в каком году построили гостиный двор
Гостиный двор
Родина распродаж
Здание Гостиного двора в Москве долгое время было образцом для аналогичных сооружений в других городах. Все там было выверено с аптекарской точность — например, расстояние между соседними колоннами точно соответствовало размеру одной лавки. А сегодня в Гостином дворе проходят деловые выставки, культурные мероприятия, концерты и показы коллекций модных домов.
Здание Гостиного двора занимает квартал между Ильинкой, Варваркой, Рыбным и Хрустальным переулками.
Гостями на Руси называли торговцев, которые работали за рубежом. При этом каждый вид товара имел свое место: торговые ряды предназначались для розничной торговли, а оптовики вели дела в Гостиных дворах.
Китай-город был центром торговой жизни столицы, а Гостиный двор — его сердцем. Здесь задолго до его постройки шла бойкая торговля. Лавки выстраивались «рядами», и каждый ряд предназначался для своей группы товаров. Например, в Хрустальному ряду продавали изделия из стекла, хрусталя и фарфора.
Но очень не нравилась царю Михаилу Федоровичу стихийная торговля, поэтому в 1626 году он приказал построить каменные ряды. В новом здании купцы и торговали, и хранили товары, и жили. При этом Гостиный двор с утра до вечера был полон покупателями и продавцами.
Была в Гостином дворе и первая в России аптека. Но торговых помещений все равно не хватало.
Тратить на новое здание казенные средства не хотелось, и Екатерина II приказала снести аптеку и церковь Введения Богородицы «что за Рыбным рядом», а землю продать по частям купцам, чтобы те занялись строительством по утвержденному проекту.
Автором проекта Гостиного двора стал один из ее любимых архитекторов — итальянец Джакомо Кваренги. На смену стихийности должна была прийти английская четкость: четырехугольник из двух этажей-галерей, где внутренняя площадь-каре также отводилась для торговли. Учитывая узость улиц и транспортную загрузку, архитектор скруглил углы, вписав в них широкие лестницы.
В Старом гостином дворе (это название он получил после строительства рядом еще одного торгового здания) было 760 лавок, амбаров и палаток. Каждый купец, получив разрешение на строительство, покупал землю и начинал ставить лавку. Такое распределение мест привело к тому, что здание строилось медленно и неровно: один выводил оба этажа, другой один, кто как хотел. Наконец, в 1805 году Гостиный двор все же открыли. Но без жертв не обошлось: во время строительства уничтожили 2 храма. И тут пришла новая беда: пожар 1812 года.
Восстанавливал и достраивал гостиный двор уже Осип Бове в 1825-1830 годах. Вскоре он стал главным местом для модных покупок московской аристократии. Здесь можно было найти практически все, а около лавок на Ильинке назначали свидания. И хотя здесь разместились самые знаменитые купеческие лавки и трактиры, парадные анфилады и коринфские колонны нового здания скрывали все те же средневековые лавки.
Гостиный двор как торговый центр Китай-города существовал до 1923 года. Затем на смену торговле пришла бюрократия: здание перестроили под конторы. А во время войны в Гостином дворе работал кирпичный завод.
Здание ни разу не ремонтировали, и к 1990-м оно пришло в аварийное состояние. Фактуру разрухи по достоинству оценил режиссер Владимир Бортко, снявший внутри Гостиного двора несколько сцен фильма «Собачье сердце».
Учитывая ценность памятника, входящего в список ЮНЕСКО, правительство Москвы в 1995 году начало реконструкцию Гостиного двора.
Эта реставрация дала Москве множество археологических находок. Сейчас их можно увидеть в выставочном зале Старого гостиного двора. Было в планах разместить здесь музей Истории Москвы, но не сложилось.
Сейчас в Гостином дворе проходят выставки и массовые мероприятия, а галереи заняты магазинами и офисами. Пока ничем не отмечено памятное место в угловом отсеке, выходящим на Варварку. Но здесь до революции у своего дяди-приказчика скорняжной лавки начинал трудовой путь Егорка Жуков, будущий маршал. Отсюда он ушел на Первую Мировую войну.
Moscow.org городской портал Москвы
Адрес: ул. Ильинка, 4
Как добраться до Гостиного Двора: ст. метро Площадь Революции
Старый Гостиный Двор расположен в центре Москвы, рядом с Красной площадью. Гостиный Двор растянулся на целый квартал. Главный его фасад смотрит на Ильинку, два боковых в переулки Рыбный и Хрустальный, а четвёртый выходит на Варварку. Варварка и Ильинка в старину были частью Великого Посада – частью города, располагавшегося за пределами Кремля. Центр Посада находился рядом с Москворецким мостом. В это место с разных концов Руси и из-за границы прибывали купцы со своими товарами, уже в 14-15 веках здесь велась оживленная розничная и оптовая торговля. Все прибрежное пространство и восточная сторона Кремля стали торгово-ремесленным центром Москвы. Здесь работало множество лавок, были Нижние. Средние, Верхние торговые ряды. Когда в 1493 году с территории Кремля после большого пожара были выселены купцы (видимо, чтобы скопление товаров не создавало пожароопасную обстановку), они поселились там, где сейчас находится Красная площадь. Самая оживленная торговля велась на перекрестках таких торговых улиц, «крестцов». На Ильинском крестце в 16 веке появился самый первый Гостинцы Двор, выстроенный из дерева. Здесь купцы вели торговлю и хранили товары, а приезжие здесь и останавливались.
В 1535 году во время правления матери Ивана Грозного, Елены Глинской, была выстроена стена Китай-города, охватившая значительную часть посада. Большинство зданий, которые оказались на территории Китай-города были торговыми. Позже, при Иване Грозном деревянный Гостиный Двор заменили каменным. В Смутное время в 16 веке Гостиный Двор горел. Восстанавливать его начали во время правления Михаила Федоровича Романова – первого царя из рода Романовых. После того, как был отстроен Старый Гостиный Двор, приступили к строительству нового корпуса, который получил название Нового Гостиного Двора. Его строительство было завершено при царе Алексее Михайловиче в 1661-1664 годах. Оба эти корпуса занимали лишь часть квартала. В конце 17 века Гостиные Дворы включали в себя несколько десятков рядов, которые назывались по названиям товаров: иконный, свечной, восковой, шапочный, ореховый, медовый и так алее. Такое разделение товаров можно назвать основами гигиены в торговле. Гостиный Двор был полон людей от зари и до темна, чтобы пройти в нужное место, приходилось проталкиваться сквозь людей.
В конце 18 века стал актуальным вопрос очередной перестройки Гостиного Двора. Екатерина Великая приняла решение укрепить экономику России, развивая внутренние рыночные отношения В 1786 году императрица издала указ «Об отдаче каменного Гостиного Двора городу для умножения доходов на разные нужды», и распорядилась выстроить новое здание Гостиного Двора. Такое решение было тем более оправдано, так как в 1700 году в Гостином Дворе рухнуло 15 лавок. Проект нового здания разработал Джакомо Кваренги, который прибыл в Петербург из Бергамо, прожил в России несколько десятилетий и сделал весомый вклад в формирование архитектурного лица Санкт-Петербурга. Проект был замечательным и по внешнему виду и по той рациональности, с которой архитектор использовал пространство. По всему периметру здания располагались арки и коринфские полуколонны большого ордера. Учитывая узость улиц и их большую транспортную загруженность, архитектор скруглил углы здания, вписав в них широкие лестницы. Большой внутренний двор был разделен на две части поперечным корпусом. Аркада со стороны дворов была украшена тосканскими пилястрами.
Строительство Гостиного Двора длилось с 1789 по 1805 годы. Руководили работами архитекторы московской Управы благочиния С. Карин, И. Еготов и П.Селихов. На пути возведения нового здания возникали различные трудности. Дело в том, что в Старом Гостином Дворе насчитывалось в общей сложности 760 лавок. Все купцы, получая разрешение на строительство, покупали землю и строили лавку, места распределялись стихийно и одновременно с разных точек, где-то возвели уже два этажа, а где-то один, другие перепродавали свои места, не приступив к строительству. Перепад высот на месте строительства достигал 8-10 саженей, и отсутствие достаточно тщательной проработки проекта привело к тому, что строили кому как вздумается. Стены выходили разными по высоте и не стыковались, вместо коринфских колонн, предусмотренных проектом, были построены колонны в тосканском стиле. Но, в итоге, несмотря на некоторые искажения проекта, Гостиный Двор смело можно причислить к одному из самых удачных проектов Кваренги.
После смерти Екатерины II строительство было на некоторое время приостановлено. Первая очередь Гостиного Двора была закончена в 1805 году, а окончательный вид Гостиный Двор приобрел уже после ликвидации последствий московского пожара 1812 года, когда архитектор Осип Бове восстановил его по чертежам Кваренги. Полностью закончено здание Гостиного Двора было в 1830 году.
Поскольку Гостиный Двор в Москве стал одним из первых, построенных в России, этот проект стал своеобразным образцом для возведения подобных сооружений в других городах. Именно с Гостиного Двора взяла начало традиция продавать остатки товаров по сниженным ценам.
Правда это или нет, но рассказывали, что как-то один из торговцев в конце дня возвращался домой, и его остановил разносчик изюма, у которого осталось совсем немного сладкого товара. И хоть, изюм купцу был не нужен, он поддался на уговоры купить остаток дешевле, отсюда пошла поговорка «остатки всегда сладки». Купец приобрел не только изюм, он подумал, что можно продавать остатки разных товаров по более низкой цене, привлекая тем самым покупателей. Купец этот открыл новую лавку, дела в которой пошли весьма успешно. В скорости идею оценила вся торговая Москва. Неделя распродаж была раз в году. Начиналась она с Фомина воскресенья и заканчивалась в первое воскресенье после Пасхи. Даже дорогие модные магазины на Кузнецком мосту поддались этой скидочной лихорадке.
Сервис в то время достаточно сильно отличался от нынешнего, принцип «покупатель всегда прав» не работал, например, если после долгих уговоров покупатель все равно отказывался купить товар. Ему попросту могли дать по шее. Часты были розыгрыши покупателей, когда все лавочники сговаривались и все как один утверждали, что синее сукно на самом деле не синее, а, к примеру, зеленое. В таких случаях отчаявшийся покупатель, обойдя все лавки мог уйти с товаром не того цвета, который ему нужен.
Гостиный Двор в Москве простоял без малого 200 лет, и чуть было не был потерян, как и многие другие памятники истории и архитектуры. Последняя реставрация Гостиного Двора осуществлялась в 1923 году, когда его помещения приспособили для размещения различных контор. В годы Великой Отечественной войны 1941 года некоторые его помещения использовали в качестве бомбоубежищ. Три арки во внутреннем дворе заложили, а внутри двора разместился завод.
Постепенно Гостиный Двор начал ветшать и разрушаться. Деформировались стены, проседали фундаменты, появлялись трещины, старая кирпичная кладка разлагалась. Разрушительное действие на фундамент здания оказывали и подземные воды. В конце 20 века были проведены исследования, которые показали, что здание находится в аварийном состоянии. 26 июля 1994 года начались работы по реконструкции и реставрации Гостиного Двора. Ежедневно в строительстве принимало участие около 1000 человек, многие работы приходилось выполнять вручную. Кроме того, строительные работы сопровождались археологическими изысканиями, подарившими городу уникальные находки, в том числе кладовой комплекс, в котором находились 16 сосудов из драгоценных металлов, более 95 тысяч русских серебряных монет и 335 талеров, отчеканенных на монетных дворах Западной Европы от Пиренеев до Скандинавии. Проект, по которому обновили Гостиный Двор, да и весь процесс реконструкции вызвал неоднозначную реакцию среди жителей Москвы, историков и археологов, тем не менее, он был осуществлен и сейчас мы можем видеть в Китай-городе обновленный Старый Гостиный Двор.
В ходе реставрации и реконструкции в соответствии с концепцией «умного дома» были полностью переоснащены внутренние помещения, внедрены климат-системы с созданием условий для подключения систем оргтехники и управления. Внутренний двор площадью 12 000 кв.м. замостили гранитом и перекрыли легким безопорным светопрозрачным перекрытием. Покрытие имеет системы снеготаяния, климатологии, сбора и отвода конденсата. Нынешний Гостиный Двор является крупным деловым и торговым центром, общая площадь комплекса составляет 82 000 кв.м.
В каком году построили гостиный двор
Гостиный двор – комплекс зданий, включавший торговые ряды и лавки.
«Гостями» на Руси называли иноземных и русских купцов. Первое упоминание о Гостином дворе в Москве датируется началом XVI века. В течение столетий здание Двора не раз перестраивалось, но его местонахождение всегда было в сердце города, вблизи Красной площади – на крестце между Варваркой и Ильинкой.
На протяжении всей своей истории Гостиный двор находился в центре событий: через него пролегали дороги купцов, дипломатов, путешественников, ученых. Здесь торговали заморскими товарами и заключали сделки, узнавали последние городские новости,
а в его павильонах находились городская биржа и лавки промышленников. В советское время здесь были конторы, а во время Великой отечественной войны некоторые помещения Гостиного двора служили бомбоубежищем.
К концу ХХ века Гостиный двор обветшал. В 1994 году начались работы по его реконструкции и реставрации. Воссоздавался памятник архитектуры по старинным фотографиям и чертежам. В ходе работ были полностью переоснащены внутренние помещения здания, надстроены мансардные этажи, появилась куполообразная крыша. Общая площадь комплекса Гостиный Двор составляет 82 000 кв. метров, а площадь атриума здания, где проходят различные мероприятия, выставки и ярмарки, сопоставима с площадью Сан-Марко в Венеции.
Гостиный двор, Москва: фото, история, выставки и мероприятия, адрес, как добраться
В наши дни самое известное и большое торговое здание в Москве. Он служит не только украшением столицы и важным памятником ее истории, но так же современным торговым и бизнес центром. Архитектурное достояние, построенное на рубеже XVIII–XIX веков в стиле классицизма, расположено у Варварки и Ильинки — свидетелей рождения одной из наиболее интересных достопримечательностей Москвы.
После последней реконструкции, проведенной в 1990–2000-х годах, площадь здания, ставшего центром культурной и деловой жизни города, увеличилась до 82 000 кв.м.
Теперь оно занимает целый квартал. Исторический комплекс оборудовали системами климат-контроля и электронного управления. К Южному крылу были надстроены два этажа и мансарда, где поселились представительства и офисы известных компаний. В помещениях Гостиного двора располагаются рестораны, бары, магазины, кафе и косметические салоны. В амфитеатре, рассчитанном на 450 мест, устраиваются городские и государственные праздники, мероприятия для детей, концерты и встречи. В Гостином дворе проводятся престижные выставки (например, выставка кукол и весенние свадебные выставки), модные показы и летние балы выпускников.
Сердце комплекса — это Атриум, спрятанный под самым большим в Европе куполом. Просторный двор, занимающий 12 000 кв.м., огорожен лепными колоннами и оформлен гранитом.
Шопинг в стенах Гостиного двора столь же необычен и незабываем, сколь и его архитектура. Кажется, что вы прогуливаетесь по центральным улицам маленького европейского городка, полным ресторанчиков и магазинов, ларьков с мороженым и симпатичных лавок. А главное, для того, чтобы сменить атмосферу с шумной, полной людей Москвы, на уют старины, даже не приходится покидать городской центр.
Гостиный двор — описание
Несмотря на обилие брендовой одежды, хорошие товары по доступной цене в торговом центре все же встречаются.
Здание занимает целый квартал и представляет собой неправильный четырехугольник, образованный улицами: Невский проспект, Садовая улица, Перинная линия и улица Ломоносова.
Парадная часть здания выходит на Невский проспект, это Невская линия. На первом ее этаже можно купить сувениры и многие товары для туристов. Также здесь расположен фирменный магазин футбольной команды «Зенит».
На втором этаже Невской линии продается одежда для мужчин, на втором этаже вдоль улицы Садовой — одежда для женщин. На двух других линиях — Ломоносовской и Перинной расположены самые разные магазины — от готовых штор до радио товаров.
В настоящее время Гостиный двор представляет почти два миллиона товаров. Торговые залы имеют протяженность около двух километров и предлагают покупателям продукцию более трех тысяч российских и зарубежных фирм с ассортиментом около 170 тысяч видов товаров.
Примечания
Из истории
Создание исторического здания связано с именами пяти известных архитекторов. План строения в виде неправильного четырехугольника еще при Анне Иоанновне был выполнен Петром Ерошкиным, главным архитектором Санкт-Петербурга, создавшим первый генеральный план города.
Первые деревянные лавки вдоль Невской перспективы были построены в 1740-е годы. Решение о строительстве одноэтажного каменного торгового здания взамен деревянных построек было принято в 1748 году.
В 1750-х годах над проектом здания работали Антонио Ринальди и Бартоломео Франческо Растрелли, но проекты обоих архитекторов были отклонены. В 1761 году Екатерина II пригласила в Россию французского архитектора Жана Батиста Валлен-Деламота. По его проекту с 1761 по 1785 год велось сооружение здания. Завершение строительства стало знаменательным событием в истории российского зодчества.
Это было первое строение в Санкт-Петербурге, созданное в стиле раннего классицизма. Его периметр составляет более одного километра. В нем все было сделано из камня и железа, чтобы избежать пожара. Даже отапливать лавки было запрещено и только в 1837 году в здании оборудовали пневматическую топку.
В 1842 году вместо устаревших масляных горелок в Гостином дворе установили газовые светильники, привлекавшие в магазин горожан, гулявших вечером по Невскому проспекту.
В 1885-1886 годах по проекту архитектора и художника Альберта Николаевича Бенуа был перестроен фасад здания, в результате на нем появилась лепнина и скульптура, а над главным корпусом установили купол.
Фольклор моментально отреагировал на изменение привычного классического вида фасада Гостиного двора, назвав бесцеремонное вмешательство в замысел архитектора «Бенуёвскими переделками». Только во время послевоенной реконструкции фасаду был возвращен его первоначальный вид.
Гостиный двор становится достопримечательностью Петербурга, а также местом развлечения и досуга, где царили свой быт и нравы, законы и обычаи.
Торговые ряды посещали сановники и дворяне, студенты и художники, писатели и поэты. Здесь прогуливался Иван Крылов, Александр Пушкин и Николай Гоголь. В те времена говорили, что Гостиный двор «всегда задает тон».
В обиходе горожан появилось выражение «Гостинодворская галантерейность», обозначавшее елейное и подобострастное обхождение продавцов, что, впрочем, не исключало их хамства. Рассказывали историю о продавцах калачей и пирожков. Один из покупателей пирожков выразил свое недовольство по поводу найденного куска тряпки в начинке, в ответ от торговца он услышал: «А тебе за три копейки с бархатом, что ли?».
Для защиты интересов купцов, охраны лавок и содержания в чистоте помещений избирались Комитет по управлению Гостиным двором и гостинодворный староста.
Гостиный двор был городом в городе, со своими конторами и кладовыми, устроенными на верхних галереях, и оптовыми складами во внутреннем корпусе.
Во время революционных событий окна лавок закрывались досками и торговля прекращалась, но большинство купцов надеялось, что советская власть просуществует недолго и поэтому многие из них прятали свои сбережения в своих лавках. Один из таких кладов – три золотых слитка были найдены в октябре 1965 года. Также во время капитального ремонта фасада Перинной линии в 2003-2004 годах был найден клад из золотых и серебряных монет середины XIX века.
Гостиный двор с давних времен активно пополняет городской фольклор. Так, в советское время появились выражения
Литература
Чайный дом Перловых
Чайный дом построил в 1893 году архитектор Роман Клейн по заказу Сергея Перлова, владельца Товарищества чайной торговли «Сергей Васильевич Перлов и Ко». Необычная отделка, как ее называли, «китайщина», появилась в облике дома только через три года. В честь приезда канцлера Китайской империи Ли Хунчжана Карл Гиппиус и Роман Клейн декорировали здание башенкой в виде пагоды, лепными драконы и фонариками. В здании находился магазин, чаеразвесочная фабрика, апартаменты хозяина и квартиры, которые он сдавал в аренду.
Дом книги
Дом книги в Орликовом переулке — пример московского долгостроя. Проект разновысотного здания еще в 1930-х годах создал Борис Великовский. Здесь должны были разместиться несколько издательств, музей книги и большой книжный магазин. Пока здание строили, в Москве приняли Генеральный план реконструкции города. Проект Дома книги изменили. С началом Великой Отечественной войны строительство остановилось. Работа над Домом книги завершилась только в 1970-х годах. Архитектурный комплекс состоял из четырех корпусов одинаковой высоты, расположенных вокруг двора. Авторами реализованного проекта стали Борис Мезенцев и Валентин Дановский.
Сегодня здание занимает государственная организация (территориальное управление Росимущества в Москве).
Chapeau 2020
С 4 по 7 сентября состоится международная выставка головных уборов Chapeau 2020. На ней будут представлены головные уборы, меховые изделия, сырье, аксессуары, промышленное оборудование. В выставке будут участвовать около 200 компаний из России, стран СНГ, Европы и Азии. В рамках мероприятия ежегодно проходит деловая программа, показы крупных производителей, молодых дизайнеров и детских коллективов. Посетители выставки смогут приобрести первоклассные товары по ценам производителей. С 18 по 20 сентября будет проходить сразу несколько больших выставок.
XXI век
Внешний вид фасада в 2007 году Гостиный двор и здание Городской Думы в новогоднем убранстве. Январь 2010 года
Универмаг стал акционерным обществом в 1994 году, с этого времени в здании Большого Гостиного двора расположено ОАО
«Большой Гостиный Двор»
[8]. Генеральным директором[2] ОАО «БГД» на 2008 год является Елена Коршунова.
Гостиный двор продолжает оставаться крупнейшим универмагом города. Здание является собственностью Минкультуры РФ[9].
В городском сленге укоренилось слово Гостинка
, используемое и рядом СМИ.
С конца XX века проводилась реконструкция Невской линии (длившаяся почти 10 лет), капиталовложения составили 5 миллионов долларов до приватизации и 12 миллионов — после приватизации. Невская линия открылась в 1998 году и на втором этаже разместилась Галерея Высокой моды, от известных дизайнеров Франции и Италии.
За счет собственных средств организация проводит поэтапный капитальный ремонт и реставрацию основного здания универмага. Работы растянуты на несколько лет, эти расходы засчитываются в качестве арендных платежей за пользование памятником федерального значения:[2]
Открыт ежедневно с 10 до 22 часов, Галерея Высокой моды (Невская линия, 2 этаж) — с 11 до 22 часов
Елисеевский магазин в Санкт-Петербурге
Петербургский Елисеевский магазин был построен Гавриилом Барановским через четыре года после московского. Здание в стиле модерн было украшено витражами и скульптурами Амандуса Адамсона «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука». В начале XX века в Елисеевском можно было купить импортные товары — вино, кофе, чай, оливковое масло, трюфели, сардины. Помимо магазина, здесь размещались коммерческие курсы, банк, а позднее и театр комедии.
Торговые ряды в Торжке
Архитектурный комплекс Торговых рядов складывался на протяжении XVIII–XIX веков, он состоял из сотни лавок, размещенных в галереях-аркадах. В 1941 году почти весь Гостиный Двор разбомбила немецкая авиация, позже на его месте был разбит сквер. Сохранившиеся пять корпусов несколько раз перестраивали, здание практически утратило первоначальный облик. Сегодня здесь находится выставочный комплекс.
Универмаг «Мосторг» на Красной Пресне
Универмаг стал одним из первых московских зданий в стиле конструктивизма по проекту братьев Весниных. Его построили в 1928 году на углу площади Краснопресненская Застава. Главный фасад здания представляет собой витрину со сплошным остеклением. Она никогда не запотевала и не покрывалась льдом. Для этого Веснины сконструировали на крыше Мосторга пять вентиляционных шахт — они обеспечивали постоянную циркуляцию воздуха.