в каком году в россии был составлен первый бюджет

В каком году в россии был составлен первый бюджет

в каком году в россии был составлен первый бюджет. menu test. в каком году в россии был составлен первый бюджет фото. в каком году в россии был составлен первый бюджет-menu test. картинка в каком году в россии был составлен первый бюджет. картинка menu test. Ответы к тесту смотрите внизу в конце теста, или правильные ответы выделены (отмечены). Для удобства нажимайте клавишу "F3" и набирайте часть нужной фразы. Для поиска вопроса теста пользуйтесь клавишами "PgDn" и "PgUp". Ответы к тесту смотрите внизу в конце теста, или правильные ответы выделены (отмечены). Для удобства нажимайте клавишу «F3» и набирайте часть нужной фразы. Для поиска вопроса теста пользуйтесь клавишами «PgDn» и «PgUp».

1. Какие доходы от местных налогов зачисляются в бюджеты поселений :
1. земельный налог +
2. НДС
3. налог на имущество физических лиц
4. транспортный налог +
2. Кто определяет назначения и структуру кодов бюджетной классификации РФ :
1. Государственная Дума РФ
2. Министерство финансов РФ +
3. Совет Министров РФ
4. Совет Федерации РФ
3. По каким нормативам распределяются между бюджетами РФ акцизы на алкогольную продукцию:
1. 75%
2. 100%
3. 60% +
4. В каком году в России был составлен первый бюджет :
1. 1551
2. 1641 +
3. 1861
5. Классификация расходов бюджетов РФ- это :
1. группировка социальных программ, финансируемых бюджетами всех уровней
2. группировка объектов, финансируемых бюджетами всех уровней
3. группировка расходов бюджетов всех уровне бюджетной системы РФ +
6. Основной принцип бюджетных полномочий государственных органов власти субъектов РФ и органы местного самоуправления — это:
1. самостоятельность +
2. подотчетность
3. бессрочность
7. Бюджет выполняет следующую главную задачу:
1. Предоставление международного кредита
2. Перераспределение ВВП +
8. К безвозмездным поступлениям относятся:
1. иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ +
2. дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ +
3. субвенции из федерального бюджета или из бюджетов субъектов РФ +
4. доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах обществ
5. прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий
9. Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти направляются:
1. на финансирование обеспечение непредвиденных расходов +
2. на финансирование учебных заведений
3. на финансирование капитального строительства
10. Размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти не может превышать:
1. 3% утвержденного общего объема расходов, установленных законами о соответствующих бюджетах +
2. 10 % утвержденного общего объема расходов, установленных законами о соответствующих бюджетах
3. 5 % утвержденного общего объема расходов, установленных законами о соответствующих бюджетах
11. Бюджетная классификация РФ- это:
1. группировка источников финансирования дефицитов бюджета бюджетной системы РФ
2. группировка бюджетов бюджетной системы РФ
3. группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета бюджетной системы РФ +
12. Какая особенность расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов:
1. свободное инвестирование средств
2. расходование в соответствие с текущими потребностями исполнительных органов
3. строгое целевое назначение расходов +
13. Средства обязательного социального страхования являются:
1. федеральной государственной собственностью +
2. смешанной собственностью
3. собственностью страховщика
14. Какой федеральный орган осуществляет внешнюю проверку годового отчета об исполнение федерального бюджета:
1. Счетная палата РФ +
2. Министерство финансов РФ
3. Федеральное казначейство
15. С каким понятием связан механизм перераспределения бюджетных ассигнований:
1. бюджетным федерализмом +
2. возвратности
3. открытости

16. Какие доходы подлежат зачислению в бюджет:
1. межбюджетные трансферты
2. налоговые доходы +
3. неналоговые доходы +
17. Не позднее скольких дней до дня внесения проекта закона о федеральном бюджете в ГД РФ вносится закон в правительство РФ:
1. 20
2. 15 +
3. 30
18. Для изъятия избыточной денежной массы из экономики были созданы:
1. фонд поддержки экономики
2. резервный фонд +
3. фонд национального благосостояния +
4. фонд финансирования дорожного строительства
19. Цель создания федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ:
1. выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ +
2. повышение благосостояния населения субъекта РФ
3. повышение инвестиционной привлекательности субъекта РФ
20. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — это:
1. индивидуально безвозмездные обязательные платежи, которые выплачиваются в бюджет Пенсионного Фонда РФ
2. индивидуально возмездные обязательные платежи, которые выплачиваются в бюджет Пенсионного Фонда РФ +
3. индивидуально безвозмездные не обязательные платежи, которые выплачиваются в бюджет Пенсионного Фонда РФ
21. Перечислите доходы, формирующие бюджет федеральным фондом обязательного медицинского страхования:
1. неналоговые доходы +
2. налоговые доходы +
3. межбюджетные трансферты
22. Государственный бюджет — это:
1. Золотовалютный резерв государства
2. Общегосударственные финансы, территориальные финансы, финансы хозяйствующих субъектов
3. важнейшее звено хозяйственной системы, обеспечивающее перераспределение национального дохода +

23. Расходы бюджета — это:
1. денежные средства, выплачиваемые из бюджета, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета +
2. денежные средства, выплачиваемые из бюджета, включая источники, финансирования дефицита бюджета
3. денежные средства, выплачиваемые из бюджета, государственной корпорации
24. Количество уровней бюджетной системы зависит:
1. принципов построения бюджетной системы
2. государственного устройства страны +
3. экономической целесообразности
4. полномочий органов власти и управления
25. Денежные фонды, имеющие строго целевое назначение- это:
1. бюджет предприятия,
2. государственный бюджет
3. внебюджетные специальные фонды. +

Источник

1.1.5. История бюджета России

В России длительное время не существовало бюджетного права. В Средние века государственные доходы и расходы не отделялись от доходов и расходов великого князя, царя, главы государства, причем доходы поступали как в натуральной, так и в денежной форме.

Серьезные преобразования всей финансовой системы связаны с именем Петра I. Именно при нем расширяются мануфактурное производство, торговля, развиваются города, ведутся войны за расширение и укрепление границ империи. Для этого были необходимы существенные средства, поэтому укрепляются товарно-денежные отношения, основанные уже не на натуральной, а на денежной налоговой системе, усиливается прямое налогообложение, развиваются и косвенные налоги.

Денежные налоги в эпоху Петра I резко возросли, особенно для народов Поволжья и Приуралья: на них было возложено 72 налога.

С именем Екатерины II связано появление Министерства финансов России.

В России составление бюджета как государственной росписи или сметы доходов и расходов началось с 1863 г., в период реформ после Крымской войны с учреждением специальной комиссии под руководством В.А. Татаринова. Он внедрил в российскую практику рациональные основы бюджета, разработанные на Западе.

Бюджетная реформа 1862 г. положила начало развитию российского бюджетного законодательства, а введение Конституции и учреждение Государственной думы дали этим процессам сильнейший импульс. Вместе с тем в России порядок составления государственной росписи или сметы доходов и расходов государства ведет свое начало с 1863 г. До бюджетной реформы 1862 г. государственные доходы сосредоточивались в руках отдельных управлений, которыми они распоряжались, по существу, бесконтрольно. Остатки от сметных назначений не вносились в сметы будущего года, поэтому Министерство финансов не имело полных данных о бюджетных финансовых потоках. С изданием в 1906 г. Правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов в России возникает бюджетное право, и государственный бюджет принимает окончательное оформление.

Большую роль в истории финансов России сыграли реформы С.Ю. Витте – одного из наиболее известных русских финансистов XIX – начала XX в

Витте возглавлял Министерство финансов России в течение 11 лет (с 1892 по 1903 гг.). Самыми знаменитыми его успехами стали:

1) денежная реформа, суть которой состояла во введении свободного обмена бумажных (кредитных) денег на золотую валюту. В феврале 1895 г. С. Витте в докладе царю предложил ввести золотое денежное обращение. Кредитный рубль приравнивался к 66,7 коп. золотом, и при этом на треть снижался вес золотого рубля, поэтому девальвация носила скрытый характер, прошла безболезненно, не вызвав изменения цен на товары. Система налогов и таможенных пошлин была нацелена на поощрение экспорта. Использовались и административные ограничения внутреннего потребления некоторых продуктов, например сахара. Лозунг «Недоедим, а вывезем» стал знаменит по всей стране;

2) введение винной монополии (производство спирта оставалось в частных руках, но по заказу и при строгом наблюдении государственного акцизного надзора, а вот продажа стала исключительно государственной монополией);

3) изменение источников доходной базы бюджета.

В бытность Витте министром финансов протяжённость сети железных дорог России удвоилась, промышленное производство страны утроилось. Темпы прироста ВВП стали в то время были одними из самых высоких в мире – 12 %. С 1865 по 1890 гг. увеличились: добыча угля – в 42 раза, выплавка чугуна – в 10 раз, длина железных дорог – в 14 раз, грузооборот – в 14 раз. При С. Витте не только широко развернулось железнодорожное строительство, но в руках государства сосредоточились и дороги (отчего казна получала большие доходы), а также организация государственных кредитных учреждений, широкая система казенных заказов и субсидий производителям. Государственная поддержка обусловила мощный подъем промышленности. Баланс между импортом и экспортом оказался самым высоким. А обслуживание внешнего долга не было обременительным для отечественной экономики.

Осуществляемая финансовая политика привела к огромному притоку иностранных капиталов в экономику России. Если в 1890 г. в нее было вложено 214,7 млн. р. иностранного капитала, то в 1900 г. – 911 млн. р. В результате такой финансовой политики в России к началу XX в. была достигнута определенная финансовая стабилизация.

Анализ доходов российского бюджета 1906 г. (табл. 1.1) показывает, что доля чистых налогов составляла 25 %, а если добавить доходы фискальных монополий, она повысится до 65 %. Для сравнения – в бюджете Италии за 1925 – 1926 гг. из общей суммы обыкновенных доходов бюджета 16,97 млрд. лир налоги вместе с фискальными монополиями составили 85 % всей суммы доходов, в США в 1984 г. налоговые поступления составили 93,8 % от общей суммы.

Таблица 1.1 Государственные доходы России в 1906 г.

Вид доходовЗначение, млн. р.
1. Обыкновенные доходы2271,2
В том числе:
· доход от винной операции697,5
· сбор с пива, водочных изделий39,1
Всего736,0

(треть всего бюджета)

2. Казенные железные дороги491,0
3. Таможенные обложения243,0
4. Обложение табака60,0
5. Обложение торговли и промышленности82,0
6. Почта, телеграф, телефон74,0
7. Обложение спичек15,0
8. Акциз на керосин30,0
9. Обложение денежных капиталов20,0
10. Лесной доход58,0
11. Налог поземельный, с недвижимых имуществ и подати60,5
12. Капиталы, принадлежащие казне, операции госбанка17,5
13. Гербовые, судебно-канцелярские пошлины54
Пошлины и налоги — всего458
Доходы от фискальных монополий (регалий)741

После революции 1917 г. в России бюджет и бюджетное право претерпели существенные изменения. В январе 1918 г. был издан первый акт советского бюджетного права – Правила составления, рассмотрения и утверждения смет на первое полугодие 1918 г. Первый советский бюджет, составленный в соответствии с Правилами, был полугодовым, однако в 1920 – 1921 гг. вернулись к составлению годовых бюджетов.

В российской финансовой энциклопедии 1924 г. бюджет определяется как утвержденное в законодательном порядке общее предположительное исчисление в принятой денежной единице предстоящих в определенном периоде времени государственных расходов и ожидаемых для покрытия их доходов с подведением баланса.

В советский период союзный бюджет становится важным элементом финансовой системы страны. Государственное имущественное и личное страхование, социальное страхование и обеспечение, кредитная система хотя теоретически и считались самостоятельными звеньями общегосударственных финансов, на практике выступали вспомогательными звеньями, подчиненными бюджетной политике. Финансы предприятий и отраслей народного хозяйства также были лишь относительно самостоятельными – сфера их финансовых прав ограничивалась практически лишь распределением той части прибыли, которую государство оставляло предприятиям для их нужд. Порядок распределения прибыли и организация финансовых отношений жестко регламентировались государством, т.е. преобладали не рыночные, а адми­нистративные методы изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов в бюджет.

В советский период несколько раз предпринимались попытки реформирования финансов с целью роста их эффективности и адаптации к реалиям рыночных отношений в большинстве развитых стран. Так, в 1965 г. Россия по уровню развития промышленности становится одним из крупнейших государств мира. В 1967 г. число отраслей промышленности возрастает с 80 – 87 до 300, что требует децентрализации в управлении экономикой. Целью реформы становится оптимизация централизованного планирования и управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий как основных субъектов хозяйствования и плательщиков налогов.

Перестраиваются финансовые отношения, связанные с распределением прибыли, – первоочередными становятся платежи в бюджет в виде платы за основные фонды и оборотные средства, а также платежи банку процентов за кредит. Оставшаяся часть прибыли по установленным нормативам направлялась в децентрализованные фонды предприятия (фонд материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд развития производства).

Однако с поставленными задачами в ходе реформы справиться не удалось – если в начале 1930-х годов, в период жесткой централизации, государство оставляло в распоряжении предприятий 19 % прибыли, то на этапе децентрализации управления – не более 40 %, что снижало заинтересованность хозяйствующих субъектов в эффективной деятельности.

В конце 1950-х годов стала наблюдаться несбалансированность бюджета в связи с направлением огромных дотаций убыточному сельскому хозяйству, а также ростом расходов на оборону. Впервые дефицит бюджета был признан в 1988 г. За 1985 – 1989 гг. дефицит государственного бюджета СССР вырос с 2,4 до 8,5 % ВВП. Его основными причинами академик Н.Я. Петраков назвал неэффективность государственных расходов за последние двадцать лет, расходы, связанные с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, падение мировых цен на нефть, войну в Афганистане, снижение налоговых поступлений в бюджет. Если в 1985 г. внешний долг составлял 26 млрд. долл. США, то к 1991 г. – 80 млрд. долл., при этом 75 – 80 % займов уходило на его обслуживание и не позволяло улучшить состояние внутреннего рынка. Контрольный тест

ВопросОтветы
1 Какой документ закрепил за парламентом Англии право утверждения всех государственных доходов и расходов?А) Конституция 1791 г.

Б) Билль о правах 1689 г.

В) Великая хартия вольности 1245 г.

2 В каком году утвердилось бюджетное право во Франции?А) В 1245 г.

Г) В 1791 г.

3 Каким содержанием обладает бюджет как политэкономическая категория?А) Он является формой распределительных отношений, составной частью финансовых отношений в целом с присущими им свойствами, но обладает при этом рядом специфических особенностей.

Б) Он является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления и принимается в виде закона.

Источник

1.7. История бюджетной системы России

Специалисты считают, что первым источником поступлений в княжескую казну на Руси была дань, которую собирал князь с подвластных земель. Она имела натуральную форму и взималась в виде скота, мехов, меда, воска, продовольствия.

С образованием Русского централизованного государства в ХV веке в пользу Московского князя стала собираться посошная подать. Кроме того, доходы казны формировались за счет таможенного, соляного, кабацкого и других сборов.

В XV веке в России начала складываться двухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящая из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались за счет княжеских (т. е. государственных) налогов и местных сборов.

Местные налоги были введены в Русском государстве в ХV в. для содержания царских наместников и волостителей, выполнения ими возложенных на них административных и судебных функций. Для решения местных хозяйственных задач с населения собирались денежные и натуральные сборы: конское пятно (за клеймение), тамга (за продажу товара), весчее (за взвешивание), гостиное (за пользование торговым помещением), померное (за измерение) и др.

Земская реформа, проведенная в 1551 г. Иваном IV, установила земское самоуправление, упразднявшее власть царских наместников. Вместо них на местах назначались земские старосты, которые руководили земскими избами, творившими суды и собиравшими налоги.

В XVI в. сбором налогов стали ведать созданные территориальные органы – чети: Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская, Устюжская. В первой четверти XVII в. на содержание стрельцов взималась стрелецкая подать. Население было обязано не только платить налоги, но и нести другие повинности (строительство и ремонт дорог и мостов, поставка подвод, прием на постой представителей власти). С городского населения собирались также оброки с лавок, кузниц, мастерских, мельниц и др., с народов Поволжья, Урала, Сибири – ясак, главным образом мехами. Помимо прямых налогов существовали косвенные, которые стали поступать в казну с введением в середине XVI в. винных откупов.

Первый в России бюджет – смета государственных доходов и расходов – был составлен в 1645 г. В городах составлялись городовые сметы доходов и расходов. Эта система действовала до петровских реформ.

В 1679 г. вместо стрелецкой подати и других сборов был введен подворный налог. Общая сумма налога устанавливалась правительством, а крестьянские общины и посады раскладывали ее между собой по дворам.

После проведения переписи населения в 1722 г. подворный налог заменился подушной податью, которая взималась с лиц мужского пола (кроме дворянства, духовенства и чиновничества). Подушная подать была одним из главных источников доходов государственного бюджета. В 1796 г. на ее долю приходилось около 34% всех доходов.

Наряду с прямыми и косвенными налогами население, главным образом крестьянство, несло мирские повинности, которые имели натуральную и денежную формы. Повинности были обязательные, использовавшиеся на содержание органов волостного и сельского управления, содержание дорог и др., и необязательные, использовавшиеся на строительство церквей, школ, больниц, содержание пожарной охраны и др.

Реформы 60-х годов XIX в. внесли некоторые изменения в налоговую систему. В 1863 г. подушная подать с мещан была заменена налогом с недвижимого имущества. В 1865 г. введен промысловый налог, т.е. сбор с документов на право заниматься торговлей и промыслами. В 1861 г. вместо винных откупов введен акциз на производство спиртных напитков. В 1875 г. вместо подушной подати с крестьян – поземельный налог. Он взимался с земли крестьян и дворян. Большую сумму (свыше 75%) этого налога вносили крестьяне. Основным источником бюджетных доходов были косвенные налоги, получаемые от акциза и винной монополии, введенной в 1894 г.

С укреплением государственности менялся и аппарат управления государственным и местными бюджетами. С созданием в 1802 г. функциональных министерств (Министерства внутренних дел, Министерства финансов и др.) на местах организовывались подведомственные им государственные учреждения, то есть вертикальная система учреждений государственного управления. Например, территориальными органами Министерства финансов на губернском уровне были казенные палаты, на уездном – казначейства.

Казенные палаты раскладывали на население налоги, вели учет поступления налогов и расходов. Казначейства принимали и хранили средства, поступающие в казну в виде налогов, выдавали денежные средства на финансирование мероприятий, осуществляемых на местах. С 1817 г. они ведали казенными магазинами, торговавшими алкогольной продукцией, контролировали винокуренные заводы. В свою очередь за деятельностью казенных палат и казначейств наблюдали губернаторы.

В 1864 г. вступило в силу «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», в соответствии с которым в России были созданы органы местного самоуправления – земства. Представительными (распорядительными) органами земств были земские и уездные собрания.

Земства ведали местными хозяйственными делами, местными дорогами, организацией школьного образования и медицинского обслуживания населения.

Финансовыми средствами для выполнения возложенных на земства функций были земские бюджеты, формировавшиеся за счет существовавших до этого и переданных земствам земских повинностей и сборов.

Земские повинности взимались независимо от уровня зажиточности плательщика и предназначались для финансирования целевых расходов, например, на содержание школ, больниц, пожарной охраны, полиции и др. Земские повинности устанавливались либо государством, либо губернскими и уездными земствами.

Другим источником доходов земских бюджетов были земские сборы, которые взимались с земель и другого недвижимого имущества, с промысловых патентов, покупаемых за право заниматься каким-либо промыслом. Земские сборы составляли более 60% доходов земских бюджетов.

Крупным источником доходов земских бюджетов (до 25% общих доходов) были пособия из государственного бюджета.

Земские бюджеты включали обязательные и необязательные расходы. Обязательные расходы были приоритетными и предназначались для финансирования содержания органов местного управления, тюрем, мировых судей, дорожного хозяйства и др. К необязательным расходам относились расходы на здравоохранение, содержание школ и др.

В волостях были волостные бюджеты, формировавшиеся за счет так называемых мирских доходов, в том числе волостных и сельских сборов, доходов от принадлежащего сельским обществам имущества, от сдачи в аренду мирских земель и др.

Городские бюджеты формировались за счет доходов от городских предприятий (боен, бань, водопроводов и др.), сдачи в аренду земельных участков, сборов с недвижимого имущества городских жителей, сборов с владельцев лошадей, конских экипажей и др.

Местные бюджеты не входили в состав государственного бюджета России, т. к. в России до революции действовала двухзвенная бюджетная система унитарного государства. [10]

После Октябрьской революции 1917 г. вследствие развала органов государственного и местного управления поступление налогов в бюджетную систему практически прекратилось. Для финансирования неотложных нужд большевики прибегали к контрибуции с имущих слоев населения, главным образом с купцов и спекулянтов, по их мнению, нажившихся за время войны и непроизводительно расходующих свои капиталы. До ноября 1918 г. в 57 губерниях в виде контрибуций было мобилизовано в бюджет 816,5 млн. руб. [11]

Существование нового строя непосредственно зависело от состояния финансов в стране. На открывшемся 17 мая 1918 г. Всероссийском съезде представителей финансовых отделов Советов выступал с докладом В.И. Ленин. Он подчеркнул: «Мы должны во что бы то ни стало добиться прочных финансовых преобразований, но надо помнить, что всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финансовой политике». [12]

Исходя из тяжелого экономического положения в стране было признано необходимым перейти к строгой централизации в области финансов, с тем чтобы обеспечить поступление средств в бюджет и их эффективное использование. Это положение стало основополагающим в формировании финансовой политики Советского государства на всех последующих этапах истории СССР.

Первая Конституция РСФСР, принятая в июле 1918 г., зафиксировала принципы централизации финансов. О цели государственной финансовой политики в статье 79 говорилось: «Финансовая политика РСФСР в настоящий переходный момент диктатуры трудящихся способствует основной цели – экспроприации буржуазии и подготовлению условий для всеобщего равенства граждан республики в области производства и распределения богатств.

В 1920 г. доходная часть государственного бюджета имела следующие состав и структуру (%): [13]

Доходы от государственных предприятий, имуществ и угодий, в том числе:97,5
— от промышленности35,6
— транспорта14,1
— сельского хозяйства5,1
Налоги и сборы0,3
Прочие поступления2,2

Территориальные бюджеты формировались за счет:

· поступлений от налогов, устанавливаемых губернскими, уездными, городскими, волостными Советами, взимаемыми на местные нужды;

· надбавок (в пределах 40%) к государственному подоходному налогу;

· доходов от местных советских предприятий и имущества;

· ссуд и пособий из государственного бюджета.

Однако в условиях военного времени, экономической разрухи, отсутствия средств в местных бюджетах (например, в 1919 г. расходы местных бюджетов Петроградской губернии составили 950 млн. руб., а поступления от местных налогов – 44 млн. руб., или 4,6%) сессией ВЦИК в июне 1920 г. было принято решение о слиянии государственного и территориальных бюджетов.

С окончанием гражданской войны, переходом к новой экономической политике (нэпу) и восстановлению народного хозяйства в связи с необходимостью стабилизации финансов, усиления хозрасчетных отношений, в том числе в местном хозяйстве, и повышения экономической деятельности местных Советов в октябре 1921 г. ВЦИК принял Постановление «О мерах по упорядочению финансового хозяйства», в соответствии с которым государственный и территориальные бюджеты были разъединены.

С образованием в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик и выходом в 1924 г. Конституции СССР были внесены изменения в бюджетную систему. В государственный бюджет СССР вошли государственные бюджеты социалистических республик, составляющих СССР. Был создан союзный бюджет, на который возлагалось финансовое обеспечение общесоюзных нужд и мероприятий, главным образом в области хозяйственного, культурного строительства и оборонного значения.

При формировании доходной части всех бюджетов использовался принцип подведомственности, в соответствии с которым предприятия и хозяйственные организации были распределены между различными уровнями власти и вносили отчисления от прибылей в соответствующий бюджет. Таким образом, предприятия союзного подчинения, т. е. находившиеся в ведении союзных ведомств, вносили свои платежи из прибыли в союзный бюджет, а предприятия республиканского, областного, городского подчинения – в соответствующие бюджеты. В свою очередь из соответствующих бюджетов финансировались предприятия, организации и учреждения союзного, республиканского и местного подчинения.

Следовательно, доходы союзного бюджета формировались за счет общесоюзных государственных доходов, главным из которых были отчисления от прибылей предприятий союзного подчинения и общегосударственные налоги и доходы, например, доходы от внешнеэкономической деятельности.

Следует отметить, что местные бюджеты (бюджеты автономных республик, краевые, областные, городские, районные, а с 1929 – 1930 гг. – сельские бюджеты) не включались в состав бюджетов союзных республик и в государственный бюджет СССР.

Большую роль в развитии народного хозяйства и бюджетной системы СССР сыграла налоговая реформа 1930 – 1932 гг. Она заложила основы налоговой системы, главные элементы которой существуют и в настоящее время. В ходе реформы было унифицировано 86 действовавших ранее платежей в бюджет, устранена многократность обложения налогоплательщиков, укреплен финансовый контроль за хозяйственной деятельностью предприятий. Около 60 налогов и сборов были объединены в основные платежи – налог с оборота, отчисления от прибыли государственных предприятий и подоходный налог для кооперативных предприятий.

В ходе налоговой реформы был введен принципиально новый метод формирования доходов территориальных бюджетов. В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК «О республиканских и местных бюджетах» от 21 декабря 1931 г. в территориальные бюджеты стала передаваться часть государственных доходов – налога с оборота, поступлений от реализации государственных займов и др. Передача этих средств осуществлялась в порядке бюджетного регулирования в виде процентных отчислений от общегосударственных налогов и доходов, ставших регулирующими источниками для сбалансирования территориальных бюджетов. Общность источников доходов стала важным фактором усиления связи между всеми бюджетами, входящими в бюджетную систему СССР. В дальнейшем этот принцип стал распространяться на другие общегосударственные источники. Он используется и в ныне действующей бюджетной системе России.

Окончательное формирование бюджетной системы СССР связано с Конституцией 1936 г. Усиление централизации в управлении народным хозяйством и финансами государства нашло отражение в статье 14 Конституции СССР, где было зафиксировано, что к ведению союзных органов власти относилось не только утверждение государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, но и установление налогов, поступающих в союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты.

Тенденция к централизации проявилась и в Постановлении СНК СССР от 10 июля 1938 г., в соответствии с которым в государственный бюджет СССР были включены местные бюджеты. В 1938 г. в государственный бюджет СССР также был включен бюджет государственного социального страхования.

Таким образом, вплоть до 1991 г. бюджетная система страны имела следующую схему построения:

в каком году в россии был составлен первый бюджет. 4. в каком году в россии был составлен первый бюджет фото. в каком году в россии был составлен первый бюджет-4. картинка в каком году в россии был составлен первый бюджет. картинка 4. Ответы к тесту смотрите внизу в конце теста, или правильные ответы выделены (отмечены). Для удобства нажимайте клавишу "F3" и набирайте часть нужной фразы. Для поиска вопроса теста пользуйтесь клавишами "PgDn" и "PgUp".

Рис. 1. Бюджетная система СССР

В зависимости от степени централизации распределение финансовых ресурсов между бюджетами менялось, что можно проследить по следующим данным: [14]

в каком году в россии был составлен первый бюджет. 5. в каком году в россии был составлен первый бюджет фото. в каком году в россии был составлен первый бюджет-5. картинка в каком году в россии был составлен первый бюджет. картинка 5. Ответы к тесту смотрите внизу в конце теста, или правильные ответы выделены (отмечены). Для удобства нажимайте клавишу "F3" и набирайте часть нужной фразы. Для поиска вопроса теста пользуйтесь клавишами "PgDn" и "PgUp".

[1] Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1994.

[2] Финансы. Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1994.

[3] Финансы. Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1994.

[5] Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2002.

[6] Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2002.

[7] Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике на 2002 год».

[8] Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ от 1 июня 2002 г. «О бюджетной политике в 2003 году».

[9] Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ от 30 мая 2003 г. «О бюджетной политике в 2004 году».

[10] Бюджетная система России. Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 2003.

[12] Ленин В. И. Полн. Собр. Соч. – т.36 – с.351.

[13] Бюджетная система России. Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 2003.

[14] Бюджетная система России. Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 2003.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *