в каком классе проходят теорему пифагора по геометрии
Урок геометрии по теме «Пифагор» 7 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: Теорема Пифагора
Образовательные: изучить теорему Пифагора, доказательство теоремы Пифагора, исторические сведения о Пифагоре и его теореме, применение теоремы Пифагора при решении задач, практическое применение теоремы Пифагора, ее значение.
1) Проверка домашнего задания.
2) Актуализация знаний:
Повторение изученного (фронтальная устная работа):
1. Определите вид треугольника, изображённого на рисунке.
2. Назовите его стороны. Как они называются?
3. Как найти площадь этого треугольника?
Как найти площадь многоугольника?
3) Практическая работа. Проведение эксперимента.
Учитель: Ребята, следующим этапом нашего урока будет практическая работа, в ходе которой мы проведем эксперимент по определению длин сторон прямоугольного треугольника и выяснения связей между ними. Работа в тетрадях.
План практической работы:
4. Найдите сумму a ² + b ². Результат запишите в таблицу.
5. Сравните полученный результат с квадратом гипотенузы c ².
Учитель: Ребята, вы провели все необходимые измерения, вычисления, сравнения и что у вас получилось в результате выполнения практической работы? Какой вывод получили вы?
Учитель: А выражение с 2 – это что за выражение?
Учащиеся: Это квадрат гипотенузы.
Учащиеся: Это сумма квадратов двух катетов.
Учитель: Правильно. Так какой же вывод напрашивается?
Учащиеся: Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Учитель: Совершенно верно. Мы с вами, ребята, практическим путем установили, что в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Так звучит знаменитая теорема Пифагора, главная теорема геометрии. Поэтому запишем в тетрадях тему урока: «Теорема Пифагора».
4) Объяснение нового материала. (Теорема Пифагора формулируется: В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Докажем теорему Пифагора:
2. Его площадь равна S =( a + b )².
3. С другой стороны этот квадрат состоит из четырех равных треугольников:
и квадрата со стороной с S кв=с².
Учитель: Теорема доказана, а сейчас, давайте прослушаем стихотворение И. Дырченко, которое помогает запомнить формулировку теоремы Пифагора. Слайд № 7
Если дан нам треугольник,
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдем:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим,
И таким простым путем
К результату мы придем.
Учитель: Как вы думаете, почему она так называется?
Учащиеся: В честь знаменитого древнегреческого ученого Пифагора, который ее открыл и доказал.
Учитель: А кто знает что-либо об этом великом математике? (Исторические сведения о Пифагоре и пифагорейцах, теореме Пифагора).
Пифагор – великий древнегреческий ученый, живший в VI веке до н.э. на острове Самос. Родителями Пифагора были Мнесарх и Партенида с Самоса, отец был резчиком по драгоценным камням. По многим античным свидетельствам, родившийся мальчик был сказочно красив, а вскоре проявил и свои незаурядные способности.
Среди учителей юного Пифагора традиционно называют имена старца Гермодаманта и Ферекида Сиросского (хотя твердой уверенности в этом нет).
О жизни Пифагора известно немного, но с его именем связано множество легенд. Рассказывают, что он много путешествовал, был в Индии, Египте, Вавилоне, изучал древнюю культуру и достижения науки разных стран.
Вернувшись на родину, Пифагор организовал кружок молодёжи из представителей аристократии. В кружок принимались с большими церемониями после долгих испытаний. Каждый вступающий отрекался от своего имущества и давал клятву хранить в тайне учения основателя. Так, на юге Италии, которая тогда была греческой колонией, возникла так называемая пифагорейская школа.
Школа просуществовала до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались практически сразу после смерти Пифагора в 500 г.
По сути, это была первая философская школа, религиозно-философское аристократическое братство; она имела большое влияние на греческие полисы Южной Италии и Сицилии.
Союз отличался строгими обычаями и высокой нравственностью. Образ жизни пифагорейцев вошел в историю: как рассказывают легенды, учеников Школы всегда можно было узнать по их внешнему облику и благородному поведению.
Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина.
Хотя эта теорема и связывается с именем Пифагора, она была известна задолго до него. В вавилонских текстах она встречается за 1200 лет до Пифагора. Видимо, он первым нашёл её доказательство.
Сохранилось древнее предание, что в честь своего открытия Пифагор принёс в жертву богам быка, по другим свидетельствам – даже сто быков. Но это противоречит сведениям о моральных и религиозных воззрениях Пифагора. Говорят, что он “запрещал даже убивать животных, а тем более ими кормиться, ибо животные имеют душу, как и мы”. В связи с этим более правдоподобной можно считать следующую запись: “… когда он открыл, что в прямоугольном треугольнике гипотенуза имеет соответствие с катетами, он принес в жертву быка, сделанного из пшеничного теста”.
В настоящее время имеется более 200 различных доказательств этой теоремы. Значение её состоит в том, что из неё или с её помощью можно вывести большинство теорем геометрии. Доказательство теоремы учащиеся средних веков считали очень трудными. Ученики рисовали шаржи на теорему Пифагора.
5) Закрепление изученного.
Учитель: Итак, используя раннее полученные знания и знания, полученные сегодня на уроке, рассмотрим применение теоремы Пифагора при решении геометрических задач. (Один из учащихся решает у доски, остальные на своих местах).
6) Проверочная работа по изученному материалу:
Учитель: Критерии оценивания:
Учащиеся: проверяют друг у друга работы, выставляют предварительные оценки
7) Применение теоремы Пифагора, ее значение. Учитель: Итак, что вы сегодня узнали на уроке нового? Где вы сможете применить эти знания?
Учащиеся: отвечают на поставленные учителем вопросы.
Далее рассматривается вопрос о применении теоремы Пифагора в различных областях, о значении теоремы Пифагора.
Когда хоть раз в прозрении увидим свет,
И теорема Пифагора через столько лет
Для нас, как для него, бесспорна, безупречна
На радостях богам был дан обет:
За то, что мудрости коснулся бесконечной
Он сто быков заклал благодаря предвечных;
Моленья и хвалы вознес он жертве вслед.
8) Домашнее задание: §3, п. 54, вопрос 8 на стр. 129; №483(б), №484(а), 486(б)
Урок геометрии в 8-м классе по теме: «Теорема Пифагора» (интегрированный урок)
Разделы: Математика
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала
(Подготовка к восприятию нового материала).
По готовым рисункам заданы классу вопросы:
Какой треугольник изображен на рисунке 1? (Прямоугольный).
1. Назовите катеты и гипотенузу (ВС и АС – катеты, АВ – гипотенуза).
Рисунок 1 Рисунок 2
2. Какой треугольник на рисунке 2? (Равнобедренный, прямоугольный, углы при основании 45 0 )
3. По данным рисунка 3 докажите, что KMNP – квадрат. Как выразить его площадь?
Рисунок 3 Рисунок 4
По рисунку 4 сравните сумму квадратов катетов с квадратом гипотенузы.
III. Объяснение нового материала.
“Соедини предлог с игрою,
И чудо вдруг произойдет.
Цветок Египта знаменитый
Перед тобою расцветет”. (Лотос)
А теперь послушайте задачу, предложенную древними индусами:
1) “Над озером тихим с полфута размером высился лотоса цвет. Он рос одиноко. И ветер порывом отнес его в сторону. Нет более цветка над водой. Нашел же рыбак его ранней весной в двух футах от места, где он рос. Итак, предложу я вопрос: как озера вода здесь глубока?”
Показываю рисунок 5 и объясняю, что означает 1 фут. 1 фут = 0,3048 м. Единица длины системы мер, принятой в англоязычных странах.
Как найти отрезок CD? Кто как думает? Достаточно ли у вас знаний для решения этой задачи?
Предлагается еще одна задача индийского математика XII в. Бхаскары:
Показываю рисунок к задаче. Перед учениками ставится проблема: Что надо знать, чтобы решить эту задачу.
Ребята! Знаете ли вы что-нибудь, связанное с именем Пифагора?
Ученики могут сформулировать теорему или рассказать о головоломке-игре “Пифагор”.
В каком из европейских городов есть улица Пифагора?
Сегодня вы познакомитесь с одной из основных теорем геометрии, которую помнят все учащиеся. О математике, именем которого названа теорема, рассказывает ученик. Показываю его портрет.
В древней Греции жил ученый Пифагор (родился он около 580 г. до н.э., а умер в 500 г. до н.э.). С его именем связано много легенд. Он много путешествовал, был в Индии, Египте, Вавилоне, изучал древнюю культуру и достижения науки разных стран. Вернувшись на родину, Пифагор организовал кружок молодежи из представителей аристократии. На юге Италии возникла Пифагорейская школа. Ими было сделано много в арифметике и геометрии. Пифагор был убит в уличной схватке во время народного восстания.
В чем суть теории Пифагора? Ваши предложения.
После этого объявляется тема урока и цель.
“В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов”.
Изобразите прямоугольный треугольник (рисунок 6) и запишите эту формулировку в обозначениях.
Во времена Пифагора эта теорема звучала так: “Доказать, что квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника равен сумме квадратов, построенных на катетах”. Или “Площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей квадратов, построенных на катетах”.
2-й ученик рассказывает историческую справку об этой теореме.
Теорема была известна задолго до Пифагора египтянам, вавилонянам, китайцам, индийцам. За несколько веков до н.э. эта теорема была хорошо известна и использовалась для построения алтарей.
Доказательство самого Пифагора до нас не дошло. В настоящее время известно более ста способов доказательства теоремы Пифагора.
Показываю рисунок 7.
Смотрите, а вот и Пифагоровы штаны на все стороны равны. Такие стишки придумывали учащиеся, рисовали шаржи к теореме Пифагора. Показываю красочные рисунки.
Теперь докажем теорему и запишем ее доказательства в обозначениях (рисунок 8). Используя наводящие вопросы, ведет запись на доске сильный ученик, а остальные ученики у себя в тетрадях.
АВ 2 = АС 2 + ВС 2 (с 2 = а 2 + в 2 ).
1) Достроим АВС до квадрата EFLD со стороной а + в (рисунок 9).
2) Из каких фигур состоит квадрат EFLD?
SEFLD = SPKMN + 4SD ABC = c 2 + 4ав = с 2 + 2ав
а 2 + 2ав + в 2 = с 2 + 2ав
А для чего нужна теорема Пифагора?
Задача 1. Вычислить, чему равна гипотенуза треугольника, изображенного на рисунке 10. (ответ: 5)
Обратите внимание на эти три числа: 3, 4, 5 (треугольник с такими сторонами называется египетским). О нем вы прочитает дома на стр. 127.
Найдите d по рисунку 11.
d 2 = 6 2 + 8 2 (треугольник прямоугольный)
Итак, ребята, сделаем вывод, когда можно использовать теорему Пифагора?
Ответ: только для прямоугольного треугольника.
А теперь вернемся к задаче о лотосе.
x 2 + x + — x 2 = 4
x = 3.
Ответ: 3 фута.
Задача 2. Вычислите длину неизвестного отрезка по рисунку 12.
AC 2 = 0,5 2 + 1 2 = 0,25 + 1 = 1,25
х 2 = AC 2 + CD 2 = 1,25 + 1 = 2,25
Задача 3. Является ли треугольник прямоугольным, если его сторона выражается числами 5, 6, 7? (самостоятельно)
Задача 4. Вертолет поднимается вертикально вверх со скоростью 4 м/с. Определите скорость вертолета, если скорость ветра, дующего горизонтально равна 3 м/с (рисунок 13).
IV. Значение теоремы Пифагора.
Теорема Пифагора – одна из главных и, можно сказать, самая главная теорема геометрии. Издавна она применялась в разных областях науки, техники, практической жизни (для определения прямых углов при построении зданий).
Значение ее состоит в том, что с помощью ее можно доказать большинство теорем геометрии. О ней писали в своих произведениях римский архитектор и инженер Витрувий, греческий писатель-моралист Плутарх, математик V века Прокл и другие. Легенда о том, что в честь своего открытия Пифагор принес в жертву быка или сто быков, как рассказывали другие, послужила поводом для рассказов писателей и стихов поэтов. Вот одно из стихотворений:
“Требует вечной истина, как скоро
Все познает слабый человек!
И ныне теореме Пифагора
Верна и как и в его далекий век.
Обильно было жертвоприношение
Богам от Пифагора сто быков
Он отдал на закланье и сожженье
За свет луча, пришедший с облаков.
Поэтому всегда с тех самых пор
Чуть истина рождается на свет,
Быки ревут, ее почуя вслед.
Они не в силах свету помешать,
А могут лишь, закрыв глаза дрожать
От страха, что вселил в них Пифагор”.
Вывод.
Пытаясь доказать теорему Пифагора и решать задачи, находя для себя новые пути, вы научитесь решать задачи, не только математики, но и все, которые ставит жизнь.
Домашнее задание.
П. 54, № 483 (а, б), 486 (а, б), стр. 128.
Сильным ученикам найти другой способ доказательства теоремы.
V. Итог урока.
Вопросы к учащимся:
Тема урока: «Теорема Пифагора и ее применение»
Разделы: Математика
Приветствие и вступительное слово учителя:
Здравствуйте, дети! Сегодня я предлагаю вам отправится в Х-педицию. Дети, сейчас вы выступите в качестве исследователей. (см. презентацию – представлена в приложении).
Прежде, чем познакомиться с новой темой, выполним некоторые задания.
1. Найдите пропущенное число (рис.1).
2. Назовите два следующих числа.
Назовите фигуры, которые вы видите на экране (рис.2).
— Какие бывают треугольники?
— Какой треугольник называется прямоугольным?
— А какая фигура называется квадратом?
— Как мы находим его площадь?
— Ребята, наша исследовательская деятельность продолжается.
Назовите элементы прямоугольного треугольника (рис.3).
(На боковой доске даны изображения треугольников с указанными длинами сторон)
— Давайте на основе данных рисунков заполним соответствующую таблицу. В этой таблице нам надо записать квадраты длин катетов и гипотенузы для каждого из данных треугольников. 3 треугольника, соответственно 3 строки таблицы и заполним.
Дети выходят к доске и заполняют таблицу
— Итак, определите, как связаны катеты и гипотенуза в каждом из треугольников (как связаны квадраты катетов с квадратом гипотенузы).
Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов
— Такая связь действительно существует. Есть соответствующая теорема. И сегодня на уроке мы найдем и изучим эту связь. Тема нашего урока – “Теорема Пифагора”. Теорема эта отражает связь между катетами и гипотенузой в прямоугольном треугольнике.
На доске появляется тема урока и формулировка теоремы.
— На экране компьютера портрет Пифагора и формулировка теоремы.
— Отметьте у себя в тетрадях тему нашего занятия. И сейчас мы докажем эту теорему. Записываем после формулировки теоремы – дано.
(Правая боковая сторона доски с треугольником)
Дано: АВС-прямоугольный
доказать: с 2 = a 2 + b 2
Построим на катете прямоугольного треугольника (длиной 4 квадрата) квадрат со стороной, равной этому катету, на втором катете (длиной три квадрата) построим квадрат со стороной, равной этому катету, и, аналогично, на гипотенузе построим квадрат со стороной, равной гипотенузе.
Чему равна площадь квадрата со стороной а? S1 = а 2
Чему равна площадь квадрата со стороной в? S2 = в 2
Чему равна площадь квадрата со стороной с? S3 = с 2
Дети работают вместе с учителем.
Учитель: У вас у каждого на парте лежат треугольник и квадраты. Достали ножницы из чехлов…
— Что и требовалось доказать
Соблюдение техники безопасности – ножницы в чехлы.
“Пифагоровы штаны во все стороны равны”
и “Пифагорова невеста”
Закрепление нового материала
(на экране задача и рисунок к ней на доске) (рис.5)
У египтян была известна задача о лотосе. «На глубине 12 футов растет лотос с 13-футовым стеблем. Определите, на какое расстояние цветок может отклониться от вертикали, проходящей через точку крепления стебля ко дну”.
Работа в группах
Трем группам из четырех человек даются карточки в виде прямоугольных треугольников с заданиями и табло с ответами (рис.6).
Каждый ученик решает свою задачу и ставит свой треугольник на свое место. В результате в группах получаются – карта Древней Греции, карта Древнего Египта и карта древней Италии. Капитаны выходят к доске со своими картами
На экране компьютера появляется карта Древнего мира (рис.7). Если соединить города, где родился, набирался опыта и жил Пифагор, отрезками, то получиться прямоугольный треугольник (см. презентацию – приложение).
Учитель: А теперь, дети, каждый из вас попробует совершить открытие самостоятельно. Перед вами задачи на теорему Пифагора. Правильно решив их, вы получите названия стиля в архитектуре, где применяется теорема Пифагора. На экране появляются задачи на теорему Пифагора. (рис. 8).
Решая задачу, дети вписывают букву в таблицу против получившегося ответа. Дети получают слово “готика”
Показать Собор Парижской богоматери (рис. 9).
Учитель: А теперь каждый попробует совершить свое открытие в нашей исследовательской деятельности. Кстати, с теоремой связан интересный факт. Хоть она и связывается с именем Пифагора, она была известна задолго до него. В древних текстах эта теорема встречается за 1200 лет до Пифагора. Возможно, что тогда ещё не знали её доказательство, а само соотношение между гипотенузой и катетами было установлено опытным путём, как и мы его сейчас установили. В какой стране и при строительстве какого сооружения применялась теорема Пифагора?
Сейчас мы с вами узнаем.
Поэтому треугольник с катетами 3, 4 и гипотенузой 5 называют “египетским” (рис.10).
У вас у каждого на парте лежит задание на обратной стороне фигур, с которыми мы работали. Вы, каждый самостоятельно, решаете свои задачи и находите ответ на математическом лото на доске. Сейчас мы получим великое сооружение, в строительстве которого еще задолго до жизни Пифагора использовались знания о том, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Дети решают задачи и получают пирамиду Хеопса.
На экране – пирамида Хеопса (рис.11).
Учитель: Какое открытие мы сегодня совершили?
Для чего мы делали это открытие?
Давайте попробуем повторить формулировку теоремы Пифагора.
А за великое открытие, которое мы совершили сегодня на уроке, каждый из вас получает вот такой папирус о том, что он являлся участником окружного конкурса “Учителя года”, успешно усвоил теорему Пифагора и еще раз убедился в связи математики с другими науками (рис.12).
— Итак, наша Х-педиция закочилась. Мы сделали еще один шаг в познание природы. Спасибо за хорошую работу. Давайте вместе прочтем мудрые слова Галилея: “Великая книга истории написана математическими символами” (см. последний слайд презентации – приложение).
Информационные технологии на уроках геометрии
а) Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
б) Повышение мотивации обучения учащихся.
в) Расширение кругозора учащихся и обогащение словарного запаса. Развитие познавательного интереса.
Обучение детей трудолюбию и аккуратности.
“…Геометрия владеет двумя сокровищами – теоремой Пифагора и золотым сечением…” Иоганн Кеплер
ХОД УРОКА.
Приветствие и вступительное слово учителя:
Здравствуйте, дети! Сегодня я предлагаю вам отправится в Х- педицию. Дети, сейчас вы выступите в качестве исследователей. (см. презентацию – представлена в приложении)
Назовите элементы прямоугольного треугольника/(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
/на боковой доске даны изображения треугольников с указанными длинами сторон/
— Давайте на основе данных рисунков заполним соответствующую таблицу. В этой таблице нам надо записать квадраты длин катетов и гипотенузы для каждого из данных треугольников. 3 треугольника, соответственно 3 строки таблицы и заполним.
Дети выходят к доске и заполняют таблицу
— Итак, Определите, как связаны катеты и гипотенуза в каждом из треугольников (Как связаны квадраты катетов с квадратом гипотенузы).
КВАДРАТ ГИПОТЕНУЗЫ РАВЕН СУММЕ КВАДРАТОВ КАТЕТОВ
— Такая связь действительно существует. Есть соответствующая теорема. И сегодня на уроке мы найдем и изучим эту связь. Тема нашего урока – “Теорема Пифагора”. Теорема эта отражает связь между катетами и гипотенузой в прямоугольном треугольнике.
На доске появляется тема урока и формулировка теоремы.
— На экране компьютера портрет Пифагора и формулировка теоремы.
–Отметьте у себя в тетрадях тему нашего занятия. И сейчас мы докажем эту теорему. Записываем после формулировки теоремы – дано.
/правая боковая сторона доски с треугольником/
доказать: с 2 = a 2 + b 2
Построим на катете прямоугольного треугольника (длиной 4 квадрата) квадрат со стороной, равной этому катету, на втором катете (длиной три квадрата) построим квадрат со стороной, равной этому катету, и, аналогично, на гипотенузе построим квадрат со стороной, равной гипотенузе.
Чему равна площадь квадрата со стороной а? S1 = а 2
Чему равна площадь квадрата со стороной в? S2 = в 2
Чему равна площадь квадрата со стороной с? S3 = с 2
Дети работают вместе с учителем.
Учитель: У вас у каждого на парте лежат треугольник и квадраты. Достали ножницы из чехлов…
–Что и требовалось доказать
Соблюдение техники безопасности – ножницы в чехлы.
“Пифагоровы штаны во все стороны равны” и “Пифагорова невеста”
Закрепление нового материала.
( на экране задача и рисунок к ней на доске) (рис.5)
У египтян была известна задача о лотосе. «На глубине 12 футов растет лотос с 13-футовым стеблем. Определите, на какое расстояние цветок может отклониться от вертикали, проходящей через точку крепления стебля ко дну”.
Работа в группах
Трем группам из четырех человек даются карточки в виде прямоугольных треугольников с заданиями и табло с ответами. (рис.6)
Каждый ученик решает свою задачу и ставит свой треугольник на свое место. В результате в группах получаются – карта Древней Греции, карта Древнего Египта и карта древней Италии. Капитаны выходят к доске со своими картами
На экране компьютера появляется карта Древнего мира. (рис.7). Если соединить города, где родился, набирался опыта и жил Пифагор, отрезками, то получиться прямоугольный треугольник. (см. презентацию )
Самостоятельная работа
Учитель: А теперь, дети, каждый из вас попробует совершить открытие самостоятельно. Перед вами задачи на теорему Пифагора. Правильно решив их, вы получите названия стиля в архитектуре, где применяется теорема Пифагора. На экране появляются задачи на теорему Пифагора. (рис. 8)
Решая задачу, дети вписывают букву в таблицу против получившегося ответа. Дети получают слово “готика”
Показать Собор Парижской богоматери (рис. 9)
Математическое лото
Учитель: А теперь каждый попробует совершить свое открытие в нашей исследовательской деятельности. Кстати, с теоремой связан интересный факт. Хоть она и связывается с именем Пифагора, она была известна задолго до него. В древних текстах эта теорема встречается за 1200 лет до Пифагора. Возможно, что тогда ещё не знали её доказательство, а само соотношение между гипотенузой и катетами было установлено опытным путём, как и мы его сейчас установили. В какой стране и при строительстве какого сооружения применялась теорема Пифагора?
Сейчас мы с вами узнаем.
Поэтому треугольник с катетами 3, 4 и гипотенузой 5 называют “египетским”.(рис.10)
У вас у каждого на парте лежит задание на обратной стороне фигур, с которыми мы работали. Вы, каждый самостоятельно, решаете свои задачи и находите ответ на математическом лото на доске. Сейчас мы получим великое сооружение, в строительстве которого еще задолго до жизни Пифагора использовались знания о том, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Дети решают задачи и получают пирамиду Хеопса.
На экране – пирамида Хеопса. (рис.11)
Учитель: Какое открытие мы сегодня совершили?
Для чего мы делали это открытие?
Давайте попробуем повторить формулировку теоремы Пифагора
А за великое открытие, которое мы совершили сегодня на уроке, каждый из вас получает вот такой папирус о том, что он являлся участником окружного конкурса “Учителя года”, успешно усвоил теорему Пифагора и еще раз убедился в связи математики с другими науками.(рис.12)
— Итак, наша Х-педиция закочилась. Мы сделали еще один шаг в познание природы. Спасибо за хорошую работу. Давайте вместе прочтем мудрые слова Галилея: “Великая книга истории написана математическими символами”