что такое память внимание мышление
Внимание, мышление, память
Вы будете перенаправлены на Автор24
Внимание
Внимание, мышление, память – это познавательные процессы человека, которые обеспечивают возможность сохранять в сознании запечатленное, выражать и передавать его другим людям.
Когда человек сосредотачивается на объекте, имеющем для него в данный момент какое-то значение, то это определяется как внимание. Внимание может быть непроизвольным, произвольным, послепроизвольным:
Внимание имеет свои свойства:
Психологи ещё не установили связь внимания с другими психическими процессами, но не сомневаются, что эта связь существует. От умения переключаться с одного объекта на другой, зависит, например, общение. Благодаря вниманию человек способен более эффективно и качественно выполнять любую работу. Что касается детей дошкольного возраста, то их внимание характеризуется непроизвольностью, неустойчивостью, отсутствием сосредоточенности. С началом школьного периода жизни внимание резко повышается, что является залогом успешной учебы.
Готовые работы на аналогичную тему
Внимание школьников учитель может повысить, используя некоторые педагогические приемы. Среди них:
Внимание можно совершенствовать и для этого специалисты предлагают следующее:
Таким образом, внимание можно и нужно развивать и совершенствовать в течение всей жизни.
Мышление
Под мышлением понимается процесс мыслительной деятельности человека, высшая форма его творческой активности.
К отличительным чертам мышления относится творческая переработка имеющихся представлений и создание новых, способность отражать как отдельные предметы, явления, свойства, так и связи, существующие между ними, опосредованное отражение окружающего мира.
Классификация мышления идет по разным основаниям. Чаще всего используется деление на теоретическое и практическое мышление по характеру решаемых задач.
По степени развернутости оно может быть дискурсивным и интуитивным, а по оригинальности выделяют репродуктивное и продуктивное мышление.
Классифицируется мышление и по форме – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Наглядно-действенное мышление довольно часто применяется в повседневной жизни и направлено на решение практических действий, например, надо научиться нажимать кнопки на магнитофоне. Эта наиболее элементарная форма мышления является основой для формирования более сложных его видов. Основу наглядно-образного мышления составляют восприятия или представления, потому что задачи решаются посредством образов.
Надо сказать, что образы мышления и образы восприятия отличаются друг от друга своей обобщенностью и отвлеченностью – в образах мышления отражаются только важные и наиболее существенные свойства.
Словесно-логическое мышление относится к понятийному мышлению, решение задач происходит при помощи рассуждений. Понятие – это существенные свойства явлений и предметов окружающего мира, которые подразделяются на общие и конкретные. Если, например, сажают яблоню или березу, а не просто дерево, то это конкретное понятие.
Человеку свойственно рассуждать в процессе мышления. Суждения бывают общие, частные, единичные.
Что касается общих суждений, то они содержат информацию обо всех предметах и явлениях, причем, как утвердительную, так и отрицательную. Частные суждения включают только часть предметов и явлений, которые включаются в понятие. При единичном суждении речь идет об индивидуальном понятии, например, Таня отлично рисует. В ходе каких-либо рассуждений делаются выводы, которые создают новые суждения. Новое суждение получило название умозаключение.
Если умозаключение делается от частного к общему, то это будет индукция, а обратный процесс получил название дедукция.
В реальности существует огромное количество видов мышления, связанных между собой. Люди отличаются друг от друга качеством мышления – широтой и глубиной ума, самостоятельностью мышления, его гибкостью, быстротой и критичностью.
Развитие мышления происходит в процессе овладения знаниями, источниками которых являются школа, книги, СМИ, радио и телевидение и др.
Память
Память является сложным психическим процессом воссоздания прошлого опыта через запоминание, хранение и повторение.
Чтобы что-то запомнить человек связывает запоминаемое с известным, т.е. образует ассоциацию, которые могут быть сложными и простыми.
К простым ассоциациям относятся ассоциации по контрасту, объединяющие противоположные явления, по сходству, объединяющие два явления, имеющие схожие свойства, по смежности – тоже объединяются два явления, связанные во времени и в пространстве.
В основе знаний человека лежат сложные смысловые ассоциации, объединяющие два явления, связанные между собой – часть и целое.
В зависимости от того, какое содержание надо запомнить, выделяют 4-е вида памяти:
Двигательная память лежит в основе двигательных навыков человека, а словесная память, связана с запоминанием, хранением и повторением услышанного или прочитанного материала в словесной форме. Чувства, пережитые человеком хранит эмоциональная память. Память образная дает возможность запоминать, а потом воспроизводить обстановку, запахи, картины природы, лица и др.
Память по продолжительности сохранения материала может быть кратковременной и долговременной. При кратковременной памяти запоминание материала происходит на короткий период времени и после его воспроизведения быстро забывается. Кратковременная память может переходить в долговременную – происходит такая трансформация тогда, когда человек один и тот же материал использует постоянно. Долговременная память сохраняет необходимый материал в течение длительного времени.
К основным процессам памяти относятся запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Запоминание в зависимости от цели может быть произвольным и непроизвольным.
Для произвольного запоминания характерна сознательная цель – усвоить и запомнить полученную информацию, используя при этом специальные приемы и волевые усилия.
Если материал понят и осмыслен, то информация не забывается.
Непроизвольное запоминание происходит само по себе и человек не ставит перед собой цель запомнить информацию.
Непроизвольно и продуктивно запоминаются те события, которые произвели на человека очень сильное впечатление.
Довольно часто встречаются нарушения памяти и внимания – мозг перестает правильно ориентироваться и теряется связь с другими процессами, в результате чего возникают сложные проблемы.
Психические процессы: виды и краткая характеристика
Психические процессы – это условное разделение психики на составные элементы, которые позволяют познавать внешний и внутренний мир. Это настолько сложный феномен и о нем так мало известно, что существует достаточно много определений и трактовок этого явления.
Развитие психических процессов происходит в конкретных условиях взаимодействия с окружающим миром: особенные свойства нашей планеты, переход от зимы к лету, изменение силы тяжести и многое другое – выдвигают человеку определенные требования. Поэтому психика выступает в качестве регулятора поведения организма.
Функции психических процессов целиком и полностью зависят от вида. Все психические процессы можно разделить на три вида:
Познавательные:
Эмоциональные:
Волевые:
Также существует неотделимая взаимосвязь психических процессов, которая выражается, например, в том, что память невозможна без внимания, восприятие невозможно без памяти и так далее. Поэтому если вы хотите улучшать деятельность своих психических процессов, достаточно будет заниматься развитием нескольких из них. К примеру, памяти, воображения, эмоций и воли. Впрочем, ваш список может принципиально отличаться. Во всяком случае вас не должно удивлять, что, развивая свое внимание, тут же «подтягиваются» и все остальные процессы.
Методы изучения
В области психиатрии и когнитивистики для изучения процессов памяти, восприятия, мышления, внимания и других функций используются следующие методы:
Следует сказать, что выявить нарушение психического процесса можно лишь с помощью нескольких методик, то есть диагностировать проблемы нужно в комплексе.
Наибольшее количество методик исследуют мышление. Самая известная – «Классификация предметов», где представляется возможность изучить различные аспекты мыслительного процесса. Также известны: понимание переносного смысла метафор и пословиц, решение арифметических задач разной степени сложности, сравнение и определение понятий.
Теперь поговорим отдельно о протекании психических процессов и состояний, их характеристике, свойствах и функциях.
Психические познавательные процессы
Рассмотрим каждый процесс отдельно.
Восприятие
Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Оно протекает в тесной взаимосвязи с другими психическими процессами: в первую очередь с ощущениями, которые при помощи сенсоров собирают информацию из внешнего мира, во вторую – с памятью, волей и вниманием. Восприятие – это интерпретация того, что собрали наши сенсоры.
К свойствам восприятия относятся:
Память
Память – это комплекс познавательных способностей по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память тесно связана с мышлением, восприятием и ощущениями.
Главная функция памяти состоит в том, чтобы хранить информацию, которую затем человек может использовать для тех или иных целей. Без нее у нас бы не существовало личности.
К свойствам памяти относятся: объем, точность, скорость процессов запоминания и забывания.
Мышление
Мышление – это процесс моделирования закономерностей окружающего мира, высший этап обработки информации человеком. Можно сказать, что это окончательный психический процесс, который руководит личностью.
При помощи мышления человек может полностью менять свое восприятие, воображение, внимание, волю и даже ощущения. Высшая степень человеческого познания.
Основные характеристики мышления:
Ощущения
Ощущение – это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектов внешних или внутренних стимулов при участии нервной системы.
Канонически, существует пять видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух.
Воображение
Воображение – умение человека создавать в сознании образы, идеи и представления, а также манипулировать ними. Функции воображения состоят в том, чтобы представить в голове образец будущего результата деятельности в планировании, поиске стратегии для решения задач.
Представление
Представление – это образ явления или предмета, которые здесь и сейчас человек не воспринимает. Отличается от воображения тем, что человек пытается просто вспомнить образ, а не придумать нечто новое.
Функции представления зависят от рода деятельности человека: художникам требуется вспомнить нужный образ, музыкантам – нужную мелодию или звук. Воображение помогает решать сложные и образные задачи, в том числе творческие.
Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Неотъемлемо связана с мышлением и представлением.
Она помогает доносить нам важную информацию, а также передавать общественно-исторический опыт.
Внимание
Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Очень тесно связана с памятью (некоторые когнитивисты считают, что это и вовсе одно и то же), а также волей.
При помощи воли человек может изменить свое отношение к предмету и обратить на него сознательное внимание, то есть выделить его из остальных. Внимание помогает человеку успешно ориентироваться в окружающем мире.
Под свойствами внимания следует иметь в виду: объем, направленность, сосредоточенность, распределенность, интенсивность, переключаемость и устойчивость.
Психические эмоциональные процессы
Рассмотрим каждый процесс отдельно.
Чувства
Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.
Эмоции
Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.
Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.
Стресс
Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.
Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.
Аффекты
Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.
Психические волевые процессы
Рассмотрим каждый процесс отдельно.
Постановка цели
Постановка цели – процесс выбора одной или нескольких целей. Тесно связана с усилием воли и эмоциями.
Воля – умение человека принимать решение на основе мыслительного процесса и направлять свои действия и мысли в соответствии с принятым решением.
Как следует из определения, воля тесно связана с мышлением и принятием решений. Но, помимо этого, без нее невозможно осознанное внимание и развитая память.
Принятие решений
Принятие решений – это психический процесс, который характеризуется применением силы воли для постановки цели и твердого намерения ее достичь.
Развитие психических процессов
Когда говорят о развитии психических процессов у детей, в первую очередь выделяют возрастную группу.
С 2 до 6 лет у ребенка происходит формирование психических процессов. На это могут повлиять родители, если будут их тренировать. Вот упражнения, которые можно давать своим детям:
Если вашему ребенку 7-8 лет, он должен уметь:
Психические процессы взрослого человека формируются в 16 лет. Но это не значит, что их нельзя тренировать и улучшать. По сути, мышление можно и даже нужно развивать всю жизнь. Поэтому в заключение статьи предлагаем вам пройти на выбор один из наших курсов (или все):
Также обязательно потренируйтесь, решая задачи из нашей рубрики «Игры, задачи и развлечения».
Что происходит с памятью, вниманием и мышлением с годами и как улучшить познавательные функции
Современному человеку память и внимание нужны как никогда раньше: столько информации вокруг — надо ничего не упустить. Только вот мозг стареет начиная с 20-ти лет и у людей рано начинаются проблемы: то одно забудется, то другое, то никак не сосредоточиться на важном деле. Что же поможет не только сохранить, но и даже улучшить умственные способности? Ученые разработали рекомендации. Новинки «Мозг на пенсии» и «Внимательный мозг», изданные в «Манн, Иванов и Фербер», — как раз об этом.
Проблема XXI века
Все хотят жить долго, но никто не хочет быть старым. Об этом задумываются не только те, кому исполнилось 40 и 50 лет, но и представители молодого поколения — те, кому не так давно стукнуло 20 и 25. В чем причина столь ранней озабоченности? Возможно, в научно-техническом прогрессе. Как говорят в народе, он и лечит, и калечит. Наш мозг вынужден обрабатывать колоссальные объемы данных, запоминать тысячи мелочей и разных дел, быть способным отстраняться от информационного шума и фокусироваться на главном. В этом-то и загвоздка. Эволюция не предусмотрела столь резкого скачка технологий, в итоге современный человек оказался в щекотливом положении: о том, как сохранить познавательные способности задумывается каждый третий. А о том, чтобы их улучшить (кому не нужны возможности суперлюдей — цепкая память, способная выхватывать из потока и запечатлевать навсегда нужную информацию, развитое внимание и способности к концентрации, ясный и хлесткий мыслительный процесс, мгновенно реагирующий на каждое событие и эмоцию), — каждый второй.
Науке известно, что, безусловно, с годами круг человеческих возможностей действительно сужается. И на физическом и физиологическом, и на ментальном уровне. Однако стоит заметить, что некоторые способности все же остаются нетронутыми. Большее влияние на них оказывают стереотипы и негативные установки самого человека (исследования показали, что от этого иногда даже зависит продолжительность жизни пожилых людей), однако это тема для отдельной, не менее интересной статьи. Так как же заметить, что познавательные функции начинают «сдавать позиции», что делать, если это действительно так, и как «повысить градус» своих возможностей?
Память, внимание, мышление, или как меняется наш мозг с годами
Память
Когда мы думаем о том, что становимся старше и уж тем более в обозримом будущем постареем, на ум невольно приходит ассоциация с ухудшением памяти. Старая забывчивая бабуля — вот собирательный образ человека преклонного возраста. Парадокс только в том, что иногда проблемы с памятью начинаются задолго до пенсии. Виновата в этом наследственность, в какой-то степени — образ жизни и условия, в которых находится современный человек (имеется в виду засилье технологий, гаджетов и все возрастающие требования к возможностям людей). Вы думаете, это домыслы? Отнюдь. Ученые исследовали потенциал снижения памяти и выяснили любопытную вещь: объем память снижается начиная с 20 лет. Да-да, это не шутки. Более всего спад заметен в возрасте с 60 до 70 лет, однако начиная с момента двадцатилетия наши способности к запоминанию начинают слабеть.
И хотя ученые еще точно не определились с механизмом работы памяти, судя по данным недавних исследований, кратковременная память со временем «заполняется», как книжная полка: чтобы поставить новую книгу, нужно куда-то переложить ту, которая уже стоит на полке. Нельзя поставить больше книг, чем это возможно. В принципе, эта идея выглядит логичной. Однако по некоторым данным этот фокус не срабатывает в отношении долговременной памяти: чем старше человек, тем больше событий хранится в его памяти.
Хранится — ключевое слово. Хранение и доступ к информации — совсем не одно и то же. Это два самостоятельных процесса. Более того, существуют разновидности процессов запоминания. Все знают, что краткосрочная память используется тогда, когда вам нужно удержать в сознании какую-то мысль в течение примерно минуты (например, телефонный номер, по которому вы собираетесь позвонить). При этом очень важно не думать о чем-то еще — иначе вы сразу забудете номер. Это утверждение справедливо как для молодых, так и для пожилых людей, но для последних его актуальность все же немного выше.
Внимание
Внимание, или умение концентрироваться, неизбежно ухудшается. Это однозначно показывают нейрофизиологические тесты. Пожилым людям труднее переключать внимание с одного объекта на другой, а также концентрироваться на чем-то в течение длительного времени. Отчасти это объясняет рассеянность и несобранность, которые свойственны многим людям. Однако слабое внимание может встречаться и гораздо раньше: в школьном, подростковом и взрослом возрасте. Однако здесь уже можно вести речь о таком заболевании, как синдром гиперактивности и дефицита внимания.
Навык концентрировать внимание — один из основных. Примечательно, что он тренируется во многих религиозных практиках, многих из которых сейчас переиначивают на современный лад. Но не просто так, а благодаря науке. Исследования последних лет подтверждают догадку о том, что медитация внимательности, популярная в буддийской традиции, не только в состоянии «подтянуть» внимание как познавательный процесс, но и положительно влияет на организм. Человек, который регулярно медитирует, постепенно избавляется от хронической боли, нарушений настроения, тревожности и депрессии. Или, по крайней мере, симптомы заболеваний заметно ослабляются. Продвинутые врачи обучают пациентов так называемой «светской медитации», которая не связана с принадлежностью к какой-либо группе, общине или религиозной традиции. Также подобный метод встраивается в базовые терапевтические модели. Фокусировка на чем-либо стимулирует рост новых нейронов и активирует определенную сеть нейронов головного мозга, что укрепляет синаптические связи с тех или иных зонах мозга. Причем связанных не только непосредственно с вниманием, но и, к примеру, с социальным взаимодействием.
Мышление
С возрастом падает скорость протекания психических процессов. Проще говоря, человек медленнее соображает. Скорость реакции и обработки информации — два фактора, которые участвуют в нашей жизни самым непосредственным образом. Понять, что написано в книге, запомнить список покупок и принять решение — это связана с тем, насколько быстро мы можем обработать «входящие данные». Это самая важная из деградирующих с возрастом способностей, которая, вероятнее всего, является причиной ухудшения памяти и внимания в том числе.
Еще один аспект мыслительного процесса, который страдает сам и затрагивает память, — снижение скорости обработки единиц информации и ухудшение способности к разделению на важное и неважное. Оба этих аспекта отрицательно влияют на краткосрочную память. Это легко заметить в повседневной жизни, когда человеку надо освоить много нового, но не все является необходимым в данный момент. Например, пожилому человеку трудно сконцентрироваться на чтении, когда за спиной шумно играют внуки, так как ему сложнее игнорировать нерелевантную информацию (шум, производимый детьми) и данные, уже присутствующие в его сознании.
Серьезнее всего дело обстоит с так называемыми «исполнительными функциями» — это планирование и инициация действий, умение контролировать эмоции и поведение, а также способность держать в уме действия, которые необходимо реализовать в будущем. Эти функции помогают организовывать нашу деятельность, упорядочивать поведение и сдерживать неподходящие чувства. Проявляются они в разных ситуациях: мы в состоянии не переходить дорогу на желтый свет светофора, хотя очень спешим, и можем сконцентрироваться на вождении, когда вокруг столько отвлекающих факторов — начиная от красивых зданий до соцсетей в смартфоне. Кстати, это одна из причин того, почему с возрастом люди хуже водят автомобиль.
Советы для тех, кто хочет сохранить и улучшить познавательные способности
Вот несколько рекомендаций, следуя которым вы сможете «добавить очков» памяти, вниманию и даже мышлению. Как и многие процессы в организме человека, их можно тренировать и добиваться хороших результатов.
Внимательно слушайте и ассоциируйте
К примеру, если вас знакомят с кем-то по имени Александр, а вы отвлеклись на смс-сообщение, даже и не мечтайте о том, что через неделю вспомните, как зовут этого человека. Имя не отложится в вашей памяти, потому что на самом деле вы не уделили этому внимания. Чтобы крепко и надолго запомнить что-то новое, соблюдайте два правила. Во-первых, всегда сосредоточенно слушайте, о чем вам говорят. Во-вторых, проделайте в уме что-то с новой информацией: свяжите ее с тем, что уже хранится в вашем «банке памяти»: например, с уже знакомым вам Александром или киноактером, на которого похож новый знакомый.
Тренируйте память
Попробуйте играть в такую мини-игру: запоминайте слова. Чем больше вы будете упражняться, тем больше слов будете запоминать. Естественно, это отразится и на памяти на лица, события — в повседневной жизни прогресс будет заметен. Такой прием используют психологи для проверки памяти: зачитывают 15 не связанных друг с другом слов и через 10 минут просят воспроизвести. Интересно, что с первого раза люди среднего возраста повторяет около 7 слов. Чем старше человек, тем меньше он может воспроизвести. Регулярные упражнения помогут вам, например, обходиться без списка покупок в магазине — вы и так все запомните.
Нагружайте мозг
Доказано, что люди, которые всю жизнь занимались умственным трудом, гораздо реже страдают от болезни Альцгеймера — слабоумия. Больше читайте, размышляйте, общайтесь с интеллектуальными людьми. Хороший вариант — выбрать хобби, которое требует активной умственной деятельности. Элементарное разгадывание кроссвордов — хороший пример. Чем разнообразнее будут ваши «ментальные упражнения», тем лучше для мозга и когнитивных функций.
Занимайтесь спортом
Как бы банально это ни звучало, но в здоровом теле — здоровый дух. И современная наука только подтверждает этот тезис. Люди недооценивают потенциал физической активности и то, насколько положительно она влияет на память, внимание и мышление. В идеале тренироваться нужно по полчаса ежедневно, и с возрастом этот показатель должен увеличиваться. Особенно действенна аэробная нагрузка, при которой учащается дыхание и сердцебиение, — бег, велосипед, активные игры на свежем воздухе.
Питайтесь растительной пищей
Исследование долгожителей в разных уголках планеты однозначно показывает: люди, которые отпраздновали 100-летний юбилей, едят в основном растительную пищу. Львиную долю их рациона составляют овощи, фрукты, травы и специи, бобовые и злаки.
Довольно простые рецепты, а эффект не заставит себя ждать — попробуйте и увидите сами.
Еще больше интересных фактов и полезных советов — в книгах «Мозг на пенсии», «Внимательный мозг».