нпат на Дзиравской равнине. Армянская армия, которую поддерживал большой римский отряд, присланный императором Валентом, сражалась с большим мужеством и одержала победу. Шапур вынужден был признать Папа царем Армении. Несмотря на юный возраст, тот проявил себя незаурядным государственным деятелем. В течение всего своего царствования ему удавалось поддерживать мир с Ираном и тем дать стране хотя и короткую, но очень нужную ей передышку.
Независимая и самостоятельная политика Папа (в особенности его частые сношения с шахом) не понравились римлянам. В 374 г. римский полководец Теренций пригласил Папа к себе на пир. Здесь прямо за столом армянский царь был зарублен римскими легионерами.
Раздел Армении и войны армян за веру
В 387 г. Армения подверглась разделу: меньшая часть отошла к Риму, основная — к Персии, север (провинции Арцах, Утик и Шакашен) — к Албании, которая также становится вассалом Персии.
В персидской части Армении некоторое время ещё сохранялась власть Аршакидов, но в 428 г. персидский царь Варахран V обратил Армению в провинцию Сасанидского государства и низвержением Арташеса положил конец Аршакидской династии и в Армении.
В 438 г. персидским царем стал Йездигерд II, который, укрепив международное положение своей империи, задался целью и внутреннего единства. Для армян были убраны некоторые привилегии и приказано перейти в зороастризм. Эти требования спровоцировали восстания в Армении, началась война между войсками повстанцев и Сасанидской армией. Решающим эпизодом войны стала Аварайрская битва, в ходе которой погиб вождь повстанцев Вардан Мамиконян. Несмотря на победу персов, Йездигерд II не был счастлив: Армения была разорена, приток налогов и воинов оттуда резко сократился. К тому же вновь начали беспокоить кочевники. В попытке исправить ситуацию он разрешил армянам исповедовать христианство, а тем, кто силой был вынужден перейти в зороастризм, разрешил вернуться в христианство.
В 460-х годах новый царь Персии Пероз вновь начинает политику преследования христианства. Произошло новое восстание, и в 484 году армяне и персы заключили Нварсакский договор, по которому Армения вновь получила полунезависимый статус с полной религиозной свободой.
В 591 году великий византийский воин и император Маврикий одержал победу над персами и вернул империи большую часть оставшейся территории Армении. Маврикий был свергнут тираном Фокой, который в свою очередь был свергнут Ираклием. В 629 году Ираклий завершил завоевания, начатые Маврикием.
Арабское завоевание Персии
Династия Сасанидов была разгромлена в 630-е годы завоевателями Передней Азии — арабскими калифами. В 645 арабские армии Халифата атаковали Армению. Большая часть Армении являвшейся частью Сасанидской державы, входившей в состав персидской провинции Перс-Армения, была завоевана арабами в 645 году, как и весь остальной Иран.
Армянский генерал Теодорос Рштуни был назначен арабами верховным правителем Армении, Грузии и Албании Кавказской. Во время войн между калифами и византийскими императорами Армения снова страшно страдала и управлялась частью византийскими, частью арабскими наместниками. Наместники Сасанидов назывались марзпанами и пользовались во многих отношениях неограниченной властью; при господстве калифов наместники назывались остиканами, а при византийских императорах — куропалатами. В VIII веке в Армении происходили восстания, вызванные жестокостью арабских сборщиков налогов. В результате их подавления большая часть земель Армении обезлюдела.
Армяне в Византии
Средневековая Армения.
Анийское армянское царство. Багратиды.
С конца IX века династия Багратидов ненадолго привела Армению к культурному, политическому и экономическому подъему. Багратидская Армения (Анийское царство)была признана суверенным царством двумя главнейшими силами региона: Багдадом в 885 году и Константинополем в 886 году.
«Дабиль столица Армении и в нем Санбат, сын Ашуга. Город постоянно находился в руках знатных христиан, а христиане составляют большую часть обитателей Армении, она же «царство Арман». Армения граничит с Римом и пределы ее до Берда’а, до Джазиры и до Азербайджана.»
Таким образом, внутренне ослабшая Армения стала лёгкой мишенью для Византии. В 1021 году византийцы присоединили к себе Васпуракан, а в 1045 захватили Ани. В 1064 году город захватили и разрушили турки-сельджуки во главе с Алп-Арсланом.
Армянское Киликийское царство,
Поскольку армяне являлись врагами сельджуков и имели неприязненные отношения с византийцами, они благожелательно отнеслись к графу крестоносцев, и, когда Торос был убит, Балдуин был сделан правителем нового Эдесского Графства крестоносцев. По всей видимости, армянам нравилось правление Балдуина и крестоносцев вообще, поэтому многие из них воевали бок о бок с христианами Европы. После того, как Антиохия была взята в 1097 году, Константин, сын Рубена, получил от крестоносцев баронский титул.
Проваленный Третий крестовый поход и некоторые другие события сделали Киликию единственной значимой присутствующей на Ближнем Востоке христианской страной. Такие мировые силы как Византия, Священная Римская империя, папство и даже Аббасидским халиф соперничали за влияние над Киликией. Каждый стремился стать первым, кто признает принца Малой Армении Левона II из династии Хетумидов законным королём. В результате, 6 января 1198 года в городе Тарс он был коронован и провозглашён царём и Германской и Византийской империями.
На коронации Левона II присутствовали представители и христианских и нескольких мусульманских стран, таким образом, подчеркнув значительное положение, которые приобрела Киликия. Армянское правительство бывало в частом контакте с крестоносцами и определённо оказывало содействие и в других крестовых походах.
Как только католические семьи начали распространять своё влияние на Киликию, Папа римский захотел, чтобы армяне приняли католичество. Эта ситуация разделила население царства на прокатолические и проапостольские лагеря.
Армянская независимость продлилась до 1375 года, когда египетские мамлюки во главе с султаном Шобаном, воспользовавшись нестабильной ситуацией в Киликии, разрушили её. Последний царь, Левон VI, из рода Лузиньянов, но с материнской стороны Рубенид, освободившись из египетского плена, уехал в Париж, где скончался в 1393 году. С этого времени Киликийская Армения стала зависимым государством и перешла в 1403 году от египетских султанов под власть Караманидов, в 1508 году персов и, наконец, в 1522 и 1574 годах — под власть османов.
Армения под властью тюрок. 1071-1501 гг.
В середине XI века Армения начинает подвергаться набегам турок-сельджуков — завоевателей, нахлынувших из Средней Азии и утвердившихся в Иране. В 1048 году они разоряют Арзни, расположенный вблизи Эрзерума, а в 1064 г. захватывают Ани. В 1071 году, после того как византийская армия была разгромлена сельджуками в битве при Манцикерте, турки захватили оставшуюся часть Великой Армении и большую часть Анатолии. Только несколько армянских князей сохранили свою независимость (которую потеряли в 1242 году, когда монголы завоевали всю Армению).
После смерти Мелик-шаха, власть сельджуков на местах постепенно угасала и оказывалась в руках местных правителей. Так вся Армения, а также большая часть западного Ирана, Персидского Ирака и Закавказье, оказались под властью Атабеков Азербайджана из династии Ильдегизидов.
В течение короткого периода в конце XII — начале XIII веков мусульманские силы на территории Великой Армении были серьёзно вытеснены усилившейся грузинской монархией в период правления там царицы Тамары. Местная армянская знать (нахарары), объединив свои усилия с грузинами, смогли освободить территории на северо-востоке Армении. Эти земли управлялись Закарянами/Мхаргрдзели известным армяно-грузинским знатным родом, находившимися под властью грузинской короны. Ильдегизиды дважды отразили вторжение грузинских войск в Армению, отвоевав и заново отстроив Ани.
В составе государства Атабеков Азербайджана Армения пребывала до монгольского вторжения. После него Армения была ареной войны между Атабеками, хорезмшахом Джелал ад-Дином и монголами, завершившейся окончательной победой и покорением Армении и всего региона монголами. Лишь армянское Хаченское княжество, располагавшееся на территории нынешнего Нагорного Карабаха, оставалось более-менее независимым.
Европейский путешественник начала XIV века Журден де Северак, описывая Армению, пишет:
«Живут в этой провинции главным образом армяне-схизматики. … Эта Армения в длину тянется от Себаста [Сиваса] до равнины Ороган [Мугань], а в ширину от гор Баркар до Тауриса [Тебриза]…»
В течение XV века части территорий Армении входили в состав государств, созданных прошлыми тюркскими кочевыми племенами Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу. В это время наблюдался процесс вытеснения армянского населения из Армении тюркскими племенами.
Утвердившаяся в 1501 году в Иране и Азербайджане династия Сефевидов ликвидировала государство Ак-Коюнлу, и после этого Восточная Армения стала частью государства Сефевидов. Западная Армения позднее вошла в состав Османской империи.
Войны Османской империи с Персией
за обладание Арменией
В 1604 году Аббас I Великий совершил поход выжженной земли против османов в Араратской долине. Из Восточной (закавказской) Армении были выселены свыше 250 тыс. армян. Аракел Даврижеци, автор XVII века, сообщает:
«Шах Аббас не внял мольбам армян. Он призвал к себе своих нахараров и назначил из них надсмотрщиков и проводников жителей страны, с тем чтобы каждый князь со своим войском выселил бы и изгнал население одного гавара. [Население] собственно города Еревана, Араратской области и отдельных близлежащих гаваров [было поручено] Амиргуна-хан».
Город Джульфа в провинции Нахичевань был взят в самом начале нашествия. После этого армия Аббаса развернулась веером вдоль Араратской равнины. Шах следовал осторожной стратегии: наступал и отступал в зависимости от ситуации, он решил не подвергать риску свой поход в лобовых столкновениях с более сильными отрядами противника.
Часть территории Армении с XV века была известна также как Чухур-Саад. Административно она образовывала Чухур-Саадское беглябегство Сефевидской державы со времен Исмаила I-го. После смерти Надир-шаха и падения династии Афшаров, местные правители из кызылбашской племени Устаджлу, являвшимися наследственными владетелями Чухур-Саада объявили свою независимость с образованием Эриванского ханства. В результате вытеснения армянского населения из Армении армяне к XVIII веку составляли 20 % от общего числа населения Чухур-Саадской области.
С конца XVII до середины XVIII века на территории Нагорного Карабаха, при севевидском шахе Аббасе I, были созданы пять армянских меликств (мелкие княжества) — Хамс. Армянское население Хамсы управлялось князьями из родов Мелик-Беглерян, Мелик-Исраелян, Малик-Шахназарян, Мелик-Аванян и Гасан-Джалалян, из которых только Гасан-Джалаляны были коренным родом, тогда как другие князя были переселенцами из других областей исторической Армении. В XVIII веке Давид-Бек и Иосиф Эмин возглавляли борьбу закавказских армян против турок и иранцев.
Восточная Армения в составе России
С начала XIX века территории исторической Восточной Армении постепенно присоединяются к Российской Империи. В результате русско-персидской войны 1803—1813 г.г. к России было присоединено азербайджанское Карабахское ханство (был образован в середине XVIII века после захвата армянских меликств Хамсы), нагорная часть которого была населена преимущественно армянами, а также Зангезур (Сюник) со смешанным населением.
Дважды предпринимавшиеся попытки осадить Эривань не увенчались успехом. Однако в ходе Русско-персидской войны 1826—1828 Эривань была взята графом Паскевичем (5 октября 1827 г.); несколько ранее (в июне) пала и столица азербайджанского ханства город Нахичевань.
Подписанные затем Туркманчайский мирный договор отдавал территории этих ханств России и устанавливал в течение года право свободного переселения мусульман в Персию, а христиан — в Россию. На месте Эриванского и Нахичеванского ханств была образована Армянская область, и в неё были массово переселены из Ирана потомки армян, насильственно выселенных персидскими властями из Закавказья в XVI—XVII вв. Впоследствии Армянская область была преобразована в Эриванскую губернию (1849).
Армяне в Османской империи
Османская империя управлялась в соответствии с исламскими законами. Такие «неверные», как христиане и евреи должны были платить дополнительные налоги, чтобы удовлетворять требованиям своего статуса зимми. Армяне, проживающие в Константинополе, пользовались поддержкой султана, в отличие от тех, кто проживал на территории исторической Армении. Они были подвержены жестокому отношению со стороны местных паша и беев и вынуждены были платить ещё и налоги, наложенные курдскими племенами. Армяне (как и другие христиане, проживающие в Османской империи) также должны были отдавать часть здоровых мальчиков султанскому правительству, которое делало из них янычар.
Армянский вопрос и
национально-освободительное движение армян
Оттоманские государственные службы и банковские системы были во многом укомплектованы армянами и греками. Более высокий культурный уровень и усердие сделали их предметом зависти со стороны местного населения — турецких торговцев и посетителей базаров.
Армянское национально-освободительное движение было попыткой армян освободить свою родину на востоке Малой Азии и в Закавказье от османского и русского доминирования и восстановить независимость Армении. Национально-освободительное движение балканских народов и последующее вовлечение европейских сил в Восточный вопрос оказали сильное влияние на подавленное на этот момент национальное движение армян в Османской империи и на развитие национально-освободительной идеологии.
В 1908 году в Турции произошла революция, возглавляемая так называемым «Комитетом единения и прогресса», или младотурками. Комитет провозгласил конец деспотического правления Абдул-Гамида II и начало нового курса в отношении национальных меньшинств империи. Армяне поддержали движение младотурок и приняли участие в формировании нового правительства. Однако вскоре произошла зверская резня в Адане (Киликия), где погибло более 15000 армян.
Геноцид армян в Османской империи
В последние годы существования Османской империи в ней начались этнические чистки среди христианского населения, особенно сильно в которых пострадали армяне. Первая волна убийств прошла в 1894—1896 годах, а последняя — в 1915—1923 годах. В ходе Первой мировой войны османские турки обвинили армян в союзе с Российской империей и использовали это как предлог для объявления всего армянского населения врагом внутри страны.
События с 1915 по 1923 года расцениваются подавляющим большинством историков именно как поддержанное государством массовое убийство — геноцид армян в Османской империи. Турецкие власти, однако, утверждают, что смерти были результатом гражданской войны, сочетавшиеся с болезнью и голодом, с жертвами с обеих сторон.
Большинство главных организаторов и исполнителей геноцида были ликвидированы армянскими народными мстителями в ходе операции «Немезис».
В память о жертвах геноцида 24 апреля объявлено днём траура в Армении.
Демократическая Республика Армения
После Октябрьской революции 1917 года и полного развала Российского государства, в Закавказье образовалась Закавказская федерация с центром в Тифлисе. В сентябре 1917 года на съезде в Тифлисе был избран Армянский Национальный Совет — впервые появившийся у Армении верховный политический орган с тех пор, как в 1375 году пала Малая Армения. Тем временем русская армия покидала Кавказский фронт, и турецко-немецкие регулярные войска перешли в наступление. Закавказскими силами (костяк которых составляли армянские части) были оставлены сначала Эрзинджан, затем Эрзурум.
Договоры по Восточной Армении
В 1920 году во французском городе Севре был подписан мирный Севрский договор, передающий значительную часть исторической Великой Армении армянскому государству. Тем временем турецкие националисты стремились завоевать дружеское отношение большевиков. Мустафа Кемаль Ататюрк отправил несколько делегаций в Москву, чтобы добиться поддержки для своего послеосманского движения. Такой союз обещал быть пагубным для армян.
В 1920 году на границе Демократической Республики Армении с бывшим грузинским районом Олти собираются небольшие отряды и происходят перестрелки с турецкой армией. Турецкий генерал Казим Карабекир вводит четыре турецких батальона в регион и вытесняет армянские силы. Затем, 20 сентября, Карабекир двинулся в Республику Армении, вынудив правительство страны четырьмя днями позже объявить Турции войну. Последствия войны Республики с Турцией были тяжелыми.
По Александропольскому договору молодая армянская Республика должна была разоружить большинство своих войск, оставить 50% своей довоенной территории, сдать все территории перешедшие ей по Севрскому мирному договору. Тем не менее, поскольку условия поражения обговаривались, большевик Григорий Орджоникидзе проник в Республику Армении из Азербайджана для того, чтобы установить в стране новое правительство, поддерживающее большевиков.
Согласно этому договору Турция получала Карс, Игдыр и Ардаган, но эвакуировала войска из Гюмри и Аджарии; Нахичевань, бывшая спорной территорией между Арменией и Азербайджаном, передавалась Азербайджанской ССР). Территория, отданная Турции, включала древний город Ани и гору Арарат, являющиеся духовными символами армян.
Таким образом, с потерей Арменией суверенитета в международной политике и лишением Армянского нагорья его коренного населения, армянский вопрос исчез с международной повестки.