в каком городе делают деревянные игрушки
Российские производители деревянных игрушек
Деревянные игрушки оптом от производителя: контакты производств, описание продукции. Найдено предприятий: 47.
Фабрика производит развивающие игрушки для детей дошкольного возраста.
Рославль (Смоленская область)
Смоленская область, Рославль, пер. Свердлова, 8
РОСЭКО производит развивающие деревянные игрушки.
Омутнинск (Кировская область)
Кировская область, Омутнинск, ул. Трудовых резервов, 98а
Предприятие производит/реализует деревянные игрушки, игрушки, наборы для детского творчества.
Краснокамск (Пермский край)
Пермский край, Краснокамск, Коммунистическая, 21б
Наша компания работает с 2014 года в области производства и продажи детского игрового оборудования, детских кроватей-домиков и другой мебели на заказ.
Краснодар (Краснодарский край)
Краснодарский край, ст-ца Динская, ул. Железнодорожная д. 265
Фабрика по производству деревянных игрушек, в том числе и лицензионных игрушек.
Дмитров (Москва и область)
Московская область, город Дмитров, ул. Промышленная, д.20, стр.15
Наша компания занимается производством изделий из дерева и фанеры. Отправляем продукцию по РФ и СНГ. В ассортименте более 100 видов продукции. Возможна отгрузка товара под брендом клиента. Продажа оптом.
Киров (Кировская область)
Кировская область, г. Киров, ул. Приозерная, 17а
Фабрика экоигрушек из дерева
Самара (Самарская область)
Самара, ул. Аэродромная, 47А
Предприятие производит/реализует деревянные игрушки, развивающие игрушки.
Тверь (Тверская область)
Тверская область, Тверь, Территория Двор Пролетарки, д. 134, пом. 212
Предприятие производит/реализует деревянные игрушки, развивающие игрушки, детские игровые домики.
Чехов (Москва и область)
Московская область, Чехов, деревня Сегреево, ул. Промышленная, д.1 корп. 32
Предприятие производит/реализует деревянные игрушки, игрушки-конструкторы, развивающие игрушки.
Москва (Москва и область)
Московская область, Москва, ул. Твардовского, дом 8 стр1
Как деревянные игрушки стали серьезным экспортным бизнесом
Игры-конструкторы от «Шуши» сделаны из березовой фанеры и сильно отличаются от традиционных деревянных игрушек – сборных домиков либо фигурок из русских народных сказок. Они представляют собой наборы незамысловатых геометрических фигур, раскрашенных в разные цвета. Никаких излишеств. По словам создателей, их вдохновили четкие линии и яркие цвета авангарда 1920-х гг. При этом набор со средней ценой 3000 руб. в 3–6 раз дороже обычной деревянной игрушки других российских производителей. Покупают их, по словам Перфильева, в основном люди творческих профессий.
Рынок деревянной игрушки в России очень мал. Например, выручка крупнейшего производителя деревянных игрушек компании «Томик» в 2013 г., по данным «СПАРК-Интерфакса», составила 61,3 млн руб. При этом «Томик» работает в массовом сегменте, а «Шуша» – в еще более узком дорогом сегменте. Щербаковой и Перфильеву за четыре года удалось выйти на годовую выручку в 15 млн руб. Сейчас «Шуша» выпускает 10 000 изделий в год и имеет договоры с крупными ритейлерами. Игрушки продаются в ГУМе, Hamleys, «Республике», книжных магазинах, книжных и сувенирных лавках в музеях Москвы и мира, а также в интернете. У «Шуши» есть склад в Гамбурге и Нинбо, заключены договоры с дистрибуторами из Японии, Китая, Европы.
Тусовка в помощь
Щербакова служила арт-директором в крупном рекламном агентстве Grey, а Перфильев работал архитектором в крупной проектной компании. Супруги вели светскую жизнь и были знакомы с половиной художественно-артистической Москвы. Они не скрывают, что наладить бизнес им удалось благодаря общительности. Перфильев вспоминает, как поначалу супруги рассылали письма интернет-магазинам и крупным сетям, ходили по музеям и магазинам, показывали образцы, предлагали провести бесплатные детские праздники. С небольшими компаниями («Понарошку», Babyswag) партнерские отношения выстроились быстро.
Мало дерева
По данным Национальной ассоциации игрушечников России, весь рынок детских игрушек в России составляет 157,5 млрд руб. А сектор деревянных игрушек – не более 5% от всего рынка игрушек, по оценкам Лады Норенко, основателя компании – производителя игрушек из дерева «Вальда».
Предприниматели начали в 2012 г. продавать игрушки в музее современного искусства «Гараж», модном среди хипстеров. Как рассказали основатели «Шуши», там игрушки заметили менеджеры музея и показали их музейному руководству, а потом и представителям фонда Millhouse Романа Абрамовича. Фонд предложил предпринимателям пятилетний кредит на 15 млн руб. на льготных условиях (на каких – Перфильев не разглашает).
«Шушу» заметили и книжные магазины. В 2013 г. сеть «Республика» сама предложила сотрудничество, говорит Перфильев. В 2014 г. в магазинах «Республики» было продано игрушек «Шуши» на 1,5 млн руб.
Но проникнуть в крупные сети долго не получалось. Перфильев и Щербакова писали и звонили в «Мир детства», «Детский мир», «Гулливер», «Март», «Премьер-игрушка» и др. Но те игнорировали все предложения. Представители «Детского мира» объясняют: конструкторы от «Шуши» вряд ли могли быть востребованы у массовой аудитории: средний чек в магазинах сети – 1300 руб., а игрушка стоит в 2 раза дороже. Щербакова и Перфильев несколько месяцев пытались выйти на закупщиков самого большого универмага Bosco – ГУМа. Но случайно выяснилось, что соседка Щербаковой и Перфильева по дому работает в Bosco. Разговорившись с ней у подъезда, супругам удалось убедить ее взять образцы игрушек и показать Михаилу Куснировичу, владельцу Bosco. Ему, как вспоминает Щербакова, они понравились. И в январе 2014 г. деревянные конструкторы стали продаваться в ГУМе. Перфильев также рассказал, что в том же году удалось подписать контракт с Hamleys. Опять же друзья помогли выйти на директора управляющей компании Ideas4retail.
Добрый немец
Собственными силами в подвале на «Щукинской» предприниматели могли изготовить лишь 30 игрушек. К тому же расходы превышали доходы в 3–4 раза, рассказывает Перфильев. Однако подходящего производства полного цикла в России для размещения заказа на игрушки не нашлось. Китайские же фабрики не брались за партии меньше чем 2000 изделий одного вида. Тогда супруги разыскали через интернет несколько мастеров и самостоятельно выстроили производственную цепочку. «Это была кустарщина: ездили на рынок за фанерой, потом одна мастерская ее резала, другая красила, третья шила мешочки и делала упаковку, затем мы сами сортировали изделия на складе», – вспоминает Перфильев. Александр Беликов, директор компании «Томик», говорит, что процесс изготовления деревянных игрушек трудоемкий и дорогой, поэтому основателям компании приходится постоянно контролировать процесс производства.
К концу 2012 г. «Шуша» производила всего 200 изделий в месяц. Их качество, признается Перфильев, было низким, доля брака достигала 50%. Но в январе 2013 г. предприниматели впервые поехали на ежегодную детскую ярмарку игрушек Spielwarenmesse в Нюрнберг (самую крупную профильную выставку в мире). И выяснилось, что их дизайнерские игрушки находятся в тренде. Их заметил основатель немецкой компании – производителя игрушек Hape Toys Питер Хандштайн. С 1995 г. немец производит игрушки под собственным брендом на своем заводе в Нинбо (Китай). Этот завод также изготавливал игрушки из дерева по заказам IKEA и других компаний. Хандштайн предложил предпринимателям разместить заказ у него. И осенью 2013 г. фабрика выпустила первые 2000 изделий в Китае, заказ обошелся супругам в 3 млн руб. Наценка на конструкторы «Шуши», по словам Перфильева, составляет 50% себестоимости производства. Но и этого едва хватает, чтобы покрыть расходы на логистику и растаможивание. «В России мы торгуем в ноль, но не хотим терять рынок», – говорит Перфильев.
Нюрнбергский узел
Вместо Lego: как заработать на деревянных игрушках
Первое, что приходит на ум, когда речь заходит о деревянных игрушках, — традиционные расписные птицы и фигурки животных. В России их начали производить еще несколько веков назад. Сегодня рынок игрушек из натуральных материалов переживает второе рождение: все больше компаний предлагают пазлы, конструкторы, сборные модели из дерева в качестве альтернативы пластмассовым аналогам. «Этот сегмент занимает около 5% рынка детских игрушек, на нем растут и спрос, и предложение, — говорит Лада Кцоева, руководитель направления инициативных исследований консалтинговой компании Step by Step. — Этому способствуют актуальные тренды: экологичность, износостойкость материалов, тактильность и приятный внешний вид игрушек. Играет роль и внимание родителей к интеллектуальному развитию ребенка».
Только в Москве за последние годы появилось несколько проектов, занимающихся производством деревянных игрушек: «Шуша», Targ, «Детская логика», «Винтик и Шпунтик» и другие. Тренд добрался и до регионов — подобные производители сегодня есть в Ярославле («Сказки дерева», «Лукоморье»), Новосибирске («Пелси»), Томске («Томь-Сервис»). Российские проекты вынуждены конкурировать с китайскими производителями, а также компаниями из стран ближнего зарубежья, например украинским Ugears и белорусским Woody. Как устроен этот бизнес и каковы его ключевые риски, РБК рассказали три производителя деревянных игрушек.
Сказочный бизнес
55-летний Михаил Машинец — физик по образованию. После окончания Ярославского государственного университета он преподавал физику в обычной средней школе, а затем — в частной вальдорфской (предлагает нетрадиционную образовательную систему, основанную на идее гармоничного развития ребенка и использовании натуральных материалов). Небольшой учительской зарплаты часто не хватало на жизнь, и в конце 1990-х годов Машинец стал думать об альтернативном заработке. Один из учителей школы, знакомый с директором ярославской мастерской деревянных игрушек «Биланик», предложил Машинцу подзаработать, делая заготовки для производства.
Во время поездки в Германию со своим классом предприниматель купил небольшой электрический лобзик. Вернувшись, он стал выпиливать фигурки для «Биланика» в школьном подвале после уроков. Однообразная работа быстро наскучила Машинцу, и вместе с женой Иванной Дерюгиной он решил делать собственные игрушки — деревянные машинки, фигурки животных, пасхальных ангелочков. «Увлечение вальдорфской педагогикой помогло найти свой стиль, — говорит предприниматель. — Мы не искажаем форму животных и людей, не прибегаем к мультяшности, используем спокойные цвета».
С 2000 года Машинец стал продавать игрушки на школьных ярмарках: на каждой удавалось зарабатывать по 3–7 тыс. руб. В 2003 году он представил свои изделия на Празднике семьи, который проходил на территории музейного комплекса Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Необычные игрушки заметила директор музея Екатерина Анкудинова и предложила Машинцу продавать фигурки в палатке на территории комплекса. За первый день работы предприниматель выручил около 10 тыс. руб. «Игрушки были совсем простыми, но благодаря иностранным туристам я получал доход намного выше моей учительской зарплаты», — вспоминает он.
В 2005 году Машинец уволился из школы, зарегистрировал ИП и закупил еще несколько электрических лобзиков (стоимость каждого составляла €1 тыс.). Тогда же он добавил в ассортимент более сложные игрушки — конструкторы и композиции-пазлы из персонажей сказок. Через год развивающими изделиями заинтересовались интернет-магазины деревянных игрушек. Одним из первых оптовых клиентов стал WoodFun, который начал закупать у Машинца по 50–70 изделий в месяц. Оборот бизнеса в 2006 году достиг 1,5–2 млн руб. «Наивные игрушки, которые можно собирать и разбирать, развивая воображение, пользовались спросом, и нашу компанию запомнили», — считает предприниматель. В 2010 году он зарегистрировал торговую марку «Сказки дерева», годовой оборот компании к тому времени составлял уже около 10 млн руб., прибыль достигала 2–2,5 млн руб.
Окрыленный успехом, в 2013 году Машинец купил мастерскую на 1200 кв. м и склад в Ярославле. Приобретение и ремонт обошлись ему в 10 млн руб. Половину суммы пришлось взять в кредит, и это сильно затормозило бизнес. Переместить производство в новое здание удалось лишь в 2015-м, а расплатиться по кредиту — только к концу 2017 года. Но бизнес рос: в 2016 году благодаря мелкому (онлайн и офлайн-магазины деревянных игрушек) и крупному (магазины «ВкусВилл» и «КубиРуби») опту оборот компании достиг 20 млн руб., прибыль — 4–5 млн руб. «Мы попробовали ввести эти игрушки в ассортимент. По сравнению с продуктами питания спрос на них был ниже, но свою нишу игрушки заняли», — говорит Ирина Колганова, продакт-менеджер компании «ВкусВилл».
Треть выручки приходилась на розницу: Машинец продолжал торговлю на территории Преображенского монастыря и на городских ярмарках. Основные расходы шли на обслуживание кредита и ФОТ — компания разрослась до 30–35 человек. «У меня было своего рода головокружение от успеха: все получалось», — признается Машинец.
Эйфория продлилась недолго: летом 2017 года предприниматель заметил, что заказов стало вдвое меньше, чем за аналогичный период прошлого года. «Я начал звонить нашим оптовым клиентам, а они все как один отвечали: у людей нет денег. К тому же я сделал ошибку: не вкладывал в продвижение бренда на ранних этапах — и с появлением конкурентов наши продажи просели». Оборот мастерской «Сказки дерева» по итогам 2017 года упал на 30%. Машинцу пришлось сократить штат в два раза, сделать новый сайт и запустить рекламу в «Яндекс.Директ».
Это помогло преодолеть кризис спроса, но на прежние показатели выйти так и не удалось. Сегодня оборот мастерской составляет чуть больше 1,2 млн руб. в месяц, прибыль — 350 тыс. руб. «Мы делаем большую часть работы вручную, — рассказывает предприниматель. — За счет этого процесс становится трудоемким, а себестоимость — высокой». Конструктор «Жар-Птица», например, в интернет-магазине «Сказки дерева» стоит 2,5 тыс. руб., композиция «Семеро козлят» — 1,2 тыс. руб. Наценка мастерской составляет около 50% розничной цены.
Деревянных персонажей «Репки» и «Трех поросят» покупают не только в России: игрушки «Сказки дерева» пользуются спросом у клиентов из Германии, США, Испании, Австралии и с Тайваня, но совокупная доля зарубежных заказов пока не превышает 10% оборота компании.
Винтовки против трансформеров
«Как-то на выставке Moscow Hobby Expo в Москве к нам подошла мама с сыном, который упрашивал купить ему деревянную игрушечную винтовку, — рассказывает Марат Хадыев, основатель компании TARG. — Мама ответила, что они уже купили робота-трансформера. Через 15 минут они вернулись к нашему стенду и сказали: «Дайте винтовку, пластмассового трансформера мы сдали обратно». Это лучшая иллюстрация спроса на наши игрушки».
Основатель производства деревянных конструкторов TARG 47-летний Марат Хадыев всегда мечтал о своем деле, которое приносило бы ему удовольствие. Он окончил МФТИ и несколько лет работал по найму — ремонтировал офисы и квартиры. Затем основал собственную ремонтную компанию, но из-за кризиса 1998 года она прогорела. В 2003-м Хадыев открыл новый бизнес по производству ковриков для автомобилей, который приносил до 30 млн руб. выручки в год. Однако и он не стал для предпринимателя делом всей жизни: Хадыев разошелся во взглядах с партнером и вышел из управления компанией.
Хадыев решил изготовить оборудование под себя. На поиск подходящих поставщиков сырья и комплектующих, аренду и ремонт помещения площадью 300 кв. м он потратил больше года и около 4,5 млн руб. личных и заемных средств. В феврале 2017 года предприниматель запустил компанию TARG — от английского target, «мишень». Автоматы и винтовки из деревянного массива и фанеры продавались в виде наборов-конструкторов.
Первые полгода бизнес работал в минус. «На старте у меня складывалось ощущение, что мы машем руками во все стороны: без разбора пробовали разные рекламные каналы, параллельно дорабатывали сайт, который постоянно ломался: то не проходила оплата, то не открывались страницы», — рассказывает предприниматель. Оптимизировать процессы и выйти в небольшой плюс удалось только к ноябрю 2017 года: конструкторы хорошо расходились в качестве новогодних подарков.
По итогам 2017 года оборот TARG составил около 10 млн руб. То, что осталось после затрат на покупку сырья, зарплату девяти сотрудников и аренду, Хадыев потратил на покупку новых станков.
В начале 2018 года к TARG стали обращаться оптовые заказчики — магазины Little Dauphin, «Армия России», «Мир правильных игрушек», «Экспедиция», «Азбука вкуса» и др. На часть оптовиков Хадыев вышел сам, с кем-то познакомился на выставках, а некоторые нашли TARG сами через интернет. Благодаря этим контрактам оборот компании сначала удвоился, а к середине года утроился. Сейчас выручка TARG колеблется от 500 тыс. до 3,5 млн руб. в месяц, прибыль в хорошие месяцы (в основном период новогодних праздников) достигает 300 тыс. руб.
Одна из неизбежных сложностей бизнеса — высокая себестоимость производства, признается предприниматель. Чтобы выточить одну деталь, приходится совершать до восьми технологических операций, из-за чего конечная стоимость изделий TARG доходит до 3–5 тыс. руб. «Многие покупатели думают, что деревянное — значит, дешевое. Но на самом деле наша наценка совсем невелика: при розничных продажах она составляет порядка 65%, при оптовых — порядка 25% от конечной цены», — объясняет предприниматель.
Конкурентов у TARG на российском рынке, по словам Хадыева, практически нет. «Из-за сложности в изготовлении пока никто не смог пойти по нашему пути, — говорит предприниматель. — Мы продаем не просто деревянные игрушки, а процесс совместного творчества папы с сыном или дедушки с внуком».
Украинские шестеренки
45-летний Геннадий Шестак в детстве зачитывался книгами о пиратах и решил стать моряком: поступил в Национальный университет кораблестроения им. адмирала Макарова в городе Николаеве (Украина). Но до диплома так и не дотянул: «Я почувствовал огромную тягу к торговле и предпринимательству, мне стало жалко свое время и силы, которые я потрачу на изучение специальности, по которой точно не буду работать», — поясняет Шестак. Еще во время обучения он пытался заниматься бизнесом: наладил производство обуви и оптовую торговлю товарами повседневного спроса, но прибыли это не приносило. Следующие шесть лет он работал в нескольких крупных компаниях (в том числе Dirol Cadbury и Colgate-Palmolive) на разных должностях — от торгового представителя до директора по продажам. «Благодаря этому опыту я начал лучше разбираться в бизнес-процессах», — говорит предприниматель.
Первым собственным бизнесом Шестака стало предприятие по ликвидации последствий пожаров, затем он запустил компанию по продаже топлива и промышленных химикатов «ЮжПромГрупп». На идею производить деревянные конструкции он случайно наткнулся в 2014 году: познакомился с техническим дизайнером Денисом Охрименко, который хотел делать деревянные сувениры в украинском стиле и продавать их по всему миру. Шестак тогда увлекался партворками — журналами, к каждому номеру которых прикладываются детали для сборки определенной фигурки, — и предложил Охрименко делать сувениры сборными, как 3D-пазлы. Тот согласился, и партнеры решили совместно развивать проект Ukrainian Gears.
«В какой-то момент я осознал, что бизнес, в котором работали уже около 70 человек, из кустарного превратился в довольно крупный, требующий систематизации, — рассказывает Шестак. — Производство уже не допускало спонтанных дизайнерских решений. Денис, по-видимому, не был к этому готов и решил выйти из проекта». В августе 2017 года Охрименко продал Шестаку свою долю в Ugears за 10 млн грн. Сейчас он, по словам Шестака, занимается производством металлических конструкторов Time4Machine и кубиков Pagl из целлюлозы. Сам Охрименко от комментариев отказался.
Взгляд со стороны
«Деревянные игрушки уже давно не ассоциируются с трудным детством»
Максим Шевцов, директор компании «Мир развивающих игрушек»
«Сегмент постоянно растет. 15 лет назад, кроме обидной фразы от покупателей: «Трудное детство — деревянные игрушки, прибитые к потолку», мы мало что слышали. Но уже тогда были родители, которые от пластика хотели уйти к экологически чистым или народным игрушкам. Одним из первопроходцев в производстве таких изделий была томская «Томь-Сервис». Два-три года назад стали появляться новые перспективные российские производители. Некоторые из них просто копировали наработки китайских компаний, а некоторые делали собственные изделия. Сегодня наши поставщики игрушек — «Сибирский сувенир», «Смайл Декор», «Тимбергрупп». Деревянные игрушки в нашем онлайн-магазине пользуются большим спросом, чем пластиковые».
В каком городе делают деревянные игрушки
История русской деревянной игрушки
Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э. Однако подтверждение этого можно обнаружить только в исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века.
Исторические центры производства деревянной игрушки в России
Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки, изготовленные северными мастерами, очень характерны. Специалисты полагают, что их внешний вид обусловлен влиянием культового наследия предков. Такие игрушки своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими лицевыми частями. Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.
Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и домовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретен и городецкая резьба. Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого промысла был необычайно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города.
Ну а третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые «барыни-дуры» — фигуры пышных, дородных женщин, созданные с помощью немногоцветной условной росписи. Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.
Русская деревянная игрушка
Матрёшка — это одна из самых популярных русских игрушек. У большинства иностранцев матрёшка вызывает явные ассоциации с Россией. Как ни странно, появились такие игрушки относительно недавно.
В конце XIX в игрушечную мастерскую А. Мамонтова, которая находится в Москве, привезли несколько японских фигурок лысого старика — мудреца Фукурума. В мастерской всех заинтересовал тот факт, что фигурки были вложены друг в друга. Через некоторое время люди из этой мастерской решили сотворить что-то подобное. Токарь по древу Василий Звездочкин, работавший в то время в этой мастерской, вырезал из древа восемь похожих фигурок разного размера. Художник Сергей Малютин разукрасил эти фигурки. Причём нарисовал он не стариков, а девочек и мальчиков в простонародной одежде. При этом мальчики и девочки чередовались. Каждая из фигурок отличалась от остальных не только габаритами, но и рисунком. У каждой фигурки был свой неповторимый узор. Самая маленькая фигурка изображала запеленованного младенца.
Так как в те времена очень высокой популярностью пользовалось имя Матрёна, фигурки назвали в честь данного имени — «матрёшками». Уже к 1900 году мастерская А. Мамонтова прекратила своё существование, однако изготовлением матрёшек в то время уже занимались и в других мастерских. Постепенно мастерских по изготовлению матрёшек начало становиться всё больше, они начали пользоваться небывалым спросом, даже несмотря на то, что в те времена они стоили довольно дорого. Объяснить такую популярность данных игрушек довольно просто. В конце XIX века в России начал проявляться довольно большой интерес к русской культуре и истории, к народным сказкам и промыслам. Именно поэтому матрёшки и стали популярными.
Через некоторые время покупать матрёшек начали и за границей. В российские мастерские по изготовлению матрёшек начали приходить заказы из Германии, Франции и других государств. Процесс создания матрёшек довольно сложный. Для начала заготавливают древесину, из которой будут создавать матрёшку. Чаще всего берут липу, так как она довольно мягкая. Дальше эту древесину сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом помещении. Затем уже начинают вырезать фигурки. Первым делом вырезают самую маленькую, «неразборную» матрёшку. Ну а дальше, основываясь на её размерах, вырезают более крупные. Количество матрешек может быть различным. Своеобразный рекорд количества матрёшек поставил токарь Николай Булычев в 1913 году, создав набор матрёшек, состоящий из 48 фигурок.
После вырезания матрешек лакируют, а когда они высохнут — начинают разукрашивать. При этом может использоваться гуашь или масляные краски.
Сейчас в России есть множество деревень, в которых люди зарабатывают себе на жизнь изготовлением матрёшек. А в 2001 году в Москве был даже открыт музей, посвящённый матрёшкам.
В истории русских народных художественных промыслов габариты деревянных игрушек не ограничивались миниатюрными изделиями, доказательством чему являются детские качалки в виде лошади, прикрепленной на дугообразные деревянные рейки.
Большой или маленький, плюшевый или пластмассовый, игрушечный медведь был у каждого из нас. Каково же происхождение этой игрушки? Как выглядели первые персонажи? Почему образ косолапого так распространен в России?
Символика образа игрушечного мишки
История изготовления первых игрушек началась тысячи лет назад. Сырьем для них служило дерево – липа, береза, осина. Среди наиболее распространенных образов был медведь. Чаще всего он воплощал в себе доброе животное, наделенное некоторыми чертами человека. Почему же именно мишка был одним из частых персонажей? Так уж повелось на Руси c давних времен, что медведь у нас – необычный зверь. Ведь он когда-то считался хозяином леса, образ его украшал знамена и гербы, а в древности косолапого называли батюшкой или дедушкой.
Да и в современном мире отношение к этому животному особенное. Образ его является и символом олимпийских игр, и изображением политической партии. А как россиян прозвали иностранцы? «Русскими медведями». Дело в том, что этот зверь еще с древних времен ассоциировался с разными божествами в разных странах, на Руси, например, с хозяином Подземного царства богом Велесом. Отсюда и особое отношение к персонажу.
Изготовление первых игрушек
Значимость деревянных игрушек в современном мире
Сегодня значимость деревянных игрушек не потеряла свою силу несмотря на то, что в современном мире мастерят их из всевозможного сырья. Как известно, дерево дарит человеку умиротворение. Кроме того, это природный материал. Современная деревянная игрушка, независимо от того, медведь это, кукла или лошадка, красивая и гладкая, она приятна на ощупь. Это изделие признано во всем мире экологически чистым и безопасным. Ребенок от контакта с ним получает только положительное воздействие. Конечно же, сейчас рынок игрушек пестрит разнообразием красок, форм и материалов. Медведи и матрешки нынче не особо пользуются спросом у детей. Каких только героев не встретишь на прилавках – шреки, лунтики, человеки-пауки и т.п. Но не стоит забывать старых добрых персонажей, выполненных из натурального сырья, вручную, несущих в себе мудрость веков и незыблемые традиции наших предков.
Неваляшка (или, как её называют в русском фольклоре, «ванька-встанька») — детская игрушка.
Принцип действия игрушки основан на том, что внутри объёма малой плотности присутствует грузило, в результате чего игрушка стремится занять строго определённое конструкцией положение (кукла, например, головой вверх). Форма неваляшки удобна и безопасна для малышей. У малыша благодаря неваляшке развивается воображение, цветовое восприятие, слух, координация движений.
История всегда встающего мальчика Ваньки уходит в глубокую древность. Удивительно, что в «послужном» этой простой игрушки причудливо сплелись наука и сказка, чистая механика и загадочность многовековой легенды.
Россия увидела первых неваляшек всего лишь двести лет назад. Считается, что ее идею привезли к нам путешественники, отправлявшиеся с разными целями в восточные страны. Неваляшка, сделанная русскими мастерами, сразу же завоевала высокий титул любимой детской игрушки. Народные умельцы делали ее из дерева, а цветовая гамма была достаточно широкой.
Первые русские деревянные неваляшки появились на ярмарке в начале XIX века. Тогда их называли «кувырканами». Кувырканы изображались в виде богатых купцов, разодетых в роскошные одеяния, а также клоунов (скоморохи) и девочек на шаре. Например, скоморох (клоун-жонглер) был очень популярным в то время. Клоун-скоморох придумывал сам свои песни и шутки. Скоморох выступал и как танцор, и как автор, и как музыкант, и как певец, и как шутник, и как фокусник. Для детей он был словно из мира волшебной сказки. А детям всегда нравились яркие и красочные персонажи. Поэтому на ярмарках особенной популярностью среди покупателей пользовался деревянный скоморох. Этого неваляшку выполняли в технике ручной росписи. Деревянный «ванька-встанька» — клоун-скоморох — расписывался яркими красками в традиционном русском стиле искусства росписи по дереву.
В Поволжье, в Нижегородской губернии выделялось несколько центров производства деревянной игрушки и, соответственно, несколько стилей: городецкий, федосеевский, семеновский и т. д. Развитию игрушечного промысла способствовали не только богатые лесные угодья, но и водно-
транспортная система губернии, связывающая ее с Востоком и с Европой через Нижегородскую ярмарку. Старейшим центром, как тогда называли, «выделки игрушек», был Балахнинский уезд. Игрушки там мастерили ложкари и посудники чаще всего из небольших дощечек, баклушек, лучинок, отщепов.