в каком году переименовали симбирск в симбирск

Почему так назван город: Ульяновск, центр Ульяновской области

в каком году переименовали симбирск в симбирск. tmpHhgpH8. в каком году переименовали симбирск в симбирск фото. в каком году переименовали симбирск в симбирск-tmpHhgpH8. картинка в каком году переименовали симбирск в симбирск. картинка tmpHhgpH8. В 1796 году Симбирск получает статус губернского города. В 19 веке город активно развивается, здесь открывается один из первых в России театров, первая в Поволжье Карамзинская общественная библиотека. Город славится образовательными учреждениями. В 1873 году в Симбирске окрывается кадетский корпус.

В 1796 году Симбирск получает статус губернского города. В 19 веке город активно развивается, здесь открывается один из первых в России театров, первая в Поволжье Карамзинская общественная библиотека. Город славится образовательными учреждениями. В 1873 году в Симбирске окрывается кадетский корпус.

В Симбирске родился и провел детство Владимир Ильич Ульянов-Ленин.

В 20 веке начинает развиваться промышленность, в 1913 году строится первая электростанция, в октябре 1916 года был построен крупный железнодорожный мост через Волгу.

В 1924 году Симбирск был переименован в Ульяновск.

Достопримечательности
В городе хорошо сохранилась старинная застройка, множество памятников, как старых времен, так и современных, например, недавно установлен памятник букве Ё. В Ульяновске большое количество музеев, привлекает внимание музей истории гражданской авиации, в котором находятся малоизвестные модели самолетов

Широко известен Музей-мемориал В. И. Ленина обладающий уникальной коллекцией подлинных предметов принадлежавших семье Ульяновых.

Ульяновский областной художественный музей — один из старейших музеев Поволжья, обладает редчайшей коллекцией античной керамики V-III веков до н. э.

В городе проживает около 604 тыс. человек.
День города празднуют 12 июня в день России.

Источник

Происхождение названия города Симбирска: загадки и гипотезы

Радий Губайдуллов Один из самых занимательных и сложных для разрешения вопросов Симбирского краеведения – происхождение названия города Симбирска – так до 1924 года назывался город Ульяновск. Ещё в XIX веке местные краеведы, задумываясь о происхождении имени Симбирска, пытались объяснить его на основе языков различных племён и народов. Среди предположений об истоках наименования города наибольшее распространение получили такие версии: мордовское «сююн бир» – «зелёная гора»; чувашское «белая гора»; чувашское «син» – «человек» и «бурнас» – «обитать, жить», то есть «обиталище людей»; общетюркское «сын бер» – «одинокая могила»

Радий Губайдуллов
Один из самых занимательных и сложных для разрешения вопросов Симбирского краеведения – происхождение названия города Симбирска – так до 1924 года назывался город Ульяновск.
Ещё в XIX веке местные краеведы, задумываясь о происхождении имени Симбирска, пытались объяснить его на основе языков различных племён и народов. Среди предположений об истоках наименования города наибольшее распространение получили такие версии: мордовское «сююн бир» – «зелёная гора»; чувашское «белая гора»; чувашское «син» – «человек» и «бурнас» – «обитать, жить», то есть «обиталище людей»; общетюркское «сын бер» – «одинокая могила»; древнескандинавские «sinn biаrg» – «горный путь» и «sinn birg» – «придорожная береза»; а также на основе имени булгарского князя Синбира, якобы упоминаемого в одной татарской летописи.

Однако все эти варианты вскоре уже после появления были отвергнуты исследователями, как не имеющие достаточных оснований, и споры о происхождении имени города Симбирска возобновились с новой силой.

Карта Адама Олеария с указанием города Симберская гора

Запутывает ситуацию в поисках разгадки названия города еще и то обстоятельство, что в разных источниках золотоордынский предшественник русской крепости называется по-разному: Симберская Гора (Simberska gora – в Адама Олеария под 1636 годом и Simberskaia gora ruinee par Tamerlan на прилагаемой карте), Синбир (производное от этого названия – Синбирское городище в писцовой книге Ивана Болтина под 1603 годом). Да и сам город, основанный в 1648 году как крепость на засечной черте, в первые десять-пятнадцать лет своего существования именовался: «город Синбирской», «город Синьбирской» или просто – «Синбирской». С середины 1670-х годов до 1780 года в официальных документах (а в народе и до середины XIX столетия) город именовался – «Синбирск», а затем, вплоть до 1924 года – «Симбирск».

В последние годы учёные привлекают для объяснения происхождения названия Симбирска все доступные исторические источники: русские средневековые летописи, сообщения арабских, персидских, еврейских авторов о Поволжье, карты-порталаны (карты с указанием портовых городов), составленные на основе сведений венецианских купцов; евразийскую топонимику и лингвистику; историческую географию, а также материалы археологических исследований. На Симбирской горе найдены археологические материалы всех основных исторических эпох – от древнекаменного века и до позднего средневековья. Среди памятников эпохи средневековья имеются поселения, остатки укреплений, некрополи, отдельные погребения и находки различных археологических культур: именьковской, ранних булгар, Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.

В результате исследований последних лет основные версии происхождения названия города Симбирска сейчас выглядят таким образом:

Монгольская священная гора
В 1970-е годы ульяновский филолог Венедикт Барашков объявил, что наименование Симбир монгольского генезиса: «сум бэр» – «священная гора», объясняя это тем, что подобные топонимы имеются на территории современной Монголии. Кроме того, при помощи монгольского языка объяснил целый ряд названий речек: Канадей (личное имя), Авраль (сухое русло), Муранка (река), а также Ундоры (высота, возвышенность). Однако все эти топонимы легко объясняются на основе языков народов Поволжья.

Гравюра из книги История северных народов XVI века 1

Известно, что большая часть монголов, после завоевательных походов XIII века, вернулась в Центральную Азию, не оказав существенного воздействия на этнический состав и языки коренных народов Восточной Европы. Основным населением Золотой Орды были тюркоязычные половцы, проживавшие, как и прежде, в своих причерноморских, донских и нижневолжских степях. Что касается средневекового населения Среднего Поволжья – предоставим слово авторитетному советскому антропологу Т.А. Трофимовой: «монгольские типы центральноазиатского происхождения, известные среди татаро-монгол по описаниям современников, среди поволжских булгар XIV-XV веков не устанавливаются».

Горная река
Резеда Садыкова в 2003 году в своей кандидатской диссертации о тюркской топонимии Ульяновской области, отвергла монгольское происхождения названия города и предложила свою версию, на основе языков коренных народов края. По её мнению топоним восходит к урало-алтайской языковой общности, где «сен» – «река, вода» + бер, бир, бирен – «гора».

Булгарский князь Симбир
Профессор Симбирской семинарии Капитон Невоструев, в своей книге «О городищах древнего Волжско-булгарского и Казанского царств в нынешних губерниях Казанской, Симбирской, Самарской и Вятской» опубликованной в 1871 году написал следующее: «Симбирск, основанный, по Татарской летописи, как мы слышали, одним знатным булгарским князем, от коего и получил своё имя, в древние времена был важный город Волжских Болгар, главный в особенной области этого царства, по нему названный Симбирскою».

Гравюра из книги История северных народов XVI века

Среди многочисленных чувашских языческих имён, перечень которых в 1905 году опубликовал В.К. Магницкий, имеется имя – Синбирь-Синбир, объясняемое обычно как: син – «душа, ребёнок» + бир – «давать».

Вариант этого имени – Бирсин-Берсен, был распространён среди поволжских татар. У великого князя Василия III одним из думных дворян был некий Берсень Беклемишев. От этого имени произошла фамилия русского дворянского рода – Берсенёвы.

Происхождение названия булгарского или золотоордынского города от имени правителя вполне возможно. Такие примеры в средневековой истории Поволжья имеются. Так, в русских летописях упоминается булгарский город Бряхимов. Это название связано с именем правителя Волжской Булгарии в XII веке эмира Ибрагима (Абу Исхак Ибрахим ибн-Мухаммад). Да и название города Казани, по мнению многих ученых, произошло от имени эмира Хасана, которой в 70-е годы XIV века перенёс столицу из города Болгара, расположенного около устья Камы, в старинную крепость у поворота Волги с востока на юг.

Однако, письменных источников, в которых бы упоминался булгарский или татарский правитель под именем Симбир или Синбир пока не обнаружено. Неизвестно также, на основании какой татарской летописи делал свои выводы Невоструев.

Симбирский рубеж X-XIV веков

Н. Рерих Волокут волоком

Ещё по одной версии, название города Симбир/Сембер происходит от древнетюркского «сим» – граница и «бир» – первая, то есть первый рубеж, относительно городских центров западных приволжских земель Волжской Булгарии, располагавшихся в районе села Ундоры, села Старое Алейкино и деревни Красное Сюндюково. Среди этих поселений был и один из крупнейших городов Булгарии – город Ошель. Появились эти города в X веке. Здесь, в Волжско-Свияжском междуречье очень благоприятное сочетание природных и географических условий: наиболее плодородные в Среднем Предволжье чернозёмы; богатые травой свияжские и волжские пойменные луга; имеются месторождения железных руд. Удобна эта местность и для организации обороны – территория ограждена с запада руслом Свияги, а с востока – высоким обрывистым берегом Волги. Подъёмы со стороны Волги на высокое плато, возможные только через устья оврагов около нынешних Ундор, Поливны и Беденьги, контролировались возведёнными в этих местах крепостями. Кроме того, рядом проходила оживленная торговая магистраль – Великий Волжский путь, а использование Симбирского волока позволяло небольшим судам подходить по Свияге непосредственно к городам, располагавшимся на месте Староалейкинского городища и Красносюндюковского комплекса. Здесь был также перекрёсток сухопутных магистралей: дорога из центральных районов Волжской Булгарии в Киев и в города Северо-Восточной Руси, пересекалась с меридиональным путем, проходившим вдоль волжского правобережья.

Первая линия укреплений, протяжённостью около 10 км, размещалась в месте сближения текущих в противоположных направлениях Волги и Свияги и включала в себя четыре крепости, валы со рвами, а также природные препятствия – овраги, долину реки Симбирки и русло реки Свияги, протекающей здесь на протяжении 7 км с востока на запад, а затем поворачивающей снова на север.

Вторая линия обороны проходила в непосредственной близости от этих городов и в 25–30 км севернее первого (Симбирского) рубежа. Эта линия укреплений, также пересекавшая Волго-Свияжское междуречье, включала в себя внешний вал Городищенского городища, Растокинский вал и Растокинское городище.

Эти рубежи, вероятнее всего, были возведены во второй половине X века, для обороны от печенегов, достигших к середине X века наибольшего могущества и занявших степи от Дуная до Волги. Внешняя политика всех государств, граничащих со степью, строилась в то время с учётом печенежской угрозы. Византийский император Константин Багрянородный в трактате «Об управлении империей» (948–952 гг.) особое место уделил описанию страны печенегов, их взаимоотношениям с соседними народами и способам противодействия печенежской экспансии. Киевский князь Владимир Святославович в этот период занялся укреплением южных рубежей своего государства. «Повесть временных лет» под 988 годом сообщает: «И рече Володимер: «Се не добро, еже мал город около Киева». И нача ставити городы по Десне, и по Востри, и по Трубежеви, и по Суле, и по Стугне. И поча нарубати муже лучьшие от словен, и от кривичь, и от чюди, и от вятичь, и от сих насели грады; бе бо рать от печенег и бе воюяся с ними и одолая име». Тогда же на южных рубежах Киевской Руси была возведена большая часть знаменитых Змиевых валов.
Подобные меры для защиты от печенежских набегов предпринимались и на южных границах Волжской Булгарии. С начала X века, в Среднее Поволжье, спасаясь от печенежских погромов, бежало оседлое население Хазарского Каганата. Поток беженцев особенно усилился после разгрома этого государства в 60-е годы X века. В результате этой миграционной волны на территории Волжской Булгарии резко возросло количество поселений. Для защиты городов, построенных в то время в Волго-Свияжском междуречье, и были возведены Симбирский и Растоцкий рубежи обороны, остатки которых сохранились в районе города Ульяновска и около посёлка Ундоры.

Примечательно, что система оборонительных сооружений в Киевской Руси также строилась вдоль большой реки – Днепра, протекавшего, как и Волга, меридионально, и содержала несколько линий укреплений, располагавшихся вдоль днепровских притоков (четыре рубежа обороны находились на левом берегу Днепра и один – на правом), на расстоянии в 15-20 км друг от друга.

Помимо защиты от военных нападений, Симбирская линия укреплений позволяла контролировать движение по древней дороге, проходившей по волжскому правобережью, а также перекрывала пути сезонных миграций кочевников, двигавшихся вдоль Волги: весной – на север, к богатым травой пастбищам лесостепной полосы, а осенью – возвращавшихся в южные степи на зимовку.

Варяжская переволока
По одной из гипотез, название города Симбирска происходит от древнескандинавского «sinn bor» – «путь волока» и обозначало место переволоки судов из Волги в Свиягу.

В середине IX века между Западной Европой и тюрко-арабским миром сформировался торговый путь «из варяг в арабы», проходящий через Балтику, Северную Русь, Волгу и Каспий. В Хазарский Каганат, Багдадский Халифат и другие восточные страны вывозились рабы, меха, мед, воск. Обратно везли серебряные монеты, пряности, китайский шелк. Особенно активную военно-торговую деятельность на этой магистрали проявляли скандинавы, в первую очередь шведы, известные в Восточной Европе как варяги или русы.

Сохранились свидетельства восточных авторов о русах. Ибн-Русте – арабский географ начала X века писал: «А что касается русов, то они живут на острове, вокруг него озеро… Они производят набеги на славян, подъезжают к ним на кораблях, выходят на берег и полонят народ, который отправляют потом в Хазеран и к Болгарам и продают там… Русь не имеет ни недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен; единственный промысел их – торговля собольими, беличьими и другими мехами, которые и продают они желающим; плату же, получаемую деньгами, они завязывают накрепко в пояса свои».

Арабский дипломат Ахмед ибн Фадлан посетивший Волжскую Булгарию в 921-922 годах сообщает: «Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились на реке Атиль… Они прибывают из своей страны и причаливают свои корабли на Атиле, а это большая река, и строят на ее берегу большие дома из дерева, и собирается их в одном таком доме десять и (или) двадцать, меньше и (или) больше, и у каждого из них скамья, на которой он сидит, и с ним красавицы для купцов».

В районе города Ульяновска расстояние между Волгой и Свиягой, текущих в противоположных направлениях, сокращается до двух километров, причем Свияга впадает в Волгу в 160 километрах к северу. Перемещение судов из Волги в Свиягу в этом месте позволяло значительно ускорить и облегчить движение на север.

Населенные пункты, возникавшие в местах волоков, часто отражали это обстоятельство в своих названиях. Таковы: Переволоки в Жигулях, Переволоцк на месте перехода из реки Самары в реку Урал, Вышний Волочек и Волоколамск на Валдае и др. Топонимы с основой «bor» сохранились в современной Швеции: «Borlande» – «длинный волок» и др.
Название древнего урочища, располагавшегося на территории города Ульяновска, возможно, происходит от древнескандинавского «sinn bor» — «путь волока», и обозначало место переволоки судов из Волги в Свиягу. По этой гипотезе, название переволоки, данное русами в IX-X веках, унаследовал булгарский поселок, возникший во второй половине X века, затем золотоордынский город, разрушенный Тамерланом в конце XIV века, и, наконец, русская крепость, построенная в середине XVII века.

Сембы на службе у булгарских князей
В 1182–1183 годы произошло самое крупное военное столкновение в истории домонгольских русско-булгарских отношений. В ходе этой войны, владимирский князь Всеволод Юрьевич, прозванный за многодетность – Большое Гнездо, во главе огромного войска, включавшего владимирские, киевские, переяславльские, муромские, смоленские, рязанские, белозерские, черниговские и новгородсеверские дружины и полки, отправился на многочисленных судах от места слияния Оки и Волги брать столицу Волжской Булгарии. Прибывшее войско высадилось на берег в районе современного села Крестовое Городище, и, оставив для охраны судов крупный отряд, отправилось к цели похода – Великому городу Серьбреных Болгар, располагавшемуся в верховьях Малого Черемшана на месте Билярского городища. После ухода армии Всеволода к Великому городу, у стоянки русских судов высадились булгарские отряды с целью захватить ладьи и отрезать путь к отступлению русскому войску. Летописи, сообщают, что среди этих булгарских отрядов были себи (собекуляне), кусяне, челмата, темтюзи, а также конный отряд из города Торцьского.

Предполагается, что упомянутые в летописях себи (Собекуляне) – семби, искажённое название жителей булгарской крепости, располагавшейся на месте центральной части города Ульяновска. По мнению исследователей, в военных действиях со степными племенами в составе дружин киевских и булгарских князей участвовали различные наёмники, в том числе сембы, заселявших территорию Самбийского полуострова в Восточной Прибалтике. Это прусское балтоязычное племя в своей культуре несло тюрко-булгарские черты, связанное с военными контактами с Волжской Булгарией. В тюркоязычной среде к наименованию этой этнической группы, вероятно, прибавилась приставка – «ер/ир» (ар, ер, ир (тюрк.) – мужчина, люди, род), т.е. семби+ер/ир > сембер/сембир. Подобное строение имеют многие тюркские этнонимы – булгар, хазар, мишер, акацир, савир и многие другие. Впоследствии, название этого племени могло передаться населённому пункту. В основе наименований крупнейших городов Булгарии лежат этнонимы – Булгар, Сувар. Скорее всего, и название города Ошель, остатки которого располагаются у Свияги, на месте Староалекинского городища, происходит от этникона «ош/аш/ас» и тюркского слова «эль» – племенной союз, народ, край, страна.

Симбирская гора – важный ориентир на Великом Волжском пути
Нужно признать, что сейчас нет однозначного ответа на вопрос о происхождении названия Симбирска. Выдвинутые предположения остаются гипотезами и не имеют пока бесспорных научных доказательств. Возможно, когда-нибудь будут выявлены новые письменные источники, или найдены дополнительные археологические материалы, которые и прояснят тайну названия нашего города.

Есть закономерность – чем крупнее и заметнее географический объект, тем более древнее наименование он имеет и тем сложнее проследить его происхождение.

Симбирская Гора – прекрасный, видимый издалека ориентир на Волге. Знаменитая бурлацкая поговорка гласит: «Семь дён идём – Симбирск видён». Ещё с каменного века река Ра – Идель – Волга была удобным водным и сухопутным (по льду) путём различным племенам и народам Евразии. Несомненно, важные ориентиры на этом пути, в том числе и гора, на которой располагается сейчас центральная часть города Ульяновска, имели свои названия уже в глубокой древности.

Языки имеют свойство изменяться со временем и даже исчезать. Не исключено, что наименование города Симбирска имеет древнее, ещё дотюркское происхождение, сохранившееся потом в господствующей тюркоязычной среде таким образом: либо приняв близкое по звучанию тюркское наименование, либо будучи переведённым (калькированным) на тюркские языки.

На территории Симбирской горы археологами обнаружены остатки поселений именьковской археологической культуры – предшественников булгарских поселений. Ряд исследователей считают именьковские племена носителями балто-славянских языков. В связи с этим можно предполагать зарождение топонима в балто-славянской языковой среде и предложить версии, с использованием древнеславянских и индоевропейский языков: гора Семи Ветров, например. Или, за один из компонентов названия города Сембера/Симбера, можно принять древнее табуированное слово многих европейских языков – «бер» – медведь: как в имени города Берлин. Можно поискать истоки Симбира в имени легендарной страны Биармии древнескандинавских саг, или в яфетической теории Николая Марра и в его гипотезе о четырёх первичных элементах, согласно которой все слова всех языков мира состоят из четырёх слов: sal, ber, yon, ros, являющихся одновременно названиями племён. Можно ещё вспомнить спасшихся на ковчеге во время Великого Потопа библейских Ноя и его сыновей: Сима, Хама и Иафета, потомки которых заселили Землю – имя одного их сыновей Ноя схоже с названием Симбирска.

Однако такие догадки, по моему мнению, уже выходят за границы научного поиска.

Источник

Симбирск или Ульяновск?

В редакцию продолжают поступать отклики на предложение мэра Сергея Ермакова о возвращении городу его исторического названия – Симбирск. Интересно, что ульяновцы пишут нам как в прозе, так и в стихотворной форме. И хотя некоторые отклики-стихотворения несовершенны в художественном плане, мы не можем оставить их без внимания.

О славе земли Симбирской

Симбирск – это историческое имя русской крепости на восточных рубежах Московской Руси, в котором слышится присутствие двух великих коренных племен России: русского и татарского (вернее, булгарского).

Поэтому в вопросе возвращения нашему городу исторического названия «Симбирск» у меня нет сомнений: это произойдет неминуемо!

… Не только городу, но и многим улицам его необходимо вернуть старые названия, чтобы не прерывалась духовная связь поколений. Подобно тому, как новые архитектурные строения не должны разрушать целостного облика города, так и названия улиц должны сочетаться друг с другом. Например, достаточно удачно сочетаются «улица Гончарова» и «сквер Карамзина»: род деятельности и образ мыслей этих людей близки и дополняют друг друга. Но категорически нельзя соединять «улицу Варейкиса», например, с государственником и поэтом Языковым: жизнеустремления этих людей противоположны. А есть улицы, названные именами людей, которые не только не внесли свою лепту в развитие нашего Края, но даже не знали о его существовании: Робеспьера, Марата, Карла Либкнехта, Клары Цеткин…

В заключение все-таки следует добавить: я говорил только о том, что возвращение исторического названия городу – это вопрос, решенный историей. Но каким образом будет происходить переименование? Много ли волнений людям создадут чиновники при перерегистрации документов.

Петр Шушков, симбирянин

Симбирск-Ульяновск… Два слова – и одна большая 360-летняя история. «Город ветров» на просторах огромной страны, улицы, дома и наша память. Память предков и сотен тысяч людей, родившихся и живших в этом городе. Да, историю забывать нельзя!

Я – за развитие и процветание нашего города. Однако с изменением названия все проблемы не решатся, и жизнь лучше не станет. Ведь переименование не завершится одним днем: надо будет менять названия на картах, в атласах, в паспортах. И этим хотят заняться тогда, когда необходимо решать более насущные проблемы: повышение заработной платы, асфальтирование дорог, улучшение жилищно-коммунальных условий, ремонт и постройка новых детских площадок.

А вот когда будут решены все социальные проблемы и стабилизирована экономика города, тогда, я считаю, можно будет заняться его переименованием.

В 1924 году город переименовали в Ульяновск, не спросив жителей. Не хочется повторения ошибок прошлого. Нужно будет провести открытое голосование (референдум), чтобы каждый высказал свое мнение: «за» или «против». И только тогда принимать обдуманное решение.

В заключение хочется сказать о себе. Несмотря на то, что я родился в городе Ульяновске, я знаю, что когда-то он был Симбирском. Я это знаю, и мне этого достаточно.

Андрей Федоров, студент

Улочки старые города древнего,

Новые улицы города Ленина!

С детства знакомые, с детства

любимые Улицы близкие, улицы милые!

Здесь я мальчишкой бродил по булыжникам,

В школу ходил каждый день с новыми мыслями.

Здесь я о жизни узнал очень много.

Стали вы в жизни мне главной дорогой!

Помню булыжник, настил в три доски

И ветхих домов переулки косые.

Помню огромный заросший пустырь

Там, где дома разрослись ввысь и вширь!

Все это было, но годы идут –

Новые улицы к дому ведут.

В зелень деревьев одели асфальт…

Все здесь красиво и радует взгляд!

Улицы эти – мой главный маршрут,

По ним я когда-то ходил в институт.

Улицы эти считаю я домом –

Здесь я все знаю, и все мне знакомо!

Улочки старые города древнего,

Новые улицы города Ленина!

С детства знакомые, с детства любимые,

Улицы близкие, улицы милые!

Геннадий Сивохин, житель Ульяновска с 1946 года

Ленин был бы против?

Тезисы в обоснование возвращения городу Ульяновску его первоначального имени – Симбирск.

1. Решение о переименовании Симбирска в Ульяновск принималось в 1924 году небольшой группой лиц, представителей правящего большевистского режима в 5-10 человек.

Мнение жителей Симбирска и Симбирской губернии никем не изучалось и никем не учитывалось по той простой причине, что руководителей города и губернии оно вовсе не интересовало. Если исходить из демократического принципа о том, что источником власти, а значит, источником властных решений, затрагивающих интересы всего населения, является народ, то решение это не было всенародным, не было демократическим.

2. Причиной принятия такого решения не было и проявление всенародной любви к Ильичу, как это утверждалось в последующих десятилетиях в коммунистических учебниках. Подавляющее большинство населения (а это в основном крестьяне) было приверженцами эсеровской идеологии и эсеровской земельной программы.

Представления о Ленине среди крестьян Симбирской губернии были весьма смутными. Его кончина не произвела среди крестьян никакого эмоционального потрясения. Поэтому какая-либо позиция крестьянства по поводу переименования Симбирска отсутствовала.

3. Местные большевистские вожди с необыкновенной точностью угадали тайные желания вождей московских, а именно, правящего тогда триумвирата в лице И.В. Сталина, Г.Е. Зиновьева и Л.Б. Каменева.

К этому времени существовал уже город Зиновьевск, переименованный в честь Зиновьева, был город Троцк, переименованный в честь Троцкого. И Сталину, и Каменеву не хотелось ни в чем отставать от названных выше большевистских лидеров. Хотелось городов и селений, которые бы носили их имена. И дело здесь не только в непомерном тщеславии названных лиц. Наличие города, носящего соответствующее имя, как бы укрепляло позиции того или иного вождя во властной структуре, делало пребывание его там пожизненным.

Мощным доводом в пользу реализации этих намерений должен был стать невиданный ранее прецедент переименования Петрограда в Ленинград, Симбирска в Ульяновск. Вместе с тем, в это же время Сталин инициировал кампанию по дискредитации (до известных пределов) В.И. Ленина. Доказательством тому является издание третьего собрания сочинений В.И. Ленина с приложением к нему документов, нелицеприятно характеризующих Ленина.

4. Если бы В.И. Ленин был жив, то, несомненно, был бы категорически против переименования городов, населенных пунктов, площадей, улиц, предприятий, учреждений в его честь. А идея строительства Мавзолея на главной площади страны и строительство Мемориального комплекса на его родине вызвало бы резкое неприятие со стороны Ленина.

Мы проявили бы гораздо большее и подлинное, а не показное, уважение к личности нашего великого земляка, если бы вернули нашему городу его настоящее имя Симбирск. Мавзолей в Москве и Ленинский Мемориал в Ульяновске разрушать не следует по многим причинам. В частности, и Мавзолей и Ленинский Мемориал могли бы служить наглядными пособиями при изучении студентами в курсе политологии характерных черт тоталитарного общества и особенностей его в России.

До 1648 года на территории города и области русские не проживали. На месте нынешнего областного центра находилось небольшое поселение. Оно называлось Симбирск. Существует не меньше трех версий происхождения этого названия. К русскому языку все три никакого отношения не имеют.

Богдан Хитрово мог бы назвать построенную под его руководством крепость и в честь тогдашнего царя Алексея Михайловича Романова, и в свою собственную.

5. Несомненно, что инициатива местных руководителей по переименованию Симбирска в Ульяновск имела в виду получение переделенных выгод и преференций экономического характера для города и губернии.

Нечего говорить о том, что в тоталитарном государстве успешное развитие того или иного региона определялось всецело благосклонным отношением со стороны вождя, диктатора, или, как тогда любили говаривать, стыдливо прикрывая словесной шелухой сущность происходящих процессов, ХОЗЯИН.

Но, увы и ах, как выяснилось буквально через два года, ХОЗЯИН к вновь названному Ульяновску и Ульяновской губернии никаких нежных и трепетных чувств не испытал. Как впрочем, он никогда их не испытывал и к тому, чьим именем был назван Симбирск. То есть, к В.И. Ульянову-Ленину.

Любимая фраза ХОЗЯИНА, сформулированная им в 1929 году в письме в журнал «Пролетарская революция» гласит: «О людях надо судить не по их словам, а по их делам».

Если исходить из этого сталинского указания, то вывод напрашивается вполне определенный. Ничего кроме ненависти Сталин к В.И. Ленину не испытывал, так как Ленин был главным препятствием на его пути к безграничной абсолютной власти, власти, которая была бы больше, чем у любого российского царя или императора.

Показателен эпизод последней встречи Coco Джугашвили со своей матерью – Екатериной Георгиевной.

На вопрос матери: «Кем он работает?» Сталин ответил: «Русским царем».

Ненависть Сталина проявилась в полном объеме в отношении его к родине Ильича.

Последствия эти для города, губернии, а затем области, были катастрофическими.

В 1926 году Ульяновская губерния ликвидируется и включается в состав Средне-Волжского края, а затем в состав Куйбышевской области. Ульяновск перестает быть областным центром и становится городом районного значения.

В годы индустриализации и вплоть до самого начала ВОВ в Ульяновске не было построено ни одного промышленного предприятия, ни одного градообразующего объекта. Тогда как в соседних городах шло бурное строительство заводов, фабрик, объектов социальной инфраструктуры. Ульяновск же оставался по-прежнему одно- и двухэтажным. Первые три пятиэтажки, известные сейчас как Володарские дома, были возведены незадолго до войны. Ульяновск никакого развития не получил. Самым ярким, впечатляющим примером этого является то, что железная дорога Инза-Ульяновск-Уфа до сих пор одноколейная и до сих пор неэлектрофицирована.

Предприятия, которые появились в городе в 40-е гг., были эвакуированы сюда из Москвы, Харькова, Витебска.

19 января 1943 года Ульяновская область была восстановлена. Но восстановлена уродливо, издевательски. Нам не вернули промыт ленно развитые Сызрань, Буинск, Ордатов, Алатырь. Но зато в состав области включили экономически отсталые районы Заволжья и так называемого Южного куста, которые никогда ранее в состав Симбирской губернии не входили. К слову сказать, волевым политическим решением Михаил Андреевич Суслов вдруг в одночасье стал нашим земляком.

Регион, к нашей большой обиде, очень часто называют сейчас в СМИ депрессивным. Так вот, корни этой депрессии, отсталости, неразвитости берут начало с 1924 года, с того момента, когда власть предержащие приняли необдуманное решение о переименовании Симбирска в Ульяновск.

Оставайся он Симбирском, не действовал бы он на ХОЗЯИНА так раздражающе. Вполне возможно, не было бы разрушительных последствий ненависти Сталина к Ленину и ненависть первого не возбуждалась бы каждый раз, стоило ему только обратить свой взор к карте Среднего Поволжья.

Знакомый московский бизнесмен, побывав лишь несколько дней в нашем городе, так сформулировал свои ощущения от результатов управленческой деятельности Горячева, сформулировал надо сказать, образно. Создается такое ощущение, что в конце каждой рабочей недели, где-то по пятницам, вся область вместе со своими руководителями выходит в широкое поле и долго-долго из-под ладошки смотрит на закат солнца, то есть на Запад, не видать ли оттуда второго пришествия социализма на нашу многострадальную малую родину.

«Мягкое вхождение в рынок», – вот как была обозначена экономическая деятельность, а точнее, бездеятельность, губернатора Горячева и его соратников.

Мягкое вхождение очень похоже по сути своей на расхожую шутку по поводу того, что «нельзя быть чуть-чуть беременной». Можно ею или быть, или не быть, третьего не дано. То есть, можно создавать рыночные отношения или не создавать – никакого мягкого вхождения в природе не бывает.

Несмотря на уверения многих, брэнд «Ульяновск» в деле построения капиталистического общества не работает и не будет работать. Первая реакция серьезных бизнесменов всегда такая: «А! Это Ульяновск – островок социализма? Там почти бесплатный хлеб, самый дешевый бензин, там еще в ходу талоны и прочее и прочее».

6. Но Б. Хитрово понимал, что дать имя городу – это прежде всего политическая акция. Это акция заложит фундамент будущих отношений между пришедшими сюда русскими и местным населением. Отношения эти и царь Алексей Михайлович и Хитрово мыслили как мирные, как отношения сотрудничества, взаимного уважения, но не вражды и, тем более, бесконечной войны. Поэтому Хитрово назвал крепость и городок Симбирском.

Тем самым он заявил, что русские пришли сюда не покоряться. Не грабить, не разорять, а вместе жить и работать.

Заявляя о своем уважении к Богдану Хитрово, в частности тем, что наконец-то возводим ему памятник, не плохо было бы взять в качестве примера стремление и умение основателя нашего родного города налаживать такие отношения между людьми различных национальностей и разного вероисповедания, которые бы укрепляли единство и прочность Российского государства. А эта задача и в начале 21 века более чем актуальна.

7. Причинами переименования в 1924 году Симбирска в Ульяновск стали разрушение и последовавшая за этим утрата исторического мышления у правящей элиты страны и нашего региона в частности.

Полагаю, что историческое мышление представляет собой умение мыслить во времени.

По меньшей мере, масштабами нескольких столетий. А не пятью годами до своего прихода к власти и двумя после ухода. Историческое мышление – это умение и желание соотносить свои замыслы с историческим прошлым региона и с тем, как они отзовутся хотя бы лет через сто.

Возвращение первоначального имени города стало бы началом трудного и длительного процесса воссоздания исторического мышления у правящей элиты и рядовых граждан.

8. Возращение нашему городу его подлинного имени позволило бы быстро и достаточно безболезненно для общественного сознания решить еще одну немаловажную задачу. Давно назрела необходимость вернуть историческое название части улиц в центре города. Некоторые из них названы именами революционных деятелей Франции, Германии. За что им такая честь? В нашем городе они никогда не были, ничего полезного для него не сделали, да и вряд ли когда слышали о каком-то там Симбирске на какой-то там Волге.

Названия этих улиц неудобопроизносимы, они чужие для нашего языка и слуха. Фамилии Робеспьера, Марата, Либкнехта и пр. ничего не говорят основной массе наших горожан. На вопрос: «Кто это?» обычно отвечают: «Это такой человек», «Это такой революционер». И все!

А вопрос «Что такое третий интернационал?» приводит наших современников в такое же замешательство, в какое был приведен В. Чапаев в известном эпизоде одноименного кинофильма.

В этом вопросе неплохо бы поучиться у наших предков. Не такие уж они были исторически ограниченные, как уверяли нас в этом коммунистические учебники по истории. Так, например, была в Симбирске до 1917 года улица Б. Казанская. Почему она так называлась? Да по ней ехали в сторону Казани. Как ехали в сторону Москвы по улице Московской, в сторону Саратова по ул. Большой Саратовской, в сторону Чебоксар по ул. Чебоксарской и т.д.

И такие названия имели глубочайший политический смысл. Заявлялось о том, что Симбирск не сам по себе, что он не единственный на русской земле, что он тесно и неразрывно связан и с Москвой и с Казанью, и с Саратовом, и с Чебоксарами и т.д. В сознании людей утверждалась мысль о единстве Российского государства, о нерушимости его.

9. Возращение Ульяновску его родного имени имело бы и огромное воспитательное значение. А то, что у наших людей надо формировать беспрестанно, систематически чувство уважения к нашей истории, чувства любви к Родине, чувство гордости за тех, кто здесь жил ранее, – вопрос бесспорный.

Без этих чувств не сделать жизнь в городе и области счастливой, интересной, полнокровной, комфортной. «…Разруха сидит не в клозетах, а в головах!» – утверждал профессор Преображенский в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

Я позволю себе смелость заявить, что из голов, в первую очередь, ее надо, наконец-то, убрать.

А.И. Смирнов, декан исторического факультета Ульяновского государственного педагогического университета

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *