в каком году создано русское музыкальное общество
История создания Императорского Русского Музыкального Общества. Праздничный концерт посвященный 145-летию основания (ВИДЕО)
Решающую роль в развитии музыкальной культуры и в организации профессионального музыкального образования в нашей стране сыграло централизованное музыкальное общество с главной дирекцией в Санкт-Петербурге, имевшее разветвленную сеть отделений в провинциальных городах.
Оно сформировалось в середине ХIХ в. До этого времени становление светской музыкальной культуры шло в России замедленно. В отличие от многовековых крепких традиций в организации церковно-певческих школ, в Российской империи долгое время не было специальных музыкальных учебных заведений для обучения светскому искусству инструментального исполнительства (игре на инструментах учили при Академии художеств, Придворной певческой капелле, и т.п.). Не существовало также государственных учреждений для проведения симфонических и камерных концертов. Музыкально-театральное дело было поставлено гораздо лучше; в помощи нуждались именно концертная и образовательная сферы музыкального искусства. Имевшиеся частные ансамбли и оркестры, как и недолговременно существовавшие частные музыкальные школы, не могли решить данную проблему в общероссийском масштабе.
На официальном открытии Санкт-Петербургской консерватории 8 сентября 1862г. А.Рубинштейн, первый директор первого музыкального вуза России, сказал: «Три года тому назад в Санкт-Петербурге осуществилось Русское музыкальное общество под покровительством государыни Великой княгини Елены Павловны; главная цель этого общества была развитие музыкального искусства в России … Учреждение консерватории, которая предоставила бы права личного почетного гражданства и свободного художника лицам, желающим посвятить себя исключительно музыке, было постоянною заботой дирекции общества … Предоставлением этих прав мы значительно обязаны ходатайству нашей высокой покровительнице, которая оказала нам содействие и во многих других случаях». Необходимость в серьезных денежных затратах, связанных с расширением общества, требовала более значительной материальной поддержки нежели та, которую могла оказывать Великая княгиня и отдельные меценаты. В 1869г. вся императорская фамилия взяла на себя покровительство над обществом, выделив на его содержание ежегодную правительственную субсидию в 15 тысяч рублей. С того времени общество стало называться «Императорское русское музыкальное общество».
Изменившееся наименование и аббревиатура ИРМО, как и роль императорской семьи в его поддержке, были полностью проигнорированы во всех книгах и учебниках советского времени. Везде говорилось просто о Русском музыкальном обществе (РМО), а участие в его деятельности членов императорской фамилии либо характеризовалось отрицательно, либо вообще не упоминалось. Вероятно, по этой причине в музыковедческой литературе советского времени отсутствовали исследования о роли РМО в культуре России. Возможность дать объективную информацию и оценку деятельности ИРМО появилась только в конце ХХ в. Первая попечительница руководила делами общества до своей кончины (1873). За это время отделения ИРМО были открыты в Москве (1860), Киеве (1861), Казани (1864), Харькове (1871), Нижнем Новгороде, Саратове, Пскове (1873). Работа отделений состояла в подготовке и проведении концертов (профессиональными и любительскими силами) и в организации музыкального образования. Все лучшие учебные заведения старой России существовали при ИРМО: музыкальные классы, училища, консерватории.
С 1873г. президентом ИРМО стал Великий князь, второй сын Николая I, Константин Николаевич (1827-1892). В период его руководства обществом сформировались первые отделения ИРМО в Сибири; здесь лидировали западно-сибирские города: Омск (1876), Тобольск (1878), Томск (1879). Позднее долгое время делами общества руководила супруга Великого князя Константина Николаевича Великая княгиня Александра Иосифовна, урожденная принцесса Саксен-Альтенбургская (1830-1911). В течение 1880-1890-х гг. в России было открыто более 20 отделений ИРМО. Они появились в Тамбове, Воронеже, Пензе, в южных городах: Астрахани, Екатеринославе (ныне Днепропетровск), Тифлисе (Тбилиси), Ростове-на-Дону, Одессе, Николаеве.
Деятельность членов императорской фамилии в обществе протекала в тесном сотрудничестве с выдающимися русскими музыкантами. Кроме А.Рубинштейна руководящие посты в ИРМО занимали его брат Н.Рубинштейн, возглавивший отделение и консерваторию в Москве, также П.Чайковский, С.Танеев, Э.Направник, В.Сафонов, А.Глазунов, М.Ипполитов-Иванов, С.Рахманинов и другие. Отношения между музыкантами и попечителями общества не всегда были гладкими, однако в целом это не мешало расширению и совершенствованию деятельности ИРМО.
В конце 1880-х гг. А.Рубинштейн обращался с докладными записками к Великой княгине Александре Иосифовне и к императору Александру III с предложениями расширить число общедоступных концертов, более активно поддерживать отечественных композиторов, открыть новые консерватории и ввести всеобщее детское музыкальное образование. Огромные материальные расходы, которые потребовались бы для осуществления всех этих проектов, вынудили Александра III отклонить идеи А.Рубинштейна. Он им сочувствовал, «но остановился перед невозможностью больших затрат».
Во всех городах отделения ИРМО открывались по инициативе местных музыкантов и любителей музыки, причем на базе многолетнего существования собственных музыкальных кружков. Их реорганизация и превращение в подразделения всероссийской музыкально-общественной и образовательной системы ИРМО повышала официальный статус и профессиональный уровень провинциальных музыкальных объединений, а следовательно, общий уровень музыкальной культуры провинции.
Заслуги ИРМО за первые 50-лет его деятельности профессор Санкт-Петербургской консерватории А.И Пузыревский выразил в следующем высказывании:
«В первой половине прошлого XIX столетия гениальный М.И. Глинка вызвал к жизни русскую национально-художественную музыку, а во второй половине того же столетия Императорское Русское Музыкальное Общество, взяв на себя трудную и сложную миссию культивирования России в музыкальном отношении, положило начало дальнейшего развития русской художественной музыки и содействовало настолько полному ее расцвету, что в настоящее время нашей родной русской музыке отдает должную дань уважения вся Европа, всего пятьдесят лет тому назад совершенно не предвидевшая этого. Достигло же Музыкальное Общество такого подъема музыкального развития в России, поставившего за полустолетие ее музыку на один уровень с европейскою, путем своей концертной и музыкально-педагогической деятельности, распространяемой при содействии Отделений в 41 различных городах нашего обширного отечества» (Пузыревский А.И. «Императорское русское музыкальное общество в первые 50 лет его деятельности» (1859-1909).. СПБ, 1909. С. 45).
За последние 50 лет председателями Московского Музыкального Общества были известные музыканты, деятели музыкальной культуры: К.Б. Птица, И.Г. Агафонников, Д.Г. Китаенко.
В настоящее время ММО, развивая лучшие традиции ИРМО (Императорского Русского Музыкального Общества), ведет активную пропаганду музыки во всех ее формах, осуществляет тесную творческую связь с учебными заведениями всех уровней, с другими музыкальными учреждениями, общественными организациями, творческими союзами. Общество является активным участником культурных мероприятий, проводимых в Москве, – международного, федерального, городского уровней, таких как Международный конкурс им. П.И. Чайковского, Международный конкурс артистов балета, Международный фестиваль «Москва – город мира», Московский фестиваль студенческого творчества «Фестос», Дни города и др.
В настоящее время в работе ММО принимают участие ведущие деятели музыкального искусства и культуры России.
Успешной деятельности ММО способствуют внимание и поддержка Правительства Москвы в лице его руководителей.
Первый заместитель председателя ММО,
заслуженный работник культуры России,
профессор, академик Хабаров В.В.
Юбилейный концерт посвященный 145-летию основания Императорского Русского Музыкального Общества
Большой зал Московской Консерватории им. П.И.Чайковского. 2 июня 2004 года.
В концерте принимали участие:
Хор Академического Музыкального училища при Московской Государственно Консерватории им П.И. Чайковского.
Русское музыкальное общество (РМО)
Существовало три категории членства: почётные, действительные (уплачивающие ежегодный денежный взнос) и члены-исполнители. Во главе отделения стоял Совет директоров.
Юбилейный концерт посвященный 145-летию с момента основания Русского Музыкального Общества
Дирекция РМО в 1909 году.
В составе оркестра были музыканты главным образом императорских театров; среди солистов преобладали представители русского исполнительского искусства, в числе которых пианисты А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, виолончелисты К. Ю. Давыдов, В. Фитценгаген, пианист и скрипач братья И. и Г. Венявские, скрипач Л. С. Ауэр и др. Оркестрами руководили многие крупнейшие дирижёры и композиторы России и других европейских стран, в том числе А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин, С. И. Танеев, П. И. Чайковский, а также Г.Берлиоз, А. Дворжак, Г. Малер, Р. Штраус и др.
Основное место в программах концертов РМО отводилось классической музыке (И. С. Бах, Л. Бетховен, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт) и сочинениям немецких романтиков (Ф. Мендельсон, Р. Шуман). Впервые в России здесь прозвучали произведения западно-европейских авторов того времени (Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа). Русская музыка была представлена в основном сочинениями М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского; состоялись также премьеры симфонических и камерных сочинений композиторов «Могучей кучки» (1-я симфония А. П. Бородина, «Антар» Н. А. Римского-Корсакова). Позднее исполнялись произведения И. Брамса, М. Регера, Р. Штрауса, К. Дебюсси и других зарубежных композиторов; значительное место отводилось русской музыке. С 1863 периодически устраивались общедоступные концерты. В 1860-66 РМО проводило конкурсы русских композиторов.
И.Брамс Симфония №2 ре мажор, соч. 73
Концертный симфонический оркестр Московской консерватории,
дирижер Дмитрий Поляков
Большой зал Mосковской консерватории
Несмотря на многие трудности существования, РМО, отражавшее просветительские стремления передовых общественных кругов, сыграло прогрессивную роль в развитии русской профессиональной музыкальной культуры, в распространении и пропаганде музыкальных произведений, положило начало систематической концертной деятельности, способствовало росту музыкальных образовательных учреждений в России и выявлению национальных музыкальных достижений. После Oктябрьской революции РМО прекратило существование.
Русское музыкальное общество
Ру́сское музыка́льное о́бщество (РМО; с 1868 года Императорское Русское музыкальное общество, ИРМО) — российское музыкально-просветительское общество, действовавшее со второй половины XIX века — до начала XX века, стремившееся содействовать распространению музыкального образования, приобщению широкой публики к серьёзной музыке, «поощрению отечественных талантов».
ИРМО ставило целью сделать серьезную музыку доступной широкой публике и способствовать распространению музыкального образования.
Общество находилось под покровительством императорской фамилии. Августейшими председателями были великая княгиня Елена Павловна, великие князья Константин Николаевич, Константин Константинович и другие.
История
Петербургское и московское отделения ИРМО открылись, соответственно, в 1859 и 1860 годах; их возглавляли братья Рубинштейны — Антон Григорьевич в Петербурге и Николай Григорьевич в Москве. В Санкт-Петербурге в 1859 году Общество открылось по инициативе композитора, пианиста и дирижёра А. Г. Рубинштейна. 1 (13) мая 1859 года императором был утверждён устав общества [1]
Вслед за петербургским отделением под руководством А. Г. Рубинштейна и под покровительством государыни Великой княгини Елены Павловны в 1860 году было открыто московское отделения, во главе которого встал его брат пианист и дирижёр Н. Г. Рубинштейн.
Императорское русское музыкальное общество (ИРМО) основная музыкально-просветительская организация в России второй половины XIX — начала XX вв., ставившая своей целью сделать серьёзную музыку доступной для широкой публики и способствовать распространению музыкального образования в стране.
В Петербурге, в доме графов Виельгорских, в 1840 году сформировалось «Симфоническое музыкальное общество». В доме князя А.Ф. Львова (автора гимна «Боже, царя храни») впервые было организовано «Концертное общество». В салоне Великой княгини Елены Павловны возникла идея создания музыкального общества всероссийского масштаба. В результате в период общественного подъема конца 1850-х — начала 1860-х годов по инициативе Великой княгини Елены Павловны, композитора пианиста А.Г. Рубинштейна и других музыкально-общественных деятелей в России появилось общество, которому было суждено сыграть важнейшую роль в поднятии всей отечественной музыкальной культуры.
Сначала оно было названо «Русское музыкальное общество» (РМО) и первые 10 лет, с 1859 по 1869, функционировало под этим наименованием. За этот период были открыты Петербургская и Московская консерватории как первый весомый результат работы РМО. Московское отделение ИРМО открылось в 1860 г. (почти одновременно с Петербургским) и возглавлялось Н.Г. Рубинштейном (соучредитель князь Николай Петрович Трубецкой, которий фактически тоже выполнял обязанности Председателя Московского отделения Русского Музыкального Общества). Общество находилось под покровительством императорской фамилии (августейшими председателями были Великая княгиня Елена Павловна, великий князь Константин Николаевич, великий князь Константин Константинович и др.).
Существовало три категории членства: почётные, действительные (уплачивающие ежегодный денежный взнос) и члены-исполнители. Во главе отделения стоял Совет директоров.
В 1869 году вся императорская фамилия взяла на себя покровительство над Обществом, выделив на его содержание ежегодную правительственную субсидию в 15 тысяч рублей. С того времени общество стало называться «Императорское русское музыкальное общество». Во всех городах отделения ИРМО открывались по инициативе местных музыкантов и любителей музыки, причем на базе многолетнего существования собственных музыкальных кружков.
Русское музыкальное общество
Литература : Пузыревский А. И., Императорское русское музыкальное общество в первые 50 лет его деятельности. (1859-1909), СПБ, 1909; Финдейзен Н., Очерк деятельности С.-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества. (1859-1909), СПБ, 1909; Пашкин Н. Д., Московское отделение Императорского Русского музыкального общества. Очерк деятельности за пятидесятилетие. 1860-1910, М., 1910.
M. M. Яковлев.
Полезное
Смотреть что такое «Русское музыкальное общество» в других словарях:
Русское музыкальное общество — (РМО), создано в 1859 в Петербурге по инициативе А. Г. Рубинштейна и ряда музыкально общественных деятелей на базе Симфонического общества. Деятельность РМО носила просветительский характер. Общество устраивало концерты: симфоническими концертами … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Русское музыкальное общество — (РМО), создано в 1859 в Петербурге по инициативе А. Г. Рубинштейна и ряда музыкально общественных деятелей на базе Симфонического общества. Деятельность РМО носила просветительский характер. Общество устраивало концерты: симфоническими… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО — (РМО) организовано в Санкт Петербурге в 1859 по инициативе А. Г. Рубинштейна. Основная цель развитие музыкального образования в России и поддержка отечественных музыкантов. Отделения в Москве, Киеве и других городах. Способствовало развитию… … Большой Энциклопедический словарь
Русское музыкальное общество — (РМО), существовало в 1859 1917. Организовано по инициативе А.Г. Рубинштейна. Основная цель развитие музыкального образования в России и поддержка отечественных музыкантов. Отделения в Москве, Санкт Петербурге, Киеве и других городах. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Русское музыкальное общество — (РМО; с 1868 года Императорское Русское музыкальное общество, ИРМО) российское музыкально просветительское общество, действовавшее со второй половины XIX века до начала XX века, стремившееся содействовать распространению музыкального образования … Википедия
Русское музыкальное общество — с 1869 Императорское, музыкальное общество, существовавшее в 1859 1917. Организовано в Петербурге по инициативе А. Г. Рубинштейна. Ставило целью «развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрение отечественных… … Большая советская энциклопедия
Русское музыкальное общество — Императорское (ИРМО), организовано в Санкт Петербурге в 1859 по инициативе А. Г. Рубинштейна. Основная цель развитие музыкального образования в России и поддержка отечественных музыкантов. Отделения в Москве, Киеве и других городах.… … Энциклопедический словарь
РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (РМО) — РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (РМО), организовано в Санкт Петербурге в 1859 по инициативе А. Г. Рубинштейна. Основная цель развитие музыкального образования в России и поддержка отечественных музыкантов. Отделения в Москве, Киеве и других городах … Энциклопедический словарь
Императорское русское музыкальное общество — см. Русское музыкальное общество … Музыкальная энциклопедия
Русское музыкальное общество
Смотреть что такое «Русское музыкальное общество» в других словарях:
Русское музыкальное общество — (РМО), создано в 1859 в Петербурге по инициативе А. Г. Рубинштейна и ряда музыкально общественных деятелей на базе Симфонического общества. Деятельность РМО носила просветительский характер. Общество устраивало концерты: симфоническими концертами … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Русское музыкальное общество — (РМО), создано в 1859 в Петербурге по инициативе А. Г. Рубинштейна и ряда музыкально общественных деятелей на базе Симфонического общества. Деятельность РМО носила просветительский характер. Общество устраивало концерты: симфоническими… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО — (РМО) организовано в Санкт Петербурге в 1859 по инициативе А. Г. Рубинштейна. Основная цель развитие музыкального образования в России и поддержка отечественных музыкантов. Отделения в Москве, Киеве и других городах. Способствовало развитию… … Большой Энциклопедический словарь
Русское музыкальное общество — (РМО), существовало в 1859 1917. Организовано по инициативе А.Г. Рубинштейна. Основная цель развитие музыкального образования в России и поддержка отечественных музыкантов. Отделения в Москве, Санкт Петербурге, Киеве и других городах. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Русское музыкальное общество — (РМО; с 1868 года Императорское Русское музыкальное общество, ИРМО) российское музыкально просветительское общество, действовавшее со второй половины XIX века до начала XX века, стремившееся содействовать распространению музыкального образования … Википедия
Русское музыкальное общество — (с 1869 Императорское русское музыкальное общество, ИРМО, РМО). Создано в 1859 в Петербурге по инициативе А. Г. Рубинштейна и группы муз. и обществ. деятелей на базе существовавшего прежде Симфонического об ва. Согласно уставу (утверждён… … Музыкальная энциклопедия
Русское музыкальное общество — Императорское (ИРМО), организовано в Санкт Петербурге в 1859 по инициативе А. Г. Рубинштейна. Основная цель развитие музыкального образования в России и поддержка отечественных музыкантов. Отделения в Москве, Киеве и других городах.… … Энциклопедический словарь
РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (РМО) — РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (РМО), организовано в Санкт Петербурге в 1859 по инициативе А. Г. Рубинштейна. Основная цель развитие музыкального образования в России и поддержка отечественных музыкантов. Отделения в Москве, Киеве и других городах … Энциклопедический словарь
Императорское русское музыкальное общество — см. Русское музыкальное общество … Музыкальная энциклопедия