в каком классе изучают склонения имен существительных
Склонение имен существительных. 3-й класс
Класс: 3
Презентация к уроку
Цели урока:
Ход урока
1. Орг. момент
-Настрой, готовность к уроку.
2. Домашнее задание
стр.21 №301 +2 фразеологизма в словарик.
3. Сообщение темы, постановка цели урока.
Работа с картой успешности, маршрутным листом урока.
-Каждый ученик определяет на каком ЗУН по теме он находится.(пометки выполняются на полях тетради- рисуют кружок, раскрашивают в начале и в конце работы)
4. Зрительный диктант№2.
-Найдите в диктанте 2 фразеологизма-дома записать значение в свой словарик.
5. Актуализация ЗУН по теме урока. Устный опрос.
-Какие существительные относятся к 1,2,3 склонению?
-Какие падежи имеют одинаковые вопросы?
-У какого падежа нет предлога?
-Как отличить В.п. от И.п.?
-Как определить склонение имени существительного?
-Алгоритм определения склонения сущ-го.
6. Практическая работа. Закрепление.
Работа в учебнике стр.20 №299
-обозначить главные члены предложения
-у существительных определить падеж и склонение
7. Работа по вариантам /карточки/
1 вариант. Дописать антонимы, определить склонение.
день – (ночь)
правда – (ложь)
добро – (зло)
польза – (вред)
радость – (грусть)
2 вариант. Дописать синонимы, определить склонение.
дорога – (путь)
метель – (вьюга)
источник – (ключ)
холод – (стужа)
свидание – (встреча)
-Взаимопроверка в парах, оценивание.
8. Контроль ЗУН. Экспресс-опрос.
— Взаимопроверка в парах, оценивание.
9. Итог работы. Карта успешности.
Учащиеся рисуют кружок в тетради, оценивают свои знания и умения, выбрав нужный цвет, затем устно высказываются.
Я приобрёл знания о…
Я научился…
Мне еще нужно учиться…
Я понял, что…
Было трудно…
Было интересно…
Хочу сказать “спасибо”…
Склонение имен существительных
Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонением.
Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения:
Чтобы определить склонение имени существительного, надо:
Изменение по падежам (склонение) имен существительных разных склонений:
Падежи | Слова второго склонения | Слова третьего склонения | |||
женский род | мужской род | мужской род | средний род | женский род | |
И. п. | земл я | пап а | конь | окн о | степь |
Р. п. | земл и | пап ы | кон я | окн а | степ и́ |
Д. п. | земл е | пап е | кон ю | окн у | степ и |
В. п. | земл ю | пап у | кон я | окн о | степь |
Т. п. | земл ёй | пап ой | кон ём | окн ом | степь ю |
П. п. | о земл е | о Пет е | о кон е | об окн е | о степ и |
В русском языке существуют слова, имеющие необычные склонения. Это:
Подробнее об их склонениях ты сможешь узнать, перейдя по нужной ссылке.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С 1 ПО 4 КЛАСС ПО ПРОГРАММЕ ПЕРСПЕКТИВА
— составлять предложения по рисункам;
— различать в слове звучание и значение;
— составлять модели слов;
— работать с толковым словарём;
— формулировать и высказывать своё мнение в процессе решения лингвистических задач.
3 класс
— различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;- определять число имён существительных;- определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи;- определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;- изменять имена существительные по падежам.
Обучающийся получит возможность научиться:— верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода;- сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце;- образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний;- разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж).
Система изучения темы «Имя существительное» с 1 по 4 класс по системе Перспектива
Изучение имени существительного в 1 классе
Тема
Количество часов
Слово и его значение
Слова с несколькими значениями
Слова, близкие по значению
Слова, противоположные по значению
Слова, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?
Изучение имени существительного в 2 классе
Тема
Количество часов
Имена собственные и нарицательные
Слова с несколькими значениями.
Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы)
Слова, близкие по значению (синонимы).
Слова, противоположные по значению (антонимы).
Устойчивые сочетания слов.
Тематические группы слов
Изучение имени существительного в 3 классе
Тема
Количество часов
Часть речи – имя существительное.
Собственные, нарицательные имена существительные.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Изменение имен существительных по числам.
Род имен существительных.
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.
Изменение имен существительных по падежам (склонение).
Изменение имен существительных по падежам. Именительный падеж имен существительных.
Изменение имен существительных по падежам. Родительный падеж.
Изменение имен существительных по падежам. Дательный падеж.
Изменение имен существительных по падежам. Винительный падеж.
Изменение имен существительных по падежам. Творительный падеж.
Изменение имен существительных по падежам. Предложный падеж.
Изменение имен существительных по падежам.
Как разобрать имя существительное?
Изучение имени существительного в 4 классе
Тема
Количество часов
Число и род имён существительных
Алгоритм определения падежа имен существительных
Определение падежа имен существительных. Несклоняемые имёна существительные.
Три склонения имён существительных.
Падежные окончания имён существительных 1-го склонения
Падежные окончания имён существительных 2-го склонения
Падежные окончания имён существительных 3-го склонения
Падежные окончания имён существительных в единственном числе
Склонение имён существительных во множественном числе
Сводная таблица изучения темы «Имя существительное» с 1 по 4 класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Слово и его значение
Имена собственные и нарицательные
Часть речи – имя существительное.
Число и род имён существительных
Слова с несколькими значениями.
Собственные, нарицательные имена существительные.
Алгоритм определения падежа имен существительных
Слова с несколькими значениями
Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы)
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Определение падежа имен существительных. Несклоняемые имёна сущ.
Слова, близкие по значению
Слова, близкие по значению (синонимы).
Изменение имен существительных по числам.
Три склонения имён существительных.
Слова, противоположные по значению
Слова, противоположные по значению (антонимы).
Род имен существительных.
Падежные окончания имён существительных 1-го склонения
Устойчивые сочетания слов.
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.
Падежные окончания имён существительных 2-го склонения
Слова, отвечающие на вопросы
Тематические группы слов
Изменение имен существительных по падежам (склонение).
Падежные окончания имён существительных 3-го склонения
Изменение имен существительных по падежам. И.п.
Падежные окончания имён существительных в единственном числе
Изменение имен существительных по падежам. Р.п.
Склонение имён существительных во множественном числе
Изменение имен существительных по падежам. Д.п.
Изменение имен существительных по падежам. В.п.
Изменение имен существительных по падежам. Т.п.
Изменение имен существительных по падежам. П.п.
Изменение имен существительных по падежам.
Терминологический словарь изучаемых понятий по теме «Имя существительное» с 1 по 4 класс
Значение– это то, что слово обозначает.
Предмет – всякий объект, к которому можно задать вопрос Кто? Что?
Имя нарицательное — имя существительное, определяющее название целой группы объектов, которые имеют общие признаки, и называет эти объекты по их принадлежности к данной категории.
Имя собственное— существительное, являющееся особым названием кого-нибудь, чего-нибудь.
Омоноимы — слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению.
Синонимы— слова, близкие по значению.
Антонимы— слова, противоположные по значению.
Число имен существительных— морфологический признак имен существительных, связанный с указанием на количество предметов.
Единственное число— грамматический разряд, показывающий, что речь идёт об одном предмете, лице.
Множественное число— грамматическое число, используемое при обозначении нескольких предметов.
Падеж имен существительных— грамматическая категория имени существительного, выражающая отношение обозначаемого им предмета к другим предметам, действиям, признакам.
Именительныйпадеж— падеж, который выражает независимое, самостоятельное положение существительного. Вопросы Кто? Что?
Родительныйпадеж-падеж, который используется, для того чтобы обозначить отсутствие чего-нибудь или кого-нибудь. Вопросы падежа Кого? Чего?
Дательныйпадеж- один из косвенных падежей, отвечает на вопросы Кому? Чему?
Винительныйпадеж-один из косвенных падежей отвечает на вопросы Кого? Что?
Творительныйпадеж-один из косвенных падежей, отвечающий на вопросы Кого? Что?
Предложныйпадеж- падеж, отвечающий на вопросы О ком? О чем?
Женский род– категория рода, к которым относится: 1) большинство существительных с окончанием -а (я) в именительном падеже; 2) часть существительных с основой на мягкий согласный, а также на жи ши нулевым окончанием в именительном падеже. Существительные, к которым можно поставить слово «Она моя».
Склонение имен существительных- это изменение существительных по падежам и числам.
Первое склонение имен существительных— существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, –я в именительном падеже.
Второе склонение имен существительных— существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о и –е в именительном падеже.
Третье склонение имен существительных— существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже
КОНСПЕКТ УРОКА
3 класс
Предмет: русский язык
Тема урока: Имя существительное
Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями)
Цель урока: создание условий для получения учащимися новых знаний по теме.
Планируемые результаты
Метапредметные
формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.
слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Характеристика этапов урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые умения
Самоопределение к деятельности (1 – 2 мин)
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности
Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок русского языка. Скажите, а для чего вы здесь присутствуете?
— А хотите ли вы получать новые знания и для чего они вам?
-Чего вы ждете от этого урока?
— Как бы вы хотели, чтобы прошел урок?
— Хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом «Новый день – новые знания»
Кто такие исследователи?
Мы будем исследователями, будем учёными, будем доказывать, рассуждать, выдвигать свои гипотезы
— Для того, чтобы получать новые знания.
— Да хотим. Знания нужны для того, чтобы быть образованными, умными, культурными…
— Ждем чего-то нового, интересного, полезного для нас.
— С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось.
Дети работают с толковыми словарями.
Находят значение слова «исследователь»
— овладевать умением прогнозировать;
— слушать и понимать речь других;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
— владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (6 мин)
Цель: Актуализировать представление об имени существительном
— Тогда давайте начнем наш урок с игры, я предлагаю вам сыграть в игру «Да – нет-ка».
— Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?
— В слове обязательно должен быть суффикс?
— В слове вьюга пишется Ъ знак?
— Можно назвать звуки [З] и [С] парными согласными?
-В слове яблоко первый звук [й]?
— Слова глупый и умный – антонимы?
— В слове пошел приставка па-?
— Приставка стоит перед корнем?
— Подлежащее может быть только существительным?
— Мы с вами уже все знаем об имени существительном?
2. Затруднения в индивидуальной деятельности
— Посмотрите, мнение ваше разделилось. А хотите проверить кто прав?
Перед вами карточки со словами, выпишите из них только имена существительные.
Учитель вызывает к доске ученика, класс пишет в тетради.
(Дерево, смелость бег, красиво, бежать, собака)
— А теперь давайте проверим правильно ли вы выписали.
— Почему же вы допустили ошибки?
-Как вы думаете, в чем трудность?
Дети отвечают на вопросы учителя только словами «Да!» или «Нет!»
Конечно, хотим. А как?
Дети выписывают слова.
-Мы не смогли правильно задать вопрос к слову, забыли правило, перепутали вопросы.
называть предметы и их действия;
знать определения подлежащего, частей слова, давать характеристики звукам;
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
находить ответы на вопросы, используя информацию
овладевать умением прогнозировать;
высказывать свое предположение на основе учебного материала;
коммуникативные: слушать и понимать речь учителя; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные:оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
— определять общие для всех правила поведения.
Постановка проблемы (2-3 мин)
Цель: выявить и зафиксировать в речи причину затруднений. Согласовать цель и тему урока.
Из всего что мы сейчас сказали, давайте сформулируем тему нашего урока.
О чем мы будем говорить на уроке?
Тема урока ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться?
1.Находить имена существительные среди других слов
2.Учиться правильно задавать вопрос к имени существительному.
3.Узнавать значение имен существительных.
4.Учиться работать вместе, сообща, оценивать свою работу.
Предметные: определять части слова; находить нужные буквы.
познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивные: высказывать свое предположение;
коммуникативные:точно и полно выражать свои мысли.
устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).
регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность
Проектирование и фиксация нового знания (10 мин)
Цель: научить отличать имена существительные от других частей речи на основе морфологических признаков
1. Начиная с этого урока мы будем изучать одну из самостоятельных частей речи – имя существительное. А что мы можем узнать о нем? Давайте прочитаем об этом в учебнике.
Но ведь с именем существительным мы немного знакомы, вспомним, что мы знаем о нем.
2.Я предлагаю вам провести исследование слов, для этого поработаем в группах. (Перед работой вспомним правила сотрудничества.)
Каждая группа получает лист, на котором написаны слова и алгоритм выполнения исследования:
а) выпиши только имена существительные.
б) докажи, что они являются именами существительными:
-на какой вопрос отвечает слово?
-что обозначает слово?
Давайте сформулируем общее правило.
Оцените свою работу в группах.
1.Слушать друг друга
4.Распределять роли в группе
Дети вспоминают правило
Затем дети формируют группы, выбирают лидера.
Слова 1 группы: машина, долгий, ходьба, корова, ходить
Слова 2 группы: желтый, собака, прыжок, сидят, стул.
Слова 3 группы: стрельба, цветок, красивый, пишу, утка
Вывод: все слова, которые записали, отвечают на вопрос кто? или что?
Дети дают оценку работе в своей группе и группам товарищей.
слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;
Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Физминутка (3 мин)
-Мы немного устали. Подвижная физминутка
Дети выполняют подвижную физминутку.
Первичное закрепление нового материала (7-8 мин)
Цель: закрепить знания и умение находить и отличать имена существительные.
Работа в парах над рубрикой
Ребята, как вы думаете, что же такое предмет?
Что понимают под этим словом?
Верны ли наши предположения?
Теперь применим полученные знания и выполним упражнение.
Работать будем коллективно – у доски и в тетрадях.
Нужно разделить слова на два столбика (слова придумать):
1-слова, которые отвечают на вопрос КТО?
2-слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?
Комментируем свой выбор.
Класс делится на команды (2 парты) и работают в группе.
— Из данных слогов и букв составьте как можно больше слов за 2 минуты.
ма, со,на, ри, с,ши, ре, та, г, не, к, в, у, ла, пи, ка, до, га, ле, ро, то, се, зе, ло, р, но
— Какие слова составили?
Дети работают над рубрикой, высказывают свое предположение.
Дети делают вывод: имена существительные называют предмет, а под предметом может быть и явление природы, и человек, и животное, и неживые предметы.
Дети выполняют упражнение, комментируя свои действия
Дети работают в группах.
Один представитель из группы читает составленные слова. Подводится итог групповой работе (чья группа составила больше слов, та и победила)
— определять общие для всех правила поведения;
— определять правила работы в парах;
— оценивать усваиваемоесодержание (исходя из личностных ценностей).
регулятивные: работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
отличать верно выполненное задание от неверного;
ориентироваться в учебнике;
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;
коммуникативные:слушать и понимать речь других;
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону (4-5 мин)
Цель: организовать дифференцированную работу с последующей самооценкой
-Хотите ли вы проверить свои знания и выполнить самостоятельную работу.
Перед вами задания. В карточке нужно распределить слова по группам в зависимости от значения.
Кто выполнил задание без ошибок? Кто допустил 2 ошибки, 1, более 2?
В чем испытывали трудности.
Дети выполняют работу.
Затем проверяют работу по эталону
Трудность в том, что не знаем значение некоторых слов, не можем правильно поставить вопрос к задаче.
регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль;
познавательные: осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативныеслушать и понимать речь других;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин)
Цель: зафиксировать новое содержание на уроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Оцените свою работу и работу товарищей.
В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать?
Мне было интересно…
осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.
Подведение итога урока (2-3 мин)
Цель: подвести итог работы на уроке.
Над какой темой работали?
Каким правилом пользовались?
Где будем использовать полученные знания?
Работали над темой имя существительное.
Дети еще раз повторяют правило.
Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Домашнее задание (2-3 мин)
Комментируется дом. задание.
Составить и записать по 7 слов, которые отвечают на вопрос кто? или что?
Все слова обозначают предмет
осуществлять анализ учебного материала;
слушать и понимать речь других.
Дерево, смелость бег, красиво, бежать, собака
Дерево, смелость бег, красиво, бежать, собака
Дерево, смелость бег, красиво, бежать, собака
Дерево, смелость бег, красиво, бежать, собака
Слова 1 группы: машина, долгий, ходьба, корова, ходить
а) выпиши только имена существительные.
б) докажи, что они являются именами существительными:
-на какой вопрос отвечает слово?
-что обозначает слово?
Слова 2 группы: желтый, собака, прыжок, сидят, стул.
а) выпиши только имена существительные.
б) докажи, что они являются именами существительными:
-на какой вопрос отвечает слово?
-что обозначает слово?
Слова 3 группы: стрельба, цветок, красивый, пишу, утка
а) выпиши только имена существительные.
б) докажи, что они являются именами существительными:
-на какой вопрос отвечает слово?
-что обозначает слово?
ма, со,на, ри, с,ши, ре, та, г, не, к, в, у, ла, пи, ка, до, га, ле, ро, то, се, зе, ло, р, но
ма, со,на, ри, с,ши, ре, та, г, не, к, в, у, ла, пи, ка, до, га, ле, ро, то, се, зе, ло, р, но
ма, со,на, ри, с,ши, ре, та, г, не, к, в, у, ла, пи, ка, до, га, ле, ро, то, се, зе, ло, р, но
ма, со,на, ри, с,ши, ре, та, г, не, к, в, у, ла, пи, ка, до, га, ле, ро, то, се, зе, ло, р, но
Панда, стол, парта, какаду, фонарь, мамонт, листья, дети.
Панда, стол, парта, какаду, фонарь, мамонт, листья, дети.
Панда, стол, парта, какаду, фонарь, мамонт, листья, дети.
Панда, стол, парта, какаду, фонарь, мамонт, листья, дети.
Система упражнений по теме: «Имя существительное»
БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ
СОБСТВЕННЫХ
Имена собственные — это имена, фа
милии, отчества людей, клички живот
ных, географические названия. Имена
собственные пишутся с большой бук
вы. (Люда, Петров, Шарик, Москва.)
Вариант 1
(П,п)рабабушка (Т,т)атьяна, (И, и)вановна
Вариант 2
Упражнения в классификации существительных.
Замените каждую группу слов, одним словом.
Тополь, клен, береза, ель.
Волк, лиса, заяц, медведь
Сорока, ворона, воробей.
Брусника, черника, земляника.
Шкаф, стол, стул, парта.
Хоккеист, футболист, баскетболист.
Молоко, сахар, масло, хлеб.
Костюм, пальто, платье, брюки.
Ботинки, туфли, тапочки, сапоги.
Кукла, мяч, юла, барабан.
К какому роду относятся данные ниже слова? Укажите, какими признаками вы руководствовались при определении рода.
Репортаж, гараж, упряжь, залежь, дрожь; розыгрыш, малыш, ветошь, брешь, кумач, смерч, горечь, дичь; плющ, товарищ, мощь; тополь, вуаль, полынь,шампунь, рояль, медаль, мозоль, тюль; домишко, инженер, доктор, секретарь, лебедь, насыпь, сажень; Гомель, Казань, Тянь-Шань, Тюмень; Саша, Груша, Гриша, Савва, Этьен; старшина, староста, зубрила, запевала, горилла, судья, умница, левша.
Выделите одушевленные и неодушевленные существительные. Укажите, на основании каких признаков некоторые из них могут рассматриваться то как одушевленные, то как неодушевленные. В случае затруднений пользуйтесь толковым словарем.
Роза, филин, журавль, такса, амёба, зародыш, сельдь, дерево, студенчество, лицо, комсомол, класс, ласка, бабочка, мразь, дом, рак, рыба, юность, язык, тип, враг, аппарат, пень, овсянка, народ.
Согласуйте определения и сказуемые с выделенными словами.
Баку, когда я попала туда, был. для меня открытием. (Т. Т.) Портье метал. до утра, распределяя номера. (Сим.) Ее часто навещал муж, приятный, общительный человек с бородкой и в пенсне на шнурочке, делающ. его похожим на Чехова. (Т. Т.) Изредка с отдаленным шелестом проезжал. одинок. ночн. такси. (Бонд.) Развеяв шум и толчею, нетороплив. контральто печаль поведал. свою. (Я. X.) В парижских кафе он (Маяковский) пил горяч. кофе черезсоломинку, которую подавали для ледяных напитков, чтобы не касаться губами стакана. (Эренб.) Шагах в десяти от входа в туннель, у сам. шоссе, стоял одинокий домик. (Н. Остр.)
Распределите по родам данные ниже несклоняемые существительные. Объясните, на основании каких признаков те или иные существительные относятся к мужскому, женскому, среднему или общему роду.
Колибри, драпри, хинди, жалюзи, кольраби, регби, пони, кули, кепи, леди, конфетти; рагу, зебу, азу,фрау, марабу; конферансье, протеже, кафе, коммюнике, атташе, портье; па, амплуа, буржуа, бра; трио,фламинго, адажио, эсперанто, рондо; Миссисипи, Чили, Кижи, Батуми, Кюри, Капри; Франсуа, Франсуаза,Купала; Ориноко, Онтарио, Брно, Коваленко.
Укажите падеж выделенных существительных и охарактеризуйте его значение.
Я люблю светлые тона, оттенки и разложение света. (Бонд.) А лес был с проседью. (С. О.) Ночь всю ночь варила смолы, с днем покончив навсегда. (Пояс.)Я сиротой осталась в лихолетье – в суровые голодные года. И, что такое вечность и бессмертье, понять не в силах я была тогда. (Татьян.) История устала от войны, но от борьбы с войною не устала. (В. Ф.) И еще одну ночь Чернышев провел без сна. (А. Ив.) Раны мира крупной солью время все еще солит. (Щип.)
Определите склонение существительных.
Укажите ряд существительных, которые не относятся ни к одному из 3-х склонений.
1) Эскимо, конфета, безе, леденец;
2) полюшко, окно, радио, кресло;
3) сирота, знамя, акция, Дон;
4) имя, пирожное, лото, амплуа.
В каком ряду все выделенные слова — существительные в форме винительного падежа?
1) Остаться у ворот, положить в корзину, звено цепи, впереди лес;
2) труд крестьянина, выпить чаю, книга друга, служба родине;
3) серёжка в ухе, живут братья, вижу в стороне, капитаны команд;
4) люблю Воронеж, читали романы, погладить лисёнка, прыгнет на ступеньку.
В каком ряду все слова — существительные 1-го склонения?
1) Умница, птица, знамя, мать;
2) силища, вишня, парнишка, воевода;
3) дочь, дочка, мышь, мышка;
4) мания, Коля, Николай, полюшко.
ЗИМОЙ