в каком классе изучают собачье сердце
В каком классе проходят «Собачье сердце» Булгаков?
В каком классе нужно читать повесть «Собачье сердце» Михаила Булгакова?
О чем книга, краткое содержание?
Чему учит произведение?
Только так можно с пользой потратить время на чтение этого литературного (пусть и маленького) произведения. Показана к чтению эта повесть в 9 классе, о чем свидетельствует приведенный в учебнике список для изучения, где «Собачье сердце» соседствует с другими, не менее подходящими образцами творчества Гоголя, Грибоедова, Пушкина и других авторов.
Похоже, что именнно так.Вечером вчера мне позвонила подруга и сказала, что с них требуют шесть тысяч на учебники внуку в четвёртый класс.Мы с ней с тоской вспоминали, как сами в обязательном порядке получали бесплатно абсолютно все учебники каждый учебный год, да и наши дети ещё застали такое благо.А вот внуки уже нет.Только почему нам громогласно везде и всюду твердят о доступном и бесплатном образовании и здравоохранении, а сталкиваемся мы с полностью противоположным.Считают, что мы совсем дураки или как это теперь принято»быдло»?
По математике списывала постоянно, потому что не понимаю эту науку и не люблю.У нас сидел мальчик на последней парте, который очень хорошо учился по математике, как контрольная, он решает и передаёт по своему варианту, вперёд, все списывают Половина класса-работа один в один, у него 5, у нас у всех 3, без одной ошибки.Учитель был в курсе, что все списывают. А по русскому наоборот все списывали у меня.На экзамене по химии решала всем задачи, а самой попался именно тот вопрос, который плохо знала, как сейчас помню-ацетиллен Все троечники получили за экзамен 4-5, а я 3, учитывая, что химию знала на 5
Замечательная вещь Александра Куприна!
Потому, что в связи с программами увеличения рождаемости сначала не хватало детских садов и яслей, а сейчас не хватает школ для юных россиян. Многие школы переполнены, занятия идут в две смены. Особенно остро возникает эта проблема в новых микрорайонах, где много молодых семей, а инвесторы стремятся больше заработать именно на жилье, а не на социальных объектах. Вместе с тем, в старых районах, в сельской местности, в моногородах, где нет работы и люди вынуждены уезжать, школы не заполнены и их закрывают или укрупняют, детей возят на школьных автобусах из многих населенных пунктов в один.
Полагаю, вместе с демографическими программами нужно еще предусмотреть программу равномерного заселения территории. В советское время молодежь привлекали на комсомольские стройки, на целину, на БАМ. Сейчас нужно что-то подобное, только на другом, современном уровне, пассионарность молодежи нужно направлять на созидание, чтобы они чувствовали себя хозяевами своей жизни, а не скучивались в крупных городах и жестко конкурировали.
Урок литературы в 11-м классе по повести М.Булгакова «Собачье сердце» на тему «Каждый человек ответственен за добро и зло»
Разделы: Литература
Цель: раскрыть многоплановость проблематики повести Булгакова, выявить принципы соединения бытовой конкретики и фантастики в творчестве писателя, показать актуальность произведения, развить умения и навыки анализа прозаического произведения.
Опережающее домашнее задание:
Отобрать материал и подготовиться к характеристике образов:
1ряд – пес Шарик и Шариков;
2 ряд – профессор Преображенский;
3 ряд – Швондер и “товарищи”.
1. Актуализация знаний.
Дайте письменный ответ по теории литературы: сатира и ее виды (у доски).
Сатира – вид комического.
Предмет изображения – пороки.
Источник – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.
На прошлом уроке мы познакомились с биографией и художественным миром М. Булгакова. Какие факты биографии произвели на вас впечатление? Назовите известные вам произведения писателя.
2. Сегодня в центре нашего внимания повесть “Собачье сердце”.
Ответьте на вопросы по произведению (викторина).
Какова история создания повести (инд. сообщение)?
3. Аналитическая беседа.
Чтобы понять “двойное дно” повести: сатирический и философский подтекст используем опыт медленного чтения и пойдем вслед за автором.
Учитель читает строки из “Двенадцати” Блока.
Чьи это строки и зачем я их прочитала?
Какие строки повести перекликаются с блоковскими строками. Прием реминисценции. Зачем?
Показать масштаб, глобальность происходящего.
Опишите Москву, в которой происходит действие.
Хаос, разруха, ненависть.
Чьими глазами мы видим Москву?
Глазами собаки. Прием внутреннего монолога. Прием отстранения. Узнать характер наблюдателя через восприятие событий и их оценку, спрятать свою оценку событий. Но она видна в авторской иронии.
Это литературная традиция. В каких произведениях повествование ведется от лица собаки?
Пес Шарик. “У, у…” какие чувства вызывает? Каким он вам представляется?
Неглупое существо, умеет оценивать жизнь улицы, быт, нравы, делает выводы, сочувствует барышне, представляет образ хама-хозяина. Ироничный, любознательный, наблюдательный, чувство юмора.
Что противостоит жизни улицы с ее разрухой? Где происходит действие? Кто является благодетелем Шарика?
Контраст. Пречистенка. Профессор Преображенский – прототип (инд. исследование)
Как Булгаков относится к профессору?
Уважительно, любовно, воплощение уходящей культуры, духа аристократизма, любуется культурой его быта. Булгаков тоже был аристократом, одно время носил монокль.
Какая проблема связана с образом профессора?
Роль русской интеллигенции. Она является интеллектуальным потенциалом общества и влияет на духовную, нравственную атмосферу жизни страны. Булгаков считал интеллигенцию “лучшим слоем общества, ощущая кровную связь с ней.
Как автор относится к пациентам профессора?
Пренебрежительно с иронией, обличает непманов. Средство: несоответствие высокого и низкого.
Случайна ли фамилия Преображенский?
Превращение, церковная фамилия. Начинается в Сочельник (23 декабря по 6 января) Рождество, заканчивается весной, на Пасху. Реминисценция из Библии. Это сатира, пародия на претензии человека вмешиваться в то, что подвластно богу.
С какой целью приводит Шарика?
Совершить научный эксперимент.
Представлял ли он, к чему приведет эксперимент?
Тема ответственности ученого за свое открытие.
Как Булгаков описывает Преображенского в момент операции?
Экспрессивные детали показывают сатанинский смысл насилия над природой, античеловеческий смысл.
И вот Шарик превращается в Шарикова. Какие приемы использует автор?
Гротеск. Реализация метафоры: кто был ничем, тот станет всем. Зачем использует фантастическую ситуацию. Помогает понять абсурдность идеи.
Дайте характеристику Шарикова.
Безобразное примитивное существо, ругань, омерзительная внешность. Гротеск служит созданию типического характера. Шариков – нарицательное, агрессивный тупой невежественный.
Как изменилась жизнь Преображенского с появлением Шарикова?
Дом превращается в АД. Тема дома сквозная у Булгакова. Дом – средоточие человеческой жизни. Большевики уничтожили дом как основу семьи, основу человеческого общества.
“Потоп” грозит уничтожить “Вселенную” профессора.
Какие образы связаны с проблемой социального эксперимента?
Эти “товарищи” представлены в образе Швондера. Дайте характеристику этого персонажа.
Формализм, бюрократия, идеолог, “духовный пастырь” Шарикова, несет не меньшую ответственность за человекообразного монстра, натравливает Шарикова на профессора. Реализация метафоры “спустить собаку”. Передал дух эпохи.
Учитель: Ситуация, описанная в «Собачьем сердце», имеет глубокий подтекст, показывающий социальный смысл эксперимента. Окружающая послереволюционная действительность оказалась крайне плодотворной средой для быстрого развития негативных свойств характера нового человека. Предостережения Булгакова были рождены озабоченностью писателя формализмом, который грозили разрушением гуманизма, уничтожением личности. Писатель последовательно проводил мысль о том, что именно сильное личностное или творческое начало может оказать сопротивление законам тоталитарного государства.
Проведите параллель между социальным экспериментом, описанным в антиутопии Замятина “Мы” и булгаковским социальным экспериментом (инд.исследование).
В каких сценах ярко проявляется характер Шарикова?
Обманул девушку. Чужды стыд, совесть, мораль. Присуши ненависть, злоба.
Сравните Швондера и Преображенского.
Различное: культура – антикультура. Общее: стремление переделать мир.
Швондер – экспроприация. Преображенский – за хорошие деньги обслуживает аморальных людей.
Почему профессор вернул Шарикова в прежнее состояние?
Понял, что шариковы, сфабрикованные творцами, сядут им на шею, что природа не терпит надругательства над собой.
Что б могло произойти, если бы Шариков не вернулся в прежнее состояние?
Каков же смысл названия произведения (Инд. сообщение)?
Актуально ли произведение сегодня?
Ответственность за свои деяния не только научной интеллигенции, но и каждого человека, к тому же если он наделён властью: духовной, политической, экономической и так далее.
4. Итог урока:
Вспомните Достоевского, который не верил, что в один миг можно сделать человека безгрешным и праведным. Он говорил о возможности “выделаться” в человека.
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства».
Цели: рассмотреть систему образов в произведении, учить составлять характеристику героев, анализировать текст, понимать позицию автора, тему, идею произведения, прививать интерес к изучению творчества М.Булгакова, а также к изучению русской литературы 20 века.
Формы контроля: устный опрос.
Оборудование: портрет писателя.
Тип урока: комбинированный.
Оргмомент. Постановка темы и целей. Оформление тетрадей.
Актуализация опорных знаний учащихся.
Беседа по жизни и творчеству Булгакова:
— Где и когда родился писатель?
— Где прошло его детство? Какое он получил образование?
— Как он воспринял революцию 1917 года? Как это отразилось на его творчестве?
-Когда была написана повесть «Собачье сердце?» Когда она впервые была напечатана? Почему так получилось?
3. Работа над темой урока.
1) Вопросы к учащимся:
— «Какие герои в повести являются главными?»
(профессор Преображенский, доктор Борменталь, пес Шарик- Шариков, Швондер)
— Охарактеризуйте каждого из героев.
Примерная характеристика (записана на доске)
-Отношение к окружающим
— Отношение героя к окружающим
— Отношение автора к персонажу
Учащиеся делятся на группы и составляют характеристику на одного их героев. Потом выбирают представителя группы, который зачитывает полную характеристику героя, подтверждая суждения цитатами из тексиа.
Филипп Филиппович Преображенский – автор чудовищного эксперимента по пересадке человеческого гипофиза собаке.
2)Здесь уместно дополнение учителя.
Дополнение учителя: На протяжении многих лет учёные разных стран занимались изучением функций человеческого мозга и пытались разгадать тайну биологической природы человека.
В 20-е годы XX века особый интерес вызывала проблема омоложения и даже физического бессмертия. Причём, интересовала она не только медиков и биологов, но и руководителей молодого государства – Советской республики. Был даже создан специальный институт, занимавшийся проблемами омоложения, приглашались иностранные профессора. Именно на эту пору приходится расцвет науки евгеники , занимавшейся «выведением» особой породы людей.
Вплоть до начала XX века многие верили, что наш внешний облик определяет гипофиз .
Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 году, как раз тогда, когда произошел научный прорыв в исследовании функции гипофиза . Было установлено, что в гипофизе формируется гормон роста, он отвечает за развитие и обменные процессы организма . Впоследствии ученые доказали, что гипофиз вырабатывает ряд гормонов, регулирующих функцию эндокринных желез.
Самым главным эндокринным органом является гипофиз — небольшого размера железа, прячущаяся в основании головного мозга в углублении черепа с романтичным названием «турецкое седло».
Гипофиз можно назвать центром управления внутренним миром человека: от него зависят гармония, приспособление на высшем уровне, контроль действий.
ДОКТОР ИВАН АРНОЛЬДОВИЧ БОРМЕНТАЛЬ
ПОЛИГРАФ ПОЛИГРАФОВИЧ ШАРИКОВ
Пес становится человеком, но его поступки определяют гены, полученные от пьяницы и хама Клима Чугункина: «. у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе!» Контраст между интеллектуальным началом, воплощенным в интеллигентных людях, физиологах Преображенском и Борментале, и темными инстинктами «гомункула» Шарикова (с низким, скошенным лбом) настолько разителен, что создает не только комический, гротескный эффект, но и окрашивает в трагические тона.
Активным участником в сюжете повести «Собачье сердце» является недавно избранный председатель домкома Швондер. Автор сознательно изобразил этого героя схематически: Швондер представляет одного из «товарищей», «общественное лицо» нового устройства жизни. Швондер с ненавистью относится к классовым врагам, его мораль заключается в нерассуждающем преклонении перед властью новых законов и нормативов. Швондер безразлично смотрит на чудо создания человека, перед ним – единица общества Шариков, которому обязательно нужно иметь документ и устроиться на работу. Главный конфликт повести «Собачье сердце», в первую очередь, отражается в противостоянии Швондера и Преображенского, представляющих два противоположных социально-этических класса.
4) Вопрос к учащимся на размышление:
В чем же заключается живучесть «шариковщины», «швондерства»?
(подведение итога всего вышесказанного)
Подсказка для учителя:
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
— Сегодня мне не удалось…, потому что….
Домашнее задание: сатира в повести Булгакова.
Сообщение о Шолохове, о создании рассказа «Судьба человека».
Урок литературы в 9-м классе «История одного эксперимента» (по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»)
Разделы: Литература
Теоретически это интересно… Ну, а практически что? Кто теперь перед вами?
М. А. Булгаков
Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок.
Ралф Эмерсон
I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.
Как известно, история развития человечества – это история социальных переворотов и великих открытий. Поистине безграничны пределы разума человеческого в попытках постичь тайны мироздания, преобразовать саму Природу. Но прав ли человек в своей претензии на роль Творца? Еще древний комедиограф Теренций сказал: “Высшее право часто есть высшее зло”. Да, мы знаем, что попытки изменить природу, человека, общество зачастую носят трагический, необратимый характер, потому что любое великое открытие, лишенное нравственности, несет людям гибель.
Сегодня мы продолжим работу над повестью М. А. Булгакова “Собачье сердце”, основу которой составляет великий эксперимент гениального ученого. Наша задача – проследить за ходом эксперимента, описанного в повести; понять, какова нравственная сущность этого эксперимента; осмыслить его результаты.
III. Словарная работа.
Прежде чем начать наш разговор, давайте вспомним значение слова эксперимент.
(Эксперимент – 1. Научный опыт.
2. Вообще – опыт, попытка сделать, предпринять что-нибудь.)
А теперь обратите внимание на слова, которые встречаются в тексте, значение их может быть вам непонятно. (Работа проводится по таблице.)
Гипофиз – железа у основания мозга, оказывающая влияние на рост, развитие, обменные процессы организма.
Евгеника – учение “об улучшении человеческой породы”, опирающееся на идеи и выводы генетики 20-х годов ХХ века.
Эволюция – развитие, процесс постепенного непрерывного количественного изменения чего-нибудь или кого-нибудь, подготавливающий качественные изменения.
IV. Изучение нового материала.
1. Приступаем к работе над текстом произведения. Выясним, кто такой профессор Преображенский. Я предлагаю вам, как обычно, вопросы, разные по степени сложности. А вы для себя выберите те, на которые сможете ответить. Начнем с наиболее простых вопросов. (Предлагаются дифференциронные задания.)
“4” Расскажите об образе жизни профессора Преображенского.
“4” Каково отношение профессора к новым порядкам в стране?
“5” Какова общественная и этическая позиция профессора Преображенского?
2. С какой целью профессор подобрал бездомного пса? Только ли из чувства сострадания?
3. В чем суть эксперимента профессора Преображенского?
4. Каким показан профессор Преображенский в сцене подготовки к операции?
5. Каким предстает Шарик в сцене операции?
6. Обратимся к сцене операции (гл. IV).
1) Выделите оценочные слова, характеризующие облик и действия экспериментаторов в сцене операции.
Это задание выполняется в группах. Класс делится на 7 групп, по 4 человека в каждой. Эти группы смешанного состава: в них есть и сильные, и слабоуспевающие ученики. Сильные учащиеся осуществляют контроль за слабоуспевающими, оказывают им помощь в выполнении задания. Выдаются 7 карточек, в которых даны небольшие отрывки из текста IV главы повести, и чистые листы бумаги (учитель заранее разрезает лист ватмана по вертикали на 7 равных частей). На этих листах учащиеся цветными маркерами крупными буквами выписывают оценочные слова, характеризующие облик и действия экспериментаторов в момент операции, и затем представители каждой группы по очереди прикрепляют их клейкой лентой на доску. В результате работы групп на доске составляется следующая таблица:
1) “Борменталь засуетился”, “шевельнулся жрец”, “зубы Филиппа Филипповича сжались, глазки приобрели колючий блеск”, “взмахнув ножичком, метко и длинно протянул по животу” |
2) “Борменталь набросился хищно”, “Филипп Филиппович полоснул второй раз”, “вертел ножом в теле”, “начали разрывать крючьями”, “вырвал из тела”, “Борменталь впился в кожу” |
3) “Оба заволновались, как убийцы”, “нож вскочил в руки Филиппа Филипповича”, “лицо Филиппа Филипповича стало страшным”, “оскалил фарфоровые и золотые коронки” |
4) “Филипп Филиппович стал втыкать коловорот и высверливать”, “начал пилить”, “въелся ножницами” |
5) “Борменталь, как тигр, бросился зажимать”, “Филипп Филиппович стал страшен”, “сипение вырвалось из носа”, “зубы открылись до десен”, “ободрал” |
6) “Филипп Филиппович зверски оглянулся”, “врезался глубже”, “Борменталь коварно кольнул”, “зарычал Филипп Филиппович”, “злобно заревел” |
7) “Лицо у Филиппа Филипповича стало, как у вдохновенного разбойника”, “всадил иглу в сердце”, “засипел страшный Филипп Филиппович”, “взревел”, “Филипп Филиппович отвалился, как сытый вампир” |
По этой таблице ведется дальнейшая работа с классом.
2) Дифференцированные задания.
“5” Какие изобразительно-выразительные средства использует писатель, показывая процесс создания нового человека? (Индивидуальное сообщение учащегося.)
В IV главе повествование резко убыстряется. Обилие глагольной лексики, звукопись придают сцене динамизм, напряжение и экспрессию.
При помощи эпитетов автор показывает наиболее существенные, значимые качества экспериментаторов в данный момент. Сравнения выразительны, отточены, образны: “оба заволновались, как убийцы”, “Борменталь, как тигр, бросился зажимать”, “Филипп Филипппович отвалился, как сытый вампир”. При помощи сравнения, сопоставляя Филиппа Филипповича с разбойником и вампиром, М. А. Булгаков хочет показать истинный облик экспериментаторов в момент операции.
Используя эпитеты и сравнения, писатель подчеркивает, что экспериментаторы постепенно в ходе операции теряют человеческий облик и в их действиях проступают хищные, звериные повадки.
Следует отметить несоответствие лексики происходящему. Описанию хирургической операции не соответствует лексика, заимствованная из уголовной хроники. Все это придает данной сцене комический эффект.
“4” Какие противоречия в личности и деятельности профессора Преображенского отмечает автор?
“5” Каково авторское отношение к профессору Преображенскому и его эксперименту?
Слово учителя
7. Дифференцированные задания.
“4” По дневнику доктора Борменталя проследите, как происходит превращение бездомного пса Шарика в человека.
“5” Чем вы объясните изменение почерка, наличие помарок в дневнике доктора Борменталя?
8. Каков же он, новоявленный человек, Полиграф Полиграфович Шариков?
Прочитайте портретное описание искусственно созданного человека. Какую деталь в одежде подчеркивает автор? Какова роль этой детали?
9. Дифференцированные задания.
“4” Какие пороки сконцентрировались в рожденном гением профессора Преображенского двуногом существе?
“5” Каковы жизненные принципы “нового” человека?
10. Какими методами пытается профессор Преображенский воспитывать Шарикова? Каков результат такого воспитания?
11. Сопоставьте ваши наблюдения с первым эпиграфом: “Теоретически это интересно… Ну, а практически что? Кто теперь перед вами?” (М. А. Булгаков.)
12. К какому выводу пришел профессор Преображенский в результате своего эксперимента?
13. В чем вина профессора Преображенского?
14. Сопоставьте результаты эксперимента со вторым эпиграфом: “Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок”. (Ралф Эмерсон.)
Учащиеся читают ключевое слово – аллегория.
— Вспомните, что такое аллегория?
Аллегория – иносказание, выражение чего-нибудь отвлеченного, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе.
Слово учителя
Конечно, не этот фантастический научный эксперимент, о котором мы вели речь на уроке, стремился изобразить в своей повести М. А. Булгаков. Повесть основана, прежде всего, на аллегории. Речь идет не только об ответственности ученого за свой эксперимент, о неспособности предвидеть последствия своих действий, о громадной разнице между эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь.
Повесть “Собачье сердце” несет в себе предельно четкий авторский взгляд на все, что происходило в стране. А то, что происходило в стране в 20-е годы ХХ века и именовалось строительством социализма, воспринималось М.А. Булгаковым именно как эксперимент, огромный по масштабам и более чем опасный. К попыткам создания нового, совершенного общества революционными, то есть не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека он относился крайне скептично. Писатель считал переустройство российской жизни вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих экспериментаторов. И, действительно, история подтвердила это.
V. Обобщение.
1. О чем заставила вас задуматься повесть М.А. Булгакова “Собачье сердце”?
2. В чем актуальность предупреждений М.А. Булгакова?
Нужно ли “искусственно фабриковать” людей, вмешиваться в жизненные процессы?
Что вы думаете о клонировании?
VI. Дифференцированное домашнее задание.
Подготовить сообщения на темы:
“4” “Полиграф Полиграфович на государственной службе”;
“5” “Роль Швондера в воспитании Шарикова”.
VII. Подведение итогов урока.
VIII. Рефлексия.
Каждый учащийся получает листок, на котором должен продолжить и записать предложение: “Самое главное, что я понял(а) на уроке, это…”.