что лучше для программиста бгу или бгуир
IT специальности БГУ или БГУИР
kelebek
Active member
можно тут подробней, потому как сфера моих профессиональных интересов очень далека от IT.
У нее просто очень много интересов. О том, что она хочет стать программистом я услышала еще когда дочка восьмой класс заканчивала. Для меня это было «большим сюрпризом», потому как языковая гимназия, в моем понимании дальше тоже учеба где-то в этой сфере. я ее долго уговаривала передумать, а потом меня «уговорила»не противостоять ребенкиному выбору приятельница. Биологией она увлеклась с подросткового возраста, прочитав «амазонию», хотя как свою будущую профессию никогда для себя не рассматривала. С научно-практической конференцией же у нее получилось все просто. Никто лучше дочки в параллели не знал биологию, поэтому ей предложили поучаствовать, ну и она не отказалась и т.к. тему выбрала для себя интересную, то и выложилась на ней максимально. Знание английского здесь ей тоже пригодилось, потому как пришлось изучить много исследований крупных университетов на эту тему, соответственно и работа получилась достаточно глубокая. Но при этом когда все ей говорили продолжать свое образование в этой области, дочка категорически отказалась, сказав что это не ее будущее, а все это просто было «пробой пера» или испытанием собственных возможностей. Вообще, после того как дочка походила в десятом классе к Шабашовой, у нее произошел своеобразный переворот, после которого в ней проснулись лидерские начала и стремления сделать карьеру. Вот так тоже бывает, а ходили математикой позаниматься. Но это тоже другая совсем тема.
Я не сбрасываю со счетов то, что она может еще много чем заниматься и поэтому мы всегда ей говорим, что готовы поддерживать ее стремления в получении хорошего образования. Не исключаю, что получив одно образование, она еще получит и второе) А еще я мечтаю до Германии отправить ее на годик поучить в Пекинском в университете китайский язык, уже даже нашли куда и как))) Но пока это вилами по воде писано,потому как часто достаточно выйти замуж и в карьерной и образовательной жизни девушки происходит как минимум «пауза», но еще чаще «остановка»))) Здесь наше дело только предложить и поддержать, а все остальное будет зависеть от ее выбора. Ох, мне бы в моем детстве все это:biggrin:
Абсолютно согласна, потому и многие «пачками» вылетают из универов, но все-таки многие дети сами не знают чем хотят заниматься к окончанию школы, вот и ищут себя и свое место под солнцем, начиная с самых рейтинговых специальностей. Я постаралась в этом немного перестраховать ребенка, предложив пойти в БГУ. На хорошее математическое образование легко будет «примерить» разные специальности, все-таки математика учит думать и хорошо мозг «разгоняет», так что пусть начнет с этого. Тем более, что год назад меня дочь поразила сказав, что у кого-то от стихов душа поет, а ее душа поет в процессе решения математики, мне этого не понять, но все люди разные, это я хорошо понимаю. Она уже и сейчас заканчивает самостоятельное изучение первой части лекций по вышке Письменного, потому что хочется и нравится.
julka, немного позже соберусь мозгами и задам вопросы в личку, сейчас мозги в кучку не собираются, непредвиденные обстоятельства свалились на голову и мозг отказывается думать обо всем сразу)))
Что лучше для программиста бгу или бгуир
кто хотел и получили-таки корочку преподаватель математики на английском языке
да, мне что-то несвязанно сказали про защиту диплома на английском по желанию.
хотелось бы узнать Ваш выбор?
Спасибо за тему. Очень актуальна для нас.
Дочка выбрала БГУИР, а я прочитав Вашу тему стала сомневаться в правильности выбора…
olivka, у меня компания по подбору IT cпециалистов, могу сказать, что многое зависит от самих абитуриентов, но более сильная школа считается в БГУИР.
у нас на мехмате в 1990-2005 было на пед.отделении
Это на чьем мехмате? У нас по 15 лет не учатся
вот несколько лет или только год или до 5-го курса, не помню, к сожалению
В БГУ 92-97гг., это первые годы эксперимента. Спецгруппы продолжающих изучение языка действительно занимались факультативно вплоть до 5 курса с выдачей сертификатов, группы начинающих (т.е. в школе изучался другой язык) занимались только первые 2 курса, правда с большИм количеством часов в итоге в дипломе, но без выдачи сертификатов независимо от желания. Дескать, экспериментом не предполагались бюджетные расходы в таком объеме (устный ответ руководства при отказе продолжать обучение с начинающими).
Достаточно глубокая грамматика необходимая для технического научного перевода. Никакого раговорного.
Не сказала бы. Все пары английского на том же втором курсе были четко поделены на виды деятельности, в том числе на разговорную речь, диалоги и т.п. По крайней мере у нас было так, можно Lemming попросить подтвердить И аудирование было, и TOEFL, и много материалов для разговорной из британского посольства ксерилось. Уровень очень достойный был. Даже если добавить потом отсутствие практики — моим нынешним студентам экономфака из обычных групп без дополнительных курсов и поездок, до него как до Луны.
Я на всю жизнь запомнила расписание четверга … Две пары английского, две пары диффур, две пары английского.
Вот уже в магистратуре, аспирантуре — там упор делался на перевод/пересказ научных текстов и грамматику (ооо, Learn to Read Science — настольная книга ). Для разговорного только хуже делали, уж очень сложными грамматическими формами грузили мозг.
Не сказала бы. Все пары английского на том же втором курсе были четко поделены на виды деятельности, в том числе на разговорную речь, диалоги и т.п.
У разговорный был на микроминимальном уровне. И это при том, что я была типо в продвинутой группе. 1995-2000
но более сильная школа считается в БГУИР.
На сегодняшний момент это неправда. БГУ дает хорошую математическую подготовку. Без нее программером (а не кодером) стать очень сложно.
olivka,моя дочь пошла на МехМат выбрала компьютерную механику. у них есть мальчики с баллами позволяющими им легко поступить в БГУИР на информатику, но они для себя решили, что они хотят большего, чем быть просто кодерами. это из рассказов дочери. Все кто хотят становятся программистами, но хотят далеко как не все. находят для себя более интересное применение. Вообще, после моего легкого шока от дочкиного выбора, я очень много разговаривала с разными знакомыми имеющими отношение к айтишникам или не айтишниками, закончившими ФПМИ и МехМат, БГУИР. для себя сделала вывод, что решение моей дочери было правильным, потому как все сошлись на том, что главное «мозг запустить» и после такого количества математики, а в нашем случае + механики выпускникам очень многое по-плечу. Дочке учиться очень нравится, кроме прочего очень веселая жизнь на факультете. Она очень рада своему выбору. Хотя задают очень много, и каждому индивидуальные задания. каждый вечер корпит над задачами. программирование сразу начали с С++, тоже нравится. Хотите, пусть Ваша дочь пообщается с моей, если есть вопросы. Английский для нашего уровня, к сожалению, никакой. Но мы на другое и не рассчитывали после нашей-то гимназии.
У разговорный был на микроминимальном уровне. И это при том, что я была типо в продвинутой группе. 1995-2000
Отнесем это насчет индивидуального подхода преподавателя
Мы даже художественные переводы делали на первом курсе, песен и т.п.
Я про спецгруппы и пишу.
CTEPBA, какой процент выпускников мехмата говорит на английском хоть с горем пополам? Небольшой. Я имею дело с выпускниками достаточно регулярно.
спасибо за Ваш ответ и предложенную помощь. Это очень важно для меня.
Выбор действительно не простой. Есть время подумать.
Вашей девочке- успехов.
у нас на мехмате в 1990-2005 было на пед.отделении
Это на чьем мехмате? У нас по 15 лет не учатся
Ой, точно-поправлю, 1990-1995 :haha:. Наверное, в мое время и начался этот эксперимент. Почему-то, мне кажется, что и ходили-то мои однокурсники только с пед. потока. И ходили почти одни минчане, английский у них всегда лучше был, чем у нас-иногородних.
Почему-то, мне кажется, что и ходили-то мои однокурсники только с пед. потока.
Да, потому что в рамках эксперимента на производственном потоке параллельно изучали экономику. Им немного больше повезло, потому что по факту им же не сертификат выдавали, а дополнительный диплом (правда недействительный без первого).
Мы тогда просили дать свободу выбора — или то, или другое. Но было сказано, что педагогам требуется иностранный, а производственникам — экономика. Время такое было … Тогда еще после окончания производственного потока можно было дополнительно поучиться, чтоб получить квалификацию педагога, что хоть как-то трудоустройство облегчало типа.
Правда у нас не было разделения на минчан/иногородних. Более того, со второго курса спецгруппу принудительно сделали на белорусскоязычном потоке, куда пришлось перевестись, даже притом, что в школе белорусского не изучал. Т.е. как раз слили в одной группе минчан преимущественно с русскоязычного потока и иногородних преимущественно с белорусскоязычного потока.
CTEPBA, какой процент выпускников мехмата говорит на английском хоть с горем пополам?
Из нашего выпуска? Из тех, кто был в группе продолжающих — часть вообще после окончания пошла работать в бюро переводов Да и остальные языком вполне неплохо владели и воспользовались тем, что получили, в разных ситуациях. Но нас же было немного, кто был в спецгруппах.
А про обычные — да, не знаю. Если речь о них, так я как раз про то, что смысл в спецгруппах был, подготовку, тогда по крайней мере, давали хорошую. Или сейчас и спецгруппы не те уже по уровню?
Нынешние студенты и выпускники меня не радуют в целом, не только в плане английского. Обертка порой и ничего, но конфетки невкусные сплошь и рядом
Нынешние студенты и выпускники меня не радуют в целом, не только в плане английского. Обертка порой и ничего, но конфетки невкусные сплошь и рядом
а когого они радуют? гляньте на уровень школьников. вот оттуда ноги растут.
Да, потому что в рамках эксперимента на производственном потоке параллельно изучали экономику.
Чуть позже этот экономический диплом за дополнительные деньги получили почти все, кто в то время ФПМ и мех-мат закончили, так как это
как-то трудоустройство облегчало
А вот спецгруппы тогда действительно английским серьезно занимались.
Чуть позже этот экономический диплом за дополнительные деньги получили почти все, кто в то время ФПМ и мех-мат закончили
сейчас это все тоже практикуется. жалко, что с английским такого нет. меня бы очень устроило, если бы за дополнительные деньги мы смогли бы изучать его углубленно, потому как времени на курсы у нас пока нет, с гете тоже распрощались на время, может быть потом на С уровень дочка туда вернется. по немецкому пришлось взять репетитора из-за непоняток с расписанием, но это оказалось к лучшему, потому как в гете практически не уделялось внимание фонетике, да и с грамматикой тоже там слабо. прикольно то, что немка первый раз занимается с ребенком изучающим математику. у нее все только мглушники, математиков и технарей за все годы не встречалось. так что, боюсь, что скоро немецкий будем знать лучше чем английский, если последним будем заниматься только в универе по предложенной программе.
kelebek, поделитесь, пожалуйста, на сегодняшний день Ваши впечатления от мехмата БГУ, остались ли вы на специальности либо перевелись на платное? Довольна ли дочь выбором, либо жалеете?
какая у дочери специальность конкретно? https://my-univer.ru/minsk/bsu
Ситев, скорее жалею я, что не настояла на каком-нибудь другом вузе. Учиться очень тяжело, свободного времени нет совсем. Учеба сначала в универе, а потом до глубокой ночи дома. Учиться на высокие баллы почти из области фантастики. После летней сессии перейдет Ре на педпоток, там все-таки легче учиться. Пока учится на компьютерной механике. Для девочки это жЭсть. Хотя дочь это и признает уже сама, но никуда не перепоступала и когда я подняла этот вопрос снова недавно, сказала чтобы я отстала от нее… Хотя жалуется что в универе у всех самооценка упала ниже плинтуса и опустили ее преподы. Вот как-то так. Жалко мне ее, никуда не ходит,даже нет времени с подругами школьными встречаться. Короче нечего девочке там делать, если она не завернута на математике, механике и науке. Ее друзьям в других вузах на it-шных специальностях гораздо легче учиться. А у нас все слишком углубленно,сначала английский в школе, теперь математика надеюсь, что в будущем это даст свои плоды, но пока лишь горящая нервная система,хроническая усталость и проблемы с желудком нарисовались.
kelebek, спасибо, понято. Напишу в личку.
kelebek, а куда пойти девочке?
если она не завернута на математике,
Но, ээээ… это ж в принципе было ясно.
Magda, моей дочери очень нравилась математика,т.е. она с удовольствием много решала. В универе они решают мало, зато надо учить наизусть теорию и словами читающего эту теорию преподами, за небольшим исключением тех,кому важно понимание сути
Спец группа по информатике, как пробный вариант.
спецгруппа — насколько я понимаю, это детище яндекса от начала и до конца, как и ШАД. КМК, к этому новому проекту отошения не имеет.
lisnata, все равно обязали или нет. если грядет крутая реорганизация ФМПИ, то хотелось бы четко представлять какая и фраза, что бОльшя часть студентов уйдет в новый ВУЗ пугает очень сильно.
с бюджета на платное? с диплома БГУ на диплом неизвестного?
Однозначно, что вопросов ещё с десяток найдётся и очень волнительных. Но не думаю, что это произойдёт быстро.
Перечень базовых дисциплин ФПМИ БГУ в разрезе специальностей
Последнее редактирование: 25 Фев 2021
lisnata, ФАна не вижу, ВМА, дифур, МатрАна на своей специальности. Список наверное не полный
Последнее редактирование: 13 Дек 2019
Министр образования Игорь Карпенко в интервью изданию «Наша Нива» критически высказался по поводу концепции, которую продвигают айтишники.https://belsat.eu/ru/news/ministr-k…em-prevrashhat-vysshee-obrazovanie-v-srednee/
«Мы предлагали реорганизовать факультет прикладной математики БГУ в IT-институт, приказом министра можно было дать туда экспериментальные планы и программы, и мы бы не нарушили здесь Кодекс об образовании. Были еще варианты, но они выбрали создание IT-университета с нуля в самом Парке высоких технологий. В таком случае им нужно открыть специальности, пройти аккредитацию, и мы готовы в этом помогать! В текущем году, кстати, мы исправили ситуацию: оказывается, у нас до сих пор информатика не была предметом для изучения на углубленном уровне!» — заявил Карпенко.
Последнее редактирование: 24 Дек 2019
какая к черту разница
самообразование в подавляющем большинстве случаев — и основа, и двигатель
и вуз здесь скорее выбирается по принципу «чтобы не мешал» — чтобы было время на самостоятельное обучение, поиск работы и собственно работу, возможность уйти по распределению туда, куда хочется, а не куда партия пошлет
Откликнитесь, пожалуста, кто в теме!
Гейм дизайнер не рисует, рисует 3d artist.
Гейм дизайнер придумывает сюжет, логику игры, персонажей
То есть для поступления на специальность «Информационные технологии в игровой индустрии» навыки рисования не нужны? Прошу прощения, если мои вопросы глупые. Мы с мужем совсем не в теме.
А 3d artistов в каком ВУЗе готовят?
Ellaga, не нужны. Почитай те немножко про геймдизайнера. На Вики кмк довольно просто написано.
И в этой теме выкладывали отличное белорусское пособие по выбору айти специльности.
Прицельно для геймдева наверное нигде. А так смотрите специальности где входные экзамены включают в себя рисунок. Это художники. Которые рисуют на компе.
Но к физике и математике эти специальности не имеют никакого отношения
Ellaga, если хочет, можно уже учиться моделить. Все рисует программа. Процесс сильно отличается от академического и творческого рисунка, имхо. И самые классные визуализаторы в дизайне интерьеров, например, с кем я знакома, учились сами или курсы, не в вузе. Раньше начнёт, раньше поймёт, надо ли. Зацепит — не остановишь). Я начинала 3dmax на курсах в Freedom.
Спасибо, надо изучить тему)
Доче нравится програмирование, но просто писать код ей скучно. Вот решила, что хочет заниматься гейм дизайном. Может, ещё и передумает, но я рада, что она хоть что-то хочет (мамы подростков меня поймут).
А кто что знает про ФСК? Там есть кафедра информационных технологий, хотя сам факультет в целом гуманитарный. Имеет смысл туда идти учиться? Сын почему-то уперся туда, я больше склоняюсь к мехмату, как мне кажется, лучше какой-то вменяемый технический факультет с историей и фундаментом, чем не пойми что, куда еще и ездить неудобно. Все основано на моих ощущениях и стереотипах, может, я не права.
Бубс, а што сын хоча на выхадзе? Магда, думаю, лепш патлумачыць, але я бачу, што гэтая кафедра для веб-дызайнераў.
Бубс, а што сын хоча на выхадзе? Магда, думаю, лепш патлумачыць, але я бачу, што гэтая кафедра для веб-дызайнераў.
Что-то околоайтишное хочет. Ему нравится и получается.
На мехмате вебдизайн очень достойный. Про ФСК не скажу толком.
Дочка на 1 курсе БГУИР ИЭФ, что-то не находит язык с лабами по программированию… льет слезы, хочет уходить… предлагаю поработать с репетитором. читала много историй, когда студенты (чаще девочки) попадали в такие ситуации, но после работы некоторое время с репетитором мозги вставали на место и дальше учеба лилась по накатанной… может, кто посоветует репетитора из знакомых, проверенных, буду премного благодарна…
И я перечитала тему. Сын уперся в мехмат, математика и информационные технологии (направление — веб-программирование и интернет-технологии) или, если вдруг балл резко вырастет, то математика и информационные технологии (направление — математическое и программное обеспечение мобильных устройств). Подбросьте свежих отзывов. Конечно, все в сомнениях, сразу собирался в БГУиР на ФИТ, а тут резко в БГУ захотелось. На ФПМИ пройдет, но на информатику вряд ли.
За границей — кампусы, а у нас — подготовка. Поговорили об учебе айтишников в БГУИРе
Централизованное тестирование — гроза всех абитуриентов — почти закончилось. С радостью либо грустью взглянув на результаты, будущие специалисты пойдут штурмовать факультеты в надежде поступить и четыре года хорошо учиться, чтобы выбрать жизнь, найти работу с карьерным ростом и приличной зарплатой, обзавестись семьей и детьми, переехать в свое жилье, взять из приюта собаку и… На этом моменте мечты теряют очертания, возвращая людей к реальности при виде проходных баллов на те самые многообещающие специальности. Насколько все сложно и стоит ли идти в IT-отрасль? Вдруг ажиотаж через пять-десять лет спадет, и шутить о «свободной кассе» будут в сторону технарей, а не гуманитариев. За подробностями Onliner.by отправился в одну из главных кузниц белорусских айтишников — БГУИР.
О пользе высшего образования и минусах его отсутствия
Валерий Прытков — декан факультета компьютерных систем и сетей. Студенты этого направления начинают работать по специальности еще с середины обучения, а к моменту получения диплома многие уже идут в крупные компании, причем распределения совершенно не боятся. Звучит подозрительно хорошо — а это всегда вызывает вопросы.
— Есть мнение, что высшее образование не нужно: закончил курсы и сразу стал айтишником. Зачем тратить четыре года на диплом?
— Смотря какую цель молодой человек перед собой ставит. Если хочет начать работу на самой низовой должности в IT (junior-разработчик, тестировщик начального уровня), то курсов, в принципе, ему хватит. Но на этой должности он будет работать долго, не имея перспектив роста. Однако все равно это курсы не двухнедельные, как многие думают — людям нужно серьезно заниматься полгода-год, чтобы показать себя и чему-то научиться.
«Плюс высшего образования — человек изучает весь спектр направлений, который есть в разработке, программировании, и ему достаточно легко мигрировать с одной технологии на другую»
Высшее образование хорошо тем, что позволяет ребятам обеспечить себе хороший карьерный рост: да, они тоже начнут с низов, но быстро перейдут на senior-уровень и даже станут руководителями команд. Смотря какую карьеру выберут. Еще один плюс высшего образования — человек изучает весь спектр направлений, который есть в разработке, программировании, и ему достаточно легко мигрировать с одной технологии на другую. Когда заказчик требует что-то новое, у специалистов хватает знаний, чтобы быстро освоить незнакомую для себя задачу. После курсов это невозможно.
— То есть с высшим образованием специалист будет более широкого профиля?
— Более глубокого. Для таких сотрудников не составит труда перейти с разработки под персональные компьютеры на создание приложений для мобильных устройств. Или они смогут переключиться с чисто программных на программно-аппаратные проекты, где нужно понимать и работу аппаратуры. А после курсов человек знает одну конкретную платформу и умеет в ней что-то по шаблонам делать. Шаг влево, шаг вправо — и уже не способен решить задачу.
— Из IT-работников часто вспоминают программистов. Кем еще хотят быть абитуриенты?
— Так или иначе все связано с программированием. Две самые массовые должности — разработчик и тестировщик. Но выпускники трудятся и системными администраторами, а тот, кто начал работать где-то курса с третьего, к моменту выпуска уже может быть и руководителем команды, и аналитиком. Некоторые сразу после диплома дорастают до уровня системных архитекторов. Поэтому не стоит думать, что все упирается только в программиста.
«На чемпионатах мира по программированию среди студентов как минимум половина призеров — из нашего региона, и такие достижения бывают регулярно»
— В IT постоянно что-то меняется. Насколько быстро устаревают учебные программы?
— На младших курсах дается самая базовая и фундаментальная подготовка, в том числе по программированию. В этой части глобальных изменений немного. Основы вряд ли нужно часто корректировать. А вот то, что изучается на старших курсах, меняется быстро, и здесь мы стараемся не отставать. В вузе преподает много сотрудников IT-компаний, которые дают актуальный материал.
— У абитуриентов теперь много возможностей уехать на учебу в Европу: где-то обучение бесплатное, где-то сопоставимо с платным отделением белорусских вузов. Как уговариваете этих людей поступать в Беларуси?
— Белорусское образование в IT-сфере действительно качественное и системное. Нельзя сказать, что в Европе поголовно хуже — есть отдельные вузы, которые дают по нашей отрасли отличные знания, но так далеко не во всех учебных заведениях. Как раз постсоветские страны — Беларусь, Россия, Украина — сохранили классическую фундаментальную базу, которая сложилась в Советском Союзе. Это очень хорошая школа.
На чемпионатах мира по программированию среди студентов как минимум половина призеров — из нашего региона, и такие достижения бывают регулярно. Только в отборочных турах участвует порядка 40 тысяч человек со всего мира, а уровень задач очень высокий. Студенты из СНГ стабильно пробираются в 128 лучших для перехода в финальную часть, что немало говорит об уровне подготовки. Например, студенты нашего факультета уже три года подряд выходят в финал, а в 2012-м завоевали бронзовые медали чемпионата.
— Лет 12—15 назад многие хотели быть юристами. Сейчас ажиотаж вокруг IT. Не думаете, что популярность спадет, а нынешний спрос подогревается в основном высокими зарплатами?
— Доля правды тут есть — в нашей стране, конечно, зарплата айтишников выше средней. Молодые люди готовы работать в IT, даже когда, скажем так, нет особых склонностей и навыков. Но спрос в ближайшие годы едва ли упадет. Технологии продолжают внедряться во все отрасли экономики, они появляются в нишах, которые казались давно занятыми. В мире наблюдается нехватка IT-специалистов, причем не начального уровня, а более высокого — где нужны хорошие фундаментальные знания, более глубокие умения при работе с алгоритмами. Быть просто кодировщиком начального уровня уже недостаточно.
— У абитуриентов и студентов нет завышенных ожиданий? Ведь 4 тысячи рублей в месяц смогут получить далеко не все и не сразу.
— Все очень индивидуально. Приходят ребята, которые ожидают неизвестно чего, при этом совершенно не готовы прилагать усилия, чтобы достичь желаемого. В то же время есть потрясающие студенты, которые много знают, умеют и работают, чтобы расти дальше, но очень скромно отзываются о своих талантах. Поэтому тенденцию выделить сложно.
Проходные баллы на IT-специальности высокие: из 400 возможных (три предмета ЦТ и школьный аттестат) для поступления на бюджет нужно порядка 330—370. Но и потоки большие, в отличие от ряда других престижных факультетов. Планка для платного отделения традиционно ниже.
«Если хотите работать в серьезной частной компании, то идите параллельно с учебой на тренинги, проходите стажировки»
Почему айтишники не боятся распределения
— Как учатся платники в сравнении с бюджетниками?
— Есть ребята с высокими баллами, которые чуть-чуть не дотянули до бюджета. И есть те, кто специально пошел на платное, чтобы избежать распределения, либо же у них планы по карьере за рубежом. Как правило, они ничем не отличаются от бюджетников в плане знаний и подготовки.
Также есть платники, которым не хватило много баллов до бюджета и они идут не куда хотят, а куда проходят. Главная проблема — студенты, которые не проявляют интереса к учебе. Думают, что раз поступили на платное, то карьера для них уже определена. Отчисления зависят от уровня подготовки: например, из пятисот поступивших на наш факультет в прошлом году отчислено около десяти человек.
— Айтишники боятся распределения?
— Бояться не надо как самого распределения, так и того, что вдруг не окажется мест и негде будет работать. Во-первых, заявки есть всегда. В этом году двойной выпуск и нужно в два раза больше студентов трудоустроить, но даже в такой ситуации заявок от государственных предприятий и частных компаний получилось больше, чем мы выпустили студентов.
Выпускникам нужно понимать одну вещь. Государственные предприятия еще не научились индивидуально работать с молодыми специалистами, они просто присылают две-три заявки — «нам нужен такой-то сотрудник». А если хотите работать в серьезной частной компании, то идите параллельно с учебой на тренинги, проходите стажировки, чтобы потом была индивидуальная заявка. Такие фирмы присылают заявки на конкретного человека.
Некоторые компании открыли представительства в областных центрах — выпускники хотят вернуться в свои края, где нет проблемы с жильем, а зарплата будет практически такая, как в столице.
Выпускники о своем будущем
Кирилла мы встретили сразу после защиты диплома. Парень лишь формально остается студентом до конца июня, потом его ждет отдых и начало распределения. Сам он был в школе отличником, а на ЦТ по математике вообще набрал 100 баллов — с таким результатом, видимо, и в NASA идти можно, но пока выпускник поработает в Беларуси:
— Рабочее место уже есть, я программист в банке. После третьего курса была практика, пошел туда — и, наверное, устроил начальство, раз мне предложили остаться.
— А почему в айтишники пошел? Зарплата понравилась?
— В школе хотел стать экономистом, учил английский. Но язык нужен в любом случае, а когда поступал, экономистов стало уже многовато, было бы сложно найти работу. Мне нравилась математика, решение задач. Хотелось не сидеть за бумагами, а создавать продукты.
Еще одна выпускница, Вера, пошла по стопам семьи:
— Родители программисты, брат тоже. Поэтому изначально сюда и собиралась, плюс училась в физмат-лицее. Поступить было несложно, хотя в тот год были высокие проходные баллы.
— Насколько оправдались ожидания от учебы?
— Я знала, что будет труднее, чем в школе. Но не ожидала, что настолько. В своей вступительной речи, помню, декан сказал, что у нас самая сложная специальность. Тогда уже нацелилась на более тяжелую работу.
— Вспоминая себя четыре года назад, что посоветуешь абитуриентам?
— Серьезнее готовьтесь к будущей учебе. Возможно, даже оставшееся лето посвятите изучению основ программирования.
Защитивший диплом Стас занимается разработкой мобильных iOS-приложений в минской IT-компании. Рабочее место нашел сам и рекомендует новому поколению студентов все время проявлять активность: «Не надо сидеть на одном месте и ждать чего-то. Не откладывайте поиск работы до последнего».
Кандидат технических наук, доцент БГУИРа Дмитрий Самаль уверен, что за время обучения студенты должны сделать три вещи:
— По поводу образования за рубежом и в Беларуси. Здесь можно смотреть двояко: на Западе, в той же Польше, идет много рекламы местных университетов — они предлагают за символические деньги чему-то вас обучать, располагают грантами. Да, возможно, у них все более гламурно в кампусах, общежитиях и лабораториях. Но там нет симбиоза, который есть в Беларуси между университетами, Парком высоких технологий и его резидентами.