в каком городе есть станция метро с археологическими находками
Древние окаменелости в московском метро: Узоры времён динозавров, которые может увидеть каждый
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Древнейшие отложения, ставшие впоследствии облицовочным камнем, используемым при строительстве метро – просто кладезь информации о древнейших живых организмах, существовавших на нашей планете. При распиле и шлифовке камня застывшие в нем существа, которые жили на нашей Земле много миллионов лет назад, становились плоскими и замысловатыми фигурами на гладкой поверхности.
Остатки ископаемых организмов возрастом от 70 до 300 млн. лет обычно встречаются в мраморизированном известняке, который в советские годы привозили для облицовки внутренних поверхностей станций из самых разных уголков Советского Союза, а теперь – России.
Станций, на которых встречаются такие узоры, в столичной подземке десятки, а палеофауна – весьма разнообразна. Это и коралловые рифы, и заросли морских губок, и всевозможные моллюски, фрагменты скелетов иглокожих и много других современников динозавров. Причем разглядеть окаменелости можно не только на старых, но и на новых станциях метрополитена.
Большинство этих «фигурок» имеют небольшие размеры, но встречаются и очень крупные (самая большая из обнаруженных в метро – это раковина диаметром более полуметра). В нашем обзоре – наиболее распространенные и интересные виды окаменелостей, которые можно без труда обнаружить на станциях московского метро.
Аммониты
Эти доисторические моллюски названы по имени древнеегипетского бога Амона (греч. Аммон) – иногда он изображался с бараньими рогами, на которые и похожи эти раковины.
Аммониты жили в спиралевидных раковинах и умели плавать в воде. Они существовали на нашей Земле 145–200 миллионов лет назад, а значит, были современниками динозавров.
К сожалению, аммониты давно вымерли, и просто невероятно, что любой современный человек может увидеть такие «образцы» в метро. Искать их нужно на трех станциях кольцевой линии – «Добрынинской», «Краснопресненской», «Комсомольской», а если пересесть на синюю ветку, то на «Арбатской» и «Электрозаводской». Встречаются они и на относительно новой станции метро – «Парк Победы» (та же линия метро). Кстати, ее колонны отделаны итальянским известняком, который из-за обильно встречающихся в нем древних моллюсков называется аммонитико россо.
Наутилусы
Головоногие моллюски наутилусы или, как их еще называют, кораблики – родственники кальмаров и осьминогов. Они живут в спиральных раковинах и чем-то похожи на аммонитов. Однако, в отличие от последних, наутилусы не вымерли. Это единственный род подкласса наутилоидей, доживший до наших дней, поэтому особенно интересно сравнить окаменелости подземки, которым около двухсот миллионов лет, с современными «корабликами».
Этих моллюсков, например, достаточно на станциях «Лубянка» и «Павелецкая», а самых крупных наутилусов можно увидеть на станциях «Электрозаводская» и «Площадь Ильича».
Кстати, на построенной в 1970-х станции «Площадь Ильича» вообще очень много окаменелостей. Например, там можно разглядеть множество морских лилий, которые выглядят, словно россыпи звезд на небе.
Брахиоподы
Морские раковинные животные брахиоподы существуют на Земле со времен раннего палеозоя. Чаще всего они имеют толстую ножку, с помощью которой прикрепляются к морскому дну.
Заметить такие раковины легко, и чаще всего их можно встретить на так называемых «красномраморных» станциях. Например, их можно найти на «Электрозаводской», «Фрунзенской», «Краснопресненской», «Каховской».
Гастроподы
Эти брюхоногие моллюски считаются предками современных улиток и на облицовочной поверхности их срезы выглядят соответственно – как узкая конусообразная спираль. Некоторые современные улитки очень похожи на своих доисторических прародителей, но если сейчас гастроподы могут жить и на суше, то около 200 миллионов лет назад они обитали только в море.
Разглядеть в мраморе гастропод эпохи динозавров можно на таких станциях подземки, как «Площадь Ильича», «Краснопресненская», «Красносельская», «Библиотека имени Ленина», а также на «Трубной», «Цветном бульваре» и в подземном переходе станции «Курская».
Губки
Губки – древнейшие многоклеточные животные. В наше время они распространены повсеместно – даже в ледяной воде Арктики и Антарктики.
Существует очень много видов губок разных цветов и форм, ну а увидеть, как выглядели их предки, появившиеся на Земле еще 650 (!) миллионов лет назад, можно сразу на нескольких станциях. Например, они попадаются на «Первомайской», «Каширской» и на «Комсомольской-кольцевой». Правда, эти экземпляры все-таки не настолько древние, а несколько «моложе» – им «всего-то» 145-200 миллионов лет.
Кстати, не все окаменелости в московском метро палеонтологи могут идентифицировать. Иногда на стенах и колоннах встречаются такие современники динозавров, которые однозначно опознать сложно. Исследователи могут лишь выдвигать версии, и это связанно, как правило, с тем, что окаменелый объект был разрезан так, что предстает в не слишком информативном ракурсе.
В каком городе есть станция метро с археологическими находками
Афины – уникальный античный город, ему нет равных. Каждое место в этом городе имеет свою историю и дышит древностью. Удивительно, но полюбоваться на артефакты можно не только в музеях, но и просто спустившись в метро.
Метро в Афинах очень старое, настоящее достояние Греции. Оно даже имеет некоторые основания претендовать на звание второго в мире. Первая ветка афинского метро была открыта 27 февраля 1869 года, т.е. всего на шесть лет позже лондонского метро, считающегося первым в мире. Тогда это была небольшая наземная одноколейная линяя на паровозной тяге. Она состояла из нескольких станций и соединяла гавань Пирей с районом Тиссио. Линия успешно функционировала более 20 лет и изменилась только в 1895 году, когда был открыт подземный, туннельный участок Тиссио – Омония. Считается, что с этого времени метрополитен в Афинах слал полноценным.
До 2000 года в городе действовала только одна линия, но в связи с проведением в Афинах Олимпийских игр 2004 года были построены еще две новые линии. На первой, старой линии провели капитальный ремонт. А в 2004 году была построена станция международного аэропорта «Элефтериос Венизелос», что в разы повысило популярность метро.
Метро в греческой столице, как и во многих других столицах мира, один из ведущих видов общественного транспорта. Оно связывает практически все районы города. На сегодняшний день афинское метро состоит из трех линий: зеленой, красной и синей, которая доходит до международного аэропорта.
Метро развито очень хорошо, считается одним из самых современных в Европе и лучшим по качеству обслуживания пассажиров. Общая длина составляет 84,5 километра, количество станций – 65 (61 входит в состав метро и 4 – в систему пригородных железных дорог). Ежедневное количество пассажиров – 1,3 миллиона человек. Все маршруты пересекаются в сердце города на четырех пересадочных станциях: «Монастираки», «Синтагма», «Аттика» и «Омония». Все три линии имеют станции пересадки на трамвай и пригородные железные дороги.
Важной особенностью метро Афин является его внутреннее оформление. В этом современном метрополитене Европы вы обратите внимание на чистоту мраморных стен, светлую современную обстановку, высокий уровень безопасности, стеклянные лифты и электронные табло, на которых высвечивается полное расписание поездов. Единственная проблема при пользовании метро Афин приезжими туристами – это греческая письменность, которую им тяжело воспринимать. Но указатели и навигация чаще всего прописываются латинскими буквами.
Выставка древностей и современных инсталляций, существующая в Афинском метро, открыта для всех и не требует затрат. Здорово, правда? Для того чтобы ее посетить, просто сядьте в поезд и сделайте остановки на нескольких станциях.
Синтагма (Syntagma)
Одна из самых оживленных станций метро, пересадочная. Находится в центре города на площади Синта́гматос, или Площади Конституции.
При строительстве этой станции постарались сохранить все многочисленные археологические подземные богатства, обнаруженные при раскопках. Одна целая стена главного зала станции стеклянная. Она иллюстрирует древние археологические слои, охватывающие период с начала V века до н.э. до османских времен. Здесь, как в слоеном торте, видны стены, водостоки, проезжая часть и выложенная плитами гробница IV века до н.э. со скелетом.
По периметру станции Синтагма расположены и другие экспонаты, которые были обнаружены при раскопках. Например, глиняные масляные светильники, винные амфоры, погребальные памятники и небольшая часть мозаичного пола из древнего дома. Информационные панели описывают исследования за пределами станции, в ходе которых были обнаружены (среди прочего) римские бани и часть афинского акведука VI века до н.э.
Станция метро «Синтагма» может похвастаться еще одной необычной достопримечательностью – удивительными часами, гирями для которых также служат часы, но только немного поменьше.
Монастираки (Monastiraki)
Это пересадочный узел Афинского метрополитена, состоящий из двух одноименных станций на зеленой и синей линиях.
На станции «Монастираки» во время строительства метрополитена были сделаны ценные открытия, связанные с забытой рекой Эридан. Эта река, наряду с Кифиси и Лиси, была одной из трех древних афинских рек. Ее источник находился у подножия горы Ликавит. Согласно мифу, в Эридан упал Фаэтон, сын бога Гелиоса (Солнца), когда Зевс молнией скинул его с отцовской колесницы. В древние времена, когда город начал расширяться, река стала загрязняться сточными водами и в итоге превратилась в болото. В эпоху императора Адриана (117–138 гг. н.э.) реку полностью закрыли кирпичами, превратив в канализацию. Сейчас часть канала со сводчатым кирпичным покрытием, по которому в античное время в центре города текла река Эридан, а также остатки старых зданий можно увидеть прямо в вестибюле станции метро «Монастираки». Можно пройтись по стеклянному мосту, под которым велись раскопки.
Южный вестибюль станции находится на площади Монастираки в одноименном районе Афин. От площади можно легко дойти до Афинского Акрополя, примерно 500 м через исторический район Плака.
Омония (Omonia)
Пересадочная станция зеленой и красной линий метрополитена. Здесь можно увидеть две большие инсталляции знаменитых греческих художников, известных не только в своей стране.
Представьте себе обширную поверхность. Художник наклеивает на нее конфетти и создает фигуры человечков-футболистов. Причем «парящими» фигурами игроков покрыта целая стена. Так выглядит инсталляция «Футболисты» (Football Players) художника и скульптора Павлоса Дионисопулоса (Pavlos,1930–2019) на станции метро «Омония». Живя в Париже, под влиянием художников, входящих в движение «Новые реалисты», Павлос больше стал работать не с кистью, а с ножницами. Бумага – основной материал в его работах, поэтому они такие особенные, узнаваемы и очаровательны.
Вторая инсталляция – «Очередь» (Queue) Никоса Кессанлиса (Nikos Kessanlis,1930–2004). Силуэты мужчин и женщин, стоящих в «Очереди», кажется, ежедневно смешиваются с тысячами пассажиров станции «Омония». Кессанлис был художником мирового уровня, оказавшим большое влияние на развитие искусства в Греции как художник и ректор Афинской школы изящных искусств. Неугомонный художник, который никогда не переставал экспериментировать с техниками и методами, он сумел превзойти традиционные материалы для рисования и на протяжении всей своей карьеры находился на пороге авангарда, переходя от информального к механическому искусству, а затем к фотомеханическим работам на ткани или цементе.
Эгалео (Egaleo) на голубой линии
На этой станции расположена самая обширная археологическая выставка метро. 17 витрин демонстрируют результаты раскопок на станциях метро «Эгалео» и «Элеонас» (Eleonas), которые были построены вдоль древнего Священного Пути, соединяющего Афины со святилищем Деметры в Элевсине. Витрины занимают два коридора: в одном представлены тематические экспозиции, а в другом – подношения, которые «брали с собой» умершие в последний путь.
Информационные панели предлагают комплексный вид на этот район Афин, который в классико-эллинистические времена характеризовался производством оливок, обработкой металла, гончарным делом и ткачеством. За пределами станций «Эгалео» и «Элеонас» находятся сохранившийся участок священной дороги и руины самого старого моста, найденного в Аттике. Три колонны древнего моста через реку Kифисос относятся еще к V и VI векам до н.э.
Интересно, что Европейская комиссия объявила Элевсин одной из трех Культурных столиц Европы в 2021 году. Так что об этом городе мы еще услышим.
Aкрополи (Akropoli) на красной линии
Эта станция располагается рядом с музеем «Акрополь», самым посещаемым туристами местом.
На платформах станции метро «Акрополи» можно полюбоваться на копии фриза Парфенона, созданного великим скульптором Фидием. Основной темой фриза является Панафинейское шествие – самый важный праздник в античных Афинах, проводившийся в честь покровительницы города богини Афины. Молодые всадники, будто скачущие галопом вдоль платформ или готовящиеся к грандиозной процессии, будут составлять вам компанию, пока вы ждете поезда.
Стены платформы станции украшены и огромными плакатами с изображением знаменитой греческой актрисы, певицы и политика – Марии Амалии «Мелины» Меркури (1920–1994), которую неоднократно номинировали на «Оскара» и другие международные кинопремии. В 1981 году Меркури стала первой женщиной – министром культуры и спорта Греции.
На выходе со станции можно посетить небольшую выставку предметов домашнего обихода. На ней представлены древняя керамика, детские игрушки, амфоры для транспортировки и хранения оливкового масла и вина, включая афинскую амфору, врученную в качестве приза одному из победителей Панафинейских игр, а также модель вертикального греческого ткацкого станка.
Ближе к выходу, в кассовом зале станции «Акрополи» расположены копии скульптур восточного фронтона Парфенона, которые представляют рождение Афины из головы Зевса. Здесь также можно увидеть скульптуру бога Гелиоса на своей колеснице, поднимающейся над волнами, скульптуры Диониса, Деметры и ее дочери Персефоны, Артемиды и др.
Евангелисмос (Evangelismos) на голубой линии
На этой станции расположены фрагменты археологических раскопок водопроводной системы Афин, построенной еще во времена Писистрата (афинский тиран в 560–527 гг. до н.э.).
В вестибюле станции «Евангелисмос» также расположена скульптура «Мотт-стрит» известной греко-американской художницы Криссы Вардеа-Мавромихали (Chryssa, 1933-2013), являющейся пионером американского светового искусства и люминесцентной скульптуры. Скульптура «Мотт-стрит» (Mott Street, 1983) представляет собой большое произведение из темного алюминия с красным неоновым светом. Она названа в честь неофициальной главной улицы Мотт-стрит в Чайнатауне, китайском квартале Манхэттена. Единственное произведение искусства в афинском метро, созданное не в Греции.
Другие станции
Руины некоторых сельских поселений представлены на станции «Дафни» (красная линия), находки из гробниц и захоронений можно увидеть на станции «Панепистимио» (красная линия).
Купите билет на метро и, пожалуйста, наслаждайтесь историей и искусством.
Для информации.
Время работы метро зависит от дня недели:
понедельник – пятница: с 05.30 утра до 00.30 ночи;
суббота, воскресенье и праздники: с 05.30 до 02.00 ночи.
Поезда отправляются с интервалом в 10 минут (в час пик – 3-5 минут). Отсчет времени до прибытия очередного поезда выводится на табло.
Для проезда в метро Афин необходимо иметь действующий билет на проезд, в противном случае грозит высокий штраф. Самые популярные типы билетов, которые действуют во всех видах общественного транспорта, кроме маршрутов до аэропорта (цены в 2020 г.):.
билет на 1 поездку на 90 минут – €1,4;
проездной билет на 1 день – €4,5;
проездной билет на 5 дней – €9,0.
Видео, показывающее, как легко и быстро купить билет на все виды транспорта в автоматах самообслуживания в афинском метро:
Окаменелости в метро: на каких станциях искать ископаемые юрского периода
В Московском метрополитене более 50 станций, где можно встретить окаменелости аммонитов, кораллов, наутилусов, белемнитов и других древних животных, которые обитали на Земле в эру динозавров. Среди них есть как маленькие, так и достаточно крупные — размер самого большого «обитателя» метро составляет 60 сантиметров в диаметре. Они попадаются не только на старых станциях, но и на новых — все зависит от того, чем облицованы стены и колонны.
Материалы, в которых содержатся остатки ископаемых организмов, привозили с месторождений Армении, Грузии, Урала, Крыма, Италии и Подмосковья. Больше всего окаменелостей в мраморизованных известняках (переходная стадия между известняком и мрамором) с грузинских месторождений Салиети и Молити. Они образуются из раковин морских обитателей под воздействием температуры и давления. Однако процесс кристаллизации может остановиться на любом этапе.
Станция «Красносельская»
Возраст: 145–163 миллиона лет
Кораллы
Граненые колонны станции облицованы крымским мраморизованным известняком «биюк-янкой». Основной тип находящихся в нем окаменелостей — одиночные и колониальные кораллы. Шестилучевые кораллы встречаются в разных разрезах, так что их можно изучить со всех сторон, а на одной из колонн находится целый риф, который из-за своих размеров даже не поместился на грань.
Шестилучевые кораллы существуют до сих пор, а вот четырехлучевые вымерли около 250 миллионов лет назад, в конце палеозойской эры. Подобные ископаемые также есть на станциях «Арбатская» и «Аэропорт».
Станция «Добрынинская»
Возраст: 145–200 миллионов лет
Наутилусы
Наутилусы — красивейшие головоногие моллюски, дальние родственники осьминогов, кальмаров и каракатиц. Группе наутилоидей, к которой относится их род, около 500 миллионов лет. Современные наутилусы обитают в Тихом и Индийском океанах, но изредка встречаются и в других местах.
На «Добрынинской» наутилуса можно увидеть на платформе со стороны выхода в город. Раковина ископаемого распилена практически точно пополам, поэтому остатки считаются одним из лучших образцов, найденных в московском метро в облицовке красного мрамора.
Крупные и красивые наутилусы есть также на станциях «Электрозаводская» и «Площадь Ильича».
Станция «Парк Победы»
Возраст: 145–200 миллионов лет
Аммониты и белемниты
Колонны станции отделаны мраморизованным итальянским известняком аммонитико россо, получившим название из-за множества встречающихся в нем аммонитов — многочисленной группы хищных морских животных. Если изучить две колонны в конце станции, можно увидеть самого крупного «обитателя» московского метро — головоногого моллюска диаметром 60 сантиметров.
На «Парке Победы» встречается больше ископаемых, чем на других станциях. Здесь есть целые захоронения моллюсков, причем внутри больших раковин наблюдаются маленькие раковины аммонитов.
Найдены на станции и белемниты — головоногие моллюски, которых часто называют «громовыми стрелами». Их возраст — около 145 миллионов лет, а размер — 10–12 сантиметров. Внешне они напоминали кальмаров и, скорее всего, так же быстро плавали.
Станция «Площадь Ильича»
Возраст: 145–200 миллионов лет
Наутилусы, гастроподы, кораллы, губки, двустворчатые моллюски и морские лилии
В колоннах этой станции окаменелости встречаются часто. Как и многие, она облицована красным мраморизованным известняком, в котором, помимо наутилусов, кораллов и губок, расположились гастроподы и морские лилии (иглокожие).
Гастроподы (брюхоногие моллюски) — это огромный класс, к которому относятся как вымершие виды, так и современные. У этих моллюсков тело делится на туловище, голову и ногу. Часто гастропод называют улитками; это единственный вид, который можно встретить на суше. Самая крупная закрученная раковина находится на «Площади Ильича», а самые красивые раковины — в желто-бежевом крымском известняке на станции «Библиотека имени Ленина». Больше всего гастропод в стенах перехода между «Цветным бульваром» и «Трубной».
В известняке станции видны и остатки морских лилий — иглокожих, родственных морским ежам и звездам. На «Площади Ильича» также можно увидеть удачное сечение раковины двустворчатого моллюска. Эти животные вели малоподвижный образ жизни, из-за чего полностью утратили голову. Самые древние двустворчатые были обнаружены в залежах раннего кембрия — около 540 миллионов лет назад. Их можно встретить также на станции «Красносельская».
Станция «Краснопресненская»
Возраст: 145–200 миллионов лет
Губки, гастроподы, прямораковинные наутилоидеи и аммониты
В колоннах из красного мраморизованного известняка можно увидеть несколько видов окаменелостей, в числе которых гастроподы, а также небольшие аммониты и губки.
Губки существуют на Земле более 650 миллионов лет. Описано около восьми тысяч современных видов, которые населяют соленые и пресные водоемы, но точное их число неизвестно. В древности губки образовывали рифы, но в метро они попадаются в основном поодиночке. Их также много на станциях «Первомайская», «Арбатская», «Каширская», «Фрунзенская» и «Электрозаводская».
Редкие «обитатели» метрополитена — прямораковинные наутилоидеи. Они отличаются прямой, а не спиральной раковиной. Такая особенность не позволяла животным быстро перемещаться в воде, поэтому они вели придонный образ жизни. Подобные окаменелости не так часто встречаются в метро, на «Краснопресненской» можно увидеть самую крупную раковину — более десяти сантиметров в длину.
Станция «Электрозаводская»
Возраст: 145–200 миллионов лет
Брахиоподы и белемниты
Стены станции облицованы красно-коричневым грузинским мрамором, изобилующим палеофауной юрского периода. Это иглы морских ежей, членики морских лилий и раковины брахиопод. Здесь также находятся два крупных аммонита и два больших наутилуса.
Очень много на станции маленьких брахиопод, относящихся к большой группе плеченогих. Их раковина состоит из двух несимметричных створок, а ко дну животные крепятся с помощью ножки, но у некоторых видов она отсутствует. Брахиопод можно увидеть и на «Каховской», «Арбатской», «Фрунзенской», «Площади Ильича», «Краснопресненской».
На «Электрозаводской» встречаются и совсем редкие для метро окаменелости — ростры белемнита (наиболее твердые и массивные части раковин). Возможно, их больше, чем принято считать, но их тяжело заметить из-за темного цвета и маленьких размеров.