в каком классе проходят спряжение глаголов в русском языке
Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Понятие о спряжении глаголов. Личные окончания глаголов» (Программа «Школа-2100»)
Ход урока
1. Орг. момент.
Запись даты в рабочей тетради.
2. Упражнение в чистописании.
Посмотрите, какие буквы мы сегодня будем писать, какой у них общий элемент?
Какие части речи начинаются на эти буквы?
Дайте определение глаголу, местоимению.
Пишите красиво, соблюдайте наклон и высоту букв, обратите внимание на нижнее соединение буквы М.
Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка № 1. (Базовый уровень).
Запишите глаголы в три столбика: замашет, будут летать, сидит, подует, пошёл, будет светить, хрустнула, вспомню.
Карточка № 2. (Уровень 2 – повышенной трудности).
Укажи время и число глаголов.
Пробежала и пискнула мышь. Стукнулся о берёзу и упал жук. На макушке ели кукует кукушка. На вершине дуба заворковал дикий голубь. На закате солнца заухает в лесу филин.
(По Соколову – Микитову И.)
Работа у доски.
Задание 1. (1 уровень).
Напиши глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени: бегать, трогать.
Задание 2. (2 уровень).
Исправь ошибки: врачь, прилеч, силач, кирпичь, припрячь, трубач, царевич, выстричь, мячь, скрипачь, жеч, стереч.
Коллективная работа.
Прошу, терплю, соберу, пойму, бегу, тру, подниму, ловлю, берегу.
К какой части речи они относятся?
Какое местоимение можно подставить к каждому глаголу?
Кто догадался, в каком лице употреблён глагол?
Запишите эти глаголы в неопределённой форме.
(Один ученик у доски записывает слова в клеточки).
про | с | ить |
тер | п | еть |
соб | р | ать |
пон | я | ть |
бе | ж | ать |
тер | е | ть |
под | н | ять |
лов | и | ть |
бер | е | чь |
Проверяем работу у доски.
(Ответы учащихся). Приготовьте сигнальные карточки, оцените работу.
4. Постановка проблемного вопроса.
(Ответ детей: “спряжение”).
С какой частью речи оно связано?
Вы хотите узнать, что такое спряжение?
Сформулируйте вопрос, над которым мы будем работать?
(Что такое спряжение глаголов?).
1. Составление таблицы.
К грамматическому человечку Глаголу пришёл в гости его друг. Отгадайте кто?
Правильно, Местоимение. Но у него горе, он потерял лицо. Если ответите на все вопросы, то поможете Местоимению.
(На доске закрыта таблица, и она постепенно открывается).
— Какие вы знаете местоимения?
На какие группы их можно разделить?
Как называются все эти местоимения?
От какого слова образовалось прилагательное “личное”?
Молодцы! Помогли вы Местоимению, и он получил своё лицо, так обрадовался, что пригласил в свою таблицу Глагола.
Давайте возьмём глагол “учить” и поместим его в таблицу.
(Ученик записывает на доске, а дети в тетрадях).
Как вы изменили глагол?
Какая часть слова изменялась?
Вспомните, на какой вопрос мы отвечаем на уроке?
Кто догадался, что такое спряжение глаголов?
(Изменение глаголов по лицам и числам).
2. Работа по учебнику.
Прочитайте в учебнике определение (с. 158).
Что значит “проспрягать глагол”?
(Изменить по лицам и числам).
1. Упр. 248, с. 157 (первая часть устно, вторая часть по вариантам письменно).
Проспрягайте глаголы, выделите окончания:
(По одному ученику у доски, остальные в тетрадях).
Проверка работы у доски (сигнальные карточки).
Кто допустил ошибки, исправьте их.
Физ. минутка “Сам себе я помогу. Я здоровье берегу!”
Сравните окончания глаголов “плести” и “кричать” с окончаниями глаголов “идти” и “стоять”. Что вы заметили?
В каком лице у глаголов самые длинные окончания?
Чем интересно окончание
Какая буква в конце?
3. Работа с учебником.
Чтение вывода (с. 158).
Гимнастика для глаз по таблице Базарного.
4. Самостоятельная работа.
I в. | II в. |
Запишите глаголы в форме 2-го лица, ед. ч. Не забудьте про букву “ь” после “ш”. Обозначьте окончания. | Запишите глаголы в форме 2-го лица, мн. ч. Не забудьте, что вторая гласная в окончании – всегда “е”. Обозначьте окончания. |
Расти |
(Два ученика у доски).
Проверка: оценивание работы уч–ся. Исправление ошибок.
Как определить лицо и число глагола?
(По местоимению и окончанию или только по окончанию).
5. Поиграем в игру “Измени слово”.
дует | 2 л., ед. ч. | дуешь |
ревёт | 3 л., мн. ч. | ревут |
свистит | 2 л., мн. ч. | свистите |
качает | 3 л., мн. ч. | качают |
срывает | 2 л., ед. ч. | срываешь |
стучит | 1 л., мн. ч. | стучим |
К какому существительному можно отнести эти глаголы.
Придумайте предложения с этим существительным и глаголами.
7. Итог урока.
Напоследок наши грамматические человечки приготовили вам сюрприз. Если вы справитесь с заданием, которое они предлагают, то узнаете с каким настроением они покидают наш урок. Для этого запишите цифру правильного ответа в тетрадь.
Проверяем 2, 1, 2, 1. Переворачиваю табличку, и дети читают: Мы рады!
Домашнее задание.
Проспрягать глаголы: говорить, сочинить, нести.
В каком классе изучают спряжение глаголов
В каком классе изучают спряжение глаголов
Спряжением называется изменение глаголов по лицам и числам. По типу спряжения глаголы делятся на две группы — глаголы I спряжения и глаголы II спряжения.
Спряжение глагола определяется по:
Ко II спряжению относятся:
К I спряжению относятся:
11 глаголов-исключений лучше всего запомнить с помощью детской считалочки:
Гнать, держать, дышать, зависеть,
ненавидеть и обидеть,
а еще терпеть, вертеть,
слышать, видеть и смотреть.
К вышеуказанным правилам, изучаемым в средней школе, существует целый ряд дополнений, примечаний и объяснений:
I и II спряжения глаголов. Личные окончания
Лицо
I спряжение
II спряжение
Разноспрягаемые и особо спрягаемые глаголы
Разноспрягаемыми называются глаголы, которые имеют имеют часть форм от I-го спряжения, а часть от II-го: бежать, хотеть, а также образованные от них. Или имеют формы на выбор чтить — чтут/чтят, также сыпать — сыплют/сыпят (согласно словарю Лопатина), трепать, щипать и ряд других.
Единственное число
Множественное число
Особо спрягаемыми называются глаголы, которые имеют нехарактерную (архаическую) для глаголов I и II спряжений систему окончаний: дать, есть, создать, быть, надоесть (и производные от них: съесть, поесть, воссоздать и пр.).
Единственное число
Множественное число
Следует запомнить правописание некоторых глаголов в инфинитиве!
Различайте глаголы!
Конспект урока по русскому языку «Спряжение глагола». Выберите следующее действие:
Как определить спряжение глагола в русском языке?
Определить спряжение глагола в русском языке можно по неопределенной форме, в которой суффикс обозначается буквами «а», «о», «у», «е», «и», «я», «ну» и находится перед окончанием -ть. Выясним, как можно определить первое и второе спряжение глагола с безударными личными окончаниями. Укажем глаголы-исключения, запомнить которые помогут стихи.
Что такое спряжение?
Спряжение является одним из постоянных признаков глагола. Чтобы правильно написать безударные личные окончания, необходимо определить спряжение глагола.
Глаголы изменяются по лицам и числам в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения:
Спряжение — это изменение неопределенной формы глагола, которая является начальной, на формы первого, второго и третьего лица в единственном и множественном числе, например:
Изменим глагол «славить» по лицам и числам:
Видеоурок «Что такое спряжение? Для чего нужно спряжение глаголов?»
Как определить глагол первого спряжения
У глагола «мурлыкать», как видим, личные окончания безударные, что доставит сложность в их написании. Но по неопределенной форме глагола, которая заканчивается на -а-ть, отнесем его к первому спряжению и напишем личные окончания:
К первому спряжению отнесем все глаголы, в составе которых перед окончанием -ть имеются суффиксы, обозначенные буквами а, о, у (ну), е, я, например:
В этот список добавим глагол-исключение «брить»
и глагол «стелить»
Как определить глагол второго спряжения
Чтобы определить глагол второго спряжения, поставим его в начальную форму и посмотрим, есть ли суффикс -и- перед окончанием -ть, например:
Все глаголы, заканчивающиеся на -и-ть, кроме «брить» и «стелить», отнесем ко второму спряжению.
Посмотрим личные окончания глагола второго спряжения «переносить»:
Сделаем вывод, что глаголы второго спряжения имеют личные окончания:
Сюда же присоединим список глаголов-исключений, которые заканчиваются на -а-ть:
семь глаголов на -е-ть:
Для того чтобы быстро и легко их запомнить, придумали стихи.
Видеоурок «Как правильно определить спряжение глаголов? Как пишутся окончания глаголов?»
Разноспрягаемые глаголы
Ряд глаголов русского языка (чтить, бежать, хотеть и пр.) не относим ни к первому, ни ко второму спряжению. В их парадигме имеются окончания как первого, так и второго спряжения. Рассмотрим, как изменяется по лицам и числам глагол «бежать»:
Все личные формы слова имеют окончания второго спряжения. Форма 3 лица множественного числа отличается ударным окончанием, как у глагола первого спряжения.
Такие глаголы называют разноспрягаемыми.
Упомянем также глаголы «есть» и «дать», которые сохранили древнюю парадигму спряжения.
Вывод
Спряжение глагола можно определить по его личным окончаниям, если они ударные, например как у слова «гореть»:
Хотя неопределенная форма этого глагола заканчивается на -е-ть, все же он является глаголом второго спряжения в соответствии с его ударными личными окончаниями.
Если же личные окончания глагола безударные, то спряжение глагола выясним по неопределенной форме.
Для этого предпримем следующие шаги:
Урок русского языка Программа «Школа России»: Спряжение глагола
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок русского языка (4 класс) Программа «Школа России»
Учитель: Яргина Татьяна Николаевна МБОУ «Средняя школа №23 г.Йошкар –Олы»
Тема: Спряжение глагола
Тип урока: открытие новых знаний
Технология критического мышления.
Цели: По знакомить с изменением глаголов по лицам и числам; формировать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.
Познавательные . — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие.
Коммуникативные — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
Регулятивные — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Личностные — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
1 этап Организационный момент
Я рада приветствовать всех на сегодняшнем уроке.
— А теперь попытайтесь выполнить упражнение обеими руками одновременно.
-Садитесь. Откройте тетради. Запишите число. Классная работа. (Работа в тетрадях)
2 этап Актуализация знаний
Прочитайте слова. Я бы хотела, чтобы эти качества вы проявляли в течении сегодняшнего рабочего дня. Объясните значение непонятных слов.
Трудолюбивый, талантливый, творческий, тактичный (вежливый, не утомит, не обидит, не пошутит некстати, чуткий, деликатный).
Что общего у всех слов. Сегодня на минутке чистописания мы поработаем над написанием буквы Т, и соединением её с другими буквами. Тт та тв кт
Прочитайте пословицу, записанную на доске. Объясните смысл.
Труд кормит, а лень портит.
Спишите согласно правилам каллиграфии в тетрадь. Выполните синтаксический разбор предложения. Покажите работу соседу по парте. Выскажите устно оценку. Исправьте, если нашли ошибки.
— О какой части речи пойдёт речь на нашем уроке?
Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом,
И счастливый мой удел таков –
В речи быть одним из главных слов. (Глагол)
Составим кластер по теме «Глагол»
— обозначает действие; отвечает на вопросы: что делать? что сделать? в предложении чаще всего бывает сказуемым; изменяется по временам, числам, а в прошедшем времени по числам, в ед.ч.-по родам
3 этап Самоопределение к деятельности
Запиши слова и объясни орфограммы
Сверкать, просить, работать, яви’ться, жалеть, еро’шить (торчать, поднимать в разные стороны волосы, шерсть), накачать, извинить, есть. (омонимы: 1) употреблять пищу, 2) от глагола быть, существовать, 3) частица в армии ответ подчинённого) Что общего у всех этих слов?
Из первых букв записанных слов составьте слово. Что получилось? Знаете ли вы что такое спряжение? Определите тему урока.
Определим цели урока. ( Узнать, что такое спряжение, как спрягаются глаголы.)
— Что такое склонение?(изменение … по падежам и числам) Какие части речи, известные вам, склоняются? (сущ, прил лич мест, числ)
— Попробуйте просклонять глагол ….? Почему не получается? (глаголы не изменяются по падежам).
— Как же изменяются глаголы?
4 этап. Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 163 (с. 80).Пропустите одну строчку сверху и запишите в 2 столбика
— Местоимения какого лица вы употребляли? Что вы заметили? (форма глагола меняется в зависимости от того, с каким местоимением он употреблён).
-Что ещё изменялось (личные окончания).
-Какой можно сделать вывод? (глаголы изменяются по лицам)
-Как определить лицо глагола? (по местоимению).
-В каком времени употреблены глаголы? (в наст. и буд. времени)
-Определите число глаголов?
-На какой вопрос нам необходимо было ответить? (что такое спряжение?)
-Кто может дать определение? Спряжение – это…
-Прочитаем на стр 80 материал из рубрики «Обратите внимание» и читаем вывод: Изменение окончаний глаголов по лицам и числам называется спряжением
6 этап. Первичное закрепление полученных знаний
Работа по учебнику Упр. 164 (с. 81). (Устная работа по вопросам и заданиям упражнения.)
— Глаголы, какого времени даны? ( Настоящего и будущего ).
— Как вы изменяли глаголы? ( По лицам и числам ).
— Какая часть слова меняется при изменении глаголов по лицам и числам? ( Окончание ).
Работаем с таблицей: я называю время лицо и число, а вы читаете по таблице как изменились глаголы.
Прочитайте ниже сведения о языке. Что называется спряжением глагола? Упр. 165 (с. 81). Прочитайте задание.
Как вы будете действовать? ( Проспрягаем каждый глагол и понаблюдаем, как меняются окончания.) (Работа в парах. Проверка.)
К какому выводу вы пришли? ( Глагол в прошедшем времени рассказал не спрягается, так как его окончания не меняются.)
Подставьте к глаголам местоимения, определите их лицо и число, выделите окончания.
— Оцените свою работу на уроке. Метод неоконченных предложений
8 этап. Подведение итогов урока
На какие вопросы мы сегодня ответили? Дополним кластер по теме «глагол» новым понятием.
9этап. Домашнее задание. Упр. 166 (с. 82).
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?».
Спряжение глагола – изменение по лицам и числам.
Разноспрягаемые глаголы – глаголы, которые имеют окончания частично 1 и частично 2 спряжения.
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2016 – 192 с.
1. Бондаренко М. А. Русский язык 5 класс, Методические рекомендации и поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2019 – 239 с.
2. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс. – М.: Просвещение, 2016 – 160 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Продолжая разговор о глаголе, вспомним вступление к поэме «Руслан и Людмила» Александра Сергеевича Пушкина.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух. там Русью пахнет!
Здесь очень много глаголов.
Мы видим, что у глаголов разные окончания. Почему?
Чтобы разобраться в этом, мы должны с вами вспомнить, что такое спряжение глаголов. Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам. В русском языке два спряжения: первое и второе.
Например, прихлынут. Глагол имеет окончание -ут, Значит относится к 1 спряжению.
Очень важно уметь определять спряжение, так как от этого зависит правильное написание личных окончаний глаголов.
Давайте разберёмся, как определить спряжение глагола.
Чтобы определить спряжение глагола, нужно действовать по алгоритму.
2. Если окончание безударное, определяем вид глагола.
3. Ставим глагол в неопределённую форму (не меняя вид).
4. Если глагол на -ить, кроме брить и стелить, то он 2 спряжения.
5. Если глагол не на -ить, вспомним 11 глаголов-исключений.
6. Если данного глагола в числе 11 нет, то глагол 1 спряжения.
Вернёмся к глаголам из стихотворения.
Слова: говорит, сидит, стоит имеют ударное окончание -ит. Значит, это глаголы 2 спряжения.
Слова: несёт, идёт, бредёт имеют ударное окончание -ет. Значит, это глаголы 1 спряжения.
Ходит (что делает?) – (что делать?) ходить. Заканчивается на -ить, глагол 2 спряжения.
Заводит (что делает?) – (что делать?) заводить. Заканчивается на -ить, значит, 2 спряжение.
Выходят (что делают?) – (что делать?) выходить – 2 спряжение.
Пленяет (что делает?) – (что делать?) пленять. Заканчивается не на -ить. Не относится к 11 глаголам, значит, 1 спряжение.
Чахнет (что делает?) – (что делать?) чахнуть. Не на -ить. К 11 глаголам не относится, значит, 1 спряжение.
Пахнет (что делает?) – (что делать?) пахнуть. Не на -ить, не глагол- исключение, значит, 1 спряжение.
В русском языке есть два глагола хотеть и бежать. Они называются разноспрягаемыми. Эти глаголы названы так, потому что они имеют окончания частично 1-го и частично 2-го спряжения.
Спряжение глаголов в русском языке: таблица
Наступило лето и те ученики, которые добросовестно учили уроки, могут расслабиться и как следует отдохнуть. Для тех же, кто по каким-либо причинам имеет пробелы в знаниях, есть время немного подтянуть учебу и, как говорится, восполнить эти пробелы. Сегодняшний мини-урок мы посвятим спряжению глаголов в русском языке.
Что представляет собой спряжение глаголов
На изучение спряжений глаголов в русском языке школьная программа отводит несколько часов, поэтому, если у кого-то возникли проблемы с этой темой, за лето можно подтянуться по учебе и даже хорошо закрепить изученный материал. Но для начала нужно дать определение такому термину, как спряжение глаголов.
В русском языке под этим термином понимают целую систему изменений глагольных форм по лицам и числам, отвечающих настоящему времени.
Для изучения частей речи эта тема является достаточно важной, ведь мало изучать родной язык, нужно уметь правильно и красиво на нем разговаривать.
В грамматике русского языка существует два типа спряжений глаголов: 1-е и 2-е спряжение. Определить к какому типу относится тот или иной глагол можно двумя способами:
Возможно, не всем все понятно из этого определения, поэтому будем все разбирать на конкретных примерах.
Определение спряжения глаголов по личным окончаниям: таблица
Чтобы правильно и грамотно писать, необходимо запомнить простое правило, согласно которому глаголы и разделятся на два типа.
К глаголам первого спряжения относят такие глаголы, у которых при их изменении по лицам и числам преобладают окончания на «е». У глаголов второго спряжения при их изменении в окончаниях преобладает бука «и».
Порой при написании таких слов люди делают досадные ошибки, что негативно сказывается не только на их уровне знания родного языка, но и также влияют на общий имидж.
Согласитесь, если директор какой-либо солидной фирмы, накладывая свою резолюцию на заявление подчиненного, вдруг напишет «Оформеть очередной отпуск», то его авторитет перед подчиненными очень сильно пошатнется. Поэтому школьникам следует уже сейчас уделять вопросам изучения родного языка большое внимание и терпение.
Чтобы правильно определить тип спряжения и убедиться, какая буква пишется в суффиксе того или иного глагола, нужно определить, на какой слог падает ударение в этом слове, т.е. убедиться, окончание глагола ударное или безударное.
Как правило, с ударными окончаниями проблем не возникает и даже малограмотному человеку понятно, какую букву «е» или «и» нужно написать в суффиксе.
Первый способ, который позволяет определить тип спряжения, определяется по ударному окончанию самого глагола. Чтобы понять, к какому типу принадлежит тот или иной глагол, его достаточно просклонять по числам и лицам.
Иногда человека может сбить с толку приставка «вы» к глаголу, ведь если она есть, то ударением всегда падает именно на нее, и школьник может перепутать простой глагол с ударным окончанием с безударным глаголом. Чтобы такого не происходило, приставку следует отбросить и рассматривать глагол без нее. Например, выгорит – горит – глагол 2-го спряжения.
Приведем пример
Глагол «Несут»
Сразу определяем ударность иди безударность окончания, у этого глагола окончание ударное, поэтому мы можем его произменять по лицам и числам.
Это означает, что требуемый глагол необходимо произменять, по единственному и множественному числам, применяя к ним местоимения я/мы, ты/вы, он/она /они.
Итак, я – несу, мы – несем, ты – несешь, вы – несете, он/она – несет, они – несут.
Глагол «Купить»
У этого глагола окончание тоже ударное, поэтому мы можем его проспрягать по лицам и числам.
Итак, я – куплю, мы – купим, ты – купишь, вы – купите, он/она – купит, они – купят.
Определение спряжения глаголов с безударными окончаниями: таблица
Но если с теми глаголами, окончания которых ударные, еще разобраться не сложно, то безударные окончания в таких случаях могут поставить и школьника, и взрослого в тупик. Чтобы такого не произошло, необходимо от нужного глагола образовать его неопределенную форму, а затем, проанализировав суффикс образовавшегося глагола, уже определить тип его спряжения.
Если кто-то забыл, как трансформировать глагол в неопределенную форму, напоминаем. Эта форма глагола всегда отвечает на вопрос «Что делать?» или «Что сделать?». Приведем пример: гуляет – гулять, бреет – брить, любит – любить и т.д.
То есть вначале нужно глагол перетрансформировать в инфинитив (неопределенную его форму), определить, какая буква стоит перед суффиксной частицей «-ть»: «е» или «и», и тогда уже определить тип спряжения.
Стоит отметить, что безударные личные окончания глаголов и глагольных форм могут также иметь исключения из общегопринятого правила. Поэтому отметим сразу, какие глаголы представлены 1-ым, а какие 2-ым спряжением.
Итак, к глаголам 1-го спряжения относят
Глаголы 2-го спряжения в русском языке представлены следующими:
Особенности спряжения разноспрягаемых глаголов
Недаром о русском языке говорят, что он «велик и могуч», и что он является самым сложным в изучении языком. И рассматриваемая тема как раз является прямым тому подтверждением. Например, потому, что существует категория глаголов, которая сразу относится и к первому и второму спряжению одновременно.
Например, глагол «Хотеть». В единственном числе третьего лица он относится к 1-му спряжению (он/она – хочет), а во множественном третьего лица – ко 2-му (они – хотят). Такие глаголы являются исключениями из общепринятых правил и их следует запомнить наизусть: хотеть, чтить, бежать, брезжить.
Еще в русском языке имеется категория глаголов, которые имеют особую систему формирования окончания, например, «есть», «дать» и их производные формы. Их тоже следует запомнить.
Примеры и упражнения для самоконтроля
В этом разделе мы приведем несколько примеров и упражнений для самоконтроля знаний, чтобы школьники могли проверить, насколько хорошо они усвоили тему. Ответы будут также приведены здесь в разделе, но мы очень рассчитываем на сознательность детей.
Задание для самоконтроля №1
Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы первого спряжения.
Шагать, жить, плыть, строить, полоть, колоть, носить, лететь, лаять, ходить, дышать.
Ответы: шагать, жить, плыть, полоть, колоть, лаять.
Объяснение:
Шагать – шагаю, шагаем, шагаете, шагает, шагаете – 1 спр.
Жить – живу, живем, живете, живет, живут – 1 спр.
Плыть – плыву, плывут, плывете, плывет, плывут – 1 спр.
Строить – строю, строишь, строите, строит, строят – 2 спр.
Полоть – полю, полешь, полете, полет, полют – 1 спр.
Колоть – колю, колешь, колете, колет, колют – 1 спр.
Носить – ношу, носишь, носите, носит, носят – 2 спр.
Лететь – лечу, летишь, летите, летит, летят – 2 спр.
Лаять – лаю, лаешь, лаете, лает, лают – 1 спр.
Ходить – хожу, ходишь, ходите, ходит, ходят – 2 спр.
Дышать – дышу, дышишь, дышите, дышит, дышат – 2 спр.
Задание для самоконтроля №2
Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы второго спряжения.
Едешь, гонит, посмотрим, тянем, чистишь, запускать, спряжешь, приготовить, ставим.
Ответы: гонит, посмотрят, чистишь, приготовят, ставят. (Объяснение такое же, как и в предыдущем примере).
Задание для самоконтроля №3
Вставить пропущенные буквы в безударные окончания глаголов.
Спорить – спор_шь, хлопать – хлопа_шь, купаться – купа_шься, помнить – помн_шь, пугаться – пуга_тся, поджарить – поджар_шь, клеить – кле_шь.
Ответы: спорИшь, хлопаЕшь, купаЕшься, помнИшь, пугаЕшься, поджарИшь, клеЕшь.
Задание для самоконтроля №4
Выбрать из предложенных вариантов глаголы первого спряжения и глаголы второго спряжения.
Он барабан_т, он хохоч_т, он шепч_т, он испорт_т, он разруша_т, он люб_т, он обожа_т, он хныч_т, он хвал_т, он волну_т.
Глаголы первого спряжения – он хохочет, он шепчет, он разрушает, он обожает, он хнычет, он волнует.
Глаголы второго спряжения – он барабанит, он испортит, он любит, он хвалит.
Задание для самоконтроля №5
Вставить пропущенные буквы в текст.
Все смотр_т телевизор. (вставить букву «я»). Куда ты гон_шь гусей? (вставить букву «и»). Зима стел_ет слежный ковер. (вставить букву «е»). Парикмахер бре_т бороду. (вставить букву «е»). Туристы пил_т и кол_т дрова. (в первом случае вставить букву «я», во втором – «ю»). Учитель скаж_т, куда приходить. (вставить букву «е»). Он кле_т обои. (вставить букву «е»). Ветер колыш_т знамена. (вставить букву «е»). Больной тяжело дыш_т. (вставить букву «и»). Корабль держ_т путь в порт. (вставить букву «и»). Девочка пиш_т письмо. (вставить букву «е»). Ответ завис_т от решения. (вставить букву «и»).