в каком году появилась абхазия

История стран. Абхазия

История Абхазии имеет очень глубокие корни. По свидетельству ученых-археологов первые зачатки древней абхазской культуры появились еще в позднем палеолите. Памятником данной эпохи принято считать стоянку Яштхуа (поздний ашель), которая расположена на северо-восточной окраине Сухума. В IV тысячелетии там развивались не только скотоводство и земледелие, но и ткачество, производство керамики, обработка камня, меди и бронзы. В XII-VII тысячелетии стали появляться первые стоянки эпохи мезолита. В эпоху неолита, в VI-IV тысячелетии до н.э., появляется глиняная посуда и человек возводит первые жилища. Люди начинают обрабатывать землю и приручают животных. В погребениях эпохи поздней бронзы археологи находят бронзовые топоры, наконечники копий, всевозможные украшения и керамику.

в каком году появилась абхазия. lazy placeholder. в каком году появилась абхазия фото. в каком году появилась абхазия-lazy placeholder. картинка в каком году появилась абхазия. картинка lazy placeholder. История Абхазии имеет очень глубокие корни. По свидетельству ученых-археологов первые зачатки древней абхазской культуры появились еще в позднем палеолите. Памятником данной эпохи принято считать стоянку Яштхуа (поздний ашель), которая расположена на северо-восточной окраине Сухума. В IV тысячелетии там развивались не только скотоводство и земледелие, но и ткачество, производство керамики, обработка камня, меди и бронзы. В XII-VII тысячелетии стали появляться первые стоянки эпохи мезолита. В эпоху неолита, в VI-IV тысячелетии до н.э., появляется глиняная посуда и человек возводит первые жилища. Люди начинают обрабатывать землю и приручают животных. В погребениях эпохи поздней бронзы археологи находят бронзовые топоры, наконечники копий, всевозможные украшения и керамику.Всего на территории республики к настоящему времени известно до 130 пунктов находок древнейших орудий труда, характеризующих так называемую ашельскую стадию древнекаменного века (нижний палеолит). Первые люди (архантропы, палеоантропы, затем неандертальцы) селились вблизи родников и по берегам ручьев в местах изобилия растительной пищи, где могли ловить рыбу и устраивать засады на животных, в скрытых от ветра ложбинках рядом с источниками сырья.

В середине I тысячелетия до н.э. на территорию Абхазии стали проникать греки, которые основали первые портовые города-колонии. Диоскуриада — на месте нынешнего Сухума, Гиэнос — на месте Очамчиры, Питиунт — на месте Пицунды. Вскоре города-колонии превратились в культурно-исторические центры черноморского побережья, в которых развивались ремесла и торговля.

Эллинистический период

В конце VI и начале V веков до н.э. греки основали маленькое государство Диоскуриаду. Ионийские поселенцы из Милета назвали город в честь братьев-близнецов Диоскуров, участвовавших на легендарном походе аргонавтов за золотым руном в Колхиду. Древний замок Баграта, расположенный в окрестностях современного Сухума, сохранил уникальные памятники, свидетельствующие об эллинистическом влиянии в древней Абхазии. В начале VI-V вв. в эпоху эллинизма (особенно в IV-III вв. до н. э.), произошло интегрирование греков в Абхазию.

Византийский период

В I веке н. э. на территорию Абхазии проникают римляне. При римском императоре Августе Октавиане античная Диоскуриада была переименована в Себастополис. Римско-византийский период истории Абхазии продолжался до VII в. н. э.

Вместе с римскими солдатами в Абхазию пришло христианство. Были организованы три когорты (отряды численностью до 500 воинов), которые распределились по трем городам в Питиунте, Себастополисе и в Зиганисе (ныне село Гудава Очамчырского района). К концу III — началу IV вв. в Питиунте была образована древняя христианская община на Кавказе. Первые христианские церкви (IV–V вв.) Абхазии были построены именно в Питиунте, что отражало религиозное состояние не только римского гарнизона, но и местного населения. Питиунт занимал важное место в истории христианства на Кавказе. Отсюда учение Христа стало проникать в глубь страны.

Нашествие арабов. Анакопийское сражение

В начале VII века была возведена Анакопийская крепость, крупнейшее оборонительное сооружение на Кавказском побережье Черного моря. Она защищала территорию государства от арабов, которые начали свои военные походы в Западное Закавказье.

В 738 году арабское войско во главе с Мерваном ибн-Мухаммедом, прозванным Мерваном Кру (Кру – «глухой», потому что он был глух к мольбам о милосердии), вторглось в страну. Мерван разрушил Цхум (современный Сухум) и дошел до Анакопии (ныне – Новый Афон), стены которой защищали три тысячи воинов. Войско Мервана представляло «темную тучу саранчи и комаров», оно было в несколько раз больше войска, защищавшего Анакопию. Мощная стена Анакопийской крепости, протяженностью 450 м, была снабжена семью башнями четырехугольной и полукруглой формы. Эти башни отстояли друг от друга на расстоянии 30-50 м. Это неким образом компенсировало неравные силы войск.

В результате кровопролитной борьбы, а также вспышки эпидемии холеры, которая унесла жизни многих воинов, армии Мервана пришлось отступить.

Абхазское царство

В VIII веке на территории Абхазии сложилось объединенное государство – Абхазское царство, где проживали адыгские, абхазские и грузинские племена. Границы государства простирались от современного Туапсе до Сурамского перевала. В период Абхазского царства интенсивно развивалась экономика и культура, возводились дворцы, храмы, архитектурные ансамбли. Абхазское царство просуществовало 200 лет, после его упадка Абхазия вошла в состав объединенного грузинского государства. В XIII веке начался распад «царства абхазов и картлийцев» (грузин) на отдельные княжества.

Абхазия и Великий Шелковый путь

Древние караванные пути, связывавшие Европу и Азию, проходили через Западный Кавказ. В эпоху раннего средневековья из-за военного противостояния Византии с Персией, а позднее с Арабским халифатом, заработало три западно-кавказских ответвления Великого Шёлкового пути («северный маршрут»), что подтверждается письменными источниками и археологическими материалами.

Сирийские и согдийские товары, китайские шелка, золотые изделия, украшения с китайскими иероглифами времён династии Суй (VI в.), найденные в одном из женских захоронений Цибилиумского могильника, на трассе Даринского пути – все это свидетельствует об активной торговле, которая велась западно-кавказском отрезке Великого Шёлкового пути. Сам шёлк доставляли на верблюдах к кавказским перевальным путям, а затем пе-рекладывали на абхазских вьючных лошадей.

Великий Шелковый путь сыграл существенную роль в образовании культурной общности между населением Абхазии и восточных районов горного Прикубанья на Северном Кавказе. Об этом свидетельствуют крупные археологические находки (посуда, вооружение, одежда, украшения), архитектурные сооружения (крепости, храмы) и культура (нартский эпос, христианство).

Абхазское княжество и Турция

Во второй половине XV века после захвата турками Константинополя, в портах Абхазии появились турецкие корабли. В это время шла междоусобная война абхазских и мегрельских феодалов. Она завершилась тем, что была установлена граница между абхазами и картвелами (грузинами) по реке Ингур.

В 1634 году войска турецкого султана высадились в районе Кодорского мыса. Турки опустошили и разграбили прилегающую территорию, обложили феодалов данью. В 1724 году на побережье Севастополиса турками-османами была построена крепость Сухум-кале, которая дала название современной столице Абхазии. После захвата турками Севастополиса на территории Абхазии стал распространяться ислам.

Абхазия под покровительством России

В июле 1810 года в период русско-турецкой военной кампании российская военная армия штурмом взяла крепость Сухум-кале. Абхазия, за исключением вольных горских обществ, была присоединена к России. Именно 1810 год считается датой вступления Абхазии под покровительство Российской Империи. В том же году началось массовое переселение абхазов в Турцию. С 1810 по 1864 гг. Абхазское княжество сохраняло автономное управление в составе России и просуществовало дольше других на Кавказе.

XX ВЕК

в каком году появилась абхазия. lazy placeholder. в каком году появилась абхазия фото. в каком году появилась абхазия-lazy placeholder. картинка в каком году появилась абхазия. картинка lazy placeholder. История Абхазии имеет очень глубокие корни. По свидетельству ученых-археологов первые зачатки древней абхазской культуры появились еще в позднем палеолите. Памятником данной эпохи принято считать стоянку Яштхуа (поздний ашель), которая расположена на северо-восточной окраине Сухума. В IV тысячелетии там развивались не только скотоводство и земледелие, но и ткачество, производство керамики, обработка камня, меди и бронзы. В XII-VII тысячелетии стали появляться первые стоянки эпохи мезолита. В эпоху неолита, в VI-IV тысячелетии до н.э., появляется глиняная посуда и человек возводит первые жилища. Люди начинают обрабатывать землю и приручают животных. В погребениях эпохи поздней бронзы археологи находят бронзовые топоры, наконечники копий, всевозможные украшения и керамику.Независимая ССР Абхазия была провозглашена 31 марта 1921 года. Ревком Грузии подписал Декларацию «О независимости Социалистической Советской Республики Абхазия». Она была оглашена и одобрена на I съезде трудящихся в конце мая 1921 года. В Декларации, в частности, говорилось: «Революционный комитет Социалистической Советской Республики Грузия признает и приветствует образование независимой Социалистической Советской Республики Абхазия и полагает, что вопрос о взаимоотношениях между ССР Грузии и ССР Абхазии окончательно будет решен на первом съезде Советов рабочих и крестьянских депутатов, как Абхазии, так и Грузии. Пусть трудящиеся обеих социалистических республик сами определят формы тесного объединения и братского сотрудничества между собой». Ровно через 45 дней после объявления Грузревкомом Декларации о независимости ССР Абхазии по воле Сталина началась закулисная кампания по ее ликвидации. В декабре 1921 г. лидеры Абхазии под сильным нажимом последнего и Орджоникидзе вынуждены были заключить с Грузией «особый союзный договор», ратифицированный 17 февраля 1922 г., который зафиксировал равноправие двух республик.

В дальнейшем в связи с принятием Конституции СССР (1924 г.) во всех республиках началась разработка новых конституций в соответствии с Конституцией СССР. Такая работа велась в ЗСФСР, в ССР Грузии и ССР Абхазии. В составлении нового проекта Конституции ГССР от Абхазии активное участие принял Председатель ЦИК Абхазии С. Я. Чанба. В Абхазии также была создана конституционная комиссия во главе с Н. А. Лакобой. В июне 1926 г. в Сухуме состоялось выездное заседание сессии ВЦИК ССР Грузии, которая заслушала отчеты руководителей обеих республик. Главным вопросом повестки дня сессии ВЦИК Грузии в столице был доклад секретаря ВЦИК Грузии С. Тордия о Конституции ССР Грузии. Сессия ВЦИК Грузии единогласно утвердила Конституцию ССР Грузии и ввела ее в действие. Окончательно она была утверждена IV Всегрузинским съездом Советов 4 апреля 1927 г. Особенность ее состояла в том, что в нее была включена особая глава «О договорной Социалистической Советской Республике Абхазия».

В феврале 1931 г. под давлением Сталина ССР Абхазия была преобразована в автономную республику (Абхазская АССР) и включена в состав Грузинской ССР. Этот вопрос был решен в Тбилиси на VI Всегрузинском съезде Советов (19 февраля 1931 г.). Попрание суверенных прав Абхазии, низведение ее статуса до уровня автономии в составе Грузии привело к многодневному общенациональному сходу абхазского народа (18—26 февраля 1931 г.), выразившему недоверие правительству и советской власти.

В августе 1942 г. фашистские войска вторглись в пределы Абхазии. Были заняты Клухорский, Марухский и Санчарский перевалы, а 27 августа — высокогорное село Псху. Авиационному налету был подвержен Сухум и другие города Абхазии. На территории Абхазии в то время находилась 46-я армия под командованием генерала К. Леселидзе, которая в начале сентября 1942 г. перешла в наступление, а в конце 1943 г. отбросила германские войска за пределы Абхазии.

Война нанесла огромный ущерб Абхазской ССР. Значительно сократилось производство промышленной продукции и сельского хозяйства. Программа дальнейшего восстановления и развития народного хозяйства Абхазии была намечена сессией Верховного Совета Абхазской АССР

Массовые митинги и демонстра ции с требованием выхода Абхазии из состава Грузии происходили в 1957, 1964, 1967, 1978 и 1989 годах.

После смерти Сталина и Берии в адрес ЦК КПСС поступали многочисленные письма, в которых рассказывалось о грубейших нарушениях законности и злоупотреблениях должностными лицами в Абхазии. Волновали всех и вопросы искажения топонимики. Об этом в конце 1953 г. писал, в частности, и Председатель Президиума Верховного Совета Абхазской АССР А. М. Чочуа своему тогдашнему грузинскому коллеге: «На основании решений старого руководства Абхазского обкома КП Грузии за последние годы, особенно в период с 1948 по 1951 гг., были произведены массовые переименования населенных пунктов Абхазской АССР. Причем переименование ряда населенных пунктов произведено без достаточного изучения местных условий и надобности, что привело к грубым искажениям, создало неудобство и справедливое нарекание населения».

Важное значение для нашей республики имели постановления Президиума ЦК КПСС (июль 1956 г.), где была дана принципиальная оценка политике Берия и его ставленников в Абхазии, и XX съезда КПСС о культе личности Сталина. Однако исправление допущенных ошибок проходило медленно, поэтому, несмотря на принятые позитивные решения, общественно-политическая обстановка в автономной республике продолжала оставаться двусмысленной.

В 1954 году абхазский алфавит переведен с грузинской на русскую графическую основу.

Абхазским национальным движением было сформулировано требование обретения Абхазией некогда утраченного статуса самостоятельной республики. 18 марта 1989 г. произошло событие, которое уже вошло в анналы истории. В этот памятный день на исторической поляне Лыхнашта собралось более 30 тыс. человек, которые единогласно заявили о назревшей необходимости пересмотра статуса республики в составе Советской Федерации. В «Лыхненском обращении» речь шла о восстановлении ССР Абхазии, существовавшей с 1921 по 1931 годы. Это был беспрецедентный факт подлинного всенародного волеизъявления, под которым подписались и представители других национальностей, проживавших в Абхазии.

С конца 1988 г. произошла реанимация идей П. Ингороквы, которые в виду своей недвусмысленности и легкодоступности и ныне широко распространены среди населения Грузии, грузинской интеллигенции, особенно неспециалистов.

Основываясь на грубой фальсификации Ингороквы, лидеры тогдашней Грузии З. Гамсахурдиа, М. Костава, А. Бакрадзе и другие на митингах в Тбилиси, Сухуме, Гагре, в периодической печати стали открыто заявлять и внушать картвельскому населению, что Абхазия — это грузинская земля, а абхазы — это грузины.

Особенно старались отличиться многочисленные грузинские писатели. Ежедневно печать, радио и телевидение Грузии провоцировали абхазов, заявляя, что они «гости» на грузинской земле, что они «апсуйцы» и им нужно даже лишить автономии.

Процессы, происходившие в СССР в период Горбачева, дали новый импульс стремлению абхазов воспользоваться неотъемлемым правом любого народа самому определять свой политический статус. Поэтому представители абхазской общественности в 1988 г. направили в адрес XIX партконференции письмо, но оно осталось без должного реагирования. Тогда из лиц, направивших письмо, была выделена инициативная группа по созданию организации, способной защитить интересы абхазского народа, отстаивать интересы многонационального населения Абхазии («Айдгылара»).

Вылившиеся в июле 1989 г. в кровавый конфликт абхазо-грузинские противоречия не носили этнического характера. Они протекали на уровне «идеологической конфронтации» и политического противоборства.

Следующий после «Лыхненского обращения» этап национального движения — принятые 25 августа 1990 г. сессией Верховного Совета Абхазии декларация «О государственном суверенитете Абхазской АССР» и постановление «О правовых гарантиях защиты государственности Абхазии».

События конца 80-х и начала 90-х годов XX в. перекликаются с событиями «смутного времени» 1917–1921 годов. Происходит консолидация народов Северного Кавказа и Абхазии. Фундамент этого движения был заложен в Сухуме 25—26 августа 1989 г. (после июльского абхазо-грузинского конфликта), на I съезде Ассамблеи горских народов Кавказа (АГНК).

III съезд АГНК состоялся в столице Абхазии 1—2 ноября 1991 г. В нем приняли участие представители всех народов Северного Кавказа. На съезде была создана Конфедерация горских народов Кавказа (КГНК), подписан Договор и принята «Декларация о Конфедеративном союзе горских народов Кавказа». Съезд принял решение сформировать Кавказский парламент, Третейский суд, Комитет обороны, Комитет Кавказских Сообществ и другие структуры Конфедерации, штаб-квартирой которой был определен г. Сухум.

3 ноября 1991 г. в древнем селе Лыхны состоялись церемония подписания принятых съездом документов и первое заседание Кавказского парламента. Но жизнь вносила свои коррективы. Наступил 1992 г. — не за горами было 14 августа. Абхазия вступала в полосу трагических событий, связанных с Отечественной войной 1992–1993 годов.

Век XXI идет и уже принес много событий в историю Абхазии. Но это уже в продолжении.

Источник

История Абхазии

Древнейшая Абхазия

История Абхазии сложная, не простая, со своими драматическими поворотами и событиями. Уходит она корнями во времена самые незапамятные. Первые обитатели появились здесь 800 000–100 000 лет назад, в раннем палеолите, эпоху, называемую археологами шелльской и ашелльской. Сутулые, косматые поселенцы не были похожи на человека современного облика и умели пользоваться одним единственным орудием – универсальным кремневым
рубилом. Их обиталища найдены в Яштуха близ Сухума, верхней Эшере, в Очамчирском районе. Все древнейшие стоянки находятся довольно высоко.
Уровень Черного моря был в те времена на 60 м выше современного, потому на месте теперешнего побережья и долин плескались морские волны.
В эпоху мустье (100 000–40 000 лет назад) – это уже средний палеолит –появился неандерталец. Его трудовой инвентарь был куда разнообразнее.
Потом наступил верхний палеолит, за ним мезолит и неолит. Крупнейшая абхазская неолитическая стоянка – Кистрик – найдена в окрестностях Гудауты. Но самые грандиозные памятники остались после так называемой дольменной культуры, относящейся к эпохе
бронзы – 3-е – начало 2-го тысячелетия до н. э. Дольменная, или мегалитическая культура была явлением почти глобальным. Зародившись на территории Великобритании и западной Франции (провинция Бретань), она волной прокатилась по побережью Атлантики, Средиземного и Черного морей. Да и в других местах земного шара мегалитические памятники не редкость.

На Кавказе в эпоху бронзы сооружались каменные гробницы – дольмены, похожие на приземистые домики. Они разбросаны по всему западному Кавказу. В Абхазии находится самый большой кавказский дольмен – Азантский.
XIII–VIII вв. до н. э. – эпоха поздней бронзы – время единой Колхидской
культуры, раскинувшейся на всем западном побережье Кавказа.

Античная эпоха

В VI–V вв. до н. э. колхидские берега начинают осваивать греки. Эти непоседливые бродяги морей периодически покидали насиженные места и отправлялись в дальние страны, где за тридевять земель от родины основывали города-колонии и жили там, не изменяя своему традиционному укладу. Так на брегах Черноморского побережья Кав-
каза возникают греческие колонии Диоскурия (на месте нынешнего Сухума), Питиунт (Пицунда), Триглит (на месте Гагры).

В I в. до н. э. греческие города попадают в зависимость от Понтийско-
го царства, а в I в. н. э. на побережье укрепляются римляне. Их главным опорным пунктом стала крепость Себастополис, построенная на месте разрушенной к тому времени Диоскурии.
Так великие государства античного мира вершили судьбу прибрежных тер-риторий Абхазии.
А что же местные племена? Ко II в до н.э. Колхида распадается на этнические общности. Вместо общего названия колхи с I в. появляется названия лазы, апсилы, абазги, саниги. Как сообщают античные историки, на территории современной Абхазии с давних времен обитали племена апсилов и абазгов. К северу от них жили саниги. К востоку, в верховьях реки Кодор и частично в Цебельде обитало племя мисимиан.

Взаимодействуя с передовой греко-римской культурой, местное население переняло некоторые ее черты, много-му научилось. Известно, что и позднее абхазские князья пользовались грече-ским или римским алфавитом.

Раннее средневековье

С IV по VI в. абхазские земли входили в западно-грузинское Лазское го-сударство на правах княжества. В это же время побережье оказалось внутри сферы интересов Византиии. Византия старалась поддерживать древние антич-ные колонии. Особенно активно эта по-литика проводилась в VI в., в правление императора Юстиниана I. Он заново отстроил Себастополис. Одновременно начинается и распространение христианства в Абхазии. Византия, противо-стоявшая Ирану, была заинтересована в пропаганде своей веры. Расчетливые константинопольские политики отлично понимали, что вера – мощный объединяющий фактор – единоверцы всегда потенциальные союзники (и наоборот), а в союзниках они нуждалась. Первые христианские храмы и общины появи-лись тут еще в IV в., но располагались они на территории римских крепостей. После того как христианство в 527 г. стало официальной религией, храмы распространились по всей стране. В то же время местные жители всегда стре-мились минимизировать влияние Византии.

Но тогдашняя Грузия не была цен-трализованным государством. Она и Грузией стала называться позднее, а в те времена именовалась «царством абхазским и картлийским». Местные феодалы имели большое влияние.

XIII в. был веком междоусобной феодальной борьбы.

Генуэзцы и турки

В XIII в. у кавказских берегов по-являются генуэзцы. С разрешения местных властей они основывают свои фактории на побережье. Через генуэзские порты вывозились вино, продукты пчеловодства (мед, воск), лес, ценная самшитовая древесина, завоз-илось сукно и ремесленные товары. Но главным товаром были рабы. В Сухуме находился один из главных невольничьих рынков. В конце XV в. на абхазхском горизонте появляются турецкие галеры. В 1451 г. они просто разорили страну, оставив ее в руинах, но с 1578 г. утверждаются тут окончательно. Наступает эпоха турецкого господства, сопровождающаяся упадком культуры и экономики. Города превращаются в захолустные местечки. Процветает лишь работорговля. В тот же период между абхазскими
и картлийскими князьями не утихают жестокие войны. Туркам это только на пользу – каждое столкновение обеспечивает их очередной порцией рабов – победители охотно продавали пленных.

Туристическая доска объявлений

Размести любое туристическое объявление и получи подарок

В 1657 г. после смерти картлийского правителя Левана Абхазия обрела окон-чательную независимость от Картли. Древняя княжеская династия Чачба (Шервашидзе), правившая Абхазией с XII в., постепенно усиливается и при-обретает большое влияние.

Абхазия и Россия

В конце XVIII в. Келешбей Чачба начинает переговоры с Александром I о присоединении к России. Но единства в отношении внешней политики не было даже внутри княжеской семьи. В результате политических разногласий Келешбей погибает от руки собственного сына (хотя есть версия, что князь стал жертвой заговора, а сын – удобной мишенью, чтобы свалить на него вину).
В 1809 г. второй сын Келешбея – Георгий (Сафарбей) обращается к российскому правительству с просьбой принять Абхазию в состав империи. Эта просьба в 1810 г. удовлетворятся, Абхазия становится частью России на правах княжества. Княжеской династии Чачба сохраняются все права, кроме права предавать своих подданных смертной казни. В 1864 г. после окончания войны с горцами, которую много лет вело царской правительство, абхазское княжество было упразднено, а впавший в немилость последний абхазский князь Михаил был сослан в Воронеж, где и умер год спустя – в 1865 г. Еще через год в Абхазии разразилось мощное восстание, вызванное кабальными условиями готовившейся крестьянской реформы. Восстание было подавлено, на абхазский народ обрушились репрессии, которые вызвали массовое бегство абхазов (особенно мусульман) в Турцию. В 1867 г. выехало около 20 000 человек. Провинции Дал и Цабал опустели полностью.
Эти территории впоследствии были заняты представителями других этносов – грузинами, армянами, греками,славянами.
Очередная мощная волна переселения последовала после русско-турецкой войны 1877–1878 гг.
Число выехавших на этот раз составило 50 000.
Такой мощный отток населения привел к существенному изменению этнической картины. Если в середине XIX в. абхазы составляли 75% жителей княжества, то в 1877 г. их было уже 55%.

Двадцатый век

В 1917 г. Абхазия входит в состав так называемой Горской республики.
В 1921 г. после установления советской власти получает статус советской социалистической республики в составе Закавказской СФСР. С 1931 г. Абхазия становится автономной республикой в состав Грузинской СССР.
После распада Советского Союза накопившиеся противоречия между
руководством Абхазской АССР и правительством Грузии, возглавляемым тогда Шеварнадзе, приводят к военному конфликту 1992–1993 гг., унесшему около 3000 жизней. Провозгласившая независимость Абхазия на данный момент не признана мировым сообществом. В качестве отдельного государства ее признали
только Россия и Никарагуа.

Источник

История Абхазии

в каком году появилась абхазия. 42px Wikitext ru.svg. в каком году появилась абхазия фото. в каком году появилась абхазия-42px Wikitext ru.svg. картинка в каком году появилась абхазия. картинка 42px Wikitext ru.svg. История Абхазии имеет очень глубокие корни. По свидетельству ученых-археологов первые зачатки древней абхазской культуры появились еще в позднем палеолите. Памятником данной эпохи принято считать стоянку Яштхуа (поздний ашель), которая расположена на северо-восточной окраине Сухума. В IV тысячелетии там развивались не только скотоводство и земледелие, но и ткачество, производство керамики, обработка камня, меди и бронзы. В XII-VII тысячелетии стали появляться первые стоянки эпохи мезолита. В эпоху неолита, в VI-IV тысячелетии до н.э., появляется глиняная посуда и человек возводит первые жилища. Люди начинают обрабатывать землю и приручают животных. В погребениях эпохи поздней бронзы археологи находят бронзовые топоры, наконечники копий, всевозможные украшения и керамику.

в каком году появилась абхазия. 45px Nuvola apps important recycle.svg. в каком году появилась абхазия фото. в каком году появилась абхазия-45px Nuvola apps important recycle.svg. картинка в каком году появилась абхазия. картинка 45px Nuvola apps important recycle.svg. История Абхазии имеет очень глубокие корни. По свидетельству ученых-археологов первые зачатки древней абхазской культуры появились еще в позднем палеолите. Памятником данной эпохи принято считать стоянку Яштхуа (поздний ашель), которая расположена на северо-восточной окраине Сухума. В IV тысячелетии там развивались не только скотоводство и земледелие, но и ткачество, производство керамики, обработка камня, меди и бронзы. В XII-VII тысячелетии стали появляться первые стоянки эпохи мезолита. В эпоху неолита, в VI-IV тысячелетии до н.э., появляется глиняная посуда и человек возводит первые жилища. Люди начинают обрабатывать землю и приручают животных. В погребениях эпохи поздней бронзы археологи находят бронзовые топоры, наконечники копий, всевозможные украшения и керамику.

Портал «Абхазия»

Археологические находки свидетельствуют о пребывании человека на территории Абхазии ещё в эпоху нижнего палеолита (стоянка Яштух300-400 тыс. лет назад). В IV тысячелетии до н. э. в Абхазии были развиты не только земледелие и скотоводство, но и ткачество, производство керамики, обработка камня, меди и бронзы; развивался обмен. Во II тысячелетия до н. э. на территорию Абхазии проникла дольменная культура, от которой до сих пор сохранились многочисленные дольмены. В I тысячелетии до н. э. на территории Абхазии стали появляться зачатки классового общества; к этому периоду относится появление первых городских поселений на восточном берегу Чёрного моря.

Содержание

Античность

Греческий период

Во второй половине I тысячелетия до н. э. на территорию современной Абхазии проникли греки; ими были основаны портовые города-колонии (Диоскуриада — на месте нынешнего Сухума, Гиэнос — на месте Очамчиры, Питиунт — на месте Пицунды). Эта земля получила от греков имя «Гениохия», а коренные жители — гениохи («Гениох» с древнегреческого — «возница, возчик»). Вот что писал крупнейший географ античности Страбон (около 63/63 год до н. э. — около 23 год н. э./24 год н. э.) в своем труде «География»:

Лаконцы (жители Спарты — прим.) поселились в Гениохии; предводителями последних были Крекас и Амфистрат — возницы Диоскуров; по всей вероятности, гениохи получили свое имя от них

Уже в VI веке до н. э. под контроль греков попали и перевальные пути, по которым распространялись предметы ионийского импорта (Цебельда, Ткуарчал). В V-IV веках до н. э. по этим путям на Северный Кавказ попадают бронзовые шлемы и другие предметы и материалы. В этот же период в местную среду проникают и первые серебряные монеты — колхидки, чеканившиеся в приморских греческих городах.

В то же время на территории и в окрестностях греческих городов часто встречаются конские захоронения с уздечными наборами, характеризующими скифскую культуру Прикубанья. Раскопки поселений в Очамчире и Эшере показали, что греки здесь первоначально жили в бревенчатых домах, а их форму заимствовали у местного населения. Помимо привозной, эллины широко использовали в быту и местную лепную и гончарную посуду. Последнюю приносили с собой в их жилище жены, которых греки охотно брали из местной этнической среды.

Расцвет греческих колоний на территории современной Абхазии пришелся на эллинистический период — III-I века до н. э. В Диоскуриаде активно работала судостроительная верфь, была налажена чеканка монеты. В конце II — начале I вв. до н. э. в городе разместился опорный пункт понтийского царя Митридата VI Евпатора. Поражение этого царя в войнах с Римом привело к спаду городской жизни и обусловленному этим запустению окружающей территории.

Римский период

С рубежа нашей эры в прибрежных районах Абхазии укрепляются римляне. В греческой Диоскуриаде они основывают крепость. А в 65 году н. э. сама Диоскуриада переименовывается в Себастополис. Во II веке н. э. римский гарнизон разместился и в Питиунте (современная Пицунда).

С началом нашей эры начали складываться и местные самостоятельные племенные образования (княжества Санигия, Абазгия, Апсилия, Мисиминия) апсилов, абазгов и санигов, живших на территории нынешней Абхазии. Первое упоминание об апсилах содержится в труде римского учёного Плиния Секунда, жившего в I веке н. э.. Подробные сведения содержатся в записях, сделанных полководцем Луцием Флавием Аррианом в 137 году н. э. во время посещения Диоскуриады-Себастополиса. Тогда во главе апсилов стоял «царь» с римским именем Юлиан, получивший знаки, подтверждающие его право на власть в Апсилии от римского императора Траяна (98-годы н. э.).

В I-II веках н. э. апсилы заселяли значительную часть северо-западной Колхиды от районов, прилегавших с севера к Фасису до Себастополиса. Наиболее четкие сведения по этому вопросу для VI века сохранил Прокопий Кесарийский, локализовавший апсилов на побережье Черного моря от того места, где это побережье делает резкий поворот на запад (юго-восточнее современной Очамчиры) до крепости абасгов Трахеи (современный Новый Афон), а их пределы в горах определивший до границы с аланами, то есть до перевалов Большого Кавказа.

У апсилов сравнительно рано сложилась политическая и культурная ориентация на Рим, осуществлявшаяся в первую очередь через приморский Себастополис. Не случайно ведущие центры Апсилии были сосредоточены в Цебельдинской долине [1] на пути к Клухорскому перевальному пути, который интересовал римлян с момента их появления на побережье.

«Афхазцы не всегда обитали там, где теперь живут; а предания их многие исторические данные и обычан их указывают, что они пришли с севера и потеснили картвельские племена, пака не остановились у Ингури».

Византийский период

В IV—VI вв. н. э. Абхазия вошла в состав Византийской империи. Именно византийцы в первой половине VI века принесли в Колхиду христианство. Первый христианский храм был построен в Питиунте [2] при Юстиниане), однако многие колхи еще в IV веке вместе с грузинами приняли христианство, а в VI веке лишь утвердили эту религию как государственную.

В VI веке на территории Северо-Восточного Причерноморья столкнулись интересы двух величайших держав того времени — Ирана и Византии. Иран при поддержке своих северокавказских союзников попытался отторгнуть Колхиду от Византии, совершив сюда ряд опустошительных походов. Византия, действовавшая в союзе с местными образованиями, сумела в преддверии этих вторжений расширить оборонительную систему крепостей и укреплений в регионе.

Византия также всячески поддерживала антииранские настроения в Колхиде. На базе этих настроений была даже создана федерация местных племен (лазов, абасгов, абсилов, мисимианов, сванов). Ведущая роль в ней отводилась Лазскому царству. Однако в каждом из входящих в федерацию племен существовали как «провизантийские», так и «проиранские» течения. Проиранские настроения сильнее всего проявлялись среди абасгов и мисимиан.

В первой половине VI века, как свидетельствует Прокопий Кесарийский, Абасгия была разделена на две части, каждая из которых управлялась своим царем — басилевсом. В 542 году византийские гарнизоны под нажимом персов были выведены из Себастополиса и Питиунта. Утратив возможность контроля над абасгами с помощью грубой силы, византийцы прибегли к помощи дипломатии. Около 548 года в Абасгию прибыл посланец императора абасг Евфрат, который сумел добиться введения здесь христианства в качестве официальной религии. Из Константинополя был прислан епископ, на средства императора Юстиниана был построен храм, а при императорском дворе основана школа, где специально обучались мальчики из Абасгии. Абасгам как христианам были дарованы равные с византийцами права. Местным князьям было запрещено продавать в рабство своих единоплеменников, тогда как ранее работорговля была широко распространена.

Византийцы, обосновавшиеся среди абасгов, попытались ввести в стране общеимперские порядки, что вызвало возмущение местного населения, поддержанное родоплеменной верхушкой, ущемленной в своих правах. Знать попыталась восстановить прежний строй жизни. Страна вновь была поделена на две части, во главе которых встали цари Опсит и Скепарна, которые, воспользовавшись трудностями Византии в Центральной Колхиде, где, казалось, персы начинают побеждать, фактически отделились от империи.

в каком году появилась абхазия. 220px Ruins of Anacopia. в каком году появилась абхазия фото. в каком году появилась абхазия-220px Ruins of Anacopia. картинка в каком году появилась абхазия. картинка 220px Ruins of Anacopia. История Абхазии имеет очень глубокие корни. По свидетельству ученых-археологов первые зачатки древней абхазской культуры появились еще в позднем палеолите. Памятником данной эпохи принято считать стоянку Яштхуа (поздний ашель), которая расположена на северо-восточной окраине Сухума. В IV тысячелетии там развивались не только скотоводство и земледелие, но и ткачество, производство керамики, обработка камня, меди и бронзы. В XII-VII тысячелетии стали появляться первые стоянки эпохи мезолита. В эпоху неолита, в VI-IV тысячелетии до н.э., появляется глиняная посуда и человек возводит первые жилища. Люди начинают обрабатывать землю и приручают животных. В погребениях эпохи поздней бронзы археологи находят бронзовые топоры, наконечники копий, всевозможные украшения и керамику.

в каком году появилась абхазия. magnify clip. в каком году появилась абхазия фото. в каком году появилась абхазия-magnify clip. картинка в каком году появилась абхазия. картинка magnify clip. История Абхазии имеет очень глубокие корни. По свидетельству ученых-археологов первые зачатки древней абхазской культуры появились еще в позднем палеолите. Памятником данной эпохи принято считать стоянку Яштхуа (поздний ашель), которая расположена на северо-восточной окраине Сухума. В IV тысячелетии там развивались не только скотоводство и земледелие, но и ткачество, производство керамики, обработка камня, меди и бронзы. В XII-VII тысячелетии стали появляться первые стоянки эпохи мезолита. В эпоху неолита, в VI-IV тысячелетии до н.э., появляется глиняная посуда и человек возводит первые жилища. Люди начинают обрабатывать землю и приручают животных. В погребениях эпохи поздней бронзы археологи находят бронзовые топоры, наконечники копий, всевозможные украшения и керамику.

Летом 550 года в Абасгию пришло персидское войско во главе с Набедом, что привело к поражению провизантийской партии. Узнав о ситуации в Абасгии, император Юстиниан приказал подавить мятеж. Византийцы, переброшенные морем, осадили крепость абасгов Трахею (у современного Нового Афона) и взяли ее штурмом, захватив в плен жен абазсгских царей со всем потомством и приближенными.

В Апсилии местные жители самостоятельно уничтожили отряд персов и, ссылаясь на отсутствие помощи со стороны византийцев и лазов, на короткий период объявили себя независимыми. Однако затем в центре Апсилии Цибилиуме (Цебельде) вновь появляется византийский отряд, который в 553 году отразил наступление персов.

В мае-ноябре 556 года в Апсилии находилось четырехтысячное войско византийцев, которое участвовало в подавлении восстания мисимиан, пытавшихся отделиться от Лазики и стоявшей за ней Византии. Мисимиане, близкие по языку и культуре к апсилам, на короткое время получили помощь персов, но затем были разгромлены византийцами.

Весь VII век Абасгия, Апсилия и Мисиминия оставались в зависимости от Византийской империи, став, по сути, ее отдалёнными северо-восточными провинциями. В 623 году абасги участвовали в закавказских походах императора Ираклия I, избравшего Колхиду в качестве опорной базы для окончательного вытеснения персов из этих областей. В этот период была возведена Анакопийская крепость — крупнейшее оборонительное сооружение на кавказском берегу Черного моря, включавшее в свой ансамбль в качестве цитадели постройки крепости абасгов Трахеи.

В VII – начале VIII веков в Абасгии, как и в соседней Апсилии, существовала наследственная власть. Сохранился перечень этих лиц, называемый «Диван абхазских царей». Первым в этом списке стоит Анос, вторым – Гозар, третьим – Юстиниан, четвертым – Филиктиос, пятым – Капаруки (Барук), шестым – Димитрий I, седьмым – Феодосий I, восьмым – Константин I, девятым – Феодор I, десятым – Константин II и одиннадцатым – Леон I, причем все они, кроме последнего, были сыновьями своих предшественников, и лишь Леон был младшим братом Константина. Согласно хроникам, Константин II был женат на дочери хазарского царя, сестра которого была замужем за византийским императором Константином V. Правящие династии Абасгии были тесно связаны с Византией династическими, церковными и политическими узами.

Арабский период

В самом конце VII века в Западное Закавказье вторглись арабы, которые, дойдя до Апсилии, разместили в ней свои гарнизоны. Проарабскую позицию заняли и правители Абасгии. В 711 году будущий император Византии Лев Исавр подавил сопротивление проарабской партии, восстановив в Абасгии и северной Апсилии власть Византии. Однако земли южнее были под властью арабов, и отвоевать у них юг Апсилии и Мегрелию (она тянулась от южной Абхазии до реки Чорох (позже часть Мегрелии заняли гурийцы, рачинцы, имеретинцы и аджарцы, вытеснив их на север Мегрелии)) византийцы так и не смогли. На ее северном побережье (в долинах рек Кодори и Ингури) стояли византийские лагеря, а поселения были в руках мусульман, которые не только выставили свои гарнизоны, но и прислали мирных арабских жителей (в основном купцов и духовенство), которые не выносили холодный климат Картли, Армении и Дагестана.

Больше повезло Абасгии, проходы в которую с востока преграждала Анакопия. Когда в 737 году в Закавказье вторглось арабское войско во главе с Мурваном Кру (Глухим), никто не мог его остановить. Восточногрузинские, картлийские цари Мир и Арчил бежали в Абасгию и укрылись в Анакопии, где произошло решающее сражение с арабами. Осажденным помогло то, что крепость представляла собой преграду исключительной мощности, а подступы к ней были затруднены. К тому же, среди арабов вспыхнула эпидемия, что помогло одержать победу над вторгшейся арабской армией.

В 780 году от арабов освободили Мегрелию и Юг Апсилии, которые серьёзно пострадали от захватчиков. Однако полностью из этих земель арабов изгнали только в середине IX века. При этом большинство арабов, как и в других захваченных районах, ассимилировались с местным населением. В земли Мегрелии была перенесена и столица Абхазии. Был основан Кутаиси.

Абхазское царство

В VI веке началось формирование Абхазского царства со столицей в Лыхны, расцветшего при Леоне I (VII век) и добившегося полной независимости от Византии и Халифата в VIII веке при Леоне II. Фактически в состав Абхазского царства входила не только Абхазия, но и Западная Грузия. Основное население составляли абхазы, а также рачинцы, гурийцы, имеретинцы, мегрелы, сваны и другие грузинские племена. Было много армян. После Халифата на территории Эгриси и на юге Апсилии проживали арабы. В Абхазском царстве существовали многочисленные города, крепости и храмы. Население вело торговлю с соседними государствами, странами Ближнего Востока и Средиземноморья. Столица первоначально находилась в Анакопии (Новый Афон), а в 806 переместилась в Кутаиси.

Абхазское царство значительно усилилось в IX — первой половине X вв. С начала IX века Абхазское царство боролось с Тао-Кларджетским и Кахетинским царствами за гегемонию в Западном Закавказье. Абхазские цари Георгий (ум. 955) и Леон III (955—967) подчинили часть Кахети и северную часть Тао-Кларджети, однако ослабление царства при Деметре (967—975) вследствие феодальных распрей не позволило захватить Тао-Кларджети полностью. Правившая Абхазским царством местная династия Аносидов пресеклась и власть по женской линии перешла в 975 тао-кларджетским Багратидам. Хотя грузинская культура стала приходить на смену византийской ещё двумя веками ранее, с перенесением центра царства из Абхазии в Имеретию. При формальном сохранении титула «Царь абхазов, картлов и армян» (т.е. в первую очередь абхазов) у главы, государство по сути стало грузинским. Процветала торговля с Византией; население занималось земледелием (в приморской полосе) и скотоводством (в горной части). При этом в некоторых горных районах сохранялся первобытнообщинный строй.

Между Османской и Российской империями

в каком году появилась абхазия. 200px Karte des Kaukasischen Isthmus Entworfen und gezeichnet von J Grassl 1856. в каком году появилась абхазия фото. в каком году появилась абхазия-200px Karte des Kaukasischen Isthmus Entworfen und gezeichnet von J Grassl 1856. картинка в каком году появилась абхазия. картинка 200px Karte des Kaukasischen Isthmus Entworfen und gezeichnet von J Grassl 1856. История Абхазии имеет очень глубокие корни. По свидетельству ученых-археологов первые зачатки древней абхазской культуры появились еще в позднем палеолите. Памятником данной эпохи принято считать стоянку Яштхуа (поздний ашель), которая расположена на северо-восточной окраине Сухума. В IV тысячелетии там развивались не только скотоводство и земледелие, но и ткачество, производство керамики, обработка камня, меди и бронзы. В XII-VII тысячелетии стали появляться первые стоянки эпохи мезолита. В эпоху неолита, в VI-IV тысячелетии до н.э., появляется глиняная посуда и человек возводит первые жилища. Люди начинают обрабатывать землю и приручают животных. В погребениях эпохи поздней бронзы археологи находят бронзовые топоры, наконечники копий, всевозможные украшения и керамику.

в каком году появилась абхазия. magnify clip. в каком году появилась абхазия фото. в каком году появилась абхазия-magnify clip. картинка в каком году появилась абхазия. картинка magnify clip. История Абхазии имеет очень глубокие корни. По свидетельству ученых-археологов первые зачатки древней абхазской культуры появились еще в позднем палеолите. Памятником данной эпохи принято считать стоянку Яштхуа (поздний ашель), которая расположена на северо-восточной окраине Сухума. В IV тысячелетии там развивались не только скотоводство и земледелие, но и ткачество, производство керамики, обработка камня, меди и бронзы. В XII-VII тысячелетии стали появляться первые стоянки эпохи мезолита. В эпоху неолита, в VI-IV тысячелетии до н.э., появляется глиняная посуда и человек возводит первые жилища. Люди начинают обрабатывать землю и приручают животных. В погребениях эпохи поздней бронзы археологи находят бронзовые топоры, наконечники копий, всевозможные украшения и керамику.

Во второй половине XVI века усилилась зависимость Абхазии и Западной Грузии от Османской империи, построившей на берегу Чёрного моря многочисленные укрепления — Сухум-Кале (будущий Сухум), Поти, Анапу и др. Значительная часть населения Абхазии была обращена в ислам; сопротивление абхазов уничтожению их духовных и материальных ценностей выражалось в антитурецких восстаниях (1725, 1733, 1771, 1806 и др.). С конца XVIII века абхазские князья искали спасения от османского гнёта — и нашли его в виде покровительства России. Князь Келешбей, в 1803 просившийся в российское подданство, был убит в 1808 в результате протурецкого заговора. Его сын Сафарбей (Георгий) в 1809 подавил сторонников Турции и обратился к российскому правительству с просьбой о покровительстве. Просьба была удовлетворена: 17 (29) февраля 1810 вышел Манифест Александра I о присоединении Абхазского княжества к Российской империи. [3]

К моменту присоединения к России Абхазия занимала промежуточное положение между демократическими вольными обществами горцев северно-западного Кавказа и феодальной системой Грузии. Однако по духу своего общественного устройства она была теснее связана с убыхо-черкесским миром. Очевидцы особо отмечали, что в Абхазии не существовало феодальной собственности на землю, а свободные общинники (анхаю) составляли 2/3 населения страны. Иными словами, крепостное право здесь, как таковое, не существовало. В соседней же Мегрелии, например, крепостничество бытовало в самых крайних формах, а во внутренних районах Грузии его оформление завершилось еще в XIII-XIV вв. В систему так называемого «горского феодализма» Абхазии крепко вжились элементы родо-племенного строя. Показателен характер сельской общины (акыта), бывшей основой основ общественного устройства Абхазии. Во-первых, она объединяла все слои населения, во-вторых, была пропитана молочным родством (аталычество) феодалов с крестьянами. Дети князей и дворян, отданные на воспитание в крестьянские семьи, считались, как и их родители, близкими родственниками. Однако, в условиях хуторского землевладения, пахотные наделы не являлись собственностью всей общины, а находились в посемейной или подворной собственности. Общими же для всех и открытыми для совместного пользования были только пастбища и леса. В целом, в течение всей первой половины XIX век в. Абхазия продолжала оставаться таким же феодальным княжеством, каким она была в XVIII столетии, хотя в ней и происходили некоторые социальные сдвиги, обусловленные присоединением к России. После утверждения русского флага в крепости Сухум-Кале протурецкий князь Аслан-бей со своими сторонниками обосновался в Турции и долгие годы вел оттуда борьбу против России. Центральная власть в Абхазии ослабела. С прежней яростью вспыхнули междоусобицы. Первый ставленник России в Абхазии владетельный князь Георгий Шервашидзе (Сафар Али-бей) правил почти одиннадцать лет. В 1812 завершилась война с Турцией, и к России отошли Сухум и все побережье Абхазии. Однако Россия в эти годы стремилась закрепить за собой лишь военно-стратегические пункты и фактически не вмешивалась в местный уклад жизни. Будучи владетельным князем, Георгий Шервашидзе вместе с тем был лишь формальным правителем Абхазии, и не мог существенным образом влиять на политическую обстановку внутри страны, которую раздирала жестокая борьба между феодалами. Русское военное командование, несмотря на неоднократные просьбы Георгия, не решалось продвигаться в глубь Абхазии для усмирения непокорных. По-прежнему независимыми оставались демократические вольные общества горной Абхазии — Псху, Дал, Цабал и др. Так, цебельдинские и дальские князья Маршания «отказались быть покорными» России и Георгию Шервашидзе. Таким же образом поступили и западноабхазские племена джигетов (садзов), за исключением прибрежного Цандрипшского князя Левана Цанба, которого владетель уговорил принять российское подданство. Охраняемый русскими солдатами, Георгий жил либо в Сухумской крепости, либо в Мегрелии, правители которой поддерживали его в борьбе с Асланбеем. После смерти 7 февраля 1821 владетеля Георгия в Абхазии вспыхнули «беспокойства и возмущения». Находившийся в Петербурге сын покойного князя Омар-бей (Дмитрий) получил чин полковника и царь назначил его владетелем Абхазии. Спустя несколько месяцев, в октябре, Аслан-бей при поддержке своих родственников джигетов (садзов), убыхов и псхувцев поднял восстание, «овладел всею Абхазией» и обложил Сухумскую крепость. Однако подоспевший с войсками князь Горчаков разгромил восставших. С малых лет воспитываясь в России и не зная абхазского языка, молодой Дмитрий Шервашидзе пользовался еще меньшим авторитетом в Абхазии, чем его отец. Непонимаемый народом и феодальной верхушкой, он почти безвыездно жил в Сухумской крепости. Прошло около года, и князь Дмитрий был отравлен 16 октября 1822 крестьянином Урусом Лакоба. По приказу генерала Ермолова Урус был повешен в сентябре 1823 в Лыхны русским отрядом при доме владетеля. Вскоре после гибели Дмитрия император 14 февраля 1823 пожаловал его брату Хамудбею (Михаилу) титул владетельного князя Абхазии, чин майора и жалованье в 1 тыс. рублей серебром ежегодно. Власть несовершеннолетнего Михаила оказалась очень слабой. В 1824 вновь вспыхнуло восстание, которое охватило всю Абхазию и продолжалось три года. Владетелю пришлось покинуть пределы своей страны. Он вернулся лишь в 1830 с отрядом «Абхазской экспедиции», направленным для возведения береговых укреплений в Бамборах близ Гудауты, в Пицунде и в Гагре. В этих фортах были поставлены русские гарнизоны. План «Абхазской экспедиции», разработанный графом Паскевичем и утвержденный царем Николаем I, ставил своей конечной целью установить сухопутное сообщение от Поти до Анапы. Непосредственное проведение этой экспедиции было возложено на генерала Гессе, который высадился в Сухуме в июле 1830 с отрядом в 2 тыс. штыков и сабель. Но поставленная задача не была выполнена. Гессе не смог проложить дорогу от Анапы до Гагры. Гагринское укрепление стало преградой на пути джигетов и убыхов, и было прозвано «Кавказскими Фермопилами». В августе 1830 убыхи и джигеты во главе с Хаджи Берзеком Дагомуко (Адагуа-ипа) предприняли отчаянный штурм форта в Гагре. Такое упорное сопротивление заставило генерала Гессе отказаться от дальнейшего продвижения к северу. Таким образом, береговая полоса между Гагрой и Анапой, благодаря стойкости садзов, убыхов и др. племен, осталась свободной от русских войск. Укрепления Гагра, Пицунда, Бамбора, Мрамба (у Цебельды), крепость Сухум и военные посты Дранда, Квитаул (Кутол), Илори, составили третье отделение Черноморской береговой линии. С усилением русского присутствия усиливалась и власть владетеля Михаила Шервашидзе, который прочно обосновался в Лыхны. В интересах дальнейшего укрепления своего контроля в Абхазии, русское командование предпринимает шаги для укрепления власти владетеля. В 1837 генерал Розен провел экспедицию (8 тыс. штыков) в Цебельду против непокорных горцев, и добился «присяги на верность» от некоторых князей Маршания. Несмотря на жестокость Цебельдинской экспедиции, в урочище Дал он не вошел: дальцы ожидали помощи от убыхов и пытались установить связь с Шамилем. Мощное восстание вспыхнуло на Черноморском побережье в 1840. Начатое убыхами, шапсугами, садзами, оно перекинулось и в горные общества Абхазии — в Цебельду и Дал. Под влиянием убыхов повстанческое движение стало развиваться среди кодорских абхазов, возглавляемых отчаянным абреком из с. Члоу Исмаилом Джапуа. В октябре 1840 начальник Черноморской береговой линии генерал Н. Н. Раевский сообщал: «Цебельдинцы подстрекаются убыхами… В Абхазии часть народа готова восстать против владетеля и присоединиться к убыхам». Тогда же 2500 садзов и убыхов во главе с Хаджи Берзеком появились на берегах Бзыби и послали гонцов к дальцам в Кодорское ущелье. Раевский просил о помощи. В декабре 1840 — январе 1841 карательная экспедиция полковника Н. Н. Муравьева обрушилась на Цебельду и особенно Дал (с. Лата). Дальцы, несмотря на упорное сопротивление, были выселены в Цебельду, а их жилища и зимний запас продовольствия сожжены. В отместку отряд из тысячи убыхов Керантуха Берзека, племянника Хаджи Берзека, напал в феврале 1841 на село Отхара, принадлежащее владетелю Михаилу, а на обратном пути атаковал Гагрскую крепость, где их встретили орудийным огнем. Князь Михаил Шервашидзе принимал участие в борьбе с горцами вместе с русскими войсками. В 1843 карательная экспедиция во главе с владетелем была направлена в урочище Псху. В этот период в борьбе за свободу Кавказа больших успехов добивается Шамиль. Движение продолжалось с 1834 по 1859. Шамиль стремился вовлечь в движение народы Западного Кавказа. С этой целью в 1848 его наиб Мохаммед-Эмин ведет пропаганду среди садзов, убыхов и входит в контакт с предводителем цебельдинских и дальских абреков Эшсоу Маршания. Повстанческое движение в Абхазии продолжалось еще долго. Летом 1857 убыхи и садзы-джигеты неоднократно штурмуют Гагринское укрепление. Недалеко от этих мест вновь объявляется Мохаммед-Эмин. Под влиянием убыхов разгорается восстание и в горной Абхазии. В январе 1859 на Псху был двинут экспедиционный отряд под командованием генерала Лорис-Меликова. Владетель Абхазии князь Михаил Шервашидзе подключился к этому походу с ополчением в две тысячи человек. В августе 1860, спустя год после пленения Шамиля, против абхазских горских племен в верховья р. Бзыбь, на Псху, были направлены солдаты, казаки, 3 тысячи ополченцев и артиллерия во главе с генералом Коргановым, которые встретили яростное сопротивление военного союза горцев (Аибга, Ахчипсу, Псху, Цебельда). В годы Крымской войны (1853—1856) Турция в союзе с Англией, Францией и Сардинией противостояла России. После долгой осады и взятия Севастополя войсками союзников, турецкий военачальник Омар-паша с многотысячной армией в октябре 1855 высадился в Сухуме и двинулся в направлении р. Ингур, где 25 декабря 1855 произошло большое сражение. Со стороны России здесь действовал Гурийский отряд под командованием князя Багратиона-Мухранского. В этом отряде вместе с русскими и грузинами сражались и некоторые офицеры-абхазы, а этнограф подполковник Соломон Званба пал в сражении. Одержав победу в Ингурской битве, турки двинулись в пределы Мегрелии, все дальше отодвигая отступавший Гурийский отряд. Омар-паша пытался отвлечь русскую армию от осады Карса. Наместник Н. Н. Муравьев перегруппировал силы и весной 1856 изгнал турок из Абхазии. Спустя несколько месяцев, 10 июля, русские вошли в Сухум. Вернулся и владетельный князь Михаил Шервашидзе. Война в Абхазии вызвала массовый исход населения. После поражения России в Крымской войне, царская администрация обвинила владетеля Михаила в поддержке турок. Наместник Кавказа поставил вопрос об упразднении Абхазского княжества, однако царь оставил до поры эту идею без внимания. Своеобразная автономия Абхазского княжества просуществовала на Кавказе дольше других. В 50-х гг. XIX в. генерал П. К. Услар пришел к следующему выводу: «В общей системе кавказской военной политики Абхазия играет весьма важную роль. Страна эта вместе с Цебельдою на большом протяжении границ своих соприкасается с землями непокорных черкесов, врезываясь в наименее доступные части Кавказа. Абхазия должна служить оплотом для Западной части Закавказья и проводником нашего влияния на Черкесию».

Пристальное внимание к Абхазии усилилось после Крымской войны и покорения Восточного Кавказа, которое завершилось в августе 1859 пленением Шамиля в Дагестане. Конец Шамиля крайне осложнил положение горцев Западного Кавказа. Они оказались зажатыми между русскими войсками на Черноморском побережье и горами. Несмотря на окружение, черкесы, убыхи и западноабхазские племена садзов еще пять лет продолжали неравную борьбу с Российской Империей. Горцы рассчитывали на поддержку Англии, Франции и Турции, однако правительства этих стран уже не возлагали никаких надежд на Кавказ. В июне 1861 по инициативе убыхов недалеко от Сочи был создан парламент-меджлис «Великое и свободное заседание». Убыхи, шапсуги, абадзехи, ахчипсу, аибга, побережные садзы стремились объединить горские племена «в один громадный вал». Специальная депутация меджлиса, возглавляемая Измаилом Баракай-ипа Дзиаш, посетила ряд европейских государств.

XX век

в каком году появилась абхазия. 400px Abkhazia %26 Samurzakan. в каком году появилась абхазия фото. в каком году появилась абхазия-400px Abkhazia %26 Samurzakan. картинка в каком году появилась абхазия. картинка 400px Abkhazia %26 Samurzakan. История Абхазии имеет очень глубокие корни. По свидетельству ученых-археологов первые зачатки древней абхазской культуры появились еще в позднем палеолите. Памятником данной эпохи принято считать стоянку Яштхуа (поздний ашель), которая расположена на северо-восточной окраине Сухума. В IV тысячелетии там развивались не только скотоводство и земледелие, но и ткачество, производство керамики, обработка камня, меди и бронзы. В XII-VII тысячелетии стали появляться первые стоянки эпохи мезолита. В эпоху неолита, в VI-IV тысячелетии до н.э., появляется глиняная посуда и человек возводит первые жилища. Люди начинают обрабатывать землю и приручают животных. В погребениях эпохи поздней бронзы археологи находят бронзовые топоры, наконечники копий, всевозможные украшения и керамику.

в каком году появилась абхазия. magnify clip. в каком году появилась абхазия фото. в каком году появилась абхазия-magnify clip. картинка в каком году появилась абхазия. картинка magnify clip. История Абхазии имеет очень глубокие корни. По свидетельству ученых-археологов первые зачатки древней абхазской культуры появились еще в позднем палеолите. Памятником данной эпохи принято считать стоянку Яштхуа (поздний ашель), которая расположена на северо-восточной окраине Сухума. В IV тысячелетии там развивались не только скотоводство и земледелие, но и ткачество, производство керамики, обработка камня, меди и бронзы. В XII-VII тысячелетии стали появляться первые стоянки эпохи мезолита. В эпоху неолита, в VI-IV тысячелетии до н.э., появляется глиняная посуда и человек возводит первые жилища. Люди начинают обрабатывать землю и приручают животных. В погребениях эпохи поздней бронзы археологи находят бронзовые топоры, наконечники копий, всевозможные украшения и керамику.

К 1917 году Сухумский округ обладал развитой экономикой. За годы нахождения абхазских земель в составе Российской империи была построена шоссейная дорога из Новороссийска через территорию Сухумского округа в Батум; в сельском хозяйстве большое развитие получило табаководство; в начале XX века в Сухумском округе насчитывалось около 400 мелких предприятий.

Сразу после Февральской революции 1917 власть в Сухумском округе оказалась в руках грузинских социал-демократов (меньшевиков); Сухумский окружной комитет большевиков был сформирован только в мае 1917 года.

С ноября 1917 года Cухумский округ находился под управлением Закавказского комиссариата.

В марте 1918 года большевики организовали вооружённое восстание против власти Закавказского комиссариата, и 8 апреля 1918 с занятием Сухума в Абхазии была провозглашена советская власть, продержавшаяся, впрочем, недолго: уже 17 мая в Сухум вошли войска Закавказского сейма. C 26 мая 1918 года Cухумский округ входил в состав Грузинской Демократической Республики. РСФСР признала Сухумский округ частью Грузии по советско-грузинскому Московскому мирному договору от 7 мая 1920 года.

Советская власть была вновь установлена на территории Сухумского округа 4 марта 1921 года. 28 марта 1921 года на территории Сухумского округа была провозглашена Советская Социалистическая Республика Абхазия. 16 декабря 1921 ССР Абхазия на основании особого союзного договора вошла в состав Грузинской ССР, а через год, 13 декабря 1922, в составе Грузинской ССР стала частью ЗСФСР и 30 декабря того же года в составе ЗСФСР вошла в СССР.

1 апреля 1925 была принята первая конституция ССР Абхазия, состоящей в договоре с Грузинской ССР (в статье 3 конституции подчёркивался уникальный статус Абхазии в СССР — «ССР Абхазия, объединившись на основе особого союзного договора с ССР Грузией, через неё входит в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику и в составе последней — в Союз Советских Социалистических Республик»). В 1931 этот статус был утрачен — Абхазия стала обычной автономной республикой (Абхазская АССР) в составе Грузинской ССР, которая входила в состав ЗСФСР.

По Конституции СССР, принятой 5 декабря 1936 года, ЗСФСР была упразднена, и Азербайджанская ССР с Нахичеванской АССР, Армянская ССР и Грузинская ССР с Абхазской АССР и Аджарской АССР непосредственно вошли в состав СССР.

2 августа 1937 года была принятая новая «сталинская» Конституция (Основной Закон) Абхазской АССР.

Во время Великой Отечественной войны республика почти не пострадала; германским войскам удалось занять только высокогорное село Псху; вскоре они были отброшены Красной Армией.

в каком году появилась абхазия. 220px Abjasia1989. в каком году появилась абхазия фото. в каком году появилась абхазия-220px Abjasia1989. картинка в каком году появилась абхазия. картинка 220px Abjasia1989. История Абхазии имеет очень глубокие корни. По свидетельству ученых-археологов первые зачатки древней абхазской культуры появились еще в позднем палеолите. Памятником данной эпохи принято считать стоянку Яштхуа (поздний ашель), которая расположена на северо-восточной окраине Сухума. В IV тысячелетии там развивались не только скотоводство и земледелие, но и ткачество, производство керамики, обработка камня, меди и бронзы. В XII-VII тысячелетии стали появляться первые стоянки эпохи мезолита. В эпоху неолита, в VI-IV тысячелетии до н.э., появляется глиняная посуда и человек возводит первые жилища. Люди начинают обрабатывать землю и приручают животных. В погребениях эпохи поздней бронзы археологи находят бронзовые топоры, наконечники копий, всевозможные украшения и керамику.

в каком году появилась абхазия. magnify clip. в каком году появилась абхазия фото. в каком году появилась абхазия-magnify clip. картинка в каком году появилась абхазия. картинка magnify clip. История Абхазии имеет очень глубокие корни. По свидетельству ученых-археологов первые зачатки древней абхазской культуры появились еще в позднем палеолите. Памятником данной эпохи принято считать стоянку Яштхуа (поздний ашель), которая расположена на северо-восточной окраине Сухума. В IV тысячелетии там развивались не только скотоводство и земледелие, но и ткачество, производство керамики, обработка камня, меди и бронзы. В XII-VII тысячелетии стали появляться первые стоянки эпохи мезолита. В эпоху неолита, в VI-IV тысячелетии до н.э., появляется глиняная посуда и человек возводит первые жилища. Люди начинают обрабатывать землю и приручают животных. В погребениях эпохи поздней бронзы археологи находят бронзовые топоры, наконечники копий, всевозможные украшения и керамику.

Летом 1992 года усилились разногласия между Абхазией и грузинским руководством — главным образом по конституционному вопросу: в ответ на решение Верховного Совета Грузии возвратиться к конституции Грузии 1921 года Верховный Совет Абхазии объявил о восстановлении действия Конституции (Основного Закона) ССР Абхазия 1925 года, содержавшей указание на договорные отношения Абхазии и Грузии.

XXI век

Независимость Абхазии не была признана ни руководством Грузии, которое считает Абхазию частью грузинской территории, ни другими государствами-членами ООН.

В июне 2006 главы Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии на саммите в Сухуме дополнительно заключили «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи» и подписали Декларацию о создании Сообщества за демократию и права народов, которые предполагали не только экономическое и политическое сотрудничество между республиками, но и создание коллективных миротворческих вооружённых сил, которые могли бы заменить российских миротворцев и совместно отражать возможные силовые акции «малых метрополий» и попытки разрешения ситуации военным путём.

Выступая на сессии ГА ООН осенью 2006 года, президент Грузии Михаил Саакашвили обвинил Россию в «оккупации» Абхазии и Южной Осетии: «Эти регионы были аннексированы … Россией, которая поддерживает их вхождение в свой состав, сознательно выдавая российские паспорта в массовом порядке в нарушение международного законодательства… Жители спорных регионов живут под бандитской оккупацией России».

Летом — осенью 2006 Грузия захватила Кодорское ущелье (составляющим четверть Абхазии).

18 октября 2006 Народное собрание Абхазии обратилось к российскому руководству с просьбой признать независимость республики. В постановлении Народного собрания отмечалось, что «на сегодняшний день Абхазия обладает всеми необходимыми признаками и атрибутами суверенного государства, признаваемыми мировым сообществом, организация и деятельность которого соответствует всем критериям демократического, правового и социального государства, основанного на представительной демократии и разделении властей». «Принимая во внимание желание абсолютного большинства населения Абхазии связать свою судьбу с Россией, подтверждением чему является принятие гражданства Российской Федерации более чем 90 % жителей Абхазии», Народное собрание Абхазии просит руководство России установить между двумя государствами ассоциированные отношения.

6 марта 2008 года Министерство иностранных дел РФ сняло запрет на торгово-экономические и транспортные связи с Абхазией, направив Исполнительному комитету СНГ официальную ноту, в которой сообщалось, что РФ в силу изменившихся обстоятельств (признание рядом стран Запада независимости Косово) не считает себя более связанной положениями решения Совета глав государств СНГ «О мерах по урегулированию конфликта в Абхазии, Грузия» от 19 января 1996.

Признание независимости

в каком году появилась абхазия. 250px Abkhazia02. в каком году появилась абхазия фото. в каком году появилась абхазия-250px Abkhazia02. картинка в каком году появилась абхазия. картинка 250px Abkhazia02. История Абхазии имеет очень глубокие корни. По свидетельству ученых-археологов первые зачатки древней абхазской культуры появились еще в позднем палеолите. Памятником данной эпохи принято считать стоянку Яштхуа (поздний ашель), которая расположена на северо-восточной окраине Сухума. В IV тысячелетии там развивались не только скотоводство и земледелие, но и ткачество, производство керамики, обработка камня, меди и бронзы. В XII-VII тысячелетии стали появляться первые стоянки эпохи мезолита. В эпоху неолита, в VI-IV тысячелетии до н.э., появляется глиняная посуда и человек возводит первые жилища. Люди начинают обрабатывать землю и приручают животных. В погребениях эпохи поздней бронзы археологи находят бронзовые топоры, наконечники копий, всевозможные украшения и керамику.

в каком году появилась абхазия. magnify clip. в каком году появилась абхазия фото. в каком году появилась абхазия-magnify clip. картинка в каком году появилась абхазия. картинка magnify clip. История Абхазии имеет очень глубокие корни. По свидетельству ученых-археологов первые зачатки древней абхазской культуры появились еще в позднем палеолите. Памятником данной эпохи принято считать стоянку Яштхуа (поздний ашель), которая расположена на северо-восточной окраине Сухума. В IV тысячелетии там развивались не только скотоводство и земледелие, но и ткачество, производство керамики, обработка камня, меди и бронзы. В XII-VII тысячелетии стали появляться первые стоянки эпохи мезолита. В эпоху неолита, в VI-IV тысячелетии до н.э., появляется глиняная посуда и человек возводит первые жилища. Люди начинают обрабатывать землю и приручают животных. В погребениях эпохи поздней бронзы археологи находят бронзовые топоры, наконечники копий, всевозможные украшения и керамику.

Отношение российского руководства к проблеме непризнанных государств на постсоветской территории резко изменилось в результате вооружённого конфликта, произошедшего в августе 2008 г. на территории Южной Осетии и Грузии.

12 августа 2008 абхазские вооруженные формирования заняли верхнюю часть Кодорского ущелья, которую перед этим покинули грузинские военные. Абхазские войска таким образом установили контроль над всей территорией Абхазии.

25 августа Совет Федерации [7] и Государственная Дума Российской Федерации [8] РФ единогласно приняли обращения к президенту России с просьбой признать независимость Абхазии и Южной Осетии.

Это решение вызвало резко негативную международную реакцию.

3 сентября 2008 года президент Никарагуа Даниель Ортега заявил о признании Абхазии и Южной Осетии.

10 сентября 2009 года президент Венесуэлы Уго Чавес заявил о признании Абхазии и Южной Осетии.

15 декабря 2009 года независимость была признана государством Науру.

31 мая 2011 года независимость Абхазии была признана государством Вануату, правда, на некоторое время это государство, где премьером внезапно стал Эдвард Натапеи, отозвало признание, однако в дальнейшем, с возвращением старого премьера, признание вернулось.

23 сентября 2011 года независимость Абхазии была признана государством Тувалу. [11]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *