в каком классе проходят причастие и деепричастие

Конспект урока по русскому языку в 6-м классе «Причастный и деепричастный оборот»

Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

I. Организационный момент.

II. Постановка проблемы. Определение темы и формулировка задач урока.

На экране: “Повторение параграфов 21,27”. (Cлайд1.)

Учитель: – Как вы думаете, может ли звучать так тема урока?

– Предложите свой вариант темы урока.

(Причастный и деепричастный обороты) – запись тетради. (Слайд 2.)

– Есть ли такой параграф в учебнике? (Нет.)

– Нужен ли нам такой урок? Зачем?

(С причастным и деепричастным оборотом связаны постановки знаков препинания.)

– Чем мы будем заниматься на уроке?

(Повторять правила выделения причастных и деепричастных оборотов, применять правила на письме, сравнивать причастные и деепричастные обороты.)

Учитель: – Вы видите, что сегодня в классе много газет. Как вы думаете почему?

– Мы будем выпускать с вами газету. Это будет уже 3-й номер нашей газеты. (Слайд 3.)

– Поэтому мы сегодня будем дальше отрабатывать умение редактировать предложения с ошибками, повторим основные речеведческие понятия на основе художественного текста.

III. Опорное повторение с элементами проверки домашнего задания.

Учитель: – 1 статья в газете – научная. (Слайд 4.)

Вы – журналисты! Вам известна тема статьи (вы видите ее на экране). Материал к ней вы сможете собрать в течение 5 минут, поучаствовав в пресс-конференции с “учеными-лингвистами” (к доске выходят по 1 ученику с каждого ряда). На этой конференции, задав вопросы (по 3 вопроса на тему “Причастный и деепричастный оборот” каждый ученик составлял дома), вы сможете узнать все, что вас интересует.

– Рабочий материал для научной статьи у вас есть, его уже можно отдать в набор.

У вас ровно 3 минуты, чтобы оформить рабочие материалы и сдать их. (Слайд 5.)

(Проверочная работа: учащиеся на листах пишут, что такое причастный и деепричастный оборот, чем они отличаются)

IV. Систематизация и углубление изученного.

1) Учитель: – На столах лежит материал, который уже набран, но мы его не можем отправить в печать. Почему? (Текст разрезан на 5 частей.) (Приложение 2) (Слайд 6.)

(Надо восстановить последовательность происходящих событий.)

Задание: в течение 2–3 минут восстановите текст, работая в парах.

(Учащиеся вспоминают основные части композиции рассказа, названия которых появляются на экране в результате перехода со слайда 7 на слайд8 по гиперссылке. Каждый абзац представляет собой определенную часть композиции. Композиционная схема постепенно открывается на слайде 8, с которого после проверки также по гиперссылке мы возвращаемся на Слайд 7.)

2) Учитель: – В то время, когда мы работали над текстом, двое наших “специальных корреспондентов” выполняли особое задание (индивидуальная работа).

Итак, следующая страничка нашей газеты поэтическая – “Поэтический букет”.

– Из предложенных стихотворений “спец. корреспондентам” необходимо было выбрать те, в которых есть предложения с деепричастными и причастными оборотами”. Они и украсят нашу газету поэтическим букетом. (Слайд 10, Приложение 3). (Учащиеся, выполняющие индивидуальную работу на уроке, читают стихотворения, остальные – проверяют, справились ли они с заданием.)

(звучит песня “Герои спорта” А.Пахмутовой, Н. Добронравова в исполнении М.Магомаева.)

– Олег – баскетболист. Повторяем за ним движения (имитируем движения баскетболиста на поле).

– Маша – гимнастка. Повторяем любимые Машины движения.

– Максим – хоккеист. Повторяем движения за Максимом.

Учитель: – Отдохнули? За работу! Нас ждет страница “Герои спорта”

– Задание: на экране (Слайд 11) вы видите предложения от спортсменов нашего класса, которые нужно осложнить причастными или деепричастными оборотами.

4) Учитель: – Есть в нашей газете и юмористическая страничка “Из школьных сочинений” (Слайд 12.)

– На экране – предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов. Ваша задача – записать предложения в исправленном виде.

V. Подведение итогов урока. (Cлайд13.)

Учитель: – Интересна ли будет наша газета? Чем?

– Что удалось сегодня на уроке?

– Какие странички показались вам наиболее интересными?

– Не отвлекла ли такая работа от основной цели урока?

– Выполнили мы те задачи, которые ставили перед собой в начале урока?

VI. Домашнее задание. (Cлайд 14.)

– Творческое задание: предложите свою страничку, рубрику в нашу газету. Оформите ее письменно. Не забывайте при выполнении этого задания о теме “Причастный и деепричастный обороты”.

Источник

Причастный и деепричастный обороты: учимся различать

Теоретические основы изучения причастного оборота

Изучению особенностей причастия и деепричастия (в том числе причастных и деепричастных оборотов), как правило, посвящена большая часть рабочей учебной программы по русскому языку в 7 классе, в календарно-тематическое планирование включены такие темы, как «Причастный оборот: понятие, примеры использования в тексте», «Обособление причастного оборота», «Особенности деепричастного оборота», «Обособление деепричастного оборота», «Ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов» и др.

Как учителю логически выстроить уроки по данным темам таким образом, чтобы школьники не только поняли, что такое причастный и деепричастный обороты, но и научились корректно обособлять их?

Полагаем, педагогу поможет использование методических приемов, упражнений, которые используются в учебниках для 7 класса по русскому языку.

Рассмотрим, как построена методика изучения причастных и деепричастных оборотов в УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской.

В этих учебниках информация о причастном обороте предваряет сведения о деепричастном обороте.

В обоих рассматриваемых УМК под причастным оборотом понимается причастие с зависимыми словами, и приводятся такие примеры: исправляющий ошибки, рассказывающий о походе, грозно потемневшая и т.д.

Прочитайте словосочетания. Определите, в каких из них причастие является главным словом, а в каких — зависимым. Спишите, распределяя эти словосочетания в три группы в соответствии с данными схемами:

в каком классе проходят причастие и деепричастие. ab5629e0308929c5b98236db5948e591. в каком классе проходят причастие и деепричастие фото. в каком классе проходят причастие и деепричастие-ab5629e0308929c5b98236db5948e591. картинка в каком классе проходят причастие и деепричастие. картинка ab5629e0308929c5b98236db5948e591. Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

Приводим словосочетания, которые предлагаются школьникам для анализа:

в каком классе проходят причастие и деепричастие. fc5d48f736cdbc43aa20a6f6cd9e5c3f. в каком классе проходят причастие и деепричастие фото. в каком классе проходят причастие и деепричастие-fc5d48f736cdbc43aa20a6f6cd9e5c3f. картинка в каком классе проходят причастие и деепричастие. картинка fc5d48f736cdbc43aa20a6f6cd9e5c3f. Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

Одним из вариантов выполнения данного задания, на наш взгляд, является заполнение таблицы:

Ребята, выполняя это упражнение, повторяют орфографические правила (правописание приставок пре- и при-, правописание окончаний причастий, правописание проверяемых гласных в корне слова и др.), повторяют синтаксические правила построения словосочетания и основные синтаксические термины «определяемое слово в словосочетании», «главное слово в словосочетании». На наш взгляд, важно, чтобы учитель на данном этапе акцентировал внимание семиклассников на вопросах, которые задаются от главного слова к причастию (какой? какая? какое? и др.). Как следствие, ребята сделают важный вывод: причастие в предложении является определением.

Семиклассники, выявляя особенности обособления причастного оборота, находят следующую информацию в этом учебнике.

1) Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми на письме. В этом случае причастный оборот является одним членом предложения — определением.

в каком классе проходят причастие и деепричастие. 7c9ae4162219a8d255f36875f5d9bd40. в каком классе проходят причастие и деепричастие фото. в каком классе проходят причастие и деепричастие-7c9ae4162219a8d255f36875f5d9bd40. картинка в каком классе проходят причастие и деепричастие. картинка 7c9ae4162219a8d255f36875f5d9bd40. Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

2) Если причастный оборот находится перед определяемым словом, то он не выделяется запятыми. В этом случае каждое слово причастного оборота принято подчеркивать как член предложения.

в каком классе проходят причастие и деепричастие. 6d0fd663e39aebfef39b97ef7e255b7c. в каком классе проходят причастие и деепричастие фото. в каком классе проходят причастие и деепричастие-6d0fd663e39aebfef39b97ef7e255b7c. картинка в каком классе проходят причастие и деепричастие. картинка 6d0fd663e39aebfef39b97ef7e255b7c. Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

В качестве правила, регулирующего обособление причастного оборота, в учебнике «Теория. Русский язык. 5-9 класс» В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой на с. 169 дается следующая информация:

в каком классе проходят причастие и деепричастие. 84301006d701936a130f388962ac1237. в каком классе проходят причастие и деепричастие фото. в каком классе проходят причастие и деепричастие-84301006d701936a130f388962ac1237. картинка в каком классе проходят причастие и деепричастие. картинка 84301006d701936a130f388962ac1237. Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой УМК В. В. Бабайцевой дается образец графического выделения причастного оборота на письме:

в каком классе проходят причастие и деепричастие. 7e343b08105ee73a460a6ffed4034ce3. в каком классе проходят причастие и деепричастие фото. в каком классе проходят причастие и деепричастие-7e343b08105ee73a460a6ffed4034ce3. картинка в каком классе проходят причастие и деепричастие. картинка 7e343b08105ee73a460a6ffed4034ce3. Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

Как видим, в этом учебнике причастный оборот (независимо от своего положения перед или после определяемого слова) графически выделяется волнистой линией как единый член предложения — определение.

в каком классе проходят причастие и деепричастие. cover3d1 w337. в каком классе проходят причастие и деепричастие фото. в каком классе проходят причастие и деепричастие-cover3d1 w337. картинка в каком классе проходят причастие и деепричастие. картинка cover3d1 w337. Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

Закрепление полученных сведений о причастном обороте

В учебнике по русскому языку для 7 класса М. М. Разумовской в качестве упражнений, закрепляющих полученные сведения о причастном обороте, предлагаются задания на с. 75-78. Приведем некоторые из них.

Замените выделенные слова подходящими по смыслу причастными оборотами и закончите предложения. Обозначьте в каждом из них определяемое слово и причастный оборот. В причастиях выделите суффиксы и окончания.

в каком классе проходят причастие и деепричастие. 4ce13079378aca81cef68d58f65af1ef. в каком классе проходят причастие и деепричастие фото. в каком классе проходят причастие и деепричастие-4ce13079378aca81cef68d58f65af1ef. картинка в каком классе проходят причастие и деепричастие. картинка 4ce13079378aca81cef68d58f65af1ef. Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

Рассмотрите записанные вами предложения. Докажите, что для каждого из них подходит схема:

в каком классе проходят причастие и деепричастие. 2bfe3f3990a7f50e21688cfb21ed7285. в каком классе проходят причастие и деепричастие фото. в каком классе проходят причастие и деепричастие-2bfe3f3990a7f50e21688cfb21ed7285. картинка в каком классе проходят причастие и деепричастие. картинка 2bfe3f3990a7f50e21688cfb21ed7285. Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

Перестройте свои предложения так, чтобы для них подходила схема:

в каком классе проходят причастие и деепричастие. 3d24fde3eccaf796b8cfee9fd6b64480. в каком классе проходят причастие и деепричастие фото. в каком классе проходят причастие и деепричастие-3d24fde3eccaf796b8cfee9fd6b64480. картинка в каком классе проходят причастие и деепричастие. картинка 3d24fde3eccaf796b8cfee9fd6b64480. Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

Определите, изменится ли при этом пунктуация предложений. Запишите два перестроенных предложения (на выбор), обозначая в них определяемые слова и причастные обороты.

Предлагаем один из вариантов выполнения упражнения.

Отредактированное школьником предложение

Предложение, отредактированное школьником по схеме

Семиклассники могут поделиться своими наблюдениями о том, что причастный оборот поясняет определяемое слово, отвечает на вопрос определения и подчеркивается волнистой линией; сделать вывод об изменении пунктуации при перестроении предложений: если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется.

Выразительно прочитайте примеры и определите, почему они разделены на две группы. Установите, какой группе примеров соответствует каждая из схем.

в каком классе проходят причастие и деепричастие. f805a1590d85ca7415edb1631bbfca28. в каком классе проходят причастие и деепричастие фото. в каком классе проходят причастие и деепричастие-f805a1590d85ca7415edb1631bbfca28. картинка в каком классе проходят причастие и деепричастие. картинка f805a1590d85ca7415edb1631bbfca28. Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

в каком классе проходят причастие и деепричастие. 32be0b3fe539fa6c46c257b0b6ae6cc0. в каком классе проходят причастие и деепричастие фото. в каком классе проходят причастие и деепричастие-32be0b3fe539fa6c46c257b0b6ae6cc0. картинка в каком классе проходят причастие и деепричастие. картинка 32be0b3fe539fa6c46c257b0b6ae6cc0. Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

Начертите схемы и к каждой из них выпишите из предложений соответствующие причастные обороты с определяемыми словами.

Выполните морфологический анализ выделенных слов.

Семиклассники могут начертить две схемы и привести примеры из каждой группы предложений; сделать вывод, что предложения разделены на две группы на основании того, что причастный оборот по отношению к определяемому слову может занимать разные позиции, и вспомнить правила обособления причастного оборота.

В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой и др. (УМК В. В. Бабайцевой) на с. 35-44 приводятся такие упражнения для закрепления знаний о причастном обороте и правилах его обособления.

Спишите предложения, согласуя данные в скобках причастия с выделенными определяемыми словами (ставьте от них вопросы к определениям, чтобы не ошибиться в выборе окончаний!). Причастные обороты обозначьте графически.

в каком классе проходят причастие и деепричастие. e0b363c4da68e132c12235893da8a29c. в каком классе проходят причастие и деепричастие фото. в каком классе проходят причастие и деепричастие-e0b363c4da68e132c12235893da8a29c. картинка в каком классе проходят причастие и деепричастие. картинка e0b363c4da68e132c12235893da8a29c. Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

Школьники могут выполнить упражнение таким образом:

Отредактированное школьником предложение

Школьники сделают важный вывод о том, что причастие поясняет определяемое слово и согласуется с ним в числе, падеже и роде (в единственном числе), отвечают на вопросы определения какой? какая? какое? и др. Следовательно, от того, сможет ли ученик найти определяемое слово и задать от него корректный вопрос, зависит, сделает ли он ошибку при употреблении причастного оборота или нет.

Объясните ошибки в употреблении причастий, исправьте их. Запишите отредактированные предложения, подчеркивая причастные обороты.

в каком классе проходят причастие и деепричастие. 7973fe112fd22b9b21d96e73c04b065f. в каком классе проходят причастие и деепричастие фото. в каком классе проходят причастие и деепричастие-7973fe112fd22b9b21d96e73c04b065f. картинка в каком классе проходят причастие и деепричастие. картинка 7973fe112fd22b9b21d96e73c04b065f. Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

Приводим вариант выполнения данного упражнения:

Отредактированное школьником предложение

Выполнение упражнение направлено на формирование у школьников умения выбирать правильную форму причастия-определения и ее корректно использовать.

Полагаем, среди основных результатов на данном этапе обучения, свидетельствующих об успешном освоении школьниками сведений о причастном обороте, необходимо назвать умение графически выделять причастный оборот волнистой линией, находить определяемое слово и задавать от него к причастию вопрос определения (какой? какая? какие? и др.).

в каком классе проходят причастие и деепричастие. cover3d1 w337. в каком классе проходят причастие и деепричастие фото. в каком классе проходят причастие и деепричастие-cover3d1 w337. картинка в каком классе проходят причастие и деепричастие. картинка cover3d1 w337. Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

Теоретические основы изучения деепричастного оборота

В рассматриваемых учебно-методических комплектах теоретические сведения о деепричастных оборотах и правилах его обособления представлена схожим образом:

● деепричастный оборот определяется в учебниках по русскому языку для 7 класса как деепричастие с зависимыми от него словами (например, скользя по утреннему снегу);

● как и одиночные деепричастия, деепричастный оборот рассматривается в предложении в качестве обстоятельство (т.е. отвечает на вопрос обстоятельства как? каким образом? и др.);

● правила обособление деепричастного оборота сформулировано следующим образом: он всегда выделяется на письме запятыми, например,

в каком классе проходят причастие и деепричастие. 92219ab6c84d9529102957d51586ce8f. в каком классе проходят причастие и деепричастие фото. в каком классе проходят причастие и деепричастие-92219ab6c84d9529102957d51586ce8f. картинка в каком классе проходят причастие и деепричастие. картинка 92219ab6c84d9529102957d51586ce8f. Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

Закрепление полученных сведений о деепричастном обороте

Учебник по русскому языку для 7 класса УМК М. М. Разумовской включает пять заданий на закрепление знаний школьников о причастном обороте, среди которых мы выделим следующие упражнения.

Спишите, подчеркивая грамматические основы предложений и обстоятельства. Чем выражены эти обстоятельства?

в каком классе проходят причастие и деепричастие. a30e5f597b2da7be5dd1419b492a4f69. в каком классе проходят причастие и деепричастие фото. в каком классе проходят причастие и деепричастие-a30e5f597b2da7be5dd1419b492a4f69. картинка в каком классе проходят причастие и деепричастие. картинка a30e5f597b2da7be5dd1419b492a4f69. Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

Используя данные примеры, школьники расскажут о знаках препинания при деепричастном обороте и выявят предложение (третье), в котором содержится причастный оборот, графически обозначат его и сделают вывод об основном отличии причастного и деепричастного оборота.

● Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений. Обозначьте деепричастные обороты.

в каком классе проходят причастие и деепричастие. 9b24beed259c0fbcbe8c23d65cdd50eb. в каком классе проходят причастие и деепричастие фото. в каком классе проходят причастие и деепричастие-9b24beed259c0fbcbe8c23d65cdd50eb. картинка в каком классе проходят причастие и деепричастие. картинка 9b24beed259c0fbcbe8c23d65cdd50eb. Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

Предлагаем вариант выполнения данного задания:

в каком классе проходят причастие и деепричастие. b6d190cb7e3275c28f7ed700251d0a2a. в каком классе проходят причастие и деепричастие фото. в каком классе проходят причастие и деепричастие-b6d190cb7e3275c28f7ed700251d0a2a. картинка в каком классе проходят причастие и деепричастие. картинка b6d190cb7e3275c28f7ed700251d0a2a. Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

При выполнении этого упражнения семиклассники обязательно увидят в тексте использование причастного оборота (в предложениях 1 и 2), обозначат его графически и назовут вопросы, на которые отвечает причастный оборот (какой? какая? какие? и др.) и деепричастный оборот (как? каким образом? и др.).

В учебнике по русскому языку для 7 класса УМК В. В. Бабайцевой (с. 92-98) хотим выделить несколько упражнений, выполнение которых, на наш взгляд, сформирует у школьников умения использовать деепричастный оборот.

Подберите к деепричастиям подходящие по смыслу зависимые слова. (Следите за порядком слов!) Запишите предложения, подчёркивая деепричастные обороты и объясняя постановку запятых.

в каком классе проходят причастие и деепричастие. b51230af7514622d266d199700213d79. в каком классе проходят причастие и деепричастие фото. в каком классе проходят причастие и деепричастие-b51230af7514622d266d199700213d79. картинка в каком классе проходят причастие и деепричастие. картинка b51230af7514622d266d199700213d79. Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

Перед вами предложения с пунктуационными ошибками. Объясните причину их возникновения. Запишите предложения в исправленном виде.

в каком классе проходят причастие и деепричастие. a8b98205dc582bdd6a8e40f4060a88d0. в каком классе проходят причастие и деепричастие фото. в каком классе проходят причастие и деепричастие-a8b98205dc582bdd6a8e40f4060a88d0. картинка в каком классе проходят причастие и деепричастие. картинка a8b98205dc582bdd6a8e40f4060a88d0. Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

Исправляя пунктуационные ошибки в данных предложениях, семиклассники научатся видеть «границы» деепричастного оборота и сделают вывод о важности анализа предложений такого характера.

в каком классе проходят причастие и деепричастие. cover3d1 w337. в каком классе проходят причастие и деепричастие фото. в каком классе проходят причастие и деепричастие-cover3d1 w337. картинка в каком классе проходят причастие и деепричастие. картинка cover3d1 w337. Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

Методический комментарий

Как показал проведенный нами анализ учебников по русскому языку для 7 класса названных учебно-методических комплектов, «репертуар» упражнений, формирующих умения видеть причастный оборот и деепричастный оборот в предложении, исправлять нарушения при их употреблении, использовать их в собственной речи, достаточно широк.

На наш взгляд, при изучении особенности причастного и деепричастного оборотов на основе УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской учителю необходимо провести параллель между причастным оборотом и определением, деепричастным оборотом и обстоятельством, закрепить знания школьников, выполняя упражнение (например, представленные нами выше). Полагаем, такая дифференциация учебного материала позволит школьникам избежать путаницы между причастным и деепричастным оборотами и, как следствие, ошибок.

Источник

Правила по русскому языку для 7 класса

Причастие

Причастие – особая форма глагола, которая сочетает в себе грамматические свойства глагола и прилагательного. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? Что делающий? Что делавший? Что сделавший?

Примеры причастий: лежавший, вымытый, окупаемый, собранный, написанный, обнимающий, желающий.

в каком классе проходят причастие и деепричастие. 534e1e63cac497e1123acbc28fd6973b. в каком классе проходят причастие и деепричастие фото. в каком классе проходят причастие и деепричастие-534e1e63cac497e1123acbc28fd6973b. картинка в каком классе проходят причастие и деепричастие. картинка 534e1e63cac497e1123acbc28fd6973b. Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

Понятие о причастии как о грамматической единице

Грамматическое описание причастия включает морфологические признаки глаголов и прилагательных.

Какие бывают причастия?

Выделяют действительные и страдательные причастия. Каждый из типов имеет два подтипа – группы слов настоящего и прошедшего времени.

Причастие как член предложения

Причастие в полной форме обычно употребляется в качестве определения в предложениях и согласуется с существительными или местоимениями. Причастия в краткой форме являются именной частью составного сказуемого.

Примеры: Покрытые снегом поля были видны из окна (поля (какие?) покрытые – определение). Поля были покрыты снегом (поля (что делали?) были покрыты – часть составного сказуемого).

Прилагательные и причастия

Деепричастие

Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет в себе свойства глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, вызванное глаголом-сказуемым.

Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав? Возможны также вопросы как? почему? каким образом? когда? и др.

Основные признаки деепричастия:

Деепричастие = глагол + наречие

Синтаксические признаки

В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого. В предложении деепричастие и деепричастный оборот выполняют роль обстоятельства.

[Когда?] Передав записку, он отошёл в сторону.

Одиночные деепричастия могут утрачивать признаки глагола и переходить в разряд наречий. В этом случае бывшие деепричастия перестают обозначать второстепенное действие (их нельзя заменить глагольными формами, к ним обычно нельзя задать вопросы что делая? что сделав?), а обозначают лишь признак действия, как наречия, и отвечают на вопрос как? Деепричастия, перешедшие в разряд наречий, не выделяются запятыми.

в каком классе проходят причастие и деепричастие. f65385bc00340e445771b8010be03fc6. в каком классе проходят причастие и деепричастие фото. в каком классе проходят причастие и деепричастие-f65385bc00340e445771b8010be03fc6. картинка в каком классе проходят причастие и деепричастие. картинка f65385bc00340e445771b8010be03fc6. Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

Глагол

Глагол – это, прежде всего, действие, динамика. А действие длится во времени, оно имеет начало и конец. И те слова, которыми мы эти действия выражаем, должны иметь некоторые свойства, позволяющие выполнять свои функции.

Глагол в прошедшем времени:

он ходил (рис. 1) (м. р.)
она ходила (ж. р.)
оно ходило (ср. р.)

Глагол в настоящем времени:

В глаголе настоящего времени обязательно надо указывать лицо, отношение говорящего к действию, если действие совершаю я – я делаю, если ты – ты делаешь.

Неопределённая форма глагола (инфинитив)

Но есть у глагола и самая малоинформативная форма. По ней нельзя определить ни рода, ни числа, ни лица, ни времени, ни наклонения. Эта форма называется неопределенной формой глагола, она является словарной для глагола и начальной формой в морфологическом разборе. По неопределённой форме глагола мы можем определить только постоянные признаки: вид, переходность, спряжение (не всегда).

Неопределённая форма глагола (инфинитив) – это такая форма глагола, по которой мы можем определить только постоянные признаки (возвратность, вид, переходность).
Образование неопределённой формы глагола

Инфинитив – это словарная форма. Т. е. если вам нужно найти в словаре слова бежал, иду, глядит, вы их не найдёте в такой форме. Вам придется ставить их в неопределённую форму: бежать,идти,глядеть

Синтаксическая роль инфинитива

Изменение формы глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Глагол в русском языке

в каком классе проходят причастие и деепричастие. cc5854e81d87ac1fc6e4c954bae82173. в каком классе проходят причастие и деепричастие фото. в каком классе проходят причастие и деепричастие-cc5854e81d87ac1fc6e4c954bae82173. картинка в каком классе проходят причастие и деепричастие. картинка cc5854e81d87ac1fc6e4c954bae82173. Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

Наречие

Обрати внимание!
В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.
В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмятку, кофе по-варшавски.

В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение.

Наречие обозначает признак действия, если присоединяется к глаголу и деепричастию. Пример:
смотреть вдаль, вернуться вечером.

Наречие обозначает признак предмета, если присоединяется к имени существительному.

Классификация наречий по функции

Классификация наречий по значению

Некоторые наречия могут выступать как именная часть сказуемых. Чаще всего это сказуемые безличных предложений:
«На море тихо».

Однако некоторые наречия могут служить и сказуемыми двусоставных предложений: «Разговор будет начистоту». «Она замужем».

Наречия, выступающие как сказуемые безличных предложений, иногда выделяют в самостоятельную часть речи или в самостоятельный разряд внутри наречия и называются словами категории состояния (словами состояния, предикативными наречиями).

в каком классе проходят причастие и деепричастие. 6c1b03760094453bf1610317a00044d3. в каком классе проходят причастие и деепричастие фото. в каком классе проходят причастие и деепричастие-6c1b03760094453bf1610317a00044d3. картинка в каком классе проходят причастие и деепричастие. картинка 6c1b03760094453bf1610317a00044d3. Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

Самостоятельные и служебные части речи

Части речи

Части речи – это группы слов, объединенных на основе общности их признаков. Части речи делятся на самостоятельные и служебные.

Междометие

Междометие стоит отдельно от других частей речи. Междометия выражают различные чувства, побуждения и не являются членами предложений.

Различия между служебными частями речи

в каком классе проходят причастие и деепричастие. 353bb91f7025de75f5ebd2c5947f4fd9. в каком классе проходят причастие и деепричастие фото. в каком классе проходят причастие и деепричастие-353bb91f7025de75f5ebd2c5947f4fd9. картинка в каком классе проходят причастие и деепричастие. картинка 353bb91f7025de75f5ebd2c5947f4fd9. Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

Предлоги

Предлог — служебная часть речи, обозначающая отношение между объектом и субъектом, выражающая синтаксическую зависимость имен существительных, местоимений, числительных от других слов в словосочетаниях и предложениях. Предлоги, как и все служебные слова, не могут употребляться самостоятельно, они всегда относятся к какому-нибудь существительному (или слову, употребляемому в функции существительного). Вследствие своей синтаксической несамостоятельности предлоги никогда не выступают в качестве членов предложения. Они обслуживают управление как вид подчинительной связи, будучи связанными с управляющим компонентом словосочетания.

Данная часть речи сформировалась за счёт других лексико-грамматических разрядов. Этим во многом обусловлена неоднородность предлогов. В течение XIX—XX веков наблюдается непрерывное пополнение состава производных предлогов. Интереснее всего развиваются предлоги, выражающие наиболее отвлечённые значения — объективные, причинные, целевые и т. д. В развитии новых предлогов сказывается возрастающая роль в русском языке XIX века публицистической и научной речи.

Часть предлогов, в основном производных, совмещают ряд значений. Так, предлоги за, под, из, от, в, на совмещают причинные, пространственные и временные значения. Предлог через, выражая пространственные (через горы) и временные (через века) отношения, в просторечии встречается при выражении причинных отношений (через тебя я лишился семьи). Другие предлоги совмещают причинные значения со значениями цели, например для, по, а.

Классификация по происхождению и строению

Классификация по структуре:

Классификация по употреблению с падежами существительных (валентность):

Классификация по отношениям:

Правописание

в каком классе проходят причастие и деепричастие. b5142b36597912f0cff1258a17334d98. в каком классе проходят причастие и деепричастие фото. в каком классе проходят причастие и деепричастие-b5142b36597912f0cff1258a17334d98. картинка в каком классе проходят причастие и деепричастие. картинка b5142b36597912f0cff1258a17334d98. Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

Сочинительные союзы — это союзы, которые служат для связи однородных членов предложения и равноправных по смыслу простых предложений в составе сложного:

Бывало, с самого раннего утра убегаю или на пруд, или в рощу, или на сенокос.
Наступила ночь, и пошёл снег.

На небе облака летят и тают, и на земле творятся чудеса.
Но ветер пронесся и тучи унёс, и на небе стало чисто.

Противительные союзы выражают отношения противопоставления или разграничения:

Спеть бы песню грустную, но некогда грустить.
Надежда — мой компас земной, а удача — награда за смелость.

Разделительные союзы вносят в предложение значения чередования,выбора, предложения, неразличения:

За рекой гармонь играет, то зальется, то замрёт.
Будет солнце или буря — мы с тобою навсегда.

Запятая ставится между однородными членами, соединёнными повторяющимися соединительными или разделительными союзами (и. и, ни…ни, то…то, то ли…то ли, не то…не то, или…или, либо…либо):

То ли жизнь становится напевней, то ли в каждом доме соловей.
И берег, и море молчали.

Запятая не ставится между однородными членами, связанными одиночным соединительным или разделительным союзом (и, да в значении и, или, либо).

Лодка качнулась, поднялась и исчезла.

Части некоторых составных союзов (как …так и, не только ….но и, не то…не то и др.) находятся при разных однородных членах или в разных частях сложного предложения. Запятая ставится перед второй частью таких союзов:

Среди садовых цветов есть как нарядные, так и скромные виды.
Не то дым шёл от костра, не то туман поднимался над болотом.

Подчинительные союзы – это союзы, которые связывают простые предложения в составе сложноподчинённого предложения. В таком сложном предложении от одного предложения к другому можно поставить вопрос.

Книжки густо измазаны карандашами, (почему?)
потому что Серёжа любит раскрашивать картинки.

в каком классе проходят причастие и деепричастие. d4a5e89a88d2c9f2e42de8205a3a9649. в каком классе проходят причастие и деепричастие фото. в каком классе проходят причастие и деепричастие-d4a5e89a88d2c9f2e42de8205a3a9649. картинка в каком классе проходят причастие и деепричастие. картинка d4a5e89a88d2c9f2e42de8205a3a9649. Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

Частицы

Частица — служебная часть речи, которая не имея своего вполне самостоятельного лексического значения, придает различные оттенки словам и предложениям или служит для создания форм слов.

Частицы не изменяются, не имеют самостоятельного лексического значения и не являются членами предложений, но могут входить в состав членов предложения.
Основная сфера использования частиц — устно-разговорная речь, художественная литература и публицистика с элементами разговорной речи. Использование в речи частиц придает высказываниям большую выразительность, эмоциональность. Избыточное употребление частиц ведет к засорению речи и потере смысловой точности.

Главная роль частиц (общее грамматическое значение)

Сравнение с другими частями речи
По своему строению и функциям частицы сближаются с наречиями, союзами и междометиями.

Частицы отличаются от знаменательных частей речи тем, что не имеют лексических значений, поэтому частицы и не являются членами предложения, но могут входить в состав членов предложения. От предлогов и союзов частицы отличаются тем, что не выражают грамматических отношений между словами и предложениями,т.е. частица никогда ничего не связывает.

При синтаксическом разборе частица выделяется вместе с тем словом, к которому относится или не выделяется вообще.

В науке о русском языке не существует единого мнения по классификации частиц. У разных авторов классификации могут различаться.

Разряды частиц.

По значению и роли в в предложении частицы делятся на разряды.

Частицы бы, пусть, пускай, да, давай(давайте) являются частью глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчёркиваются с ним. Формообразующая частица является компонентом глагольной формы и выписывается с глаголом при морфологическом разборе глагола как части речи.

Частицы, которые образуют формы степеней сравнения прилагательных, наречий, имен состояния — более, менее: более важный, менее важный; более интересно, менее скучно.
Значение сравнительной степени может усиливаться частицами ещё и всё: ещё страшнее, всё интереснее.
При образовании форм частицы сближаются с морфемами: важнее (степень сравнения образована с помощью суффикса) — более важный (степень сравнения образована с пом. частицы).

Отрицательные частицы

Не, ни — наиболее частотные частицы. Кроме того: нет, вовсе не, отнюдь не.

Смысловые частицы

Смысловые (модальные) частицы — частицы, которые вносят в предложение различные смысловые оттенки (уточняют, акцентируют, усиливают), выражают чувства и отношение говорящего.

Группы частиц по значению:

Частица как обычно употребляется в восклицательных предложениях: Как упоительны в России вечера!
Местоимение-наречие как употребляется в вопросительных предложениях и является членом предложения: Как вы себя чувствуете? Как — обстоятельство.
Союз как — в сложноподчиненных предложениях: Я расскажу тебе, как жить дальше.
выражают сомнение — вряд ли, едва ли: Едва ли это подойдет.
Вряд ли он согласится.усилительные частицы — даже, же, ни, ну, уж, ведь, всё-таки, лишь, только и др.
Частицы выделяют слова в предложении: Маше знакомы лишь известные памятники. (Лишь — усилительная частица, в предложении является частью определения лишь известные).
Некоторые частицы этого разряда могут выполнять роль союзов : Луна стала ярче, звезды же лишь посинели. Частица же выделяет слово звезды и связывает первое и второе предложения.
выражают смягчение требований — —ка.
В сочетании с глаголами повелительного наклонения эта частица смягчает значение глагола: Сделай! — Сделай-ка.

в каком классе проходят причастие и деепричастие. 4a5b1fa34d42e92b2cdc4113077328a6. в каком классе проходят причастие и деепричастие фото. в каком классе проходят причастие и деепричастие-4a5b1fa34d42e92b2cdc4113077328a6. картинка в каком классе проходят причастие и деепричастие. картинка 4a5b1fa34d42e92b2cdc4113077328a6. Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

Междометия

Что такое междометие в русском языке?

Условное разделение частей речи на самостоятельные и служебные не коснулось только междометий и звукоподражаний. Они стоят изолированно от остальных слов, иногда замещая их функции. Давайте подробно разберёмся в том, что собой представляет междометие.

Для чего служат междометия?

Эта часть речи может выполнять несколько функций. Во-первых, служить для передачи чувств и эмоций рассказчика (ух ты, вот это да, ого и пр.), его волеизъявлений (стой, брысь, помилуй). Многие такие слова происходят от первородных звуков, которые являются реакцией на внешние раздражители (ай, ой, брр, холодно и т.д.). Во-вторых, одно такое слово может заменять целое предложение (Тьфу! – Какая гадость!). Эта отдельная и неизменная часть речи, которая не связывает слова в предложениях.

На какие вопросы отвечают междометия?

Как подчёркиваются междометия в предложениях?

Слова, выражающие чувства, не выступают в качестве членов предложений, но иногда могут замещать их. В таком случае они подчёркиваются в зависимости от занимаемой позиции. Например:

Где-то вдали послышалось протяжное «ох». – В этом случае «ох» стоит на месте подлежащего и подчёркивается одной линией.
Ай да молодец! – В предложении «ай да» замещает прилагательное и выступает в роли определения, подчёркивается волнистой линией.
На письме данная часть речи всегда выделяется знаками препинания. Существует ряд правил употребления разделительных знаков при данной части речи.

в каком классе проходят причастие и деепричастие. eaea7952cb6c964e3b76270da16ddcd4. в каком классе проходят причастие и деепричастие фото. в каком классе проходят причастие и деепричастие-eaea7952cb6c964e3b76270da16ddcd4. картинка в каком классе проходят причастие и деепричастие. картинка eaea7952cb6c964e3b76270da16ddcd4. Оборудование: компьютер, проектор; газеты, в т.ч. школьные газеты.

Диалог

Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.
Диалог состоит из взаимосвязанных реплик собеседников (вопросов, ответов, возражений и т. д.).
Реплика — каждое отдельное высказывание лиц, принимающих участие в диалоге.
Каждая реплика пишется с новой строки, с заглавной буквы, перед репликой ставится тире.

В диалоге кроме реплик также могут присутствовать слова автора. Между репликой и словами автора ставится тире. Слова автора после реплики пишутся со строчной буквы.

Если слова автора стоят перед репликой, то после них ставится двоеточие.
Пример:

«Вовка подошёл к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу — и вдруг как закричит:
— Ай-ай-ай! — и бегом в сторону.
— Чего ты? — спрашивает Вадик»
(Н. Носов).

Если слова автора находятся в середине реплики, то они с двух сторон выделяются тире. Продолжение реплики пишется с большой буквы, если оно является самостоятельным предложением.

Пример:
«— Что же ты, голубушка, делаешь? Разве ты не знаешь, что после школы надо мозгу давать отдых?
— Это, — говорит, — я знаю, только мне так удобней. Я сделаю уроки сразу, а потом свободна: хочу — гуляю, хочу — что хочу делаю.
— Экая, — говорю, — ты бестолковая! Мало я тебе в прошлом году твердил! Что я могу сделать, если ты своего старшего брата не хочешь слушать? Вот вырастет из тебя тупица, тогда узнаешь!
— А что я могу сделать? — сказала она. — Я ни минуточки не могу посидеть спокойно, пока дела не сделаю»
(Н. Носов).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *