в каком году в москве появилось электричество
Электрификация в Российской Империи
Точкой начала отсчета эры электричества в Российском государстве считается 1879 год, когда был освещен электрическим светом Литейный мост в Петербурге. Это был первый в мире мост, который осветили при помощи электричества.
Этот исторический факт связан с одним интересным курьезом. Дело в том, что городской управой Санкт-Петербурга была продана монополия по освещению городских улиц частным компаниям, которые осуществляли освещение с помощью газовых и масляных фонарей. Литейный мост был построен после заключения данного соглашения и под действие договора не попадал. Вот почему электрификация государства Российского началась именно с моста.
За год до этого события в 1878 году инженером Бородиным была осуществлена электрификация токарного цеха железнодорожных мастерских города Киева. В результате данного действа цех стали освещать четыре электрических дуговых фонаря. Это известный факт, но он не выбран в качестве точки отсчета потому, что имел узковедомственное значение и был недоступен к лицезрению широкой публикой.
Следующая важная дата – 30 января 1880 года. Эта дата считается днем рождения электротехнического отдела Русского технического общества, призванного курировать дальнейшую электрификацию России. В этом же году были начаты работы по освещению городских улиц Петербурга и Москвы. Правда, объем проведенных работ был крайне незначителен – порядка 200 ламп на обе столицы. Лампами Яблочкова были освещены Киевские мастерские Днепровского пароходства. Стоит отметить, что на данном этапе электрификации всеми потребителями электроэнергии (коими были исключительно осветительные приборы) использовался постоянный ток, вследствие чего источник электроэнергии приходилось располагать непосредственно рядом с потребителем, что предполагало определенные проблемы во время передачи электрической энергии на значительные расстояния. К примеру, в Киевских железнодорожных мастерских у каждого фонаря располагалась электромагнитная машина Грамма.
Два года спустя, 15 мая 1883 года, было ознаменовано грандиозной иллюминацией Кремля. Поводом к этому торжеству стала коронация императора Александра III в Петербурге. Для того чтобы данный проект стал возможен на Софийской набережной возвели специальную электростанцию. В этом же году освещается центральная улица столицы Империи, а спустя некоторое время электрификации подвергся и Зимний Дворец. Выполнением этого заказа занималась немецкая фирма «Siemens und Halske». Имеются данные, которые утверждают, что для претворения в жизнь данного проекта была построена первая в России достаточно крупная электростанция, способная вырабатывать 35 кВт энергии. Данная электростанция уникальна еще тем, что была расположена на барже, которая была пришвартована к набережной Мойки, в непосредственной близости от полицейского моста.
Иллюминация Московского Кремля 1883 г.
Далее на протяжении нескольких лет не встречается ни одного упоминания о каких-либо крупных мероприятиях, связанных с электрификацией, однако в 1886 году приходит весть о том, что в Киеве освещен парк «Шато-де-Флер» (в настоящий момент времени там располагается стадион Динамо).
31 июля 1887 года Обществом Электрического Освещения, основателем которого является Карл Федорович Сименс (на тот момент Российский подданный, купец первой гильдии), принимается решение о начале целенаправленной электрификации Москвы. Осуществление столь амбициозных планов началось с Тверской улицы, а именно с устройства электрического освещения в Постниковском пассаже (теперь Театр имени Ермоловой).
Вообще, если говорить об «Обществе Электрического Освещения», то оно сыграло неизмеримую по своей важности роль в процессе электрификации России. Кстати: устав этого общества был утвержден высочайшим Указом императора Александра III 4 июля 1886 года. После завершения революции 1917 года мощности данного предприятия были национализированы и вошли в состав единой энергосистемы, на основе которой в настоящее время работает АО «Мосэнерго».
Новый Манеж в бывшем здании Георгиевской электростанции
Новый Манеж в бывшем здании Георгиевской электростанции. Фото 2011 г.
3 февраля 1888 года в Москве был заключен договор на аренду земли для строительства первой в России центральной городской электростанции. Электростанция получила название Георгиевской. Она располагалась на пересечении Георгиевского переулка и Большой Дмитровки. Среди потребителей, которые получали электричество от электростанции, появлялись и частные домовладельцы. Дальность подачи электростанцией электрической энергии ограничивалась радиусом в полторы версты. Кабеля прокладывались в специальных кирпичных каналах.
Кроме Центральной электростанции, в то время в Москве функционировало еще несколько менее мощных электростанций – Городская (освещение площади храма Христа Спасителя и Каменного моста), Императорских театров, Университетская, при Брестском и Ярославском вокзалах, Дворцовая (освещение Кремля). Подобным образом обстояли дела в других крупнейших городах Российской империи – Санкт-Петербурге и Киеве. Длина питающих кабелей была ограничена в силу того, для электрификации использовался постоянный ток, поэтому повсеместно строились небольшие локальные электростанции.
Уже в середине 1892 года (3 июля) в Киеве запустили первый в Российской Империи электрический трамвай, протяженность линии которого составляла полтора километра. Мощность станции, от которой питалось трамвайное сообщение, составляла 30 кВт.
В 1895 году на реке Большая Охта в Санкт-Петербурге запустили первую в России гидроэлектростанцию, невероятной для тех времен мощности – 300 кВт. В этом же году под ведомством Управления Владикавказской железной дороги была построена и введена в эксплуатацию ГЭС «Белый уголь», расположенная между Ессентуками и Кисловодском на реке Подкумок. Электроэнергия с этой гидроэлектростанции использовалась для освещения курортов.
Следует сделать оговорку о том, что всероссийская электрификация в данный период носила децентрализованный характер, именно поэтому указанные нами события не представляют собой полный список проводимых мероприятий с целью электрификации России. Богатые домовладельцы устанавливали в своих домах собственные источники электрической энергии, причем порой достаточно мощные, то же самое наблюдалось и в усадебном землевладении и в сельскохозяйственном секторе. Учитывая то, что эти события практически отсутствовали на страницах газет, нам про них практически ничего не известно.
Еще одним важным событием того времени стало строительство и запуск электростанции на Раушской набережной. Эта электростанция первая по-настоящему крупная электростанция в России, которая к тому же вырабатывала трехфазный переменный ток. Такое нововведение позволяло осуществлять передачу электрической энергии на гораздо большие расстояния, используя принцип повышения напряжения. Монтаж оборудования электростанции начался 28 апреля 1897 года, а запуск состоялся уже в ноябре этого же года. Мощность данной паротурбинной электростанции при запуске составляла 1,47 МВт, в 1915 во время Первой Мировой Войны была запущена вторая очередь электростанции, мощность которой составила 21 МВт. Самая старая из сохранившихся в Москве проводок передавала ток видимо от этой электростанции. Потребителям того времени поставлялся ток частотой 50 Гц, зато напряжение в сети составляло 127 В.
Постепенно стала складываться ситуация, когда большая часть электроэнергии, вырабатываемая Раушской электростанцией, уходила на питание электрических трамваев, появившихся в Москве в начале ХХ века. Чтобы разгрузить Раушскую электростанцию возле Малого Каменного моста была установлена электростанция, которая и должна была питать трамвайную сеть. Мощность её составляла – 6 МВт.
ГЭС-1 в Москве на Раушской набережной. 1897 г.
Далее будут приведены некоторые даты, которые характеризуют распространение электрической энергии по территории России:
1901 год – запуск первых электростанций в Ярославле и Курске;
1908 год – запущена первая электростанция в городе Чита;
1912 год – запущена электростанция во Владивостоке;
1912 – 1914 года – период строительства и запуска самой крупной в мире теплоэлектростанции, топливом для которой служит торф, «Электропередача» недалеко от города Богородск (Ногинск);
1915 год – запуск Московского Электролампового Завода.
Итак, в период предвоенного развития электроэнергетическая отрасль России вышла на значение суммарной установленной мощности источников электроэнергии равное 1100 МВт, а за год выработка составляла 1900000 МВт/ч (по данным за 1913 год). Суммарная мощность всех запущенных гидроэлектростанций России в 1917 году составляла 19 МВт. Гиндукушская ГЭС на тот момент считалась самой мощной, её потенциал оценивался в 1,35 МВт.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
Большинству взрослого населения России и других стран бывшего СССР, на сегодняшний день еще к счастью известно, что широкомасштабнаяэлектрификация страны связана с реализацией плана Государственной Электрификации России (ГоЭлРо) принятому в 1920 году.
Справедливости ради, следует отметить, что разработка этого плана относится еще ко времени накануне Первой Мировой Войны, которая,собственно, и помешала тогда его принятию. В данной статье речь пойдет о предшествовавшем ему периоде, когда электричество только входило в быт населения крупных городов, и было вызывавшей восторг диковиной, символом всесильного Прогресса.
Думается, многие читатели удивятся, но еще и сегодня в старых домах Замоскворечья можно встретить действующую электропроводку, проложенную еще на рубеже 80-90х годов 19 века во время первой электрификации Москвы. Однако мероприятия связанные с этой акцией тоже не были первой вехой на пути победного шествия по территории тогда еще Российской Империи новой движущей силы.
С определением времени начала существования какого-либо явления всегда возникают трудности и разночтения, однако, мы обозначим за точку начала в России эры электричества 1879 год.
Итак, именно в этом году в Петербурге был освещен электрическим светом Литейный мост, став первым в мире мостом, освещенным при помощи электричества.
С этим событием связана курьезная история о том, как Городская управа Петербурга продала монополию на освещение улиц частным компаниям, освещавшим их при помощи масляных и газовых фонарей. Литейный же мост, как построенный после заключения этого договора не подпадал под действие соглашения, вследствие этого, электрификация Российской столицы и империи в целом началась именно с моста.
1. Литейный мост.
Начало строительства: 30 августа 1875 года. Открытие: 30 сентября 1879 года.
2. Вид на Литейный мост с набережной Кутузова, июнь 2007 г.
Годом ранее, в 1878 году инженер Бородин осуществил электрификацию токарного цеха Киевских железнодорожных мастерских, в ходе которой цех был освещен четырьмя электрическими дуговыми фонарями. Об этом факте нам известно, но он не выбран в качестве исходной даты в силу своего узковедомственного значения и недоступности лицезрения сего чуда широкой публикой.
Следующей вехой на пути внедрения новинки в повседневный быт стало 30 января 1880 года, когда был основан электротехнический отдел Русского технического общества, призванный курировать проблемы электрификации России. В том же году начались работы по освещению улиц Москвы и Петербурга, однако их объем можно считать крайне незначительным – пара сотен ламп на две столицы. Так же в этом же году в Киеве посредством ламп Яблочкова освещены мастерские Днепровского пароходства.
На этом этапе электрификации все потребители электроэнергии (каковыми являлись исключительно осветительные приборы) использовали постоянный ток, и существовали определенные проблемы с передачей электроэнергии на значительные расстояния. Вследствие этого источник электроэнергии располагался в непосредственной близости от потребителя. Так, например, в случае с Киевскими железнодорожными мастерскими каждый из четырех фонарей имел свою электромагнитную машину Грамма.
Спустя ровно два года после коронации в Петербурге императора Александра III, торжества по аналогичному поводу в Москве 15 мая 1883 года
были ознаменованы грандиозной иллюминацией Кремля. Для осуществления этого проекта на Софийской набережной была построена специальная электростанция.
3. «Иллюминация Кремля», 1883г., художник Боголюбов Алексей Петрович
5. Зимний дворец со стороны Дворцового проезда, 2012 года
Далее упоминаний о каких-либо крупных событиях связанных с электричеством не встречается в течение ряда лет, пока в 1886 году не становится известно об освещении электричеством парка «Шато-де-Флер» в Киеве (ныне стадион Динамо).
31 июля 1887 года Общество Электрического Освещения, основанное Карлом Федоровичем Сименсом (к тому времени принявшим Российское подданство и ставшим купцом первой гильдии), принимает решение о начале работ направленных на практическую электрификацию Москвы. Реализация этих амбициозных планов началась с устройства электрического освещения Постниковского пассажа на Тверской, ныне Театр им. Ермоловой.
Вообще, «Общество Электрического Освещения 1886 года», чей устав был утвержден 4 июля 1886 года высочайшим Указом императора Александра III, сыграло огромную роль в начальной электрификации России. После революции 1917 года национализированные мощности этого предприятия были объединены в единую энергосистему, на базе которой сейчас работает в частности АО МОСЭНЕРГО в Москве.
3 февраля 1888 года в Москве заключается договор аренды земли под строительство первой центральной городской электростанции.
Электростанция, получившая название Георгиевской (располагалась на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка) вырабатывала постоянный ток и снабжала электроэнергией потребителей (среди которых появляются и частные домовладельцы) в радиусе полутора верст. Все кабели прокладывались в кирпичных каналах.
6. Георгиевская электростанция, Москва, 1902 г.
В это время, помимо Центральной, в Москве функционирует ряд более мелких электростанций – Городская, освещавшая Каменный мост и площадь храма Христа Спасителя, Университетская, Императорских театров, Дворцовая (освещала Кремль), при вокзалах – Ярославском и Брестском. Примерно так же обстояли дела и в двух других крупнейших городах империи – Петербурге и Киеве. Использование постоянного тока ограничивало длину питающих кабелей, что вынуждало использовать небольшие локальные электростанции.
7. Машинный зал. Раушская набережная электростанция, Москва, 1911 г.
3 июля 1892 года в Киеве запущен первый в России электрический трамвай, линия имела протяженность полтора километра. Мощность питающей электростанции составляла 30 КВт.
8. Первый электрический трамвай в Российской Империи, 1892 г.
1895 год ознаменовался вводом в строй первой в России гидроэлектростанции на реке Большая Охта в Петербурге, причем довольно большой по тем временам мощности – 300 КВт. В том же году, Управление Владикавказской железной дороги построило и ввело в эксплуатацию ГЭС «Белый уголь» на реке Подкумок, между Кисловодском и Ессентуками, дававшую электроэнергию для освещения курортов.
9. ГЭС “Белый уголь” (Пятигорская ГЭС)
Электрификация России в тот период не носила планового централизованного характера, поэтому приводимые вехи не являются полным перечнем всех мероприятий по электрификации страны. В домах богатых домовладельцев устанавливались собственные источники электроэнергии, иногда довольно мощные, то же наблюдалась в сельском хозяйстве и усадебном землевладении, однако такие события редко попадали на страницы газет, и соответственно нам о них мало известно.
Важным событием в период начала электрификации страны явилось строительство и ввод в эксплуатацию электростанции на Раушской набережной, первой действительно крупной электростанции в России, да к тому же вырабатывающей переменный трехфазный ток. Это давало возможность передавать мощности на большие расстояния, используя более высокое напряжение.
28 апреля 1897 года начался монтаж электрооборудования, а в ноябре того же года электростанция была пущена. Тогда мощность этой паротурбинной электростанции составляла 1470 КВт (уже в ходе Первой Мировой Войны, в 1915 году, была пущена вторая очередь этой электростанции мощностью в 21 МВт).
Самая старая сохранившаяся до сего дня в Москве осветительная бытовая электропроводка запитывалась, видимо, именно от этой электростанции. Потребители получали переменный ток частотой 50 Гц. Напряжение бытовой электросети составляло 127 В.
Со временем, сложилась ситуация, когда электрические трамваи, появившиеся к началу 20 века и в Москве, стали потреблять большую часть электроэнергии, вырабатываемой Раушской электростанцией. Для ее разгрузки в 1907 году у Малого-Каменного моста построена электростанция, предназначенная для энергопитания трамвайной сети. Ее мощность на момент пуска составляла 6000 КВт.
10. Первая электростанция в Курске. Фотография 1901 г.
Некоторые даты в какой-то степени характеризующие распространение по территории страны нового источника энергии:
Итогом предвоенного развития электроэнергетики России стал выход на суммарную установленную мощность источников электроэнергии в 1100 МВт и выработку 1 900 000 Мвт/ч в год (данные 1913 года). Что касается гидроэлектростанций, то к 1917 году в России они имели суммарную мощность порядка 19 МВт, и самой мощной ГЭС империи являлась Гиндукушская – 1,35 МВт.
11. Машинный зал Гиндукушской ГЭС мощностью 1,35 Мвт на р. Мургаб (Туркмения).
Её строительство завершилось в 1909 г.
( фотография 1911 года, автор Прокудин-Горский )
фото 11 — Это изображение из Библиотеки Конгресса США, отдел эстампов и фотографий (Prints and Photographs division), имеет цифровой идентификатор (digital ID)
Электрификация всей России полным ходом шла до большевиков
В 1880 году на Литейном мосту в Петербурге появились доселе невиданные электросветильники. Всего через три года после этого в Петербурге была открыта первая электростанция мощностью 35 киловатт — она размещалась на барже, пришвартованной у набережной Мойки. Там было установлено 12 динамо-машин, ток от которых по проводам передавался на Невский проспект и зажигал 32 уличных фонаря. Станцию оборудовала немецкая фирма «Сименс и Гальске», на первых порах она играла главную роль в электрификации России.
Датой основания Ленэнерго считается 16 июля 1886 года, когда императором Александром III был утверждён устав «Общества электрического освещения 1886 года» Карла Сименса, объединившее ученых и коммерсантов в деле «электрификации всей страны» (эти якобы «ленинские» слова были уже тогда записаны в Уставе). Большую часть акционеров общества составляли иностранцы — в первую очередь тот же концерн «Сименс», — а вот технические кадры были российскими. Здесь работали все будущие создатели плана ГОЭЛРО — Глеб Кржижановский, Леонид Красин, Роберт Классон и другие. Уже тогда разрабатывались первые проекты масштабного строительства электростанций и линий электропередачи.
Хотя в области энергетики Российская империя отставала от самых развитых стран, развитие отрасли на рубеже ХIХ и ХХ веков шло семимильными шагами. В конце столетия были построены первые ТЭЦ мощностью более 5 мегаватт — Раушская в Москве и Охтенская в Петербурге. Но столицами дело не ограничивалось — первая в стране электростанция трехфазного тока появилась в 1893 году в Новороссийске. Трехфазный ток, впервые примененный русским инженером Михаилом Доливо-Добровольским, сделал гораздо дешевле как выработку электроэнергии, так и ее передачу на большие расстояния.
К 1896 году количество электростанций выросло до 35. КПД таких станций приближался к 25% (у современных парогазовых электростанций он достигает 60%). Все они принадлежали частным владельцам, в том числе 12 — Обществу электрического освещения. В 1899 году фирмы — участники Общества привлекли к финансированию работ по электрификации ведущие банки, основав Большой русский банковский синдикат. В основном синдикат занимался проведением трамвайных маршрутов и электрификацией железных дорог. Первый российский трамвай был пущен в 1892 году в Киеве, а в Москве он появился через семь лет. Позже городская Дума одобрила план строительства метро. Постепенно один российский город за другим переходил на электрическое освещение. Русские корабли активно оснащались электросиловым оборудованием.
Отдельно стоит сказать про научное обеспечение электрификации дореволюционной России. Финансируемые из казны высшие учебные заведения выпускали инженерные кадры для отрасли. При поддержке императорской Академии наук регулярно проходили электротехнические съезды — с 1900-го по 1913 год их состоялось восемь. На съездах обсуждались как конкретные планы строительства отдельных объектов, так и стратегические перспективы. Среди последних наиболее масштабным был проект, разработанный в начале ХХ века великим ученым Владимиром Вернадским. Он предусматривал создание к 1920 году на всей территории страны широкой сети электростанций, энергия которых могла питать новые промышленные районы. Собственно, именно эти идеи и легли в основу будущего «ленинского» плана ГОЭЛРО.
Отечественная наука опиралась на развитие российского предпринимательства. Постепенно российские предприниматели теснили иностранцев — особенно после начала Первой мировой войны, когда немцы покинули российский рынок. Наиболее бурную деятельность развил бакинский нефтепромышленник Абрам Гукасов, ставший ведущим производителем электрического кабеля и главой АО «Рускабель». На его деньги в Москве был построен крупный завод «Динамо», производивший электромоторы и генераторы по западным технологиям, но из местных деталей. Тогда же открылась фабрика «Светлана» — первый в стране производитель электрических ламп по патентам Эдисона.
Если в 1909 году доля российских капиталов в электротехнической отрасли составляла 16,2%, то к 1914-му она достигла 30%. Во многом это было связано с таможенно-тарифной войной, которую тогдашний министр финансов Витте развязал в 1890-х годах с Германией. Итогом этой войны стало создание таких условий, когда германским (а именно они лидировали в то время в энергетическом машиностроении) фирмам оказалось выгоднее создавать производства в России, чем ввозить сюда уже готовую продукцию. В целом за годы предвоенного промышленного подъема приращение иностранных инвестиций в энергетическую отрасль составило 63%, тогда как российских — 176%. Энергетика в стране развивалась темпами, постоянно опережающими рост экономики в целом — по 20-25% в год.
В 1912-м году сотрудники «Общества электрического освещения» взялись за создание крупных электростанций, которые могли бы снабжать энергией целые районы. Первой такой станцией стала «Электропередача» мощностью 9 мегаватт в Московской области, вокруг которой сейчас раскинулся городок Электрогорск. Эта станция до сих пор является местом проведения многочисленных экспериментов в области тепловой энергетики. На седьмом Всероссийском электротехническом съезде в 1913-м году инженеры договорились, что самый перспективный способ передачи энергии на большие расстояния – воздушные высоковольтные линии. Кабельный завод в Москве работал уже почти полвека, меди хватало, дерева для постройки опор – тоже. К 1914-му году постройка ЛЭП была завершена и Москва получила своё электричество.
Русские изобретатели еще в 19 веке думали над освоением громадных ресурсов гидроэнергии. Первая ГЭС (тогда ее называли «водоэнергетической установкой») мощностью 700 киловатт была построена на кавказской речке Подкумок у города Ессентуки в 1903 году. Вторую построили монахи на Соловецких островах. В 1910 году по соглашению с американским концерном «Вестингауз» началось строительство Волховской ГЭС, мощность которой должна была достичь уже 20 мегаватт. А в 1912 году множество компаний и банков объединились в консорциум по строительству гидроэлектростанции на днепровских порогах — будущего Днепрогэса. Экспертизу проекта провели немецкие специалисты; они же предложили проложить в обход будущей ГЭС канал, который сделал бы Днепр судоходным. Строительство примерной стоимостью 600 млн золотых рублей должно было начаться в 1915 году. Но ему, как и многим другим проектам, помешала Первая мировая война.
В 1913-м году на российских речках насчитывались уже тысячи небольших электростанций. К 1917-му году суммарная мощность гидроэлектростанций России достигала 19 МВт. Самая крупная из них вырабатывала 1350 кВт электричества – эта Гиндукушская ГЭС работает до сих пор.
В турбинном зале Гиндукушской ГЭС
Западные специалисты получали от Советского правительства высокие зарплаты и трудились на совесть. Шеф-консультант Днепростроя полковник Купер за успехи в коммунистическом строительстве был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Не так благополучно, как у западных специалистов, сложились судьбы крупнейших советских энергетиков. Из одного только руководящего ядра Комиссии ГОЭЛРО пять человек были репрессированы: Н. Н. Вашков, Г. Д. Дубеллир, Г. К. Ризенкамф, Б. Э. Стюнкель и Б. И. Угримов.
Источники:
Монография доктора исторических наук Николая Симонова «Развитие электроэнергетики Российской империи: предыстория ГОЭЛРО»