в каком классе читают маленький принц экзюпери
Литература. 6 класс
Конспект урока
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Диалог – разговор двух или нескольких лиц, основная форма раскрытия характеров в пьесах, балладах.
Жанр – вид художественного произведения, например, басня, баллада, лирическое стихотворение, повесть.
Идея – основная мысль художественного произведения.
Композиция – построение произведения.
Пейзаж – картина природы в художественном произведении.
Сюжет – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.
Тема – круг жизненных явлений, изображённых в произведении.
Цитата – дословная выдержка из какого-либо текста или дословно приводимые чьи-то слова.
1. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. Москва : ВАКО, 2002. 224 с.
3. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. Москва : Дрофа, 2007. 79 с.
4. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. Москва : ВАКО, 2009. 414 с.
5. Замышляева А. Н. Литература. 6 класс: система уроков по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной. Волгоград : Учитель, 2015. 324 с.
6. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе: 6 класс: к учебнику В. Я. Коровиной и др. : Литература. 6 кл. ФГОС. Москва : «Экзамен», 2016. 63 с.
7. Московкина И. И. Диагностические работы: литература. 6 класс. ФГОС. Москва : Издательство «Экзамен», 2017. 144 с.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Произведение «Маленький принц» было написано в 1943 году.
Свой отпечаток на произведение наложила трагедия Европы во Второй мировой войне.
К какому жанру можно отнести это произведение? Автор в нём рассуждает о смысле жизни. В финале творения Экзюпери мы видим отчётливо выраженною мораль. Всему повествованию присущ назидательный оттенок. Таким образом, мы видим, что автор использует жанр притчи.
Но это не просто притча, а сказка-притча. Это наиболее распространённое скрещение жанров.
Отличительной чертой сказки-притчи можно назвать то, что она имеет фантастический и реальный сюжет, но при этом носит поучительный характер.
Вспомним сюжет произведения. Однажды, мальчик, Принц очень небольшой планеты, почувствовал себя несчастным и решил отправиться в путешествие.
Кого встречает Маленький принц на своем пути?
Это всё очень интересные типажи.
Следующий – Пьяница. Он пьёт потому, что чувствует вину за то, что пьёт. Такой вот замкнутый круг, в который человек попал по собственному желанию.
Повстречался Принц и со скучным Деловым человеком, который только и делает, что считает звёзды. Но подсчёт он ведёт не просто так, а потому что уверен, что это его звёзды.
Маленький принц познакомился и с Фонарщиком, зажигавшим и тушившим фонарь на своей планете каждую минуту.
Повстречал он и Географа, который за всю свою жизнь не видел ничего, кроме своей планеты.
Последним местом прибытия путешественника стала планета Земля, где он нашёл настоящего друга.
Маленький принц – образ частично автобиографичный. Хоть и очень сложно себе представить, что взрослый лётчик сохранил в себе маленького мечтателя из детства.
Экзюпери наделил своего героя на первый взгляд несовместимыми качествами: спонтанностью и надёжностью. Он добр и очень любит свою Розу, которая осталась на его планете.
В то же время он всё ещё растёт и многих вещей не знает. Например, дружбе он научился лишь на планете Земля, а свою любовь к розе осознал лишь после разлуки.
Роза – это один из главных персонажей сказки. Роза была особенным цветком, маленький принц узнал бы её среди тысячи других роз, все остальные цветы были для него «пустыми». Прототипом Розы была жена автора – Консуэло, латиноамериканка с горячим нравом.
Лётчик играет роль рассказчика в произведении. Несмотря на то, что он взрослый, в одночасье находит общий язык с Маленьким принцем. Всё потому, что лётчик остался в душе ребёнком.
В детстве рассказчик очень любил рисовать, но взрослые не понимали его. И он разуверился в своём таланте и стал не художником, а лётчиком.
Лис – ещё один очень важный персонаж сказки. Он стал настоящим другом Маленькому принцу. Именно Лис научил его ответственности за того, кого тот приручил. Из его уст часто звучат мудрые советы. Он стал для мальчика наставником, которого ему так не хватало.
В сказке автор поднимает несколько проблем. Основная идея произведения в том, что люди должны научиться доверять друг другу и нести ответственность за всё то, что любят.
«Любить – это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении». – Пишет автор.
Ну, и, конечно же, Человек должен любить и беречь свой дом. И не позволять баобабам раздирать его на части. Во времена Экзюпери под баобабами подразумевался нацизм, который угрожал всему миру.
В наше время под баобабами мы можем разглядеть другие угрозы нашему дому.
Теоретический материал для углублённого изучения
Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться.
Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он – единственный в целом свете.
У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей.
Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из красного кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», – они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков». И тогда они восклицают: «Какая красота!»
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Установить соответствие между элементами
Задание основано на знании текста произведения.
Дерево. В сказке Принц борется с его семенами.
Единственный друг принца на планете.
Сначала был диким, потом его приручили.
Рисунок, который попросил нарисовать Принц.
Рисунок, который сразу узнал Принц, но не понимали взрослые
Восстановление последовательности элементов горизонтальное
Задание подразумевает знание сюжета и основано на материале, пройденном на уроке. Надо вспомнить: в какой последовательности происходили действия в сказке.
Сценарий урока литературного чтения Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»( 2 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок литературного чтения
Тема: « Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц».
Тема: Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель: осознать и осмыслить идейное содержание сказки; содействовать развитию творческих способностей и представлений, философских представлений (что имеет ценность в жизни); совершенствовать навыки выразительного и сознательного чтения, умения выражать свои мысли, самостоятельно работать с книгой; развивать речь детей, пополнять словарный запас; воспитывать любовь к чтению книг, доброжелательность, внимательность, чуткость, взаимопонимание, чувство ответственности за тех, кто рядом; развивать организационные и коммуникативные общеучебные умения.
Оборудование: мультимедийный проектор, портрет писателя, иллюстрации к сказке, выставка произведений Антуана де Сент-Экзюпери, карточки с заданиями, интерактивная доска.
( Звучит песня «Маленький принц», музыка М. Таривердиева, Н. Добронравова.)
— Начинаем наш урок. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки.
2. Вступление. Разговор о жанре произведения, о теме и идее.
— Ребята, кому принадлежат эти строки «Все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит»? (См. презентацию, слайд 4.)
— Верно. Вот мы и прочитали «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери, эту удивительную книгу. «Маленький принц» никого из нас не оставил равнодушным. Сегодня мы с вами поговорим о том, чему научила нас эта книга.
— Определите жанр этого произведения. (Сказка.)
— Каков характер сказки? (Философский, грустный, романтический, Слайд 9) Верно, часто слово «философия» используют как синоним слову «мудрость». В сказке французского писателя звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах жизни.
— Назовите главную мысль, идею этого произведения. (Книга заставляет задуматься над жизнью, в ней много размышлений о дружбе, преданности, об отношениях людей.)
— Когда при чтении было грустно? Печально? Тревожно? Где вы улыбнулись юмору автора?
— Для дальнейшей работы на уроке нам нужно немного подготовки. Поэтому сейчас поработаем в группах.
3. Работа в группах.
— У каждой группы на столе лежит задание. Ознакомьтесь с ним.
1 группа – выступление об авторе.
2 группа – расположить на магнитной доске иллюстрации и «озвучить» их.
3 группа – подготовить инсценировку фрагмента сказки «Секрет Лиса».
4 группа – составление характеристики героя «Мой Маленький принц».
5 группа – выписать мудрые выражения.
— Если взрослый человек живет разумом, то ребенок – душой и интуицией, которую, взрослея, к сожалению, утрачивает. Стоит прислушаться к детскому объяснению и пониманию многих вещей, обратиться к детскому мировосприятию, и многие вещи предстанут перед нами в ином свете.
— Живет на свете уже много-много лет удивительная сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Удивительна тем, что ставит перед нами очень важные и трудные вопросы. Сегодня ребята попытаются разобраться в этих вопросах.
4. Выступление 1 группы об авторе.
— Итак, группы готовы. Давайте вспомним, кому посвятил Экзюпери эту сказку. Прочитайте. (Дети читают посвящение.)
— Кем мечтал стать маленький Антуан? Что вы знаете о жизни Антуана де Сент-Экзюпери? (См. презентацию, слайд 4-8.)
(Антуан де Сент-Экзюпери родился в 1900 году в Лионе. Детство его прошло в старинном родовом замке Сен-Морис. Род Экзюпери происходил от рыцарей Грааля.
Романтичность и чувство единения с природой с детства отличали будущего писателя. По вечерам дети забирались на чердак и, тесно прижавшись, друг к другу, усаживались на старый сундук, слушали сказки матери, любуясь звездным небом.
Экзюпери вырос удивительно одаренным человеком: он рисовал, играл на скрипке, сочинял, увлекался техникой и архитектурой. У него было много друзей, так как он умел дружить. В школе прозвище “Достань-ка луну”, которое указывало не только на вздернутый нос, но и на веселый характер.
Все замечательные свойства души писателя проявлялись по отношению к детям. Однажды Экзюпери увидел плачущую девочку, которая мечтала о детском зонтике. Писатель обошел, все магазины и подарил малышке разноцветный зонтик.
Экзюпери стал летчиком, которого отличали бесстрашие, готовность всегда прийти на помощь товарищу и удивительное жизнелюбие. Его самолет 15 раз терпел крушение, врачи не допускали его к полетам, но он не мог жить без неба, не мог не помогать людям. В тяжелые годы войны писатель создает светлую сказку “Маленький принц”, которая стала рождественским подарком всем людям, подарив надежду на счастье. Он долго вынашивал замысел такого произведения, где выразил бы свои мечты.
В 1944 году он погиб, производя разведывательную аэрофотосъёмку в труднейших фронтовых условиях.
Он поднимался в небо, чтобы ещё сильнее полюбить Землю. Поэтому и герои его также летают с одной планеты на другую.)
«Маленький принц, мальчишка из сказки,
В космос бескрайний глядишь без опаски.
Знаешь, что звезды далекие греют
Тех, кто в их свет без сомнения верит,
Тех, кто доверил свои им мечты…
И им особенно дорог стал Ты…»
5. Работа над кадрами сказки, озвучивание их – 2 группа. Коллективная работа над содержанием сказки (выборочное чтение).
— Итак, Маленький принц отправился странствовать и попал на планету Земля. Что же было дальше, нам поведает следующая группа, а также поможет книга по литературному чтению «Маленькая дверь в большой мир». (Учащиеся 2 группы на магнитной доске располагают кадры, т.е. иллюстрации к сказке и озвучивают их. Затем проводится работа с текстом – выборочное чтение.)
— Как летчик оказался в Сахаре? (стр.108)
— Где находится Сахара?
— Итак, автор потерпел аварию в пустыне, здесь он и повстречался с Маленьким принцом. Что необычного было в его внешнем виде? (стр.110)
— Расскажите о необыкновенной просьбе принца. Была ли она выполнена?
— Какой по характеру оказался Маленький принц? (Настойчивый, внимательный, доверчивый, бесстрашный, отважный.)
— Почему ему понравился последний рисунок: ящик с барашком? (стр.112)
— Вскоре Маленький принц встретил Лиса. Почему Лис отказался поиграть с мальчиком? (стр.113)
— Почему у Лиса скучная жизнь?
— Согласны ли вы с Лисом, что все люди одинаковые?
— Какие чувства возникли у вас при чтении слов Лиса? (Жалость, сочувствие, желание стать ему другом.) Как вы понимаете слова «Если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнцем озариться»?
— Как советует Лис приручать его? (стр.115)
— Как вы понимаете: «Слова только мешают понимать друг друга»? (Понять можно только душой, сердцем, научиться сопереживать.)
— Что такое обряды? (Традиции.) Есть ли в нашем классе традиции? Какие?
— Каким был час прощания для Лиса и Маленького принца?
— Почему ко всем розам, кроме одной, Принц был равнодушным? (стр.119)
— Ласково встретила малыша наша планета. И, увидев ее, он подумал, что здесь он мог бы найти себе друга, открыть для себя много интересного и необычного. Что мог увидеть принц на нашей планете? Раскрываются и тянутся к солнцу цветы. От легкого ветерка колышутся деревья и травы…
7. Инсценировка «Секрет Лиса». Выступление 3 группы.
— Ребята, не хватает еще одного кадра. Какого?
— Какой секрет открыл Маленькому принцу Лис? А поможет ответить на этот вопрос следующая группа. (Дети инсценируют 6 главу «Секрет Лиса».)
8.Презентация работы 4 группы.
— Какой он, наш герой Маленький принц?
— Что вам нравится в нем больше всего?
-Как автор относится к своему герою? (Учащиеся зачитывают свои сочинения «Мой Маленький принц».)
— В сказке французского писателя звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и ее ценностях, об отношениях людей. Давайте мы с вами озвучим мудрые выражения, которые вы отметили по ходу чтения. (Учащиеся 5 группы зачитывают выбранные выражения, на экране появляются цитаты. См. презентацию, слайд 11-23.)
«Слова только мешают понимать друг друга».
«… если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнцем озарится».
«Узнать можно только те вещи, которые приручишь…»
— А есть ли у вас кто-нибудь, кого вы приручили и теперь в ответе за него?
— Чем вам понравилась эта сказка?
— Почему она включена в раздел «Самое обыкновенное чудо»? (Мы не замечаем чуда в том, что нас окружает. Маленький принц и Лис помогли нам взглянуть на многие вещи по-новому. Чудо – это детство, это друзья, это умение понимать сердцем, а не умом.)
— Пусть эти выражения станут росточками красивых и добрых растений в саду вашей души. Чтобы создать сад вокруг себя, надо создать сад в своей душе.
— Эта книга заставила меня иначе взглянуть на каждого из вас. Маленький принц остался каким-то таинственным, загадочным мальчиком для самого Антуана де Сент-Экзюпери. Я тоже имею дело с такими же загадочными, таинственными существами. Мне представляется, что каждый из вас и есть Маленький принц, вы все явились на мою планету Земля со своих крохотных планет. Явились для того, чтобы видеть сердцем. А я, ваша учительница, обязана помочь вам в этом деле. У всех вас свои заботы, каждый из вас в ответе за кого-то, за что-то. Вы осознайте это глубоко, как осознал и почувствовал Маленький принц свой долг перед своей единственной розой.
(Стихотворение читается учителем )
«На планете маленького принца
Жил цветок капризный и прекрасный.
Требовал подать росы напиться,
Укрывать от сквозняков «ужасных».
Было все всегда цветку не мило.
И напрасно бедный Принц старался.
А когда его иссякли силы,
Он однажды в дальний путь собрался.
Их слова в минуту расставания
Мне пересказать мешают слезы.
Краткий миг взаимопонимания
Снял неразрешимые вопросы
Принц ушел. И проходя судьбою
Видел он сады цветов. Таких же.
Только не делившихся с ним болью.
Только лишь его не приручивших.
Со своим земным расставшим телом,
Принц вернулся на свою планету
Свой беречь цветок. Ведь дела,
Как он понял сам – важнее нету».
— Маленький принц возвращается к своей розе, с какими словами он мог бы обратиться к ней
13. Домашнее задание.
— Но ведь это сказка, а любая сказка должна хорошо заканчиваться. Итак, домашнее задание – сочинение-миниатюра «Моя встреча с Маленьким принцем».
Методическая разработка цикла интерактивных уроков по литературе в 6 классе по произведению Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МАОУ «Шигаевская средняя общеобразовательная школа»
Номинация «Интерпретация литературного произведения
в разных видах искусства на уроках литературы»
цикла интерактивных уроков по литературе в 6 классе
по произведению Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Выполнила: Суранова Оксана Викторовна,
учитель русского языка и литературы
2017 г. Обоснование
Проблема, связанная с детским чтением, осознается всеми, кто имеет отношение к образованию. Воздействие детской книги на развивающуюся личность неоспоримо. И это естественно: детство и отрочество – это такие периоды в жизни человека, когда читательские интересы и предпочтения еще только формируются, происходят поиски идеала, своего места в жизни и т. д.
Как привить интерес к книге? Какие методы и приемы использовать в своей работе, чтобы ученик не только усвоил содержание книги, но и понял ее смыслы?
Поиск ответов на вопросы заставил обратиться к активным методам обучения, или, как их еще называют, интерактивным методам обучения.
Новизна методической разработки заключается в том, что урок построен на деятельностном, интерактивном подходе. Через деятельность (игровую, художественную, изобразительную, ИКТ) к анализу произведения. Использую и такие приемы как словесное рисование, выразительное чтение и анализ, сопоставительный анализ, написание творческих работ, словарную работу.
Уроки литературы помогают сформировать навыки анализа прочитанного произведения, задействуя восприятие, мышление, память, воображение учащихся. Анализ сказки «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери построен с учетом психологических особенностей шестиклассников, так как младший подростковый возраст является сенситивным периодом для развития воображения, творческих задатков и способностей, так как основной мотивационной линией этого возрастного периода является самовыражение.
Воздействуя на все каналы модальности ученика: аудиальные, визуальные, кинестические можно достичь большего погружения в текст, а это поможет выйти на идею произведения, создать свою творческую работу.
По программе на изучение произведения выделяется 1-2 урока. Один урок рассчитан на учеников, которые уже прочитали текст, и на уроке произведение анализируется, но чаще всего к уроку готовы несколько учеников, поэтому основная работа с текстом (чтение, анализ) идет на уроке.
И если на первом уроке мы сможем заинтересовать ученика (для этого использую игровые, интерактивные, деятельностные методы и приемы), то к следующему уроку текст прочитает уже половина учеников, а может и больше. Соответственно, работа на уроке становится намного продуктивнее.
И торопиться при работе с художественным произведением нежелательно, особенно при сопоставлении разных интерпретаций. Ученику нужно время, чтобы увидеть общее и различное, чем близки произведения, каков язык самого произведения, интерпретации, подобрать слова, поразмышлять, сформулировать ответ.
развивать читательский интерес учащихся;
развивать умения сопоставлять художественный текст с музыкальными, изобразительными интерпретациями, делать выводы, кратко формулировать свои мысли;
развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление;
учить осмысливать идейное содержание сказки, постигать нравственную сторону произведения;
учить анализировать художественное произведение;
учить создавать творческие работы;
вызвать личностно значимые переживания, побудить к активной деятельности по разрешению проблемных ситуаций и поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте;
Метапредметная цель урока : формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер.
определять учебную задачу,
работать с художественным текстом.
формировать умение вступать в диалог, высказывать свою точку зрения,
развивать умение выслушивать мнение других и работать в группе.
Тип урока : открытия новых знаний, интерактивный урок с использованием различных форм работы.
Методы и приемы: игровые, интерактивные, проблемные, деятельностные, метод проектов.
Виды деятельности: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная
Оборудование – тексты, компьютер, интерактивная доска, ящички с песком, бумага А4, карандаши, ножницы, клей, презентация,
Оформление – рисунки к сказке Антуана де Сент-Экзюпери, макет самолета
Активные формы и приемы обучения
Тест на взрослость
Видеофильм «Познай одиночество»
Рисование песком пустыни
Сравнительный анализ портретов Маленького Принца
Составление анимации на интерактивной доске «Планета Маленького Принца»
Правила жизни на планете Принца
Прослушивание адажио Е. Глебова «Роза и Маленький принц»
Групповые работы «Планеты, посещённые Принцем»
Инсценировка «Диалог Лиса и Принца»
Написание творческих работ на выбор: эссе «Какой след оставил Маленький принц в моей душе», отзыв об уроке и др.
Тема урока №1: «В чем загадка Маленького принца»
(название, время, цели)
Оформление, музыкальное оформление
I . Мотивация к учебной деятельности
Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установить тематические рамки; уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
Продолжительность 4 мин.
Звучит песня на ст. Н. Добронравова «Маленькая страна», презентация к уроку
Тест на взрослость
Учитель показывает на слайде рисунок «Удав со слоном внутри» http://leila-1503.livejournal.com/334852.html
А кто из писателей заставил кобру съесть слона и переваривать его весь год?
Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, уметь свои мысли вслух.
II . Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)
Цель этапа: создание проблемной ситуации
Продолжительность 8 мин.
Звучит музыка, гаснет свет просмотр видеофильма «Познай одиночество» (4 мин.)
На доске крылатые выражения из сказки: «Зорко лишь сердце…», «Ты в ответе за тех, кого приручил…», «Все дороги ведут в людям…», «Зачем зажигаются звезды?», «З орко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Прочитайте афоризмы, подумайте и дайте ответ на вопрос: «О чем может быть эта сказка?»
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Пополнение своего словарного запаса.
Умение сравнивать и обобщать.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
III . Решение учебной задачи (проблемной задачи)
Цели: организовать выполнение учащимися различных видов деятельности, самостоятельной работы в парах, группе;
«Пустыня» визуальный ряд
На столе ящички с песком.
Прочитаем начало сказки
Возьмите песок в руки. Какой он? Опишите его? Что будет чувствовать человек, когда вокруг него только песок? Где много песка? Какую картину вы себе представляете? Страшно ли оказаться в пустыне, да еще и одному? Почему? Что почувствовал рассказчик?
Попробуйте сами нарисовать картину песком, после просмотра «Песочной анимации»
… И вот шесть лет тому назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в Сахаре. Что-то сломалось в моторе моего самолета. Со мной не было ни механика, ни пассажиров, и я решил, что попробую сам все починить, хоть это и очень трудно. Я должен был исправить мотор или погибнуть. Воды у меня едва хватило бы на неделю.
Погружение в дополненную реальность
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст, толковые словари.
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
Уметь работать в парах
Показ рисунков Сент- Экзюпери и др. художников
Учитель: «И под утро рассказчик услышал, как кто-то тоненьким голосом попросил «Нарисуй мне барашка»
Найдите в тексте описание Принца. Чьими глазами мы его видим?
Каким вы представляете Маленького принца?
Какой из образов вам ближе? Какой похож на того кого вы себе представили?
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
Продолжительность 7 мин
1\4 листочка, карандаши Рисунок автора.
Вспомним, что Маленький принц попросил нарисовать барашка. Нарисуем Маленькому Принцу барашка. Какой из барашков понравился бы Маленькому принцу? Почему?
Посмотрим, какого барашка нарисовал рассказчик. Что это? Почему нарисовал ящик? Почему Маленький принц обрадовался?
Ищем ответ в тексте
Читают и отвечают на вопрос.
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Способность к самооценке.
Продолжительность 7 мин
Индивидуальный проект ученика «Планета Маленького Принца» рассказ и показ анимации на интерактивной доске
Откуда прилетел Маленький принц?
Каких размеров была планета принца?
Что росло на планете?
Какое правило было у Маленького принца? Почему?
А на нашей планете должно действовать это правило?
Составьте правила жизни на Земле
Ответы учащихся после просмотра
— С другой планеты, а вернее с астероида В-612
Просмотр и ответы на вопросы
Составление правил жизни на Земле
Умение слушать, вступать в диалог.
Умение преобразовывать информацию.
Умение работать с ИКТ
V . Рефлексия деятельности (итог урока), дом. задание.
Продолжительность 4 мин
Устные ответы учеников на вопрос: «О чем заставляет нас задуматься Маленький принц?»
«Какие загадки загадал нам Маленький принц?»
д\з: Прочитать гл. 8-12
Устные ответы учеников
Умение анализировать, обобщать
Тема урока №2 «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь…»
Мотивация учебной деятельности
Проверка домашнего задания
Продолжаем знакомство с произведением. У кого из вас есть желание прочитать свои сочинения?
Чтение учениками своих сочинений по желанию.
Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, уметь выражать свои мысли письменно
Создание проблемной ситуации и ее решение
Как вы понимаете афоризм: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь…»
Значение слова зорко
Работа со словарем
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Пополнение своего словарного запаса.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Решение проблемных задач
Просмотр видеосюжета, слушание музыки Е. Глебова Адажио https://www.youtube.com/watch?v=U53S0cJyWbg Принц и Роза
Продолжаем наш разговор о сказке.
Что еще росло на планете Принца?
Какой она была вы уже знаете, так как прочитали текст дома.
Прослушаем адажио Е. Глебова «Роза и Маленький принц», посмотрим видеоряд и ответим на вопрос
Какой по характеру была Роза?
Как Принц относился к Розе? Какая она?
Почему Принц улетел с перелетными птицами?
Помогает ли музыка понять взаимоотношения Принца и Розы? При помощи чего композитор передает нам настроение Принца и Розы? Сравним с текстом. Правы ли мы?
Просмотр и прослушивание. Ответы на вопросы
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя не только текст, но и интерпретации произведения.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Понимать язык музыки
Плотные воздушные шары синего цвета (6 планет ), отрывки из текста, где Принц встречается с обитателями планет,
Цифры, деньги, монеты, звездочки,
Карта, лупа, корона, мантия, пробки, рюмки, фонарь, аплодисменты,
Принц поссорился с Розой и отправился путешествовать с перелетными птицами.
Зачем автор отправил Маленького принца путешествовать?
На каких планетах побывал Маленький принц? С кем познакомился? Какие истины открыли для Маленького принца обитатели планет? Расскажите вы сами.
Анализ текста, декоративная деятельность
Уметь анализировать текст
Уметь находить ключевые слова, главную информацию, смыслы в тексте.
Уметь воплощать текст в другие формы
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
Цветная бумага, ножницы, клей, музыка
Седьмая планета – Земля. Символика цифры 7. Почему Земля седьмая?
И пока Принц по Земле идет к людям, ведь «Все дороги ведут к людям»
Мы с вами посадим сад роз.
Но почему Принц, увидев сад из роз, заплакал?
Найдите ответ в тексте?
Коллективная творческая работа Изготовление роз
Уметь слушать и извлекать информацию.
Умение оценивать правильность выполнения действия.
Умение создавать коллективную творческую работу за короткий промежуток времени.
Умение работать с текстом.
Рефлексия, домашнее задание
ответы на вопросы: «Похожа ли Роза на все те, которые увидел Принц на земле?»
«Какие истины открыл для себя Маленький принц после посещения планет?»
д\з: всем дочитать сказку
2 ученикам – инсценировка отрывка Принц и Лис
Выбор домашнего задания
Умение анализировать, обобщать.
Умение строить связный монолог
Умение слушать, вступать в диалог.
Умение преобразовывать информацию.
Урок №3 «Ты в ответе за тех, кого приручил…»
Мотивация учебной деятельности
Создание проблемной задачи
Решение проблемных задач
Костюмы Принца и Лиса, декорация дерева
Ребята, у нас с вами не только прочитанный текст, но и можно сказать мир сказки, который мы сделали своими руками.
Продолжим знакомство со сказкой и приглашаем сюда актеров. Послушайте диалог Лиса и Принца и ответьте на вопросы:
— Такими вы себе представляли Принца и Лиса?
— Смогли ли актеры передать чувства литературных героев?
— Поблагодарим их за игру
— Как Принц познакомился с Лисом?
— Какие секреты открыл Лис?
— Что значит приручить?
— Как вы понимаете значение слова?
— кого нашел Принц в лице Лиса?
— Кто еще был другом Принца?
— Друг может быть только рядом, а на расстоянии нельзя дружить?
Докажите примерами из текста и из личного опыта
Работа со словарем
Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, выражать свою точку зрения.
Умение инсценировать текст, интерпретировать его.
Умение понять язык театра и сопоставить с текстом
Умение работать с толковым словарем
Умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Умение работать с текстом, находить информацию для доказательства.
Создание проблемной задачи
Решение проблемных задач
Затемнение, проецируется звездное небо на потолок
Можно показать отрывок из мультфильма, но ученики сами ищут ответы в текте
Ребята, зачем зажигаются звезды?
Как на этот вопрос отвечает Принц, рассказчик?
Уметь отличать новое от уже известного.
Умение работать с толковым словарем.
Умение работать с текстом.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Вот и закончилось наше знакомство со сказкой замечательного писателя Антуана де Сент-Экзюпери.
Какие впечатления у вас остались?
Какие нравственные заповеди вы взяли для себя?
Какие произведения музыки, изобразительного искусства, игры актеров помогли вам глубже понять идею произведения?
«Можно ли назвать моим другом Маленького Принца?»;
— Напишите сочинение-миниатюру по одному из прозвучавших на уроке афоризмов;
— «Какие произведения музыки, изобразительного искусства, игры актеров помогли вам глубже понять идею произведения?»
— выпишите из текста афоризмы, которые вам понравились;
Спасибо за плодотворную работу на уроках!
Уметь анализировать, обобщать и систематизировать.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Умение строить связный монолог
Умение слушать, вступать в диалог.
Умение преобразовывать информацию.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова interact ( inter – взаимный, act – действовать). Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие
Использование интерактивной модели обучения предусматривают:
моделирование жизненных ситуаций;
использование ролевых игр;
совместное решение проблем.
Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит гуманному, демократическому подходу к модели.
Каковы основные характеристики «интерактива»?
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей – создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все обучаемые оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Совместная деятельность обучаемых в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Приёмы интерпретации художественных произведений.