в каком году родилась матронушка
Блаженная Матрона: факты биографии на фоне эпохи
7 марта – день обретения мощей
1881 год: особый ребенок в семье временнообязанного Никонова
Село Себино Тульской области, где родилась блаженная Матрона, стоит на реке Мокрая Табола. В XIX оно принадлежало помещикам Яньковым и Новосельцевым.
Родители блаженной Матроны – бывшие крепостные крестьяне Дмитрий Иванович Никонов и Наталья Никитична Голикова. В 1869 году их обвенчал в храме Успения Пресвятой Богородицы села Себино священник отец Василий Троицкий. Жениху было 20 лет, а невесте – 18.
Дом Никоновых находился рядом с храмом. Приход включал семь деревень, где жили около двух с половиной тысяч человек.
В 1869 году себинская сельская община еще не выплатила выкуп помещику за землю, и Дмитрий Никонов числился временнообязанным.
Храм Успения Пресвятой Богородицы села Себино, современный вид. Этот храм не был разрушен, но в советское время в нем устроили зернохранилище. В 1990-е храм отремонтировали. Один из его иконостасов сохранился со времен, когда в храм ходила св. Матрона, сохранилась там и купель, в которой крестили блаженную. Фото Павла Смертина
Получив личную свободу в 1861 году, крепостные продолжали платить оброк и работать на барщине до заключения выкупной сделки между землевладельцем и общиной.
Закон об обязательном выкупе был принят в 1881 году. Государство рассчитывалось с помещиками за полевые наделы, которыми пользовались общины, а крестьяне должны были возместить ему этот долг с процентами до 1910 года.
Так работали и родители св. Матроны. На фото: обмолот хлеба ручными цепами. 1900-е гг. Фотохроника РИА Новости
Матрона родилась слепой, ее глазные впадины были плотно закрыты веками.
1896 год: подруга для барышни из крестьянской избы
Икона Блаженной Матроны в храме Успения Пресвятой Богородицы села Себино. Фото Павла Смертина
В детстве блаженная Матрона большую часть времени проводила дома, молилась по четкам из ста бусин. Любила ходить в храм, подпевала хору, с голоса запоминала тексты службы.
В 1896 году (предположительно) Матрону взяли в паломническую поездку, которую совершала барышня, Лидия Александровна Янькова. Девочки посетили Киево-Печерскую лавру, Троице-Сергиеву лавру и Собор святого апостола Андрея Первозванного в Кронштадте.
Семья Никоновых была широко известна за пределами Себино, потому что еще в детстве у Матроны открылся дар исцелять людей с помощью молитвы и давать им мудрые советы, предвидя будущие события.
1911 год: Никоновы – «крепкие» хозяева
Купель и источник при храме Успения Пресвятой Богородицы села Себино. Фото Павла Смертина
В начале XX века Никоновы жили в ветхой деревянной избе с соломенной крышей, построенной на фундаменте из местного известняка. Об этом известно из материалов подворной переписи, проводившейся в Тульской губернии в 1900 году. Помимо избы семья владела отдельно стоящей горницей (неотапливаемое жилое помещение), плетеным двором для скота и ригой (постройка для обработки зерна). В хозяйстве имелись корова, лошадь и жеребенок. На своем полевом наделе Никоновы выращивали рожь и картошку.
C 1906 года в России проходила аграрная реформа, автором которой был председатель Совета министров Петр Столыпин. Ее суть заключалась в предоставлении крестьянам наделов из общинного фонда в частную собственность.
Крестьянская хата, начало ХХ века. Фотохроника ТАСС
В 1911 году, согласно новой подворной переписи, Дмитрий Никонов уже был «крестьянином-собственником». За ним числилось три полевых надела, две лошади, два жеребенка, пять овец и корова. На избе появилась металлическая кровля.
Некоторые жители Себино за годы аграрной реформы, наоборот, лишились своих наделов. По «крепости» хозяйство родителей Матроны было на седьмом месте в списке из трехсот дворов.
1921 год: засуха, голод и икона «Взыскание погибших»
Беженцы покидают голодные губернии. 01.07.1921. Фотохроника РИА Новости
Приблизительно в 1915 году Матрона попросила мать заказать ей икону «Взыскание погибших». Образ явился ей во сне. Написал икону мастер Никита Люличев из села Монастырщино, расположенного в 10 км от Себино. Сейчас она находится в Покровском женском ставропигиальном монастыре (Москва).
А в начале 20-х годов (такую дату назвали в себинском музее) блаженная Матрона уговорила знакомых женщин собирать по всем окрестным деревням средства на вторую икону «Взыскание погибших», для храма Успения Пресвятой Богородицы. Работу над новым образом поручили иконописцу из города Богородицк.
Встречали икону всем селом, за четыре километра от храма. Матрону тоже привели к месту встречи, держа под руки. Как сказано в житии, при засухе эту икону «Взыскание погибших» выносили в центр села и служили перед ней молебны. (Сейчас она хранится в Новомосковске, в Свято-Успенском мужском монастыре).
Как раз в 1921 году многие районы России пострадали от жестокой засухи, ставшей одной из причин массового голода в европейской части страны.
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», написанная по благословению блаженной старицы Матроны Московской для Свято-Успенского храма села Себино
Отец блаженной не дожил до этих событий, он умер в 1912 году в возрасте 63 лет. Мать, Наталья Никитична, прожила после этого еще 33 года.
1925 год: разлад в семье и отъезд в Москву
Первые трактора в советской деревне. Начало эпохи колхозов. 1925 г. Фотохроника РИА Новости
Блаженная Матрона «мешала» братьям, считали некоторые люди, знавшие Никоновых. Как бы то ни было, слепая, наполовину парализованная и немолодая уже женщина в 1925 году навсегда уехала из родного села в Москву. Кто ее сопровождал – неизвестно. Возможно, она поступила, руководствуясь той же логикой, что и впоследствии: покинула дом, чтобы не навлечь беду на близких людей.
Первым адресом блаженной Матроны в столице стал дом священника о. Василия Жаворонкова, мужа ее хожалки Пелагеи, на Николоямской (в то время Ульяновской) улице, рядом с храмом Николая Чудотворца на Ямах. В том ли храме служил о. Василий, неизвестно. Дом, в котором жили Жаворонковы, не сохранился. Впоследствии о. Василий был репрессирован, а храм закрыт в 1928 году.
(Хожалки – женщины, заботившиеся о блаженной Матроне, поскольку сама она по состоянию здоровья не могла решать бытовые проблемы).
1937 год: «Не боялась за себя, но знала, что могут пострадать другие»
В 1937-1938 гг. были расстреляны более 100 тысяч священно- и церковнослужителей. Только на Бутовском полигоне похоронены около 1000 человек, казненных за исповедание православной веры.
Чтобы не подвергать риску других людей, Матрона часто переезжала с места на место. Среди адресов, по которым она жила, называют Вишняковский переулок, Пятницкую улицу, Загорск (Сергиев Посад), Царицыно, Петровско-Разумовское и др.
Откуда были эти женщины, почему оказались рядом с Матроной, неизвестно. Сохранилось лишь несколько имен: Пелагея, Даша, Татьяна, Груша. Да еще Поля Ракитинская, которая приехала в Москву со станции Узловая, расположенной примерно в 50 км от села Себино.
В середине 30-х годов Иван и Михаил Никоновы тоже переехали в Москву, об этом их потомки рассказали сотрудникам себинского музея. Известно, что Иван помогал Михаилу строить дом на Воробьевых горах. Достоверных сведений об отношениях братьев с блаженной Матроной не сохранилось. Но на похороны сестры они пришли.
Москва в самом начале Великой Отечественной войны. Москвичи рассматривают сбитый немецкий самолет Юнкерс Ю-88, установленный на площади Свердлова (сейчас Театральная площадь) 01.08.1941 Фотохроника РИА Новости
С лета 1941 года Матрона жила в фанерном домике в Сокольниках, рядом с закрытым храмом Тихона Задонского. Осенью в ее жилище стало настолько сыро и холодно, что однажды волосы пожилой женщины примерзли к стене, когда она спала на кровати.
Прямое попадание авиабомбы летом 1941 года уничтожило здание театра им. Вахтангова. Оно было расположено недалеко от того дома, где жили Евдокия (односельчанка св. Матроны) и ее дочь Зинаида Ждановы, и куда через несколько месяцев переселилась блаженная Матрона.
Улицы столицы перегородили баррикады и противотанковые «ежи». А на Кузнецком мосту по-прежнему торговали книгами.
1942 год: «Шла война, а мы жили на небе»
Священник церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, отец Дмитрий Делекторский. У него исповедовалась и причащалась св. Матрона, когда жила на Арбате у Ждановых. 1960-е годы. Фото temples.ru В начале 1942 года блаженную Матрону забрали к себе Евдокия и Зинаида Ждановы, проживавшие по адресу: Староконюшенный переулок, д. 30.
Евдокия Жданова (в девичестве Носкова) родилась в Себино, приехала в Москву на заработки еще до революции, нанялась кухаркой в дом состоятельных людей и вышла замуж за единственного сына хозяев, инженера-железнодорожника Владимира Жданова.
В 1941 году муж Евдокии был репрессирован, сын находился на фронте. В двух комнатах общей площадью 48 кв. метров проживали две женщины: хозяйка и ее 24-летняя дочь Зинаида.
Проживая в Староконюшенном переулке, Матрона исповедовалась и причащалась у о. Димитрия Делекторского (1879-1970), настоятеля Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. В 1937 году он, как и многие другие священники, был арестован за «антисоветскую агитацию». Но в тюрьме находился недолго. По словам его правнука, обвинение было снято.
В 1942 году один из пяти сыновей о. Димитрия воевал на фронте, другой, ранее служивший в НКВД, доставлял грузы в осажденный Ленинград по льду Ладожского озера. Третий находился в эвакуации, так как возглавлял конструкторское бюро при военном заводе. Еще двое сыновей были инвалидами, один из них работал на Центральном телеграфе, а другой находился на оккупированной фашистами территории. Так в те сложные времена складывались судьбы детей из одной семьи.
Сам отец Димитрий был одним из тех священников, которые по инициативе Московской патриархии собирали средства на формирование танковой колонны «Дмитрий Донской».
1949 год: элитный дачный поселок, он же – рабочая окраина
Поезд «Красная Стрела» на станции Сходня в 1939 г. Фото smolbattle.ru
В 1949 году Зинаиду Жданову арестовали как участницу «церковно-монархической группы». Незадолго до этого блаженная Матрона переехала на подмосковную станцию Сходня.
В начале XX века Сходня была элитным дачным поселком: дорогие дома с башенками, аккуратные прямоугольные кварталы, концерты Федора Шаляпина в узком кругу. Сюда приезжали отдохнуть московские купцы, врачи, инженеры, чиновники. Одним из дачников был Александр Иванович Гучков, председатель III Государственной думы.
К 40-м годам XX века облик Сходни изменился. В поселке появились небольшие предприятия, работники которых строили для себя одноэтажные дома, как в деревне, рассказал историк архитектуры Иван Лыкошин.
1952 год: «Да неужели и вы боитесь смерти?»
В Сходне блаженная Матрона жила в деревянном доме дореволюционной постройки с застекленной верандой, декоративным мезонином и резными наличниками. Посетители обычно ожидали встречи с ней на веранде, а хожалка Даша распоряжалась очередью. По воспоминаниям, дом был выкрашен в голубой цвет, а все резные фрагменты на нем были белыми. Он находился недалеко (на другой стороне железной дороги) от храма Святой Троицы, построенного в 1913 году на средства богатых дачников. Но в 40-50-е годы помещение храма использовалось как кинотеатр.
8 марта 1998 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II были обретены честные останки блаженной Матроны. 1 мая 1998 года мощи были торжественно перенесены в Покровский женский ставропигиальный монастырь Москвы. 2 мая 1999 года старица Матрона была причислена к лику местночтимых святых в Москве и Московской епархии, а в 2004 году состоялась ее общецерковная канонизация.
Памятник блаженной Матроне Московской-Себинской в селе Себино
Биография и история жизни святой блаженной Матроны Московской
XX-XXI век — время высоких технологий, когда исчезает вера в современные чудеса Божии, Его помазанников и целителей. Блаженная Матрона, современная целительница подтвердила, что Бог всесилен дарить чудеса и сейчас, как и 2000 тысячи лет назад во время земной жизни Иисуса.
Матрона Московская является российской святой. Жившая и канонизированная в XX веке матушка поныне дарует верующим через свои мощи чудеса исцеления, оставаясь примером смирения и веры в великую силу Творца.
Святая XX столетия. Житие святой Матроны
История святой блаженной Матроны Московской — пример христианской жизни слепой целительницы, причисленной к лику святых за чудеса, которые не прекращаются и после ее смерти.
Детство
Житие блаженной Матронушки началось в 1881 году в Епифановском уезде, селе Себино.
Бедные, благочестивы родители, Дмитрий и Наталия Никоновы, перед рождением четвертого ребенка уже воспитывали двух сыновей и дочь. Бедность не позволяла семье принять еще одного ребенка, поэтому еще до рождения малыша родители решили отдать его в приют. В то время про аборты никто не думал, а незаконнорожденные и малообеспеченные дети воспитывались в сиротинцах, казенных приютах, содержащихся на средства богатых покровителей.
Родители не родившегося малыша уже выбрали приют в соседнем селе, но случилось непредвиденное. Наталии Никоновой приснился сон, в нем женщина увидела белоснежную птицу, у которой было человеческое лицо, но глаза были закрыты. Во сне птица сидела на руке Наталии.
Приняв сон, как Божье знамение, богобоязненная женщина отказалась от предыдущих планов и родила девочку, у которой отсутствовали глазные яблоки. Несмотря на увечье, малышка стала любимым ребенком в семье. Во время крещения ей было дано имя Матрона, ангелом-хранителем стала греческая святая Матрона Константинопольская.
Творец избрал Матронушку еще до ее рождения, явив Свое присутствие при крещении малютки в столбе благоухающего дыма.
Сразу после рождения на ее маленькой грудке был виден выступ в виде креста, поэтому Матронушка не носила нательного крестика. Другим знаком богоизбранности был отказ девочки от грудного молока по средам и пятницам. В эти дни она спала целыми сутками, порой пугая мать.
Отец Василий, крестивший девочку, с удивлением произнес, что эта малютка призвана быть святой, и именно она предскажет время его кончины. Впоследствии так и случилось, проснувшись ночью, девочка позвала мать и сказала о смерти священника.
Любимыми игрушками для малышки были иконы, которые она сама снимала со стен, видя их духовными глазами. Из-за жестокости детей, которые любили поиздеваться над слепой, Матрона основное время проводила дома.
Дар прозорливости и исцеления
Подрастая, девочка много времени пребывала в церкви Успения Божьей Матери, постепенно наполняясь благодатью находиться в непрестанной молитве. Будучи совсем ребенком, в возрасте семи лет Матрона начала предсказывать события и исцелять больных.
Она никогда не считала себя несчастной, Бог даровал ей множество даров:
Постепенно родители стали замечать, что девочка предвидит стихийное бедствие, ощущает приближение беды, ей ведомы не только грехи людей, а порой и их мысли. К маленькой целительнице ехали со всей губернии, всем помогала Матронушка, за это люди оставляли для нее и семьи подарки в виде продуктов и вещей.
Творец вознаградил родителей за их послушание. Ребенок, от которого хотели избавиться, как от лишнего рта, с детства стал кормилицей семьи. По мере взросления росла и слава прозорливицы.
Однажды она сказала, чтобы готовились к свадьбе. Мать испугалась за рассудок ребенка, пригласила священника, который всегда причащал девочку на дому, но и он не смог объяснить заявление ребенка. Вскоре повозка за повозкой начали приезжать на подворье Никоновых. Больные ехали непрестанным потоком, на что целительница сказала, что это и есть ее свадьба, молитвами исцеляя немощных, поднимая на ноги давно лежащих.
Отроческие годы
Это невозможно объяснить, но Матрона была лучшей подругой дочери помещика, Лиды Яньковой. Обе девушки отличались благочестием и добротой. Лидия часто совершала паломнические поездки и брала с собой слепую подружку. Они побывали в Киево-Печерской лавре, посетили Троице — Сергиевский монастырь и многие другие святые места.
В своих воспоминаниях Лидия Янькова описывала встречу подруги со святым Иоанном Кронштадтским, настоятелем Андреевского собора в городе Кронштадте.
Увидев идущую четырнадцатилетнюю Матрону, святой Иоанн попросил подойти ее поближе и на весь храм объявил слепую девушку восьмым столпом России.
Возможно, прозорливый святой увидел в ней будущую служительницу людям и Богу во время запрета христианства на Руси. Через три года Матронушка перестала чувствовать ноги, навеки осталась неходячей. Хотя и об этом она говорила незадолго до новой болезни, после встречи в храме со странной женщиной, предсказавшей новую беду.
Полвека провела в кресле святая двадцатого столетия, но никто никогда не слышал от нее недовольства или ропота на Творца. Матрона предсказала революционный переворот, задолго до него девушка видела:
Некоторым из них задолго до революционных событий девушка советовала распродать имение и бежать, но никто не хотел слушать пророчеств слепой целительницы.
Интересно о святой:
Необычная история написания иконы
По мере взросления росла и популярность слепой девушки, как провидицы. Ее просьбы воспринимались, как благословение, и никто не стал возражать, когда Матрона попросила благословение для написания иконы «Взыскание погибших», которую планировала подарить в церковь Успения Богородицы.
Не стоит забывать, что девушка была незрячей и не могла прежде видеть эту икону. Мало того, она через мать попросила священника передать книгу из церковной библиотеки, указать ряд, в котором находится издание. Нужную книгу нашли, там действительно была фотография иконы «Взыскание погибших». Матронушка начала просить мать помочь ей найти художника для написания списка иконы для церкви Успения Божьей Матери.
Деньги для благого дела начали собирать всем миром, при этом слепая провидица возвращала рубли и копейки, сданные без особого желания или на смех, чтобы они «не портили остальные деньги».
Епифанский художник, к сожалению, его имя не сохранилось, согласился взяться за привычную для него работу. Перед началом работы Матрона настоятельно советовала художнику совершить искреннее покаяние, исповедание и причащение Святой Крови Иисуса. Несколько раз блаженная спрашивала мастера, способен ли он выполнить заказ, и каждый раз получала утвердительный ответ.
Через довольно длительный период художник пришел с покаянием к матушке, не понимая, почему у него ничего не выходит. Ответ провидицы потряс мастера, она сказала покаяться в тайном грехе, о котором никто не знал, но Матрона увидела его духовным зрением. Пройдя снова путь от покаяния к причащению Святым Дарам, попросив у целительницы прощение, художник приступил к работе.
Для сведения! Ныне московский Покровский женский монастырь гордится обладанием святыней, написанной по наставлению святой блаженной епифановским художником.
В то же время люди по просьбе матушки начали собирать деньги еще на одну икону Богоматери, которая писалась впоследствии в Богородицке. Готовую икону освятили и для перенесения в храм Себино организовали крестный ход, возглавляемый хоругвями.
Матушка, ведомая под руки, вышла навстречу процессии. Пройдя 4 километра, она остановилась и сказала, что дальше идти не стоит, через 30 минут появится крестный ход. Никто из зрячих не видел и намека на приближение людей, но через полчаса показалась торжественная процессия. Далее блаженная шла, держась около иконы, которая впоследствии прославилась чудотворениями.
Интересно! Где бы ни жила святая, ее комната всегда была наполнена святыми образами.
Чудеса, сотворенные блаженной в Себино
Про целительницу слава распространилась по всей округе, но не все верили в ее способности.
Там в 4 км от дома Никоновых жил мужчина, у которого отказали ноги. Его матушка увидела внутренним зрением и передала, чтобы он приполз к ней. Начав свой путь с утра, к 3 часам дня больной дополз до дома блаженной, откуда вышел на здоровых ногах.
Несладко было тем, кто занимался обманом людей, то ли продавая людям разбавленное молоко, то ли обвешивая других. Все видела Божья представительница на земле, говорила вначале покаяться, а потом приходить к ней.
Другой случай произошел с человеком, который привселюдно говорил, что не верит в целительную силу Матронушки, пока у него не отнялись руки, ноги, речь. Скорее всего, это был инсульт. Сестра больного привезла его в Себино, как колоду, а увезла спящего, как дитя. После пробуждения мужчина оказался полностью здоровым. Святая матушка сказала, что по вере сестры он получил исцеление.
Важно! Свою целительную силу блаженная черпала в молитвах, постах, чтении Слова Божьего. Это была не магия или экстрасенсорика, а дар исцеления, который даровал ей Господь.
Скитания в Москве
Боясь навлечь репрессии на семью, когда всякая христианская деятельность преследовалась властями, Матрона переезжает в столицу. С 1925 года и до конца своей жизни блаженная жила в Москве, спасая людей физически и духовно, а сама скиталась по углам с хожалками — женщинами, которые ухаживали за ней.
Живя в голоде и холоде, она полностью отдавалась воле Божьей, никого ни о чем не просила, всегда с благодарностью принимала помощь. Так она прожила до войны, пока ее не приютила Зинаида Жданова, живущая с матерью. Многие люди, помогавшие слепой целительнице, потом были арестованы, а сама она всегда предвидела свой арест и съезжала с квартиры накануне него.
Предсказала Матронушка и войну, и победу. В военное время она принимала целыми сутками, по ночам молилась. Люди шли с физическими и душевными болями, ни от кого не требовала платы целительница, отдавая всю славу спасения и исцеления Богу.
По словам Зинаиды Ждановой, сам Сталин приезжал тайно к прозорливой узнать о ходе войны. Неоднократно к ней обращались высокопоставленные люди, генералы, когда в их дом приходила беда.
Так был исцелен от сумасшествия сын государственного деятеля, а из дочери генерала святая изгоняла бесов.
Не было для посланной Богом женщины важных или неважных вопросов, помогала она наладить семейные отношения, возвращала детей к родителям. Все делала с любовью и пониманием. Ее ласковый голос, светящееся добротой лицо располагал людей к откровенности и доверию с первой минуты.
Важно! Рекомендации, советы, указания от святой и поныне наставляют людей на путь Божий.
Последнее пристанище на земле
С 1949 года и до самой смерти 1952 года блаженная прожила на станции Сходня, продолжая помогать людям, но при этом сама постоянно каялась и исповедалась перед приходящими к ней священниками. Изначально похоронена была на Даниловском кладбище, как и заповедовала сама.
За 3 дня до смерти Матрона начала подготовку к уходу в другой мир. Она дала наставления насчет одежды и попросила на похороны всех прийти с живыми цветами. Как все люди, Матронушка боялась смерти, волновалась.