в каком комиксе джокер срезал себе лицо
EmperorJoker
БЕЗ ЛИЦА, БЕЗ ТОРМОЗОВ (Джокер в 2011-2013 гг.)
Май 23, 2013 @ 20:05 · Filed under Биография Джокера
Историю Джокера DCU “Новых 52” решено было начать с “бэнг!”: в заново стартовавших “Детективных комиксах” после динамичной, но весьма стандартной погони Бэтмен доставлял маньяка в “Аркэм”, где загадочный сообщник (оказавшийся впоследствии коллегой-психопатом Доллмэйкером) с согласия клоуна-убийцы срезал его знаменитое белое лицо. После этого злодей исчезал на год, оставив свое лицо храниться в полицейском участке (к большому неудовольствию копов), и появлялся лишь в флэшбэках, проясняющих, какие элементы его богатейшей биографии перекочевали в новую вселенную: выстрел в Барбару Гордон (с несколько измененными обстоятельствами), роман с Харли Квинн (пережившей аналогичное купание в химикатах), убийство Джейсона Тодда (жизнь которого шутник, оказывается, тайно направлял в нужное ему русло много лет), получение ломом от Дэмиена.
Логично было предположить, что вернет Клоуна – Принца Преступного Мира на страницы комиксов тот же автор, который забрал у него лицо, — Тони Дэниел. Он и сам какое-то время думал именно так, высказывая в интервью нетерпеливую готовность вернуться к работе с его любимым злодеем. Однако через некоторое время стало известно, что очередным пришествием Джокера займется новая звезда Бэт-комиксов Скотт Снайдер и что возвращение легендарного безумца станет суперсобытием с громким названием “Смерть семьи”.
В интервью Снайдер несколько туманно рассказывал, что у Дэниела было несколько своих идей относительно того, что делать с шутом-маньяком, а у него – замысел крупной истории, созревший еще до “Новых 52” и постепенно сформировавшийся в полноценный сюжет. Победил сильнейший. Скотт утверждал, что это будет его любовное письмо и одновременно исследование злодея, значащего для него больше, чем какой-либо другой персонаж комиксов. “Когда Джокер приходит за тобой, потому что он сердит, он приходит за тобой, используя самый личный подход, — пояснял свое видение Снайдер. — Даже если его не очень заботишь ты сам, он достает то, чего, он думает, ты боишься в себе больше всего, и работает с этим. И нет ничего запредельного, когда ты используешь Джокера; ничего слишком страшного, слишком мрачного, слишком жестокого”.
Скотт ранее писал Джокера для пары выпусков “Детективных комиксов”, и уже там заметны особенности его оригинальной трактовки образа. В половине сцен на маньяке маска в духе Лектера, следовательно, знаменитая улыбка – не то, что интересовало автора. Клоун-убийца Снайдера подозрительно много знает о своих противниках (и прочих людях, попадающих в его поле зрения) и дико обижается, когда вместо “его” Темного Рыцаря сражаться приходит Бэтмен-Дик.
“Чем больше об этом думаешь, тем интереснее та вещь, что Джокера, как бы важен он ни был в бэтменовской мифологии, на самом деле не так уж много в комиксах, если оглянуться назад, — утверждает Скотт. — Я имею в виду, он был в “Batman R.I.P.” и местами в “Бэтмене и Робине”, а до того он был в “Ничьей земле” или где-то еще, но он на самом деле не центральный злодей в сюжетах Гранта. Хоть он играет действительно большую роль, он не был фронтом и центром и серьезно не ставился против Бэтмена по-настоящему долгое время. Так что, хоть он и появлялся в анимации и фильмах, среди нас было понимание того, что большой Джокеровской истории не было уже давно, и мы убрали его на год, вот и появилась возможность вернуть его как можно более зверским путем”.
Увы, слова Снайдера о малом количестве появлений Клоуна – Принца Преступного Мира в комиксах свидетельствуют лишь о его, мягко говоря, невысокой компетентности в этом вопросе, и его список любимых Джокеровских историй традиционен: “Убийственная шутка” (финал со смехом архи-врагов – одна из его любимых сцен в комиксах), “Возвращение Темного Рыцаря”, “Психушка “Аркэм” и, к счастью, ROTJ. Однако он хорошо умеет строить атмосферу саспенса: лучшие куски “Смерти семьи” отлично работают как триллер, особенно начало со зловещими предзнаменованиями и крупным планом белой ноги. То же самое можно сказать о визите центрального персонажа в полицейский участок, откуда он забирает свое срезанное лицо, чтобы дальше носить, привязав к голове, как маску. Жутковатую уже саму по себе концепцию усилило мастерство художника Грега Капулло: на наших глазах от выпуска к выпуску лицо гниет, меняя цвет и собирая вокруг себя рои насекомых. При этом создатели арка уверяли, что ни в коем случае не хотели превращать безумного остряка в монстра из хорроров в стиле 80-х. Шутник срезал себе лицо с очень определенной целью: это был символический акт, поскольку, в его представлении, своего лица лишился его вечный противник. Джокеру Снайдера нужен “его” Бэтмен – грозный непобедимый мститель-одиночка. Бэт-команда, ослабляющая, по мнению злодея, своего лидера, путающаяся под ногами короля свита, ему не нужна совсем. Поэтому, после уже традиционного телевыступления и не менее традиционного убийства кучи случайных людей (в основном копов), клоун-психопат анонсировал, что на этот раз повестка дня – полное уничтожение “семейства” Человека – Летучей Мыши, и подкреплял угрозу словами о том, что за год вычислил личности всех союзников готэмского героя. Его новая миссия определяла и костюм – простой рабочий комбинезон “автомеханика Джо”, горящего желанием “починить” жизнь Темного Мстителя.
Снайдер также воспользовался шансом охарактеризовать отношения Джокера с другими видными членами “галереи бестий”: к основному сюжету выпуска прилагался небольшой второй, в котором безлицый маньяк общался с одним из коллег, демонстрируя дружелюбное высокомерие (к представляющему организованную преступность Пингвину), снисходительное уважение (к умнику Риддлеру) или же щедро приправленное недоверием презрение (к Двуликому). И автор, и персонаж при каждом удобном случае подчеркивали превосходство шутника над всеми прочими врагами Летучей Мыши. Если с чем Скотт явно переусердствовал, так это с характером многолетней “привязанности” самого страшного злодея всех времен к его извечному оппоненту. Неизвестно, был тому причиной тот факт, что в “Флэшпойнте” Бэтменом и Джокером были Томас и Марта Уэйн, или что-либо еще, но в “Смерти семьи” психопат вел себя так, будто Рыцарь Ночи – его муж. То, что раньше подавалось намеками отдельными авторами вроде Миллера и Моррисона, Снайдер высказал более чем буквально: к диалогу с бесчисленными “дорогой” прилагались выразительные жесты и демонстративно изящное, практически женственное телосложение – такой Джокер если и представляет физическую угрозу для героя, то точно не в драке.
Решение DC превратить арк Снайдера в суперсобытие, затронувшее почти все связанные с миром Готэма серии, оправдало себя отчасти. Полномасштабное сражение с Бэтгерл было явно необходимо, и результат вышел отменным: есть нечто бесконечно Джокеровское в том, чтобы просить у девушки руку и сердце, преподнося ей кольцо на отрезанном пальце ее матери. Это один из тех моментов, которые нельзя представить себе с другим злодеем. Еще более жутким маньяк казался в “Найтвинге”: в величественной хоррор-сцене он презентовал Дику зал, полный скелетов давно покойных работников цирка Хейли, а затем натравливал на него живых циркачей, его друзей. Если Барбара достойно сражалась до последнего (и в какой-то момент почти борола психопата, занося над ним его же бензопилу), то травмированный до глубины души Грейсон сдался практически без боя. Эта версия Джокера определенно ненавидит первого чудо-мальчика больше, чем его последователей, — возможно, потому, что с него все началось.
Патрик Глисон в “Бэтмене и Робине” предложил наиболее пугающий визуально вариант данного Клоуна – Принца Преступного Мира, рисуя его периодически с пустыми глазницами и надетым вверх ногами лицом. В случае с Дэмиеном злодей использовал страх стать причиной гибели отца-ментора; хоть финал испытания оказался не таким, как планировал шут-убийца, мальчуган в итоге пополнил его коллекцию связанных детишек.
С другой стороны, отнюдь не обязательными были встречи центрального персонажа саги с Кэтвумен (в ее серии) и с Харли (в “Команде Самоубийц”), особенно первая: не будучи членами Бэт-семейства, обе особы были ему безразличны до такой степени, что он довольно быстро оставил их в покое. Впрочем, беседа по душам с Квинн была все же оправдана радушным приветствием в лицо и намеком, что она у него такая не первая и не последняя.
НОЯБРЬ 2011 Г.
ДЕКАБРЬ 2011 Г.
ЯНВАРЬ 2012 Г.
ФЕВРАЛЬ 2012 Г.
Графический роман “Бэтмен: Ноэль”
МАРТ 2012 Г.
АПРЕЛЬ 2012 Г.
МАЙ 2012 Г.
ИЮНЬ 2012 Г.
ИЮЛЬ 2012 Г.
АВГУСТ 2012 Г.
СЕНТЯБРЬ 2012 Г.
ОКТЯБРЬ 2012 Г.
НОЯБРЬ 2012 Г.
ДЕКАБРЬ 2012 Г.
“СМЕРТЬ СЕМЬИ”: ФИГАРО ТУТ, ФИГАРО ТАМ…
ЯНВАРЬ 2013 Г.
“СМЕРТЬ СЕМЬИ”: КОЖАНОЕ ЛИЦО
ФЕВРАЛЬ 2013 Г.
МАРТ 2013 Г.
АПРЕЛЬ 2013 Г.
МАЙ 2013 Г.
ИЮНЬ 2013 Г.
Человек, который смеется: 13 фактов о Джокере
Спустя ровно 30 лет после премьеры «Бэтмена» Тима Бертона с Джеком Николсоном, на экране появился новый клоун-психопат – теперь в исполнении Хоакина Феникса. Тот случай, когда злодей вдруг заслонил собой положительного героя – впрочем, у этого жутковатого персонажа, пришедшего на экран из комиксов, еще немало карт в рукаве. Вот они.
Фото: Warner Bros. Pictures
Один из Джокеров – мать Бэтмена
Комикс, где впервые появляется Джокер, входит в пятерку самых дорогих в мире
Ожидаемо, что среди коллекционеров больше всего ценятся комиксы, где в качестве спасителей мира дебютировали Супермен, Человек-паук, Бэтмен и Флэш. Четверку хороших парней разбавил только один злодей – Джокер. Впервые он появляется в выпуске Batman #1 1940 года, который был продан на аукционе за 527,6 тысяч долларов. В комиксе злодея преследует вся полиция Готэма, и после очередной стычки с Бэтменом первого доставляют в лечебницу «Аркхэм», где другой отрицательный герой, Кукольник, отрезает Джокеру лицо, перед этим сообщив, что является его преданным поклонником.
Джек Напьер, Артур Флек
За свою 79-летнюю историю этот зловещий клоун, как и подобает настоящему трикстеру, неоднократно менял биографию. Согласно канонической версии, человек, позже ставший Джокером, был неудачливым комедиантом – новый фильм о нем с Хоакином Фениксом, взявший главный приз кинофестиваля в Венеции, как раз поддерживает эту теорию. Даже настоящее имя Джокера остается загадкой: в фильме Тима Бертона, где оппонента Бэтмена сыграл Джек Николсон, это был неудачливый гангстер Джек Напьер. В новой ленте героя Хоакина Феникса зовут уже Артур Флек, это уличный зазывала, работающий клоуном в детском госпитале.
Фото: Джек Николсон в фильме «Бэтмен». 1989 г.
Затворник Леджер
Пожалуй, один из самых зловещих воплощений злодея на экране принадлежит Хиту Леджеру, для которого эта роль стала роковой, приведя его к гибели. Когда Леджер умер от передозировки, Джек Николсон вдруг заявил, что «предупреждал его». Актер никогда не объяснял свои слова, но их сложно трактовать иначе, кроме как в том ключе, что любой, кто сыграл Джокера, расплачивается за это душевным покоем и физическим здоровьем. Готовясь к роли, Леджер не выходил из номера отеля 43 дня, чтобы полностью посвятить себя изучению персонажа. Критики оценили: Леджер стал первым актером в истории, получившим «Оскар» за роль в фильме про супергероев.
Социопат
Когда создатели Джокера – Боб Кейн, Билл Фингер и Джерри Робинсон – придумали этого героя, им было чуть за 20. Вряд ли они задумывали его как сложного персонажа с глубокой психологией, но он таким стал. Причем от фильма к фильму проступает все рельефнее, постепенно обретая новые грани и удаляясь от плоского амплуа злодея из комиксов. Рассуждения дуэта Хита Леджера и Кристофера Нолана над незакрытыми гештальтами и триггерами, приводящими к безумию, продолжают Хоакин Феникс и Тодд Филлипс. У нового Джокера, Артура Флека, есть и сексуальная фрустрация, и психические заболевания, и сложные отношения с матерью (которая его и вдохновляет, и подавляет) и отцом (хоть и заочные – кто он, Артур не знает), и куча других комплексов.
Гений
Одна из причин, по которым Джокер сошел с ума – его гениальность. Он способен видеть всё в истинном свете, потому и слетел с катушек. Например, Джокер осознает, что является персонажем комикса, потому что иногда обращается к читателям напрямую – то есть свободно владеет приемом «слом четвертой стены», которым, кстати, никогда не пользуются второстепенные или проходные персонажи. А еще он всегда в курсе, что, когда и где будет происходить, и свои безумные планы воплощает благодаря тому, что обладает сверхспособностью – безупречным чувством времени.
Хит Леджер в фильме «Темный рыцарь». 2008 г.
Шрамы
«Улыбка Глазго» – так называется разрезанный рот, который еще до появления Джокера практиковался в качестве кары среди шотландских авторитетов. Любопытно, что каждый раз история их появления у Джокера разная. Так, в комиксе лицо Джокеру разрезает другой злодей, Кукольник, который заявляется к нему в тюремную камеру. В фильме с Николсоном Джокер говорит, что попал к плохому пластическому хирургу. Герой Леджера признается, что над ним в детстве издевался изверг-отец, а в фильме с Фениксом на лице Джокера нет привычных шрамов: постоянная улыбка просто нарисована помадой.
Джокер – друг Бэтмена
Специалист по ядам
Джаред Лето в фильме «Отряд самоубийц». 2016 г.
Джокер-кубинец
До Джека Николсона, Хита Леджера, Джареда Лето и Хоакина Феникса Джокера в 1966 году исполнил американский актер кубинского происхождения Сесар Ромеро (он, кстати, засветился в сериале «Зорро»), но весьма невразумительно. Имя злодея и история его происхождения в ленте не раскрываются, а на экране – скорее неудачный комедиант, чем опасный преступник-психопат.
Гроза злодеев DC
Джокер – самый страшный антагонист вселенной DC. Лекс Лютор или Бэйн пытаются избегать с ним любых контактов и говорят, что «когда суперзлодеи хотят напугать друг друга, они рассказывают истории про Джокера».
Человек, который смеется
У Джокера был реальный прототип – немецкий актер Конрад Фейдт, звезда немого кино. В фильме «Человек, который смеется» по мотивам романа Виктора Гюго, он играет Гуинплена – вечно ухмыляющегося персонажа, в детстве похищенного бандитами-компрачикосами, которые до неузнаваемости изуродовали ему лицо.
Тысячелетний демон
В комиксе «Бэтмен» Скотта Снайдера Эндшпиль выдвигается версия, что Джокер не помнит своей биографии и меняет ее, потому что он намного старше, что подтверждается вырезкой из старой газеты. На самом деле он – бессмертный демон. И «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», как говорил фаустовский Мефистофель.
Джокер. Полная история суперзлодея
Каждый так или иначе слышал про Бэтмена и Джокера. Эта парочка — один из лучших примеров противостояния героя и злодея в истории комиксов. Неудивительно, что Джокер стал одним из самых опасных злодеев во вселенной DC — другие суперзлодеи рассказывают друг другу страшилки о нем.
Джокера придумали авторы Бэтмена Боб Кейн и Билл Фингер вместе с художником Джерри Робинсоном в 1940 году, таким образом, персонаж почти ровесник своего главного врага — Бэтмена.
Персонаж, у которого отсутствует как таковая предыстория, персонаж-загадка, но один из самых знаковых и популярных суперзлодеев в комиксах, чье влияние на культуру сложно описать. Предлагаем вам ознакомиться или вспомнить историю этого сумасшедшего клоуна.
Содержание
Концепт
Джокера легко узнать, даже если вы не читали комиксы. Его широкая улыбка, его белое лицо и часто зачесанные назад зелёные волосы, все это идентифицирует Клоуна-Короля преступности. Но как он пришёл к такому узнаваемому образу во времена, когда не было суперзлодеев, а тем более клоунов-суперзлодеев.
Концепт персонажа был основан на скетче карты масти “джокер”, нарисованной Джерри Робинсоном. Однако считается, что главным источником вдохновения послужил персонаж Гуинплен (Конрад Фейдт) из фильма “Человек, который смеётся” (1928 года). Многое из внешности этого персонажа легло в основу Джокера, а особенно широкая злобная улыбка.
Сосоздатель Боб Кейн в интервью в 1994 году подтвердил: “… (Джокер) выглядит как Конрад Фейдт, ну, вы знаете, актёр из “Человек, который смеётся”. У Фингера была книга с фотографиями Конрада, он показал мне и сказал: “Это Джокер.”
Первое появление
В первоначальном сценарии Кейн и Фингер убивали Джокера в его же дебютном номере. Но редактор Уитни Эллсворт спас злодея (последняя панель показывала, что злодей выжил). Это была огромная удача для злодея, без которой он мог просто навсегда исчезнуть из мира комиксов, и неизвестно как бы изменился Бэтмен без своего главного врага.
Происхождение
Происхождение Джокера — огромная тайна вот уже более 75 лет, никогда не было рассказано полной и верной истории его появления. Однако, многие авторы пытались рассказать свою версию появления Джокера. Фанаты Бэтмена считают самой каноничной версией происхождения вариант Алана Мура в графическом романе “Убийственная шутка”.
Но самое интересное здесь, что даже Джокер не помнит свою историю происхождения: ”Иногда я помню одно, иногда совсем другое… если уж прошлое так необходимо, пусть оно будет с вариантами! у человека должен быть выбор! ХА-ХА-ХА!”
Внешний вид
Джокер известен по многим причинам, но его уникальный внешний вид бесспорен: его красные губы, зелёные волосы и белоснежная кожа — все это результат падения в чан с химией.
Также неотъемлемой частью образа является безумная улыбка. Он страдает от так называемого “rictus grin”, когда спазм в мышцах лицах создаёт постоянную ухмылку во весь рот.
В дополнении к безумной внешности Джокер обычно носит фиолетовый костюм-тройку, состоящий из длинного смокинга и полосатых брюк.
Золотой век
Когда издательство DC ввело понятие мультивселенной, персонажи Золотого Века комиксов стали жителями Земли-2 и вместе с другими Землями объединились в одну в результате события “Кризис на бесконечных Землях”. Джокер начал свою последнюю резню после смерти Брюса Уэйна и раскрытии его личности Бэтмена. Джокер узнал, что потерял главного врага и ещё сильнее сошёл с ума, отправился в Готэм, убивая множество невинных, пытаясь привлечь внимание Бэтмена, и он сделал этот, но в костюме был Дик Грейсон.
Серебряный век
Некоторые уже присущие Джокеру вещи появились как раз в Серебряном Веке, такие как его изобретательные розыгрыши, шутливые пистолеты и смертельные игрушки.
Кроме того, таинственность персонажа подтолкнула сценариста Билла Фингера написать его историю происхождения. Как раз тогда Джокер стал “Красным колпаком” и в попытках сбежать от Бэтмена попал в чан с химией.
Бронзовый век
После небольшого хиатуса в конце 60-х — начале 70-х сценарист Денни О’Нил и художник Нил Адамс возродили Джокера. Вернув его к каноническому образу психопата-убийцы. Из-за его наклонностей он был признан сумасшедшим и посажен в лечебницу Аркхэм вместо тюрьмы.
В разгар Бронзового века с 1975 по 1976 DC запустило онгоин “Джокер”, в котором Клоун-Король преступности должен был сталкиваться каждый выпуск с новым злодеем. Но из-за Комикс Кода Джокер в каждом номере представал героем, что значительно снизило интерес к серии. И её отменили спустя 9 серий.
В конце серебряного и начале бронзового века сценарист Стив Энглхарт и художник Маршал Роджерс внесли в узнаваемый стиль злодея дополнения в виде вытянутого лица и длинного пальто.
Современный век
Событие “Кризис на бесконечных Землях” запустило новую эпоху комиксов — Современный век (иногда называемый Тёмный век). В этой эпохе мифология Бэтмена подверглась важным изменениям, а соответственно изменения коснулись и Джокера. Данный период ознаменовался написанием знаковых для персонажа истории (в том числе и Убийственная шутка).
Первой историей стала “Возвращение Темного рыцаря” от Фрэнка Миллера, представившая старую и злую версию Бэтмена, который выходит из отставки, чтобы покончить с преступностью вплоть до убийства Джокера. Сюжет вышел в 1986 году и перевернул индустрию.
Влияние на Бэтсемью
Джокер всегда влиял на Темного Рыцаря, но были моменты, которые серьезно влияли на близких Бэтмена.
Семья Джокера
Джокер привык работать вместе с другими противниками Бэтмена, такими как Пугало, Пингвин или Двуликий, но есть только два персонажа, которых можно назвать членами его “семьи”: Харли Квинн и дочь Джокера.
Харли Квинн (настоящее имя доктор Харлин Квинзель) впервые появилась в 1992 в мультсериале “Бэтмен”, а её путь в комиксах начался годом позже в “Приключения Бэтмена #12” в сентябре 1993 года. Будучи лечащим психиатром Джокера во время его пребывания в Аркхеме, доктор Квинзель влюбилась в злодея и помогла ему сбежать. Влюбленность в Джокера сводит её с ума, и она становится злодейкой Харли Квинн.
Ещё один персонаж, который запутался в своем прошлом больше, чем Джокер, это Дуэла Дент. Впервые она появилась в 1976 году в “Batman Family #6” как дочь Джокера, однако позже оказалось, что это неправда. Дальше она пыталась называть себя дочерью Пугала, Женщины-кошки, Пингвина, Загадочника и в конце-концов Харви Дента.
Влияние на комиксы и Поп-культуру
Задолго до Джокера в исполнении Хита Леджера персонаж уже не одно десятилетие имел огромное влияние на поп-культуру. Его часто называют первым суперзлодеем в комиксах, и также он является многолетним врагом Бэтмена с самого своего первого появления в 1940 году.
В 2015 году известный психолог доктор Трэвис Лэнгли опубликовал книгу “Джокер: Серьезное изучение Клоуна-Короля преступности”, книга стала первой научной работой о суперзлодее. Джокер — знаковый и важный персонаж в комиксах, который не раз влиял на индустрию и будет продолжать делать это дальше. Его цитаты, как например, «Достаточно одного незадавшегося дня, чтобы самый разумный человек в мире угодил в дурку» не раз использовались в поп-культуре.
В других медиа
Будучи архиврагом Темного рыцаря, Джокер появлялся практически в каждой адаптации приключений Темного Рыцаря (а это более 250 продуктов). Воплощало персонажа на экранах или было голосом озвучки множество актеров, но только несколько запомнились фанатам, как “настоящий» Джокер.
Первым экранным Джокером стал Сизар Ромеро в знаменитом телесериале 1966 года “Бэтмен”. В следующий раз Джокера исполнил Джек Николсон в фильме Тима Бёртона в 1989 году. Самое популярное воплощение Джокера в исполнении Хита Леджера (Темный Рыцарь, 2008). И недавнее исполнение в фильме “Отряд Самоубийц” Джаредом Лето.
Кроме того, Джокер появлялся в большом количестве полнометражных мультфильмов, где его озвучивали такие актеры, как Марк Хэмилл и Трой Бэйкер. Ну и, конечно же, Джокер не мог обойти стороной игры по комиксам DC: он появлялся в Injustice: Gods Among Us, DC: Universe Online, серии Batman Arkham и многих других.
Важные комиксы
Кроме упомянутой выше «Убийственной шутки» о Джокере написано множество важных и интересных историй, которые рассказывают много нового о персонаже.
Если вы хотите почитать о Джокере, то стоит обратить внимание на:
Будущее персонажа
В настоящее время Джокер снова вернулся и не собирается уходить. Актер Джаред Лето ещё планирует вернутся к роли Клоуна-Короля преступного мира во вселенной DCEU, но видимо этому уже не суждено свершиться. В комиксах Джокер вернулся после событий «Эндшпиля», и скоро нас ждет его противостояние с Риддлером в сюжете «Война шуток и загадок» от Тома Кинга. А если брать во внимание тот факт, что комикс DC: Rebirth раскрыл то, что существует целых три Джокера, остается только гадать, что будет дальше.