в каком году согласно летописному преданию в новгород были приглашены на княжение варяги
Итоговый тест по истории России 6 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Итоговый тест по истории России 6 класс
1. В каком году согласно летописному преданию в Новгород были приглашены на княжение варяги?
1) 862 г. 2) 907 г. 3) 1097 г. 4) 1113 г.
2. В первой четверти XIV в. московские князья вели борьбу за лидерство в Северо-Восточной Руси с
1) Новгородом 2) Рязанью 3) Тверью 4) Ростовом
3. Какой город не был взят монголами во время Батыева нашествия?
1) Новгород 2) Киев 3) Козельск 4) Рязань
4. Укажите военные победы, благодаря которым удалось предотвратить захват западными завоевателями русских земель.
1) битва на реке Неве и Ледовое побоище
2) битва на реке Калке и сражение на реке Сить
3) «стояние» на реке Угре и битва на реке Шелонь
4) битва на реке Воже и Куликовская битва
5. Что стало одной из причин (предпосылок) начала политической раздробленности Древнерусского государства в XIII в.?
1) создание свода законов Русская Правда 2) рост крупного землевладения
3) принятие христианства 4) призвание на Русь варягов
6. Что из названного было одной из причин возвышения Москвы в XIV в.?
1) отсутствие альтернативы Москве как центру объединения
2) отсутствие разрушений в Москве во время Батыева нашествия
3) политика московских князей
4) усиление Золотой Орды
7. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите князя, о котором идёт речь.
1) Юрий Долгорукий 2) Александр Невский
3) Иван Калита 4) Дмитрий Донской
8. Что из перечисленного относится к деятельности князя Владимира Мономаха?
1) принятие Русью христианства 2) введение уроков и погостов
3) разгром Хазарского каганата 4) съезд князей в Любече
9. Укажите памятник архитектуры, созданный при участии итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти.
1) Софийский собор в Киеве 2) Софийский собор в Новгороде
3) Успенский собор во Владимире 4) Успенский собор Московского Кремля
10. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:
1) объединение Киева и Новгорода под властью князя Олега
2) дунайские походы князя Святослава Игоревича
3) призвание на княжение варягов
4) введение уроков и погостов
11. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.
1) поход князя Олега на Царьград 2) начало составления Русской Правды
3) установление уроков и погостов 4) первое упоминание Москвы в летописи
12. Установите соответствие между князьями и событиями, произошедшими во время их княжения: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Б) Владимир Святославич
1) принятие Русью христианства
2) разгром Хазарского каганата
3) составление Русской Правды
4) объединение Киева и Новгорода
13. Запишите термин, о котором идёт речь.
«Ханская грамота, подтверждающая права русских князей на правление в период ордынского владычества».
14. Запишите термин, о котором идёт речь.
«Название восточнославянского племенного союза, располагавшегося на среднем течении Днепра, племенным центром которого был Киев».
15. Сравните позиции Москвы и Твери в борьбе за роль центра объединения русских земель. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.
1) на княжеском престоле находились потомки Рюрика
2) поддержка князя митрополитом
3) разорение княжества в первой половине XIV в. в результате подавления мощного антиордынского восстания
4) расположение на торговых путях
16. Ниже приведены исторические термины. Все они, за исключением одного, относятся к истории восточных славян VIII−X вв.
Баскаки, дружина, урок, вервь, полюдье.
17. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите период времени, в который происходили описываемые события.
«Московский князь, родоначальник династии московских князей, был младшим сыном Александра Ярославовича Невского и потому получил незначительный в то время московский удел. Этот удел, полученный князем, состоял тогда из небольшой деревянной крепости и нескольких сёл и деревень без единого каменного здания… Однако мудрая политика князя в итоге принесла свои плоды: Московское княжество значительно расширилось за счёт присоединения Коломны и Переславля-Залесского. В связи с ростом территории Московского княжества значительно возрос на Руси и авторитет московского князя».
1) первая половина XII в 2) конец XII — начало XIII в.
3) середина XIII в. 4) вторая половина XIII — начало XIV в.
18. Прочтите отрывок из летописи и укажите древнерусского князя, к которому были обращены следующие слова.
«И послали со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Неужели не жаль тебе своей отчизны, старой матери, детей своих?»»
1) Олег Вещий 2) Игорь Старый
3) Святослав Игоревич 4) Владимир Святой
1. В каком веке согласно летописному преданию в Новгород на княжение были призваны варяги?
1) VII в. 2) VIII в. 3) IX в. 4) X в.
2. Что из названного было одной из причин возвышения Москвы в XIV в.?
1) отсутствие альтернативы Москве как центру объединения
2) отсутствие разрушений в Москве во время Батыева нашествия
3) политика московских князей
4) усиление Золотой Орды
3. Где в период политической раздробленности Руси сложилась республиканская форма правления, при которой высшим органом власти являлось вече?
1) в Москве 2) в Новгороде 3) во Владимире 4) в Рязани
4. На какой реке была одержана победа над шведским войском в первой половине XIII в.?
1) Калка 2) Нева 3) Дон 4) Угра
5. В результате политики, проводимой Иваном Калитой
1) в Москву была перенесена резиденция митрополита
2) Псков вошёл в состав Московского княжества
3) обострились отношения с Золотой Ордой
4) Великое княжество Литовское признало зависимость от Москвы
6. Что из названного было следствием «стояния» на реке Угре в 1480 г.?
1) начало возвышения Москвы в качестве центра русских земель
2) присоединение к России Казанского ханства
3) освобождение Руси от ордынской зависимости
4) ликвидация Ливонского Ордена
7. Прочтите отрывок из источника и укажите век, когда произошли описанные события.
«И пришли немцы к Чудскому озеру, и встретил их Александр и изготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец Александра, Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. Да и у князя Александра было много храбрых воинов. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их, как сердца львов, и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя». Была же тогда суббота, и, когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замёрзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью».
1) XII в. 2) XIII в. 3) XIV в. 4) XV в.
8. Первое упоминание в летописи о Москве относится к периоду правления в Северо-Восточной Руси князя
1) Всеволода Большое Гнездо 2) Андрея Боголюбского
3) Юрия Всеволодовича 4) Юрия Долгорукого
9. Укажите русского иконописца, который вместе с Феофаном Греком расписывал стены Благовещенского собора Московского Кремля.
1) Андрей Рублёв 2) Фёдор Конь 3) Аристотель Фиораванти 4) Симон Ушаков
10. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.
1) принятие Русью христианства 2) призвание новгородцами варягов
3) разгром печенегов Ярославом Мудрым 4) нашествие Батыя на русские земли
11. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:
1) присоединение Новгорода к Москве 2) нашествие хана Батыя
3) принятие первого Судебника 4) борьба Руси с западными завоевателями
12. Установите соответствие между князьями и событиями, произошедшими в годы их правления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
2) разгром Хазарского каганата
3) восстание древлян, приведшее к гибели киевского князя
4) объединение Киева и Новгорода под единой княжеской властью
13. Запишите понятие, о котором идёт речь.
«Поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей».
14. Запишите термин, о котором идёт речь.
«Название восточнославянского племенного союза, располагавшегося на среднем течении Днепра, племенным центром которого был Киев».
15. Сравните черты взаимоотношений Руси и Орды в конце XIII в. и в конце XIV в. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия
1) попытки организации московскими князьями сопротивления ордынскому владычеству
2) получение русскими князьями ярлыков на княжение
3) сбор дани с русских земель баскаками
4) уплата русскими землями дани Орде
16. Ниже приведён перечень названий русских городов. Все они, за исключением одного, были разорены монгольскими захватчиками в XIII в.
1) Новгород 2) Киев 3) Рязань 4) Владимир 5) Козельск
17. Прочтите отрывок из летописи и укажите князя, о военном походе которого идёт речь.
«И с этими всеми пошёл… на конях и в кораблях, и было кораблей числом 2000. И пришёл к Царьграду: греки город затворили. И вышел… на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. …И повелел своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь»».
1) Олег Вещий 2) Святослав Игоревич 3) Ярослав Мудрый 4) Владимир Святославич
18. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите год, когда произошли описанные события.
«»Хочу властвовать в Новгороде, как властвую в Москве, — сказал великий князь, —в нём не должно быть ни веча, ни посадника, а будет только моя государева воля». После многих переговоров новгородцы согласились и присягнули Иоанну как своему полному властному государю. Вечевой колокол и престарелая Марфа-посадница были отправлены в Москву. Однако волнения в Новгороде после того долго не прекращались, потому что граждане не могли скоро забыть о своей прежней вольности».
Призвание варягов
Традиционно считается отправной точкой русской государственности. Древнейшим источником сведений о событии является основанное на устном предании «Сказание о призвании варягов», содержащееся в «Повести временных лет» и в предшествующем ей летописном своде конца XI века, (текст которого частично сохранился в Новгородской первой летописи).
Содержание
Предыстория призвания варягов
Для прекращения внутренних конфликтов представители славянских и финских племён решили пригласить князя со стороны («И реша себе: князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядил ны по праву»). В ряде поздних источников появление варягов, их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после смерти которого в конфедерации племён наступил период безвластия. Согласно этим же источникам, на межплеменном сходе предлагались разные кандидатуры — «от варяг, или от полян, или от хазар, или от дунайчев». [3] По изложению Иоакимовской летописи, которую историки подвергают сомнению, Гостомысл перед смертью указал, что наследовать ему должен сын его средней дочери Умилы, выданной замуж за варяжского князя из Финляндии. Этот сын и был Рюрик. По краткому и наиболее авторитетному изложению «Повести временных лет», было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси.
Призвание
Согласно «Повести временных лет» (в переводе Д. С. Лихачёва):
«В год 6370 (862 по современному летоисчислению). …И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене…» [4]
Существует точка зрения, впервые высказанная А. Куником, что Синеус и Трувор — это вымышленные имена, возникшие под пером летописца в результате буквального перевода древнешведских слов «сине хус трувор», что означает «с домом и дружиной». Однако специалисты по скандинавистике считают данный вариант маловероятным и указывают на то, что данные личные имена встречаются в скандинавских источниках. [5]
Знаменитые слова послов: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет» являются одним из возможных вариантов перевода текста летописи на современный язык. Выражение «порядка нет» часто понимается буквально, как указание на хаос от безвластия. Однако в первоисточнике слово «порядок» отсутствует. В летописи по Ипатьевскому списку [6] на старославянском языке написано: «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет». В ряде других списков (например в Четвёртой Новгородской летописи) написано «земля наша добра и велика есть, изобилна всем, а нарядника в ней нет». При этом под словом наряд исследователями (например, И. Я. Фрояновым [7] ) понимаются полномочия на определенную деятельность, в данном случае на осуществление властных функций, а под нарядником — судья, правитель княжества.
Княжеская власть подразумевала сбор дани для обеспечения дружины, которая должна обеспечить защиту подвластных племен от внешнего нападения и внутренних усобиц. В средневековом Новгороде существовал обычай приглашать князей со стороны в качестве наёмных правителей города, однако не известно о такой практике среди славян в более раннее время. В некоторых свидетельствах арабских писателей IX—X веках русы описываются как народ, совершающий набеги на славян и покоривший часть славян. [8]
Некоторые исследователи отмечали значительное смысловое совпадение летописного «Призвания варягов» с цитатой из сочинения «Деяния Саксов» Видукинда Корвейского, в которой бритты обращаются к трем братьям-саксам с предложением о передаче им власти над собой: «Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти…»
Д. С. Лихачев полагал «призвание варягов» вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Киевской Руси от византийского влияния. [9] [10]
Участие руси в призвании
Причины замены «реша Русь» на «реша Руси» исследовал Егор Иванович Классен:
«Старая Руса на реке Русе существовала еще до пришествия варягов, принадлежала к Новогородской области; следовательно, Руссы уже были в этой вольной области до призвания князей варяжских. Эти Руссы могли точно так же участвовать в призвании варягов, как и прочие племена Новогородской области. Они, Руссы, и действительно участвовали в этом призвании, ибо в Лаврентьевском или старшем списке Несторовой летописи сказано: «и реша Русь, Чудь, Словене и Кривичи (варягам-Руси): вся земля наша и пр.» То есть варягов-Руссов призывали к себе четыре племени Новгородской области, в числе которых, во главе, стоят Руссы. На основании этого мы можем слова летописи выразить так: Руссы вольные, или Новогородские, жившие в старой Русе, призывали из-за моря Руссов, княживших в том краю и бывших варягами.» [15]
Столица Рюрика
Летописи расходятся в именовании города, куда пришел княжить Рюрик. Согласно Лаврентьевскому списку и Новгородской летописи, это был Новгород, однако, по Ипатьевскому списку Рюрик сначала княжил в Старой Ладоге и только через два года после смерти братьев «срубил» Новгород. [24]
Археологические данные подтверждают скорее вторую версию; самые ранние постройки Новгорода датируются X веком, в то время как Ладога была построена около 753 года.
В то же время в самом Великом Новгороде есть так называемое Рюриково Городище — княжеская резиденция, культурный слой которой значительно старше остального города.
Призвание варягов
Древнейшим источником сведений о событии является основанное на устном предании «Сказание о призвании варягов», содержащееся в «Повести временных лет» и в предшествующем ей летописном своде конца XI века, текст которого частично сохранился в Новгородской первой летописи.
Традиционно считается отправной точкой русской государственности. В исторической науке призвание варягов является предметом споров. Нет общепринятой точки зрения ни на датировку этого события, ни на конкретные его обстоятельства, ни на сам факт призвания.
Связанные понятия
О западнославянском племени см. западные полянеПоля́не — название восточнославянского племенного объединения, в эпоху расселения восточных славян поселившегося по среднему течению Днепра, на его правом берегу. На земле полян появился Киев — столица Киевской Руси (с 882 года) и, возможно, предшествовавшего ей княжества. Поляне, территория которых стала ядром Киевской Руси, перестали упоминаться летописью по племенному имени (в 944 году).
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Сино́псис Ки́евский («Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа») — компилятивный обзор истории Юго-Западной Руси, составленный во второй половине XVII столетия и изданный впервые в 1674 году в типографии Киево-Печерской лавры, в последний раз в Киеве в 1861 году. Автором предположительно являлся архимандрит лавры Иннокентий Гизель. В XVIII веке «Синопсис» был самым распространённым историческим сочинением в России. Традиционно считается одной из важных вех в формировании концепции.
Призвание варягов на княжение в Новгород
Всего получено оценок: 115.
Всего получено оценок: 115.
862 год — дата призвания варягов на княжение в Новгород — стала своеобразной точкой начала истории России. Возможно, эти личности и легендарны, так как источников, письменных и археологических, о том периоде мало. Кратко рассмотрим призвание варягов во главе с Рюриком, которое изучают в школьном курсе истории 6 и 10 классов. Для понимания истории Руси IX века следует знать, какие племена призвали Рюрика и варягов и в каком году было это событие.
Предыстория и события 862 года
Древнейшая русская летопись, «Повесть временных лет», сообщает, что в 859 году варяги собирали дань со славянских и финно-угорских племен, которые проживали на территории между Ладожским озером и Западной Двиной.
Рис. 1. Призвание варягов.
К таковым относились:
В 862 году произошло изгнание варягов, но потом племена решили снова позвать их. Согласно летописям, причиной были разногласия между племенами и отсутствие порядка в их богатой земле. Призванных варягов в летописях называют «русью», а также шведами, англами и готами. От этого названия они выводят термин «Русская земля».
Варяжским морем средневековые летописцы называли Балтийское. Из него шел путь на юг, в Черное море. Он получил название «путь из варяг в греки». Путь проходил по рекам: Западная Двина, Днепр, Нева, Волхов, Ловать.
Трактовки события
Историки начали споры вокруг варягов еще в середине XVIII века. В историю это вошло как дискуссия между норманистами и антинорманистами. К первым относились немецкие историки XVIII века, которые работали в Российской империи, Миллер, Байер и Шлёцер, а ко вторым — Михаил Ломоносов. Последний предположил, что предводитель варягов Рюрик происходил из полабских славян.
Некоторые историки XX века, например, Борис Рыбаков, полагали, что новгородцы внесли легенду о варягах в свою «Остромирову летопись», а потом она попала в киевскую.
Сами варяги, очевидно, были скандинавами. На это указывают многочисленные археологические находки и захоронения VIII-XI веков между Смоленском и Ладогой. Последний город был построен около 750 года. Рюрик вполне мог успеть покняжить и в Ладоге, и потом в Великом Новгороде, где есть Рюриково городище с интересным для археологов культурным слоем. К 879 году под контролем этого князя была территория от Западной Двины на юге и до Ладоги на севере, от Чудского озера на западе и до Клязьмы на востоке.
Похожие сюжеты о происхождении государственности и правящей династии встречаются и у других народов. Например, бритты в сочинении «Деяния саксов» обратились к трем братьям-саксам с просьбой взять власть над собой. Таким образом, легендарные личности и их действия у разных народов похожи.
Что мы узнали?
Варяги были призваны на княжение в Новгород в 862 году, что стало поворотной точкой в истории Руси. Во главе варягов — Рюрик и его братья Синеус и Трувор. Рюрик княжил в городе Ладога, а после смерти братьев правил единолично и в остальных городах. Многочисленные археологические находки и захоронения указывают, что варяги, очевидно, были скандинавами.
Призвание варягов
Главное
Призвание варягов – легендарное событие в истории России, в основе которого лежит призвание славянскими и финскими племенами варягов на княжение на Русь. Событие датируется 862 г., однако точная дата неизвестна. Призвание варягов носит символическое значение для русской государственности. Дата считается началом становления Руси.
История
Состояние
Призвание варягов описывается в летописи «Повесть временных лет». Автор: монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Оригинал утрачен.
В «Повести временных лет» Ладога названа городом, куда в 862 году был призван на княжение варяг Рюрик. По летописному сообщению, Рюрик «срубиша город Ладогу», то есть, по-видимому, построил крепость. Поэтому, согласно одной из версий русской истории, Ладога (сейчас село Старая Ладога Ленинградской области) была первой столицей Руси: местом княжения Рюрика с 862 по 864 год.
Современные историки спорят о достоверности события. Это вызвано отсутствием точной датировки и обстоятельств, а также самим фактом призвания. Но, несмотря на сомнения, легенда продолжает жить.
Сегодня недалеко от города Изборска находится Труворово городище, названное в честь князя Трувора, правившего здесь до своей смерти. Основание городища датируется VII – XVIII вв. Здесь располагается знаменитый Труворов крест – каменное сооружение в форме креста выше человеческого роста. По преданию, именно здесь находится могила Трувора. Крест является объектом культурного наследия России федерального значения.
Что касается города Белоозера (ныне Белоозерск), то на настоящий момент у ученых нет археологических подтверждений не только о княжении здесь князя Синеуса, но и о существовании Белоозера в принципе.
В 1862 г. Великом Новгороде был установлен монумент «Тысячелетие России», посвященный юбилею призвания варягов. Памятник спроектирован скульпторами Михаилом Микешиным, Иваном Шредером и архитектором Виктором Гартманом. Монумент представляет собой колокообразную фигуру, состоящую из трех уровней. Верхний ярус символизирует православие. Средний ярус состоит из 17 фигур, с именами которых связаны основные этапы становления Российского государства. В центре яруса располагается фигура князя Рюрика. На нижнем ярусе изображены еще 109 образов, олицетворяющих сильнейших представителей русского самодержавия. Памятник является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Также в честь двух братьев-варягов Трувора и Синеуса сегодня названы речные круизные теплоходы: российский «Викинг Трувор» и украинский «Вікінг Сінеус». События 862 г. нашли отражение в полотнах великого русского живописца В. Васнецова с одноименным названием «Призвание варягов».
Впечатления
Легенда о призвании варягов является широко известной. Любой школьный учебник истории начинается именно с нее. Сегодня в городах, где правили братья-варяги Рюрик, Синеус и Трувор находятся материальные объекты, воплощающие легенду в жизнь. Так, в Старой Ладоге развивается брэнд «Старая Ладога – первая столица Руси», проводится фестиваль под этим названием. Некоторые региональные исторические фестивали включают «призвание варягов» в программы, например, Крымский военно-исторический фестиваль. Однако с научной точки зрения легенда о призвании варягов все-таки остается легендой.