в каком году в россии появился велосипед
История российского велоспорта часть 1
Первые велосипеды в России появились еще в начале 60‑х годов XIX столетия (естественно, имеются в виду машины, имевшие основные конструктивные признаки современного велосипеда — педальный привод, одно поворотное колесо, соединенное с рулем, обеспечивающим изменение направления движения на ходу). Большинство из них завезли из‑за границы, но были машины и отечественного штучного производства, изготовленные как по зарубежным образцам, так и изобретенные нашими соотечественниками. Вот некоторые факты, имеющие отношение к истории распространения велосипеда на просторах России.
Всех потряс «Костотряс».
В Санкт-Петербурге первые велосипеды появились в середине 1860‑х годов. Их завезли из Франции столичные аристократы. Один из этих велосипедов, произведенный около 1867 года парижской фирмой Эрнеста Мишо (Ernest Michaux), прекрасно сохранился до нашего времени и экспонируется в музее-заповеднике «Петергоф». Эта машина, по легенде, принадлежала императору Александру II.
В Москве велосипеды впервые можно было увидеть в начале 1860‑х годов. Ими были, по некоторым данным, «костотрясы» — опять же, французского происхождения. Однако достоверно известно, что за иностранными велосипедами вскоре появились и отечественные, правда, не фабричного, а кустарно-кузнечного производства. Повторяя в общих чертах французские прототипы, они имели ряд присущих только им особенностей, что свидетельствует о том, что в России умельцы также были горазды «изобретать велосипед».
В 1868 году в Екатеринбурге появился первый велосипед, принадлежавший Ю. Раутнеру, сыну главного лесничего Уральских заводов. Он был двухколесный и сделан из дерева.
В Воронеже велосипед «дебютировал» в 1869 году. У него были деревянные, окованные железом колеса, причем переднее было больше заднего. Его привез из‑за границы В. Г. Столь — владелец большого литейно-механического завода.
Первый велосипед в Казани изготовил в 1878 году механик Генрих Богданович Мамиель в собственной мастерской по образу и подобию велосипеда циркача Леонса, дававшего в то время представления в городском саду. Велосипед был сделан из газовых труб и долго служил без поломок. Машина напоминала классический «костотряс», его колеса были обтянуты резиной прямоугольного профиля. Весил он 2 пуда 10 фунтов (36 кг).
Первый иностранный велосипед в Казань привезли в том же 1878 году.
В конце1860‑х годов один из курских виноторговцев получил из Франции деревянный велосипед и ездил на нем по специально построенной деревянной дорожке.
В Одессе весной 1878 года известный предприниматель и любитель спорта Адольф Цорн, родоначальник целого семейства великолепных спортсменов‑велосипедистов, выехал на улицы родного города на недавно привезенном из‑за границы велосипеде типа «паук». Его поездка вызвала огромный интерес среди населения города.
В Сибири первый велосипед появился в 1863 или 1864 году. Купец Рафаилов, владелец трехколесного деревянного велосипеда, проживал в Хабаровске.
Без «Жестянки» никуда.
С распространением велосипеда в России увеличивалось количество адептов нового способа передвижения. Поскольку основная часть общества настороженно относилась к велосипедистам (особенно это касалось сельского населения, которое по необразованности своей частенько принимало самокатчиков за нечистую силу), им ничего не оставалось делать, как объединяться. Вполне понятно, что наибольшее количество велосипедистов проживало в обеих столицах, в крупных губернских городах и промышленных центрах. Поскольку в те годы велосипед стоил около 300 – 400 рублей, доступен он был лишь аристократии, промышленникам и богатым купцам. Да и безопасным транспортным средством «бицикл» стал не скоро, пока что оставаясь опасным спортивным снарядом, езда на котором была весьма рискованной. Несмотря на это, уже в 1880 году в Санкт‑Петербурге зарегистрировали около пятидесяти велосипедистов.
Первое в России велосипедное общество организовали в Царском Селе — гнезде высшей столичной аристократии. Устав «Царско-Сельского кружка велосипедистов» был утвержден 4 марта 1883 года. В Санкт-Петербурге же в конце 70‑х годов образовалась группа любителей велосипеда, разработавшая устав «Санкт-Петербургского общества велосипедистов-любителей». Устав подали на утверждение петербургскому градо начальнику еще в 1880 году, но по разным причинам он несколько раз возвращался на доработку. Устав общества утвердили лишь 5 декабря 1884 года.
Москвичи опередили столицу — устав «Московского общества велосипедистов‑любителей» утвердили 31 марта 1884 года. Организатором корпорации и автором устава выступил Юлий Иванович Блок — известный московский спортивный деятель. Председателем «новорожденного» общества избрали Петра Кузьмича Прянишникова. К концу года московское общество насчитывало уже 52 действительных члена.
Корпорации организовывали общественные поездки (иногда на довольно большие расстояния), клубные вечера, способствовали получению разрешений на езду по городу на велосипеде. Чтобы спокойно ездить по улицам городов, велосипедист был обязан иметь свидетельство, разрешающее езду, и номерной знак, именуемый попросту «жестянкой». Номерной знак выдавался после обязательного экзамена на умение управлять велосипедом и оплаты налога. Причем «жестянки» действовали один год, и с началом нового сезона процесс получения свидетельства и номера повторялся. Для определения городовыми «свежести» номера, помимо выбитого на нем года, таблички последующего сезона окрашивались каждый раз в иной цвет. Нарушителей отлавливали чины полиции, препровождали в полицейский участок и безжалостно штрафовали. Следует добавить, что в 1870 – 80 годах езда по городским улицам на велосипедах во всех городах Российской империи строго запрещалась. По этой причине первые отечественные велосипедисты имели возможность кататься лишь в закрытых помещениях или же за городской чертой.
И только после многочисленных ходатайств и длительных тяжб несчастных «циклистов» со столичным градоначальством, летом 1892 года выпустили циркуляр, разрешающий езду на велосипеде по Петербургу. Однако указ сопровождался обширным списком улиц, по которым передвижение на велосипеде запрещалось под угрозой штрафа. Вслед за столицей, велосипедную езду разрешили во всех городах России.
Чей «Паук» быстрее?
В числе членов обществ были спортсмены, имеющие немалые достижения в различных видах спорта. Вполне закономерно, что вопрос: «Кто же лучший велосипедный ездок?» не давал им покоя, послужив толчком к организации первых велосипедных состязаний.
Первая в России велогонка была проведена 24 июля 1883 года в Москве на Ходынском ипподроме. Состязания проводились на одну дистанцию — 1,5 версты, но собрали рекордное количество зрителей — около 25 000 человек. Сведения об участниках спортивного праздника весьма скупы, однако история сохранила имена некоторых из них: москвичи братья Генрих и Федор Жемлички, Юлий и Людвиг Блоки, столичный архитектор Василий Агатонович Пруссаков, владелец литейно-механического завода в Воронеже Вильгельм Германович Столь, А. Андриянов из Харькова и гражданин Соединенных Северо-Американских Штатов коммерсант И. И. Лерс. Соревнования заслуженно носили статус международных — в них принимали участие несколько граждан Великобритании, австриец (видимо, имелся в виду Г. Жемличка — он имел австрийское подданство) и американец — уже упоминавшийся И. И. Лерс. Все спортсмены ехали на высоких велосипедах-«пауках». Победу одержал москвич Федор Жемличка, он стал первым обладателем почетного звания «Лучший ездок России».
Лерс И.И. Участник первой в России велосипедной гонки 24 июля 1883 года.
Следующие состязания проводились в Санкт-Петербурге на Царицыном лугу (Марсово поле) 23 и 30 сентября 1884 года и носили уже характер велосипедного праздника. В первый день было пять видов состязаний на разные дистанции. На старт вышли два десятка спортсменов‑велосипедистов на «пауках» из Москвы, Петербурга, Бологого и один — из Гамбурга. На Царицын луг пришло более 60 000 зрителей — столько публики не собирали даже высочайшие смотры войск! В 1,5‑верстной гонке по результатам жеребьевки (так как пришел «колесо в колесо» с москвичом Д. Мансуровым) победил один из учредителей общества велосипедистов-любителей петербуржец А. Игумнов. Он стал вторым всероссийским чемпионом. Гонки проводились также на дистанциях 7,5 и 15 верст для двухколесных машин и 1,5 и 3 версты — для трехколесок. Самой сложной оказалась 15‑верстная гонка. В ней участвовали четырнадцать человек, но до финиша дошли лишь двое: первым — Голи, вторым — Игумнов, причем, как стало потом известно, Голи после победы несколько месяцев болел.
На второй день состязаний погода не благоприятствовала участникам: шел дождь, и зрителей набралось всего 5 – 6 тысяч. Тогда впервые в России устроили гонку на тандемах (двухместных веломашинах) на дистанцию 1,5 версты. Тандемы были импровизированные — с двух обычных «пауков» снимались задние, меньшие колеса, а передние соединялись специальным грифом. Состязание на таких машинах чрезвычайно опасно — малейшая оплошность ездоков вела к падению с высоты человеческого роста. Опасность усугублялась и тем, что соединительные грифы получали из Москвы лишь накануне гонки, и спортсмены не имели возможности приспособиться к этой конструкции.
В гонке участвовало четверо: Игумнов ехал с Марковым, а Плеульт — с Аверьяновым. Закончил дистанцию только первый тандем, так как гонщики Плеульт и Аверьянов упали в начале второго круга.
Май 1897 года, Петербург, Каменноостровский трек. Старт гонки на три версты. Справа — В. В. Мурман («Звездочкин»). Третий справа — Д. Д. Маршалов. Крайний слева — В. А. Марков, чемпион России 1896 года.
Уточкин Сергей. Неоднократный чемпион России, рекордсмен. Карьеру начал в конце мая 1894 года. 29 июня 1897 года побил мировой рекорд на 1/3 версты, принадлежавший Полю Бурильону.
Первый в мире велосипед: кто его изобрёл и когда он появился
История велосипеда
Официальная история велосипеда началась в 1817 году после того, как немецкий профессор Карл фон Дрез создал и спустя год запатентовал первый двухколесный самокат, который был назван “машиной для бега”. Деревянный самокат, в дальнейшем в народе прозванный “дрезиной”, был снабжен двумя колесами и рулем, и в общем был похож на велосипед, но только без педалей.
Изобретение Карла фон Дрез
«Машина для бега» Карла фон Дрез
Примерно в 1839—1840 годах кузнец Киркпатрик Макмиллан из Шотландской деревушки усовершенствовал “дрезину”, добавив ей педали и седло. Педали толкали заднее колесо, с которым они были соединены металлическими стержнями посредством шатунов. Велосипедист восседал на седле между передним и задним колесами, а передним колесом можно было поворачивать с помощью руля. По сути доработанный Макмилланом велосипед можно смело назвать первым прототипом нынешнего велосипеда, но к сожалению он остался совершенно не замеченным и малоизвестным.
Рисунки велосипеда Киркпатрика Макмиллана
Усовершенствования Киркпатрика Макмиллана
Велосипед Киркпатрика Макмиллана
Изобретение Пьера Лалмана
В 1963 Лалман отправляется в Париж, где он и смастерил свою первую модель. А уже в 1864 году он, совместно с промышленниками братьями Оливье и в сотрудничестве с каретным инженером Пьером Мишо, начинает массовый выпуск своего изобретения. Именно каретный инженер Пьер Мишо догадался сделать раму велосипеда металлической, все предыдущие изобретения были деревянными, а по некоторым сведениям название “велосипед” придумал тоже Мишо. Спустя два года Лалман уезжает в Америку, где и запатентует свое изобретение.
Пьер Лалман со своим изобретением
Велосипед Пьера Лалмана
В 1867 году изобретатель Каупер предлагает удачную конструкцию металлического колеса со спицами.
А в 1878 году английский изобретатель Лоусон вводит в конструкцию велосипеда цепную передачу.
Самые первые велосипеды похожие на нынешние назывались Rover — “Скиталец” и были сделаны в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом Старли. Они выпускались с 1885 года по 2005 года. Велосипед, к большому удивлению тех времен, обладал цепной передачей на заднее колесо и одинаковыми по размеру колесами.
Одна из первых версии Rover — “Скитальца”
Rover — “Скиталец”
В 1888 году шотландец Джон Бойд Данлоп изобрел надувные шины из каучука. Они были гораздо совершеннее своих предшественников запатентованных в 1845 году. Благодаря новым каучуковым шинам велосипеды избавились от обидной клички “костотрясы” и это способствовало их популяризации. 1890-е годы были золотым веком велосипедов.
Хотя велосипеды того времени и стали в визуальном плане похожи на современные, то материалы из которых они были изготовлены были далеки от идеала. Так как нержавеющую сталь не умели еще варить, то рама и все металлические детали были изготовлены из ржавеющей стали и не были покрашены. Уход за таким велосипедом требовал трудоемкого ухода: чистка, смазка, промывание бензином или керосином после каждой поездки.
В это же время появлялось множество модифицированных вариантов велосипедов: складной, алюминиевый, с разными колесами, тандемы, лигерад — велосипед которым можно управлять лежа.
Лигерад
Тандем 20-века
Складной велосипед
демонстрация склодного велосипеда
За последние сто лет популярность велосипедов переживала свои пики и спады. Начиная с 1905 года популярность велосипедов начала падать из-за развития автомобильного транспорта. А к 1940 в Америке велосипед начали воспринимать как всего лишь игрушку для детей. А с конца 60-х велосипеды постепенно снова стали входить в моду, благодаря пропаганде здорового образа жизни и всеобщему осознанию важности экологических проблем.
Ниже я подобрала для вас фотографии велосипедов и велосипедистов прошлых столетий. Приятного просмотра.
Создание велосипеда
В самом начале 1818 года барон Карл Фридрих Кристиан Людвиг Драйс фон Зауерброн из немецкого города Карлсруэ запатентовал созданное годом ранее первое двухколесное самодвижущееся средство, послужившее праобразом современного велосипеда. Изобретатель назвал свое детище «Laufmaschine», что в переводе означало «машина для бега». Это изобретение очень напоминало современный велосипед, только без педалей и с деревянной рамой.
Интерес к дрезинам был настолько велик, а прибыли от их продаж были таковы, что уже в конце 1818 года британский коммерсант Денис Джонсон объявил о выпуске новой, усовершенствованной модели. Возникла небольшая заминка – потребовалось новое слово для обозначения усовершенствованной дрезины, дабы отличать старую модель от существенно переработанной новой (иначе это все равно что изобрести дирижабль и продолжать называть его старым словом «аэростат»).
Однако эта неловкая пауза длилась совсем недолго – французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс, больше известный как первооткрыватель фотографии, предложил слово vélocipède «велосипед» практически сразу же после появления новой модели дрезины.
Французское слово «велосипед» образовано сложением двух латинских слов velox «быстрый» и pedis «ноги» (т.е. буквально «быстроног» или «быстроножник»). Обращение к латыни было не случайно – во-первых, латынь всегда была языком ученых мужей, а во-вторых, французы больше других европейских народов любили баловаться латинскими словечками. Однако авторство слова «велосипед» оспаривается другим французом.
По второй распространенной версии усовершенствованная модель Дениса Джонсона была названа dandy-horse (т.е. «лошадка английского денди»). А вот слово «велосипед» появилось немного позже.
Модели, разработанные в начале XIX века
1791 год. Графу Комте де Сикрак приписывают строительство целерифера, якобы, игрушечной деревянной лошади с двумя колесами вместо двух полозьев. Этот первый велосипед в настоящее время считается патриотическим мифом, созданным французским историком в 1891 году. Этот миф был развенчан французским исследователем в 1976 году. На самом деле, был случай, когда Жан Сиврак из Марселя продал за границу четырехколесный скоростной тренажер под названием целерифер в 1817 году.
1801 год. Упоминание о велосипеде в России. Якобы, крепостной кузнец Ефим Артамонов построил железную конструкцию с передним колесом в рост человека, задним — меньшим вдвое. Также был руль, седло, педали. На этом большеколёсном велосипеде Артамонов сделал нереальный марафон из своего родного городка Верхотурье, что возле Перми, до Москвы. Об этом событии сделана лишь одна запись в «Словаре Верхотурского уезда Пермской губернии» о том, что мастеровой уральского завода Артамонов бегал на своем изобретении во время коронации. Словарь издан более чем через сто лет после этого события, в 1910 году. Говорится также, что сама тележка Артамонова забрана в царскую коллекцию редких вещей и вскоре утеряна.
Эта история многими подвергается сомнению, даже русскими исследователями в документальном фильме об истории велосипедов, созданном по экспонатам зала Веломото в Московском политехническом музее.
1817 год. По-разному называли первый в мире велосипед: беговая машина, дрезина и денди-лошадь. Он был изобретен немецким изобретателем бароном Карлом Дрезом в ответ на широко распространившийся голод и массовый забой лошадей, вследствие неурожайного года. Ранее случилось извержение вулкана Тамбора.
Самый первый велосипед имел руль-держатель над передним колесом. Это первый двухколесный транспорт. От него пошло развитие принципа построения всех транспортных средств с двумя колесами, преимущество, которого в том, что велосипед или мотоцикл имеют минимальное сопротивление качению. Велосипеды Дреза были сделаны целиком из дерева. При езде на них нужно было находить баланс на переднем колесе, чтобы сдвинуть его немного при повороте. Люди тогда не решались убирать ноги с безопасной земли, поэтому деревянные велосипеды приводились в движение при помощи бега по поверхности.
После хорошего урожая в 1817 году верховая езда на велосипедах в городах была запрещена по всему миру, так как большинство велосипедистов катались по брусчатке, а на ней они не могли балансировать и сбивали пешеходов. Со временем эта причуда прошла сама собой. Потребовалось почти 50 лет, пока не появилось новое поколение людей с лучшим чувством равновесия.
Самокат Дреза
Рулевая ось смещена вперед относительно середины колеса (если говорить «по-рабоче-крестьянски») – благодаря этому колесо стабилизируется по ходу движения (закон физики). Кстати, рулевую ось современных велосипедов делают наклонной с той же целью.
Также Дрез описал в газете возможные модификации своей машины. Таким образом конструкция «беговела для взрослых» получилась довольно удачной и быстро распространилась по разным странам.
В частности, английский делец Денис Джонсон удачно «раскрутил» свою модификацию самоката с регулируемой высотой седла (здесь уже появляется термин «велосипед»). А сама машина получила народное название «денди-лошадь» (из-за щеголеватого вида тогдашних велосипедистов).
Так совпало, что в 1815 г. произошло крупное извержение вулкана в Индонезии, а в 1816 (как следствие) – аномально холодное лето и неурожай (в Европе и Северной Америке). В результате существенно сократилось поголовье лошадей.
Считается, что именно эти события натолкнули Дреза на мысль о разработке «альтернативного вида транспорта». Не исключено также, что нехватка лошадей способствовала распространению самокатов (т.е. Дрез «просто угадал»).
К тому же, в первой трети XIX века в Западной Европе сформировалась сеть проселочных дорог с покрытием из щебня (что так же располагало к передвижению колёсным транспортом).
Так или иначе, многие европейские и американские производители карет стали выпускать собственные версии или клоны «машины для бега».
Однако с распространением нового транспорта появились и связанные с ним аварии. Очевидно, что культура вождения велосипеда была ещё не высока, да и конструкция не совершенна. Дошло до того, что власти некоторых городов стали запрещать «механическую лошадку»… в результате – интерес к велосипеду как ярко вспыхнул, так же быстро и угас.
Педальный велосипед
Лишь через 50 лет появилось значительное усовершенствование – педали. Они позволили изолировать пассажира от дороги и резко увеличить скорость катания, а также обеспечить комфорт от него.
Привода не существовало, и для увеличения скорости движения – особенно по неплохим, по тем временам, городским дорогам – увеличивалась окружность ведущего (переднего) колеса. Так появились всем известные «Фарт-феннинги» – от расхожих монет, которые сильно различались в окружности – велосипеды, переднее колесо которых в несколько раз превышало задние.
Новая конструкция начала порождать новые изобретения – появились четырёхколёсные велосипеды и первые тандемы, создавались настоящие произведения искусства.
Скиталец
Первый велосипед, похожий на используемые в наши дни, назывался Rover — «Скиталец». Он был сделан в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом Старли и выпускался с 1885 года. В отличие от велосипеда «пенни-фартинг», Ровер обладал цепной передачей на заднее колесо, одинаковыми по размеру колёсами, и водитель сидел между колёсами.
Велосипеды такой конструкции получили название безопасных (Safety), а слово Rover во многих языках и поныне обозначает велосипед (польское Rower, белорусское Ровар, западноукраинское Ровер [Ров`эр]).
Велосипедная прогулка. Акварель. Около 1887 г.
В 1888 году шотландец Джон Бойд Данлоп изобрёл надувные шины из каучука. Они были технически совершеннее, чем запатентованные в 1845 году, и получили широкое распространение. После этого велосипеды избавились от клички «костотрясы». Это изобретение сделало езду на велосипедах намного удобнее, что способствовало их популяризации. 1890-е годы назвали золотым веком велосипедов.
Хотя велосипеды 1890-х во многих отношениях были похожи на современные, но, так как они обычно делались из ржавеющей стали (нержавеющую сталь варить ещё не умели) и не были покрашены, то требовали трудоёмкого ухода (чистка, смазка, промывание бензином или керосином) после каждой поездки. Описание «обычной чистки велосипеда» в книге 1895 года занимает 4 страницы.
В 1898 были изобретены педальные тормоза и механизм свободного хода, позволявший не вращать педали, когда велосипед катится сам. В те же годы изобрели и ручные тормоза, но широкое применение они нашли не сразу.
Первый складной велосипед сделан в 1878 году, первые алюминиевые — в 1890-х годах, а первый лигерад (иногда называемый рикамбент, велосипед, на котором можно ездить в лежачем положении) — в 1895 году (а в 1914 году началось массовое производство лигерадов фирмой «Пежо»).
Велосипедные рекорды
С момента создания велосипеда производятся постоянные попытки определить предел скорости для разных велосипедных конструкций:
Также в 2010 году Маркус Штольц развил скорость 210 км/ч с горы в Чили.
Находки конструкторов XX века
1903 год. Стали применяться ступицы с многоскоростным редуктором, изобретенные Стюрмейем Арчером. С 1930 года они массово использовались на велосипедах, производимых во всем мире. Доминирование этих редукторов продолжалось до 1950 года, пока не стали применяться привычные нам параллелограммные переключатели с кассетой звездочек на заднем колесе.
1930-е годы. Новатор Швинн построил велосипед с широкими покрышками, амортизированной передней вилкой, многоуровневой рамой, предназначенный для привлечения внимания подростков.
Этот молодежный транспорт стал прототипом горного велосипеда. Модель Schwinn Excelsior стала образцом для ранних маунтинг байков почти пятьдесят лет спустя.
1977 год. Появился первый горный велосипед, который был разработан в компании Marin Co, штат Калифорния, к северу от Сан-Франциско. Джо Бриз, Отис Гай, Гарри Фишер и Крейг Митчелл были самыми ранними дизайнерами, строителями и промоутерами.
1984 год. Начали добавлять звездочки в кассету на заднем колесе, и число скоростей увеличилось от 15 до 18, 21 и 24.
1994 год. Сакс (SRAM) производит тормозную систему Power Disc — первые серийно выпускаемые дисковые гидравлические тормоза.
1996 год. Горный велосипед впервые был использован на Олимпийских играх в Атланте, штат Джорджия (США).
Отдел социальных исследований в Нильсоне утверждает, что езда на велосипеде является третьим наиболее популярным видом спорта после плавания и утренней зарядки.
загрузка. Еще можно почитать на похожие темы: Кто и когда изобрел велосипед: от первых до современных моделей Переднее колесо велосипеда Диаметры колес велосипедов
Когда был создан прототип современного велосипеда?
В течение нескольких десятилетий различные изобретатели совершенствовали велосипед фон Дреза. Так, в начале 1860-х годов был представлен деревянный велосипед с двумя стальными колесами и педалями. Поскольку у этого изобретения по прежнему не было тормозов, оно получило славу небезопасного транспортного средства. Мнения о том, кто был первым создателем подобной модели, до сих пор расходятся. Однако первый патент на данный велосипед был получен в США французом Пьером Лаллементом в 1866 году.
Первым велосипедом, который был похож на современные аналоги, стал «Скиталец» (Rover). Его создал англичанин Джон Кемп Старли в 1884 году. Выпуск велосипеда начался год спустя. Изобретение обладало цепной передачей на заднее колесо и одинаковыми по размеру колесами, а также седлом водителя между ними. Данная конструкция значительно отличалась от своих предшественников, что позволило ей получить мировую известность и славу «безопасной» модели.
Велосипед в разное время в разных странах
В начале ХХ века популярность велосипедов несколько снизилась в связи с развитием автомобилестроения. Человечество переключилось на новую игрушку и с упоением изучало её возможности почти полвека. Мода на велосипеды вернулась в 60-х в результате пропаганды здорового образа жизни.
Сегодня велосипедист – полноценный участник дорожного движения; благодаря росту числа тех, кто передвигается на механическом двухколёсном друге, разгружаются магистрали, атмосфера города становится чище. а здоровье нации – крепче.
На территории бывшего СССР велосипед начал производится с 1924 года. Страна занимала четвёртое место в мире по производству этой техники.
На данный момент большое распространение этого вида транспорта замечено в Дании, далее по списку идут Нидерланды, Бельгия и Германия. Растёт популярность двухколесного друга и в России. А вот в Испании и других южноевропейсикх странах она остаётся невысокой: среднестатистический житель этой страны проезжает на велосипеде не более 20 км в год.
Во многих европейских городах велосипед можно взять напрокат, в том числе бесплатно. Количество велосипедистов во многих европейских городах составляет более 60%.
Любят велосипед и в Азии за его дешевизну, хотя в последнее время он и уступает мотоциклам и легковым автомобилям.