в каком году в россии появилась внутригородская почта
«Вам письмо!» Как в России появилась почта
Передавать друг другу письменные сообщения на Руси начали более тысячи лет назад. На протяжении нескольких веков почта играла ключевую роль в общении людей на расстоянии – другого способа поделиться важной информацией фактически не было. Сейчас, в эпоху всеобщей цифровизации, понятие «почта» стало куда более разнообразным и сложным, но не исчезло и продолжает развиваться уже по новым законам. Обратившись к истории почты, мы увидим, что она неразрывно связана с самыми важными событиями, происходившими в нашей стране.
Ордынское наследие
Как ни удивительно, развитию почтового дела на Руси способствовало монгольское нашествие. В то время, когда разрозненные русские княжества попали в зависимость от Золотой Орды, появились так называемые ямы. Этим словом татаро-монголы обозначали станции, где гонец или слуга мог сменить лошадь и двигаться дальше. Человека, доставляющего письмо или посылку, в свою очередь, прозвали ямщиком: в переводе с татарского «ям-чи» означает «проводник». Почтовая служба в Золотой Орде имела до трехсот тысяч лошадей, а гонцы владели особым удостоверением под названием «пайцза». С ее помощью ямщик мог рассчитывать на поддержку со стороны населения – получить кров и деньги. На почтовых станциях приближение гонцов было слышно заранее благодаря специальным колокольчикам, прикрепленным к повозкам. Считается, что выражение «дело в шляпе» тоже имеет прямую связь с почтой. Документы или «дела» гонцы нередко зашивали под подкладку шапки, чтобы их не украли в пути.
В XVI веке ямская служба распространилась практически по всему Российскому государству. Контролировал ее лично царь: только он мог выдать разрешение на пользование дорогами, в котором указывалось точное число лошадей и количество еды для ямщика. По мере развития приказной системы появляется отдельный Ямской приказ. В середине семнадцатого столетия голландский предприниматель Ян ван Сведен получил от государя право доставлять зарубежные новости из Франции, Испании, Польши и других европейских стран. На расходы ему выделили 500 рублей и столько же соболиных шкурок. Основной задачей ван Сведена было привозить европейские газеты, на основе которых составлялись обзоры прессы для Алексея Михайловича и Боярской Думы. За дополнительную плату помощники предпринимателя также доставляли за рубеж купеческие грамоты. Спустя три года успешной работы ван Сведен столкнулся с конкурентом – Леонтием Марселисом. Тот пользовался покровительством боярской верхушки и вскоре вытеснил голландца и его наймитов. Связи в Посольском приказе помогли Марселису добиться запрета на отправку писем иными способами, кроме как при его посредничестве. Плату за доставку он, разумеется, поднял, потому что теперь ему не с кем было соревноваться.
«Я к вам пишу…»
В годы правления Петра Великого число почтовых маршрутов росло в геометрической прогрессии. В крупных городах появились первые почтовые отделения, а также возникло такое явление, как военно-полевая доставка. К концу XVIII века петровская почта и ямская служба слились воедино, а главным органом управления ими стал почтамт. В 1810 году в Российской империи было 460 почтовых отделений, в которых трудилось свыше пяти тысяч человек. Спустя сто лет число сотрудников почты по всей стране увеличится в семь раз. При Николае I за доставку писем и посылок по России ввели единый тариф, причем цена зависела не от расстояния, а от веса. Письмо складывали пополам, запечатывая стыки сургучом. На чистой стороне указывали адрес доставки и отдавали сотрудникам почты, которые ставили штемпель, подтверждающий оплату. Правда, со временем использование штемпелей стало тормозить работу почты, поэтому появились уже готовые конверты с напечатанными знаками и марками.
Междугороднюю почту в 1830-х годах дополнили внутригородская и сельская. К сожалению, не все жители села могли напрямую воспользоваться почтой, и письма доставлялись в волостные правления. В лучшую сторону условия изменились благодаря Великим реформам. После 1864 года появились земские почты, ответственные за налаживание связи между населенными пунктами. Письма можно было оставлять и в небольших продуктовых лавках, откуда их забирали почтальоны. Почтовое дело оказалось на редкость прибыльным: на рубеже веков объем частной корреспонденции был в разы больше государственной. В 1896 году доход от почтовых отправлений составил двенадцать миллионов рублей, а вырученные деньги шли в казну.
Почту без них представить невозможно
Работа почтальона в Российской империи требовала небывалой выносливости и даже самоотверженности. Рабочий день длился шестнадцать часов: за это время один почтальон мог преодолеть до тридцати километров с тяжелой сумкой наперевес. Сотрудников почты узнавали издалека: в первой половине XIX века они носили форму, напоминающую солдатский мундир. Затем – стали носить сюртуки, причем платили за них сами. Из-за серьезной физической нагрузки почтальонами в основном были мужчины, а женщины работали в канцелярии почтового ведомства. Поступая на службу, представительница прекрасного пола подписывала документ о том, что уволится, если заведет семью. Жалование сотрудников почтового ведомства было невысоким. В начале XX века пешим почтальонам платили 20 рублей в месяц, а тем, кто возил корреспонденцию на лошадях, добавляли еще по 20 копеек в сутки.
С появлением марок, которые можно было клеить на конверты самостоятельно, в городах России стали размещать почтовые ящики. Теперь необязательно было стоять в очереди, ожидая, пока письмо примут в специальном пункте. Первые почтовые ящики делались просто: доски обшивали железом и красили в «фирменный» синий цвет. Сверху изображали конверт с красной печатью. Однако вскоре столь примитивные конструкции пали жертвой проворных воришек, легко срывавших их и уносивших с собой. Пришлось поработать над весом почтовых ящиков. Их стали делать из чугуна – незаметно утащить такую конструкцию оказалось куда сложнее. К началу правления последнего Российского императора почтовых ящиков по всей стране насчитывалось около двадцати тысяч. В 1928 году в Москве появились передвижные ящики, крепившиеся на стены трамваев. Транспорт следовал прямо до почтового отделения, поэтому от человека требовалось лишь дождаться трамвая и бросить письмо. Увы, новшество не прижилось. «Передвижные» почтовые ящики вновь сменились обычными, закрепленными на заборах, стенах домов и столбах. Увидеть такие конструкции можно и сегодня – особенно, в небольших городах и поселках.
История появления городской почты в России
До этого почтамты и городские почтовые отделения пересылали корреспонденцию только между городами и за границу. Отсутствие городской почты в таких крупных центрах Российской империи, как Петербург и Москва, ощущалось не только населением, но и торговыми фирмами, промышленными предприятиями и правительственными учреждениями, которым приходилось содержать огромный штат посыльных для разноски пакетов, писем и пригласительных билетов. Актуальность проблемы продиктовала Государственному Совету принять решение о предоставлении «Главному почтовому начальству» права организовать в Санкт‑Петербурге для опыта городскую почту и открыть при почтамте особое отделение городской почты, состоящее из трех чиновников. 27 октября 1830 года его утверждает император Николай I, отметив, что данный эксперимент продлится не более двух лет. Одновременно было издано «Положение о заведении городской почты в Петербурге», в первом параграфе которого определялась главная функция почтовой службы: «для доставления из одной части города в другую писем без вложения денег и вещей».
После открытия почты в 1833 году, Санкт‑Петербург был охвачен сетью из 45 пунктов приема корреспонденции, объединенных в 17 почтовых округов. Для удобства отправителей пункты приема почты располагались в обычных торговых лавках, которые были открыты допоздна. Почтальоны собирали корреспонденцию трижды в день и относили ее на почтамт. Каждый округ обслуживали два письмоносца. После сортировки письма штемпелевались и разносились по адресам.
Спрос на почтовые услуги был настолько велик, что уже в 1834 году штат городской почты был намного расширен, также выросло и число пунктов приема. Но эта система была достаточно громоздкой: отправителям приходилось выстаивать в длинных очередях, теснясь в крохотных помещениях, чтобы купить за наличные у почтового служащего конверт и сверх того уплатить за доставку своего письма, после чего служащий опускал отправление в почтовый ящик. По прошествии двух лет испытательного срока успех столичной городской почты превзошел все ожидания и 24 сентября 1835 года император Николай подписал документ, которым существование городской почты утверждалось на постоянной основе. С ноября 1838 года, после открытия движения по первой железной дороге между Санкт‑Петербургом, Царским Селом и Павловском, письма, адресованные в эти пригородные места, стали доставляться за ту же плату по железной дороге.
В 1838 году городским подписчикам стала осуществляться доставка периодических изданий, первой из которых была газета «Северная пчела». В 1841 году по городской почте доставлялось уже 16 газет и журналов. Городская почта в Москве открылась только в 1845 году. В октябре этого же года для того, чтобы ликвидировать долгое стояние в очередях, связанное в немалой степени с неудобством уплаты наличными, Санкт‑Петербургская городская почта выпустила в обращение предварительно оплаченные проштемпелеванные конверты, заложившие основу первой современной почтовой системы.
В 1848 году по Санкт‑Петербургу почта развесила почтовые ящики, таким образом, отказавшись от услуг лавочников. Тогда же появились и унифицированные конверты. Первые почтовые марки в России вышли в обращение 1 января 1858 года. При подготовке к их изданию Почтовым департаментом и Экспедицией заготовления государственных бумаг предварительно печатались различные пробные варианты проектов. Первыми проектами русских марок были так называемые «штемпельные» марки круглого рисунка с двумя разными изображениями: головы Меркурия и герба Почтового ведомства — двуглавого орла с почтовыми рожками. Но эти проекты изданы не были.
В октябре 1856 года был утвержден проект рисунка первой почтовой марки России — цветной рисунок, выполненный Францем Кеплером в величину почтовой марки: с верхним и правым боковым полем, подлинным клеем, водяным знаком «1». Овальный медальон с гербом Почтового департамента был выполнен рельефной печатью. Отпечатанные пробные экземпляры первых марок в октябре 1857 года утвердил Александр II. Сюжеты рисунков русских марок до 1917 года, как правило, почти не менялись: на них изображались герб Российской империи или царствующие особы.
«Дело в шляпе». История российской почты
Завтра, 12 июля, отмечается День российской почты. Её история очень богата и интересна, например, Вы знаете, что такое «повоз»? А как Золотая орда поспособствовала почтовому развитию? Откуда появилось выражение «дело в шляпе»? Как почта в XVII веке оказалась на службе у Тайной канцелярии? Когда ввели почтовые марки?
Почта на Руси существует уже тысячу лет. Ещё княгиня Ольга ввела «повоз», который обязывал жителей снабжать лошадьми и кормом для них княжеских гонцов.
Интересный факт: гонцы зашивали под подкладку шапки документы или «дела», чтобы грабители не могли их заполучить. Отсюда и пошло выражение «дело в шляпе».
Интересный факт: боярину для поездки из Москвы в Новгород было положено 13 подвод, «баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы».
В 1665 году приказ Тайных дел (личная царская канцелярия) заключил почтовый договор с голландцем Яном ван Сведеном. Тот обязался привозить в Тайный приказ «вестовые письма всякие Цесарской, Шпанской, Францужской, Польской, Свейской, Дацкой, Аглинской, Италианской, Галанской и Недерлянской земель…». На расходы ему выделили в сумме 1000 рублей в деньгах и соболиных шкурках. Впрочем, ван Сведен привозил европейские газеты, по которым для царя и Боярской Думы готовили «куранты» (обзоры прессы). Кроме того, ван Сведен пересылал за границу грамоты иностранных купцов, плату за них оставляя себе.
Через три года о выгодном деле прознал предприимчивый немец Леонтий Марселис, которому покровительствовал боярин Афанасий Ордын-Нащекин. Между Марселисом и ван Сведеном произошли торги. Победил Марселис, обязавшийся поставлять «всякие подлинные ведомости» для российского правительства бесплатно. Однако купцы теперь могли отправлять письма исключительно через его контору. Цены, естественно, были подняты.
Новая почта отличалась от ямской гоньбы, которая могла быстро доставить важное письмо по конкретному адресу, но только одно. Европейская почта ходила медленнее, но регулярно: к ее отправке можно было собрать большое количество писем и отправить каждое куда угодно в пределах почтовой линии. Новый европейский опыт применялся только на важных для государственных дел направлениях. В остальных ещё многие годы действовала старая добрая ямская гоньба.
Ямская и европейская почты были объединены в одну организацию лишь в 1782 году. Годом ранее стали появляться денежные переводы и возникла должность почтальона. в первой четверти XIX века появляются почтовые дилижансы и внутригородская почта (в Петербурге, поделённом на 17 округов, было открыто 45 пунктов приёма писем, которые забирались оттуда трижды в день, сортировались и направлялись адресатам).
В 1857 году стали появляться почтовые марки, которые повлекли за собой и появление почтовых ящиков. К концу XIX века объём частной корреспонденции во много раз превысил объём государственный и в 1896 году принёс стране более 12 миллионов рублей прибыли. Тогда же регулярной почтовой связью были охвачены практически все регионы страны.
Сегодня, основанная в 2002 году «Почта России» ежегодно обрабатывает миллиарды писем и миллионы посылок, так или иначе сохраняя давнюю традицию посылать письма: от важных и деловых, до поздравительных и даже любовных. Пусть глобализация и привела нас всех в интернет, каждый из нас до сих пор пользуется почтой, хоть и электронной!
Материал подготовил: Максим Смирнов
Страницы истории
Первая в России внутригородская почта появилась в Санкт-Петербурге 29 января 1833 года. До этого почтамты и городские почтовые отделения пересылали корреспонденцию только между городами и за границу. Отсутствие городской почты в таких крупных центрах Российской империи, как Петербург и Москва, ощущалось не только населением, но и торговыми фирмами, промышленными предприятиями и правительственными учреждениями, которым приходилось содержать огромный штат посыльных для разноски пакетов, писем и пригласительных билетов. Актуальность проблемы продиктовала Государственному Совету принять решение о предоставлении «Главному почтовому начальству» права организовать в Санкт-Петербурге для опыта городскую почту и открыть при почтамте особое отделение городской почты, состоящее из трех чиновников. 27 октября 1830 года его утверждает император Николай I, отметив, что данный эксперимент продлится не более двух лет. Одновременно было издано «Положение о заведении городской почты в Петербурге», в первом параграфе которого определялась главная функция почтовой службы: «для доставления из одной части города в другую писем без вложения денег и вещей».
После открытия почты в 1833 году, Санкт-Петербург был охвачен сетью из 45 пунктов приема корреспонденции, объединенных в 17 почтовых округов. Для удобства отправителей пункты приема почты располагались в обычных торговых лавках, которые были открыты допоздна. Почтальоны собирали корреспонденцию трижды в день и относили ее на почтамт. Каждый округ обслуживали два письмоносца. После сортировки письма штемпелевались и разносились по адресам.
В 1834 году между Санкт-Петербургом и Москвой было завершено строительство первого шоссе. Со временем и другие главные дороги страны были переоборудованы в шоссейные, что дало возможность объединить перевозку почты с перевозкой пассажиров. Спрос на почтовые услуги был настолько велик, что уже в 1834 году штат городской почты был намного расширен, также выросло и число пунктов приема. Но эта система была достаточно громоздкой: отправителям приходилось выстаивать в длинных очередях, теснясь в крохотных помещениях, чтобы купить за наличные у почтового служащего конверт и сверх того уплатить за доставку своего письма, после чего служащий опускал отправление в почтовый ящик. По прошествии двух лет испытательного срока успех столичной городской почты превзошел все ожидания и 24 сентября 1835 года император Николай подписал документ, которым существование городской почты утверждалось на постоянной основе. С ноября 1838 года, после открытия движения по первой железной дороге между Санкт- Петербургом, Царским Селом и Павловском, письма, адресованные в эти пригородные места, стали доставляться за ту же плату по железной дороге.
В 1838 году городским подписчикам стала осуществляться доставка периодических изданий, первой из которых была газета «Северная пчела».
До конца 1840-х годов письма от населения принимали только в почтовых конторах. Позднее корреспонденцию стали принимать в мелочных лавках, а потом, после появления в 1857 году почтовых марок, и просто через почтовые ящики.
Как люди отправляли письма.
29 июня 1894 г. министр внутренних дел утвердил разработанные ГУПиТом «Временные правила о производстве в волостных правлениях и в соответственных им учреждениях продажи знаков оплаты почтовой корреспонденции, равно приема и выдачи ее». Правила явились обоснованием для создания первых ВПП в России.
«Временные правила…» 1894 г. определяли:
«§ 1. Продажа знаков оплаты почтовой корреспонденции в волостных правлениях устанавливается по постановлению волостного схода…
§ 9. Прием корреспонденции в волостных правлениях на руки от подавателей не допускается. Корреспонденция эта, а именно: частные простые и заказные письма и бандерольные отправления как внутренней, так и международной корреспонденции, — опускаются в почтовые ящики, вывешиваемые при волостных правлениях.
§ 10. В наружном почтовом ящике помещается внутренний ящик. К каждому наружному ящику полагается не менее двух внутренних.
Как наружный, так и внутренние ящики должны запираться замками. Ключ от наружного ящика передается волостному старшине, а от внутреннего хранится в почтово-телеграфном или почтовом учреждении, в которое будут доставляться ящики…
§ 12. Внутренний ящик в определенные дни и часы вынимается из наружного ящика и доставляется (запертым) в ближайшее почтово-телеграфное или почтовое учреждение…
§ 17. В волостных правлениях может быть установлена выдача только простой (не заказной) корреспонденции…
§ 19. За выдачу корреспонденции волостным правлениям предоставляется взимать с получателей плату: а) за каждое частное письмо не свыше 3 коп., б) за каждое бандерольное отправление не свыше 1 коп., а за газеты и журналы не свыше 60 коп. в год или 5 коп. в месяц. Повестки выдаются адресатам бесплатно».
Словосочетание «волостное правление» являлось обобщающим. В это понятие входили соответственные им учреждения, родственные по административным функциям, но имеющие другие названия в зависимости от регионов и местных условий: станичные, сельские, хуторские, поселковые, гминные, инородные, коммунальные, аульные, улусные и колониальные правления (управления, управы, приказы). Все они являлись органами местного управления.
Согласно «Временным правилам…» обработка корреспонденции в волостных правлениях не проводилась. Частные простые и заказные письма и бандерольные отправления опускались отправителями в почтовые ящики, вывешиваемые в волостных правлениях. Внутренний почтовый ящик в дни, установленные по согласованию с начальником почтово-телеграфного округа, вынимался из наружного ящика и в запертом виде доставлялся в ближайшее почтово-телеграфное или почтовое учреждение. Обратным рейсом привозилась адресованная в волостные правления простая корреспонденция и повестки на регистрируемую почту. Почтовые штемпеля при действиях по «Временным правилам…» 1894 г. не применялись.
К 1896 году число почтовых ящиков превысило 15,2 тыс. штук.
В 1840 году в Санкт-Петербурге открыто «отделение почтовых карет и брик». Лишь конкуренция со стороны железной дороги постепенно свела на нет перевозку пассажиров на почтовом транспортет. В 1841 году по городской почте доставлялось уже 16 газет и журналов. Городская почта в Москве открылась только в 1845 году. В октябре этого же года для того, чтобы ликвидировать долгое стояние в очередях, связанное в немалой степени с неудобством уплаты наличными, Санкт- Петербургская городская почта выпустила в обращение предварительно оплаченные проштемпелеванные конверты, заложившие основу первой современной почтовой системы.
В 1848 году по Санкт-Петербургу почта развесила почтовые ящики, таким образом, отказавшись от услуг лавочников. Тогда же появились и унифицированные конверты.
Первые почтовые марки в России вышли в обращение 1 января 1858 года. При подготовке к их изданию Почтовым департаментом и Экспедицией заготовления государственных бумаг предварительно печатались различные пробные варианты проектов. Первыми проектами русских марок были так называемые «штемпельные» марки круглого рисунка с двумя разными изображениями: головы Меркурия и герба Почтового ведомства — двуглавого орла с почтовыми рожками. Но эти проекты изданы не были.
В октябре 1856 года был утвержден проект рисунка первой почтовой марки России — цветной рисунок, выполненный Францем Кеплером в величину почтовой марки.
Долгое время основной объём почтовой пересылки составляла казённая (служебная) корреспонденция. Только в годы реформ 1860-х годов частная пересылка стала преобладать над государственной. Это положительно сказалось на финансовых показателях: если еще в 1884 году почта принесла казне 1 млн руб. убытка, то в 1896 году чистый совокупный доход от почты и телеграфа превысил 12,7 млн руб.
С 1865 года земства начали организовывать собственные почты. Несмотря на многие запреты и ограниченность в средствах, земская почта получила большое распространение и в конце XIX столетия существовала в 190 у.е.здах. Наибольшего развития земские почты достигли в Вологодской, Казанской, Новгородской, Пермской и Самарской губерниях.
В 1874 году Российская империя в числе первых государств подписала Всемирную почтовую конвенцию и стала членом Всемирного почтового союза.
В XIX веке происходил быстрый рост числа почтовых учреждений. Если к началу столетия в России насчитывалось около 460 почтовых учреждений с 5 тыс. служащих, то по состоянию на 1896 год в почтово-телеграфном ведомстве числилось свыше 33,8 тыс. человек.
В отчете Главного управления почт и телеграфов за 1906 г. написано: «Развитие почтово-телеграфной сети в Российской империи не может идти в одинаковом уровне с Западной Европой по обширности занимаемых Россией территорий и незначительной их населенности».
Автомобилизаия российской почты.
В деле моторизации почты Россия не намного отстала от ведущих стран Европы, а некоторые из них опередила. Уже в марте 1903 г. ГУПТ приняло решение о закупке почтовых машин для столицы. Петербургская фирма «Фрезе и К°» предложила шесть малых и четыре больших фургона и два грузовика. Предложение о поставке грузовиков Почтово-телеграфное ведомство отклонило, но 21 апреля 1903 г. подписало договор с Петром Александровичем Фрезе о поставке десяти почтовых фургонов грузоподъёмностью 10 пудов (160 кг) по цене 2000 руб. за машину и четырёх больших грузоподъёмностью 50 пудов (800 кг) по цене 3000 руб. 19 сентября 1903 г. собранный в Петербурге первый почтовый фургон «Фрезе» был представлен заказчику, 9 октября вся партия из четырнадцати машин была изготовлена и прошла испытания, а 4 декабря почтовые машины «Фрезе» официально приняты ГУПТ. Все они собраны в Петербурге с применением двигателей, трансмиссии и других частей французской фирмы De Dion, Bouton & Cie. Эксплуатацию, техническое обслуживание и хранение почтовых машин фирма «Фрезе» взяла на себя, она же предоставила и обученных шофёров. Автомобили были покрашены в серо-дымчатый цвет. К сожалению, они послужили российской почте не долго — в ночь с 26 на 27 марта 1904 г. в гараже вспыхнул пожар, почти все первые российские почтовые машины погибли в огне.
19 июня 1904 г. между ГУПТ и фирмой «Лесснер» подписан договор о поставке четырнадцати лёгких почтовых фургонов для Петербургского почтамта. Первый почтовый фургон «Лесснер» модели «Тип 1» собран в марте 1905 г., а через два месяца заказ был полностью выполнен. Некомплектные автомобили выписали из Германии, моторы и механизмы трансмиссии к ним изготовили и установили в Петербурге. Машины оснащали двухцилиндровыми двигателями мощностью 6−9,5 л.с., они могли перевозить 15 пудов (240 кг) груза. За каждый фургон ГУПТ заплатило 2940 рублей.
В дальнейшем на службе ГУПТ использовались исключительно автомобили иностранного производства, но автопарки формировались, как правило, из однотипных машин, что облегчало их эксплуатацию и ремонт. В большинстве случаев руководство почтамтов и почтовых контор закупало и арендовало автомобили отменного качества производства известных европейских заводов – немецкие «Гаггенау», «Бенц», «Адлер», «Штевер», «Бюссинг», французские «Ла Бюир» и «Берлие», английские «Коммер». Основным типом почтовых автомобилей в Российской империи являлся, как и ныне, закрытый фургон, широко применялись и бортовые машины грузоподъёмностью до четырёх тонн
Статистика отправок по почте
29 (16) апреля 1916 На московском почтамте.
О колоссальной работе московского почтамта и телеграфа, чрезвычайно возросшей за последние два года, можно судить по следующим цифровым данным: заказных и простых отправлений было получено в 1913 г. 56.149,000, в 1914 году — 79.200,000, в 1915 г. — 106,000,000, отправлено было в 1913 г. 113.771,522, а в 1915 г. — 167.166,274, переводов в 1913 г. было отправлено 2.534,539, а в 1915 г. — 3.355,555, получено-же 5.208,933.
Особенно возросло число полученных и отправленных посылок. В 1913 г. получено было посылок 1.883,000, а в 1915 г. — 4.057,000, отправлено-же в 1913 г. 3.136,000, а в 1915 г. 7.400,000.
Возросло и отправление из Москвы газет с 69.138,000 до 141.354,000.
В текущем году цифры еще более растут.
Специального, громадного помещения для склада и сортировки посылок не хватает — посылки лежат на балконах, для них выстроена отдельная платформа во дворе почтамта. И здесь стало тесно.
Напряженная работа и на телеграфе.
Средний суточный обмен слов в телеграммах московской центральной телеграфной конторы в 1913 г. был 649,487, в 1915 году 887,030, а в текущем году — 1.158,213.